Соотношение налогового права с бюджетным правом. Предмет налогового права и его соотношение с другими отраслями права. Налог и сбор: понятие и признаки, общее и отличия


1. К существенным недостаткам современной системы налогового законодательства можно отнести то, что при ее формировании абсолютно не учитывались взаимосвязь и привязка норм налогового права к нормам и положениям других отраслей права и законодательства: гражданского, финансового, административного, уголовного, бухгалтерского и т. д.1 Вместе с тем налоговое право и система налогового законодательства не могли развиваться автономно, и в процессе реализации налоговых норм вопросы соотношения и взаимодействия решались различными способами.
2. Конституционное право, имеющее основополагающее значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и в отношении налогового права. Так, Конституция устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст. 15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Российской Конституции, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.
Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права. Так, ст. 57 Конституции содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков2, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.
Кроме того, в подп. «з» ст. 71, подп. «и» ст. 72, 75 и п. 1 ст. 132 Конституции устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. А п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106 Конституции регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.
3. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.
Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае необходимо выяснить - какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.
Именно исследованию фактически складывающихся отношений уделил особое внимание Верховный Суд РФ, вынося 10 декабря 1996 года решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнения в п. 2 ст. 855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет3. Исследовав складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налогово-правовым отношениям, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно, ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Суд также отметил, что в ч. 6 ст. 15 Закона об основах налоговой системы содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.
Приведенный пример еще раз подтверждает, что при использовании положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса нельзя ориентироваться на отраслевую принадлежность нормативного акта, поскольку нормы гражданского права могут содержаться и в других законах (в отличие от норм налогового права, которые должны содержаться только в налоговом законодательстве).
Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения - в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.
4. Связь налогового права и уголовного права имеет двойственную природу. С одной стороны, многие нормы уголовного права направлены на защиту тех объектов, которые являются объектами регулирования налогового права. С другой стороны, квалификация уголовного преступления часто невозможна без применения категорий налогового права и норм налогового законодательства.
5. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Как указал в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370), ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона об основах налоговой системы, по своей правовой природе сходна с административной ответственностью4.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.
6. При взаимодействии норм бюджетного и налогового прав как составных частей финансового права приоритет отдается налоговому праву, которое непосредственно регулирует отношения по поступлению в бюджет основного источника доходов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. В то же время, согласно ст. 9 Закона об основах налоговой системы, «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством», что свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности этих правовых явлений.
7. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.
8. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.
1. Кузнецов Л. Налоговая политика и интересы общества // Экономика и
жизнь. 1997.№ 12.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во ВЕК,
1994. С. 180.
3. «Экономика и жизнь», 1997. № 3.
4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет налогового права

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

Закрепление структуры налоговой системы;

Распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

Регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

Осуществление налогового контроля;

Применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, и составляют предмет налогового права.

Метод налогового права

Вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. С его помощью осуществляется взаимосвязь прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений.

Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, в основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектов налогового правоотношения является несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязана точно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица, действующего в пределах своей компетенции. Отличие налогов от других форм экономического регулирования заключается в том, что их утверждение не оставляет за налоговой администрацией никакой дискреционной власти. Дискреция (от лат. discrete) -- решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению.

Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов формируется метод налогового права.

Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его особый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.

Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

В литературе налоговые правоотношения, как правило, определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права, представляющих собой совокупность следующих правовых отношений:

по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;

возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями:

это общественное отношение, то есть отношение между юридическими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют общественной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;

правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;

социально значимое отношение - регулируется нормами налогового права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно связаны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;

представляет собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями. Носитель юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;

основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.

Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:

субъекты правоотношения;

объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага.

В процессе налогообложения структура налогового правоотношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура). При правомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законодательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.

Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;

Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

органы государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:

* органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);

* органы опеки и попечительства, социальные учреждения,

* процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),

* кредитные организации (банки).

Принципы налогового права

налоговое право государство правоотношение

1.В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Принципы налогового права представляют собой систему координат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в условиях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны, принципы налогового права становятся ценностными ориентирами, вектором развития такого сложного социально-экономического феномена как налоговая система.

Принципы налогового права -это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом.

В 1997 году в постановлении по одному из дел о проверке конституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд РФ отметил, что "общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации"1. Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на общеценностную и гуманитарную правовую природу отраслевых принципов налогового права.

2* Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как отмечается экономистами, сегодня названному принципу не отвечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение2.

3* Принципы налогового права делятся на два вида:

социально-правовые (как правило, имеют общеправовое значение);

специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства. Специально-правовые принципы (в литературе их именуют так же отраслевыми принципами) определяют специфику налогового права. В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и принципы организации налоговой системы. Однако при этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогообложения) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.

4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:

* принцип законности налогообложения;

принцип всеобщности и равенства налогообложения;

принцип справедливости налогообложения;

принцип взимания налогов в публичных целях;

принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

принцип экономического основания налогов (сборов);

принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

принцип определенности налоговой обязанности;

принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики;

принцип единства системы налогов и сборов и др.

Соотношение налогового права и других отраслей права

Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, закрепленная в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

Все отрасли или подотрасли права различают прежде всего по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками:

а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;

б) способностью к внешнему правовому контролю;

в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Определение предмета налогового права позволяет ограничить его от других составных частей финансового права и отраслей российского права. Таким образом, можно сказать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые нарушения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретическая база, принципы и основные доктрины налогового права. Функции налогообложения в структуре налогового права как отрасли, его основные институты и методы. Участники налоговых правоотношений. Особенности налогового права Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2013

    Общая характеристика налогового права России, определение его предмета – общественных отношений, которые оно регулирует. Особенности действующего российского налогового права, его источники. Понятие и порядок формирования системы налогового права.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2009

    Понятие, предмет и метод налогового права, его принципы. Особенности налоговых правоотношений. Система налогового права и его место в системе права, отраслевые и межотраслевые связи. Внутригосударственные и международные источники налогового права.

    презентация , добавлен 22.07.2015

    Понятие, предмет, метод налогового права. Формирование публичного фонда денежных средств государства. Принципы налогового права. Нормативный правовой акт о налогах и сборах. Система налогового права и его место в системе права. Источники налогового права.

    презентация , добавлен 22.07.2015

    Источники налогового права – нормативно-правовые акты, содержащие нормы налогового права. Особое место Конституции в системе источников налогового права. Источники международного налогового права - национальное законодательство и международные соглашения.

    реферат , добавлен 18.12.2008

    Элементы налоговой правовой нормы. Система, принципы и источники налогового права. Вопросы международного налогового права. Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2009

    Основные положения финансового и налогового отраслей права: понятие, предмет, методы правового регулирования. Связь финансового права с другими отраслями права. Налоговое право в системе Российского права, его взаимосвязь с другими отраслями права.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Понятие и значение налогового права в системе государственного контроля, принципы его деятельности. Методы правового регулирования налогообложения. Нормы и источники налогового права, их виды и степень важности. Структура системы налогового права.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Налоговое право в системе российского права, его основные понятия. Система налогов и сборов, налоговая система Российской Федерации. Понятие налогового правонарушения. Содержание принципов налогового права. Виды норм и источники налогового права.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Исследование основных принципов, форм и методов правового регулирования налоговых отношений. Состав системы налогов и сборов. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. Система государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность.

Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Другие авторы не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

Большинство ученых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Налоговое право и бюджетное право .

в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

1. Налоговое право и конституционное право . конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права.

всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

2. Налоговое право и гражданское право . Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования - имущественные отношения. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством.

Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.



Вместе с тем налоговые имущественные отношения существенно отличаются от имущественных гражданских. В гражданских правоотношениях деньги проявляют свою сущность в качестве всеобщего эквивалента - универсального средства платежа - и предназначены для встречного удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданского права. В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку являются объектом правового регулирования.

Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

3. Налоговое право и административное право . Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно властные полномочия.

Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов.

Налоговое право и уголовное право . Одним из объектов уголовно правовой охраны являются фискальные интересы государства.

3.Налог и сбор: понятие и признаки, общее и отличия

Налоги необходимо отличать от сборов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения названных понятий. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:

Обязательность платежа;

Индивидуальная безвозмездность;

Денежная форма налога;

Отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

Публичная цель - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе обязательных признаков сбора, установленных в НК РФ, названы:

Обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

Взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в ст. 8 НК РФ не упоминаются

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим признакам относятся.

1) обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

3) изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

4) возможность принудительного способа изъятия;

5) осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.

Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в ст. 8 НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

Цель. Цель налогов состоит в удовлетворении публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов - в удовлетворении только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

Состав элементов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.

Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора - после.

Соразмерность. В ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Соотношение налогового права с другими отраслями права

Вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остаются сегодня открытыми. В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

В своей совокупности налоговые правоотношения образуют систему финансовых отношений, т.к. отношения налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, в целях реализации его задач, в то время как деятельность государства включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов.

На основании изложенного можно сделать вывод, что отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений.

Сегодня налоговое право включает в себя общие и особенные институты, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, а принятие Налогового кодекса РФ, позволяет говорить, что элементы налогового права сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что налоговое право сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права, и имеет следующие основные характеристики:

1. это подотрасль со своей системой финансово-правовых норм (институтов);

2. это предметная подотрасль, т.е. посвящена определенному предмету – разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных обязательных изъятий;

4. Налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах объединяет настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах и другие нормативные правовые акты.



Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, также как нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Совокупность нормативно-правовых актов, составляющих налоговую систему РФ и являющихся источниками налогового права можно структурировать следующим образом:

Конституция РФ является основным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативно-правовые акты, которые принимаются на ее основе, в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить.

Налоговый кодекс РФ – он является ядром действующей налоговой системы. В целом НК РФ обратной силы не имеет, вместе с тем реализуя в налоговом законодательстве принцип, закрепленный ст. 54 Конституции РФ, Кодекс закрепляет положение, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Также как акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Огромный массив подзаконных актов и инструкций, который носит противоречивый характер, хотя в соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Также следует учитывать, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

    Дополнительные

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

Налоговое право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию.

Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действии или бездействия их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии со ст. 2 НК РФ предметом налогового права является две группы отношений:

1. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

2. Отношения, возникающие в процессе установления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования в сфере налогообложения – это способы и приемы юридического воздействия на всего и поведение участников налоговых правоотношений, на характер взаимосвязей между ними.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства.

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

      Наличие самостоятельного предмета регулирования

      Наличие самостоятельного метода регулирования

    Дополнительные

    • Наличие особых (специальных) источников права

      Конституционное и/или законодательное закрепление принципов отрасли права

      Наличие специфической системы понятий и категорий

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

      Особая значимость финансов и налогов как составляющей финансов гос-ва.

Место НП в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают праву самостоятельное значение (например, Брагинский). Другие авторы (например, Герасименко) не исключают возможности формирования НП в качестве самостоятельной правовой общности, т.к. налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

0. Налоговое право - подотрасль финансового права , стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль, трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права - процесс длительный и до сих пор еще не завершенный

    Налоговое право и бюджетное.

Образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но сказанное не означает включения налогового права в систему бюджетного права. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

    Налоговое и конституционное право.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г. Нормы Конституции не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс в соблюдении прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Дальнейшее развитие нормы Конституции получили в постановлениях Конституционного суда РФ и НК РФ. Впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ, а затем зафиксированы НК понятие налога, основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.

    Налоговое право и гражданское.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, т.к. объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Обе отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности. Таким образом, гражданское и налоговое право объединяет объект правового регулирования, а именно отношения собственности.

Основное различие между ними - в методе правового регулирования; прежде всего, речь идет о субъектном составе и правовом положении участников правоотношений.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами. Участие в некоторых гражданско-правовых отношениях государства ничего не меняет по существу, поскольку государственные органы выступают здесь в качестве обычных юридических лиц, заключающих частноправовые сделки. Подобные отношения характеризуются формально-юридическим равенством участников, свободой выбора контрагента, диспозитивностью.

Налоговые же правоотношения суть властеотношения, государство выступает здесь как субъект, наделенный властными полномочиями и реализующий публичные функции.

В то время как гражданское право относится к группе частноправовых отраслей, налоговое право - публично-правовая отрасль. Наиболее отчетливо черты публичного и частного права проявляются в общеотраслевых принципах.

    Налоговое и административное право.

Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Но не стоит отождествлять сферы действия административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право использует многие юридические категории, разработанные административным правом. Это, например, должностное лицо, императивный метод, учет, административная ответственность, компетенция, арест имущества и др. Деятельность налоговых органов входит отдельным разделом в особенную часть административного права. Но если административно-правовые отношения являются исключительно организационными по своему содержанию, то налоговое право призвано регулировать, прежде всего, имущественные отношения денежного характера.

    Налоговое и уголовное право.

С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.