Светило выходит из тени. Солнечная батарея в Московской области – опыт реализации и результаты Производство солнечной энергии в мире

Обзор заголовков, опубликованных на сайте «Мир возобновляемой энергетики» (Renewable Energy World ), обнаружил множество интересных тенденций на мировом рынке возобновляемых источников энергии. Редактор журнала Дженнифер Делони представила 10 трендов, которые будут актуальны в 2017 году.

10. Возобновляемое топливо для реактивных двигателей

Помимо соглашений, достигнутых в этом году крупными авиакомпаниями, такими как JetBlue и United, с обещаниями ввести в эксплуатацию возобновляемые источники топлива для реактивных двигателей, правительства по всему миру достигли соглашения в октябре по разработке глобальной рыночной меры для международной авиации. Соглашение является частью более крупного плана инвестировать в новые технологии авиации, расширения масштабов использования возобновляемых видов топлива и улучшения работы по сокращению выбросов углерода в авиационной отрасли. В 2017 году ожидается увеличение количество авиакомпаний, которые будут внедрять возобновляемые источники топлива для реактивных двигателей в своей деятельности и совершенствовать инфраструктуру для производства этого топлива.

9. Дроны

К дронам был прикован интерес в 2016 году. Ожидается, что они будут в центре внимания и в 2017 году. Сейчас промышленность ищет пути, как с помощью этой технологии усовершенствовать разработки в области возобновляемой энергетики, при этом снизив затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание. Внимание будет сфокусировано на совершенствовании технологий, размещенных на беспилотных летательных аппаратов.

8. Гидроаккумулирующие электростанции

Технологии, по которым создаются гидроаккумулирующие электростанции, постоянно меняются. Электростанции используются для хранения энергии, полученной от возобновляемых источников. Эта тенденция будет актуальна и в 2017 году. Ожидается, что в новом году ГАЭС будут использовать и другие технологии получения возобновляемой энергии, в частности, от энергии ветра и солнца.

7. Солнечная энергия в Африке

Стартапы по распространению энергии, полученной от солнца, имеют большой успех в тех частях Африки, где нет постоянного доступа к обычным источникам энергии. Модель Pay-Go Solar объединяет солнечную батарею, устройства для хранения энергии и мобильные технологии оплаты, чтобы клиенты могли получить доступный вариант для получения электроэнергии. В 2016 году стартапы также получили поддержку инвесторов. В 2017 году ожидается, что подобная модель будет распространяться на новые регионы в Африке, а также получит новых более крупных инвесторов.

6. Системы хранения энергии

В 2016 году можно отметить прогресс на рынке систем хранения энергии. Технологии систем хранения улучшились, теперь они способны аккумулировать энергию от разных возобновляемых источников. В этом году главной темой вокруг таких хранилищ энергии станет идея о том, что накопление энергии заслуживает отдельной политики на энергетических рынках. В 2017 году стоит ожидать продвижения в этом направлении от США, Великобритании и Северной Ирландии.

5. Оффшорные ветровые электростанции в США

Большой темой 2016 года в США стала оффшорная энергия ветра. В частности, была запущена электростанция Block Island Wind Farm. Этот рынок показал значительную активность, а штаты на восточном побережье активно работали над механизмами для поддержки развития оффшорных ветряных электростанций. Кроме того, разработчики выдвинули предложения, которые будут стимулировать рост в этой отрасли на долгие годы. В 2017 году ожидается, что эта тема будет обсуждаться на государственном уровне, что будет способствовать развитию отрасли, а также возможными партнерскими связями между оффшорными ветряными электростанциями и разработчиками морских месторождений нефти и газа.

4. Корпорации и возобновляемые источники энергии

Крупные корпорации продемонстрировали в 2016 году свои возможности, опираясь на уже растущий интерес к получению энергии из возобновляемых ресурсов. Мало того, что Google, Apple, Microsoft и другие крупные компании взяли на себя большие обязательства по развитию возобновляемых источников энергии в 2016 году, корпоративное сообщество учредило союз, цель которого - найти больше возможных способов для покупки энергии из возобновляемых источников. В 2017 году ожидается, что крупные компании смогут выработать творческие стратегии для выбора возобновляемых источников энергии.

3. Трамп

Мало что когда-либо шокировало экологические сообщества и специалистов по возобновляемым источникам энергии больше, чем победа на выборах президента США в 2016 году Дональда Трампа. В 2017 году представители глобального экологического сообщества, затаив дыхание, ожидают, как Трамп вступит в должность и начнет демонстрировать, насколько быстро он сможет двигаться в направлении того, чтобы отменить работу, которую проделал президент Обама для развития в США чистой энергетической политики и сокращения выбросов углекислого газа.

