Пенсионный фонд рф образован в году. День основания пенсионного фонда россии. разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР

Медицинского страхования

Санаторно-курортного лечения

В 1956

Понятие и функции Пенсионного фонда России

ПФР (дата основания 22 декабря 1990г) - это один из трех внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование России, осуществляющие функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также координируют деятельность ПФР с Министерством труда и социальной зашиты РФ.

Направление деятельности ПФР:

Назначение и выплаты пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

Персонифицированный учет пенсионных прав граждан.

Формирование пенсионных накоплений и выплата средств пенсионных накоплений.

Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Ведение программ материнского капитала софинансирования пенсионных накоплений.

Назначение и реализация социальных выплат.

Софинансирование социальных программ субъектов РФ.

Информационно-разъяснительная работа.

Ключевые этапы истории Пенсионного фонда России

1990 - Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления средствами пенсионной системы.
Изначально ключевая функция ПФР - сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий.
1995 - Создание системы персонифицированного учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина
Персональные данные накапливаются и хранятся в ПФР в электронной форме с применением современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета стали использоваться для назначения пенсий в 1998 году. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.
2000-2001 - создание Управлений ПФР в городах и районах
Указом президента РФ № 1709 от 27.09.2000г « О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» Пенсионному фонду передаются полномочия по выплате государственных пенсий. В целях реализации данного Указа 1 августа 2001 года создано государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Нязепетровском районе Челябинской области, объединившее уполномоченных Отделения ПФР по Челябинской области и работников отдела пенсионного обеспечения населения Нязепетровского района.
2002 - Реформа пенсионной системы
Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существующая распределительная система начисления пенсии была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в Пенсионный фонд. В обязанности ПФР наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошли назначение, перерасчет,индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений.
2005 - Новые функции: социальные выплаты
На Пенсионный фонд возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты ДЕМО инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам.
2007 - Новые функции: материнский капитал.
Пенсионный фонд наделяется новой функцией- выдачей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплатой средств капитала.
2008 - Новые функции: Программа государственного софинансирования пенсии.
В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. В 2009 году стартовал второй этап, в рамках которого участники приступили к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии.
2009- 2010 - Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.
С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования (сбора) взносов в ПФР и ФОМС переданы от налоговых органов Пенсионному фонду.

Международная практика развития пенсионного обеспечения

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Лекция.

ИПУ регулируется ФЗ номер "об ИПУ в системе ОПС".

ИПУ - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации,допускающий обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

ИЛС состоит из двух частей:
1. Специальная часть ИЛС - составная часть ИЛС застрахованного лица в которой отдельно учитываются сведения о поступивших

2. Профессиональная часть ИЛС - это составная часть ИЛС застрахованного лица субъекта системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соотвествии с договорами досрочного, негосударственного пенсионного обеспечения страхователям за застрахованное лицо за периоды его работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

Профессиональный стаж застрахованного лица - это суммарное продолжительность периода его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам оценки условий труда признаны вредными и опасными.

Правовую основу ИПУ составляют КРФ, ФЗ номер 27, ФЗ номер 212"О страховых взносах в ПФР, в ПСС, в ФОМС", МДРФ регулирующие отношения в данной сфере.

Цели ИПУ:
1. Создание условий для назначения страховой и накопительной пенсии в соотвествии с результатами труда каждого застрахованного лица;
2. Обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке определяющий размер пенсии;
3. Создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства;
4. Развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов ПФР;
5. Создание условий для контроля за уплаты страховых взносов застрахованными лицами;
6. Информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховой накопительной пенсии, определение тарифа страховых взносов ПФР;

Принципы организации ИПУ:
1. Единство и федерального характера ОПС в РФ;
2. Всеобщности обязательности уплаты страховых взносов ПФР;
3. Доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем которыми располагает ПФР;
4. Соответствие сведений о суммах страховых взносов представляемых каждым страхователям в том числе лицом самостоятельно уплачивающим страховые взносы для ИПУ;
5. Осуществление ИПУ в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица;

17. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Лекция.

