Цели и методы государственного регулирования естественных монополий. Виды монополии и методы регулирования их деятельности. Неценовые методы регулирования

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.

Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Законодательные меры регулирования деятельности монопо­лий - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают:

Запрещение договоров о ценах и разделе рынка;

Установление контроля за разделом рынка и слияниями;

Регулирование наборов предоставляемых доминирующими
продавцами услуг потребителям.

Направленность действия данных мер связана:

а) с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным; б) проведением структурной политики, в ходе ко­торой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий - это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничи­ваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важней­шими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регу­лирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обыч-Но реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего илш нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Цель установления «потолка цены» - увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введе­ние «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемле­мого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную

проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца моно­польной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие опера­тивных расходов и получение справедливого дохода на инвестирован­ный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Естественная монополия - тип рыночной структуры, при кото­ром единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наимень­ших издержках производства. Она присуща отраслям, которые харак­теризуются устойчиво растущей экономией от масштаба производства (трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хо­зяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций). В этих от­раслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способ­ствовать поддержке такого рода монополии, создавая систему мер (кон­троль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляе­мых услуг), противодействующих реализации монополистом имею­щейся рыночной власти.

В случае естественной монополии (рис. 9.7), когда из-за большой Доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRAC ем) на участке ее снижения, уровень LRAC ем всегда будет ниже


конкурентных LRAC K . Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне Q M при цене Р м и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если целью регулирования является оптимизация объ­ема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену P MC , равную предельным издержкам производства LRMC em , что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск Q MC ,. не обеспечивает эффектив-ности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долго­срочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, обще­ство должно либо компенсировать убытки субсидированием производ­ства, либо установить «справедливую цену» Р ем, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRAC eM . В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не до­бивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его уве­личение до Q EM при более низких, чем при совершенной конкуренции Р k ценам Р EM .

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсирова­ны, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «из-


держки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в ка­честве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капи­тальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному заме­щению труда капиталом, что приведет к той же X-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фир­мы. Важно помнить, что установление «потолков цен» чревато возник­новением дефицита продукции.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посред­ством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом слу­чае введение налога вызовет рост издержек и монополист сократит выпуск и поднимет цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно при спросе низкой эластич­ности введение налога на продукцию обернется лишь дополнитель­ными потерями совокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормаль­ную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличает­ся от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производите­ля. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребите­лями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод на­логообложения монопольной прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен». .

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечи­вает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способно­сти продавца оказывать влияние на рыночную цену. . 2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключи-



тельные права, контроль над важнейшими факторами про­изводства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.

3. В зависимости от причин формирования монопольной вла­
сти различают: закрытую монополию, положение которой
защищено законодательно или исключительными правами,
ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию,
для которой обладание монопольной властью является ре­
зультатом ее собственных достижений и всегда имеет вре­
менный характер; естественную монополию, когда эффек­
тивным является размер предприятия, обеспечивающий весь
объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная
власть концентрируется у покупателя.

4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист име­
ет возможность оказывать влияние на рыночную цену пу
тем регулирования величины объема своего выпуска.

5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы,
принуждающие производить с минимальными средними из­
держками, монополист может выбрать любой объем выпус­
ка. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, он вы­
бирает такой объем выпуска, при котором предельная вы­
ручка равна предельным издержкам производства. При этом,
сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назна­
чает цену, превышающую предельные издержки производ­
ства на величину, обратно пропорциональную эластичности
спроса.

6. Так как решение монополиста об объеме предложения за­
висит от изменений эластичности спроса, определяющей
положение кривой предельной выручки, то однозначного со­
отношения между ценой и объемом предложения не суще­
ствует. Поэтому для монопольного рынка кривой предло­
жения, отражающей зависимость между ценой и объемом
предложения, не существует.

7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распо­
лагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий
прибыль монополиста объем предложения будет меньше
конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции
будет выше конкурентной. Осуществляя предложение
в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по
ценам выше предельных издержек производства, монополия
приводит к сокращению общественного благосостояния.


8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издер­жек производства) и использовании (средние издержки про­изводства выше минимальных) ресурсов обусловливает не­обходимость регулирования деятельности монополий, осу­ществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвраще­ние монопольных проявлений, и экономических мер, огра­ничивающих возможности реализации рыночной власти мо­нополии.

