Капитальный ремонт дорог требуется экспертиза. Изменения в гк касательно капитального ремонта и государственной экспертизы проектной документации. Сроки проведения экспертизы

Здравствуйте!

В целях проведения капитального и текущего ремонта зданий бюджетного образовательного учреждения за счет внебюджетных средств была заказана и подготовлена проектно-сметная документация. Необходимо ли при заключении государственного контракта на капитальный ремонт за счет бюджетных средств проводить какую-либо экспертизу проектно-сметной документации, которая ляжет в основу формирования цены по государственному контракту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае обязательность проведения государственной или негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, а также проверки достоверности сметных расчетов законодательством не предусмотрена.

Обоснование вывода:

Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) определен в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно указанной норме НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства определяется и обосновывается на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).

В п. 6.1 Методических рекомендаций также указывается, что основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение должно определять НМЦК на капитальный ремонт здания на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ.

В п. 6.2 Методических рекомендаций говорится о необходимости проверки достоверности сметных расчетов, если строительные работы выполняются полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Порядок проведения такой проверки определен в постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 427).

Однако обязательность проведения проверки достоверности сметы предусмотрена только при строительстве, реконструкции или техническом перевооружении объекта капитального строительства. Необходимость проверки достоверности сметы при заключении контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства нормативными актами не предусмотрена. Однако она может быть введена подзаконными актами, в том числе в рамках административной и (или) бюджетной дисциплины*(1).

Проверка достоверности сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, о которой сказано выше, не подменяет собой экспертизу проектной документации, порядок проведения которой регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, наряду с другими документами в состав проектной документации входит смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации обязан направить ее на экспертизу.

Однако ч. 3 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, в приведенной ситуации проектная документация (включающая в себя и смету работ) на капитальный ремонт объекта капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе, однако это не мешает заказчику по собственной инициативе направить проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу, на что прямо указано в п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

*(1) Письмо Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467; Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы, утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

Анастасия Логинова

По общему правилу, государственная экспертиза проектно-сметной документации законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, если капитальный ремонт будет проводиться посредством электронного аукциона (иным видом закупки), РНМЦ осуществляется проектно-сметным способом (то есть РНМЦ является проектно-сметная документация).

В большинстве случаев (в большинстве субъектов)при размещении аукциона, уполномоченный орган согласовывает РНМЦ и техническое задание.

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документации, субъекты вправе устанавливать обязательность проведения не ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКПЕРТИЗЫ, а экспертизы проектно-сметной документации (в рамках 44-ФЗ).

Указанное зависит от размера начальной максимальной цены контракта (например, до 200 тыс. руб. - экспертиза не обязательна, свыше - обязательна)

О необходимости проведения такой экспертизы Вы можете узнать у уполномоченного органа, осуществляющего контроль за проведением закупок Вашим учреждением.

Здравствуйте! Ознакомтесь пожалуйста:

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом в случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.

1. Градостроительный кодекс РФ Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.*

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. 3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство,* а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.*

Статья 51. Разрешение на строительство 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4_1) капитального ремонта объектов капитального строительства;*

2.Статья:Госэкспертиза по проектно-сметной документации В составе документации для проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий необходимо представлять проектно-сметную документацию. Требуется ли до проведения торгов получение заказчиком заключения государственной экспертизы по составленной документации? В случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.* В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства.*

О.А. Киселева, юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»,

Все мы ходим и ездим по дорогам. Периодически дорожное покрытие изнашивается, и его приходится ремонтировать. На каком основании принимается решение о ремонте? Проводится ли экспертиза дорожного покрытия?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Понятие «экспертизы» можно раскрыть следующим образом – это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы.

Проводится она по инициативе:

  • заинтересованного лица;
  • или решения суда.

