Инжиниринг на рынке государственных и муниципальных облигаций. Что такое муниципальные облигации. Преимущества муниципальных облигаций

Органы государственной власти, которые находятся в определенных точках России, должны заниматься ведением своей экономической политики, осуществляемой для того, чтобы обеспечить не только себя, но и полноценный уровень жизни населения.

Из-за постоянного дефицита финансов всегда актуальны вопросы, касающиеся привлечения капитала. Один из методов, позволяющий пополнить смету – это облигации муниципального займа.

Указанные в тексте займы (см. ) являются методикой, которая даст возможность для получения заемных средств с целью их последующего направления в бюджет местности, внебюджетный фонд или на цели, которые были поставлены заблаговременно.

Выделяются две разновидности муниципальных облигаций:

  • эмиссия ценных бумаг;
  • ссуда.

Деньги возможно получить посредством выпуска ценных бумаг, которые далее следует распределить между физическими и юридическими объектами. Самая часто встречающаяся в их массе форма документа – бонд .

Она представляет собой тот тип документа, в котором фиксируется право держателя (то есть полноценного владельца или заимодавца) на получение в некий период ее полной номинальной стоимости, а также закрепленный при этом процент.

Такое заимствование пригождается для удовлетворения следующих целей:

  • расширение сметы;
  • погашение обязательств по займам, которые были получены ранее;
  • ликвидация резких колебаний бюджетных средств, связанных с налоговыми поступлениями;
  • поддержка программ, сформированных правящей верхушкой региона;
  • поддержка значимых для жизнедеятельности некоего места компаний, функционирующих для повышения качества жизни народа.

Кто может быть заимодавцем?

Заимодавец представляет собой объект, который выдает заемщику некоторую сумму денег при соблюдении условий, оговоренных заранее.

Кредиторами могут быть:

  • люди;
  • правовые компании, организации и так далее;
  • коммерческие фирмы.

Этому лицу совершенно не обязательно быть российским резидентом. Ценные бумаги допустимо распространять среди граждан и компаний иных государств.

Кто может быть заемщиком?

Заемщик – это некто, кто выпустил документ или получил кредит. Кредитозаемщиком может стать и реализующий правление аппарат субъекта России в общем, и некоторое предприятие, входящее в состав локальных управленческих ведомств, к примеру, финансовый департамент и так далее.

Получить ссуду возможно следующим образом:

  • эмитент устанавливает число средств, которые необходимо привлечь, и согласно установленному числу осуществляется изготовление названного количества бумаг;
  • далее они попадают к главному агенту, который обязан реализовать их;
  • основываясь на собственные полномочия, представитель занимается распространением, заключая необходимые соглашения. Генеральный агент здесь представляется контролирующей организацией в том числе.

Существующая классификация муниципальных займов

Такого рода займы делятся по приведенным ниже признакам:

  • согласно периоду долга выделят краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) обязательства;
  • валютно различаются внутренние (то есть выраженные в национальной валюте) и внешние (стандарт зарубежной страны) займы;
  • они могут являться как рыночными, так и нерыночными;
  • касательно дополнительного снабжения кредиты () подразделяются на залоговые (с обеспечением) и беззалоговые;
  • в описываемой системе важен также характер доходности бонда.

В современной экономике существует и иное разделение представленных займов, которое базируется на предназначении выпущенных облигаций.

Согласно этому их подразделяют по:

  • Ликвидности, предназначенные для устранения неравномерности налогов, идущих в региональный бюджет. Как правило, они выдаются на два-три месяца;
  • Стабилизации, которые должны защитить смету от возникшей нехватки. Он выдается не более чем на один год;
  • Развития, предназначенные для улучшения территориальной инфраструктуры. Также их именуют инвестиционными. Власть области может получить их на срок более года.

О гарантиях возврата на бонды

Выпуская бонды, распространив которые локальное управление может получить заем, необходимо сразу предусматривать те финансы, при помощи которых можно будет погасить долг. Иначе говоря, любой подобный заем должен обладать гарантиями возврата.

Все свидетельства платежеспособности тех, кто получил денежные средства, в соответствии с разновидностями дохода подразделяются на такие категории:

  • бюджетные деньги, находящиеся во владении имеющегося управленческого ведомства;
  • финансы, в которые включено некоторое имущество правообладателя или принадлежащие ему права на данное имущество. К этой форме гарантирования возвращения относятся постройки и земля, которыми владеют региональные управленческие ведомства; товарные и сырьевые активы, которыми распоряжается эмитент и так далее;
  • деньги, находящиеся в резервных фондах, предназначенных для того, чтобы гарантировать возврат долга. Объем фондов может покрыть лишь долю выданной суммы или же все ее целиком.