2. Tesla

История Теслы в 2016 году была полна изгибов и поворотов, риска и волнения. Так, Илон Маск представил накопители энергии в США и Европе; развил связи с Panasonic; раскрыл грандиозный план по объединению энергии солнца, ее хранения и возможности зарядки; купил SolarCity за $ 2 млрд; и представил концепт солнечной стеклянной крыши. Чего ожидать в 2017 году от этой невероятной компании и ее лидера, можно только догадываться.

1. Индия

Индия занимает место № 1 в этом списке трендов из-за своей обширной деятельности в области солнечной энергетики в 2016. К 2022 году страна планирует, следуя планам премьер-министра Нарендра Моди, повысить солнечные мощности в стране до 100 ГВт. Индия выделила около $ 3 млрд государственного финансирования для развития производства солнечных панелей в стране. Между тем, глобальное инвестиционное сообщество вложило в развитие проектов солнечной энергетики уже около $ 100 миллиардов. Индия продолжит устойчивое развитие в 2017 году и продемонстрирует свое лидерство в области «зеленых» финансов, в частности, здесь откроется первый «зеленый» банк. Оригинал статьи на английском языке -

Согласно данным Министерства энергетики США за 2017 год, стоимость солнечной энергии для домохозяйств всё ещё выше розничных цен на электричество в США, а для супермаркетов и иных коммерческих организаций - примерно равна розничным ценам. Для новых крупных солнечных электростанций она ниже, чем для новых ТЭС. Все сравнения были сделаны до субсидий - как для ТЭС, так и для СЭС. Соответствующий доклад опубликован Минэнерго США.

Средняя себестоимость "солнечного" электричества ( как стоимость электричества, при которой электростанция окупится за свой жизненный цикл) для домохозяйств с панелями на крыше, установленными в первом квартале 2017 года, составила в США 12,9–16,7 цента за киловатт-час. Это очень высокие цены для России и чуть выше средних розничных цен в Штатах (там они порядка 10 центов за киловатт-час). Для коммерческих эксплуатантов солнечных батарей на крышах, установленных за тот же период, стоимость выработки составила 9,2–12,9 цента за киловатт-час. Для крупных солнечных электростанций с неподвижными панелями - 5,0–6,6 цента. Для СЭС, меняющих угол наклона с помощью автоматики, - 4,4–6,1 цента за киловатт-час.

В докладе подчёркивается, что всего за один год, с начала 2016 года до первого квартала 2017-го, стоимость установки одного киловатта мощности для крупных СЭС упала на 29 процентов - до 1,03 доллара для неподвижных фотоэлементных панелей и 1,11 доллара для автоматически поворачивающихся за Солнцем панелей. Хотя последние дороже, они дают больше выработки, поэтому энергия от них получается дешевле. Главные факторы падения - снижение цен на фотоэлементы, а также расценок на их установку.

В домохозяйствах годовое падение стоимости установки одного киловатта составило лишь шесть процентов - до 2,8 доллара на ватт установленной мощности. Для коммерческих потребителей падание достигло 15 процентов - до 1,85 доллара за ватт. Главная причина более высокой стоимости небольших солнечных электростанций на крышах - отсутствие у них возможности сэкономить за счёт эффекта масштаба.

О том, почему солнечные батареи в домохозяйствах дают энергию дороже крупных СЭС, читайте в материале Лайфа:

Доклад отмечает, что запущенная Минэнерго в 2011 году SunShot Initiative ставила задачу для солнечных электростанций добиться столь низких затрат на установку и столь низкой цены выработки электричества только к 2020 году. Таким образом, она выполнена на три года раньше запланированного.

Общая мощность солнечных электростанций в США - 45 гигаватт, из которых 13 гигаватт были установлены в 2016 году (из них 10 гигаватт - крупные электростанции). Все вместе они дают чуть более процента от общей генерации Штатов. При таких темпах падения стоимости и установки солнечных батарей, что наблюдались в 2016 году, СЭС уже в ближайшие годы значительно увеличат свою долю на местном рынке. Их несубсидируемая стоимость ужа упала ниже уровня угольных ТЭС и достигла паритета с газовыми ТЭС.

