Система банковского надзора российской федерации. Регулирующие и надзорные функции цб. проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава


Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирование и надзор - взаимосвязанные понятия.

Регулирование - издание ЦБ РФ правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы.

Банковский надзор - это деятельность по обеспечению соответствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе.

По своей структуре российская система регулирования и надзора за банковской деятельностью имеет много общего с банковскими системами Великобритании и Италии, в которых осуществление банковского надзора - исключительная компетенция центральных банков. Вместе с тем в таких странах, как США, Германия, Франция, Япония, существуют смешанные системы банковского надзора.

Их спецификой является то, что центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (в США - с Министерством финансов через контролера денежного обращения, 50 банковскими департаментами при правительствах штатов, Федеральной корпорацией но страхованию депозитов (ФКСД), во Франции - с банковской комиссией, в Германии - с Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, в Японии - с Бюро банков при министерстве финансов.

Цели банковского регулирования и надзора:

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
  • защита и обеспечение интересов физических и юридических лиц - вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Но существуют законодательно установленные пределы банковского регулирования и надзора. Так, Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет банковского надзора. Он объединяет все структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций. Состав комитета утверждается Советом директоров. Его руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются советом директоров.

Все методы регулирования банковской деятельности можно условно разделить:

  • на административные (на основе одностороннего волеизъявления Банка России);
  • рыночные (по соглашению сторон) методы.

К административным методам регулирования следует отнести следующие:

а) государственная регистрация кредитных организаций. Внесение кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

б) лицензирование банковской деятельности. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения специального разрешения (лицензии), выданного Банком России;

в) установление квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам, их заместителям кредитных организаций, их филиалов;

г) установление нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств (резервные требования);

д) установление обязательных для исполнения кредитными организациями правил проведения банковских операций, а также правил ведения бухгалтерского учета;

е) установление обязательных нормативов, среди которых можно выделить закрепление минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, максимального размера крупных кредитных рисков, установление норматива достаточности собственных средств (капитала), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);

ж) проведение плановых и внеплановых, комплексных и тематических проверок кредитных организаций;

з) предварительное письменное согласование на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение 30 календарных дней с момента получения ходатайства, то сделка считается разрешенной. При приобретении более 1% долей (акций) кредитной организацией Банк России должен быть письменно уведомлен покупателем в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения;

и) введение прямых количественных ограничений Банка России путем установления лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций. Использование данного метода возможно только после консультаций с Правительством РФ;

к) установление размеров процентных ставок по выдаваемым кредитам, официальных курсов иностранных валют;

л) назначение кураторов в кредитные организации.

К рыночным методам , которые не включают использование Банком России властных полномочий, можно отнести следующие операции:

а) для поддержания ликвидности рынка государственных долговых обязательств и кредитования Банк России проводит операции на открытом рынке, а именно осуществляет эмиссию Банком России облигаций, куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг. Банк России вправе осуществлять куплю-продажу акций только при условии совершения поздней обратной сделки, а также при их реализации при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке;

б) в целях воздействия на курс российского рубля, суммарный спрос и предложение денег Банк России осуществляет валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке;

в) для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средствами) Банк России осуществляет их кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но не имеет право пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров.

Помимо указанных рыночных методов, которые влияют на денежно-кредитную политику, Банк России вправе осуществлять операции с драгоценными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые также мот влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.

Как надзорный орган Банк России вправе применять определенные меры воздействия на кредитные организации. Так, в случае нарушения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, а также в случае непредоставления информации либо предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае если эти нарушения или осуществляемая кредитной организацией деятельность создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России наделяется следующими полномочиями:

  1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;
  3. изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
  6. ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  7. предложить учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
  8. отозвать банковскую лицензию.

Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. При этом кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня совершения правонарушения прошло более пяти лет.

Так, запрет на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, вводится предписанием и распространяется на все их филиалы. В предписании о введении запрета на совершение отдельных банковских операции должны также содержаться рекомендации по ограничению (прекращению) выплаты и получения доходов (дивидендов), воздержанию от выхода из состава учредителей (участников) кредитной организации.

Но наиболее серьезной мерой воздействия для кредитных организаций является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применение данной меры воздействия означает для коммерческой организации запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности.

Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций делятся на две группы.

К первой группе относятся основания, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию. Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию, если:

  • достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
  • размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
  • кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
  • кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на сумму не менее 1000-кратного размера МРОТ в течение 14 дней с даты наступления их удовлетворения и (или) исполнения.