С 2002г в России действует система обязательного пенсионного страхования(ОПС). В система ОПС формируются пенсионные права гражданина основу которых составляет страховой стаж и суммы страховых взносов которую уплачивает за работника работодатель.

С 1 января 2015г пенсионные права на страховую пенсию на индивидуальном лицевом счете(ИЛС) учитываются в годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов(пенсионных баллов).

Чтобы стать участником системы ОПС гражданину необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета пенсионных прав в ПФР. Все это регулируется ФЗ номер 27 "Об индивидуальном персонифицированном учете в ОПС".

И получить страховое свидетельство государственного пенсионного со страховым номером индивидуального лицевого счета.

СНИЛС это идентификатор персональных данных в информационном обмене всех ведомств России.

В страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования указывают:
1. Номер страхового индивидуального лицевого счета в системе ОПС;
2. ФИО;
3. Дата и место рождения;
4. Дата регистрации в системе ОПС;

Данные, которые фиксируется на ИЛС:
1. Сведения о трудовом(страховом) стаже;
2. Количество ИПК(индивидуальный пенсионный коэффициент);
3. Сведенья о местах работы гражданина;
4. Сведенья о взносах уплачиваемых гражданином самостоятельно;
5. Сведенья о суммах государственного софинансирования(если гражданин является участником программы государственного софинансирования пенсии);
6. Состояние ИЛС обновляется ежеквартально;

СНИЛС - беззаявительный перерасчет пенсий работающих пенсионеров;

С помощью данных СНИЛС назначается страховая и накопительная пенсии. (ФЗ номер" о страховых пенсиях" и номер 424 "о накопительных пенсиях");
С помощью СНИЛСа формируется регистры граждан имеющих право на получение:
1. Государственных и муниципальных услуг;
2. На получение социальных льгот;
3. СНИЛС является идентификатором гражданина в системе межведомственного взаимодействия;
4. С его помощью государственные ведомства могут друг у друга самостоятельно запрашивать необходимые документы для оказания различных государственных услуг и предоставления социальных льгот;

С помощью СНИЛС производится регистрация на сайте www.gosuslugi.ru где можно получить следующую информацию:
1. Бланки и информацию для получения российского и заграничного паспорта;
2. Информацию о социальной помощи;
3. Выписку из ИЛС;
4. Информацию о налогах и штрафах ГИБДД;

Как получить СНИЛС?:
1.СНИЛС оформляет в ПФР первый работодатель при приеме на работе;
2. Самостоятельно подать заявление в ПФР;
3. СНИЛС для ребенка младше 14 лет может получить один из родителей или законный представителей по месту жительства.(представить следующие документы: заявление, паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
4. Если вам больше 14 лет вы можете получить СНИЛС самостоятельно в ПФР по месту жительства;
5. Если гражданин военнослужащий или сотрудники"силового" ведомства, получить СНИЛС можно в ПФР по месту жительства или по месту прохождения службы;
6. Служащие в гарнизонах, отдаленных от территориальных органов ПФР могут получит СНИЛС через свою войсковую часть;
СНИЛС можно получить через МФЦ по месту жительства.

В случае утраты СНИЛСа:
1. Если гражданин работает то ему необходимо обратиться в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата;
2. Для самозанятого населения(ИП, адвокат, нотариус, частные детективы) необходимо обратиться в ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей с заявлением о восстановлении свидетельства;
3. Для граждан временно неработающих необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации(в том числе временной) или фактического проживания;
4. При смене фамилии также необходимо подать заявление в ПФР по месту регистрации или фактического проживания либо работодателю об обмене страхового свидетельства.

Министерство труда и социальной защиты РФ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и ре­шениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство труда и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независи­мо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задача­ми, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; по­вышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; наро­донаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная за­щита населения; социальное обслуживание населения; государствен­ная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защи­те населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Прези­дент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Пред­седатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей. Подготовка дел получателей пос обий

Один из родителей либо лицо, его заменяющее, обращается за назначением пособий в органы социальной защиты населения по месту жительства.

В отделе ведутся журналы регистрации: нового назначения по­собий; перерасчета пособий; единовременного пособия на ребенка; доплат за прошлое время; списков для выплаты детских пособий.

Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, пере­расчета пособий. Прием документов ведется специалистами по на­значению пособий в приемные дни и осуществляется по участко­вой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого спе­циалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отче­ство во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности доку­ментов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

3) не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие;

4) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государст­венных пособий на детей.

Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявле­ние регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о пе­рерасчете государственных пособий на детей.

Журнал регистрации ведется специалистом на каждом участке и содержит следующие графы: порядковый номер заявления, фами­лия, имя, отчество, адрес, год рождения получателя, дата обраще­ния, вид пособия, номер протокола, дата рождения ребенка, сумма пособия, срок назначения пособия, номер лицевого счета.

Специалистами участка назначения пособий выборочно прове­ряются данные о доходах семьи, указанные в заявлении о назначе­нии пособия в соответствии с п.54 Положения о порядке назначе­ния и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим де­тей. По итогам проверок составляются акты.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подпи­сывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Специалист по выплате после приема информации распечаты­вает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты.

Для усиления контроля за назначением государственных посо­бий на детей приказом по управлению создается комиссия в составе председателя, заведующего отделом, главного специалиста по на­значению, главного специалиста по выплате.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

Задачи и методы контроля

В задачи контроля министерств, областных, краевых учрежде­ний социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. При этом необходимо сочетать государственный контроль с общественным.

Работа по проверке деятельности нижестоящих учреждений со­циальной защиты способствует успешному выполнению этими ор­ганами своих функций и соблюдению норм права.

Существует два вида контроля: проверка и ревизия.

При про­верке контролируется организация исполнения соответствующих нормативных актов, а при ревизии - преимущественно расходование денеж­ных средств и материальных ценностей.

Проверки и ревизии не сводятся к установлению только отри­цательных фактов, их причин и виновных лиц. Главная их цель - оказание помощи подведомственным учреждениям социальной за­шиты в совершенствовании работы.

Применяются различные методы контроля:
-
проверка правиль­ности назначения (перерасчетов) пенсий и пособий до оформления документов на выплату;
- постоянный предварительный контроль операций по начислению и выплате пенсий и пособий;
- выезд ра­ботников для проверки и ревизии с последующим заслушиванием отчета руководителя проверяемого отдела (учреждения, предпри­ятия) и заключения проверяющих;
- вызов руководителя для доклада или сообщения о работе;
- проведение оперативных совещаний; ана­лиз работы по поступающей отчетности и информации;
- обсуждение работы на производственных совещаниях. Все это составляет важ­нейшую часть организаторской работы органов социальной зашиты.

Подготовка к проверке (ревизии)

Проверки и ревизии проводятся по утвержденным планам.

В первую очередь выбирается объект проверки, затем определяются ее характер, объем, формы и способы. Особое внимание уделяется подготовке к комплексным проверкам и ревизиям, которые позволяют всесторонне и глубоко анализировать деятельность подконтрольных органов, шире привлекать общественность.

Комплексная проверка (ревизия) деятельности районного (го­родского) управления социальной защиты проводится, как правилом по следующему плану:

· организация работы: распределение обязанностей сотрудников; планирование и организация выполнения планов; прием представителей предприятий и граждан; рассмотрение писем граждан; учет нормативных документов;

· ведение дел получателей пособий: проверка правильности назначения пособий и их перерасчетов; эффективность контрой ля за подготовкой дел и документов; состояние делопроизводства;

· законность и правильность оформления начисления и выплаты пособий: открытия и закрытия лицевых счетов получателей пособий и записей в них; перерасчетов (продлений) пособий и документов о всех способах выплаты; удержаний из пособий и их учета;

· трудовое устройство и материально-бытовое обслуживание пенсионеров: порядок учета пенсионеров, подлежащих трудоустройству, и разработка соответствующих мероприятий;

· контроль за условиями труда инвалидов; посещение на дому пенсионеров и получателей пособий с целью оказания им помощи; содействие инвалидам в санаторно-курортном, вос­становительном лечении и других видах лечебной помощи; оказание им содействия в получении специальных транс­портных средств и протезно-ортопедических изделий; выяв­ление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в направле­нии в дома-интернаты, и осуществление контроля за этими домами.