Как видно из доклада, 41 процент в стоимости новых солнечных электростанций составила рабочая сила, используемая при их установке. В стоимости систем, устанавливаемых в домохозяйствах, доля этого фактора - 68 процентов. Почасовая оплата труда работающего в США в несколько раз выше, чем, например, в России. Поэтому в других странах стоимость солнечной энергии часто заметно ниже, чем в Штатах.

Стоимость солнечной энергии в 2017 году упадет ниже 2 центов за кВтч

Источник: http://www.energy-fresh.ru/news/?id=14275

По прогнозу исследовательской компании GTM Research, цена на солнечную энергию в этом году опустится ниже 2 центов за кВт⋅ч, побив предыдущий рекорд - 2,42 цента за кВт⋅ч, предложенный на аукционе в Абу-Даби.

По мнению аналитиков GTM Research, которые прогнозируют увеличение совокупной мощности солнечных панелей в 2017 году на 85 ГВт, на первом же тендере в Саудовской Аравии в этом году может быть предложена цена на солнечную энергию ниже 2 центов за кВт⋅ч, пишет PV Tech.

«Условия, при которых будет проходить первый тендер в Саудовской Аравии, аналогичны тем, при которых были установлены предыдущие рекорды: долгосрочность проекта, практически нулевая стоимость земли под строительство, низкая стоимость разрешения, низкие налоги и крайне привлекательные финансовые условия», - рассказал Бен Аттиа, аналитик GTM Research.

Предыдущий рекорд был установлен в сентябре прошлого года на аукционе в Абу-Даби, когда китайский производитель солнечных панелей JinkoSolar и японская Marubeni предложили цену в 2,42 цента за кВт⋅ч солнечной энергии. До этого на аукционе в Чили компания SunEdison предлагала 2,91 цент за кВт⋅ч.

Электроэнергетика Саудовской Аравии станет возобновляемой на 10%

Источник: https://hightech.fm/2017/04/19/clean-energy-saudi

В течение шести лет Саудовская Аравия планирует добиться того, чтобы производить 10% электроэнергии с помощью возобновляемых источников. Об этом заявил министр энергетики королевства Халид аль-Фалих. Страна, которая является крупнейшим в мире экспортером нефти, также будет продавать технологии, связанные с получением возобновляемой энергии, за рубеж, сказал министр.

На форуме по поиску инвестиций в энергетический сектор министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил о «30 проектах, которые должны быть реализованы» для того, чтобы к началу следующего десятилетия 10 ГВт мощностей приходились на возобновляемые источники энергии. Речь идет об использовании энергии солнца и ветра. По словам чиновника, эти проекты могут обойтись в сумму от 30 до 50 миллиардов долларов, пишет Phys.org.

В настоящее время практически все энергообеспечение страны зависит от нефти или природного газа, но уже через 6 лет ситуация заметно изменится, считает министр. «Доля возобновляемой энергии к 2023 году будет составлять 10% от общего объема электроэнергии в королевстве», - сказал Халид аль-Фалих. «Мы стремимся, чтобы королевство в среднесрочной перспективе превратилось в государство, которое разрабатывает, производит и экспортирует передовые технологии производства возобновляемой энергии», - отметил он.

Халид аль-Фалих сравнил значимость изменений, происходящих в энергетическом секторе Саудовской Аравии, с открытием месторождений нефти в 1930-х годах. По его словам, «социально-экономический переход» к возобновляемой энергетике будет проходить в течение 10 - 20 лет.

В рамках плана по переходу к возобновляемым источникам энергии официально открыт тендер на строительство первой солнечной электростанции мощностью 300 МВт. В список потенциальных подрядчиков вошла 51 компания, в основном это зарубежные организации, которые также будут участвовать в конкурсе на строительство ветроэлектростанции мощностью 400 МВт. В четвертом квартале 2017 года будет запущен еще один проект по строительству ветроэлектростанции, за которым последуют новые проекты, связанные с производством солнечной энергии, сказал чиновник.

По оценкам правительства, Саудовской Аравии к 2032 году потребуется свыше 120 ГВт совокупной мощности электростанций для покрытия пиковой нагрузки. По словам министра, атомная энергетика также должна стать частью энергетического сектора страны. Окончательная программа перехода к возобновляемой энергетике пока не разработана, сказал министр.

Германия установила рекорд производства возобновляемой энергии

Источник: https://hightech.fm/2017/04/18/german-renewables-record-march

В марте Германия произвела 19,5 ТВт⋅ч возобновляемой энергии, что составило более 41% всего произведенного в стране электричества. Это больше, чем когда бы то ни было.

