Задолженность по налогам и сборам причины. Понятие налоговой задолженности и ее отличие от недоимки. Причины возникновения задолженности

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.

С принятием части первой Налогового кодекса многие проблемы в области налоговой ответственности были решены. Однако, можно с уверенностью сказать, что актуальность изучения этой темы не прошла. Это касается как самого термина «налоговая ответственность», который как вызывал, так и продолжает вызывать научные споры. Кроме того, есть очень много чисто процедурных моментов, которые вызывают на практике множество вопросов.

При этом надо отметить, что, несмотря на то в российской правовой системе отсутствует такой источник права как, судебный прецедент. В то же время можно с большей долей уверенностью сказать, что на сегодняшний момент, по крайней мере, в налоговых правоотношениях судебная практика играет очень важную роль. Например, это касается постановлений ВАС РФ, постановлений Федеральных окружных арбитражных судов. Изучение и применение на практике данных источников наряду с законодательством о налогах и сборах позволяет выявить некоторые проблемные моменты применения такого института налогового права, как институт ответственности за налоговые правонарушения.

Причины недоимок по налогам и сборам в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

правовые;

экономические;

моральные. Староверова О.В. Налоговое право. М., 2014. С.154.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её не конкурентоспособности.

Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента. Староверова О.В. Налоговое право. М., 2014. С.158.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение недоимок по налогам и сборам влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке. Козлов В. Налоговые преступления: трудности правоприменения. // Законность. - 2014. - №7. - С.55.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов.

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2014. С.76.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов. Однако, никакие причины не смогут оправдать совершение налоговых правонарушений за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность.

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. В соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщиков обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а так же финансовыми санкциями.

Вопрос о правовой природе "налоговой ответственности" сводится к проблеме соотношения этого вида ответственности с административно-правовой ответственностью. Теоретически "налоговая ответственность" является разновидностью административно-правовой - хотя бы потому, что налоговые правоотношения входят в число административных. Но на практике, если формально руководствоваться содержанием Налогового кодекса, легализующим анализируемое понятие, мы должны исходить из того, что налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное, и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике.

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Это стало причиной того, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида юридической ответственности. Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова. - М., 2014. С.121.

В то время как ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, имеет уголовно-правовой характер, то спорной остается ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. Существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности. А согласно другой - налоговая (финансово-правовая) ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.

Ближайшим историческим предшественником "налоговой ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» от 28.02.2001 №5 в п.34 указано: «Налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой». Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова. - М., 2014. С.16.

Налоговая ответственность, если ее рассматривать как самостоятельный вид ответственности, имеет ряд отличительных признаков:

  • 1) данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексом устанавливаются условия привлечения к ответственности, понятие налогового правонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);
  • 2) к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;
  • 3) в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;
  • 4) налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • 5) привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой ответственности производит суд. Бачурин Д.Г. Правовые проблемы налогового контроля в российской Федерации. Тюмень, 2014. С.13.

Следует заметить, что ответственность не за все налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, носит административный (карательный) характер, ведь целью карательной ответственности является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а ее объем и характер мер карательной ответственности полностью зависит от степени общественной опасности противоправного деяния, за совершение которого лицо привлекается к юридической ответственности. Совершение ряда налоговых правонарушений, объектом которых являются бюджетные доходы, влечет не взыскание штрафа, а уплату пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом) характере юридической ответственности, установленной за совершение таких правонарушений.

Еще одним доводом в пользу выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, то есть ее нельзя отождествлять с административным штрафом.

Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано в Налоговом кодексе РФ следующим образом.

В пункте 4 ст.10 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия Налогового кодекса РФ. Очевидно, с этого пути она не свернет и впредь. Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова.- М., 2014. С.123.

Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны.

Понятие налоговой задолженности

Начнем с того что, одним из обязательств налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные законодательством. При этом, налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно. А в случае неуплаты в срок, т.е. при неисполнении налогоплательщиком налоговых обязательств, в лицевом счете образовывается налоговая задолженность, которая состоит из налога, пени и штрафа.

В свою очередь государство в лице органов налоговой службы, согласно ст. 20 Налогового кодекса обязаны применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке в соответствии с налоговым законодательством.

Все эти способы обеспечения и меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются на основании направленного налогоплательщику уведомления. Одним словом, все эти действия касательно взыскания налоговой задолженности осуществляются посредством вручения уведомления «о погашении налоговой задолженности».

С позиций налогового администрирования налоговая задолженность имеет довольно сложную структуру.

Налоговую задолженность следует трактовать как суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям. Недоимки (налоговая задолженность) - исчисленные, начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним, за исключением сумм, отраженных в уведомлении о результатах налоговой проверки в период обжалования в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в обжалуемой части.

Классифицировать налоговую задолженность по следующим двум классификационным признакам:

  • * характер налоговой задолженности;
  • * вид налоговой задолженности с выделением налоговых платежей.

Указанные классификационные признаки и классификация налоговой задолженности в соответствии с этими признаками приведены в таблице.

Таблица 1. Классификация налоговой задолженности организаций

Нормальная (институциональная или временная) задолженность возникает вследствие недостатков используемой системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой денежные средства поступают на счета организаций-поставщиков с определенным интервалом. В результате этого наступают временные трудности с погашением налоговой задолженности. Данный вид задолженности обычно погашается добровольно самими налогоплательщиками или легко взыскивается налоговыми органами.

Неоправданная задолженность является следствием длительного нарушения платежной дисциплины налогоплательщиками и их контрагентами.

Отсроченная налоговая задолженность представляет собой задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых изменен в соответствии с Налоговым кодексом РК, нормативными актами Правительства, а также по решениям финансовых органов различных уровней, т. е. в тех случаях, когда хозяйствующему субъекту официально разрешен перенос уплаты налоговых платежей на более поздний срок.

Приостановленная к взысканию налоговая задолженность возникает согласно действующему законодательству РК в связи с введением внешнего управления, открытием конкурсного производства, наложением ареста налоговыми органами или судебными приставами, а также по другим решениям.

Просроченная налоговая задолженность возникает вследствие намеренного неисполнения налогоплательщиком налоговых обязательств и уклонения от погашения налоговой задолженности в течение длительного времени, в том числе путем осуществления расчетов через счета третьих лиц, несоблюдения кассовой дисциплины и непредставления в обслуживающее кредитное учреждение платежных поручений на уплату налоговых платежей. Данная задолженность возникает также вследствие действий или бездействия со стороны налоговых органов, т. е. непринятия или несвоевременного принятия необходимых мер для взыскания возникшей налоговой задолженности у налогоплательщика.

Безнадежная к взысканию налоговая задолженность - задолженность, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.).

Следует отметить, что задолженность имеет сложную структуру, в связи с чем целесообразно дополнительно подразделять ее на два вида: «подтвержденная (или зафиксированная) задолженность» и «скрытая задолженность».

Подтвержденная (зафиксированная) задолженность по уплате налогов и сборов, начисленных пени и штрафных санкции прошлых лет документально зафиксирована и подтверждена как самим налогоплательщиком, так и налоговыми органами.

Скрытая задолженность возникает в случае ее неотражения в налоговой отчетности и неуплаты налогоплательщиком налогов. Одной из причин возникновения скрытой задолженности является то, что многие налогоплательщики используют финансовые средства, подлежащие перечислению в бюджет в счет уплаты налогов, как источник временного дополнительного кредитования и пополнения оборотных средств. Эта задолженность со временем может быть возмещена.

Частные лица, а также организации и предприниматели платят немало налогов, сумма которых исчисляется тысячами и десятками тысяч. Виды налогов, которые необходимо уплачивать, зависят от того, какой деятельностью занимается то или иное предприятие.

Бухгалтеры организации и частные предприниматели должны внимательно следить за тем, чтобы все пошлины и сборы были заплачены вовремя и в полном объёме. Поскольку в случае несвоевременной уплаты будут применены штрафные санкции в виде пеней. Также за просрочку плательщику грозит штраф, который может иметь достаточно внушительные размеры.

В некоторых случаях налогоплательщикам может грозить не только привлечение к административной ответственности, но и к уголовной. Такая суровая мера грозит за неуплату налогов в больших размерах. Это может угрожать крупным фирмам и предпринимателям, чья деятельность приносит большой доход, соответственно и размер налоговых платежей может иметь немалые размеры.

Чтобы избежать начисления штрафов и пеней необходимо своевременно и в полном объёме производит уплату пошлин и сборов. Но если по какой-либо причине в установленные законом сроки оплатить налоги не удалось, то их размер, а также сумму пени можно с лёгкостью узнать несколькими способами.

Причины возникновения задолженности

Даже у ответственных налогоплательщиков могут возникнуть ситуации, после которых они попадут в число должников. Произойти это может по ряду причин:

Несвоевременная уплата всех полагающихся пошлин

Поэтому нужно чётко знать сроки перечисления денежных средств по каждому виду налогов.