Отдельную специальную группу оснований, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию на совершение банковских операций, составляют основания, связанные с невыполнением банками требований по обеспечению необходимого размера собственных средств (капитала):

  • если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. равен 180 млн. руб. или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн. руб., за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 г. менее 180 млн. руб., не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала) - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала) (за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка) меньшей из двух величин: размера собственных средств (капитала), достигнутого им на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капитала) 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - и не подает в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере, равном 180 млн. руб. и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 млн. руб. вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;
  • если банк, имевший на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 млн. руб. и допустивший уменьшение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. или установленным на соответствующую дату - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб. - вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12 месяцев не достиг большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшегося у него на 1 января 2007 г., или размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату - 1 января 2010 г. - 90 млн. руб. и 1 января 2012 г. - 180 млн. руб., - и не подал в Банк России ходатайства об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

Ко второй группе относятся основания, при наличии которых Банк России вправе отозвать лицензию.

Банк России вправе отозвать лицензию в случаях:

  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия на осуществление банковских операций;
  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
  • установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  • однократного осуществления банковской операции, не предусмотренной выданной лицензией;
  • неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (во вкладах) клиентов кредитных организаций при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
  • наличия ходатайств временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности администрации имеются основания, предусмотренные Законом о несостоятельности кредитных организаций;
  • неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
  • неисполнения кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранения нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Таким образом, в отличие от первой группы отзыв лицензии по основаниям второй группы является не обязанностью, а правом Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. Решение Банка России об отзыве может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации. Обжалование решения Банка России не приостанавливает действия решения. Не позднее следующего дня со дня отзыва лицензии в кредитную организацию Банком России назначается временная администрация.

Одной из составляющих банковского надзора является проводимый Банком России на основе отчетности кредитных организаций анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. При их возникновении Банк России вправе принимать перечень мер, идентичный мерам, принимаемым при нарушениях кредитными организациями действующего законодательства Российской Федерации. Основной формой банковского надзора являются инспекционные проверки Банка России кредитных организаций.

Банковский надзор представляет собой контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.

Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет подразделении центрального аппарата и территориальные учреждения Центрального банка России.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Список кредитных организаций смотрите в приложении 4.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:

Списание активов, признанных безнадежными;

Ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;

Усиление внутрибанковского контроля;

Усиление или замена руководства банка.

Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.

Банковский надзор осуществляется в виде:

Лицензирования;

Контроля за экономическими нормативами;

Инспекции и ревизии деятельности банка.

При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Банки лишенные лицензии представлены в приложении 5. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции. Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).

Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

Необходимость существования системы банковского контроля определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

Основные принципы эффективного банковского надзора осуществляются главными положениями, правилами, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

Россия также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:

Предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);

Лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);

Регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);

Методы банковского надзора (принципы 16-20);

Требования к информации (принцип 21);

Официальные полномочия органов надзора (принцип 22);

Международные банковские операции (принципы 23-25).

Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Таким образом, в соответствии с Основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

Вывод : на основе приведённого анализа можно сделать вывод о том, что для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России . Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России . С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» :

Обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций ;

Нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

Правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

Максимальный размер крупных кредитных рисков;

Нормативы ликвидности кредитной организации;

Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц . Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала ;

Потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

Изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

Назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

Выступая одним из центральных участников банковских правоотношений, ЦБ РФ активно взаимодействует с иными субъектами банковского права, и в первую очередь с коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Однако необходимо учитывать, что в силу своей дуалистической природы такое взаимодействие носит двуединый характер. Во-первых, как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности. Как центральный элемент верхнего уровня банковской системы и государственный орган ЦБ РФ:

1) взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;

2) в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на один месяц);

3) с привлечением представителей кредитных организаций создает комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела (действуют на общественных началах);

4) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. В соответствии с федеральными законами вправе устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также ее филиала;

5) издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;

6) устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;

7) осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства.

Например, в рамках осуществления своих надзорных функций ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к их финансовому положению.

ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если выявится неудовлетворительное финансовое положение их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. При этом ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, т. е. информации, не связанной с их банковским обслуживанием.

Наиболее суровым наказанием в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Порядок отзыва лицензии устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. При этом в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов он может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим представителем в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование .

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны.

Во-первых, банк - это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.

Во-вторых, банк в рыночной экономике - коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов , кредиторов и вкладчиков.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.

Как правило, уполномоченный государством орган не относится к числу государственных институтов, однако осуществляемое им регулирование следует характеризовать как государственное. Оно осуществляется от лица, по поручению и в интересах государства для обеспечения стабильного функционирования банковской системы.

Понятие банковского регулирования и банковского надзора

В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование .

Посредством регулятивных норм и требований осуществляется регулирование наиболее существенных сторон функционирования кредитных институтов, не затрагивающих их оперативной самостоятельности и независимости.

Установление определенных регулятивных рамок функционирования кредитных институтов сопровождается также системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок.

Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором , включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.

В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" является Банк России.

Независимо от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и банковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют единую сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.