В прошлом месяце возобновляемые источники энергии произвели чуть более 41% всей электроэнергии Германии, при этом выработка ядерной энергии снизилась до минимальной отметки с 1970-х годов - даже несмотря на то, что с 2015 года ни одна атомная станция не была отключена.

В марте Германия также поставила рекорд суточной генерации энергии ветра: 18 марта выработка ветряной энергии достигла 38,5 ГВт, что на 0,5 ГВт больше, чем предыдущий рекорд, установленный 22 февраля. Всего же за месяц, вместе с солнечными мощностями, ветряные электростанции произвели около 12,5 ТВт⋅ч электроэнергии.

Выработка энергии биомассы также была высокой - 4,5 ТВт⋅ч, но побить предыдущий рекорд, установленный в декабре 2014 г. - 4,8 ТВт⋅ч, так и не удалось. Объем всей произведенной в марте гидроэнергии также вырос на 50% по сравнению с предыдущим месяцем.

К 2050 году в целях выполнения Парижского соглашения по климату Германия планирует полностью перейти на возобновляемые источники энергии и сократить выбросы углекислого газа не менее, чем на 95%. В конце 2016 года из возобновляемых источников поступало около 32% всей потребляемой в Германии электроэнергии.

Ученые увеличили срок службы литий-ионных батарей в три раза

Источник: https://hightech.fm/2017/04/19/battery-cover

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде разработали новое покрытие для литий-ионный батарей, которое стабилизирует их работу и увеличивает срок службы более чем в три раза по сравнению со стандартными аккумуляторами.

Высокоэффективные литий-ионные батареи являются ключевой составляющей современных ноутбуков, смартфонов и электромобилей. В настоящее время анод, или электрод, присоединенный к положительному полюсу батареи, как правило, изготавливается из графита и других материалов на основе углерода, пишет Science Daily.

Однако производительность анодов на основе углерода сильно ограничена, так как во время зарядки батареи в ней начинают неконтролируемо расти микроскопические волокна - дендриты. Они ухудшают работу батареи, а также угрожают безопасности, поскольку могут привести к короткому замыканию батареи и ее возгоранию.

Группа исследователей из Калифорнийского университета в Риверсайде придумала, как решить эту проблему. Ученые обнаружили, что при добавлении в электролит всего 0,005% метилвиологена его молекулы образуют стабилизирующее покрытие на электроде, благодаря чему продолжительность работы батареи увеличивается более чем в три раза. При этом метилвиологен очень дешев в производстве, что делает возможным его широкое применение.

Аккумуляторы, солнечные панели, электромобили и беспилотный транспорт - все эти технологии сегодня занимают лишь в районе 1% мирового рынка. Если вы хотите заработать на инвестициях в новую экономику – стоит поторопиться. Через 10-15 лет эти технологии станут массовыми.

1. Накопители энергии и аккумуляторы

Все владельцы ноутбуков или смартфонов используют Li-ion аккумуляторы. С 1995 до 2010 год Li-ion батареи дешевели в среднем на 14% в год (в долларах на кВт*ч). 2009 год стал переломным, так как началось использование таких аккумуляторов для автопрома и энергетики. За счет роста инвестиций за последующие 5 лет удешевление кВт*ч в год составило уже 16%.

Удешевление аккумуляторов происходит и за счет локализации производства. Например, в Tesla Model S используется примерно 7 тыс. батареек, каждую из которых можно сравнить с аккумулятором для смартфона. Обычно производственный процесс выглядит так: литий добывается в Чили, Аргентине или Австралии, отправляется в Китай, очищается до 99+%, затем отправляется в Японию или Корею, там его упаковывают и отправляют в Калифорнию, где Tesla монтируют их в электрокар Model S.

Чтобы снизить стоимость производства таких аккумуляторов на 30-50% в течение трех лет, Tesla строит Gigafactory в Неваде , и в ближайшее время планирует построить еще дополнительно 2-4 таких завода.

Один завод будет иметь мощность в 50 ГВт*ч и позволит выпускать до полумиллиона машин в год. Для сравнения – 100 таких заводов могут удовлетворить всю мировую потребность в электроэнергии.

Это удешевление без учета технических инноваций. Дополнительные технологические инновации могут дать еще минимум 5% в год. Динамика снижения цен на батареи и увеличение плотности электроэнергии стимулирует рост рынка электромобилей и солнечной энергетики. Растет запас хода электромобилей и появляется возможность хранить солнечную электроэнергию, которая поступает неравномерно в течение дня.

