Подготовка кадров для цифровой экономики. Институт «Стрелка» - Кадры и образование для цифровой экономики. Изменения на рынке труда: ключевые термины

Цифровая трансформация должна происходить прежде всего в головах. Причем непрерывно и пожизненно. Таков один из лейтмотивов обсуждений на октябрьском форуме «Открытые инновации», посвящённых современным формам образования и новым стратегиям подготовки кадров. «В своих научных исследованиях я вывел четкую закономерность между способностью усваивать новые знания и темпами роста экономики разных стран», - заявил, в частности, профессор Института Гувера при Университете Стэнфорда Эрик Ханушек.

Мысль о том, что надо постоянно учиться, далеко не нова и в общем-то очевидна. Менее очевидно то, что чем выше темпы научно-технического прогресса, тем быстрее устаревают знания. По некоторым , период полураспада знаний ныне исчисляется уже месяцами, а то и неделями. Да, есть списки профессий (см., например, ), которые будут востребованы в среднесрочной перспективе и к которым есть смысл присмотреться тем, что не хочет остаться без работы в ближайшее время. Однако, по мнению многих спикеров «Открытых инноваций», сейчас нельзя сказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет.

Обратите внимание: есть много вещей, которым можно учиться. Но надо понимать, зачем вам нужны те или иные знания. Проще говоря, необходимо знать, чему учиться. «Научить человека учиться значительно сложнее, чем дать ему конкретные знания», - считает Базми Хусейн, главный технический директор ABB Switzerland.

Года два тому назад на одном международном HR-форуме меня поразил огромный интерес топ-менеджеров средних и крупных предприятий к докладу, автор которого призывал принимать на ключевые должности специалистов не только с учетом уже имеющихся у них знаний и навыков, но и с учетом их способностей быстро находить и усваивать новые знания и применять их на практике. Причем призывами дело не ограничивалось. Автор доклада предлагал методику (и даже компьютерную программу), позволяющую достаточно быстро выявлять такого соискателей.

Похоже, интерес работодателей к специалистам, у которых есть генетическая предрасположенность к непрерывному обучению, с каждым годом растет. И будет расти в обозримом будущем. Во всяком случае, именно такое мнение сложилось у меня под впечатлением ряда докладов, прочитанных в рамках «Открытых технологий». В то же время многие спикеры подчеркивали, что строителям цифровой экономики нужно обладать не только (а может даже не столько) ИТ-знаниями, сколько креативными способностями и коммуникационными навыками. Проще говоря, умением работать в коллективе, умением убеждать коллег и партнеров в своей правоте.

Но мало обладать эффективной системой образования. Надо сделать так, чтобы талантам было комфортно работать в стране. На это, среди прочего, обратила внимание ведущий консультант Всемирного банка Ася Рудковская во время презентации доклада о развитии цифровой экономики в России. Из доклада следует, что в нашей стране ситуация с человеческим капиталом (в смысле его готовности к цифровой экономике) не так уж плоха. Во всяком случае лучше, чем ситуация с законодательством, а также бизнеса, цифровой трансформацией госсектора и многими другими областями.

Неплохо смотрится ситуация с отечественным человеческим капиталом и на международном уровне. Так например, Россия занимала среди 130 стран мира довольно высокое 28-е место в Индексе человеческого капитала Всемирного экономического форума за 2016 год. В докладе Всемирного банка отмечается, что «высокие места в международных рейтингах по развитию человеческого капитала являются отражением преимуществ России в этой области, сохранившихся с советских времен. Рейтинги „Программы международной оценки студентов“ (Program for International Student Assessment, PISA) по чтению, естественным наукам и математике остаются высокими и по сей день. Но подготовка специалистов в области цифровых компетенций недостаточна, поэтому не хватает квалифицированных выпускников в сфере цифровой экономики. Большинство образовательных программ не обновлено и не предусматривает развития ключевых компетенций в области цифровой трансформации».

