Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в россии. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями При реквизиции имущества иностранному инв

Сложно переоценить плюсы привлечения инвестиций. Это и дополнительное финансирование крупных проектов, и обмен опытом, и доступ к современным технологиям и новым способам организации производства. Выгоду из вложения средств в экономику другой страны извлекает и иностранный инвестор. Чтобы представлять свои интересы в РФ, вкладчик должен уяснить свои права и ограничения, налагаемые местным законодательством.

Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:

  • подавление местного производства;
  • деградация традиционных отраслей экономики;
  • отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
  • нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.

И в то же время на экономику России положительно влияют:

  • рост объема капиталовложений;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • расширение ассортимента продукции;
  • приток валюты;
  • дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
  • укрепление международной репутации РФ;
  • заинтересованность новых инвесторов и т.д.

Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.

Иностранный инвестор: определение

Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал. В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором - о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом. Таким образом, иностранный инвестор – это подданный другой страны, апатрид, или организация, принадлежащая к иному государству.

Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:

  • частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
  • государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).

Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:

  • валюты;
  • недвижимости;
  • движимого имущества;
  • имущественных или корпоративных прав;
  • совместного с российскими вкладчиками предприятия;
  • интеллектуальной собственности;
  • ценных бумаг;
  • прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
  • услуг;
  • информации.

Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено. То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств. Это значит, что они должны быть наделены правом заниматься заграничной предпринимательской деятельностью в соответствии с законами своей страны и подчиняться требованиям, содержащимся в федеральных актах.

Кто может быть инвестором

На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.

Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.

Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.

Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:

  1. Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
  2. Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
  3. Экспорт товаров.
  4. Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.

Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения. Федеральное законодательство не требует, чтобы их правовая форма соответствовала принятым в России формам организации юрлиц.

Основные объекты инвестирования

Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.

Принято разделять инвестиции на:

  1. Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
  2. Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
  3. Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).

Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).

Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.

Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России - соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.

Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:

  • условия сотрудничества;
  • порядок раздела продукции;
  • срок предоставления прав на ведение работ;
  • обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.

Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).

СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи). На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства. Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:

  • самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
  • заключать договора с другими инвесторами;
  • владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
  • передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
  • контролировать целевое использование средств;
  • беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
  • объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.

Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:

  • определяет меры по контролю деятельности субъектов;
  • ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
  • решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
  • регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
  • создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.

Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.

К наиболее значимым можно отнести п. 4 ст.1 части первой ГК РФ от 30.11.1994, ст. 210 АПК РФ от 5.05.1995 и ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11.06.1964.

Кроме того, существуют еще и международные (зачастую двусторонние) соглашения, которые оговаривают аспекты взаимного признания прав и обязанностей юридических лиц, определяют их статус, режимы функционирования.

Принято выделять два главных типа режимов: абсолютные и относительные, но чаще используется вторая классификация. Самыми распространенными схемами можно считать национальный режим и принцип наибольшего благоприятствования.

Что предусматривает национальный режим

Согласно Конвенции о защите прав инвестора, подписанной 28 марта 1997 г., на иностранных вкладчиков распространяется национальный режим. Принцип этого юридически обязательного положения устанавливается международными договорами и соглашениями, а также федеральными законодательными актами.

Национальный режим, предоставляемый для иностранных инвесторов в РФ, предполагает, что подданные другой страны, лица без гражданства и юридические лица обладают такими же правами и обязанностями, как российские граждане и компании.

Этот принцип закреплен в Гражданском Кодексе и Конституции РФ.

При определении правового статуса иностранных инвесторов национальный режим является главным принципом. Чаще всего он применяется в отношении:

  • авторских и смежных прав;
  • хозяйственной деятельности иностранных вкладчиков;
  • товаров иностранного производства;
  • свободного доступа в судебные органы;
  • правовой помощи;
  • социального обеспечения.

Правительство устанавливает границы применения этого принципа с учетом интересов страны, а также с целью исключить злоупотребление иностранными вкладчиками своими правами. Различают следующие виды изъятий для иностранных инвесторов: изъятия стимулирующего и ограничительного характера. Указанные меры и льготы устанавливаются российским законодательством.

В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования

В отличие от национального режима, стирающего грань между правами заграничных и отечественных инвесторов, принцип наибольшего благоприятствования уравнивает положение зарубежных организаций и иностранных граждан. В то же время привилегированный правовой режим, в частности, предоставляет иностранным инвесторам одной страны те же права, что получили вкладчики другого государства. Все они вправе рассчитывать на льготы при ввозе оборудования и сырья, освобождение от таможенных налогов и пошлин и т.д.