Во многом благодаря успеху проектов Илона Маска конкуренты инвестируют или перенаправляют инвестиции в похожие проекты:

  • В 2015 году LG Chem объявила о закрытии нефтехимического проекта на $4,2 млрд долларов в Казахстане. Эти средства направляются в производство аккумуляторов.
  • Китайская компания BYD , один из крупнейших производителей электромобилей (в основном для местного рынка) собирается добавлять в китайский аналог Gigafactory в среднем по 6 ГВт мощностей каждый год и к 2020 году выйти на суммарную мощность в 34 ГВт (Tesla планирует выйти на 35 ГВт к этому же времени).
  • Компании Foxconn и LG совместно добавят еще 22 ГВт к 2020 году.
  • Компания Nissan добавит 4,5 ГВт.
  • Samsung , SDI , TDK , Apple , Bosch и другие тоже планируют нарастить свои мощности по производству аккумуляторов и, возможно, электромобилей.

2. Солнечная энергетика

С середины 70-х годов прошлого века цена на солнечные панели упала более, чем в 200 раз . С 1990 года количество установок солнечных станций разной мощности растет в два раза каждые два года. При таком темпе через 14 лет солнечная энергетика сможет обеспечить все человечество электроэнергией.

В ряде стран уже достигнут паритет по цене между традиционной и солнечной энергетикой. Ожидается, что в ближайшие несколько лет стоимость солнечной энергии в некоторых местах будет даже ниже, чем стоимость ее передачи от ближайших электростанций. В этом случае традиционным энергокомпаниям придется поставлять электричество бесплатно или даже с доплатой, чтобы хоть как-то конкурировать с солнечной.

На многих рынках для крупных потребителей электроэнергии уже сейчас солнечная энергия стоит дешевле любых традиционных аналогов. Стоимость 3-5 центов за кВт*ч эквивалентна нефти по $10 за баррель, или газу по $5 за кубометр.

На всех крупных мировых рынках технологический перелом в этой сфере случится уже в начале 20-х годов. Солнечная энергия плюс хранение энергии станут дешевле передачи энергии по проводам. В этот момент и должен наступить прорыв – экспоненциальный рост новых технологий в течение нескольких лет.

3. Электромобили

Для того чтобы разобраться, что Tesla Model S – это не очередная игрушка для богатых типа Ferrari и Porsche, а новый технологический прорыв, надо сравнить электромобили с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). На самом деле, здесь все просто.

Эффективность двигателя внутреннего сгорания порядка 25-40% (бензиновые 20-30% и дизельные 40%). Это значит, что оставшиеся 60-80% идут на преодоление сил трения в двигателе и на тепловую энергию, идущую в никуда.

У электродвигателя эффективность 80-95%, то есть в 2-3,5 раза эффективней. Сам этот факт еще не обеспечивает прорыва. Но если учитывать, что электроэнергия значительно дешевле, а цены на нее менее волатильны, чем цены на бензин и дизельное топливо, получается, что такой же по характеристикам электромобиль будет расходовать в несколько раз меньше электричества.

В зависимости от страны и источника энергии эти цифры могут колебаться от 3 до 10 раз. Когда технология потенциально дает улучшения в 10 раз, то с большой вероятностью – это прорыв. А если вы еще и будете жить в доме, где установлены солнечные панели или какой-либо другой собственный источник возобновляемой энергии, то вы сможете заправлять ваш автомобиль практически бесплатно – траты пойдут только на установку самих панелей или ветряков.

Обслуживание

У обычной машины с ДВС более 2 тыс. движущихся частей. В электромобилях типа Tesla Model S их несколько десятков (20-30). Механика частей электромобиля значительно проще и, соответственно, износ деталей мал. По сути, надо менять только колеса, как в обычном автомобиле, и через 5-7 лет, возможно, придется поменять аккумуляторы.

Если учесть стоимость покупки вместе со стоимостью обслуживания и стоимостью электроэнергии, то уже сейчас затраты на электромобиль меньше по сравнению с автомобилями с ДВС, а в будущем отрыв будет только увеличиваться.

Из-за малого износа и простоты обслуживания такие компании, как Tesla дают гарантию на бесконечный пробег.

Топливо

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность – это цена на нефть и цена на батарею. Например, чтобы достигнуть паритета в стоимости автомобиля при цене на нефть в $30/барр, цена батареи должна опуститься до $150/кВт*ч.

Да, аккумулятор остается наиболее дорогой частью электромобиля. Но, как уже говорилось, с 2009 года цена батареи уменьшалась в среднем на 15-20% в год. Сейчас цена продолжает падать, ожидается, что к 2020 году цена упадет до $100/кВт*ч, что позволит электромобилям напрямую (без субсидий) конкурировать с традиционными автомобилями.