Экспертиза дорог – это одна из разновидностей строительной экспертизы и дорожного строительства. Проводится она для оценки качества проведённых работ по укладке дорожного покрытия, а также ремонта и реставрации тех участков дорог, которые уже эксплуатируются.
Объектами данного вида экспертизы являются:

  • автомобильные дороги;
  • пешеходные тротуары;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • проезды и площадки возле подъездов многоквартирных домов;
  • городские площади и парки;
  • грунтовые и асфальтовые дороги;
  • парковки автомобилей.

Проводить экспертизу дороги могут только специальные экспертные организации, имеющие лицензию или действующий допуск СРО на проведение подобного вида работ. Кроме того, в штате этой организации должны быть соответствующие специалисты.

Законодательство

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Для того чтобы провести судебную экспертизу, в экспертную организацию нужно направить ходатайство.

Оно составляет по правилам ведения деловых бумаг, а также в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством.

Видео: безопасность

Цель

Исследование дорожного покрытия может проводиться с различными целями:

  • строительство новой дороги и укладка нового дорожного полотна;
  • ремонт и реконструкция того полотна, которое уже используется.

В зависимости от целей определяются этапы проводимых работ и исследований, сроки их проведения, а также стоимость каждого этапа.

Для строящихся дорог

Когда проводится оценка только строящихся дорог, то она преследует следующие цели:

  • определение стоимости технологических операций, которые были реально выполнены на данном участке, а также сравнение этой стоимости с теми данными, которые предоставили строители;
  • выявление операций, во время проведения которых могла быть реально завышена стоимость работ;
  • выявление реального количества материала, затраченного на возведение нового участка дороги и определение соответствия со сведениями, которые указаны в проекте;
  • проверка качества произведённых работ и выявление соответствия с установленными нормативами.

Чтобы эти цели были достигнуты, эксперты проводят комплекс мероприятий на отдельно взятом участке дорожном пути. Прежде чем построить новую дорогу, специалисты проводят ряд необходимых исследований.

Таких как:

  • сбор результатов на местности. Это начальная стадия подготовки к строительству нового дорожного полотна;
  • затем изучаются сведения об интенсивности дорожного движения в данной местности;
  • заключительная стадия – анализ полученных результатов, и определение конкретного объёма работ и исследований на конкретных участках дороги.

Для сданных в эксплуатацию

Но многие участки дороги уже сданы в эксплуатацию, и им уже требуется ремонт.

В этих случаях экспертиза проводится для достижения следующих целей:

  • оценивается функциональность дорожного полотна, а также степень его изношенности;
  • выявление необходимости проведения ремонтных работ на конкретном участке дорожного полотна;
  • выявление соответствия реальных характеристик дорожного полотна тем нормативам, которые указаны в документации.

Если в ходе проведения исследования будет выявлено, что данному участку дороги требуется ремонт, тогда эксперты определяют вид ремонтных работ, а также сроки их проведения.

Подлежит ли дорога экспертизе

Экспертизе подлежит не сама дорога, а покрытие на ней. В зависимости от вида дороги, её назначения и других критериев, на ней должно быть определённое покрытие. Оно должно соответствовать нормативам и стандартам.
Поэтому именно покрытие проверяется экспертами на соответствие и законность.

Нередко экспертиза дорожного покрытия требуется для выявления обстоятельств ДТП.

В данном случае, будет изучаться и проводиться:

  • ширина проезжей части;
  • ширина обочины;
  • геометрическая видимость поверхности дороги, а также идущего навстречу транспорта;
  • физические и механические характеристики асфальта;
  • экспертиза главной дороги и второстепенных примыкающих дорог;
  • другие показатели, необходимые для выявления специфики происшествия.

Для оперативного получения необходимой информации, экспертные организации использую подвижные лаборатории, а также современное диагностическое оборудование.

Это помогает довольно оперативно получить сведения о:

  • конструктивном слое дорожного покрытия;
  • ровности дорожной одежды;
  • коэффициенте сцепления;
  • других важных показателях.

Основные этапы проведения

Как и любой другой вид экспертизы, исследование дорожного полотна проводится в несколько этапов.