Воспользоваться преимуществами этого режима могут инвесторы, вкладывающие средства в слаборазвитые отрасли экономики, предприятия, расположенные в труднодоступных регионах со слаборазвитой инфраструктурой и требующие крупных капиталовложений.

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Чтобы не допустить возникновение разрушительных последствий для экономики государства, в РФ существует комплекс мероприятий, контролирующих процесс и сферы вложения капитала. Так, в России практикуется:

  • запрет на допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики;
  • процедура аккредитации, нотификации и лицензирования;
  • запрет на ведение деятельности в определенных сферах экономики;
  • обязательное долевое участие государства в предприятиях, финансируемых зарубежным вкладчиком;
  • установление особого фискального режима;
  • применение концессионных соглашений;
  • контроль всех видов деятельности иностранного инвестора, связанных с разработкой недр и естественных богатств.

Кроме того, государственные органы следят за соблюдением требований, предъявляемых к вкладчику.

Банковская деятельность

Российские власти не возражают против вложения средств и иностранных компаний в уставной капитал отечественных банков. Однако если раньше максимальная доля капитала достигала 50%, то с января 2016 года, согласно порядку, указанному в ст. 18 закона № 372-ФЗ «О банках и банковской деятельности» предельный объем таких вкладов составил 13,44%. Эта цифра обусловлена обязательствами, принятыми РФ при присоединении к ВТО.

Некоторые иностранные инвестиции не учитываются при определении квоты. Как сообщает Центробанк России, доля участия иностранного капитала будет рассчитываться ежегодно.

В инвестировании медиа-бизнеса

С 2016 года вступили в силу поправки в законе о средствах массовой информации. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в российских СМИ не может превышать 20%, хотя до этого времени она составляла 50%.

Действие этих поправок затронуло около 1 000 СМИ с иностранными акционерами. Ограничение вынудило крупные компании пересмотреть структуру акционеров или сменить собственников. Изменения коснулись холдинга «СТС Медиа», печатной прессы (российского издания Forbes, «Ведомостей», The Moscow Times). Рынок покинули NBC Universal и AMC Network.

Участие в страховом бизнесе

Страхование - особая отрасль экономики, цель которой состоит не только в защите имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, но и в создании прочной хозяйственной среды, без которой невозможен экономический рост. Страховой бизнес способствует укреплению финансовой системы РФ за счет постоянных инвестиций в экономику, в том числе иностранных.

Государство строго регламентирует деятельность зарубежных субъектов в страховой отрасли, органы страхового надзора контролируют объем рынка данных услуг (квоты на допустимый размер доли иностранных инвестиций).

Квота рассчитывается как отношение размера вклада инвестора и их дочерних обществ в уставном капитале страховых компаний (СК), к совокупному уставному капиталу СК. Как указывается в п.3 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в РФ», если указанная квота составляет более 50%, органы страхового надзора не лицензируют деятельность СК, являющихся дочерними обществами по отношению к основным организациям-инвесторам или те, у которых доля инвесторов в уставном капитале превышает 49%.

Этот же документ гласит, что оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций страховых компаний может осуществляться только в российских рублях.

В добыче алмазов

Территории, на которых находятся месторождения алмазов, входят в перечень участков недр федерального значения, поэтому получить право на разработку смогут только лицензированные компании.

Как следует из поправок в федеральный закон «О недрах», доступ к месторождениям предоставляется компаниям, в которых инвесторы из-за границы контролируют не более 25% капитала.

Раньше этот порог составлял 10%, но чтобы привлечь стратегических зарубежных вкладчиков в добывающие отрасли, пришлось пойти на уступки. Хотя увеличение доли заграничных инвесторов в управлении компанией не позволит им принимать ключевые решения, эти изменения позволят стимулировать процесс изучения недр и производства минерально-сырьевой базы РФ.

Инвестирование в стратегические общества

Российское законодательство не запрещает вкладчикам осуществлять инвестиции в виде покупки долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ (ХО) со стратегическим значением, и совершении других сделок, предоставляющих им контроль над такими обществами. В ноябре 2014 года Президент РФ подписал проект поправок в закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ, который упрощает порядок инвестиций, но в то же время предписывает:

  • согласовывать сделку с Правительственной комиссией (ст. 7);
  • уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14).

Порядок уведомления содержится в постановлении Правительства РФ от 27.10. 2008 № 795 и предусматривает передачу данных о компании, обладающей акциями (долями) в ХО, и о лицах, контролирующих его.

