В 2011 году по закону ставка страховых взносов возросла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд РФ, 2,9% – в Фонд социального страхования РФ, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Напомним, что в 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Работодатели платили совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2,9% – в ФСС, 1,1% – в ФФОМС и 2,0% – в ТФОМС.
Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.
Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Получается, что последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая*, 15 августа и 15 ноября.
С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме «одного окна», что позволит работодателям сэкономить время. В 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее – один раз в год.
С 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.
С 2011 года работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек).
Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования.
* Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Статьей 12 212-ФЗ закреплены единые тарифы страховых взносов для всех плательщиков, если иное не предусмотрено законодательством:
Пенсионный фонд РФ – 26 процентов;
Фонд социального страхования РФ- 2,9 процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента.
Таким образом, общий объем налогового давления составляет 34 процента.
Закон предусматривает ряд переходных периодов. Так, в 2010 году сохранялись ставки страховых взносов на уровне действовавшего в 2009 году ставок ЕСН, а на 2012-2013 годы введены пониженные ставки для Пенсионного фонда. Изменение тарифов страховых взносов представлено в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Тарифы страховых взносов для основной категории плательщиков
Период |
Пенсионный фонд |
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
|
Федеральный (ФФОМС) |
Территориальный (ТФОМС) |
||||
(переходный) | |||||
Для определенного круга плательщиков страховых взносов, которые уплачивали ЕСН по пониженным, льготным ставкам, предусмотрен постепенный переход от льготных тарифов к общеустановленным тарифам для всех категорий плательщиков в соответствии со статьями 57 (таблица 4.4.)и 58 212-ФЗ (таблица 4.5. – 4.8.).
Таблица 4.4.
Тарифы страховых взносов для особой категории плательщиков на 2011 год
ФОМС |
Итого |
|||||
ФФОМС |
ТФОМС |
|||||
Сельскохозяйственные производители (не перешедшие на ЕСХН); Организации народных художественных промыслов; Семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера | ||||||
Организации и предприниматели со статусом резидента технико-внедренческой особой экономической зоны «Сколково»; Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (при выполнении особых условий) | ||||||
Организации и предприниматели, применяющие УСН; | ||||||
Организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД; |
||||||
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III групп; |
||||||
Общественные организации инвалидов, где инвалиды составляют не менее 80%; |
||||||
Организации, с уставным капиталом, состоящим из 100% вкладов общественных организаций инвалидов (среднесписочная численность инвалидов - не менее 50%, доля заработной платы инвалидов в ФОТ - не менее 25%); |
||||||
Учреждения, созданные для достижения социальных целей, а также для оказания правовой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются общественные организации инвалидов (с учетом вида деятельности) |
||||||
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН |
На 2011 – 2014 годы для категорий плательщиков, указанных в пунктах 1, 3.3., 3.4., 3.5. и 4 таблицы 4.4. установлены следующие пониженные нормы тарифов страховых платежей (таблица 4.5.)
В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).
Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.
Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).
Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.
Тарифы страховых взносов
Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:
- в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
- в ФСС РФ — 2,9 процента;
- в ФФОМС - 3,1 процента;
- в ТФОМС - 2,0 процента.
Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:
- сельскохозяйственные товаропроизводители;
- организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.
Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
Наименование фонда | 2011 год | 2012 год | 2013-2014 годы |
Но это еще не все льготники.
В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:
- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).
Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):
Наименование фонда | 2011 год | 2012-2017 годы | 2018 год | 2019 год |
Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.
Важно
Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).
Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.
В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:
Наименование Фонда | ||||
Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами
Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.
Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).
Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.
Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).
Установлены иные сроки сдачи отчетности
Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).
Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.
Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.
Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.
Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.
Уточнение платежа и правила зачета взносов
Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.
На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.
Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.
Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:
- обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
- зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).
Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.