Это:

1. осмотр конкретного участка дороги. Во время осмотра выявляются выбоины и трещины.
Эксперты проводят осмотр с помощью специальной линейки, длина которой составляет 3 м.

С её помощью они производят замеры, которые используют для выявления таких характеристик как:

  • уклон;
  • крутизна откосов насыпей;
  • размеры неровностей и выемок.

2. во время осмотра эксперт делает забор проб покрытия. Это делается для того чтобы определить его реальную толщину.

Также отбирается материал, который, в дальнейшем, будет подвергнут лабораторному исследованию.

3. фото – и видеосъёмка производимых действий;
4. определение широты дорожного полотна, и проверка соответствия этого показателя заявленным нормам;
5. лабораторный анализ взятых ранее проб;
6. составление заключения.

Так как экспертиза дорожного полотна – это многоэтапный исследовательский процесс, то для получения более полной картины эксперты составляют заключение отдельно по каждому лабораторному исследованию.

Для обобщения этапы проведения экспертизы дороги можно охарактеризовать следующим образом:

  1. инструментальное обследование объекта;
  2. исследование материалов, образцов и фрагментов конструкций;
  3. составление заключения эксперта.

На какие вопросы отвечает

Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

Если есть, то в каких параметрах:

  • в толщине слоёв;
  • в уплотнении песчаной основы;
  • в геометрических показателях.

2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
3. Оценка водоотводных устройств?
4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

  • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
  • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
  • всю отчётную документацию по объекту.

Сроки проведения экспертизы зависят от объёмов работ и исследований, которые необходимо будет провести эксперту, а также от количества необходимых испытаний и расчётов.

Сроки устанавливает сам эксперт, исходя их понятия разумности, изучив полностью техническое задание.

Техническое задание составляет заказчик экспертизы. Он же определяет цели проводимых работ, и вопросы, на которые эксперт должен будет дать ответы в ходе исследования.

Стоимость

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней .

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

22.05.2003 № ИС-454-р

г. Москва

О порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 в целях введения единых требований по разработке, проведению экспертизы и утверждению проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них:


1. Утвердить Рекомендации о порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дороги искусственных сооружений на них (далее - Рекомендации).

2. Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) организовать контроль соблюдения положений Рекомендаций.

3. ГУ «Росдорэкспертиза» (Берлев В.С.) обеспечить проведение выборочных проверок проектно-сметной документации на капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них согласно перечню, определенному решением контрольной комиссии Росавтодора, по предложениям Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

Первый заместитель Министра И.Н. Слюняев

Приложение

к распоряжению

Минтранса России

Рекомендации
о порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

1 . Общие положения

1. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них разрабатывается на основании перечней (уточняются ежегодно на очередной год) объектов капитального ремонта и ремонта на перспективный период, составленных на основе данных диагностики, обследований дорог и искусственных сооружений на них.


Предложения для включения в указанный перечень объектов капитального ремонта и ремонта подготавливаются федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомобильных магистралей, территориальными органами управления дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и представляются в Департамент эксплуатации и сохранности автомобильных дорог на рассмотрение, согласование и дальнейшее утверждение Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодором).

2. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них осуществляется в соответствии с «Порядком разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ», утвержденным приказом ФДС России от 13.07.99 № 237.

3. При выполнении капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), разрешается выполнять работы по ведомостям дефектов и исполнительным сметам в установленном порядке.

4. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них представляется на рассмотрение в Росавтодор не позднее 1 октября текущего года по объектам следующего финансового года.

5. Сметная стоимость капитального ремонта и ремонта федеральных дорог и искусственных сооружений на них в проектно-сметной документации должна быть определена ресурсным методом в текущих ценах.


6. Финансирование проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту и ремонту федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них предусматривается из средств федерального бюджета, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, утверждаемых на предшествующий финансовый год.

2 . Задание на разработку проектно-сметной документации

2.1. Основанием для разработки проектно-сметной документации является утвержденное техническое задание.

2.2. Задание на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них утверждается федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомобильных магистралей, территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

Органы, уполномоченные осуществлять функции управления федеральными автомобильными дорогами (далее органы управления дорожным хозяйством), выполняют функцию заказчика проектно-сметной документации.