Любая юридическая фирма может являться гарантом возвращения задолженности.

В действительности часто случается так, что гарант – это крупный местный банк либо само правительство конкретной области. Названный фактор доминирует при выборе метода заимодавцем. Правящая верхушка– наиболее устойчивый и обладающий постоянным доходом объект.

Чаще всего в нынешней экономической ситуации выпуск всех займов осуществляется сразу с несколькими свидетельствами возвращения задолженности.

На сегодняшний день практически все субъекты РФ обогащают бюджет за счет такого наименее затратного способа, как выпуск бондов. Но и здесь имеются проблемы, в частности, касающиеся свободного обращения бондов на рынке, а значит, и малонадежной ликвидности займов.

Правительство Российской Федерации постоянно ведет работу, связанную с решением описанной проблемы, предоставляя большинство полномочий местным властям.

(как оказалось, весьма обширной) темы , хотелось бы несколько слов сказать о ситуации, складывавшейся на протяжении многих лет на муниципальных России , достоинствах и недостатках данной разновидности , а также особенностях, присущих как отечественному рынку , так и его зарубежным аналогам.

Отдельные тезисы будут проиллюстрированы соответствующими диаграммами.

Муниципальные облигации в России

Начиная с памятного 1992 г., когда были выпущены первые в истории современной России, наблюдался ежегодный рост числа их .

Уже к концу 1990-х гг. количество муниципальных облигаций приблизилось к ста, и в последующие годы данный показатель стабилизировался на этом .

Интересно проследить динамику выпусков муниципальных облигаций в России в 2013 г., представленную на нижеследующей диаграмме.

Отрадно отметить, несмотря на некоторый разброс значений (волатильность облигаций ), наметившуюся тенденцию к росту числа выпусков муниципальных облигаций.

В начале 1990-х гг. крупнейшими регионами-эмитентами муниципальных облигаций считались г. Санкт-Петербург, Нижегородская и Тюменская области, Татарстан и некоторые другие субъекты Федерации.

Спустя 20 лет лидерские позиции в этом вопросе отошли к другим регионам: Новосибирской, Тульской, Томской, Тверской, Кемеровской областям.

Обращают на себя объемы муниципальных облигационных , варьирующиеся в среднем пределах от 1-2 до 4-5 млрд. рублей и характеризующиеся 7-10-летними (иногда более длительными) .

Преимущества муниципальных облигаций

В этом плане муниципальным облигациям есть, что предложить.

Основными преимуществами муниципальных облигаций являются следующие.

Отмеченные преимущества предопределяют популярность муниципальных облигаций во всем мире.

. Выплата купонного дохода по муниципальным облигациям, увы, не является основной ЦЕЛЬЮ их выпуска; часть дохода инвестор может получить, если так можно выразиться, в натуральной форме, посредством потребления свойств или социального объекта, профинансированных из средств муниципального облигационного займа.

. Погашение муниципальных облигаций исключается за счет дополнительной (чего не скажешь о федеральных облигационных займах).

. Скудость и неразвитость ИНФРАСТРУКТУРЫ рынка муниципальных облигаций, сдерживающие стремительный рост рынка этих ценных бумаг.

И на закуску…

Напоследок отметим ряд особенностей отечественного рынка муниципальных облигаций .

Львиная доля муниципальных облигаций вращается на ПЕРВИЧНОМ рынке.

Частные инвесторы, как правило, являются первыми и единственными приобретателями соответствующих ценных бумаг (вплоть до их полного погашения).

Редкие случаи «выброса» муниципальных облигаций на вторичный рынок обусловлены слабой степенью развития сети и относительной неразвитостью данного сегмента .

. Значительный объем муниципальных облигаций (по некоторым оценкам от 30 до 35 процентов) выпускается «НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ ».

Такая картина была характерна для периода зарождения и «взросления» рынка муниципальных облигаций.

. Наблюдается стабильный РОСТ удельного веса муниципальных облигаций в рынка облигаций.

Постоянно расширяется и география соответствующих выпусков, характеризующихся, как правило, средне- или долгосрочными периодами погашения.