При подготовке к проверке или ревизии проверяющие знако­мятся
-с нормативными актами, регулирующими деятельность объ­екта, намеченного к проверке; с его кадрами;
-с отчетными и опера­тивными данными, характеризующими его работу;
-с учетом и хра­нением материальных ценностей;
-с расходованием денежных средств; с документами и результатами других проверок.

Проверка (ревизия) назначается приказом. В нем указываются, помимо прочих необходимых данных, цель и срок проверки или ре­визии. На основании приказа оформляется служебная командиров­ка проверяющих.

Подготовительные действия на месте проверки (ревизии) состо­ят из беседы с руководителем проверяемого объекта по заранее раз­работанным вопросам, ознакомления с материалами, имеющимися у местных органов; уточнения плана и составления графика провер­ки; привлечения внештатных инспекторов-ревизоров, местных ра­ботников, актива из общественности; распределения работы между членами бригады.

История создания, развития Пенсионного фонда России

Пенсионное страхование зародилось в начале двадцатого века. Стоит отметить, что в России это произошло гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Вначале только высшие слои населения могли позволить себе пользоваться услугами пенсионного страхования, однако, после революции 1917 года все изменилось, оно опять фактически было отменено.

Это было тяжелое время, которое определило необходимость внедрения принципиально новой Пенсионной системы, которая была бы основана на конституционных правах. Введена она была в 1927 году и предусматривала не только обеспечение старости, но и прочие различные формы социального обеспечения и страхования:

Медицинского страхования

Санаторно-курортного лечения

Такая пенсионная система не имела признаков государственной пенсионной системы страхования, однако при всех своих недостатках обладала рядом существенных преимуществ. В частности, с её помощью минимальный прожиточный уровень обеспечивался в отношении всех категорий граждан.

В 1956 году в целях покрытия резко возросших расходов на компенсацию пенсий впервые в истории страны из бюджета была предоставлена дотация. Это стало ответом на закон, расширявший перечень лиц-претендентов на получении пенсии, а также двукратно увеличивший её размер для отдельных лиц.

Начиная с 1965 года право на получение пенсий по достижении определённого возраста или иным причинам было закреплено за колхозниками, спустя четыре года была введена единая система социального страхования. С увеличением количества пенсионеров поступления из пенсионного в страховой фонд возрастали.

Сами отчисления при этом представляли собой ежемесячные выплаты, размер которых традиционно соответствовал заработной плате. Примечательно, что пенсии инвалидам выплачивались из бюджета дружественных республик, из союзного фонда. Особый порядок выплат существовал в отношении военнослужащих, особенно офицерского состава: он регламентировался Советом Министров.

алогично отличались - по размерам и условиям - пенсии и работников научных учреждений. Помимо прочего, такие сотрудники вполне могли претендовать в то же время на получение пенсий на общих основаниях.

Между тем разрыв между доходной и расходной частями пенсионного бюджета увеличивался, и в 1982 году в качестве контрмеры взносы на социальное страхование были повышены. Это позволило временно выровнять соотношение, однако к 1989 году проблемы, копившиеся в недрах пенсионной системы годами, дали знать о себе с новой силой.

Их решение неизбежно предполагало проведения серии радикальных реформ, направленных главным образом на укрепление страховых принципов и окончательную интеграцию Пенсионного фонда в финансово-бюджетную систему государства.

В 1990 году в России был принят первый закон, выделяющий пенсионную страховую систему в качестве автономного образования и регламентирующий ключевые принципы её функционирования. Документ при этом категорически исключал возможность предоставления дотаций Пенсионному фонду, вполне однозначно стимулируя последний на поиск собственных источников финансирования. В тот же год, 22 декабря, был образован Пенсионный фонд как автономная финансово-кредитная структура.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • - денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • - формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • - на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • - расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. пенсионный фонд бюджет россия

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Более двадцати лет назад было принято решение о создании Пенсионного фонда Российской федерации. Оно было продиктовано необходимостью реформирования системы социального обслуживания граждан Российской Федерации и обусловлено изменениями политической и экономической модели государства.