Расчёт налогов с ошибками

Это может быть из-за того, что организация или предприниматель осуществляют несколько видов деятельности и имеют несколько видов и систем налогообложения. Чтобы избежать возникновения подобного рода ситуаций, необходимо иметь грамотного и ответственного бухгалтера, который будет чётко следить за сроками и порядком уплаты всех видов пошлин и сборов.

Ошибка в заполнении платёжных ведомостей

Наличие ошибок в платёжках говорит о том, что уплаченная сумма не дойдёт до адресата, которым является налоговая служба. Именно из-за этого платёж не будет считаться перечисленным и возникнет задолженность, за которую придётся заплатить все штрафы и пени.

Для того, чтобы избежать возникновения проблем, связанных с просрочкой платежа по налогам и исключить вероятность начисления пеней, необходимо иметь опытного бухгалтера или самостоятельно понимать все тонкости налогового законодательства. Иными словами, нужно понимать, как, когда и в каком количестве необходимо уплачивать налоги и соблюдать все эти правила.

Способы проверки налоговой задолженности

Налоговая служба производит рассылку писем с уведомлениями частным лицам и предпринимателям, в них содержится информация о сумме, которую необходимо уплатить и о сроках оплаты. Также к письму приложены платёжные квитанции. Но часто возникают ситуации, когда нужно узнать сумму задолженности и начисленных пеней.

Для оплаты каждого налога установлены свои сроки. Поэтому н0еобходимость проверить свои долги возникает не только когда уже имеется неоплаченная сумма и нужно узнать её размер. В том случае, если плательщик осуществил перевод средств по уплате налогов, то после истечения обязательного срока уплаты необходимо удостовериться в том, что платёж дошёл до адресата и нет задолженности.

Осуществить проверку можно несколькими способами. Ниже мы рассмотрим их в отдельности подробнее.

Личное обращение в отделение налоговой инспекции

Придя в налоговую службу необходимо обратиться к инспектору с просьбой выдать платёжные ведомости. После предъявления паспорта плательщик получит квитанции по оплате налога. Осуществить перевод средств можно в любом отделении банка через кассу, а также через банкомат наличными или при помощи карты.

На официальном сайте налоговой службы

Зайти на сайт надзорного органа в свой личный кабинет может каждый налогоплательщик по этой ссылке . Там можно увидеть всю информацию, касающуюся размеров пошлин, которые необходимо уплатить, сроков оплаты, а также данные о сумме штрафов и пеней, если таковые имеются.

Логин и пароль для входа в личный кабинет можно получить обратившись в отделение налоговой службы. Сотрудник выдаст бланк, на котором будет указана вся необходимая информация для посещения личного кабинета. Но стоит запомнить, что если в течение одного месяца с момента выдачи данных вход не был осуществлён, то придётся опять обращаться в налоговую для новой регистрации и выдачи других данных.

Зайдя на сайт налоговой службы и перейдя на вкладку «Личный кабинет», после ввода данных налогоплательщику в электронном виде откроется вся интересующая его информация, которая касается размеров налоговой задолженности и штрафных санкций. Также можно будет сменить пароль, который был выдан в налоговой на более лёгкий и запоминающийся.

Через онлайн-приложения банков

Ряд банков, например, Сбербанк и ВТБ-24 являются партнёрами налоговой службы. При помощи их онлайн-сервисов можно не только узнать сумму задолженности, но и произвести оплату не выходя из дома.

Перейдя в раздел «Платежи» и выбрав вкладку с налогами, откроется окно, в которое необходимо ввести свой ИНН, и через несколько секунд откроется вся необходимая информация, которая будет содержать конкретный размер задолженности, оплату которой необходимо произвести.

Узнать свой ИНН налогоплательщик может двумя способами:

  1. обратившись в налоговую инспекцию;
  2. зайдя на сайт налоговой службы .

Через сайт Госуслуг

Осуществить вход на сайт Госуслуги можно с компьютера, планшета или мобильного телефона. Стоит учесть, что получить услугу на этом сайте можно только после регистрации. Далее выбрав вкладку с налоговой задолженностью и заполнив соответствующую заявку, плательщик получит всю информацию по имеющимся у него задолженностям. Для получения этих данных необходимо знать свой ИНН. И вообще, для получения любого рода информации, которая касается налогов, пошлин и сборов, нужно знать свой налоговый номер.