. Специальное законодательство допускает инвестора от НЕПОЛНЫХ или несвоевременных выплат купонного дохода или номинальной стоимости муниципальных облигаций.

Соответствующие компенсационные условия могут быть предусмотрены в при юридическом оформлении сделок с муниципальными облигациями.

Сегодня мы поговорим про виды муниципальных облигаций, так как эта информация будет полезна всем инвесторам, которые планируют вкладывать имеющиеся накопления в ценные бумаги.

Все доступные инвесторам виды муниципальных облигаций в зависимости от периода их обращения можно разделить на следующие разновидности:

  1. Краткосрочные.
  2. Долгосрочные.

Следует отметить тот факт, что на рынках зарубежных государствах количество выпускаемых долгосрочных муниципальных облигаций существенно превышает число краткосрочных. На отечественном рынке ситуация является полностью противоположной.

Из-за упомянутой выше особенности зарубежные облигации являются более удобным средством для защиты имеющихся накоплений от пагубного воздействия инфляции. Далее мы постараемся рассмотреть действующую классификацию муниципальных облигаций.

Виды муниципальных облигаций. Классификация

Все описываемые ценные бумаги в зависимости от метода, который применяется для их обеспечения, можно разделить на следующие виды:

  1. Ценные бумаги индустриального развития, для погашения которых планируется применение денежных средств, вырученных от инвестиционных проектов, воплощение в жизнь которых осуществлялось за счет привлечения капиталов инвесторов.
  2. Доходные облигации. Для погашения подобных ценных бумаг применяют денежные средства от реализации проектов, для воплощения которых привлекались средства инвесторов.
  3. Ценные бумаги общего обязательства. Для обеспечения этих ценных бумаг применяются гарантии, в том числе и налоговые, которые обеспечивают местные органы власти. Этот вид ценных бумаг является самым распространенным, так как с его помощью местные органы власти пытаются погасить дефицит бюджета.

В зависимости от целей, которые преследуют местные органы власти, выпущенные ценные бумаги можно разделить на следующие виды:

  1. Целевые.
  2. Общего покрытия.

Целевые облигации обычно выпускаются с целью привлечения капитала, необходимого для реализации конкретного проекта. Облигации общего покрытия обычно выпускаются для того, чтобы покрыть текущие потребности местного бюджета.

Жилищные займы

Жилищные займы являются одной из разновидностей муниципальных облигаций. Описываемые были созданы для того, чтобы привлечь необходимый объем капитала для возведения жилого недвижимого имущества.

Жилищные займы позволяют существенно снизить издержки, связанные с возведением жилой недвижимости, что положительно сказывается на ее стоимости для конечных покупателей.

Описываемый метод финансирования возведения жилых строений дает возможность улучшить функционирование механизмов, призванных аккумулировать средства в строительной сфере. Выпуск описываемых облигаций дает возможность улучшить жилищные условия местного населения.

Облигации жилищного займа, как и другие виды описываемых ценных бумаг, обладают высоким уровнем надежности. Так как привлеченные денежные средства применяются для возведения объектов недвижимого имущества, описываемые облигации обладают более высоким уровнем доходности.

Дополнительная классификация муниципальных облигаций

Отдельного упоминания заслуживают муниципальные облигации, которые обладают плавающей купонной ставкой. Подобные ценные бумаги довольно редко встречаются на отечественном рынке, но в зарубежных государствах они являются довольно распространенными.

Важной особенностью подобных ценных бумаг является то, что изменение размера купонной ставки обычно осуществляется каждую неделю. Еженедельное изменение размера процентных ставок подобных ценных бумаг осуществляется таким образом, чтобы они соответствовали текущему значению рыночных ставок.

Также следует отметить тот факт, что погашение описываемых ценных бумаг может быть осуществлено досрочно. Благодаря этой особенности, инвесторы могут применять описываемые ценные бумаги в различных типах инвестиционных стратегий.

Благодаря периодическому пересмотру размера процентных ставок описываемых ценных бумаг, их доходность остается на высоком уровне в независимости от изменений рыночной ситуации.

Заключение

Наличие различных видов муниципальных ценных бумаг позволяет инвесторам проявлять определенную гибкость при формировании собственного портфеля капиталовложений. Обычно облигации применяются для обеспечения более высокого уровня безопасности созданного портфеля капиталовложений.

