Актуальные проблемы экономической безопасности рф исследовательская работа. Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в россии. Прикладные аспекты экономической безопасности

ЦВЕТКОВА А.Ю.
к.э.н., доцент
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)

Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.

Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности .

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» . Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации .

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.

Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.

В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.

Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

Источники

1. Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // oad.rags.ru/…/issues/issue0506/090508.htm
2. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000.
3. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3. 2008.
4. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2008 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 23 (154).

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это – гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее составляющими, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д. Оценка уровня государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, региональная экономическая дезинтеграция, резкая дифференциация в доходах, утечка финансовых средств за рубеж показывают, что обеспечение экономической безопасности представляет весьма актуальную проблему для современной Украины.

Проблемы экономической безопасности актуализируются в кризисные периоды развития. Так, например, экономический кризис 1923-1933 гг. требовал разработки и внедрения эффективных мер по укреплению экономической безопасности государства, постоянства его экономической системы и социализации экономической политики. Такой подход отразился в «новом курсе» экономической политики, предложенным президентом Франклином Рузвельтом, и характеризовался поддержкой денежно-финансовой и банковской системы, стимулированием частных инвестиций, стабилизацией цен, регулированием инфляции и конкурентной борьбы. Эти мероприятия укрепили экономическую и социальную безопасность государства, позволили проводить эффективную социальную политику, адекватную требованиям времени. За счет создания условий обеспечения экономической безопасности человека, предоставления государственных гарантий социальной безопасности в стране удалось достичь значительных экономических результатов, внедрить в жизнь надлежащие институциональные изменения и законодательные инициативы. В 1934 г. был создан Федеральный комитет по экономической безопасности, а в 1935 г. - Управление по социальному обеспечению (Socіal Securіty Board), который с течением времени был превращен в администрацию (Socіal Securіty Admіnіstratіon). В этом же году были приняты законы по экономической безопасности личности.

На протяжении 70-90-х гг. ХХ в. экономическое состояние характеризуется обстоятельствами «нефтяного шока», мирового продовольственного и сырьевого кризиса, кризисами финансовых систем западных стран. В этот период были разработаны концепции международной и национальной безопасности в области обеспечения топливно-сырьевыми ресурсами и продовольствием; произошло становление первых структурных элементов системы обеспечения отдельных западных государств и мира в целом; убедительно утвердилась позиция о том, что достижение экономической устойчивости государства является важнейшим фактором глобального лидерства, наиболее эффективного обеспечения национальных интересов страны в целом и экономических в частности .

Многолетний процесс поиска эффективных путей надежной защиты национальных экономических интересов в США, позволил создать эффективное и действенное нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность США как отдельная и целостная проблематика не формулируется как в концептуальных и стратегических документах, так и в законодательных и нормативно-правовых актах. Она рассматривается лишь как неотъемлемая и важнейшая структурная составляющая национальной безопасности Соединенных Штатов в Стратегии национальной безопасности и подается в виде отдельных аспектов, касающихся ее законодательного обеспечения. Опыт США является наиболее показательным и полезным в ситуации, когда нестабильность глобальной экономики существенно увеличилась, и усилилось внимание к вопросам обеспечения экономической безопасности на уровне национальных экономик.

В настоящее время существуют как теоретические, так и методические подходы к оценке уровня экономической безопасности страны. Так, к показателям экономической безопасности относят наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Однако единого представления о том, что понимать под безопасностью вообще, и экономической безопасностью, в частности, не существует.

Справедливым, по мнению автора, является понимание безопасности как совокупности условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать. Таким образом, безопасность – не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им. Безопасность, в общем виде, - есть специфическая совокупность условий деятельности. Обеспечение безопасности, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных условий деятельности. Обеспечение безопасности субъекта есть создание условий, при которых реализовывались бы его интересы, осуществлялись бы поставленные им цели, в основании которых лежат его ценности . Подобное понимание безопасности позволяет отойти от непопулярного в настоящее время подхода управления безопасностью, основанного на угрозах, и перейти к управлению потенциалом рассматриваемого объекта.