Ключевые понятия

Монопсония

Открытая монополия

Потери «мертвого груза»

Предложение в условиях

монополии

Спрос на продукцию монополиста

Экономические меры регулирования

Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.

  • 1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время.
  • 2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.
  • 3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования.

Рассмотрим Рис. 2.1.Естественная монополия, используя свою рыночную власть, может самостоятельно установить выгодное для себя предложение по определённой цене и получать монопольную прибыль, что и является одной из причин регулирования её деятельности.

Рис. 2.1

Однако оптимальный для общества выпуск Q 1 не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде (в размере площади PP 1 CE 1) и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» Р, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LAC. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до Q при более низкой, чем при совершенной конкуренции цене Р.

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост Х-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2.2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и АС), при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен» .

Рис. 2.2

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом, при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях можно свести к следующим:

обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;

использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;

управление развитием экономики в регионах.

Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в Республике Беларусь должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта.

В идеале объективно обусловленные структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности.

Итак, в отраслях естественных монополий необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:

регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы.

регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в Республике Беларусь. Однако уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами;

должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В настоящее время правительство Республики Беларусь владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия.

Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле над работой менеджеров.

Практика показывает, что механический перенос хозяйственных форм, в том числе и регулирования, из одной социально-экономической среды в другую часто не дает желаемого результата. Это и понятно, ведь они возникают в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление выражающееся, в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики.

В развитых странах с рыночной экономикой правовые системы регулирования естественных монополий совершенствовались в течение многих лет, поэтому они, конечно, ушли далеко вперед по сравнению с законодательством Республики Беларусь. Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала:

организация конкурсов за вход на монопольный рынок,

ценовое регулирование деятельности непосредственно на рынке.

Конкуренция на монопольном рынке организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. Конкурс на вход в отрасль естественной монополии был впервые теоретически проанализирован английским экономистом Э. Чедвиком.

Кроме того, эффективную конкуренцию за вход на рынок можно организовать не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству.

Конкурентная борьба за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в Париж в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водой частным фирмами.

Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных или заемных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи.

Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же операторами.

В США доминировавшей до недавнего времени практикой регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в известных пределах.

При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США - соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов и муниципалитетов). Кроме того, здесь повсеместно проводятся публичные слушанья Советов по коммунальным предприятиям - СКП.

Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним еще издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства и продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей.

Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, в случае если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Курсовая работа по экономической теории на тему:

Естественные монополии и их регулирование

Факультет: бизнеса

Группа: ФБ-82

Выполнила: Тодуа И.Г.

Проверил: Шмаков А.В.

Новосибирск

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты 5

1.1 Понятие и определение естественной монополии 5

1.2 Преимущества и недостатки монополий 7

1.3 Способы регулирования естественных монополий 8

2. Естественные монополии в России 16

2.1 Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16

2.2 Особенности естественных монополий России 19

2.3 Антимонопольное регулирование в РФ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованных источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

ВВЕДЕНИЕ

Что собой представляют российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса или неповоротливые структуры, вышедшие из планово-административной системы, тормозящие развитие рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остается острым на протяжении всех лет с начала реализации экономических реформ в России.

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков. Для обеспечения высокой эффективности рыночных отношений необходимо сформировать принципиально новые организационные условия, пересмотреть сложившиеся при плановой экономике методы управления и регулирования деятельностью естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики.

Существует большое количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков, одним из таких состояний является монополия. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой фирма-монополист является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. При таких условиях производители могут диктовать свои условия потребителям, причем эти условия не соответствуют их интересам. Чтобы избежать образований монополий в государстве с рыночным типом экономики, применяется антимонопольные законодательные акты. Но в тоже время в законе существует такое понятие как естественная монополия, этот закон допускает существование монополий в некоторых областях экономики страны и регулирует их деятельность.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является один из видов несовершенной конкуренции - монополия.

Предмет исследования - понятие «естественная монополия» и способы ее регулирования.

Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.

1) дать определение понятия естественная монополия;

2) структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;

3) определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;

4) рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

В работе я использовала законодательство Российской Федерации, статистические данные, официальные данные с сайтов компаний российских естественных монополий, статьи, книги, учебные пособия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие и определение естественной монополии

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Ниже представлены несколько определений, взятые из различных словарей:

a) Современный экономический словарь : естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности;

b) Экономико-математический словарь : естественная монополия - ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города);

c) Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право» : естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В этой работе, я буду отталкиваться от определения, которое прописано в федеральном законе №147-ФЗ от 17 августа 1995 года , потому, что речь также идет и о потенциально опасных производствах, где осуществление контроля намного легче в условиях монополизации, примером является атомная энергетика.