При этом следует отметить тот факт, что такие ценные бумаги, как облигации с плавающей купонной ставкой, могут рассматриваться не только как средства обеспечения безопасности имеющихся накоплений, но и как инструмент для получения высокого дохода. Рекомендуется применять различные виды муниципальных облигаций при формировании собственного портфеля капиталовложений.

Сегодня мы поговорим про муниципальные облигации, а также рассмотрим их ключевые особенности.

Под термином муниципальные облигации принято подразумевать специализированные финансовые инструменты, эмитентами которых являются местные администрации.

Муниципальные облигации является довольно эффективным инструментом, который дает возможность местной администрации получить необходимый объем инвестиционного капитала, который требуется для воплощения в жизнь разнообразных внебюджетных проектов, а также для погашения имеющегося бюджетного дефицита.

Муниципальные облигации. История появления

На отечественном рынке описываемые облигации принято называть субфедеральными. Их ключевым отличием от привычных государственных облигаций является то, что роль эмитента выполняет не отечественное министерство финансов, а различные субъекты федерации, а также местные администрации.

На отечественном рынке описываемый вид появился в начале 1992 года. Именно в то время, у местных администраций возникла острая необходимость в дополнительных денежных средств. На заре своего появления описываемые облигации выпускались довольно небольшими партиями, а их реализация осуществлялась на внебиржевом рынке.

В начале 1995 года количество описываемых ценных бумаг на отечественном рынке существенно увеличилось. Это было связано с тем, что выпуск подобных бумаг начала администрация Санкт-Петербурга. Облигаций северной столицы с момента своего появления на рынке стали пользоваться особой популярностью, что привело к резкому росту их стоимости.

Муниципальные облигации практически ничем не отличаются от обычных, выпускаемых отечественными предприятиями. Инвесторы предоставляют местным администрациям свой капитал на принципах платности, возвратности и срочности. В роли заемщика выступают местные администрации, которые используют заемный капитал для удовлетворения собственных нужд.

Муниципальные облигации. Основные виды

У местных администраций существует два основных метода привлечения заемного капитала для собственных нужд:

  1. Выпуск муниципальных облигаций.
  2. Оформление ссуды.

Более оптимальным методом привлечения заемных денег для местных администраций является выпуск облигаций. Выпуск таких облигаций обычно осуществляет в момент, когда местные администрации испытывают острую нехватку средств в бюджете.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются в форме облигаций, но администрации некоторых субъектов федерации иногда прибегают к эмиссии векселей.

Муниципальных облигаций обычно приобретают различные виды ПИФов, а также кредитные учреждения.

Основными целями, которыми руководствуются администрации субъектов федерации при выпуске муниципальных облигаций, являются:

  1. Покрытие имеющегося бюджетного дефицита.
  2. Отсутствие необходимого объема денежных средств для воплощения в жизнь перспективных финансовых проектов, которые в будущем быстро окупятся и обеспечат дополнительный финансовый поток в местный бюджет.
  3. Потребность выполнить капиталовложения в бесприбыльные проекты, обладающие большой важностью для города. Среди таки капиталовложений, следует отметить ремонт дорог и имеющейся инфраструктуры.
  4. Планы по воплощению в жизнь различных строительных проектов. В этом случае местные органы власти планируют вернуть привлеченные денежные средства, после завершения строительства объекта.

В зависимости от того, какие-именно цели преследуют местные органы власти, они могут осуществлять выпуск следующих типов ценных бумаг:

  1. Бескупонные/купонные муниципальные облигации.
  2. Беспроцентные /процентные муниципальные облигации.
  3. Облигации с премией и по номиналу.

Эмиссия описываемых ценных бумаг осуществляет по залог. В роли гарантийного залога для потенциальных инвесторов может выступать какое-либо имущество или гарантии отечественного руководства.

Погашение выпущенных муниципальных облигаций может осуществляться как в отечественной или иностранной валютой, так и товарами. Реализация описываемых ценных бумаг может осуществляться как путем свободной продажи, так и в виде первичного размещения.

Необходимо отметить тот факт, что первичное размещение описываемых ценных бумаг может быть серьезно растянутым во времени.

Описываемые ценные бумаги обладают относительно небольшим уровнем доходности, но при этом они пользуются популярность среди потенциальных инвесторов. Это связано с тем, что они являются максимально надежными и безопасными.

Включение муниципальных облигаций в инвестиционный портфель, позволяет сделать его более безопасным.

