Тарифы страховых взносов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов

В 2011 году по закону ставка страховых взносов возросла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд РФ, 2,9% – в Фонд социального страхования РФ, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Напомним, что в 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Работодатели платили совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2,9% – в ФСС, 1,1% – в ФФОМС и 2,0% – в ТФОМС.

Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.

Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Получается, что последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая*, 15 августа и 15 ноября.

С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме «одного окна», что позволит работодателям сэкономить время. В 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее – один раз в год.

С 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

С 2011 года работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек).

Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования.

* Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Статьей 12 212-ФЗ закреплены единые тарифы страховых взносов для всех плательщиков, если иное не предусмотрено законодательством:

Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;

Фонд социального страхования РФ- 2,9 процента;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента.

Таким образом, общий объем налогового давления составляет 34 процента.

Закон предусматривает ряд переходных периодов. Так, в 2010 году сохранялись ставки страховых взносов на уровне действовавшего в 2009 году ставок ЕСН, а на 2012-2013 годы введены пониженные ставки для Пенсионного фонда. Изменение тарифов страховых взносов представлено в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

Тарифы страховых взносов для основной категории плательщиков

Период

Пенсионный

фонд

Фонд

социального страхования Российской Федерации

(ФСС)

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный

(ФФОМС)

Территориальный

(ТФОМС)

(переходный)

Для определенного круга плательщиков страховых взносов, которые уплачивали ЕСН по пониженным, льготным ставкам, предусмотрен постепенный переход от льготных тарифов к общеустановленным тарифам для всех категорий плательщиков в соответствии со статьями 57 (таблица 4.4.)и 58 212-ФЗ (таблица 4.5. – 4.8.).

Таблица 4.4.

Тарифы страховых взносов для особой категории плательщиков на 2011 год

ФОМС

Итого

ФФОМС

ТФОМС

Сельскохозяйственные производители (не перешедшие на ЕСХН);

Организации народных художественных промыслов;

Семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера

Организации и предприниматели со статусом резидента технико-внедренческой особой экономической зоны «Сколково»;

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (при выполнении особых условий)

Организации и предприниматели, применяющие УСН;

Организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД;

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

Общественные организации инвалидов, где инвалиды составляют не менее 80%;

Организации, с уставным капиталом, состоящим из 100% вкладов общественных организаций инвалидов (среднесписочная численность инвалидов - не менее 50%, доля заработной платы инвалидов в ФОТ - не менее 25%);

Учреждения, созданные для достижения социальных целей, а также для оказания правовой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются общественные организации инвалидов (с учетом вида деятельности)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН

На 2011 – 2014 годы для категорий плательщиков, указанных в пунктах 1, 3.3., 3.4., 3.5. и 4 таблицы 4.4. установлены следующие пониженные нормы тарифов страховых платежей (таблица 4.5.)

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС - 3,1 процента;
  • в ТФОМС - 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012 год

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант

Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов. Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков применяемых в 2011 году приведены в таблице:

Пенсионный фонд

Фонд медицинского страхования

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

ховая часть

ховая часть

Накопи-тельная часть

Общий режим

Плательщики, применяющие УСН

Плательщики переведенные на ЕНВД

Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов

Плательщики, применяющие ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны

Необлагаемые доходы по страховым взносам

Напоминаем что из необлагаемых доходов по страховым пенсионным взносам с 2010 исключены: - компенсация за неиспользуемый отпуск - выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов Помимо этого важно помнить, что взносами облагаются все выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг) вне зависимости от того пойдут ли они на уменьшение налога на прибыль или нет.

Налоговая нагрузка на заработную плату в 2011 году

Для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход налоговая нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%. Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить: 26100 – Зарплата сотруднику на руки 3900 – Налог на доходы физических лиц 7800 – Пенсионный фонд 630 – ФФОМС 900 – ТФОМС 870 – ФСС Итого сумма всех страховых взносов (без учета НДФЛ) составит 10200 рублей. С 2011 года произошло очень серьезное увеличение налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, применяющие УСН и ЕНВД, т.к. в 2010 году эта нагрузка составляла только 14%. Для организаций и предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для сельскохозяйственных товаропроизводителей; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов налоговая нагрузка так же возросла и в 2011 и 2012 году она будет составлять 20,2 %. Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить: 26100 – Зарплата сотруднику на руки 3900 – Налог на доходы физических лиц 4800 – Пенсионный фонд 330 – ФФОМС 360 – ТФОМС 570 – ФСС Общая сумма страховых взносов составит 6060 рублей. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2011 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 141 100 рублей (415 000 * 34%), для организаций применяющих пониженные тарифы страховых взносов: 83 830 рублей(415 000 * 20,2 %).

В связи с изменениями в Федеральном законе № 212-ФЗ, вступившими в силу с 2012 года, плательщики страховых взносов не уплачивают взносы в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), а платят только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). У многих возник вопрос: на какие КБК уплачивать страховые взносы в ФОМС за 2012 год? Еще больше интересует вопрос: на какие КБК уплатить взносы в ФОМС и ТФОМС за декабрь 2011 года?

Чтобы немного внести ясности, мы публикуем информацию про КБК для уплаты страховых взносов в ФОМС в 2012 году.

Заметим, что администратором страховых взносов на Обязательное Медицинское Страхование (ОМС) в 2012 году является ПФР.

Ниже приведены КБК для уплаты страховых взносов на ОМС с 2012 года.

Назначение

392 1 02 02101 08 1011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

392 1 02 02101 08 1012 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)

392 1 02 02101 08 2011 160

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

392 1 02 02101 08 2012 160

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)

392 1 02 02101 08 3011 160

Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков

392 1 02 02101 08 3012 160

Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)

До настоящего времени государственными внебюджетными фондами не разъяснена ситуация, что грозит плательщику в случае путаницы в КБК при уплате взносов за декабрь 2011 года, а также какие КБК использовать при уплате страховых взносов за декабрь 2011 года.

По нашему мнению, если плательщик перепутает КБК при уплате взносов в ФОМС за декабрь 2011 года, то выставление пени и недоимки будет необоснованно. Так, Арбитражные суды встают на сторону плательщика, указывая на то, что у государственных внебюджетных фондов (ПФР и ФСС), как у главных администраторов бюджета, имеется возможность по уточнению назначения платежа. Таким образом, если компания уплатила взносы на неправильный КБК, например в ТФОМС, а не в ФОМС, но при этом суммы страховых взносов поступили на счет и в бюджет фонда, то выставление пени и недоимки не основано на нормах законодательства.