И чуть далее: «Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни. Директивным органам следует также сосредоточить внимание на предотвращении „утечки мозгов“, привлечении и удержании талантливых специалистов, а также возвращении в страну и привлечении лучших в своей области и наиболее способных специалистов».

А вот еще «ложка дегтя». В «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Дмитрием Медведевым 29 сентября 2018 г., говорится: «Существует разрыв в цифровых навыках между различными группами населения (в 2018 г. доля населения, обладающего цифровыми навыками, составляла лишь 26% по результатам международного исследования PIAAC). Расширяется применение цифровых технологий в системе образования, однако объемы профильной подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Низкая позиция России в рейтинге привлечения талантов „The Global Talent Competitiveness Index“ (53-я позиция в 2018 г.) также характеризует низкий человеческий потенциал при развитии цифровых технологий в экономике, что определяет необходимость привлечения квалифицированных иностранных специалистов и поддержки талантливых школьников и студентов в области математики и информатики». Одним словом, многое надо улучшить.

О важности кадровой составляющей для развития в нашей стране цифровой экономики говорит и то, что в нацпроекте «Цифровая экономика» (в рамках форума «Открытые инновации» его финальный вариант представили вице-премьер Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков) на реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предполагается выделить (до 2024 г.) 139 млрд. руб. Некоторые соображения о том, как должна выглядеть структура федеральных расходов по этому направлению можно найти .

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению программы «Цифровая экономика Российской Федерации ».

Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев , любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности – это всегда люди, которые работают.


По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.

У нас должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Больше выпускать ИТ-специалистов и больше тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если их сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные компании, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы, - добавил Медведев.

Цели

Дорожная карта по направлению «Кадры и образование» содержит 5 основных целей:

  • Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России
  • Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики
  • Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики
  • Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики
  • Создание условий реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Задачи

Для достижения перечисленных целей должны быть решены 13 задач:

  • Мотивировать и содействовать гражданам, в том числе старшего возраста, на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России
  • Сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики
  • Система образования обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты
  • Система высшего и среднего профессионального образования работает в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Система дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Разработать и апробировать концепцию ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики
  • Разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики
  • Создать формат использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации
  • Обеспечить необходимое и достаточное использование профилей компетенций и персональных траекторий развития
  • Обеспечить учет задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций
  • Организационное обеспечение реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Ожидаемые результаты

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018 – 2021 годы, разработчики плана ожидают конкретных результатов. К примеру, должна быть разработана система распространения персональных цифровых сертификатов. Должен появится механизм оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы (цифровой аналог нормативов ГТО). Будут разработаны программы обучения и тестирования, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики. Ожидается появление системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, должен появится приоритетный проект "Цифровая школа" и разработана концепция комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая может быть тиражирована в регионах России . Образовательные организации должны будут приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся и обеспечить персональные траектории их развития. Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогов должны быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (не менее 5000 педагогов ежегодно должны проходить программы повышения квалификации).

Как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появится акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, должно быть создано не менее 7 венчурных фондов с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров для финансирования студенческих стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии.

В стране должна быть создана система цифровых бонусов, позволяющая учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т.п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов, проходить программы акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Должна появиться комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства. В создание и развитие данной среды, как ожидается, будут вовлечены ассоциации и объединения школ, вузов и колледжей, отдельные активные образовательные учреждения, бизнес-объединения и отдельные компании, регионы и отдельные активные территориальные образования.

В период выполнения программы будет отобрано до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. Кроме того, планируется освоение практики учета предпринимательских достижений обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом").

К концу 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом обучение по программам должны пройти 5 млн человек.

Второй день дискуссий будет посвящен двум другим базовым направлениям программы развития цифровой экономики: «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Кадры и образование». Основными целями этих направлений являются создание условий для подготовки кадров, совершенствование системы образования и рынка труда, поддержка прикладных исследований в области цифровой экономики, обеспечивающих технологическую независимость и национальную безопасность.