Существуют также подходы к определению угроз национальной безопасности, основанные на текущем анализе и прогнозе динамики внешней среды. Такой подход был представлен при определении основных угроз безопасности Украины на заседании СНБО Украины 17 ноября 2010 г. Так, было выделено три основные угрозы национальной безопасности, которые можно назвать текущими, ориентированными на решение проблем развития страны в течение следующего, 2011 года.

Первой угрозой было названо то, что за 20 лет независимости Украины не удалось выстроить государство с достаточным финансово-экономическим иммунитетом. С высокостабильным инвестиционным климатом и ответственным национальным бизнесом. Поэтому мировой финансово-экономический кризис будет и в дальнейшем определять повестку дня жизни страны, общества и каждого гражданина.

В качестве второй угрозы определена быстрая потеря страной конкурентоспособности, что происходит на фоне низкотехнологической украинской экономики, потери мотивов для внедрения инноваций, на фоне неэффективного государственного управления.

Третьей угрозой на заседании СНБО было определено наращивание социально-политического конфликта и общегражданской нестабильности. В частности, речь шла об отсутствии консолидации усилий власти и оппозиции.

Также были рассмотрены угрозы, связанные с безопасностью развития, обороноспособностью государства в условиях угроз террористической деятельности, радикализации сепаратизма, экстремизма, информационных войн и появления новых видов оружия в киберпространстве .

Таким образом, выделены три сферы жизнедеятельности общества: финансовая, экономическая и социально-политическая, кризисные явления в которых являются достаточно вероятными. Из данного перечня финансовые и экономические угрозы составляют предмет изучения экономической безопасности страны. Кроме того, в предложенном перечне угроз прослеживается явный переход от управления на основе оценки угроз как факторов воздействия внешней среды – к управлению потенциалом объекта. Ведь как «финансово-экономический иммунитет», так и конкурентоспособность экономики страны представляют собой оценку ее потенциала, а не факторов воздействия внешней среды. Потому данный подход представляет собой констатацию факта: при существующих тенденциях развития внешней среды потенциал объекта является недостаточным. Следовательно, увеличение нестабильности развития глобальной экономики требует адекватного увеличения экономического потенциала национальной экономической системы, что и будет являться комплексом мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.

Литература Покотиленко Р.В. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук: Механізм формування та забезпечення економічної безпеки, Спеціальність 08.02.03 – Організація управління, планування і регулювання економіки, Донецьк. – 2002. Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy. Українська правда [Електронний ресурс] Влада визначилася з основним загрозами для України. – Режим доступу: http://www.pravda.com.ua/news/2010/11/20/5589207.

Юргинский Технологический институт Томского Политехнического Университета

Студент, кафедра Экономики и автоматизированных систем управления

Полицинская Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Экономики и автоматизированных систем управления Юргинского Технологического института Томского Политехнического Университета

Аннотация:

Современное общество со всех сторон подвержено риску: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы, дефицит энергоресурсов – всё это заставляет трансформировать роль государства в области экономической безопасности.

Modern society with all parties at risk: the development of new technologies, the huge impact of technological progress on human rights, climate change, the proliferation of new diseases, the emergence of geopolitical centers of economic development, technological disasters, lack of energy – all this makes it necessary to transform the role of the state in the field of economic security.

Ключевые слова:

экономика; безопасность экономики России; проблемы экономической безопасности

economy; security of the Russian economy; problems of economic security

УДК 338.2

Стойкое и активное формирование государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках, непосредственно, связаны с экономической безопасностью страны.

Экономическая безопасность обычно рассматривается как важная высококачественная оценка экономической системы страны, которая устанавливает её умение поддерживать привычные требования жизнедеятельности населения, стойкую наделенность ресурсами становления общенародного хозяйства, а также, методичную реализацию национально-государственных интересов.

Целью написания статьи является определение главных вопросов и трудностей обеспечения экономической безопасности России.

Для достижения этой цели, следует обозначить такие задачи:

  • определить понятие экономической безопасности;
  • отметить основные показатели экономической безопасности;
  • рассмотреть проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики России.