С каждым годом количество полномочий, которыми Правительство наделяло Пенсионный фонд, росло, а это значит, что количество выполняемых задач увеличивалось. Это требовало от работников ПФР умения ориентироваться в юридических тонкостях нормативных документов, быстро реагировать на изменения в законодательной базе и преломлять их в свете тех проблем, с которыми приходилось сталкиваться при проведении в жизнь пенсионной реформы:

1991г. - образование службы уполномоченных. Укомплектован штат - 109 чел. Основная работа - сбор страховых взносов на финансирование пенсий.

1991 - 1992 гг. - создание банка данных по плательщикам страховых взносов

1994 г. - завершено комплектование службы уполномоченных в районах области.

1998 г. - в Отделении образуется отдел персонифицированного учета.

2001 г. - создание единой пенсионной службы. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 06.12.2000 г. №156 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий». В области создается новая структура Отделения, в которую входит Отделение ПФР, 26 управлений и 14 отделов ПФР, а также Центр по выплате пенсий и пособий.

2001г. - разработана и внедрена концепция управления персоналом, состоящая из 9 блоков. Она решает все кадровые проблемы в системе, начиная от поиска, отбора и адаптации персонала, включая ежемесячную оценку деятельности сотрудников, формирование резерва кадров, периодическую аттестацию, управление мотивацией и др2002г. - реформа пенсионной системы. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется не стажем работника, а его заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

2003г. - в Отделении введена в эксплуатацию корпоративная сеть передачи данных (КСПД). КСПД - это телекоммуникационная сеть, объединяющая все структурные подразделения компании в единое информационное пространство. С ее помощью происходит передача данных, голоса, видеоконференцсвязь. После внедрения КСПД Отделением ПФР по Кировской области разработана технология назначения пенсий в условиях удаленного доступа к информационным ресурсам персонифицированного учета, которая позволяет формировать выписку из индивидуального лицевого счета в районах области по каналам КСПД.

2003 г. - созданы информационные центры ПФР. Управления и Отделы заключили соглашения с предприятиями, организациями и администрациями сельских округов по созданию на их территории информационных центров. Уже в 2004 году они стали функционировать во всех районах области, сейчас их насчитывается более 500.

2005г. - создание в территориальных органах ПФР клиентских служб (на сегодняшний день они созданы в 21 управлении ПФР).

2005г. - на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

2006г. - Отделением ПФР разработана и предложена страхователям Кировской области более прогрессивная технология представления индивидуальных сведений с ЭЦП по каналам электронной связи (через Интернет с ЭЦП «Верба-О»). Технология является бесконтактной, что позволяет страхователю представлять отчётность в ПФР со своего рабочего места.

2007г. - реализация положений Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». По состоянию на 01.12.2010 территориальными органами ПФР в Кировской области государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан 23 816 гражданам. С 2009 года - предоставление указанных мер государственной поддержки.

2007г. - осуществление выплат правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

С 2008г. - функция по организации и контролю за использованием средств ПФР, выделенных на софинансирование социальных программ Кировской области, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

2010г. - начала действовать мобильная клиентская служба.

1 января 2010г. - вступил в действие 213-ФЗ, в соответствие с которым проведена валоризация пенсионных прав граждан (99,6% получателей трудовых пенсий).

1 января 2010г. - вступил в действие 212-ФЗ, в соответствии с которым ПФР является администратором по учету и контролю за поступлением платежей.

2000 - 2010гг. - реализация социальных программ. Дополнительно к основной деятельности с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. Объёмы выполнения работ, суммы выделяемых средств определяются областной программой, которая утверждается губернатором Кировской области и финансируется из средств ПФР. Так, например, Пенсионный фонд с 2000 года направляет средства на укрепление материально-технической базы домов-интернатов, с 2004 года - комплексных центров социального обслуживания населения. В области насчитывается 15 домов-интернатов, в которых проживает 4130 человек, 11 приютов и 48 комплексных центров социального обслуживания населения, в которых имеется 313 отделений. В 2007 году ОПФР участвовало в реализации новой составляющей социальной программы. Речь идёт о помощи пенсионерам в газификации их домовладений. На реализацию данного проекта Пенсионным фондом РФ Кировской области выделено 4214,56 тыс. руб.