Е. Антипова, налоговый консультант
Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов. Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков применяемых в 2011 году приведены в таблице:
Пенсионный фонд |
Фонд медицинского страхования | |||||
Для лиц 1966 года рождения и старше |
Для лиц 1967 года рождения и моложе | |||||
ховая часть |
ховая часть |
Накопи-тельная часть |
||||
Общий режим | ||||||
Плательщики, применяющие УСН | ||||||
Плательщики переведенные на ЕНВД | ||||||
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов | ||||||
Плательщики, применяющие ЕСХН | ||||||
Сельскохозяйственные товаропроизводители | ||||||
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны |
Необлагаемые доходы по страховым взносам
Напоминаем что из необлагаемых доходов по страховым пенсионным взносам с 2010 исключены: - компенсация за неиспользуемый отпуск - выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов Помимо этого важно помнить, что взносами облагаются все выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг) вне зависимости от того пойдут ли они на уменьшение налога на прибыль или нет.
Налоговая нагрузка на заработную плату в 2011 году
Для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход налоговая нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%. Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить: 26100 – Зарплата сотруднику на руки 3900 – Налог на доходы физических лиц 7800 – Пенсионный фонд 630 – ФФОМС 900 – ТФОМС 870 – ФСС Итого сумма всех страховых взносов (без учета НДФЛ) составит 10200 рублей. С 2011 года произошло очень серьезное увеличение налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, применяющие УСН и ЕНВД, т.к. в 2010 году эта нагрузка составляла только 14%. Для организаций и предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для сельскохозяйственных товаропроизводителей; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов налоговая нагрузка так же возросла и в 2011 и 2012 году она будет составлять 20,2 %. Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить: 26100 – Зарплата сотруднику на руки 3900 – Налог на доходы физических лиц 4800 – Пенсионный фонд 330 – ФФОМС 360 – ТФОМС 570 – ФСС Общая сумма страховых взносов составит 6060 рублей. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2011 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 141 100 рублей (415 000 * 34%), для организаций применяющих пониженные тарифы страховых взносов: 83 830 рублей(415 000 * 20,2 %).
В связи с изменениями в Федеральном законе № 212-ФЗ, вступившими в силу с 2012 года, плательщики страховых взносов не уплачивают взносы в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), а платят только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). У многих возник вопрос: на какие КБК уплачивать страховые взносы в ФОМС за 2012 год? Еще больше интересует вопрос: на какие КБК уплатить взносы в ФОМС и ТФОМС за декабрь 2011 года?
Чтобы немного внести ясности, мы публикуем информацию про КБК для уплаты страховых взносов в ФОМС в 2012 году.
Заметим, что администратором страховых взносов на Обязательное Медицинское Страхование (ОМС) в 2012 году является ПФР.
Ниже приведены КБК для уплаты страховых взносов на ОМС с 2012 года.
Назначение |
|
392 1 02 02101 08 1011 160 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков |
392 1 02 02101 08 1012 160 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года) |
392 1 02 02101 08 2011 160 |
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков |
392 1 02 02101 08 2012 160 |
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года) |
392 1 02 02101 08 3011 160 |
Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков |
392 1 02 02101 08 3012 160 |
Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года) |
До настоящего времени государственными внебюджетными фондами не разъяснена ситуация, что грозит плательщику в случае путаницы в КБК при уплате взносов за декабрь 2011 года, а также какие КБК использовать при уплате страховых взносов за декабрь 2011 года.
По нашему мнению, если плательщик перепутает КБК при уплате взносов в ФОМС за декабрь 2011 года, то выставление пени и недоимки будет необоснованно. Так, Арбитражные суды встают на сторону плательщика, указывая на то, что у государственных внебюджетных фондов (ПФР и ФСС), как у главных администраторов бюджета, имеется возможность по уточнению назначения платежа. Таким образом, если компания уплатила взносы на неправильный КБК, например в ТФОМС, а не в ФОМС, но при этом суммы страховых взносов поступили на счет и в бюджет фонда, то выставление пени и недоимки не основано на нормах законодательства.