Обеспечение экономической безопасности страны - это один из самых актуальных вопросов в данный период времени. Как демонстрирует мировая практика, защита экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности и успешной жизнедеятельности общества. Трудности установления экономической безопасности в России, как необходимого условия ее становления, привлекают к себе очень пристальное внимание многих политических деятелей, различных научных работников, и других обширных слоев населения. Подобный интерес вызван не случайно. Масштабы угроз, а также возможный реальный урон, принесенный финансовой защищенности государства, выставляют упомянутые трудности к вниманию общественной жизни.

Сейчас, категория экономической безопасности различно объясняется в научной литературе. К примеру, согласно суждению Л.И.Абалкина "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Для обеспечения государственной безопасности, указом Президента РФ от 12 мая 2009 г., был издан указ №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», где утверждалась концепция государственной безопасности РФ. В нем отражены основные, предполагаемые угрозы национальной безопасности, а также основные задачи, направления, принципы по обеспечению государственной экономической безопасности РФ.. Документ несет национальный характер, а также является одним из определяющих развитие нашей страны, так как заключает в себе приоритетные направления формирования внешней и внутренней политики, а также предложения по удовлетворению всех экономических потребностей населения и надежной защищенности от внутренних и внешних угроз.

Целью концепции по предоставлению экономической безопасности принято считать: обеспечение соразмерного и постоянного финансового роста, сдерживание темпов роста инфляции и безработицы, развитие результативной структуры экономики и рынка ценных бумаг, уменьшение дефицита бюджета и государственного долга, предоставление социальной защиты, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.

Рассматривая проблемы экономической безопасности, важно оценить нынешнее состояние экономики России, которое сложилось в предыдущие годы. Превосходя территорией, добычей газа и нефти, ресурсами, в сравнении с США, Китаем и Японией, Россия производит гораздо меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения. Также экспорт продукции остается на низком уровне, и Россия, по - прежнему, остается зависимой от импортных услуг. Можно смело говорить о том, что, несмотря на огромную территорию, экономика России дает гораздо меньшую финансовую отдачу, чем могла бы, учитывая количество финансовых резервов, накопленных в последний годы.

Проблемы мировой экономической безопасности тесно связаны с одной из главных задач экономики - гармонизацией ее сфер.

Гармонизация - это нахождение баланса между основными сферами и секторами экономики. Ее основой может служить масштабный рост объемов производства внутри страны. Также должен быть обеспечен достаточно высокий темп роста в промышленности, например: в топливно-энергетическом комплексе. Остро стоит проблема внедрения конкурентоспособных передовых технологий. В России, по независимой оценке, самый большой потенциал несут в себе ресурсодобывающие отрасли, а в отраслях обработки и переработки чувствуется отставание. В последние два года чувствуется небольшое оживление и в этих отраслях. Наиболее способствуют приросту производства транспорт и связь, при этом важнейшая отрасль, требующая инноваций - машиностроение - остается на недостаточно высоком уровне.

Технологический уровень экономики зависит, прежде всего, от двух факторов - инноваций и инвестиций. Положение дел в части инвестиций медленно, но улучшается, а состояние с инновациями в них едва достигает 12%. Соответственно, конкурентоспособность технологий производства машин и оборудования, имеет весомое положение в технологической базе государства.

Проблема производственной безопасности в России является одной из главных проблем. Имея примерно 15% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, государство пользуется этим богатством неэффективно: доля России в мировом агропроизводстве составляет не более 2%. Причина заключена в том, что около 40% пригодных для сельскохозяйственных угодий земель бесхозны и не используются. Страна, которая располагает 17 млн. км 2 территории, может производить только 58% необходимого стране продовольствия. С каждым годом зависимость России от продовольственного импорта увеличивается и приближается к 45%, а в части мегаполисов составляет около 82 - 88%. Однако, в результате введения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным указа о продовольственном эмбарго в августе 2014 года, у местных производителей появился реальный шанс уменьшить статистику, использования импортных продуктов.

Для сохранения России в статусе крупной аграрно-индустриальной державы, спасения страны от экономического упадка, стоит перейти к развитию стратегии реальной экономики страны и, возродить сельскохозяйственный комплекс. Этот подход потребует мгновенного усиления роли государственного участия в экономике.