В сфере землепользования

Принцип национального режима распространяется и на вопросы права собственности. В целом, инвесторы могут покупать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, владеть и пользоваться им на тех же условиях, что российские граждане и юридические лица, но при некоторых ограничениях.

Как правило, эти ограничения затрагивают право собственности на землю. В главе 1 Закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что такие лица не могут приобретать в собственность земельные участки, входящие в перечень земель сельхозназначения.

Льготы для вкладчиков

Налоговые льготы - очередной способ стимулирования зарубежных владельцев капитала. Предоставление иностранным инвесторам льготных кредитов или гарантий по кредитам является для них отличной финансовой мотивацией.

Размер и условия предоставления льгот зависят от доли вкладчика в уставном капитале организации. Согласно ст. 5. закона «Об иностранных инвестициях в РФ», если инвестор владеет 10% и более доли в уставном капитале организации, то при реинвестировании он может пользоваться всеми льготами, перечисленными в этом законе. Аналогичные условия распространяются на российские компании, получающие статус организации с заграничными вкладами.

Кроме того, льготы для иностранных инвесторов могут быть нетарифного характера. Например, если капитал компании на 30% состоит из зарубежных инвестиций, она вправе экспортировать произведенную продукцию без лицензии.

Региональные льготы

Федеральные власти допускают, чтобы органы самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий на региональном уровне:

  • предоставляли зарубежным вкладчикам льготы и гарантии;
  • финансировали и иными способами поддерживали инвестиционные проекты иностранных вкладчиков.

Для этого они могут использовать местные бюджетные средства, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные материальные ресурсы.

Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон

О правах иностранных инвесторов

Зарубежный вкладчик обладает немалой свободой действий на территории РФ. Например, он

вправе приобретать акции коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, принимать участие в приватизации объектов собственности, арендовать земельные участки, использовать недвижимость и природные ресурсы страны. Более того, в российском законодательстве содержатся основные гарантии прав заграничных вкладчиков на территории государства.

В соответствии с законами РФ, иностранный инвестор имеет право вывезти из страны имущество и информацию, первоначально ввезенные в Россию в качестве иностранной инвестиции.

В этом случае на него не распространяются принципы квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим подробнее основные права зарубежных вкладчиков.

Суброгация

Главная проблема международного инвестиционного права - обеспечение защиты вкладов. Ни один инвестор, вкладывающий капитал в нестабильную российскую экономику, не застрахован от применения ограничений или мер принудительного изъятия: национализации, реквизиции и т.д.

В какой-то мере защитить права иностранного инвестора может принцип суброгации, который действует в инвестиционном законодательстве праве отдельных стран и международном праве.

Риски могут быть политическими/некоммерческими (военные действия, гражданские беспорядки, национализация и другие формы принудительного изъятия собственности). Обычно страхованием инвестиций в этом случае занимаются государственные или международные страховые организации, действующие от имени страны-экспортера капитала.

Схема гарантирования инвестиций на национальном и международном уровнях подразумевает заключение страхового договора между инвестором и гарантирующим органом.

Компенсация при реквизиции или национализации

В целом имущество вкладчиков нельзя изъять, реквизировать или национализировать. Инвесторы вкладчики вправе требовать возмещения убытков, понесенных из-за незаконных действий или бездействия государственных органов и должностных лиц.

При реквизиции или национализации имущества иностранному инвестору выплачивается полная стоимость реквизируемого имущества и другие убытки. Если обстоятельства, в связи с которыми производится реквизиция, больше не действуют, зарубежный вкладчик может обратиться в суд с требованием возвратить сохранившееся имущество. При этом он обязан вернуть полученную сумму компенсации, учитывая потери от снижения стоимости собственности.

Компенсация за изъятие инвестиций, предоставленных иностранными инвесторами, должна выплачиваться в предельно короткие сроки, без необоснованной задержки.

Применение стабилизационной оговорки

Для налогообложения инвесторов характерно действие «стабилизационной оговорки» - важной гарантии инвестиций, направленной против ужесточения налогового бремени. Эта особенность налогообложения учитывается и применяется судами, рассматривающими споры, связанные с защитой иностранных инвесторов.

Применение стабилизационной оговорки к иностранному инвестору защищает интересы вкладчика от ужесточения законов страны-реципиента, регулирующих режим инвестиций. Если национальное законодательство изменяется в неблагоприятном для инвестора направлении, он может рассчитывать на отсрочку применения этих изменений.