Согласно этому закону: естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Исходя из этого определения, получается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай и получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка спроса, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Такой подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволять монополисту диктовать свои условия потребителям, но при этом дать ему возможность успешно функционировать и развиваться .

1.2. Преимущества и недостатки монополий

В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Χ-неэффективности.

Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один".

Монополией принято называть прежде всего исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.

Типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:

Государственные монополии;

Естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", от 19 июня 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" и др.).

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях").

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях":

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства. Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Они могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

Естественные монополии.

Добросовестная конкуренция - одно из основных условий существова­ния товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозмож­на и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии. Спе­цифика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное вни­мание к ним государства.

Основной задачей государства является достижение баланса интересов по­требителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступ­ность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функциони­рование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Естественная монополия - это состояние товарного рын­ка, которое характеризуется следующими признаками:

Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особеннос­тей производства;

Товары, производимые субъектами естественной моно­полии, не могут быть заменены в потреблении другими това­рами;

Спрос на данном товарном рынке на товары, произво­димые субъектами естественных монополий, в меньшей сте­пени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъекты естественных монополий доми­нируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотрен­ные Законом о конкуренции. При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законо­дательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъек­тами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального ха­рактера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодо­рожном транспорте», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государствен­ном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и др.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсут­ствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на еди­ницу товара по мере увеличения объема производства), а товары, про­изводимые субъектами естественной монополии, не могут быть заме­нены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распрост­раняется на определенные в его ст. 4 сферы:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро­водам;

Транспортировка газа по трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий и контроля за ней образованы федеральные органы исполнительной власти:

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам";

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".

Органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования деятельности субъ­екта. Субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регу­лирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Например, ве­дется Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регу­лирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами 2 ;

2) неценовой метод:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регули­рования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе прини­мается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод дол­жен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные плате­жи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность по­требителей от места производства, соответствие качества товаров спросу по­требителей, меры государственной поддержки и др.

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

Введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъ­ектов;

Включения в реестр субъектов естественных монополий либо исключе­ния из него;

Применяемых к конкретному субъекту методов регулирования.

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнитель­ной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регу­лирования естественных монополий необходимую информацию.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах де­ятельности субъектов естественных монополий осуществляется государст­венный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в от­ношении субъектов естественных монополий. Такой контроль может быть двух видов: предварительный и последующий.

1. Предварительный контроль предусматривает обязательное представле­ние в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Предварительный контроль осуществляется при совершении действий, определенных п. 2 ст. 7 Федераль­ного закона «О естественных монополиях». Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основ­ные средства или право пользования основными средствами, не предназначен­ными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применя­ется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естествен­ной монополии по последнему утвержденному балансу.

2. Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление ор­гана регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п. 4 этой же статьи. В частности, необходимо уведомлять о сделках по приоб­ретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Особое положение субъектов естественных монополий предопределило необходимость ограничения их экономической свободы. Так, субъекты есте­ственных монополий не вправе отказываться от заключения договора с от­дельными потребителями на производство (реализацию) товаров при нали­чии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор. Кроме того, субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о сво­ей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

При выявлении нарушений и сфере естественной монополии, для их пре­сечения соответствующий орган государственного регулирования вправе на­правлять субъектам обязательные для исполнения предписания. Такие же предписания могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления - об отмене или изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному закону «О естественных монополиях».

Нормативно-правовыми актами регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утверждены формы решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушени­ях в данной сфере.

За нарушения данного Закона предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Перечень составов правонарушений и мер ответственности содержится в главе 4. Кроме того, если действиями (бездей­ствием) субъекта естественной монополии причинены убытки другому хо­зяйствующему субъекту, они подлежат возмещению. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, получен­ную им в результате нарушений Федерального закона «О естественных моно­полиях».

Специфика банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса установлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъек­тов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Данный закон определяет особенности признания банкротами и проведения процедур банкротства должников для субъектов естественных монополий, основная де­ятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефте­продуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубо­проводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий - это предусмотренные законодательством способы установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции. В зависимости от воздействия на предмет можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой. Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены или предельного уровня цен.