2010г. - Отделением Пенсионного фонда РФ по Кировской области осуществляется реализация Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, предусматривающего доведение общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера до прожиточного минимума, определенного в Кировской области, путем установления федеральной социальной доплаты к пенсии. По состоянию на 01.02.2012 федеральную социальную доплату к пенсии получают 28943 пенсионера, проживающие на территории Кировской области.

Сегодня Отделение ПФР и подведомственные территориальные учреждения — это высокотехничные организации, оснащенные современным оборудованием, имеющие возможность выполнять те поручения, которые возложены государством, главное из которых — забота о старшем поколении.

Нет ни одной семьи, ни одного человека, которые в течение всей своей жизни так или иначе не были бы связаны с деятельностью ПФР, начиная от регистрации в системе персонифицированного учета, сдачей отчетности, до назначения пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Адвокат. - 2014. - № 11..

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"(ред. от 14.12.2015), в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный Закон "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015г.) еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на страховые(трудовые) пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Пенсия-2015-№8-с.11..

Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2015 году предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 %, необходимо не позднее 31 декабря 2015 года обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто не сохранил отчисления вовремя, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

Сегодня реализация пенсионной реформы продолжается, и с 2015 года начался новый этап.

В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка - 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц военных лет рождения эта группа в 1999 - 2005 годах будет уменьшаться. С 2000 года в неё начнут входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост с 2006 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

На сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда уникальна и не имеет прецедентов в истории России. Тем самым обращает на себя внимание история образования Пенсионного фонда, его отделения по Саратовской области и в целом - преобразования пенсионного обеспечения в России.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

В целях поддержания жизненного уровня пенсионеров и в соответствии со ст.7 Закона РФ "О ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда России для целей обязательного пенсионного страхования зарегистрировано более 120 миллионов застрахованных лиц, в том числе работающих граждан, включая самозанятое население, получателей пенсий, безработных граждан, учащуюся молодежь.

Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение около 40 миллионов пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии пострадавшим от техногенных катастроф. А также осуществляет выплату всех видов пенсий гражданам, проживающим в 57 странах мира.

Пенсионный фонд ведет учет пенсионных прав граждан (включая их ежегодную выверку с участием работодателей, налоговых органов, казначейства), осуществляет ежегодное информирование застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов.

С 2005 года Пенсионным фондом создан общероссийский регистр федеральных льготников, по которому осуществляется выплата гражданам ежемесячных денежных выплат и реализуется их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

С 2007 года началось формирование нового федерального регистра - регистра семей, претендующих на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением или усыновлением второго и последующих детей. На сегодняшний день организована работа по выдаче Сертификата на получение материнского (семейного) капитала.

Пенсионный фонд России в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений с зарубежными партнерскими организациями.

Организационная структура - это внутреннее строение организации, совокупность устойчивой связи между субъектами, предметам их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации.

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноярском районе и Астраханской области имеет функциональную структуризацию , которая является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной структуры. В Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноярском районе присутствует деление на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Весь персонал сгруппирован по широким задачам. В УПФР у каждого отдела существуют свои задачи.

Структуризация Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноярском районе Астраханской области направлена на стимулирование качества труда и творческого потенциала работников, обусловленного ростом масштабов услуг. Вместе с тем поддержание взаимодействия между разными функциями - задача сложная. Реализация различных функций предполагает разные сроки, цели и принципы, что делает трудными координацию деятельности и ее календарное планирование. Кроме того, функциональная ориентация связана с предпочтением стандартных задач, поощрением узкоограниченных перспектив и ведение отчетности о результатах деятельности.

Организационная структура Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда по Черноярскому району представлена на рисунке 1.

Сведения о финансовой деятельности

В 2012 году Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Черноярском районе получило финансирование согласно утвержденного лимита в сумме 3915170 рублей, в том числе на организацию и ведение персонифицированного учета 6770 рублей, Кроме того получено в централизованном порядке основных средств на сумму 307893 рубля 99 копеек, материальных запасов на сумму 58684 рубля 06 копеек.