11:00—13:00. ДИСКУССИЯ «КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ»

У России есть колоссальный опыт создания математических и инженерных моделей, воплощения их в жизнь, в стране сохраняется высокий уровень образования в технических науках. В условиях международной охоты за кадрами и технологиями важно сохранять умеренных протекционизм и находить новые возможности поддержки отечественных талантов и разработок для создания цифровой инфраструктуры в стране. В ходе дискуссии российские и зарубежные эксперты определят основные тенденции развития образования в современном мире, попытаются понять, находится ли российское образование в общемировом тренде, какие основные вызовы стоят перед университетами и как влияет цифровая революция на рынок труда.

Участники дискуссии:

  • Сергей Марданов , директор по связям с университетами в Mail.Ru Group
  • Андрей Шобанов , заместитель директор по научно-методической работе АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД»
  • Дмитрий Волков , директор по развитию образовательных технологий Корпоративного университета «Сбербанка»
  • Елена Першина , директор Блока функциональных компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома»
  • Тамара Шатова , директор по персоналу «МТС» Москва
  • Надежда Сурова , директор Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова,
    член Экспертного Совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям
  • Игорь Агамирзян , вице-президент НИУ ВШЭ
  • Илья Доронов , управляющий директор телеканала РБК

Ключевые темы дискуссии:

  • Подготовка кадров для цифровой экономики: оцифровка образования, формирование компетенций и цифровая грамотность.
  • Перспективы использования ИИ для обучения и оценки компетенций? Симуляторы, виртуальная реальность и другие технологии, которые позволят повысить качество подготовки специалистов.
  • Доступность, эффективность онлайн-образования и его неотъемлемость для образовательного процесса.
  • Рынок труда и востребованные компетенции в цифровую эпоху.
  • Скорость преобразований экономики и ответ системы образования на изменения.
  • Для чего крупным корпорациям корпоративные университеты и какие пробелы в знаниях они восполняют?
  • Что необходимо университетам, чтобы готовить кадры, конкурентоспособные на международном рынке труда?
  • Кто должен учить и чему?

15:00—17:00. ДИСКУССИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДЕЛОВ»

Так называемые «сквозные технологии» радикально меняют ситуацию на существующих рынках или даже создают новые. На сегодняшний день это, например, нейро- и квантовые технологии, робототехника и сенсорика, беспроводная связь и дополненная реальность. Дискуссия будет посвящена поиску решений, как создать систему определения потребностей секторов экономики в «сквозных» или уникальных технологиях, а также формированию эффективных партнерств между ведущими научно-образовательными организациями и бизнес-сообществом. Эксперты постараются сформулировать, какая инфраструктура необходима для проведения опережающих исследований и стимулирования уникальных отечественных разработок.

Участники дискуссии:

  • Арсен Гареев , руководитель группы развития региональных экосистем «РВК»
  • Евгений Осоченко , директор программы «Цифровая трансформация отрасли» — руководитель проектного офиса ГК «Росатом»
  • Силье Барекстен , глава Smart City Oslo Business Region
  • Тина Бережная , академический руководитель образовательной программы «Журналистика данных» ВШЭ, советник генерального директора RT по информационным технологиям

Ключевые темы дискуссий:

  • Международное сотрудничество и интеграция в глобальное научное пространство как важный фактор развития цифровой экономики России.
  • Создание сквозных цифровых технологий на основе отечественных разработок.
  • Какие механизмы поддержки и стимулирования важны для организаций, осуществляющих исследования и разработки?
  • Благодаря чему инновационные предприятия и проекты с высоким коммерческим потенциалом будут способны стать лидерами на глобальных рынках?
  • Образовательные программы и на базе ведущих вузов необходимо проектировать направлению «сквозных» технологий. Место бизнеса в проектировании таких программ.

Конференция проходит в рамках поддержки государственной программы «Цифровая экономика Российской федерации 2024» и является частью летней программы — серии образовательных мероприятий о цифровых технологиях и инновациях, спикерами которых являются мировые лидеры бизнеса, ученые, общественные и политические деятели.