Еще одной заметной проблемой экономической безопасности считается сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14 - 15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5 - 7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40 - 42%, это, примерно, 39 млн. человек.

При таких условиях очень важно четко выделить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого следует разработать и осуществить государственные программные проекты по инновациям. Они должны обеспечиваться реальными ресурсами, специалистами, профессионалами своего дела. Если правильно выбрать принципы инновационного развития страны, то они смогут обеспечить прогресс всей национальной экономики в целом.

Экономические угрозы являются комплексными. Экономическая безопасность подвержена рискам самых разных факторов; при этом, они являются не только экономическими. Также большое влияние оказывают социальные, экологические, информационные, политические и многие другие факторы.

Государство должно осуществлять полную систему мер, в первую очередь, по обеспечению устойчивого экономического роста, это будет являться гарантом национальной экономической безопасности.

Такие меры должны охватывать все сферы экономики. В эти меры входят такие факторы, как: осуществление динамично развивающейся социальной политики, усиление роли государства в различных финансовых сферах.

Библиографический список:


1. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – 124 с.
2. Дукарт С.А., Полицинская Е.В. Экономическая теория. Макроэкономика: учеб. пособие, 2013.
3. Международный журнал теории и практики управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uptp.ru/content/Disp_Art.php?Num=1826, открытый доступ.
4. Российская Газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html, открытый доступ.
5. Электронный журнал «Фундаментальные исследования» №9 – 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999423, открытый доступ.

Рецензии:

15.07.2015, 14:53 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : Алиса, каков лично ваш вклад в развитие темы экономической безопасности? Я лично из того что прочитал не увидлел ничего оригиналььного и нового. Вы повторяете слова всем уже набившие оскомину: "государство должно". Но почему-то оно, это самое государство этого не делает. Вот именно с этим вы как исследователь обязаны были связать тему национально безопасности, а не переложить слова учебников и того же самого Абалкина, в свое время внесшего колоссальный урон этой же самой национальной безопасности. В связи с тем, что статья сырая и не вносит ничего нового в области национальной и экономической безопасности в науку, не рекомендую ее к публикации! Только через глубокую переработку и осмысление данной темы статья может быть рекомендована! Оценка не только как доктора философии, но и как соискателя научной степени доктора экономических наук по направлению национальная и экономическая безопасность!

Сургутский государственный университет


Ключевые слова

проблемы, экономическая безопасность, безопасность, настоящее время, анализ, угроза, problems, economic security, at present, security, analysis, a threat

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В настоящее время исследование проблем экономической безопасности Российской Федерации является одним из самых важнейших направлений деятельности ученых-экономистов. Множество статей, монографий и исследовательских работ посвящено данной теме. Современное положение России таково, что исследования специалистов в той или иной сфере пересекаются с проблемами экономической безопасности, а как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости государства, залог существования общества. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства всегда требует наличия развитой, сильной, устойчивой экономики. В данной статье на примере Российской федерации, рассмотрены угрозы экономической безопасности, проведен анализ угроз и анализ экономической безопасности в целом, а также представлены способы устранения некоторых угроз.