2.3. Разработка задания на производство изысканий и составление рабочего проекта капитального ремонта и ремонта искусственных сооружений выполняется с обязательной подготовкой материалов предпроектного обследования.

2.4. В техническом задании на капитальный ремонт и ремонт искусственных сооружений должен предусматриваться комплекс работ, охватывающий все сооружение в целом, при котором устраняются все дефекты, отраженные в материалах предпроектного обследования.

2.5. В случае необходимости в задании могут предусматриваться законченные комплексы работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов и сооружений.

3 . Экспертиза проектно-сметной документации

3.1. До представления проектно-сметной документации на любую экспертизу она должна быть рассмотрена органом управления дорожным хозяйством и оформлена в установленном порядке протоколом технического совещания или другим распорядительным документом, предусмотренным единой государственной системой делопроизводства. Срок рассмотрения заказчиком проектно-сметной документации должен составлять не более 30 суток с момента ее получения от проектной организации.


3.2. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них до ее утверждения подлежит экспертизе в следующем порядке:

Мостов и тоннелей длиной более 500 метров при капитальном ремонте;

Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

При сметной стоимости более 30 млн рублей до 60 млн рублей (в текущих ценах) - органами экспертизы при администрациях субъектов Российской Федерации, работу которых организуют органы управления дорожным хозяйством;


При сметной стоимости до 30 млн рублей (в текущих ценах) - органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, при необходимости с привлечением независимых экспертов;

Департамент эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) совместно с подразделениями Росавтодора имеет право осуществлять выборочный контроль качества проектно-сметной документации включенных в программу объектов капитального ремонта и ремонта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них с привлечением на договорной основе независимых экспертов.

Оплата услуг независимых экспертов производится за счет сметной стоимости объекта капитального ремонта и ремонта.

4 . Утверждение проектно-сметной документации

4.1. Утверждение проектно-сметной документации по согласованной с Росавтодором стоимости на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений осуществляется в следующем порядке:


При сметной стоимости объекта более 60 млн рублей (в текущих ценах) и выше - Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

Мостов и тоннелей длиной более 500 метров при капитальном ремонте Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

При сметной стоимости до 60 млн рублей (в текущих ценах) - органами управления дорожным хозяйством.

4.2. Переутверждение проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них производится органом, утвердившим ее. При этом изменение основных показателей и технических решений, а также изменение сметной стоимости, может разрешаться только в виде исключений при соответствующем обосновании, заключении экспертизы и согласовании с Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог и Управлением методологии ценообразования и конкурсов в дорожном хозяйстве независимо от стоимости объекта.

Поверка проектной документации это необходимый этап, который проходит любой проект еще до начала строительных работ. Сегодня получить экспертное заключение можно как в государственных, так и в коммерческих организациях. Экспертное заключение является гарантией безопасности и качества проекта. Без такого заключения дальнейшая реализация проектных работ просто не возможна.

Экспертиза проектной документации подразумевает оценку ее соответствия техническим, санитарно-эпидемиологичес ким, экологическим нормам и правилам, а также требованиям пожарной, промышленной, радиационной или ядерной безопасности, и соответствовать правилам государственной охраны культурных объектов.

Для упрощения выдачи экспертных заключений существует ряд случаев, когда проведение экспертизы проектной документации не является обязательным или не требуется вообще. Такие случаи регулируются федеральным законодательством Российской Федерации.

Результатом проведения экспертизы является выдача соответствующего заключения. Такое заключение может быть как положительным, так и отрицательным. Срок проведения экспертизы зависит от сложности проекта, но обычно он не превышает трех месяцев.