В широком смысле банковский надзор представляет собой регулирование, поскольку, во-первых, охватывает определение сферы и инструментов государственного регулирования банковской деятельности; во-вторых, сопровождается принятием решений, регулирующих количественную и качественную структуру банковской системы, а также организационные и экономические аспекты текущей деятельности кредитных институтов, в том числе системы управления банковскими рисками.

Именно поэтому банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инструментов.

В ряде российских публикаций банковский надзор сводится к контролю за соблюдением кредитной организацией законодательных актов и регулятивных норм надзорного органа.

Так, В.П. Поляков и Л.А. Московкина отмечают: "Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями".

Аналогичную позицию выражает и А.Г. Братко: "Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России".

В этой связи следует отметить, что контроль действительно присущ надзору, но как проявление одной из его функций.

Функции банковского надзора

Всего у надзора можно выделить три функции: превентивную, сигнализирующую и контрольную .

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.

Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассоциациями) посредством принятия внутрибанковских стандартов, правил, кодексов.

В различных странах и в разные периоды развития рыночных отношений и банковских систем соотношение государственного регулирования и саморегулирования различно.

Общей тенденцией современного этапа развития банковских систем является повышение роли саморегулирования. Оно выражается, в частности, в расширении деятельности мирового банковского сообщества в лице Базельского комитета по банковскому надзору, который на основе изучения и обобщения банковской практики разрабатывает единые правила банковской деятельности, носящие рекомендательный характер. Большинство стран учитывает эти рекомендации в своей деятельности. Наиболее важные из них - рекомендации по оценке достаточности капитала банков, подходы к оценке банковских рисков, к организации корпоративного управления.

Развивается в последние годы саморегулирование и на уровне коммерческих банков посредством расширения состава стандартов, норм, методик, касающихся отдельных направлений деятельности банков.

Содержание банковского надзора как системы

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:

  • субъекты надзора;
  • сфера (предмет);
  • методы;
  • механизм;
  • правовая основа.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Как отмечено выше, орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, определяется соответствующим законодательством. Базельский комитет по банковскому надзору формулирует ряд требований к этому органу, который должен:

  • иметь четко сформулированные задачи и обязанности, зафиксированные в законодательстве;
  • быть оперативно самостоятельным и располагать соответствующей материальной базой, позволяющей выполнять свои функции;
  • обладать адекватной юридической базой надзора, включающей регулирование процедуры получения разрешения на банковскую деятельность и последующий надзор за ней, полномочиями выявлять соответствие деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства, безопасности и устойчивости;
  • иметь механизм сбора соответствующей информации, обмена ею между надзорными органами, обеспечивать конфиденциальность такой информации.

Поднадзорными кредитными институтами считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.

В последующие годы субъектами банковского надзора стали и банковские группы.

Объектом надзора в современных условиях являются:

  • процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы;
  • текущая деятельность и управление ею;
  • состояние учета и отчетности кредитных организаций.

Сфера банковского надзора, наряду с описанием основных его направлений, включает также отражение их качественных параметров.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название риск-ориентированного надзора . Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Поэтому предполагается основное внимание сосредоточить на:

  • выявлении сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам по причине дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;
  • выявлении слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме по сравнению с банками, чье состояние не вызывает серьезных опасений.

В данной связи приоритетное направление банковского надзора заключается в независимой оценке политики и деятельности банка в области управления банковскими рисками. При этом цель надзора состоит в том, чтобы ограничить степень рисков, которые необоснованно принимают на себя банки, не предопределяя решения руководства банка.

Важное значение в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.

Объектом текущего надзора являются также достоверность и прозрачность отчетности, составляемой на основе последовательно проводимой учетной политики. Данное направление надзора обусловлено важностью качества отчетности для достоверной информации надзорного органа и участников рынка о финансовом состоянии банка и прибыльности проводимых им операций.

В рамках этого направления сфера надзора распространяется также на наличие и соблюдение банком правил проверки клиентов, которые способствуют повышению этических и профессиональных стандартов в финансовом секторе и препятствуют умышленному и неумышленному использованию банка преступными элементами.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Использование первого метода лежит в основе контактного надзора, использование второго - в основе дистанционного надзора.Условиями реализации этих методов являются:

  • наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;
  • наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов;
  • разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер;
  • хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности.

При проведении надзорной деятельности соответствующий орган, прежде всего, опирается на дистанционный надзор, дополняемый в дальнейшем контактным надзором.

Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.

С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

  • лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
  • дистанционный надзор;
  • контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:

  • разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;
  • аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
  • контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
  • оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
  • организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.

Инструменты надзора определяются основными направлениями, по которым он осуществляется (см. Приложение 4).

Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.

Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.

Правовая основа банковского надзора специфична для каждой страны, причем она находится в постоянном развитии и совершенствовании.

Основной общемировой тенденцией в развитии банковского надзора является повышение его эффективности. Под повышением эффективности (результативности) надзора следует понимать лучшее выполнение им своих основных задач (повышение функциональной продуктивности, не сопровождаемое пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели).