Сбой программы в пенсионном фонде. Пенсионный фонд допустил просрочку по платежам. Нарушения персонифицированного учета и отчетности

Почта Банк создан при поддержке Почты России и банковской группы ВТБ. Теперь на обыкновенной почте можно взять кредит для физических лиц под довольно низкий процент. Потребительские займы в Почта Банке выдаются и пенсионерам.

Более того, для людей на пенсии предусмотрены особые – льготные условия получения кредита. Они касаются не только процентной ставки и возраста заемщика, но также предусмотрены страховые выплаты при получении травмы или госпитализации в результате несчастного случая, возможность в любой момент изменить дату платежа (не более 15 дней от даты текущего платежа).

В Почта Банке кредит пенсионерам можно получить в самом пожилом возрасте: до 80 лет для женщин и 75 лет для мужчин!

Кстати, условия кредитования в Почта Банке физических лиц, которые не являются пенсионерами, можно посмотреть

А в этом обзоре корреспонденты агентства сайт постараются рассказать, как получить наиболее выгодный займ лицам пенсионного возраста. Вариантов, как часто бывает, несколько. Начнем со специального предложения Почта Банка для пенсионеров - потребительского кредита «Льготный».

Кредит для пенсионеров в Почта Банке «Льготный»: проценты и условия

Как уже было сказано, это специальное предложение банка для тех, кто получает пенсию. Чтобы его оформить, надо иметь пенсионное удостоверение и справку из ПФ РФ. Однако, нельзя сказать, что кредит «Льготный» является самым выгодным среди всех предложений Почта-Банка на сегодняшний день.

√ Во-первых, сумма займа не очень большая - всего до 200 тысяч рублей.

√ Во-вторых, ставка тоже не минимальная.

Но процент по кредиту можно немного снизить довольно простым способом. Дело в том, что в Почта-Банке установлены льготные тарифы для зарплатных клиентов и тех, кто получает пенсию на карточку этого банка. Соответственно, для снижения процентов по кредиту пенсионер может перевести получение выплат на счет в Почта-Банке! Сделать это очень просто.

Смотрите также:

Льготные кредиты для пенсионеров в Сбербанке: низкие проценты

Как перевести пенсию на счет в Почта-банке

Повторимся, перевод пенсии на счет в Почта-банк поможет оформить потребительский кредит по сниженной ставке. Для этого надо прийти в Почта-Банк и попросить их сотрудника помочь оформить соответствующее заявление. Затем его надо передать в Пенсионный фонд РФ. И все! Тариф «Пенсионный» устанавливается клиенту автоматически при первом перечислении средств из Пенсионного фонда РФ.

Снизить ставку по кредиту можно и в том случае, если пенсионер переведет в Почта-Банк получение заработной платы. При этом ему установят тарифный план «Зарплатный пенсионер», по которому также предусмотрены определенные льготы.

Те пенсионеры, которые не перевели получение пенсии или зарплаты на счет в Почта-банке, будут получать кредит по тарифу «Базовый».

Теперь, когда мы разобрались с тарифами, перейдет к условиям потребительского кредитования пенсионеров в Почта-Банке.

Условия кредита «Льготный» для пенсионеров в Почта Банке

> Сумма займа: от 20 000 до 200 000 рублей;

> Срок займа: от 1 года до 3 лет

> Возраст заемщика: от 40 до 75 лет для мужчин и от 40 до 80 лет для женщин.

Почта Банк: проценты по кредиту для пенсионеров «Льготный»

Тарифный план

«Базовый»

«Пенсионный»,
«Зарплатный пенсионер»

12 – 36 мес.

12 – 36 мес.

Сумма к выдаче

20 000 – 200 000

20 000 – 200 000

Процентные ставки

Ставка при оформлении услуги
«Гарантированная
ставка»

Комиссия за услугу «Гарантированная
ставка», % от суммы

Услуга «Гарантированная ставка»: что это такое?

Как вы заметили, процент по кредиту в Почта-банке может быть снижена при оформлении услуги «Гарантированная ставка». Многие не знают, что это такое. В самом банке объясняют это следующим образом:

Подключите услугу «Гарантированная ставка» и погашайте займ без просрочек (не менее 12 платежей). При полном погашении займа банк пересчитает ваш кредит по «Гарантированной ставке» и вернет разницу на ваш счет. На первый взгляд, это очень выгодно. Но дело в том, что данная опция платная ! За эту услугу надо будет заплатить определенный процент от суммы кредита. Размер комиссии можно посмотреть в таблице сверху.

Кредиты Почта-Банка для пенсионеров под низкий процент

Выше мы рассмотрели условия и ставки специального кредита «Льготный», который могут оформить только те, кто получает пенсию. Но пенсионеры могут взять в Почта-Банке и другие потребительские кредиты - те, которые доступны всем физическим лицам. Причем под сниженный процент. Разберем их ставки и условия.

Кредит Почта Банка «Первый Почтовый 12,9»

Срок: от 12 до 60 месяцев;

Процентная ставка

Льготные условия для зарплатных клиентов и пенсионеров:

> 11,9% годовых.

Кредит Почта Банка «Суперпочтовый»

Сумма: от 300 001 до 1 млн рублей;

Срок: от 12 до 60 месяцев;

Процентная ставка

Кредит Почта Банка «Первый Почтовый»

Сумма: от 50 до 500 000 рублей;

Срок: от 12 до 60 месяцев;

Процентная ставка

Льготные условия для зарплатных клиентов и пенсионеров:

Кредит Почта Банка «Почтовый»

Сумма: от 50 000 до 500 000 рублей;

Срок: от 12 до 60 месяцев;

Процентная ставка

Льготные условия для зарплатных клиентов и пенсионеров:

Кредит Почта Банка «Зарплатный»

Сумма: от 300 001 до 1 500 000 рублей;

Срок: от 12 до 60 месяцев;

Процентная ставка

Льготные условия для зарплатных клиентов и пенсионеров:

Полезные услуги при оформлении кредита в Почта Банке

Выше мы уже рассказали о такой услуге как «Гарантированная ставка». Но есть и другие. Они помогут сделать погашение кредита более удобным.

1. «Меняю дату платежа» - возможность изменить дату платежа на удобную вам. Вы можете бесплатно воспользоваться услугой 1 раз каждые 12 месяцев с даты заключения договора.

Услуга бесплатная!

2. «Уменьшаю платеж» - возможность снизить размер оставшихся ежемесячных платежей. Вы можете воспользоваться услугой только 1 раз в течение срока кредита.

Услуга бесплатная!

3. «Автопогашение» - подключите любую вашу карту для автоматического платежа по кредиту. В дату платежа нужная сумма будет автоматически списываться с вашей карты. Это удобно, и вам не придется тратить время на посещение банка.

Услуга платная! Комиссия за проведение операций в рамках подключенной услуги «Автопогашение» сегодня составляет 29 рублей.

4. «Пропускаю платеж» - название этой услуги говорит само за себя.

Услуга платная! Комиссия за ее подключение сегодня составляет 300 рублей.

Документы на получение кредита для пенсионеров в Почта Банке

Для оформления потребительского займа надо обратиться в банк со следующим пакетом документов:

  • √ Паспорт гражданина России с постоянной регистрацией в любом субъекте России;
  • √ Пенсионное удостоверение или справка из Пенсионного фонда РФ, подтверждающая получение трудовой пенсии, или пенсионное удостоверение Министерства обороны РФ;
  • √ Номер СНИЛС;
  • √ ИНН номер работодателя, если вы работаете.

Банк Почты России: кредит для пенсионеров - как оформить

Чтобы взять пенсионный кредит в Почта Банке надо:

  • Шаг 1. Подать заявку онлайн через интернет, в клиентском центре или на стойке продаж в отделении Почты России.
  • Шаг 2. Узнать решение по вашей заявке (принимается в течение часа или на следующий рабочий день).
  • Шаг 3. Получить наличные через банкомат или расплачиваться пластиковой картой в течение 5 дней.

При оформлении кредита сотрудник банка бесплатно оформит вам Сберегательный счет с картой. Средства с него вы можете забрать сразу или необходимыми частями. Получить наличные без комиссии вы можете в любом банкомате «Почта Банка» и ВТБ. Карта даст возможность получить наличные в банкомате и оплатить покупки в магазинах по всему миру или Интернете.

Кредиты физических лиц Почта Банка пенсионерам 2019: калькулятор онлайн

С 01.01.2017 ПФР совместно с ФСС осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ). Кроме того, он осуществляет проверки представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Рассмотрим нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Как уже было отмечено выше, объектом проверки Пенсионного фонда будут являться:

    Исчисленные за периоды до 01.01.2017;

    сведения персонифицированного учета и отчетность, представляемая в ПФР.

Нарушения в исчислении страховых взносов

Как следует из ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ, правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов выявляется в ходе выездной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов. Чаще всего споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов, возникают в части выплат, которые не подлежали обложению страховыми взносами. Напомним, что их перечень был приведен в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Заметим, что нормы данной статьи в части необлагаемых выплат аналогичны нормам ст. 422 НК РФ.

Ниже рассмотрим несколько споров, связанных с привлечением плательщиков страховых взносов к ответственности, установленной ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. подлежит обложению страховыми взносами.

В подпункте 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. В ходе проверки, проводимой Пенсионном фондом, было выявлено, что всем сотрудникам организации на основании приказа руководителя была произведена выплата, поименованная «материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников», без обоснования обстоятельств, требующих материальной поддержки работника. Спорные выплаты были установлены в твердой сумме и различались в зависимости от должности, занимаемой работником, что соответствует правилам, содержащимся в положении об оплате труда организации. Выплаты произведены по итогам I квартала и года, то есть не отвечают критериям единовременности. Заявлений и иных доказательств нуждаемости работников в получении дополнительных выплат социального характера нет.

Исследовав представленные на рассмотрение материалы, суд установил, что произведенные работникам организации выплаты в виде материальной помощи зависели от результатов труда и квалификации работников, носили стимулирующий характер и, следовательно, представляли собой одну из форм оплаты труда. Таким образом, ПФР правомерно включил суммы, превышающие 4 000 руб., в облагаемую страховыми взносами базу (см. Постановление АС ВВО от 10.07.2017 № Ф01-2598/2017 по делу № А38-5224/2016).

Средний заработок врачей, участвующих в работе призывной комиссии подлежит обложению страховыми взносами.

В Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017 по делу № А43-25263/2016 рассмотрено нарушение, которое выразилосьв виде неначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченного врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принимавшим участие в работе призывных комиссий по медицинскому осмотру и медицинскому освидетельствованию граждан.

Как отметил суд, согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Время, потраченное на исполнение гособязанностей, подлежит оплате из расчета среднего заработка. Указанные расходы организации с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда подлежат возмещению (пп. 5 п. 2 Правил № 704).

Из приведенных норм следует, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан, облагается страховыми взносами. Таким образом, ГБУЗ обязано начислять страховые взносы на суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий, в связи с чем суд правомерно отказал больнице в удовлетворении заявленных требований.

Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов.

В других судебных решениях рассматривались нарушения в виде неправомерного применения пониженных тарифов страховых взносов. Как следует из пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, право на применение пониженных тарифов предоставлено некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке:

    применяющим УСНО;

    осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).

Как явствует из материалов проверки, проведенной Пенсионным фондом, образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму «муниципальное автономное учреждение». Следовательно, в силу прямого указания закона (пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ) образовательное учреждение не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на него не распространяются положения пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения ПФР о начислении пеней и взыскании штрафа в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (см. постановления АС ВВО от 13.02.2017 № Ф01-6441/2016 по делу № А43-7552/2016, от 10.02.2017 № Ф01-6404/2016 по делу № А43-2765/2016).

Выплаты, которые были признаны судом не подлежащими обложению страховыми взносами.

Отметим, что при рассмотрении материалов проверки, касающихся объекта обложения страховыми взносами, суд не всегда встает на сторону контрольного органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) – в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с вышесказанным эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данной позиции придерживаются суды и в настоящее время. Так, в Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3033/2017 по делу № А31-8523/2016 арбитры отметили, что спорные суммы в базу по страховым взносам не входят, поскольку установлено, что выплаты на лечение и погашение медицинских услуг носят социальный характер и не являются стимулирующими.

В другом судебном решении судьи отметили, что учреждение правомерно не начисляло пенсионные и медицинские взносы на компенсации по оплате аренды жилья, считая их социальными выплатами. Они указали, что оплата найма жилого помещения была предусмотрена законами субъекта РФ как мера социальной поддержки медицинских работников. Такие выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы. А значит, данная компенсация не входит в систему оплаты труда, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 14.03.2017 Ф02-576/2017 по делу № А19-7811/2016).

В следующем судебном решении суд снова встал на сторону страхователя. По мнению ПФР, поскольку г. Иркутск не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стоимость проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая сотрудникам учреждения, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд признал приведенные выводы несостоятельными, указав, что данная компенсация осуществлялась за счет средств целевых субсидий (между Минобрнауки и учреждением в проверяемый период были заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели). Она не являлась оплатой труда, а носила социальный характер, в связи с чем не подлежала обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 10.02.2017 № А19-276/2016 по делу № А19-276/2016).

Следующая спорная ситуация, на которую мы хотели бы обратить внимание, сопряжена с компенсацией за несвоевременную выплату работодателем зарплаты. Порядок ее выплаты обусловлен ст. 236 ТК РФ. С 03.10.2016 размер денежной компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Данные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.

По мнению Минфина (Письмо от 21.03.2017 № 03-15-06/16239), а такжеМинтруда(Письмо от 03.08.2015 № 17-3/В-398), такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В Постановлении АС ЗСО от 13.07.2017 № Ф04-2013/2017 по делу № А27-20794/2016 указано, чтостраховые взносы на сумму денежной компенсации за несвоевременную выплату зарплаты начислять не нужно, поскольку эти выплаты носят компенсационный характер. Они являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от условий трудового и коллективного договоров, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами. Таким образом, в данном случае ответственность в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ не наступает. Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-608/13, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13.

В то же время необходимо отметить: с учетом противоречивых позиций контрольных органов по отдельным вопросам обложения страховыми взносами различных компенсаций в случае невключения их в базу для начисления страховых взносов учреждения должны быть готовы отстаивать свою точку зрения в суде.

Нарушения персонифицированного учета и отчетности

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы) (по форме СЗВ-СТАЖ);

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 56-ФЗ;

3) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность представляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. за каждое такое лицо (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ). Кроме того, к должностным лицам учреждения за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

В Постановлении АС МО от 10.07.2017 № Ф05-8826/2017 по делу № А41-2051/2017 отмечается, что суд первой инстанции привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении 64 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 32 000 руб.

Однако, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суды апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 3 200 руб.

Аналогичное решение о снижении штрафа (с 1 040 000 до 10 000 руб.) за несвоевременное представление персонифицированной отчетности было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 № Ф07-7994/2017 по делу № А44-204/2017. Суд принял в качестве смягчающих обстоятельств:

    нарушение срока представления отчетности в первый раз;

    отсутствие умысла и негативных последствий;

    незначительный период просрочки (один день).

Читателям следует обратить внимание, что в настоящее время действует Инструкция № 766н. В соответствии с п. 39 данной инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Так, в Постановлении от 10.04.2017 № Ф03-924/2017 по делу № А16-1601/2016 АС ДВО указал, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует, поскольку он самостоятельно обнаружил ошибку в представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы до момента выявления такой ошибки органом Пенсионного фонда.

Таким образом, при соблюдении организацией указанного порядка к ней штрафные санкции не могут быть применены.

В заключение отметим, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27-ФЗ).

14 ноября 2017, 11:02

Когда я устраивалась на службу в 2009 году, мне удалось с успехом пройти собеседования на должность менеджера с Сбербанке и специалиста в Управлении ПФР в нашем городе. Делая выбор, я вдруг решила, что мне, матери маленького ребенка, будет лучше предпочесть ПФР - отчего-то эта работа ассоциировалась у меня с беспечным просиживанием брюк в офисе, где чахнут пыльные фикусы, а перешагнувшие пенсионный рубеж сонные сотрудники гоняют бесконечные чаи. Нельзя сказать, что я никогда в жизни столь фатально не ошибалась - были в моей жизни ошибки и большие, но это мое представление оказалось совершенно не соответствующим действительности. Хотя, боюсь, многие это мое заблуждение разделяют.

Если бы мне пришлось охарактеризовать эту работу в двух словах, то это было словосочетание: управляемый хаос. Такая сложная структура организации, которая на первый взор представляется бардаком. Это единственная должность в моей трудовой биографии, когда момент - вот, я все сделал и могу, наконец, расслабится, никогда не наступал. Работа была всегда и всегда ее было много. И всегда она была срочной. И на исполнение ее всегда было отведено ограниченное количество времени, которое вот-вот кончалось. И надо было все успевать - закон не знает такого понятия: не успела!

Я была специалистом по назначению и перерасчету страховых (трудовых) пенсий. В мои обязанности входило - принятие заявлений от населения об установлении (перерасчете) пенсии, оценка правоустанавливающих документов, запрос дополнительных документов, корректный ввод данных в программу, расчет пенсии, формирование пенсионного (выплатного) дела (на бумажном носителе и параллельно в электронном виде), ведение выплатного дела (контроль автоматических перерасчетом, корректировок, индексаций и т.п.). Срок выполнения - 10 дней для назначения, 5 для перерасчета. Календарных дней, то есть если часть срока выпадала на выходные, то это мои проблемы. Готовое дело я отдавала на контроль, где главный специалист проверял корректность ввода данных и правильность расчета, и в случае необходимости возвращал обратно на доработку. Раз в два года все назначенные пенсионные дела подвергались ревизионной проверке. Сотрудники Управления ПФР нести материальную ответственность за правильность назначения. Если ревизия выявляла переплату - то есть вы назначали пенсионеру пенсию выше положенного, то переплаченную сумму были обязаны лично возместить ПФР. Если были недоплаты - то доплачивали, но за недоплаты могли лишить премии. Слава Эдварду, он нас на этот счет миловал, и никаких крупных переплат у нас не было. Один раз в складчику 45 тысяч заплатили - ну, у нас были нормальные сотрудники, и было понимание, что от ошибок не застрахован никто, потому мы предпочитали коллективную ответственность за переплаты.

В общем, структура такая - на одного работника по десять проверяльщиков, и в случае ошибки всегда виноват непосредственный исполнитель. Вся эта система порядком меня раздражала (может, от того, что я была именно исполнителем, а не начальством) - Москва выпускает распоряжение, отправляет его на адрес областного отделения, областное отделение - на адрес районных управлений, начальник управления - начальнику отдела, начальник отдела - старшему специалисту, старший специалист - исполнителю. Как бы всегда хотелось сократить эту цепочку.)) Но почему-то под сокращение в рамках оптимизации всегда попадали исполнители, а не начальники. Уже после моего ухода наше Управление "оптимизировали" на минус пять человек. Исполнителей. Как они теперь там справляются, бедные, я ума не приложу. Одно остается - радоваться, что вовремя сбежала.

Как вы, может быть, понимаете, такая атмосфера к расцвету коррупции среди сотрудников ПФР ничуть не располагала. Ничего иного, как назначить и выплатить пенсию в строгом соответствии с действующим законодательством, у нас не было. Но понимания этого момента у нашего народонаселения как-то нет. Удивительно даже - ведь образованные люди, но почему-то считают, что сотрудники ПФР способны каким-то образом обойти закон: перечислить деньги на свой счет, а не пенсионера. Назначить большую пенсию за взятку. И, вообще - "вы тут с каждой пенсии по 5 рублей имеете!" и "Вам кто понравится, тому вы много и назначите!". Все эти претензии выносятся непосредственному исполнителю, работающему с населением - народным избранникам в Госдуму или Исполнительной Дирекции ПФР на улицу Шаболовка в Москве - отправить свой гнев недовольные отчего-то не спешат. Но надо отметить, Управления ПФР не работают с деньгами! Они работают с документами. Откуда такое представление, что деньги у специалиста в тумбочке лежат, и он такой - бац, по собственному хотению каждому отслюнявливает! О, все не так! Хуже нет, чем распоряжаться казенными деньгами. Не такое государство глупое, чтоб позволять каждому вволю от него откусывать. Я не негодую, на самом деле - так оно и должно быть! Просто будучи в свое время жертвой подобных облыжных обвинений во взяточничестве и коррупции, я очень деликатно отношусь к подобным же обвинениям в адрес других. Это только дикие люди, вроде Божены, считают, что во всех госстуктурах раздолье воровать. Но они - толи судят исключительно по себе, толи попросту не понимают, о чем они говорят. К сожалению, адекватное правовое мировоззрение формируется лишь у людей, у которых есть личный опыт работы в госучреждениях.

В целом, правовой нигилизм в нашей стране - это проблема государственного масштаба. Взять, например, отношение к документам. Преобладает злобное: "без бумажки ты букашка", сопровождаемое яростным презрением ко "всяким справкам". Объяснить иногда бывает тяжело, что это не бумажки, а документы, на основании которых вам устанавливается пожизненная финансовая выплата. И размер, и право на пенсию определяются на основании этих вот "бумажек". Вы деньги будете получать, до конца дней своих! Не с потолка же вам пенсию назначать, а на основании представленных правоустанавливающих документов: о стаже, заработке, смене фамилии, наличии детей и т.д. И не надо гордо швырять на стол инспектора помятую, как из зада вытащенную "бумажку". Уважение должно быть. А трудовые книжки? Какие-то покоцанные, бог знает чем облитые, грязные... у некоторых на титульной странице - имя, отчество, фамилия, дата рождения черт весть чьи! Человек всю жизнь работал и не знал, что у него в трудовой не его данные. А должно быть абсолютное соответствие. Более того - в трудовой книжке для принятия стажа к подсчету должны быть корректно сделаны все записи (с номером и датой приказа о принятии/увольнении), читаться все печати и присутствовать все переименования организации-работодателя (если приняты в ООО "ААА", то из него же и уволены, а не из ЗАО "БББ"), не допускаются исправления - либо исправления должны быть грамотно оформлены. Кадровики, надо отдать им должное, тоже по большей части в трудовых как пьяные пишут. Особенно молодые - которые в 2000-ых годах. Человек работает с 2008 года, а приказ о приеме на работу от 2005-ого! Дата приказа о приеме/увольнении - максимум 3 дня от даты приема/увольнения. Вот они нормальные, ваще? Все тяп-ляп, безответственно, на "отвали!" ... как индивидуальные сведения сдают - это и вовсе зашибись! Если частная контора, то туши свет (надо отдать должное крупные государственные предприятия и бюджетные организации вроде школ и садиков более-менее корректно ведут документацию) - вот прям если государство не контролирует, так у них, у большинства, все так, на авось... налоги не плачены, сведения не сданы, вместо трудового договора какие-то договора услуг, трудовые оформлены абы как... а ведь от этого зависит размер пенсии, на которую человек будет жить до старости! Неужели нельзя ответственно относится к таким важным вещам? Индивидуальные предприниматели - это просто песня. Там не уплачено, здесь - уплачено не вовремя... как бы это объяснить - в страховой стаж для установления пенсии принимаются только периоды работы, в течении которых начислялись (в идеале и уплачивались) страховые взносы в ПФР . То есть - если вы работали, но не платили, в страховой стаж этот период включен не будет. Если работодатель за вас не отсчитывался - эти разногласия решаются в суде и этот период будет внесен в стаж только по решению суда. Все должно быть корректно и грамотно оформлено, в соответствии с требованиями, предьявляемыми текущим законодательством. Нельзя относится к этому халатно.

Всю историю страны можно прочитать по одной трудовой книжке. Безупречный советский период - что-что, а оформление документации в "совке" было на зависть, архивное хранение - отлично, документы времен войны в лучшем состоянии, чем документы за 90-е годы. Черте чего в "святых" 90-ых, несчастные те люди, которые трудились в те времена во всяких шараш-монтажах, которые по своему банкротству бухгалтерские и кадровые документы, не мудрствуя лукаво, выкинули в помойку - концов потом людям не найти...((Ну и отчаянная попытка упорядочения в 2000-ых. Еще косовато, но они хотя бы стараются. Сейчас индивидуальные сведения обязали сдавать 4 раза в год. Под страхом тяжких кар и штрафов. Но теперь - с 2002 года трудовая книжка перестала быть основным документом о стаже застрахованного лица, теперь стаж к подсчету определяется по индивидуальным сведениям из общей электронной базы ПФР. У нас есть наши данные, и отпадает нужда в мятых справках из бухгалтерии. Естественно, эти данные только с 2002 года или даты регистрации в ПТК СПУ. Если у вас есть период работы до этого 2002 года, проверьте свою трудовую книжку. Лучше сразу собрать документы, которые возможно потребуются, чем бегать потом.

За что я любила свою работу... назначая пенсию, словно подводишь закономерный итог всей трудовой деятельности человека. У нас в Управлении была примета - если пенсия "идет легко", все документы собраны, все нормально, трудовая в отличном состоянии - то это пенсионер хороший, невредный. Работает много лет в одной организации, имеет нормальный заработок, выходит на коэффициент заработка - 1,4 - назначать одно удовольствие... а есть, конечно, люди, как Собчак, трудной судьбы. Нигде дольше месяца не работают. В трудовой исправление на исправлении, сама она в таком состоянии, что противно в руки взять, чем-то липким облита (надеюсь, хоть не обоссана), там уволены за прогул, тут - за явление на работу в нетрезвом состоянии... наскрести этим людям требуемый стаж, собрать кучу справок... ой! Весь перематеришься, пока назначишь. Но мы всегда стараемся действовать в пользу пенсионера. Ты же видишь этих людей. Этих-то, с трудной судьбой, еще и жалко... с одной стороны, сами виноваты, а с другой - надо ж и им на старости лет на что-то жить... в общем, в каком-то смысле - это еще и трудно психологически, тем более, что пенсии в нашей стране... на них не разгуляешься, скажем так. Те, у кого всю жизнь были приличные заработки и хорошие должности, у тех и пенсия будет приличная - 15-17 тысяч при назначении. Есть еще две категории людей, у который маленькая пенсия - но уже не по их вине. Социальные работники с маленьким окладом, но большим стажем - медсестры, нянечки в детсадах, библиотекари (в общем, обслуживающий персонал из бюджетников, врачи и учителя, кстати, нет). И - те несчастные, которые не смогли найти документы о стаже и заработке. Нет сведений - и все! Не сдали данные в архив, или утерян архив, и ничего не попишешь. Такие ситуации тоже возможны. Несправедливо, зато по закону. Закон и справедливость - разные вещи. Увы.

Вообще, наши законотворцы и мы сосуществуем словно на разных планетах. Закон, что дышло - как повернешь, так и вышло, это реальность, к сожалению. На один закон существует это пятьсот томов правоприменительной практики, которая раз в квартал меняется. То есть мы принимали стаж так, а потом - раз и этак! Иногда все меняется по решению суда, иногда просто толкователи нашего законодательства вдруг не с той ноги встали и решили все переиначить. При чем, такая фигня - закон обратной силы не имеет, то есть назначая пенсию в 2016, например, году - стаж до 1991 года вы будете оценивать по одному закону, с 1991 по 2002 по второму закону, с 2002 по 2014 по третьему закону, а с 2015 по дату назначения - по четвертому закону.)) Вот вы способны уложить в своей голове - с 6 октября 1992 года отпуска без сохранения заработной платы включаются в общий стаж, но исключаются из специального стажа, не более 14 дней в году в общей сложности и не более 14 дней подряд.)) Вот и вводи стажовку, держа в голове - какой стаж в какой период и как учитывается. Особенные заморочки с женщинами - потому как у них декреты и отпуска по уходу, и с лицами, имеющими специальный стаж - там надо делать оценку, какой стаж учесть, как специальный, дающий право на досрочное назначение пенсии, какой -как общий, что исключить и т.д. Ты не можешь самостоятельно повернуть закон, но должен упомнить, в какую сторону его следует заворачивать по последнему прочтению высоколобых консультантов.)) В этом плане опять хочется добрым словом вспомнить Советы, ибо в те времена (и за те времена) все везде включается и не надо морочить себе башку. Это потом капиталисты проклятые уже напридумывали всякого - осталось только специальный стаж по часам начать считать, блин!

Ну и особенно пинка, конечно, заслуживает наше программное обеспечение! По идее - задача специалиста лишь в том, чтоб внести корректно данные о стаже, заработке и взносах в программу, а уж проанализировать и вывести результат она должна сама! Должна, но не обязана. Иногда программа может считать фиг знает что! Дает неправильный размер, и вот хоть ты тресни! То есть любой расчет за программой надо еще и проверять, а то она тебе не такого наворотит. Ну и поскольку законотворцы наши зря без дела не сидят и постоянно что-то придумывают нам новенького, программу постоянно обновляют - иногда на откровенно косячные версии. Которых вдруг почему-то неправильно считает валоризацию, например. Или компенсацию по нестраховым периодам. И это обычное дело, Москва велит провести какой-то массовый перерасчет, привести пенсии в соответствии их каким-то новым придумкам - а программного обеспечения для этого нет! Более того - когда они разрабатывали новую программу, они ее тестирование спустили на места - приходилось назначать пенсию одновременно и в старой, и в новой программах, то есть дублировать собственную работу. А сроки выполнения все те же и ответственность - та же. Весело, да?

Наверное, вас удивит, но в Управлениях ПФР до сих по старинке - шьют дела.)) В прямом смысле - штопальной иглой, нитками и шилом. Помню, свое первое пенсионное дело, я состряпала абы как - страницы из него выпадали, все косо-криво... принесла на контроль, меня спрашивают - почему в таком состоянии? Я говорю - так в компьютере же это все есть! А вот не фига, выплатное дело - велика ценность, его хранят 75 лет. Так что надо делать аккуратненькие такие книжечки, а все документы еще сканировать и делать электронную версию. В планах нашего многоумного руководства, конечно, перевести всю документацию на электронный формат, как это наверняка есть в развитых странах. Но до этого пока еще далеко - во-1, в управлениях большинство все еще старый персонал, которые привыкли к бумажному носителю и считают все еще на калькуляторах, во-2, отцифровка архивов еще только началась и работы непочатый край. По сути дела никакого электронного документооборота нет еще, и ПФР не оставляет без хлеба Почту России.

Оплата труда... оклад составляет 2,5-5 т.р. Но со всеми надбавками и премиями выходит 20 тысяч у специалиста 1 разряда, и где-нибудь может - 100 т.р. у начальника Управления. В крупных городах - выше. Естественно, полный соцпакет. Оплачиваемый отпуск, больничный лист и т.д. Рабочий день, правда, как у царей - ненормированный. Сидеть по вечерам и по выходным - обычное дело. Аврал - перманентное состояние. Те, кто покидает рабочее место точно по графику - считаются классовыми врагами в коллективе. Интернета на рабочем месте, разумеется, нет. Но и времени на него нет. В общем, эта работа требует определенной самоотдачи, хотя достойного материального вознаграждения, а порой и простого человеческого "спасибо" - ни от начальства, ни от "клиентов" не дождешься.

Наверное, на эту тему можно говорить вечно - впечатлений на всю жизнь, но надо уже как-то сворачиваться. Если у вас есть вопросы - могу ответить на них в комментариях. В заключении добавлю - тема пенсий, пенсионного реформирования, недостаточного пенсионного обеспечения, несправедливой социальной политики (все это есть, чего греха таить) чрезвычайно привлекательна для всякого рода политических спекулянтов. И иногда политики говорят такое и дают такие обещания, что становится кристально ясно - что они пенсионные законы с роду не открывали и, в целом, о том, как в РФ организована выплата пенсий имеют слабое представление. Знаете, сотрясать воздух по поводу несчастных пенсионеров, выживающих на 6 тысяч, очень легко, таким образом привлекаешь к себе сердобольных сторонников. Однако проекта реальной пенсионной реформы я не видела ни у кого! Когда ты знаком с матчастью, становится очевидно, что политики считают своих избирателей дураками...((Никто не вникает в суть вопроса, только горлопанить! Вы всем поднимем все! А про закон, не имеющий обратной силы - ты слышал? Так что - все эти разговоры... даже не в пользу бедных. Просто так.

Спасибо за внимание!))

Счетная палата в очередной раз проверила финансовую дисциплину в Пенсионном фонде России (ПФР). Проверяющие анализировали, как фонд использовал средства, выделенные на закупку товаров и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, то есть на создание своей новой IT-системы. «Лента.ру» изучила отчет Счетной палаты.

Дубль 2

О какой сумме ущерба идет речь, предстоит еще подсчитать. Хотя некоторое представление об этом можно составить по отчету Счетной палаты. В первую очередь документ обращает внимание на то, какие деньги Пенсионный фонд уже потратил на создание собственной информационной системы и каких результатов при этом добился.

Так вот, в 2013-2014 годах ПФР на эти цели истратил 14,7 миллиарда рублей. Деньги пошли на закупку оборудования, его установку и оплату прочих услуг в сфере информационных технологий. А вот эффективность этих расходов может оказаться нулевой.

АИС ПФР-2 - так называется IT-система, внедряемая ПФР с 2012 года. Срок завершения работ - сентябрь 2016-го. Примечательно, что нечто подобное у ПФР уже есть. Тоже АИС ПФР, только без цифры 2. Эта система создавалась еще с середины девяностых. Проект, кстати, тоже сопровождался многочисленными скандалами и даже уголовными делами.

Назначение системы - персонифицированный учет пенсионных прав россиян, взносов работодателей за каждого своего работника, а также расчет и перерасчет каждой пенсии, пособия и так далее. Кроме того, система должна выполнять функции внутреннего информационного обмена, электронного документооборота, а также содержать в себе всю имеющуюся в фонде нормативную документацию.

Впрочем, человеческие трудозатраты по всякого рода учету, переучету, расчетам пенсий, выдаче справок и прочему система, как опасаются аудиторы, все равно не отменит. Наоборот, как подсчитали в Счетной палате, внедрение АИС потребует увеличения штата ПФР. Обслуживать ее должны 5850 человек. Из них 600 специалистам предстоит трудиться в центральном аппарате ПФР, еще 1550 - в региональных отделениях по всей стране, и 3700 сотрудников - на уровне районных отделений фонда.

Фото: Евгений Переверзева / «Коммерсантъ»

Таким образом, существует риск, что АИС ПФР-2 просто дополнит «ручной труд» уже имеющихся в штате сотрудников. Так же, как вышло с предыдущей версией. «Все это может привести к тому, что технологическое оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а работать специалисты фонда с ним не смогут», - опасается аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.

По мелочи

Изъянов у новой IT-системы, как считают в Счетной палате, более чем достаточно. В частности, при ее формировании ПФР не учел в полном объеме рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций, касающиеся общих подходов при создании единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. А уже существующие в фонде информационные системы в АИС ПФР-2 не интегрируются.

В документе приводится следующий пример. В 2011 году ПФР принял в эксплуатацию IT-систему, призванную навести порядок в определении стоимости строительства и аренды зданий. Тех самых дворцов, дороговизна и внутренняя роскошь которых вызвали негодование у членов Общероссийского народного фронта (ОНФ), о чем они даже жаловались президенту. Эта информационная система носит длинное название: «Комплексное решение по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом». Однако в практической деятельности ПФР она до сих пор не применяется.

На ее разработку, напомним, ПФР потратил 67,8 миллиона рублей. По словам аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в этом уже принятом в эксплуатацию программном обеспечении есть системная ошибка. Дело в том, что оно не позволяет получить информацию о цене, по которой ПФР арендует офисные помещения в том или ином регионе, и, тем более, о стоимости строительства. Между тем именно такое требование к разработчикам значилось в техническом задании.

«Таким образом, средства в размере 67,8 миллиона рублей были использованы неэффективно», - констатирует в своем отчете аудитор. Кроме того, система не предусматривает возможность электронной подписи для вносимых в нее документов, что делает «Комплексное решение…» лишь справочным приложением к результатам «ручного труда» сотрудников фонда. Теперь в Счетной палате опасаются, что с АИС ПФР-2 произойдет то же самое.

Финансовая расхлябанность

Традиционно подобные отчеты Счетной палаты, рассмотренные на заседании коллегии ведомства, приводят либо к представлению проверяемым лицам с требованием устранить выявленные нарушения, либо к обращению в правоохранительные органы. На сей раз контрольный орган ограничился представлением в адрес председателя правления ПФР Антона Дроздова. В нем, в частности, Счетная палата предложила фонду «провести служебное расследование и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, допустивших несоблюдение финансовой дисциплины при исполнении государственных контрактов».

Среди нарушений, например, значатся оплата до получения актов сдачи-приемки услуг связи на 321 с лишним миллион рублей, списание до поступления в бухгалтерию ПФР подтверждающих документов материальных ценностей на общую сумму 1,7 миллиарда рублей, нарушения законодательства при проведении конкурсов. И так далее и тому подобное. Например, по итогам проведенных за два года ПФР конкурсных торгов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило 52 жалобы. Из них с десяток были признаны ФАС либо полностью, либо частично обоснованными.

Счетная палата указывает, что ПФР так и не предпринял никаких мер даже для изменения организационно-правовой формы Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ). Эта организация до сих пор зарегистрирована как федеральное учреждение и юридически в систему ПФР не входит. Зато именно она занимается персонифицированным учетом прав граждан в системе государственного пенсионного страхования. То есть фактически исполняет обязанности фонда, хотя соответствующий закон наделяет этой функцией исключительно ПФР. Аудиторы указывают и на другие законы, нарушаемые подобной практикой, - Гражданский и Бюджетный кодексы, закон «О некоммерческих организациях» и даже федеральный закон номер 83-ФЗ, принятый 8 мая 2010 года и внесший изменения в целый ряд правовых актов, регулирующих деятельность государственных и муниципальных учреждений.

Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

В ПФР, правда, считают, что ИЦПУ все же входит в состав этого ведомства, поскольку фонд является его учредителем. ИЦПУ был создан в 1997 году в соответствии с правительственным распоряжением. В этом же документе было определено, что содержание данного учреждения возлагается на бюджет Пенсионного фонда России. В настоящее время готовится законопроект об определении правового статуса самого ПФР. «Законопроектом о статусе ПФР предусматривается, что ПФР, территориальные органы и филиалы ПФР, а также подведомственные ПФР учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», - говорится в официальном ответе ПФР нашему изданию.

Следует отметить, что в соответствии с законом о Счетной палате, «представления» этого ведомства имеют достаточно серьезную силу. Претензия может быть направлена не только по результатам контрольного мероприятия, но и в ходе него. Срок рассмотрения продлевается не более одного раза. И если представление все-таки не будет выполнено, то контрольный орган по согласованию с Госдумой способен принять решение о приостановлении всех финансовых операций, осуществляемых Пенсионным фондом России. Так, во всяком случае, предусмотрено законом. Не хотелось бы подобного развития событий.