Антикризисный план правительства рф на год. Антикризисный план ужали вчетверо

Министерство экономического развития РФ вынесло на рассмотрение правительства новый антикризисный план на 2017 год, который предполагает поддержку реального сектора экономики на 108,75 млрд рублей. Эта сумма более чем в 10 раз меньше, чем в нынешнем году, и в 20 раз ниже, чем в 2015-м.

Как сообщил заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев, новый антикризисный план, который в правительстве предпочитают называть планом поддержки экономики, предполагает финансирование отдельных мероприятий в автопроме, транспортном машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности. Чиновник добавил, что более детально предложения будут проработаны к маю, тогда же Минфин и определит источники финансирования, которые пока не обозначены, пишут «Известия» .

Как сказал Фомичев, план поддержки-2017 получился более емким и кратким, чем в прошлые годы, которые характеризовались кризисными явлениями, а сейчас экономика уже выходит на траекторию роста.

Между тем, из плана Минэкономразвития следует, что он все-таки дороже 108,75 млрд рублей, отмечают «Ведомости» . Документ содержит четыре раздела: приоритетные проекты правительства, стабильность на рынке труда, поддержка отраслей экономики и сбалансированное региональное развитие. Общая стоимость мероприятий плана – 278 млрд рублей, из которых в федеральном бюджете учтены только 178,9 млрд рублей, выделяемые на приоритетные проекты правительства. Оставшиеся почти 100 млрд рублей предлагается найти по итогам I квартала 2017 года.

Так или иначе, стоимость плана «поддержки экономики» в следующем году будет заметно ниже прошлых лет. В 2016 году с учетом госпомощи банкам почти 1,5 трлн рублей, в 2015-м антикризисный план стоил 2,3 трлн рублей.

Между тем, как отмечают наблюдатели, реальное финансирование мероприятий по поддержке экономики не выдерживает критики. С одной стороны, плана без финансирования быть не может, но, учитывая, как долго искали деньги и как финансируется действующий план, у будущей программы большие шансы повторить его судьбу.

Исполнение программы поддержки экономики в 2016 году ранее раскритиковала Счетная палата России. Часть денег на антикризисные меры была сокращена, а остальные – выделяются медленно и не всегда эффективно.

Как отмечали аудиторы в начале ноября, полное выполнение антикризисного плана правительства РФ, который предполагал реализацию 122 мероприятий на общую сумму почти 685 млрд рублей, оказалось под вопросом. По данным Счетной палаты, на 1 октября оставались не выполненными 19 пунктов, в том числе по импортозамещению в сельском хозяйстве и лекарственному обеспечению граждан.

При этом в 2016 году государственная докапитализация банковской системы, в рамках которой в отечественные банки было влито почти 827 млрд рублей, не переломила негативные тенденции в кредитных организациях, получивших господдержку.

Как сообщала глава Счетной палаты в начале декабря, согласно отчетности банков, за 9 месяцев 12 докапитализированных банков сгенерировали убыток в совокупном размере почти 70 млрд рублей, а восемь – продемонстрировали стабильно убыточную деятельность. При этом условие предоставление госпомощи взамен на кредитование реального сектора экономики банками выполнялось либо формально, либо вообще не выполнялось.

Приоритетные проекты стоимостью 178,9 млрд руб., а также субсидии регионам на 200 млрд руб. больше не считаются частью плана мероприятий по повышению темпов роста экономики в 2017 году.

Последнюю версию этого документа получили в Белом доме в эти выходные, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве. Документ собирался в Минэкономразвития из предложений ведомств еще в конце 2016 года. Первый его вариант, представленный в правительство в декабре прошлого года, оценивался в 488,7 млрд руб.

Основную его стоимость как раз и составляли затраты на приоритетные проекты и субсидии регионам. И эти статьи расходов уже противоречили друг другу. От приоритетных проектов как основного результата работы проектного офиса во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым ожидают главных стимулов роста экономики. «Средства на финансирование приоритетных проектов уже предусмотрены в законе о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», — пояснили в Минэкономразвития.

Наоборот, субсидии регионам необходимы для выравнивания пострадавших от кризиса субъектов с долгосрочными планами правительства по поиску роста. Расходы на субсидии также уже присутствуют в бюджете. Но попытка повторить декабрьскую версию документа по образу и подобию антикризисных планов правительства прошлых лет уже не соответствовала официальной точке зрения о том, что кризис пройден.