Ценовое регулирование

Большинство чисто монополистических отраслей является естественными монополиями, и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными, штатными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.

Ценовая дискриминация

Установление потребителям разных цен, в зависимости от их готовности платить, хотя издержки производства и предложения товаров и услуг одинаковы, демонстрирует возможность аллокативной эффективности (Аллокативная Эффективность - возможность достижения стандартного неоклассического критерия Парето). В этом методе, который обычно называют ценообразованием по Рамсею, информация о ценовой эластичности на различные товары должна быть доступной для эффективного ценообразования (чем выше ценовая эластичность, тем ближе необходимо установить цену к уровню предельных издержек). Наиболее часто встречается возражения, что ценообразование включает в себя перераспределение благосостояния от потребителя (потребительский излишек) производителю. Строгая ценовая дискриминация, часто называемая грабительской дискриминацией, является эффективным методом подавления конкуренции.

Классический анализ ценовой дискриминации основан Пигу, который провел грань меду тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить, то есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место, когда потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который будет варьировать в зависимости от рыночных обстоятельств.

В телефонной связи и электрических сетях деление осуществляется на юридические и физические лица, которые платят различные цены.

Пиковое ценообразование

Когда спрос следует периодическому циклу, в течение которого спрос может быть высоким в некоторые периоды времени и низким в другие, пиковое ценообразование может предлагать ценообразование по предельным издержкам. Когда предельные издержки обычно растут вместе с выпуском, изменение цены позволит отражать более высокие издержки. Установление более высоких цен в периоды пикового спроса может обескуражить пользу, в то время как низкие цены в периоды низкого спроса смогут поддержать использование мощности, которая в противном случае останется бездействующей.

Государственная собственность

В условиях совершенной конкуренции общественно оптимальная цена равна предельным издержкам. В отраслях инфраструктуры предельные издержки оказываются ниже средних валовых издержек. Таким образом, общественно оптимальная цена будет обязательно ниже средних валовых издержек. Государство может обязать компанию обслуживать по цене, равной предельным издержкам, и обеспечить государственное субсидирование, необходимое для покрытия неизбежно возникающих убытков. Выбор этого решения, как правило, влечет за собой полное или частичное проникновение государства в структуру монополии.

С помощью частичного проникновения в структуру классической монополии государства достигается создание так называемой "общественной монополии", коммерческая активность которой регулируется рыночной ситуаций, но механизм управления при этом остается под контролем властей. Тем самым обеспечивается определенная степень конвергенции между чисто частной компанией и сугубо государственной, распределение в которой осуществляется административными методами. Экономическая выгода "общественной монополии" и в том, что она более экономически "непотопляемая" по сравнению с частной: все финансовые неудачи ложатся на плечи налогоплательщиков. Прагматическими аспектами проникновения государств в монополистические структуры являются установка контроля над схемой расходов предприятий, регулирование системы трудозанятости населения, осуществление антиинфляционных мер через прямое регулирование доходов и цен.

Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно отрасли коммунального характера были первоочередными объектами национализации. Причем, в ряде стран (Великобритания, Франция и ряд других) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.п.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительств нередко преобладали неформальные процедуры, в том числе декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п. Понесенные ими потери компенсировались за счет государственного бюджета. Одной из побудительных причин национализации естественно-монопольных отраслей служит то, что правительство несет ответственность за состояние дел в них.

Национализация не всегда эффективный способ решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. Эта система даст наибольший успех, когда нация находится в экстренных условиях - например, во время войны или при наиболее неблагоприятных тенденциях в социально-экономическом развитии - и имеет главную поставленную перед собой задачу - защитить существование самого государственного строя. Однако если нет подобной степени экстремальности, то государственная централизация в такой степени не будет обоснованной, поскольку тормозит развитие предпринимательской инициативы.

При доминировании частных компаний контроль осуществляется либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования деятельности непосредственно на рынке.

Конкуренция за монопольный рынок

Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.

Это решение основано на положении, что если существование столь сильного эффекта экономии от масштаба обусловливает единственность поставщика услуги, то конкуренция может быть инициирована только на начальном этапе -при организации торгов за право быть этим поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию.

Для проведения торгов за франшизу на естественную монополию необходимо выполнение следующих условий: наличие нескольких квалифицированных претендентов на право поставки монопольной услуги; исключение сговора между ними; исключение сговора между каким-либо из претендентов и органом, проводящим торги (предполагается, что общество делегирует право на организацию торгов государству). Основной критерий отбора победителя торгов - удельная цена поставки услуг.