Проведение экспертизы проектной документации не является обязательной в следующих случаях:

  1. При проведении ремонтных, реконструкционных или работ по модернизации производственных зданий и сооружений, зданий общественного или жилого назначения, при котором основные инженерные решения проектной документации не будут затрагивать основные несущие способности зданий, сооружений или конструкций.
  2. При проведении работ по реконструкции или ремонту тепловых, водопроводных или канализационных сетей на уже существующих трассах с применением более современных материалов.
  3. При выполнении текущих ремонтных работ автомобильных трасс, которые в установленном порядке относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
  4. Сметная документация, изготавливаемая в установленном порядке для проведения любых текущих ремонтных работ.
  5. Сметная документация с дополнениями и изменениями, которые были внесены в соответствии с установленными требованиями или ограниченными затратами на производство работ.
  6. Проектная документация на строительство объектов, которые относятся к третьему уровню ответственности согласно техническим нормативам и актам (одноэтажные, двухэтажные жилые дома; временные, вспомогательные и сезонные постройки, такие как парковки, павильоны, склады, опоры для линий освещения или связи, ограждение и др.; отдельно стоящие объекты агропромышленного комплекса, имеющие подсобное или вспомогательное назначение).
  7. Проектная документация для содержания различных гидротехнических и судовых сооружений и конструкций, которая необходима для обеспечения их надежной работы, выполнения путевых работ и безопасности судоходства.
  8. Техническая документация для замены или проведения ремонтных работ промышленного, технического и иного оборудования, машин, механизмов или агрегатов, которая разработана и утверждена специально уполномоченными для этого органами в определенной области в соответствии со всеми необходимыми нормативно-правовыми актами, и которая не требует проведения каких-либо строительных работ.
  9. Проектно-сметная документация, в которую внесены изменения каких либо строительных материалов, оборудования или изделий на аналогичные и замена которых не повлияет на основные несущие конструкции.
  10. Проектная документация по привязке типовых проектов или проектов, которые повторно применяются для строительства индивидуальных жилых домов или объектов социального назначения.

Согласно федеральному законодательству проектная документация следующих объектов капитального строительства не нуждается в проведении государственной экспертизы:

  • отдельные жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания не более чем одной семьи;
  • многоквартирные жилые дома, не выше трех этажей, которые могут состоять не более чем из четырех секций с квартирами, помещениями для общего пользования и отдельными подъездами;
  • отдельно стоящие жилые дома, не выше чем в три этажа, которые могут состоять не более чем из десяти блоков, каждый из которых предназначен для проживания только одной семьи и имеют одну или несколько общих стен без проемов;
  • отдельно стоящие непроизводственные объекты, которые не предназначаются для проживания граждан, не более двух этажей и общей площадью не более 1500 квадратных метров (исключением являются технически сложные или опасные объекты);
  • отдельно стоящие производственные объекты, высотой не более двух этажей и общей площадью до 1500 квадратных метров, для которых нет необходимости устраивать санитарно-защитные зоны (исключением являются технически сложные или опасные объекты).

Не смотря на то, что все вышеперечисленные случаи не требуют строгого проведения экспертизы проектной документации и выдачи экспертного заключения, тем не менее, разработка технической, проектной и сметной документации необходимо.

Чтобы определить качество дорожно-строительных работ и обследовать состояние дорожного покрытия производится экспертиза дорог, которой можно определить, какие отступления от норм и правил строительства были допущены в ходе строительных работ. Помимо этого, комплексной экспертизой дорожного покрытия определяется необходимость для той или иной дороги проведение ремонта и вид его: поверхностный – ямочный или капитальный ремонт дорожного полотна. Впоследствии проведения соответствующего исследования можно планировать те или другие работы по ремонту, составлению проектно-сметной документации.

Строительно-техническая экспертиза дорог является комплексом экспертных работ (исследование и анализ), которые проводят независимые специалисты в сфере дорожного строительства, целенаправленно определять соответствие объектов экспертизы заявленным требованиям и выявлять нарушения и недостатки при проведении строительных работ на объекте.

В объект экспертизы входит дорога, тротуар, внутрихозяйственная дорога, проезд, придомовая площадка, городская площадь, автомобильные парковки.