В январе это противоречие стало ясно всем участникам такого планирования. «Этот, так в кавычках я бы его назвал, «антикризисный план» — на самом деле это план поддержки некоторых секторов экономики», — сказал ранее в интервью «Газете.Ru» замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Таким образом, все федеральные расходы, имеющие ярко выраженный характер антикризисного финансирования, остались в этом документе. По словам Олега Фомичева, план на 2017 год «будет очень короткий, там не будет практически никаких структурных мер».

«Потому что основной акцент мы будем делать не на этом плане, а на плане, который у нас задача поставлена разработать и принять до мая», — подчеркнул замминистра.

План, которого еще нет

«Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста для нашей экономики сейчас — порядка 3,5-4%, вопрос в том, как этот потенциал активировать», — сказал 12 января премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском экономическом форуме.

Премьер-министру «уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится, требуются серьезные структурные реформы».

Окончательное решение сосредоточиться на более масштабном плане было принято 10 января на совещании у Дмитрия Медведева. Пока известны лишь общие очертания структуры. По подсчетам главы МЭР Максима Орешкина, которые он сделал в начале января, структурные преобразования необходимы по семи направлениям. Кроме снятия ограничений в сфере человеческого капитала и решения проблемы бедности министр предложил сосредоточиться на вопросах повышения инвестиционной активности, инновациях, а также на международной кооперации и экспорте. Отдельно необходимо снижать уровень транзакционных издержек в экономике.

Кроме того, министр не раз подчеркивал важность решения проблемы высокой доли теневой экономики в стране. Размер теневой экономики в пирамидальной структуре российского госкапитализма ни в Минэкономразвития, ни в Минфине не называют. Но речь явно идет не только о самозанятых гражданах, которые до недавнего времени официально признавались чуть ли не единственным элементом теневой экономики. А в эту субботу Максим Орешкин в своем выступлении на Гайдаровском форуме увязал снижение налогового бремени в экономике со снижением уровня «тени».

Премьер поручил ведомствам и ЦБ к 23 января направить предложения в Минэкономразвития к комплексному плану действий правительства до 2025 года, рассказали источники в правительстве.

Максим Орешкин на завершившейся неделе обещал, что «примерно через два месяца, в марте месяце, у нас уже будет такая работоспособная версия, некий промежуточный итог».

Кого еще исключили

Тем временем из антикризисного плана на 2017 год оказались исключенными все пункты, которые могут содержать структурные меры и пригодиться долгосрочному, до 2025 года плану. Поэтому из документа оказались изъяты и предложения по разработке программы финансового оздоровления и социально-экономического развития субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки.

Вычеркнуты предложения проводить мероприятия по оценке состояния рынка труда, а также пункты, предусматривающие поиск новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад.

Источники в кабинете министров объяснили такой подход в духе январских программных заявлений членов президиума правительства: пункты, не вошедшие в план, будут проработаны в рамках работы по подготовке проекта комплексного плана действий правительства, направленного на повышение темпов роста российской экономики, на 2017-2025 годы.

На том же основании из документа исчезло и единственное предусматривавшееся фискальное послабление — заморозка до 30 июня 2018 года ежегодной индексации по инфляции платы с грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн.

Кто остался

В перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2017 году, по сути, вошли только предложения Минпромторга по дополнительной поддержке отраслей экономики. Эти расходы на сумму 107,5 млрд руб. премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал их получателям еще в ноябре 2016 года, рассказал правительственный источник.

Самая крупная статья расходов на 62,3 млрд руб. предусмотрена на поддержку автомобильной промышленности. .

Остальные расходы распределены по субсидиям в транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Незначительные субсидии выделены на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности и на легкую промышленность. Источников финансирования этих расходов в бюджете пока нет.

«Вероятно, они будут профинансированы за счет бюджетных резервов, находящихся в распоряжении правительства», — предположил один из чиновников, знакомый с планом.

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план поддержки российской экономики на 2017 год, который иногда продолжают называть "Антикризисным планом".

Перечень мероприятий плана сосредоточен на поддержке отдельных отраслей промышленности. Общий объем плана мероприятий составляет около 107,5 млрд рублей, эти средства не предусмотрены в бюджете 2017 года, и правительству еще предстоит их найти.