Текст научной статьи

В начале стоит дать определение понятия “Экономическая безопасность”. Экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности подразумевает определение системы условий, критериев, характеристик, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного вида угроз системе национально-государственных интересов. Экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых странах и стабильных странах остается относительной так как неблагоприятные внешние воздействия а так же возможность их угроз не исключается. Угрозы экономической безопасности делятся на два вида внешние и внутренние. Из внутренних угроз экономической безопасности особо выделим нарастание структурной деформации экономики, так как для того чтобы обеспечить экономический рост в государстве, необходимо прежде всего осуществить структурные модификации в экономике, суть которых заключается в соответствии структуры производства и структуры спроса. Из внешних угроз экономической безопасности выделим некоторые. Начнем с одной из важных опасностей - “Утечки умов” или “Утечки мозгов”, эмиграцию населения, как правило его интеллектуального слоя, что ведет к сокращению интеллектуального потенциала, и, следовательно, к сдерживанию экономического роста. Одной из главных угроз “Утечки умов” является остановка роста технологий государства. Основными причинами интеллектуальной эмиграции являются: Низкая оплата научного труда. Низкий уровень оснащенности научных исследований. Политическая нестабильность в странах, из которых уходят квалифицированные кадры. В качестве мер предотвращения данной проблемы можно предложить следующее: Увеличить заработную плату ученым. Увеличить финансирование науки. Осуществление экономических, социальных, политических, юридических и других мер имеющих международный характер. Данную проблему поставить на один уровень с остальными важными проблемами государственной политики. Важным обстоятельством отрицательно воздействующим на экономическую безопасность является такое явление “Бегство капитала” за рубеж, эта угроза является одной из ключевых угроз экономической безопасности, так как инвестиции в национальную экономику способствуют развитию народного хозяйства данной страны, ее экономическому росту, повышению уровня и качества жизни ее населения, то есть вывезенный за границу капитал будет работать на ту страну в которую он попадет. Причины “Бегства капитала” из России состоят в следующем : Коренной характер ускоренной трансформации экономической и политической системы. Низкий уровень доверия инвесторов к национальной валюте обусловивший “бегство” от рубля к доллару. Высокий уровень инфляции в стране. В целях предотвращения бегства капитала можно применить следующие меры: Введение единого таможенно-валютного контроля. Лицензирование вывоза капитала. Инвентаризация российских инвестиций за рубежом. Иные меры. Одной из форм “Бегства капитала” на которую больше всего обращают внимание являются незаконные оттоки финансовых средств. По данным Global Financial Integrity (GFI) отток финансовых средств из развивающихся стран составил 5,9 трлн долларов США с 2001 по 2010 год. Еще одной важной угрозой экономической безопасности является внешний государственный долг то есть тот долг который государство должно возместить нерезидентам в иностранной валюте. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года составит 55,1 млрд $, а ниже в таблице 1 представлена динамика объемов государственного внешнего долга, млрд $ за 2014-2016 года. Таблица 1 Внешний государственный долг(2014-2016) 2014 год 54,4 2015 год 50,0 2016 год 50,9 Далее представлен государственный внешний долг по видам государственных ценных бумаг на 01.08.2016 года, (%) Евро облигационные займы 72,8% Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 23,3% Задолженность перед международными финансовыми организациями 1,7% Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 1,3% Задолженность бывшим странам СЭВ 0,8% Иные 0% Также не маловажной угрозой экономической безопасности является открытость экономики. Открытая экономика - это экономическая система ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Она противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности, поэтому, открытость экономики явление нормальное и объективно необходимое. Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики то есть должна быть прозрачность (свободный доступ к макроэкономическим сведениям), экономическая свобода внутри страны и должно быть участие страны и её экономических субъектов в мировом интеграционном процессе. Предпосылкой открытости экономики является экономическая свобода и соблюдение в государстве три ее принципа: Свобода выбора, свобода частного обмена и гарантия частной собственности. Лидерами рейтинга открытости экономики на сегодняшний день являются: Гонконг, США, Швейцария, Великобритания, Малайзия и другие. Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в какой-то степени уменьшить вмешательство в свою экономическую деятельность. Подавляющее большинство государств, даже тех у которых экономика признана наиболее открытой, придерживаются политики жесткого протекционизма. Следует отметить что все перечисленные угрозы также характерны и для современной России. Проблемы экономической безопасности обостряются в периоды коренной ломки экономических отношений. Этим и объясняется тот факт, что вопросы экономической безопасности России являются весьма актуальными на современном этапе ее развития. Отечественной экономике до сих пор присущи угрозы, характерные для переходных экономических систем. Стремление обеспечить устойчивое экономическое развитие государства входит в противоречие региональной дифференциацией по уровню жизни населения, что осложняется и отраслевой структурной деформацией. Также проблемы экономической безопасности можно разделить еще на два вида; угрозы первого уровня опасности и угрозы экономической безопасности второго уровня. К угрозам первого уровня относятся: Безработица. Замедление увеличения доходов населения, уменьшения бедности и материального расслоения населения. Медленное решение вопроса жилищной проблемы в стране. Медленное улучшение состояния отраслей социальной сферы. Деформированная структура экспорта и импорта. Также следует подчеркнуть, что данный блок угроз экономической безопасности, названных сопутствующими может быть преодолен только в следствии достижения достаточно высоких темпов экономического роста и диверсификации производства на инновационной основе, в том числе и за счет крупных бюджетных инвестиций. К угрозам второго уровня можно отнести: Те которые возникают в финансовой сфере. Их возникновение связано с особенностями бюджетной политики ориентированной на наибольшее сдерживание бюджетных расходов и необоснованное снижение дефицита бюджета, что замедляет темпы экономического роста и инновационного развития экономики. Среди угроз второго уровня сегодня наиболее значимыми являются: Дефицит бюджета, монетизация экономии, инфляция, низкая кредитная активность банков, высокая волатильность валютного и финансового рынков, внешний и внутренний долг, бегство капитала. Правительство Российской Федерации на сегодняшний день должно заострить внимание на проблемах экономической безопасности так как эти проблемы ухудшают уровень жизни россиян и уровень конкурентоспособности России в международной гонке в различных областях, следуют отметить что для предотвращения угроз правительство должно действовать аккуратно и предусмотрительно, а так же должно прибегнуть помощи более развитых стран в целях предотвращения ошибок.

Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает».

Экономический результат реформирования - падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.

В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии - 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления». Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков. Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год».

Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности - нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

В России сохраняется неэффективная структура общественного производства - преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства. Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира - 2,5%, в мировых природных ресурсах - 30%, в мировом экспорте - 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров - 0,7%), в мировом импорте - 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2002 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт - 57,4 млрд. долл.

Следует все же отметить, что в последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, темпы прироста мирового валового продукта в 2002 г. равнялись 2,8%, в 2003г. - 2,5%, а темпы прироста российского ВВП составили соответственно 4,1% и 7,3%.

Наметившийся в последние два года и прогнозируемый в России рост производства и ВВП можно рассматривать как устойчивую тенденцию только в том случае, если удастся максимально использовать для роста отечественного производства благоприятные условия (девальвация рубля, рост мировых цен на нефть) и другие факторы конъюнктурного характера, которые, к сожалению, могут иметь обратимый характер.

Однако при всех недостатках экономической политики страны нельзя не видеть, что свободный доступ российских производителей на внешние рынки ограничивается далеко не либеральными мерами: в отношении России широко используется практика двойных стандартов, а также особых уступок и требований во внутринациональной и внешней экономической политике, прессинг внешней задолженности.

В результате Россия, имея ослабленную и несбалансированную экономику, должна вписываться в международную ситуацию, которой свойственны по меньшей мере три главные трудно разрешимые проблемы:

  • · раскол цивилизации;
  • · растущая непредсказуемость глобальных экономических процессов, особенно в области движения финансов;
  • · противодействие национального менеджмента многих стран методам и формам глобализации.

Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:

  • а) высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами - в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля;
  • б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);
  • в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
  • г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.

Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых - природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.

Вместе с тем, многие российские конкурентные преимущества ограничиваются стратегическими слабостями России, к числу которых можно отнести:

  • а) слабость системы поддержки конкурентоспособности российского экспорта;
  • б) резкую переориентацию внешнеэкономических связей на Запад и усиление деформаций в данной сфере (усиление сырьевой ориентации российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта);
  • в) блокирование входа на рынки, где Россия имеет конкурентные преимущества;
  • г) конкурентоспособные технологии, используемые в ВПК, ориентированы на производство малых серий изделий при слабом уровне контроля материальных затрат;
  • д) быстрое снижение внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, что разрушает и без того слабую конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на внешний рынок.

Тем не менее, для современной России характерно все более расширяющееся взаимодействие с мировым рынком. Доля России в мировом ВВП после кризиса 1998 г. имеет постоянную тенденцию к росту. Это обусловливает и усиление угроз, связанных с внешнеэкономической сферой.