Финансовые вложения могут приносить пользу не только самому инвестору, но и способствовать развитию региона страны. Таким инструментом являются муниципальные облигации, позволяющие внедрять различные социальные программы, строить новые школы, сады, общежития. Рассмотрим принцип работы взаимовыгодного сотрудничества инвестора и субъекта РФ.

Особенности муниципальных облигаций

Муниципальные облигации – это долговые ценные бумаги, выпуск которых организовывается местными властями городов, округов, государственными органами власти или платными автодорогами. Цель выпуска – получение дополнительных финансовых ресурсов для реализации разных бюджетных проектов. Сроки полного погашения, процентная ставка, а также все остальные условия определяются муниципальным образованием РФ. Подобный способ инвестирования средств пользуется большим спросом не только в России, но и у населения США.

Считается, что после государственных облигаций муниципальные стоят на втором месте по надежности. Вероятность дефолта, особенно в случае с Россией, минимальна, все долговые бумаги обеспечиваются собственностью эмитента.

Ввиду того, что надежность муниципальных ценных бумаг несколько уступает гособлигациями, доходность по ним выше. Но разница невелика и составит всего 1-5%, но это уже повышает интерес инвесторов. Например, в августе 2018 года на рынке обращаются облигации многих эмитентов, купонный процент варьируется от 6% годовых (Москва) до 15% (Магаданская обл.). Существуют варианты со ставкой 10 – 14% годовых. То есть выбор с доходностью выше вкладов присутствует.

Бумаги выпускаются и реализуются в соответствии с действующим законодательством РФ. За их изготовление и погашение отвечают власти местного значения. Купля и продажа муниципальных облигаций на фондовом рынке осуществляется без ограничений, но чаще они обращаются на первичном рынке. Приобрести муниципальные долговые бумаги может любой инвестор. Но, как правило, основные их держатели – кредитные компании, крупные коммерческие организации.

Характеристики ценных бумаг

Параметры муниципальных долговых бумаг аналогичны стандартным характеристикам облигаций: они отличаются по сроку обращения, способу обеспечения, ставке и периодичности купона. Номинальная стоимость в абсолютном большинстве составляет 1 000 рублей.

По срокам различают долгосрочные и среднесрочные. В среднем период обращения составляет 4 – 10 лет. Купонный процент начисляется 2 – 4 раза в год.

Часто муниципальные облигации выпускаются с амортизацией. Этот вид ценных бумаг предполагает выплату номинала не по окончании периода обращения, а постепенно, частями. Уменьшение номинала снижается и доходность по купону – это необходимо учитывать при выборе.

Чтобы компенсировать потери доходности из-за амортизации прибыль можно реинвестировать – приобрести другие облигации, чтобы деньги продолжали «работать». Но если сумма вложений небольшая, то сделать это сложно – получаемых отчислений не хватит для покупки новых ценных бумаг.

Единственным инструментом, способным конкурировать с покупкой облигаций является вложение средств в банк на средний или длительный срок. При этом приобретение муниципальных ценных бумаг сопровождается большей доходностью. Основными причинами этого фактора является отсутствие налогообложения на получение купонных выплат и более высокая годовая ставка.

Цели выпуска

Муниципальные облигации бывают общего покрытия и целевые. Первая разновидность не обладает привязкой к финансированию конкретного объекта или реализации проекта. Выпуск осуществляется для погашения дефицита местного бюджета, пополнения средств, необходимых для решения текущих потребностей региона. Целевые облигации муниципального значения выпускаются на рынок как специальное обеспечение конкретного проекта.

Заемные средства города и области направляют на:

  1. Устранение проблем, которые вызваны недостатком бюджетных средств в конкретном городе, крае, области, республике.
  2. Потребностью в сборе личных накоплений, хранящихся у населения.
  3. Реализация социально-экономических программ, важных проектов.
  4. Перераспределение средств в пользу отраслей с недостаточной доходностью. Например, для финансирования местного сельского хозяйства.

Примером целевых муниципальных облигаций являются жилищные займы. Прямое назначение ценных бумаг – возведение жилых зданий. Организация проекта позволяет повысить качество и темпы строительства. При этом улучшаются условия проживания населения региона, наблюдается его интенсивное развитие.

Чем обеспечены облигации

Гарантиями выплат служит не только статус эмитента и высокий кредитный рейтинг. Если обратить внимание на цели выпуска, заемные средства не только возмещают недостаточность финансов и кассовые разрывы. Иногда они являются способом реализации различных программ. К таковым могут относиться и коммерческие проекты, которые впоследствии будут приносить эмитенту доход.