Целью проведения подобной строительной экспертизы является:

  • определить достоверность стоимости фактически произведенных работ;
  • установить завышенную стоимость работ, в случае его обнаружения;
  • подтвердить объемы использованных строительных материалов на строительство дорог;
  • оценить степень качества проведенных строительно-монтажных работ, чтобы установить, соответствуют ли проведенные работы проектно-сметной документации.

В ходе экспертизы прорабатываются следующие вопросы:

  1. Выявляется степень нарушения конструкции дорожного покрытия заявленным данным исполнительной документации проекта и сметы:
  • в определении толщины слоев дорожного покрытия;
  • в определении уплотнения песчаной основы;
  • в определении геометрических показателей.
  • Проверяется качество используемых строительных материалов и степень их соответствия требованиям проекта.
  • Оцениваются водоотводные устройства.
  • Оцениваются основные параметры поперечного профиля дорог.
  • Оценивается степень качества строительно-монтажных работ при наложении слоев дорожного покрытия.
  • Анализируется смета на достоверное определение стоимости работ по проекту.
  • Анализируются акты приемки произведенных работ, которые прилагаются к сметам, соответствие перечня, объема и стоимости проведенных строительных и монтажных работ проекту, смете, договорам и исполнительной документации, необходимым государственным требованиям, итогам натурных исследований.
  • На сегодняшний день имеется много методов, как определить качество дорожного полотна и обследовать состояние дорожных одежд. Хотя главным методом и эталоном по-прежнему считается высверливание кернов, который представляется самым трудоемким, но при этом отличается самыми достоверными результатами. Но в последнее годы все чаще определяют толщину слоев неразрушающим методом. Среди таких методов первенство отдают методу радиолокационного зондирования, который имеет широкую известность применение в России. Георадары справятся с определением не только толщины слоя, но и с выявлением участка разуплотнения или повышения влажности в подстилающих слоях грунта, найдут дефекты в слоях твердого покрытия, а также обследуют иные строительные конструкции.

    Выполняют экспертизы дорог только компании, которые владеют соответствующей лицензией и всем необходимым оборудованием. На данный момент они с целью оперативной работы по проведению обследования дорожного покрытия широко пользуются передвижными дорожными лабораториями, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование, предназначенное для проведения на месте экспертизы конструктивного слоя дорожного покрытия, определения ровности дорожной одежды, коэффициента сцепления и иных показателей. Такая лаборатория имеет гироскопическую систему измерения геометрических параметров дороги, обеспечена установкой динамического нагружения, георадаром, установкой по отбору образцов керна, выталкивателем образцов асфальтобетона, бортовым компьютером с программным обеспечением, чтобы обрабатывать полученные результаты, и другим оборудованием.

    Опытом доказано, что оперативность технического надзора за строительством и ремонтом дорог, а также проведение своевременной строительной экспертизы дорожного покрытия продлевается гарантийные сроки службы трассы на многие годы.

    Сроками проведения экспертизы дорог управляют объемы обследуемого объекта, а также количество обязательных испытаний и расчетов, обычно определяют сроки факты изучения технического задания.

    Вопросы стоимости экспертизы дорог определяет характер объекта и его объемы, количество обязательных испытаний, расчеты и анализы проекта и исполнительной документации. Стоимость в каждом случае будет исчисляться в индивидуальном порядке.

    Проведение экспертизы дорог связано с изучением и анализом:

    1. Всей проектно-сметной документации.
    2. Всей исполнительной документации.
    3. Всех отчетных документов (актов приемки, КС2, КС3, КС6, журналов и прочих подтверждающих объемы документов).
    4. Инструментальным обследованием объекта.
    5. Исследованием материалов-образцов и фрагментов конструкций.
    6. И по итогам анализа составляется экспертное заключение.

    Вы можете заказать проведение экспертизы в НП «Федерация Судебных Экспертов». Независимыми экспертами высочайшей квалификации экспертиза дорог будет проведена в оптимальные сроки, будет в работе применено современное лабораторное оборудование, которое позволит провести исследовательские работы вовремя и качественно.