Впервые стабилизационная оговорка обсуждалась в ст. 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ее применение в новом Законе об иностранных инвестициях зависит от ряда условий. Этот принцип:

  • распространяется на коммерческие организации с заграничными инвестициями в объеме не менее 25% в уставном капитале и на инвесторов/организации, вложивших средства в приоритетные проекты.
  • применяется при ужесточении совокупной налоговой нагрузки или режима запретов и ограничений в отношении зарубежных вкладов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на дату начала финансирования проекта;
  • гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет со дня начала инвестирования капитала в проект).

Использование доходов от инвестиций

Иностранный инвестор может свободно использовать свои доходы и прибыли на территории РФ для любых не противоречащих российскому законодательству целей. Перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других полученных средств в иностранной валюте, а также реинвестирование полученной прибыли инвесторами нерезидентами относится к основным правам вкладчиков.

Доходами от инвестиций считаются:

  • прибыль, дивиденды, проценты;
  • денежные суммы, полученные во исполнение обязательств по договорам и другим сделкам;
  • средства, полученные вкладчиком после ликвидации компании или отчуждения вложенного имущества, имущественных прав и интеллектуальных прав;
  • компенсации, предусмотренные ст. 8 закона об иностранных инвестициях.

Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

В связи с возможным возникновением проблем в инвестиционном праве законодательство РФ регулирует правоотношения в сфере вложения заграничного капитала. Зарубежные инвесторы и коммерческие организации, получившие инвестиции, подчиняются общим и специальным нормам налогового законодательства России (Налоговый Кодекс, федеральные законы, инструкции МНС и Госналогслужбы России.).

Правоотношения в этой сфере также координируются международными договорами. При этом нужно учитывать, что нормы международных соглашений важнее требований российского законодательства.

Международно-правовое регламентирование вкладов

Главными документами в сфере инвестиционной деятельности считается Вашингтонская конвенция (18.03.1965) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами» и Сеульская конвенция (11.10.1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции позволяет им застраховать свои вклады в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) от утраты инвестиций в результате:

  • войн/гражданских беспорядков;
  • национализации;
  • нарушения договора государством-реципиентом (в области концессионных соглашений);
  • запрета государства на конвертацию местной валюты в свободно конвертируемую.

В случае наступления указанных условий МАГИ выплачивает инвестору компенсацию и перенимает право требования к принимающему государству. Частноправовой конфликт становится публично-правовым спором между агентством и страной-реципиентом. Объем страхового возмещения определяется условиями договора страны с МАГИ.

Внутригосударственное регулирование инвестиций

Зарубежные вкладчики обладают почти такими же правами, что и резиденты РФ. Государственные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России регламентируются Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в РФ».

Национальное регулирование основывается на использовании норм административного и гражданского права, а также специальных законов, регулирующих инвестиционную деятельность.

Российское законодательство предоставляет прямым иностранным инвесторам гарантии с учетом взаимных интересов, обеспечивает отсутствие дискриминации, содержит многочисленные положения о защите от разного рода рисков, подробно оговаривает условия национализации частной собственности, предоставляет благоприятные налоговые, таможенные и административные льготы.

Следует также упомянуть, какие гарантии прав иностранных инвесторов содержит Конституция РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 15 этого документа, международные договоры - составная часть правовой системы страны. Это значит, что гарантировать заграничных вкладчиков призваны договоры с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией, и другие нормативные акты.

Способы разрешения споров в России

Если у заграничных вкладчиков возникают споры относительно осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разбирательства проводятся согласно международных договоров Российской Федерации и федеральных законов в:

  • суде;
  • арбитражном суде;
  • международном арбитраже (третейском суде).

Нужно учитывать, что нет единой международной процедуры, регулирующей рассмотрение инвестиционных споров, а также общепризнанного и общеприменимого права.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

Зарубежные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство РФ. Это означает, что они не будут допускать возникновение нечестной конкуренции и ограничительной деловой практики. К подобным действиям относятся:

  • создание коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиала заграничного юридического лица для производства товара, пользующегося повышенным спросом, и последующая самоликвидация с целью внедрить на рынок аналогичный товар иностранного происхождения;
  • злонамеренное соглашение о ценах/распределении рынков сбыта товара/участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Действительно ли Россия за год стала привлекательнее для иностранных инвесторов: Видео

Закон вводит понятие "приоритетный инвестиционный проект". Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Одним из возможных вариантов реализации жилых домов (квартир) является заключение договоров долевого участия в строительстве (инвестирования) между застройщиком и компанией-инвестором, которая в последующем уступает свои права по договору физическим лицам. Однако при такой модели реализации объектов недвижимости компания-инвестор сталкивается с необходимостью заплатить НДС со своей прибыли, т.е. разницы между ценой уступки права требования физическому лицу, и суммой, уплаченной по договору инвестирования (п. 2 ст. 155 НК РФ).

Рассмотрим налоговые последствия ситуации, когда в качестве такого Инвестора выступает иностранная компания, приобретающая права требования на ранней стадии строительства по цене близкой к себестоимости.

Иностранная компания заключает договор инвестирования в строительство с российским застройщиком и перечисляет ему денежные средства. Перечисленные застройщику инвестиционные денежные средства по сути покрывают только его затраты на строительство и включают в себя совсем небольшое вознаграждение застройщика, однако помогают продолжить строительство и начать «продавать» остальные квартиры по более высокой цене. Деловая цель сотрудничества налицо.

На практике такой иностранный инвестор также ближе к окончанию строительства через российских агентов или агентство недвижимости уступает свои права по договору физическим лицам. Разница между суммой первоначальных инвестиций и ценой уступки составляет прибыль иностранного инвестора.

Особенность состоит в том, что у такого иностранного инвестора не возникает обязанности по уплате НДС и налога на прибыль в Российской Федерации. Разберемся по порядку.

Реализация иностранной организацией имущественных прав, в том числе на жилые дома, подлежит обложению НДС в России, в двух случаях:

  • Деятельность иностранной компании приводит к образованию постоянного представительства в РФ;
  • У иностранной компании хоть не образуется постоянного представительства в России, но местом реализации имущественных прав является Российская Федерация.

Однако, деятельность иностранного инвестора по получению доходов от уступки прав требования по договорам инвестирования (долевого участия) не приведет к образованию постоянного представительства в Российской Федерации , если он не будет заключать такие сделки через какое-либо (отделение) в России, или агента - резидента РФ, действующего от имени и в интересах иностранного инвестора (п. п. 2, 9 ст. 306 НК РФ), кроме случаев реализации имущественных прав через специального агента, основным видом деятельности которого являются операции с недвижимостью.

Таким образом, иностранный инвестор должен заключать все сделки через агентство недвижимости.

Полезным инструментом для финансирования Группы компаний может быть не только займ, используемый повсеместно, но и договор факторинга. Подробнее о финансировании бизнеса с участием иностранной компании см. по этой ссылке в нашем таксБУКе

Второй важный аспект связан с определением места реализации прав по инвестиционному договору в целях исчисления НДС.

Отметим, что в Налоговом кодексе РФ содержатся только правила определения места реализации работ и услуг (ст. 148 НК РФ), но нет положений, разъясняющих, как определять место реализации имущественных прав, когда продавцом выступает иностранная компания.

По мнению Минфина РФ уступка прав требования для целей налогообложения НДС должна считаться услугой, а значит к определению ее места реализации применяются нормы, закрепленные в ст. 148 НК РФ (1). С такой точкой зрения трудно согласится, поскольку передача имущественных прав является самостоятельным объектом обложения НДС наравне с реализацией товаров, работ, услуг в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

(1) письмо Минфина РФ от 18.06.2012 г. № 03-07-08/154

Но даже если уступку права требования иностранной организацией российской компании признавать услугой, следуя разъяснениям Минфина, местом реализации такой услуги не является территория РФ и, следовательно, она не подлежит обложению НДС исходя из следующих положений:

  • уступка прав требования к услугам (работам), прямо перечисленным в ст. 148 НК РФ, не относится;
  • место реализации не указанных в ст. 148 НК РФ услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги;
  • местом осуществления деятельности организации не признается территория РФ, если она не зарегистрирована в России (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Данная позиция подтверждается письмами Минфина от 17.10.2013 г. № 03-07-15/43359, от 18.06.2012 г. № 03-07-08/154, от 19.05.10 № 03-07-08/152 и от 26.06.08 № 03-07-08/154. Более того, в письме Минфина РФ от 17.10.2013 г. среди прочих операций по передаче имущественных прав прямо упоминается передача прав на объекты долевого строительства, осуществляемая иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете и не имеющей постоянного представительства в России.

Иначе говоря, Минфин России не относит уступку имущественных прав по договорам инвестирования (долевого участия в строительстве) к услугам, непосредственно связанным с недвижимым имуществом и указанным в пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации которых в целях исчисления НДС признается Российская Федерация. В результате, риск того, что налоговые органы посчитают такую уступку услугой, непосредственно связанной с недвижимостью в России, и доначислят НДС, - весьма незначительный.

Что касается налога на прибыль, то доходы от договоров уступки прав требования по инвестиционному договору иностранным инвестором конечному покупателю не подлежат обложению налогом на прибыль в РФ на основании п. 2 ст. 309 НК РФ, при условии, что деятельность иностранного инвестора не образует постоянного представительства в РФ.

Важным моментом применительно к налогу на прибыль является то, что иностранный инвестор по договору уступки передает покупателям именно имущественные права на будущие объекты недвижимости. Такую операцию следует отличать от реализации находящегося в России недвижимого имущества, которая в свою очередь подлежит обложению налогом на прибыль в РФ на основании п. 6 ст. 309 НК РФ и ст. 6 международных соглашений об избежании двойного налогообложения. До окончания строительства объектов недвижимости и получения застройщиком разрешения на ввод объектов в эксплуатацию строящиеся объекты нельзя назвать недвижимостью в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и п. 2 ст. 2 ФЗ «Об участии в долевом строительстве». Поэтому нормы, предусматривающие налогообложение доходов от реализации недвижимого имущества в РФ, к данной ситуации не применимы.

Российское агентство недвижимости, в свою очередь, получает вознаграждение за свои услуги по поиску покупателей, которое подлежит обложению в Российской Федерации.

Таким образом, сотрудничество с иностранным инвестором на начальных этапах строительства позволяет застройщику получить необходимый импульс к строительству, а для иностранного инвестора - достаточно понятным способом инвестировать и получать доходы с их налогообложением только в стране своего резидентства.

«Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.» А. Эйнштейн

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России (ст. 5 Закона об иностранных инвестициях). Как указано выше, на территории Российской Федерации иностранным инвесторам предоставляется национальный правовой режим.

По отдельным моментам иностранные инвестиции являются даже более защищенными, чем отечественные капиталовложения. К иностранным инвестициям может применяться так называемая "дедушкина" (стабилизационная) оговорка - то есть применение нормативного акта, действующего на момент начала финансирования проекта, в течение определенного периода времени, в случае принятия нового нормативного акта, ухудшающего положение иностранного инвестора.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования). Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями являются участниками арбитражного процесса независимо от наличия соглашения о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством РФ (статья 6 Закона об иностранных инвестициях).

При этом установлено обязательное предварительно согласование сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) российского предприятия, или иная возможность блокировать решения органов управления такого российского предприятия. Порядок предварительного согласования установлен в статьях 9 – 12 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Исключением, не требующим обязательного предварительного согласования сделок установлено в отношении международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ).

Судебная практика:

Гражданин КНР С. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью – предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, и просил обязать инспекцию осуществить такую регистрацию в пятидневный срок с момента вынесения решения.Отказ в регистрации общества признан судом незаконным. Суд установил, что согласно ст. 6 Закона об иностранных инвестициях иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, довод налогового органа относительно того, что федеральными законами ограничено право иностранного гражданина на создание юридических лиц с иностранными инвестициями, в частности обществ с ограниченной ответственностью, обоснованно отклонен судом как не соответствующий приведенным выше законодательным актам.

2. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ, установленным главой 24 ГК РФ (за исключением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, осуществляемой резидентами особой экономической зоны).

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (статья 382 ГК РФ).

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

3. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 1 ст.8 Закона об иностранных инвестициях).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 статьи 35 Конституции РФ).

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция) (статья 242 ГК РФ).

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (статья 10 Закона об иностранных инвестициях).

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).

4. Гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации

При неблагоприятном изменении российского законодательства (вступление в силу новых федеральных законов или иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры федеральных налогов, или влекущих увеличение налоговой нагрузки) гарантируется стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении:

  1. иностранных инвесторов (коммерческих организаций с иностранными инвестициями, независимо от размера доли или вклада иностранных инвесторов в их уставный или складочный капитал), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты;
  2. коммерческих организаций с иностранными инвестициями с долей или вкладом иностранного инвестора в уставный или складочный капитал свыше 25 процентов, осуществляющих любые инвестиционные проекты.

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями:

  • дифференцировать сроки окупаемости инвестиционных проектов;
  • продлевать срок окупаемости свыше семи лет, если суммарный объем инвестиций при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания необходимой инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.) составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте);
  • устанавливать критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничения осуществления иностранных инвестиций в России;
  • утверждать порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
  • контролировать осуществление обязательств по реализации инвестиционных проектов в сроки их окупаемости.

