Что проверяют в ходе аудита. Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита. Изучая расчеты с кредиторами, аудитор проверяет

Чтобы работа предприятия всегда имела положительную динамику, необходимо периодически проверять, насколько эффективно она управляется и правильно ли происходит распределение внутренних ресурсов и денежных средств. Одним из самых популярных способов сбора информации и анализа разрозненных данных о работе организации является проведение аудиторской проверки.

При помощи регулярного аудита можно реально оценивать экономическую деятельность компании и правильно ее контролировать.

Аудиторский контроль в организации позволяет проверить соответствие работы бухгалтерии актуальным законодательным актам и проследить за выполнением правил, которые находят свое отражение в разнообразной экономической и юридической документации.

Что такое аудиторская проверка?

Как правило, аудиторские проверки делаются независимыми фирмами или частными внешними аудиторами и содержат ряд обязательных этапов, включая сбор, оценку и анализ полученных сведений. Анализ собранных данных помогает улучшить работу компании и стабилизировать ее финансовое положение.

Цель аудита состоит в получении выводов о том, правильно ли в организации ведется бухгалтерский отчет и насколько финансовая отчетность соответствует реальному положению дел.

Проверка индивидуального предпринимателя, акционерного общества или любой другой компании внешними аудиторами подразумевает и сбор информации о том, насколько хорошо компания соблюдает нормы налогового законодательства, нет ли каких-либо нарушений закона в ходе хозяйственной деятельности и каково финансовое положение организации.

Для чего нужен аудит компании, каковы его основные цели?

  1. Проверка достоверности сведений, указанных в бухгалтерской документации предприятия;
  2. Проверка остальной документации компании, на основании которой можно сделать выводы о том, насколько правильно функционирует организация;
  3. Выявление нарушений хозяйственной деятельности и их немедленное устранение (или выдача рекомендаций к устранению).

Важно! По результатам проведенной аудиторской проверки организации выдается официальный документ — заключение (если аудит был обязательным) или отчет о проведенных проверках с выводами и рекомендациями специалистов по поводу усовершенствования деятельности организации (при добровольном аудите).

Виды аудиторских проверок

Существует несколько способов классификации аудита, по разным основаниям. Если говорить об общих категориях, то различают независимый аудит (проводится независимой организацией по договору), государственный аудит (заказчик – официальные государственные службы) и внутренний аудит, который делается силами самой компании. Существует деление аудиторских проверок и по профилю деятельности – общая, банковская, налоговая, страховой, аудит внебюджетных фондов и так далее.

Однако основное деление проводится по характеру заказа. В этом разрезе различают обязательный и добровольный аудит, а также аудит по согласованному заданию.

Обязательные проверки

Аудит в обязательном порядке проводится в отношении тех организаций, которые удовлетворяют критериям, подробно изложенным в статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года . Если компания соответствует этим критериям, то она должна каждый год организовывать независимый аудит для проверки своей финансовой и бухгалтерской отчетности.

В результате такого аудита компания получает на руки заключение и подробную письменную информацию о выявленных нарушениях. Иногда обязательный аудит проводится не по требованиям российского законодательства, а по решение собственников компании.

Важно! Если компания обязана проводить у себя ежегодные аудиторские проверки, то она не вправе применять упрощенный способ ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Добровольный аудит

Добровольная аудиторская проверка практически не отличается от обязательной, но проводится исключительно по доброй воле руководства организации или ее собственников. Это позволяет убедиться в правильном ведении бухгалтерской и налоговой документации.

В конце такого аудита руководству выдается аудиторское заключение и дополнительная письменная информация, на которую следует обратить пристальное внимание. Следование полученным рекомендациям поможет в будущем избежать существенных налоговых санкций и крупных штрафов.

Аудит по согласованному заданию

Этот тип аудиторской проверки необходим в случае, когда руководство предприятия точно знает, на какой именно проверке необходимо сделать акцент. В результате аудитор выдаст конкретный ответ на поставленный перед ним вопрос. Задание для согласованного аудита необходимо ставить очень четко, от этого зависит количество процедур, которые обязан будет провести аудитор. Результатом проверки станет отчет с описанием выполненной работы и списком конкретных рекомендаций, в соответствии с заданием.

Как проводят аудиторскую проверку?