Есть ряд других важных условий, соблюдение которых позволит перейти электромобилям в массовый сегмент. Минимальная дальность хода должна быть не менее 320 км, время подзарядки не должно превышать полчаса, и средняя стоимость электромобиля должна упасть до $30 тыс. (в среднем новая машина в США стоит порядка $33 тыс.).

Когда все условия будут соблюдены, электромобили вытеснят практически все автомобили ДВС, как когда-то цифровые камеры практически полностью вытеснили пленочные (компания Kodak в 2000 году имела выручку в $14 млрд., а уже в 2012 подала заявку на банкротство).

Традиционные автопроизводители это понимают:

  • Компания Ford в производство электромобилей. В ближайшее время она планирует перенести в новую экономику практически все развитие. Также Ford планирует зайти на рынок каршеринга и такси, наподобие Uber.
  • GM вложила $500 млн в Lyft – одного из главных конкурентов Uber. Кроме этого, GM купила компанию-разработчика беспилотных автомобилей Cruise за $1 млрд.
  • Кроме Tesla и BYD, готовят или уже выпустили свои модели электрокаров GM, BMW, Nissan, Kia, Ford – с дальностью хода в районе 300 км и ценой в районе $30-40 тыс. (в базовой комплектации без учета субсидий).

Однако, помимо очевидных на данный момент лидеров, особое внимание должно уделяться и другим технологическим компаниям (поскольку, как показывает история, большинство прорывов происходит не там, где все этого ждут). Так, ряд крупных компаний, которые никогда ранее не занимались производством автомобилей, вышли на этот рынок.

Например, компания Foxconn (крупнейший сборщик iPhone) еще в 2014 году инвестировала более $800 млн в разработку собственного электромобиля, стоимостью в районе $15 тыс.). А в марте этого года Foxconn объявила о своих планах инвестировать $1,4 млрд в производителя аккумуляторов для электрокаров CATL.

Ожидается, что к 2025 году производство электромобилей сможет удовлетворить потребности всего мирового рынка. А поскольку есть технические возможности в промышленных масштабах переделывать большинство автомобилей с ДВС в электромобили, то процесс массового перехода на электромобили может произойти и раньше.

Но есть еще более серьезный прорыв, который в симбиозе с хранением энергии, возобновляемой энергетикой и электромобилями может оказать колоссальное влияние на всю мировую экономику. Это беспилотный транспорт.

4. Беспилотный транспорт

Все крупнейшие автоконцерны агрессивно инвестируют в беспилотный транспорт. Многие из них уже анонсировали на 2018-2020 гг. выпуск автомобиля 4 уровня, что означает, что этим машинам никогда не требуются люди для управления.

Кейсы:

  • BMW начал агрессивно продвигать свою стратегию по внедрению автономного транспорта, продемонстрировав автономную версию i8 на выставке CES 2016. Там BMW официально объявил о том, что планирует совместно с Intel сделать все машины своей линейки электромобилей (серия i) автономными.
  • Автомобили компании Tesla уже на 90% автономны и станут на 100% автономными в 2018.
  • Компания Bosch построит завод по производству чипов для беспилотного транспорта стоимостью в 1 млрд. евро . Открытие завода планируется в 2019 году.
  • Uber также активно вкладывается в беспилотники. Для компании типа Uber, разработка беспилотных автомобилей позволит снизить стоимость поездки на такси на 90% – именно столько сейчас в среднем забирает за поездку себе водитель.

Когда же произойдет этот прорыв и насколько он изменит окружающий мир? Для того чтобы это понять, стоит привести примеры удешевления частей, необходимых для беспилотного вождения.

Лидар является одной из наиболее дорогих деталей, необходимых для автономной езды. Это вращающийся цилиндр, который обычно расположен на крыше. Лидар делает миллионы замеров в секунду, чтобы «видеть» окружающую обстановку. Когда в 2012 Google анонсировал дополнительную цену для частей, необходимых для своего беспилотного автомобиля, стоимостью в $150 тыс., то стоимость лидара составляла ровно половину от этой суммы.

Сейчас Google удалось снизить стоимость лидара до $7 тыс ., то есть снижение цены составило 90% по сравнению с 2012 годом. Стоимость продолжает снижаться, в том числе из-за растущей конкуренции, а также благодаря постоянно растущим вычислительным возможностям процессоров.

На той же выставке CES 2016 Nvidia представила Nvidia Drive PX 2, второе поколение графических процессоров, специально предназначенных для автономных автомобилей. Такие компании, как Baidu, Tesla, Bosch и Toyota сотрудничают с Nvidia. Оптимизм инвесторов, связанный с ранними наработками Nvidia в области машинного обучения и искусственного интеллекта, позволил взлететь акциям компании с начала 2017 года на 64%.

Все это говорит об удешевлении технологий для беспилотных автомобилей и увеличении их доступности, которая будет только расти. Кроме того, к 2030 году концепция частного владения автомобилем выйдет из употребления – благодаря развитию концепции «автомобиль как сервис». Благодаря этому, общее количество легковых автомобилей упадет на 70-80% к 2030 году, когда весь новый транспорт будет электрическим и беспилотным.

Рынки, которые ждет передел

В результате инноваций огромное количество рынков ждет трансформация и передел. Кроме классического автомобилестроения, вот несколько самых очевидных (хотя таких рынков намного больше, особенно с учетом распространения технологий IoT).

Нефтяной рынок

Сейчас транспортный сектор потребляет более 60% нефтепродуктов. При массовом переходе на электромобили, нужда в таком количестве нефти отпадает. Очень небольшое количество электростанций работает на нефти, из-за дороговизны. В переходный период востребованы будут газовые электростанции, которые, в свою очередь, после 2030-2040 годов также перестанут быть нужны в таком количестве.

Электростанции

Электростанции, работающие от ископаемых источников топлива, в том числе и ядерные электростанции. Постоянно дешевеющие альтернативные источники энергии (в особенности солнце и ветер) в симбиозе с накопителями энергии позволят отказаться от традиционных электростанций. Произойдёт децентрализация всей энергетической отрасли. Большинство домохозяйств сможет перейти на само обеспечение электроэнергией. В первую очередь люди, живущие в собственных домах.

Парковки

В случае массового перехода на беспилотный транспорт нужда в парковках внутри города практически отпадет. Сейчас автомобиль используется 4-5% времени, остальное время занимая на парковке. Когда наступит эра беспилотного транспорта, автомобиль будет использоваться 80-90% времени.

Недвижимость

На освободившемся за счет парковок месте, можно построить различную инфраструктуру. Но в то же время, благодаря меньшему количеству машин, жизнь в пригороде станет гораздо более привлекательной, что может вызвать кризис недвижимости внутри города.

Логистика

Беспилотный транспорт позволит сэкономить огромное количество средств, убрав водителя, и при этом серьезно оптимизировав всю отрасль.

Страховка

Так как более 90% аварий вызваны человеческим фактором, то убрав человека из-за руля, мы тем самым снизим риск аварий, что сильно повлияет на бизнес-модель страховых компаний. Многие наверняка и вовсе решат отказаться от страховки.

Несмотря на падение цен на нефть, газ и уголь, которое сделало ископаемое топливо более конкурентоспособным, инвесторы не снизили свою активность в сфере возобновляемой энергетики, поскольку вложения в развитие альтернативных источников энергии и их совокупные мощности продолжают повсеместно демонстрировать рост. Армения также намерена делать акцент на возобновляемые источники энергии, планируя в ближайшие несколько лет значительно увеличить их долю в общем энергобалансе страны. Все проекты в этой сфере рассчитаны на частных инвесторов, но при этом государство прилагает максимум усилий для того, чтобы создать комфортные условия для бизнеса.

ТАКОВ ВКРАТЦЕ БЫЛ ГЛАВНЫЙ МЕССИДЖ, КОТОРЫЙ ВЛАСТИ АРМЕНИИ на уровне главы государства Сержа Саргсяна и ответственных за развитие сферы должностных лиц из Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов передали потенциальным инвесторам, собравшимся 25 января на форуме по возобновляемой энергетике, проводившемся в рамках Недели энергетики-2017. Организатором мероприятия выступил Фонд возобновляемой энергетики и энергосбережения Армении в сотрудничестве с Центром выставочных проектов "Экспомедиа".

Если говорить языком цифр, то доля альтернативной энергетики в общем энергобалансе с учетом увеличения объемов потребления должна составить как минимум 30% к 2036 году. Правда, и сейчас Армения находится в пределах этой цифры, а растущее потребление при вводе новых мощностей сохранит это соотношение. Так, к 2025 году в Армении планируется построить ветряные электростанции суммарной мощностью до 200 МВт. В сфере солнечной энергетики к тому времени тоже будут запущены проекты по строительству станций с использованием фотовольтаических технологий общей мощностью до 70 МВт, из которых 40 МВт появятся уже к 2020 году. Отражено в общем энергобалансе также и строительство Лори-Бердской и Шнохской ГЭС средней мощности, которые будут производить около 500 млн кВт/ч электроэнергии, плюс электроэнергия Мегринской ГЭС, которую предусматривается запустить в 2033 году.