На сайте государственных услуг можно не только узнать о налогах и размерах задолженностей, но и произвести оплату при помощи банковской карты.

Через Яндекс деньги

Для начала нужно зарегистрировать виртуальный кошелёк . Пополнить его можно с банковской карты или с другого электронного кошелька. Следует выбрать вкладку «Товары и услуги», а далее перейти в раздел «Налоги». После этого откроется строка, в которую необходимо ввести ИНН. Выполнив эти несложные манипуляции плательщик сможет не только узнать размер задолженности, но и оплатить её при помощи средств, находящихся на Яндекс кошельке.

ВАЖНО: Из всех перечисленных средств, личное обращение в налоговую – это самый долгий способ узнать свои налоги. Все остальные позволят узнать сумму задолженности буквально за пару минут. Воспользовавшись интернет-сервисами можно не только получить информацию по долгам, но и быстро оплатить их.

Как погасить задолженность?

Соберём воедино все варианты оплаты налоговой задолженности:

  • оплата в отделениях банков через кассу или банкомат, имея на руках соответствующие квитанции, получить которые можно в территориальном отделении налоговой службы;
  • оплата через онлайн-приложения банков, которые являются партнёрами налогового органа. Узнать полный список таких банков можно на официальном сайте налоговиков;
  • через сайт государственных услуг, при помощи онлайн-платежа банковской картой;
  • с помощью средств, которые находятся на Яндекс кошельке.

Оплата данными способами позволит значительно сэкономить время и осуществить перевод средств по уплате задолженности не выходя из дома.

Ответственность за неуплату налогов

Вопрос привлечения к ответственности за несвоевременную уплату или за отклонение от уплаты налогов регулирует налоговое и уголовное законодательство. За правонарушения в экономической сфере для физических лиц и организаций предусмотрены следующие виды привлечения к ответственности:

Налоговая

Имеет финансовый характер. Направлено на полное погашение убытков, которые государство понесло из-за недоимок по налогам. Данного рода ответственность регулирует статья 122 налогового кодекса. За несвоевременную уплату налогоплательщиков ждёт наказание в виде штрафов и пени, которые начисляются исходя из размеров задолженности.

Уголовная

Компенсируется перед государством не только размер недоплаченных налогов, но и общественный вред. Предусмотрена административная ответственность, которая выражается в виде больших штрафов. Также предусмотрено уголовное наказание, вплоть до лишения свободы за налоговые преступления, которые связаны с задолженностью по налогам в крупном и особо крупном размерах. Этот вопрос регламентируют статьи 198 и 199 уголовного кодекса.

Крупным размер задолженности считается в том случае, если недоплаченная сумма превышает 10% от общей суммы налога, который был насчитан за прошедшие три года. Этот размер должен превышать 600 000 рублей или 1 800 000 рублей без учёта времени и процентного соотношения.

Особо крупным размером задолженности признаётся сумма, которая превышает 20% от общего размера налогового платежа за предыдущие три года. Она должна составлять не менее 3 000 000 рублей или 9 000 000 рублей без учёта процентного соотношения и времени.

Стоит запомнить, что привлечение к ответственности за несвоевременную уплату или отказ от уплаты налогов не является основанием для освобождения от возмещения имеющейся задолженности. В трёхлетний срок государство, в лице налоговой службы, имеет право привлечь физическое лицо или организацию к ответственности за неуплату пошлин.

Размер штрафов

Штраф за несвоевременное перечисление средств в счёт уплаты налогов составляет:

  • 20% от суммы сбора в случае непредумышленного возникновения задолженности;
  • 40% от суммы в том случае, если частное лицо или организация умышленно уклоняется от уплаты налогов.

Если налог имеет внушительный размер, то и размер штрафа будет весьма солидным. Он может исчисляться десятками и сотнями тысяч.

Заключение

Надзорные органы в нашей стране внимательно следят за соблюдением налогового законодательства. Оно обязывает вовремя и в полном объёме производить уплату всех полагающихся пошлин и сборов. Налогоплательщики, будь то частные лица или организации, должны неукоснительно следовать законодательству, которое регламентирует вопросы налогообложения.

При несвоевременной уплате налогов возникает задолженность, размер которой легко узнать зайдя в интернет и перейдя на сайт налоговой службы. Кроме этого существует несколько способов, которые позволяют ознакомиться с суммой пошлин, которые необходимо оплатить, а также узнать размер начисленных штрафов за просрочку платежа.