Аудит любой компании, вне зависимости от ее организационно-правовой формы, подразумевает прохождение 4 обязательных этапов проверки, среди которых:

  1. Подготовительный этап. Общее знакомство с организацией, изучение ее учредительных документов, оценка рисков, связанных с отраслевым профилем компании, с ее финансовым положением, текучестью кадров, уровнем квалификации сотрудников бухгалтерского отдела и темпами роста производственных мощностей. Сама аудиторская проверка начинается только в том случае, если аудитора удовлетворили все изученные им условия работы. Инициирует проверку письмо-согласие, которое направляется руководству предприятия;
  2. Этап планирования. Планирование начинается с заключения договора между аудитором и организацией, в котором подробно оговариваются сроки будущей проверки, ее стоимость, состав проверяющей группы. Затем согласовывается общий план, включающий стратегии и методы аудита, уровень существенности и прочие важные параметры. Заканчивается этап планирования составлением программы аудита, в которой определяется, насколько глубоко будут проработаны различные участки отчетности;
  3. Основной этап. На основном этапе аудита по заявленным стандартам проводится ряд обязательных процедур – сбор и просмотр первичной документации организации и информации о финансовой деятельности, оценка выборки и изучение отчетных данных, а также оценка уровня существенности и аудиторских рисков, определение соответствия бухгалтерской (финансовой) документации законодательным требованиям, сбор доказательств;
  4. Анализ доказательств и составление заключения. По результатам проведенных мероприятий делается итоговый анализ данных, обобщаются все собранные сведения, формируется отчет о состоянии бухгалтерской документации, руководству компании выдается письменное заключение или отчет о проведенных проверках.

Методы проведения аудиторских проверок

Каждая аудиторская фирма самостоятельно выбирает порядок проведения проверки и методы, которыми она будет руководствоваться при аудите конкретной организации. Довольно часто аудиторы останавливаются на выборочных методах и тестировании, но существуют и иные стратегии работы, специальные подходы. Все они в дальнейшем отражаются в рабочих документах аудиторской компании:

  • Сплошная проверка подразумевает детальное, подробное изучение всей первичной бухгалтерской документации, бухгалтерских (финансовых) отчетов и регистров аналитического и синтетического учета. Такая проверка из-за своей большой трудоемкости используется сравнительно редко. К примеру, при аудите банков очень сложно проверить и сопоставить тысячи лицевых счетов клиентов и выявить правильность проведения операций по ним в финансовых документах;
  • Выборочная проверка позволяет сделать заключение о состоянии дел предприятии на основе изучения относительно малой его части. Проверка документов осуществляется не сплошным потоком, а выборочно. Это может быть и случайный отбор по специальному признаку (с использованием таблицы случайных чисел), и систематический отбор (проверка документов через заданный интервал), и комбинированный отбор (комбинация двух предыдущих методов).

На практике во время аудиторской проверки используют комбинацию методов сплошной и выборочной проверки. Также различают камеральную (документальную) проверку, при которой не требуется выезжать на объект и опрашивать персонал организации, и фактическую проверку, подразумевающую выезд на аудируемый объект.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предназначена для подтверждения достоверности последней. Это, в свою очередь, в значительной степени способствует установлению доверия между компанией и ее партнерами и клиентами, кредитными и прочими организациями.

Общие сведения

Аудиторские проверки представляют собой сбор, анализ и оценку сведений, которые касаются финансового состояния компании. В завершение процесса уполномоченное лицо дает соответствующее заключение. В нем содержатся сведения о правильности либо неправильности составления отчетности, а также о достоверности представленной информации.

Следует сказать, что часто компании не только не опасаются появления специалиста, а, напротив, ждут его. При правильно выбранной аудиторской фирме и грамотно составленном договоре с нею пользу от проводимых мероприятий ощущают и финансовые работники, и менеджмент.

Принципы оказания услуг

Аудиторские проверки могут осуществляться как компетентными компаниями, так и специалистами, ведущими индивидуальную деятельность. Как и прочие отношения коммерческого характера, рассматриваемые мероприятия осуществляются на основании соглашения.

Целью, которую преследуют аудиторские проверки, является выражение компетентного мнения по вопросу достоверности представленных сведений и корректности ведения учета в организации. В задачи мероприятий не входит выявление как можно большего числа ошибок в работе финансового отдела. Все это следует учитывать руководству компании, планирующему проведение аудиторской проверки.