"В основном это решения оперативного свойства, и предполагают они дополнительное финансирование, помимо тех ресурсов, которые уже предусмотрены в бюджете на текущий год на общую сумму до 107,5 млрд рублей", - сказал ТАСС представитель Минэкономразвития РФ.

Для сравнения, объем плана на 2016 года составлял 750 млрд рублей, на 2015 год - 2,3 трлн рублей.

Особенно нуждающиеся

План состоит из 16 пунктов. Деньги выделяются на субсидирование российских организаций автомобильной промышленности, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Предусмотрена также господдержка отечественных предприятий легкой промышленности.

На поддержку автомобильной промышленности предлагается направить 62,3 млрд рублей. В том числе 17,5 млрд рублей - на субсидии для автопроизводителей, что позволит произвести дополнительно 250 тысяч транспортных средств и сохранить рабочие места на предприятиях автопрома. Кроме того, 7 млрд рублей предлагается направить на субсидирование части затрат для кредитных организаций по кредитам для физлиц (выданных в 2015-2016 годах на приобретение автомобилей), что позволит реализовать 270 тысяч единиц техники.

Также план предполагает выделение 3 млрд рублей на создание средств производства, 19,1 млрд рублей - на транспортное машиностроение, на строительно-дорожное и коммунальное машиностроение - 2,5 млрд рублей, на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности - 1 млрд рублей, на поддержку легкой промышленности - 2,2 млрд рублей.

На докапитализацию Фонда развития промышленности планируется направить 17,4 млрд рублей, она должна быть осуществлена до конца апреля. В 2017 году за счет средств Фонда планируется профинансировать не менее 50 проектов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Прошлые годы

Жанр антикризисных программ не нов для российской политики: первая правительственная антикризисная программа была разработана еще в марте 1992 г. под руководством Егора Гайдара. Незадолго до дефолта в августе 1998 г. правительство РФ под руководством Сергея Кириенко создало еще два антикризисных плана. Следующие антикризисные планы разрабатывались во время мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.

Следует отметить, что с каждым годом объемы помощи экономике в кризис снижались. Так, в ноябре 2008 г. на реализацию антикризисных мер было зарезервировано 10 трлн руб. Но уже в апреле 2009 г. программа антикризисных мер, среди приоритетов которой было выполнение обязательств государства перед населением, развитие промышленного и технологического потенциала и стимулирование внутреннего спроса, была рассчитана на 2,5 трлн руб. Позже план был дополнен мерами еще примерно на 1 трлн руб.

Антикризисный план-2015 включал в себя 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом, а общая стоимость мер составила 2,33 трлн руб., причем большинство из них выполнялось в рамках бюджета. План 2015 года предусматривал большое количество мер по поддержке банков, однако в последующие годы от них отказались.

План на 2016 г. предусматривал расходы на сумму 750 млрд руб., при этом незабюджетированная часть составляет порядка 210 млрд руб. средств из антикризисного резерва.

Минэкономразвития разработало проект плана по повышению темпов роста экономики, однако в нем нет мер по ускорению роста, пишут «Ведомости». По данным газеты, документ внесен в кабмин

Здание ​Минэкономразвития России в Москве (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

По данным «Ведомостей» , МЭР разработало проект плана по повышению темпов роста экономики. В нем, отмечает издание, нет мер по ускорению роста, часть средств на поддержку промышленности еще предстоит найти Минфину и Минпромторгу.

О том, что текст внесен в кабмин, сообщил газете представитель Минэкономразвития. Достоверность документа подтвердил федеральный чиновник.

Общая цена плана — около 488 млрд руб. Большая часть суммы — деньги на приоритетные проекты кабмина и бюджетные кредиты регионам — уже учтены в проекте бюджета на 2017-2019 годы. Еще 109 млрд руб. на поддержку отраслей, согласно документу, предполагается найти по итогам работы в I квартале следующего года.

В тексте четыре раздела — о приоритетных проектах правительства, стабильности на рынке труда, поддержке отраслей экономики и сбалансированном региональном развитии. В основном в нем учтены отраслевые предложения Минпромторга, которые включают субсидии предприятиям транспортного и сельскохозяйственного машиностроения на компенсацию части затрат, докапитализацию фонда промышленности (источник будет определен позднее), легкой промышленности и др.

По словам федерального чиновника, по сути, это тактический план мероприятий по повышению темпов роста экономики в следующем году, однако это лишь один из инструментов оздоровления экономики.

Как следует из преамбулы документа, им продлеваются действовавшие в текущем году меры поддержки отраслей. Кроме того, в течение года планируется постепенно отойти от практики принятия разовых решений и выработать долгосрочные стратегии развития отраслей. Как сообщил высокопоставленный чиновник, МЭР хочет перехватить подготовку реально работающих отраслевых стратегий, за которые отвечают профильные министерства.

По словам замминистра экономического развития Олега Фомичева, институциональные меры поддержки экономического роста на последнем этапе решили исключить из плана и готовить их к маю следующего года. В правительстве их ждут раньше, подчеркивают «Ведомости»: проект комплексного плана действий на 2018-2025 годы, который должен помочь экономике России обогнать мировую по темпам роста, премьер-министр поручил подготовить к 9 марта.

Как сообщил федеральный чиновник, в этот проект должна быть интегрирована стратегия, над которой работает Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. По его словам, еще прежний министр Алексей Улюкаев поручил работать над этой стратегией замминистра Алексею Ведеву и директору департамента Кириллу Тремасову. Затем этот план необходимо интегрировать в «Стратегию-2030», которую нужно написать в соответствии с законом о стратегическом планировании, отмечает собеседник газеты.​

Экономика в следующем году вырастет на 0,6%, следует из прогноза МЭР. По словам федерального чиновника, в отсутствие устойчивого экономического роста любой прогресс в бюджетной и монетарной политике будет девальвирован перераспределительной политикой, не исключая роста расходов из-за повышения цен на нефть.

Совсем недавно на сайте правительства Российской Федерации появился план антикризисного развития страны на 2018-2019 год. В рамках этого документа описаны шаги, которые должны быть предприняты для обеспечения качественного развития экономического сектора и социальной стабильности в период сложной внешнеполитической обстановки.

Описание антикризисной программы

В 2016 году в рамках принятого плана планируется реализация мер, которые бы способствовали активизации системообразующих подразделений, сбалансированности трудового рынка, снижению уровня инфляции, а также смягчению ценовой политики для семей с низким уровнем доходов.

На ближайшие месяцы основными направлениями деятельности считаются:

  • помощь в развитии малого и среднего бизнеса за счет снижения размеров административных и финансовых издержек;
  • поддержание экспорта и импортозамещения продовольственных и непродовольственных товаров;
  • компенсация издержек инфляции самым незащищенным категориям населения (многодетные семьи, пенсионеры и т. д.);
  • поддержка эффективной занятости населения и снижение напряжения на российском рынке труда;
  • привлечение инвестиционных потоков для более важных сегментов экономики (в том числе оборонная промышленность);
  • повышение эффективности банковской системы и стабилизация национальной валюты на мировом рынке;
  • более грамотное распределение бюджетных средств путем снижения неэффективных затрат.

В представленном плане существует раздел «Активизация экономического роста», который включает в себя снижение издержек бизнеса, меры по поддержке несырьевого экспорта, различные стабилизационные меры, а также помощь среднего и малого предпринимательства.

В следующем разделе с названием «Поддержка секторов экономики» предусматривается разделение государственных, федеральных и региональных программ по приоритетности и целесообразности их проведения. Разрабатываются возможности для получения инвестиций на развитие той или иной области экономики. Кроме этого, предусматриваются шаги, связанные с жилищным строительством, сельским хозяйством, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством, а также топливным и энергетическим комплексом.

В разделе антикризисной программы «Обеспечение социальной стабильности» разрабатываются методы изменения структуры трудоустройства, реформы в области здравоохранения, социальная поддержка населения, а также увеличение поставок медикаментов и лекарственных препаратов. Помимо этого, план предусматривает контроль и постоянный мониторинг ситуации в экономическом и социальном секторе.

Несмотря на то что сейчас уже утверждена большая часть плана, авторы не считают его исчерпывающим и совершенным, что дает возможность для дальнейшего пересмотра и дополнения.

Основные положения антикризисного плана

Поддержка сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство выделит около 50 млрд. руб. на поддержку и развитие сельского хозяйства. Кроме этого, ожидается существенное денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий.

Помощь предпринимателям. На текущий год запланировано выделить 5 миллиардов рублей на спонсирование малых промышленных компаний. Отмечается, что будет упрощена процедура, в результате которой предприятие признается представителем малого или среднего бизнеса. Ожидается снижение всяческих проверок и ФАС, а также более лояльное налоговое законодательство, предусматривающее «финансовые каникулы» для всех зарегистрированных предпринимателей. В некоторых пунктах антикризисного плана идет речь о взаимодействии власти с представителями малого и среднего бизнеса.

Таким образом, регионы получат возможность снижения налога на ведение малого предпринимательства с 6 до 1%. Примечательно, что данный налог рассчитывается по упрощенной схеме, что очень сильно помогает начинающим предпринимателям. Кроме этого, регионы смогут самостоятельно снижать ставки единого налога с 15% до 7,5 процента.

Выплаты самым незащищенным слоям населения. Согласно предложенной программе, в нынешнем году семьи, которые имеют право на получение материнского капитала, смогут единовременно получить компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Что касается индексации страховых пенсий, то на это направление из государственного бюджета уже выделено 188 миллиардов руб. Для борьбы с безработицей правительство планирует выделить порядка 55 миллиардов. На разработку новых медикаментов приходится 16 млрд. руб. бюджетных средств (примечательно, что к этой категории относятся и компенсации, связанные с колебанием валютного курса при покупке иностранных лекарств).

Поддержка экспорта и импортозамещения. Уполномоченным организациям и министерствам уже поручено разработать план по замене импортных товаров отечественными аналогами. Как и в других областях, в этом направлении будут приняты финансовые меры. Так, порядка 3 миллиардов рублей будет направлено на субсидирование процентов «Росэкономбанка», а также на кредиты, выдаваемые для поддержки экспорта современной техники.

Докапитализация значимых банковских учреждений. На эти цели Агентство по социальному страхованию готово выделить 1 триллион рублей, еще 250 миллиардов будет взято из Фонда национального благосостояния. Отмечается, что 300 млрд. будет потрачено на содержание «Внешэкономбанка», еще 200 миллиардов выделяется на различные госгарантии по кредитам для крупных компаний и предприятий.

Вместе с документом антикризисной программы появилось постановление, в котором говорилось, что в течение определенного периода времени Министерство экономического развития и Министерство финансов должны разработать план создания банковского учреждения плохих долгов и отчитаться перед правительством. Создание подобного банка нужно для того, чтобы повысить стабильность и эффективность банковской системы, а также оздоровить организации реальных отраслей экономики.

Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил, что в рамках антикризисного плана создание такого заведения позволит предотвратить массовое банкротство крупных предприятий, а не для капитализации банков, как считают многие эксперты. Однако чиновник не смог ответить на вопрос о финансировании этой инициативы, что ставит под сомнение дальнейшую реализацию описанной идеи.

Сокращение расхода бюджетных средств. Для того чтобы достичь сбалансированности бюджета, необходимо на протяжении ближайших трех лет сокращать расходы государственных средств как минимум на 5%. Такие сокращения планируется обеспечить за счет исключения ненужных затрат (будут значительно урезаны пособия представителям государственного аппарата).

Какие цели должен выполнить антикризисный план?

Отмечается, что рассматриваемый документ подал глава антикризисного комитета Дмитрий Медведев. Для внедрения программы в жизнь понадобится:

  1. Около 60 законопроектов, принятых парламентом и Кабинетом министров.
  2. Огромное количество ведомственных документов.
  3. Ряд законов, инициатором которых должен выступить президент России.

Ожидается, что в ближайшее время Медведев обсудит эти вопросы с однопартийцами, а немного позднее в разговоре примут участие главы некоторых министерств. В то же время Владимир Путин, говоря о составлении антикризисного документа, подчеркнул, что этот проект в первую очередь должен опираться на социальную составляющую. Это значит, что первоочередными являются проблемы инфляции, выплаты социальным работникам, сохранение международных отношений и государственных резервов. Кроме того, глава государства сказал, что сейчас есть острая необходимость пересмотра выделения государственных средств на те или иные структуры. Ранее поступала информация о том, что для осуществления предоставленной программы понадобится порядка 1,375 триллиона рублей, часть из этих денег поступит из госбюджета, а остальные являются средствами ФНБ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Таким образом, антикризисная программа правительства имеет множество положительных моментов, которые призваны помочь различным слоям населения. Главное, чтобы ничего не помешало воплощению этого плана в жизнь.