Для удобства плательщиков на данный момент существует немало способов оплаты налоговой задолженности, потратив на это пару минут своего времени. Это возможно сделать на сайте налоговой службе, на сайте государственных услуг или при помощи онлайн-сервисов.

Чтобы не попасть в число должников и не испортить свою репутацию, физические лица, предприниматели и организации должны внимательно следить за налоговыми отчислениями, за их размером и сроками уплаты. Если частные лица и предприниматели сами несут ответственность за вопросы, связанные с налоговой политикой, то в организации за это отвечает бухгалтер. Именно от его грамотности и компетенции зависит налоговая репутация. Поскольку именно бухгалтер занимается вопросами взыскания налогов с сотрудников и перечислением в налоговую службу всех пошлин, которые соответствуют виду деятельности, осуществляемой организацией.

Чтобы не возникала необходимость узнавать размер своей задолженности нужно вовремя и в полном объёме производить уплату налогов и следит за тем, чтобы платёж был доставлен адресату, которым является налоговая служба.

В отличие от недоимки задолженность отражает сумму налога и сбора, неуплаченного в бюджетную систему в сроки, установленные налоговым законодательством, без учета их изменений. Задолженность по налогам и сборам включает кроме недоимки реструктуризированную задолженность, приостановленные платежи и суммы налогов, по которым изменен срок уплаты.

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока исполнения налоговой обязанности, представляет собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных процентов.

Некоторые исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов.

Налоговая задолженность создается под влиянием ряда различных факторов, которые в разное время и в разной степени влияют на ее величину. В экономической литературе наиболее детально исследованы общие факторы, влияющие на образование налоговой задолженности, но кроме этого существует целый ряд специфических факторов. Анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность выработать эффективные способы ее снижения и наметить меры по стабилизации ситуации.

К налоговой задолженности кроме неуплаченных в срок сумм налога относятся также пени, начисляемые на сумму неуплаченного налога за каждый день просрочки платежа. Пени нужно рассматривать как дополнительные платежи, призванные компенсировать потери государственного бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Данная категория платежей регламентирована ст. 75 НК РФ.

Кроме того, существует такая категория налоговой задолженности, как налоговые санкции (штрафы), которые могут быть начислены налогоплательщику по результатам налоговой проверки за нарушение норм законодательства о налогах и сборах либо за нарушение норм, связанных с государственной регистрацией организаций и индивидуальных предпринимателей.

На основании рассмотренных определений можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая задолженность сокращает поступления в доходную часть бюджетов разных уровней. Предприятия-недоимщики в условиях финансовых затруднений в первую очередь предпочитают погасить задолженность перед поставщиками и подрядчиками, чем перед бюджетом и внебюджетными фондами, что приводит к сокращению расходной части бюджета, недофинансированию принятых программ, мероприятий, государственных заказов.

2. Налоговая задолженность оказывает негативное воздействие на финансово-хозяйственные результаты деятельности организаций. Влияние этого фактора различно в зависимости от длительности, характера и объема задолженности, а также ее сопряженности с другими формами задолженности (к примеру, задолженностью поставщикам и подрядчикам). В случаях временных затруднений в погашении задолженности хозяйствующий субъект, как правило, самостоятельно находит возможности исполнения своих обязательств перед бюджетом.

3. Наличие долговременной и объемной налоговой задолженности существенно сокращает инвестиционные возможности предприятий. Налоговая задолженность тормозит необходимую модернизацию производства и реализацию стратегии экономического роста, осуществление инвестиционных проектов, увеличивает вероятность инвестиционных рисков и снижает инвестиционную привлекательность объектов.

Таким образом состав налоговой задолженности по налогам, включающая в себя недоимку, включая суммы отсроченных и рассроченных платежей, а также суммы платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.

Важное направление исследования налоговой задолженности составляет рассмотрение взыскания задолженности с точки зрения издержек налогообложения как налоговых органов (расходы на оплату труда сотрудников, расходы на содержание и др.), так и налогоплательщиков (например, пени, налоговые штрафы, претензионные расходы при урегулировании споров с налоговыми органами и др.).

Источник: Г.П. Комарова, А.В. Цыдыпова, Г.М. Касаткина ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Определение недоимки Причины налоговой задолженности Что такое налоговая обязанность Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в России Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в России Поступления в российский бюджет от НДС в 1995-2003 гг. Поступления в российский бюджет от НДС в 2004-2014 гг Объем налоговых вычетов по НДС в России в 2006 — 2015 гг. Вычеты по НДС, связанные с экспортом (динамика за 2006 — 2014 гг.)

(Пока оценок нет)