Основные аспекты

Аудиторская проверка отчетности предполагает детальное изучение и анализ взаимосвязи и соответствия первичной документации с информацией, отраженной в учетных бумагах. Необходимо отметить, что специалисты в силу ограниченности во времени могут не осуществить "сплошную" оценку всех операций. Как правило, делается специальная выборка хозяйственных мероприятий, сведения о которых необходимо сверить. Такая организация аудиторской проверки считается нормальной практикой, установленной стандартами.

Ход работы

Специалисты, осуществляющие аудиторские проверки, могут выявить несоответствия действующему законодательству, но не исправить их. Оценка, анализ и описание последствий обнаруженных ошибок оформляются в отдельном документе. Стандарт составления такой бумаги на сегодня отсутствует.

Результат аудиторской проверки может быть оформлен письменно, в виде заключения. В нем указываются все ошибки и недочеты, которые связаны с хозяйственной деятельностью компании, способные оказать влияние на достоверность сведений при учете операций. Кроме этого, в заключении может присутствовать любая информация, которая, по мнению аудиторов, имеет значение для развития предприятия.

Законодательная база

ФЗ, регламентирующий проведение аудита, устанавливает важное правило. В соответствии с ним, на проверяемую компанию налагается обязанность оперативно устранить выявленные нарушения. В связи с этим сотрудники финансового отдела должны тщательно изучить заключение эксперта и как можно скорее приступить к исправлению ошибок.

Отказ компании от устранения недочетов либо внесения соответствующих поправок в документацию будет означать, что аудитор не сможет выдать положительный результат. При этом специалист будет обязан внести в итоговый документ отметки, привлекающие внимание к наличию ряда аспектов, существенно искажающих учетные сведения. В завершение проверки эксперт должен сделать определенные выводы, за которые он будет нести впоследствии ответственность перед лицензирующим органом и клиентом.

Классификация

Аудиторская проверка предприятия может быть инициативной. Она осуществляется в объемах, которые устанавливает руководство компании. Проводятся такого рода мероприятия в любое время. К ним, в частности, можно отнести экспертизу кассовых операций либо налоговых расчетов с бюджетом.

Во время инициативной проверки может быть проведена сплошная оценка всей хозяйственной деятельности компании. Существует и другой вид экспертизы. Обязательная аудиторская проверка осуществляется ежегодно. Она регламентируется законодательно.

Аудиторское заключение: общие сведения

Итоговый документ существенно упрощает взаимодействие с банками, различными госучреждениями, налоговыми органами. Рекомендации специалистов способствуют оптимизации ведения учета. Кроме того, заключение экспертов позволяет руководителям быть в курсе реальных дел в своей компании, вовремя принимать те или иные решения, которые могут улучшить ее положение на рынке.

Принципы составления

Аудиторское заключение должно быть написано на русском языке. Все стоимостные показатели выражаются в российской валюте – рублях. Исправлений в документе быть не должно. По итогам проведенной проверки эксперты выражают свое мнение о соответствии проанализированных сведений действительному положению дел. Заключение может быть безусловно или условно положительным либо отрицательным. Кроме того, эксперт вправе отказаться от выражения своего мнения.

Условно-положительное заключение

Данный тип итогового документа означает, что, кроме указанных в бумаге обстоятельств, отчетность по хозяйственным операциям отражает все существенные аспекты пассивов и активов экономического субъекта на дату проведения проверочного мероприятия. В таком заключении присутствуют также сведения о финансовых показателях деятельности компании за конкретный период. Составление осуществляется в соответствии с нормативным актом, регламентирующим отчетность и бухучет в РФ.

Отрицательный итоговый документ и отказ от выражения мнения

В данном случае в заключении содержатся сведения о том, что представленная отчетность в связи с определенными обстоятельствами не отражает пассивы и активы компании во всех существенных аспектах на дату проведения мероприятий. Кроме того, в документации информация о деятельности приведена не в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухучет в РФ.

Отказ аудитора выражать свое мнение после проведения проверки может означать, что специалист в результате определенных обстоятельств не может дать заключение в соответствии с какой-либо установленной законодательством формой. Выводы экспертов должны быть сформулированы таким образом, чтобы содержание их было очевидным для клиента.

Дополнительные сведения

В итоговом документе объект проверки должен быть представлен в качестве бухгалтерской отчетности. При этом обязательно указывается полное наименование компании и период проведения анализа соответствия. Под термином "бухгалтерская отчетность" следует понимать всю совокупность учетных форм, предусмотренных законодательством.

При составлении итогового документа экспертной фирме следует принимать во внимание существенные обстоятельства, которые были установлены в ходе мероприятий. Такими фактами признаются операции, оказывающие существенное влияние на достоверность предоставляемых сведений. Определение существенности тех или иных обстоятельств производится на основании внутрикорпоративных стандартов в том случае, если действующая на территории РФ законодательная база не устанавливает более жесткие нормы.

"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

К какой бы сфере не относилась деятельность вашей компании, рано или поздно потребуется аудиторская проверка. Это касается не только крупных предприятий с огромным штатом и сложной бухгалтерией, но и небольших фирм. Это важная и ответственная процедура, необходимая в первую очередь самой компании.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка - это сбор, оценка и независимый анализ данных о ведении бухгалтерии и финансовом состоянии компании. Проведение аудиторской проверки дает владельцу бизнеса представление о том, насколько точна бухгалтерия, соответствует ли финансовая отчетность реальному положению дел и нет ли у предприятия проблем с налогами.

В каких случаях может быть назначена процедура

Аудиторская проверка может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательную аудиторскую проверку компания должна проводить ежегодно. Она также может проводиться по решению суда. Ежегодная аудиторская проверка - это требование Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом нормативном акте прописаны не только условия, при которых проверка вменяется в обязанность, но и ее порядок, а также требования к лицам и организациям, которые вправе проводить аудит. Требование обязательной ежегодной аудиторской проверки относится, например, к:

  • любым АО;
  • страховым организациям;
  • компаниям, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • негосударственным пенсионным или иным фондам;
  • кредитным организациям;
  • клиринговым организациям;
  • обществам взаимного страхования;
  • организаторам торговли;
  • акционерным инвестиционным фондам;
  • компаниям (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Однако заказать аудит можно и добровольно, так сказать, в профилактических целях. Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски. Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.

Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы. Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.

Виды аудиторских проверок

Существует определенная классификация типов аудита. В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д. условно аудит можно разделить на следующие типы:

  • банковский;
  • страховых организаций;
  • бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  • государственный.

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  • бухгалтерский;
  • юридический;
  • налоговый и др.

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  • сплошной - анализируется вся документация;
  • выборочный - анализируется определенный сегмент деятельности;
  • комбинированный - анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично - все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  • камеральный - проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;
  • фактический - проводится по месту расположения проверяемого объекта.

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  • единовременный;
  • периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  • внешний - проводится независимыми аудиторами со стороны;
  • внутренний - проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации ее работы.

В зависимости от обязательности проверки аудит может быть:

  • обязательный - проводится в обязательном порядке, процедура регламентируется законодательством;
  • инициативный - инициатором проверки выступает компания.

Этапы проведения аудиторской проверки

Планирование

Прежде чем начать аудиторскую проверку, нужно обсудить со специалистом ряд моментов: стратегию проведения проверки, ее методы и тип, состав команды работников, которые займутся ею (далеко не всегда хватает только одного аудитора), программу проверки и ее глубину. После заключения договора с аудиторской компанией, в котором четко прописываются сроки выполнения работы, ее объем и сумма вознаграждения, аудитор приступает к работе.

Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

Специалист изучает учредительную документацию, а также рассматривает скорость развития компании, финансовую ситуацию на предприятии, оценивает работу бухгалтерии и кадровую политику компании, учитывая при этом отрасль, в которой работает фирма. Важная часть проверки - сбор документов, исследование финансовых отчетов и оценка выборки, а также проверка всей документации и финансовых документов на соответствие требованиям закона.

Подготовка заключения аудиторской проверки

После завершения проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором отражена экспертная оценка достоверности финансовой документации предприятия, а также рекомендации по минимизированию финансовых рисков, заключение о имущественном положении предприятия и выводы о его деятельности за отчетный период.

Аудиторское заключение может быть немодифицированным или модифицированным . Немодифицированное заключение - это положительный результат проверки, не выявившей несоответствия и явных нарушений. Модифицированное заключение означает, что в документации есть недостатки. Такое заключение может содержать:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Важно
Очень часто аудиторы находятся в офисе компании, проходящей проверку. Подготовьте для них удобные рабочие места, а также не забудьте открыть им доступ к бухгалтерской программе в режиме, не позволяющем вносить изменения.

Чтобы сократить время проведения аудиторской проверки, к ней следует тщательно подготовиться. Компания должна предоставить эксперту-аудитору всю организационно-распорядительную документацию, первичные документы (в частности, накладные, счета, акты выполненных работ и прочие), бухгалтерские и налоговые регистры, приходные и расходные кассовые ордеры, исправительные проводки (про этот пункт очень часто забывают, а между тем именно по этому поводу у аудитора нередко возникают вопросы). Если ваша компания уже проходила аудит, будьте готовы предоставить также все предыдущие аудиторские заключения.


Проведение аудиторской проверки требует предельной точности и сосредоточенности, высокого профессионализма, знания законодательства и особенностей бухгалтерского и налогового учета в разных сферах деятельности. Однако скорость работы аудитора зависит не только от его профессиональных качеств, но и от того, насколько хорошо компания подготовилась к проверке. Все описанные выше меры помогут вам сберечь время, а значит - и деньги.


Как заключение аудиторской проверки может сказаться на дальнейшей деятельности компании

«Работа аудитора связана с огромной ответственностью, - говорит Елена Межуева, руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп. - Аудитор отвечает за истинность результатов своего заключения. На практике это означает, что если выводы и сведения, обозначенные в заключении, были неверными или заведомо ложными, из-за чего у компании-заказчика начались проблемы, она имеет полное право взыскать ущерб с аудиторской фирмы. Поэтому заказчик должен быть стопроцентно уверен в компетентности аудитора, ведь последствия неправильно или небрежно проведенной проверки могут быть очень существенными. Сегодня очень много аудиторских фирм, но я не рекомендую обращаться в первую попавшуюся или самую недорогую - вы сами понимаете, что услуги специалистов высокого класса не могут обходиться дешево. В конце концов, речь идет о репутации вашей компании.

КСК групп работает на рынке аудита уже более 20 лет и, согласно рэнкингу «Эксперт РА» за 2016 год, является одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России. Потому мы можем предложить действительно высокий уровень сервиса - у нас на данный момент работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания оказывает весь спектр услуг: от аудита всех типов до помощи в поисках инвестиций, от создания действенных маркетинговых стратегий до разработки системы внутреннего контроля».

P.S. - одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны. Сфера деятельности компании охватывает все услуги, имеющее отношение к налогам, управлению, автоматизации, международному структурированию, маркетингу, правовым вопросам и HR.

Мнение редакции

Важ­ная и не­об­хо­ди­мая часть ауди­тор­ско­го за­клю­че­ния - пол­ная бух­гал­тер­ская от­чет­ность ком­па­нии, ко­то­рая про­хо­ди­ла про­вер­ку. По­за­боть­тесь о сбо­ре не­об­хо­ди­мой до­ку­мен­та­ции за­ра­нее - это зна­чи­тель­но уско­рит про­цесс ауди­та.

Каждый год для бухгалтеров наступает непростой период подготовки годовой отчетности, и большинство из них задаются вопросом «А нужна ли нам аудиторская проверка ?» При положительном ответе на вопрос принимается решение о привлечении профессионалов для проведения аудиторской проверки. Другая часть бухгалтеров задается вопросом «Зачем в принципе нужны аудиторы? Чем они могут нам помочь?»

1. Каким бы компетентным не был бухгалтер, у него может физически не хватить времени на проверку правильности подготовки отчетности. А аудиторская проверка как раз подразумевает тщательный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Как правило, специалисты бухгалтерских служб вынуждены выполнять огромный объем рутинной работы, в результате чего существует риск пропустить последние изменения в законодательстве . А учитывая постоянно меняющее российское законодательство, уследить за изменениями весьма сложно! Поэтому в данной ситуации будет очень полезной информация, которой обладают аудиторы.
Хотим обратить Ваше внимание, что основываюсь на многолетней практике, аудиторы АКГ «Уральский союз» в рамках аудиторской проверки оказывают профессиональные консультации по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета. Информация, полученная в ходе консультаций, позволит бухгалтеру отстаивать свою точку зрения перед контролирующими органами.
3. Аудиторская проверка позволит выявить рискованные хозяйственные операции, и, таким образом, помогут избежать наказаний, предусмотренных Налоговым, Административным, и Уголовным Кодексами Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание , что кроме вышеперечисленного, наша независимая аудиторская проверка позволит выявить скрытые резервы для повышения эффективности работы всего предприятия!
Подведя итого вышесказанного, мы рекомендуем всем бухгалтерам относиться к аудиторам не как к контролирующему органу, который нагрянет внезапно (как налоговая проверка), а исключительно как к союзнику. А уже решать Вам, нужен такой помощник или нет.

Но если Вы все же решили проводить привлечь аудиторскую проверку, то необходимо подготовить к приходу аудиторов определенные документы.

Документы для аудиторской проверки

Перечень документов, которые используют в своей работе аудиторы, приведен ниже:

1. Учредительные документы, распоряжения учредителей;
2. Документы на получение лицензий, патентов и др. видов интеллектуальной собственности;
3. Материалы судебных разбирательств и Решений судебных, вышестоящих и местных органов;
4. Документы и отчеты по получению и использованию бюджетных средств;
5. Отраслевые нормы, правила, указания;
6. Внутрифирменные инструкции и положения;
7. Штатное расписание. Коллективный договор. Положение по оплате труда;
8. Договоры хозяйственные (аренда, поставка, комиссия и т.д.) и другие коммерческие по всем видам деятельности;
9. Приказы производственные, кадровые;
10. Плановые и фактические калькуляции. Сметы. Проекты. Расчеты и обоснования об утверждении регулируемых тарифов и др.;
11. Производственные и другие внутрифирменные отчеты;
12. Плановые и фактические сметы использования собственных фондов Предприятия. Смета представительских расходов. Документы, определяющие распределение прибыли;
13. Приказ по учетной политике. Рабочий план счетов (субсчетов). График документооборота;
14. Документы по постановке на налоговый учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, Уведомление о присвоении кодов в территориальном управлении Госкомстата РФ и другие регистрационные документы;
15. Акты сверки по налогам и сборам налоговыми органами. Акты проверки предприятия налоговыми органами;
16. Годовая отчетность с приложениями и пояснениями к ней;
17. Письменная информация и аудиторские заключения по результатам аудиторских проверок, не менее чем за 2 предшествующих финансовых года.
18. Налоговые регистры, расчеты и декларации, справки по расчетам (по всем налогам). Документы, обосновывающие льготы по налоговым расчетам;
19. Главная книга, оборотный баланс;
20. Квартальная и годовая бухгалтерская и статистическая отчетность в полном объеме;
21. Книга покупок и продаж. Журнал регистрации входящих и исходящих счетов-фактур;
22. Журналы-ордера, расшифровки (аналитический учет) по ведению учета на всех балансовых счетах. Сведения, аналитический учет по ведению операций на забалансовых счетах;
23. Акты инвентаризации товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, кассовой наличности, расчетов задолженности и прочих статей баланса;
24. Все первичные документы, подтверждающие данные учета, зафиксированные в журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах;
25. Накладные, закупочные акты, акты приемки, ликвидация, писания, и прочие документы, подтверждающие движение товарно-материальных ценностей. Материальные и товарные отчеты;
26. Акты приема-передачи, ввода в эксплуатацию, ликвидации, реализации, переоценки, карточки и т.д., подтверждающие движение основных средств. Инвентарная опись основных средств;
27. Первичная документация по учету и хранению материально-производственных запасов;
28. Договоры материально-ответственными лицами. Журнал учета выданных доверенностей и другие документы по требованию аудитора;
29. Кассовая книга предприятия, справка об установлении лимита остатка денежной наличности. Кассовые документы (приходные, расходные ордера со всеми приложениями);
30. Авансовые отчеты подотчетных лиц приложениями;
31. Акты взаимозачетов: договоры цессии и другие документы о погашении обязательств. Акты приема-передачи векселей. Акты сверки расчетов контрагентами;
32. Результаты последней и предыдущей инвентаризации;
33. Документы банка (выписки с приложениями). Договоры банковского счета, займа, кредитные. Договоры залога;
34. Документы на приобретение и выбытие ценных бумаг. Книга учета ценных бумаг;
35. Расчеты по заработной плате работников приложением всех документов – оснований для расчета: табеля учета рабочего времени, больничные листы, расчет отпускных; документы, обосновывающие применение льгот по подоходному налогу, трудовые соглашения, договоры подряда, заявления, лицевые счета, налоговые карточки, любые другие документы, относящиеся к расчетам по заработной плате и исчислению подоходного налога. Книга учета депонентов. Договоры займа и другие;