За счет грамотного управления деньгами, город или область извлекает прибыль. Например, если полученные средства были вложены в строительство предприятий, которые будут оказывать платные услуги, этими деньгами региональные единицы и покроют расходы.

Эмиссия муниципальных облигаций проводится в соответствия с определенными стандартами. Выпуск должен быть согласован вышестоящими властями. Это может быть местное управления финансов, центральный банк.

Без согласования выпуск муниципальных облигаций считается незаконным. Получаемый документ называется «займовая санкция».

В документе должны быть указаны такие сведения:

  • Планируемый размер привлекаемого капитала.
  • Максимальная сумма задолженности, которую муниципалитет должен будет выплатить инвесторам.
  • Максимальная задолженность перед одним инвестором.

Таким образом, эмиссия сопровождается определенными обязательствами, планированием и подробными расчетами. Это полностью санкционированное мероприятие, что обеспечивает дополнительную гарантию своевременного получения дохода.

Риски инвестора

Ценные бумаги, выпущенные даже наименее устойчивыми субъектами РФ, рассматриваются инвесторами как привлекательное вложение средств. Причиной тому можно назвать несколько факторов. К примеру, федеральные власти тщательно мониторят финансовое состояние в регионах и не допустят банкротства, поскольку это нарушит сложившуюся стабильность в обществе.

  • Амортизационные выплаты равномерно распределяют финансовую нагрузку на бюджет города или области.
  • Эмитенты могут рассчитывать на государственную поддержку. Если бюджетных средств окажется недостаточно, есть различные пути решения проблемы. Например, оформление займа. Факт недостаточности денег в городах или областях негативно скажется на всей стране, поэтому правительство примет участие.

Не исключен риск, что эмитент задержит выплаты, но потеря вложенных средств практически исключена.

Однако выбирать их следует с осторожностью. Предпочтение лучше отдавать крупным эмитентам – областям, краям, республикам. Их бюджет больше, а значит проще регулировать расходы даже при их недостаточности.

Для снижения риска дефолта инвестор должен обратить внимание на следующие показатели:

  • Кредитный рейтинг.
  • Кредитные гарантии. Инструмент используется некоторыми эмитентами, не предоставляющими прямое страхование бумаг. В качестве гаранта выступает соглашение с банком или страховой компанией, готовыми предоставить денежные средства для погашения купонов или облигаций при возникновении финансовых затруднений.

Необходимо тщательно ознакомиться с содержанием информационного проспекта. Нечетко изложенные правила погашения, а также отсутствие гарантий – повод для поиска других облигаций.

К примеру, облигации «Клинский района Московской области», выпуск 25003, размещенные в августе 2007 года, 3 раза подвергались дефолту. При этом эмитент все равно исполнил свои обязательства, но не в оговоренный срок.

Лучшие муниципальные облигации 2018 года

Купить муниципальные облигации физическое лицо может с помощью брокера – компании посредника, работающей с ценными бумагами и дающей выход на фондовый рынок. Можно открыть индивидуальный инвестиционный счет, но прежде стоит разобраться в его особенностях.

Со списком доступных облигаций можно ознакомиться на любом сайте-агрегаторе или Московской бирже. Для этого не нужно открывать счет, иногда не требуется и регистрация.

Облигация, выпуск

Купон Доходность к погаш. эффект., % годовых

Дюрация, дней

Вид Периодичность, раз в год Размер, % годовых
Магаданская Обл-34001-об Пост. 4 15,00 8,153 115
Волжский-34001-об Пост. 4 15,00 6,858 339
ОренбурОбласть-2-35003-об Пост. 4 14 7,924 1348
ТомскАдм-34005-об Пост. 4 14 8,055 249
Ленинградская Обл-35001-об Пост. 4 12,85 13,457 612
Томск
Адм-34006-об
Пост. 4 9,83 10,195 684
Самарская
Обл-35012-об
Пост. 4 9,64 9,227 1306
Курская область 35001-об Пост. 4 7,96 9,199 1224
СПетербург
2-35001-об
Пост. 2 7,7 9,016 1813

Анализ рынка муниципальных ценных бумаг на 2018 год свидетельствует о достаточном выборе на фоне приемлемой доходности. Амортизационные выплаты снижают купонные отчисления, но при грамотном управлении облигациями можно выйти на уровень эффективной доходности.