Поскольку средние издержки производства услуги естественной монополии в перспективе сокращаются, то для согласования динамики цен и издержек торги за франшизу необходимо проводить периодически. Перспектива перезаключения договоров на право монопольной поставки услуг должна усилить стремление как самого владельца временной франшизы, так и его потенциальных конкурентов к поиску более экономичных организационных и производственных технологий.

Обычно выделяют следующие недостатки простой модели торгов за франшизу: эта модель не предусматривает механизма адаптации бизнеса победителя торгов к непредвиденным обстоятельствам, а возникновение таких обстоятельств представляется весьма вероятным. Использование минимальной удельной цены поставки услуги как единственного критерия может привести к ухудшению ее качества. Оценка различных сочетаний факторов производства, способных обеспечить приемлемое качество услуги, - сложная проблема, неразрешимая в рамках простой модели торгов.

Справедливому аннулированию франшизы органом, ее выдавшим, может препятствовать ряд факторов: перспектива судебного разбирательства, а следовательно, и появление транзакционных издержек; вероятность того, что придется отвечать за присуждение франшизы фирме, оказавшейся не в состоянии выполнить условия договора; налаживание неформальных отношений фирмы-победителя с государственными чиновниками. То есть фирма-победитель может оказать давление на чиновников и тем самым предотвратить неблагоприятное развитие событий. В результате прежний победитель получит неоправданные конкурентные преимущества.

Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат, либо создаются за счет государства, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае не важно) средств.

Государственное регулирование предполагает, что деятельность предприятий в данных отраслях подчинена получению прибыли. Это возможно, когда они или уже приватизированы, или превращены в акционерные компании, принадлежащие государственной казне. Или, наконец, прекращено их субсидирование, которое позволяло им не обращать внимания на положение на рынке. Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей может происходить в соответствии с тремя основными вариантами. Во-первых, возможен государственный надзор за деятельностью доминирующей фирмы в соответствии с антимонопольным законодательством. Два других варианта представляют собой различные модели. В основе одной из них - регулирование нормы прибыли (регулирование на основе учета издержек, традиционно принятое в США), другой - регулирование верхнего предела тарифа (стимулирующее регулирование).

Регулирование нормы прибыли

Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, которую называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой естественной монополии. При такой системе все аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Поэтому тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Основная политика при расчете разумной прибыли исходит из отсутствия полной гарантии ее получения вкладчиками. Не учитывается возможность случайных факторов, таких как погодные условия или общеэкономическая ситуация. Однако вложения в монопольные фирмы, деятельность которых застрахована от случайностей рынка, являются малорисковыми и потому при расчете тарифов закладывается невысокий процент доходности акций. Процедура определения тарифа состоит из трех этапов - выявление текущих издержек, инвестиций и задание нормы прибыли на инвестиции. Определение текущих издержек в большинстве штатов происходит по единой системе счетоводства, обязательной для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг. Оценка инвестиций - один из самых сложных аспектов в данной модели регулирования, так как капитальные вложения можно оценивать по-разному. На практике отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулирующей комиссией нормативов. Кроме того, в базу включается только та часть инвестиций, которая была признана оправданной. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней - доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей.

Х-неэффективность

Особенностью рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать этот показатель на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает - конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек.

Неценовое регулирование

Неценовой метод основан на принципе удовлетворения; потребностей. Он позволяет определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии е учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей. Орган регулирования принимает решение о применении методов регулирования на основе анализа деятельности субъекта естественной монополии.

В настоящее время в России почти нет естественных монополий, регулирование деятельности которых не осуществлялось бы тем или иным образом. Широко применяется регулирование цен и тарифов на продукцию, производимую предприятиями-монополистами. Однако в каждом конкретном случае ценовое регулирование имеет свои особенности и существенные недостатки, связанные в одних случаях с необоснованностью устанавливаемых фиксированных расценок, в других - с невозможностью проконтролировать соблюдение нормативов ценообразования при установлении цен, исходя из норматива рентабельности к себестоимости конкретной продукции. В отличие от категории естественной монополии режим государственной монополии применялся в экономико-правовой системе нашей страны на разных этапах ее развития. В 20-е годы XX века, например, существовала государственная монополия на золото, платину, хлопок, кожу, рис и т.д.