В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 9 Закона об иностранных инвестициях).

Судебная практика:

Между Обществом и Правительством субъекта РФ был заключен в 1999г. договор об осуществлении инвестиционной деятельности, согласно которому Общество осуществляло инвестиционный проект, а правительство субъекта РФ предоставляло определенные налоговые льготы, в т.ч. освобождение от уплаты налога на прибыль в размере 100% в течение всего периода фактической окупаемости инвестиций и в размере 50% в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций.

В 2005г. Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2004г., в которой заявило налоговую льготу в части платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в субъект РФ. Инспекция предложила ему уплатить в бюджет субъекта РФ суммы налога на прибыль и пеню. В обоснование решения налоговый орган сослался на п.1 ст. 8 Федерального закона от 08.12.03 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 08.12.03 N 163-ФЗ), в соответствии с которым используемая заявителем льгота при исчислении налога на прибыль утрачивала силу с 01.01.2004г.

Суд удовлетворил заявление Общества, указав на то, что использование им льготы по налогу на прибыль, предусмотренной п.9 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", относится к длящимся правоотношениям, к которым не подлежит применению Федеральный закон от 08.12.03 N 163-ФЗ как ухудшающий положение налогоплательщика.

5. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях).

Судебная практика разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвестиций изложена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) № 58 от 18 января 2001г .

Основными положениями данного документа являются следующие:

  1. Правовой статус иностранного юридического лица в арбитражном суде Российской Федерации не может подтверждаться документами, заверенными только иностранной консульской службой
  2. Отказ в государственной регистрации изменений в учредительные документы предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка внесения таких изменений.
  3. Принятие решения о прекращении деятельности акционерного общества с участием иностранного инвестора не может быть осуществлено без ясно выраженного согласия иностранного акционера на ликвидацию такого общества
  4. Правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран (режим наибольшего благоприятствования)
  5. Арбитражный суд прекращает производство по делу об инвестиционном споре, ответчиком по которому является иностранное государство, выступающее в качестве суверена
  6. Арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором выступает лицо, наделенное международными иммунитетами
  7. Иммунитет не распространяется на коммерческую деятельность международной организации, не предусмотренную международными договорами (ее уставом и соглашением о штаб - квартире)
  8. К иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода
  9. Иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации
  10. Платежи, уплаченные таможенным органам Российской Федерации при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд хозяйственного общества с иностранными инвестициями, а также имущества, предназначенного для собственного материального производства, учитываются при уплате налогов в Российской Федерации этим предприятием с иностранными инвестициями
  11. Иностранное юридическое лицо, уплатившее налоги в бюджет Российской Федерации, при исполнении денежного обязательства по внешнеэкономическому контракту не может считаться не исполнившим денежное обязательство
  12. При рассмотрении споров арбитражному суду следует учитывать, что иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации
  13. Иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон
  14. Международные региональные тарифные преференции к иностранным инвесторам применяются лишь при условии происхождения инвестора из государства - участника Соглашения о таких преференциях
  15. Предприятие с иностранными инвестициями не может быть лишено таможенных преференций при отсутствии доказательств его противоправного поведения
  16. Штрафные санкции не применяются к иностранной компании, пользующейся налоговой льготой, на основании распоряжения органа исполнительной власти, принятого с превышением полномочий
  17. При заключении сделок в отношении недвижимости, находящейся в России, иностранный инвестор обязан соблюдать требование законодательства Российской Федерации о регистрации таких сделок
  18. Сделки приватизации с участием иностранных лиц, совершенные с нарушением российского законодательства, признаются недействительными на условиях двусторонней реституции
  19. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения в случае наличия во внешнеэкономическом контракте арбитражной оговорки о том, что споры по контракту разрешаются в международном коммерческом арбитраже "ad hoc"
  20. В случае обращения спорящих сторон арбитражный суд принимает к рассмотрению иск об исполнении договора с иностранным инвестором, содержащего третейскую запись
  21. Арбитражный суд исполняет решение третейского суда при наличии явно выраженного волеизъявления о передаче частного спора в третейский суд
  22. Арбитражный суд принимает иск с участием иностранного лица к рассмотрению в случае наличия норм о подведомственности ему таких споров в международном договоре Российской Федерации

6. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм

В соответствии со ст. 11 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений п. 2 с. 4 Закона об иностранных инвестициях или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

  • доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
  • денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
  • денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Данная статья Закона об иностранных инвестициях не закрепляет свободы перевода за границу еще одного вида доходов иностранного инвестора - заработной платы и иных вознаграждений. В отличие от нее, Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством иностранного государства о поощрении и взаимной защите капиталовложений, кроме указанных в Законе об иностранных инвестициях видов доходов, закрепляет беспрепятственный перевод за границу заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами другой Договаривающейся Стороны, которым разрешено работать в связи с капиталовложением на территории первой Договаривающейся Стороны.

7. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции

Иностранный инвестор, который первоначально ввез в Российскую Федерацию имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации (ст. 12 Закона об иностранных инвестициях).

8. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

Статья 13 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

9. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях).

10. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях).

11. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами государств-членов Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 16 Закона об иностранных инвестициях).

Отдельно о существующих таможенных льготах при ввозе товара на территорию Таможенного союза и судебной практике в этой ссфере речь пойдет в специальной главе, посвященной инвестиционному климату на территории государств-участников Таможенного союза.

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (ст. 17 Закона об иностранных инвестициях).

Последние несколько лет западные инвестфонды уходят с российского рынка недвижимости – на фоне спада экономики и санкций риски повышаются, следует из отчета JLL. В пример она приводит финскую Sponda, еще в 2013 г. объявившую о намерении продать российские проекты. В этом году ситуация достигла пика: австрийская Immofinanz закрыла сделку по продаже пяти московских торговых центров площадью свыше 500 000 кв. м. Сворачивает деятельность в России американский фонд Heitman: он завершает продажу единственного здесь актива – офисной башни комплекса «Метрополис» у ст. м. «Войковская» в Москве. Atrium European Real Estate, бумаги которой торгуются на биржах Вены и Амстердама, выставила на продажу весь российский портфель из семи торговых комплексов «Парк хаус» в Москве и регионах. Кто приходит вместо них?

Только в 2017 г. инвесторы из Азии потратили на покупку недвижимости в Европе и США свыше $20 млрд, по данным JLL. Они не обошли стороной и Россию. Китайская Fosun Group вместе с российской Avica Management Company купили знаменитый «Военторг» на Воздвиженке, а арабская Mubadala Development вместе с Российским фондом прямых инвестиций – 84 000 кв. м складов в «PNK парк – Бекасово» в Московской областич «PNK Толмачево» в Новосибирске. Китайская Vanke Group продолжает переговоры о покупке до 51% в одном из крупнейших владельцев московских офисов – O1 Properties .

Азиатские и ближневосточные фонды в отличие от европейских до сих пор были в меньшей степени представлены на российском рынке недвижимости, а их интерес ограничивался разовыми приобретениями, замечает руководитель отдела JLL Олеся Дзюба. Ситуацию усугубил кризис 2014 г., когда рынок недвижимости встал, добавляет управляющий партнер Capital Global Partners Светлана Кара: инвесторов интересовала доходность на 30% больше, чем мог предложить рынок.

Теперь же их интерес настолько велик, что последние два года каждую вторую встречу JLL проводила с компаниями из Азии и с Ближнего Востока, отмечает Дзюба. Если в 2015 г. из $540 млн иностранных инвестиций на западный капитал приходилось более 95%, то в этом почти 30% из вложенных $700 млн – это азиатские и ближневосточные деньги, подсчитала Ирина Ушакова из CBRE. Фонды из Азии и с Ближнего Востока начали присматриваться к российским активам насколько лет назад, напоминает Кара, но массово сделки не случались из-за долгих согласований. Для них российский рынок нетрадиционный – на его изучение и поиск объектов требовалось время, подтверждает партнер Colliers International Станислав Бибик.

Сейчас приобрести качественные или даже трофейные активы можно по очень привлекательной цене, а их капитализация однозначно вырастет в среднесрочной перспективе, говорит Кара. Стоимость российских активов низкая, подтверждает Дзюба. Кроме того, по ее словам, китайские инвесторы стараются диверсифицировать вложения на фоне замедления роста экономики Китая и ослабления юаня. К тому же сама Россия на фоне санкций активно сотрудничает со странами Азии и Ближнего Востока по многим направлениям, резюмирует она. Поэтому, например, Fosun рынком недвижимости не ограничивается: сейчас в приоритете у компании проекты в сфере инфраструктуры, логистики, здравоохранения, сельского хозяйства, производства продуктов питания и проч., перечисляет исполнительный директор Fosun Russia Таня Энн Тернавская. Эти инвестиции точно будут существеннее, замечает она.