Для улучшения инвестпривлекательности сферы пару лет назад у нас были приняты законодательные изменения, согласно которым вместо 15 лет обязательной покупки электроэнергии со стороны рынка установлено 20 лет для сфер солнечной, ветряной и геотермальной энергетики. Однако по геотермальной энергетике в долгосрочной программе развития энергосистемы Армении пока заложен консервативный прогноз, рассчитанный в пределах всего 25 МВт по этому виду возобновляемого источника. О больших мощностях можно будет говорить, если окончательно подтвердится ожидаемый энергетический потенциал геотермальных источников в районе Каркар Сюникской области, близ Сисиана, где на высоте 3100 метров от уровня моря ведутся на сегодня буровые работы для оценки потенциала геотермальных ресурсов в этой местности.

Отправная точка - Масрик

Впрочем, ключевой тематикой нынешнего инвестиционного форума стало развитие именно солнечной энергетики, потенциал которой, с учетом природно-климатических условий Армении, довольно высок.

РАЗВИТИЕ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ развития энергетической сферы Армении, и мы уверены, что, учитывая снижение цен на мировом рынке, сможем получить конкурентоспособные и низкие тарифы для армянского рынка, - обратился к участникам форума заместитель министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Айк Арутюнян.

Вопрос в том, что, несмотря на существенное удешевление технологий в этой области, строительство солнечных станций, в частности, фотовольтаических, требует немалых капитальных затрат. Поэтому правительство для уменьшения воздействия на конечный тариф для потребителей в сфере солнечной энергетики намерено привлечь дешевые кредитные ресурсы от международных финансовых институтов, а далее предоставить эти средства на тендерных условиях заинтересованным инвесторам.

А заинтересованных инвесторов, судя по их числу на форуме, было немало, причем около десятка иностранных компаний уже выразили свою готовность участвовать в тендере на строительство солнечной фотовольтаической станции мощностью в 55 МВт в районе Масрик Гегаркуникской области. Соответствующий инвестиционный пакет вновь был представлен во время отдельного заседания, на котором собрались несколько десятков представителей компаний из Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, США, Китая, России, ОАЭ, Ирана и др. стран.

При этом было особо отмечено, что правительство Армении, предоставив лицензию на строительство солнечных станций, заключит также договор с инвестором о том, что в течение 20 лет обязуется закупать электроэнергию, которую он производит, с гарантией сохранения минимального тарифа. Но и это не все. Инвестор может рассчитывать также на получение долгосрочного и льготного финансирования и гарантий от Всемирного банка.

Не так, как с ГЭС

Новая инвестиционная программа действительно довольно привлекательная как с точки зрения потенциальных инвесторов, так и в контексте ее воздействия на развитие солнечной энергетики в Армении. В целом же, говоря о развитии этого направления, эксперты призывают с особой тщательностью подходить к реализации программ по строительству солнечных станций, контролируя при этом выполнение всех норм – и социальных, и экологических.

БУДУЩЕЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ АРМЕНИИ, БЕССПОРНО, за солнцем, и я лично являюсь активным сторонником развития солнечных технологий у нас в стране. Но при всей актуальности и привлекательности этого направления нам обязательно надо учитывать все те вызовы, которые могут возникнуть при строительстве солнечных станций, - отметил в беседе с нами Эдвард Арзуманян, бывший в середине 90-х годов заместителем министра энергетики Армении. – Дело в том, что для развития солнечной энергетики (по крайней мере при нынешних технологиях) необходимы довольно большие земельные участки. Армения же, имея огромный потенциал в этой области, должна крайне осторожно отнестись к выбору территорий для размещения станций с тем, чтобы не навредить местностям, имеющим сельскохозяйственное значение. Всего лишь несколько лет назад с таким же энтузиазмом говорилось о развитии малых ГЭС в стране. Но, увы, как показало время, многие из них были построены и впоследствии эксплуатировались с нарушением всех предусмотренных норм, что вызвало волну возмущения как среди местного населения, так и экологов. Так вот при строительстве солнечных станций ни в коем случае нельзя допустить повторения тех ошибок, которые были совершены в Армении за последние годы при массовом строительстве малых ГЭС.