По окончанию года произведен возврат неиспользованных средств в сумме 125606 рублей 42 копейки, в том числе по следующим кодам экономической классификации:

  • 212- 46754,31;213-2763,47;221-19839,34;222-5700,00;223-35751,18;
  • 224-1000,00;225-18,39;226-9565,73;290-4214,00

Кассовые расходы за 2012 год составили 3789563 рубля 58 копеек, (приложение к пояснительной записке "Сведения о кассовом исполнении бюджета"). финансовый пенсия пособие

За 2012 год начислена амортизация в сумме 244569 рублей 66 копеек, остаточная стоимость основных средств на конец года составила 802676 рублей 33 копейки.

Остаток средств в материальных запасах на начало года составлял 14991 рубль 19 копеек, на конец года - 15141 рубль 85 копеек. Остаток средств в денежных документах на начало года составлял 25916 рублей 56 копеек, на конец года - 12334 рубля 40 копеек.

По расчетам с поставщиками и подрядчиками задолженности на начало года не было, на конец года - 8525 рублей 54 копейки.

Финансовый результат на конец отчетного периода составил 830152 рубля 58 копеек, в том числе остаточная стоимость ОС 802676 рублей 33 копейки, материальные запасы 15141 рубль 85 копеек, денежные документы 12334 рубля 40 копеек.

Численность сотрудников в 2012 году соответствует штатному расписанию и составляет 24,5 единиц. Все рабочие места укомплектованы компьютерной и вычислительной техникой. Курсов по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов не было. Проведена инвентаризация основных средств, материальных запасов, денежных документов. Расхождений между фактическим наличием и учетными данными не выявлено.

В 2012 году ГУ УПФ РФ в Черноярском районе в своей работе руководствовалось следующими нормативными актами:

  • 1. Бюджетный кодекс РФ
  • 2. Налоговый кодекс РФ часть 1
  • 3. Федеральный закон от 21.11.1996г №129 -ФЗ "О бухгалтерском учете"
  • 4. Федеральный закон от 15.08.1996г № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ"
  • 5. Инсрукция по бюджетному учету, утвержденная Приказом МФ РФ от 10.02.2012 г №25н
  • 6. Приказ МФ РФ от 21.12.2006г № 5н
  • 7. Приказ МФ РФ от 13.06.1995г №49
  • 8. Письма Исполнительной дирекции ПФР

Сумма полученных доходов за 2007 год всего - 49441,8 тыс.руб

В том числе:

  • -целевой сбор страховых взносов - 47413,0 тыс.руб.
  • -недоимка, штрафы, пени- 2028,8 тыс.руб.

Осуществлены расходы:

  • -на выплату пенсий, пособий и иных социальных выплат - 176 445 402 руб. 84 коп
  • -на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР -4 394 220 руб. 29 коп
  • -численность пенсионеров на отчетную дату - 5176 чел.
  • -численность граждан, имеющих право на ежемесячные выплаты - 1579 чел.

Общее количество страхователей, состоящих на учете в УПФР:

Всего страхователей - 500

из них юридические лица - 287

Физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа - 213

Количество граждан прошедших регистрацию в качестве застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета - 17726

Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц в текущем году, в том числе:

  • -о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)- 0
  • -о переходе в негосударственный пенсионный фонд- 0
  • -о переходе из негосударственного пенсионного фонда в ПФР- 0

На 2013 год по УПФР утверждено по штату 25 человек, фактически -25.

Утверждено финансирование на содержание управления 4488800 руб, фактически израсходовано 4394223 руб 29 коп. Остаток средств в сумме 94579 руб. 71 коп. возвращен в ОПФР, в том числе по ЭКР:

  • 212-53848,56 213-14712,35 221-9840,77 222-4600,00
  • 223-1082,92 224-80,00 225-507,36 226-9405,03
  • 340-502,72.

Увеличилась стоимость основных средств на конец отчетного года: за счет проведенной переоценки на сумму 249411 руб 62 коп, за счет централизованных поставок на сумму 231112 руб. 09 коп. (компьютерная техника, мебель).