Пути решения проблемы рыночной конкуренции. Проблема конкурентного рынка в россии Проблема функционирования конкурентного рынка

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ
1.1. Сущность и условия возникновения рынка
1.2. Функции и механизм рынка
1.3. Черты рынка
1.4. Рынок и конкуренция
Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России
3.2 Пути развития конкурентной политики в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ

1.1. Сущность и условия возникновения рынка

1.2. Функции и механизм рынка

1.3. Черты рынка

1.4. Рынок и конкуренция

Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Условия возникновения и функции конкуренции

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

2.5 Защита конкуренции в России. ФАС

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России

3.2 Пути развития конкурентной политики в России

3.3. Неконкурентный рынок в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли;
конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара. Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление. Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.

РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

1.1Сущность и условия возникновения рынка.

В научной литературе имеются различные определения рынка: с точки зрения его субъектов, функций, операций, информации и др. Со временем слово «рынок» стало обобщенным понятием. Оно означает всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих торговые сделки по поводу любого товара. Рынок рассматривается как совокупность социально-экономических отношений, которые пронизывают всю жизнедеятельность современного общества: поведение домохозяйств, предпринимателей, государственных органов, общественных организаций, наем и использование рабочей силы, развитие промышленности, науки, образования, культуры, медицины, системы информации и т.д. Эти отношения складываются, прежде всего, вокруг разнообразных благ – предметов поведения и услуг, удовлетворяющих потребности людей, а также вокруг ресурсов (факторов производства) – рабочей силы, средств производства, информации, технологии, научных знаний, капиталов. Все рыночные отношения выступают как товарно-денежные.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рассмотрим основные условия возникновения рынка. (Рис.1)


Рисунок 1

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2Функции и механизм рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функции (Рис.2).


Рисунок 2

Главной функцией является ценообразующая. Именно цены или вознаграждением за результат деятельности, или беспощадным наказанием за неудачные решения, просчет или неэффективное хозяйствование. Цены стимулируют производство и потребление, они определяют издержки производства, влияют на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм. Цены уравновешивают спрос и предложение на рынке.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Одной из важных функций является регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Механизм рынка осуществляет взаимодействие покупателей и продавцов через взаимосвязь спроса и предложения, он позволяет реализовать экономические интересы участников рынка, направленные на достижения определенных материальных результатов: максимизации полезности приобретаемых благ или максимизации извлекаемой из обмена прибыли. Рыночный механизм есть способ использования людьми объективных законов товарного хозяйства, и важнейшим элементом его является конкуренция, благодаря которой эффективно действуют законы спроса, предложения и цен. Главные элементы рыночного механизма представлены на (рис.3)


Рисунок 3

1.3 Черты рынка.

Рынок в принципе является эффективной системой развития экономики. Однако рыночные отношения не являются полностью совершенными, так на рынке действуют хозяйствующие субъекты с различными целями и интересами. Это порождает противоречия, которые могут носить острый характер.

Мы понимаем, что рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. Выделим позитивные и негативные черты рынка.

Позитивные:

1) способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е.объективно формирует структуру производства;

2) стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;

3) направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;

Негативные:

1) не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки;

2) распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству;

3) порождает тенденцию монополизации производства, поскольку защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала;

4) не решает проблему внешних издержек (эффектов), то есть, издержек, не отраженных в целях рынка, которые ложатся на плечи общества;

5) не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов;

6) способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования, но все-таки он обеспечивает эффективное распределение ресурсов и экономический прогресс.

1.4 Рынок и конкуренция.

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Таким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен. Роль конкуренции состоит как раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их «спиной» возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Однако рынок нельзя считать полностью самоорганизующейся системой, которую можно запустить и дальше она будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. Эта необходимость вытекает из самой природы социально-экономических систем, где действуют люди, одаренные сознанием и поэтому способные корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. действием таких факторов, целью которых является сознательное управление и регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы. Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности. Справедливая социальная политика может заметно исправить недостатки рыночного распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но, как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные признаки рынка. Именно в силу этого оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального. Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Как показал печальный опыт нашей страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии точно учесть разнообразные запросы людей и, главное, своевременно и эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

Ермоленко Ольга Александровна,4 курс«Менеджмент организации», «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент научный руководитель

Проблемы конкуренции в современных условияхРоссии

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.Ключевые слова:конкуренция, рыночная экономика, Федеральная антимонопольная служба, глобальная конкуренция, рейтинг

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика. Никонец О.Е. в статье «Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка»отмечает, чтоконкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, каки монополия,образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке. В современных условиях, когда потребности общества непрерывно усложняются, производственные цепочки становятся глобальными, происходит переход от иерархического к сетевому взаимодействию, фирмы сталкиваются с ограниченностью ресурсов для самостоятельного выполнения всех необходимых дляобеспечения собственного функционирования видов деятельности, классический подход к определению конкуренции как к борьбе в значительной степени утратил свою актуальность. Это ведет к необходимости осмысления современной специфики конкуренции и ставит задачу поиска новых принципов развития и защиты конкуренции в России.

Федеральная антимонопольная службаотмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе. Современный этап развития конкуренции XXвека характеризуется осмыслением, как роли конкуренции, так и роли монополии в повышении эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях глобализации. Специфика современной конкуренции заключается в том, что, вопервых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; вовторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; втретьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной российской экономике, низкий уровень развития конкуренции –одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным докладаВсемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 20132014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран (таблица 1). Хотя Россия в 2013 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга и сохраняющегося профицита бюджета. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте. Таблица 1 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 2014г.

Экономика

Индекс глобальной конкуренции 2012

Проблемы,препятствующиеразвитию конкуренции в стране: 1. Неэффективность функционирования товарных рынков: неэффективность рыночных механизмов, высокая степень монополизации рынков, высокие барьеры для торговли и инвестиций, значительная роль государства в экономике, административные барьеры, ограничивающие предпринимательство, чрезмерное налоговое бремя, неэффективные таможенные процедуры; 2. Неразвитость институциональной среды: в соблюдении прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность, земельных прав и доступности покупки или аренды земли,коррупция и неправомерное влияние на бизнес, высокое бремя административного регулирования, неэффективная судебная система;3. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора: нестабильность банковской системы, неустойчивость банков, недоступность финансовых ресурсов для компаний, низкая операционная эффективность банков;4. Неразвитость российского бизнеса: низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью, низкий уровень управленческих компетенций;5. Деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного.

Таким образом, государство, учитывая современную специфику конкурентных отношений, должно изменить принципы антимонопольного регулирования новых процессов в современной экономике, в частности: перейти от структурного подхода к исследованию рынка для оценки необходимости антимонопольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к структурноповеденческому подходу (анализу структуры рынка и конкурентных действий хозяйствующих субъектов на этом рынке).

Азоев Г. Л. Конкуренция:анализ, стратегияи практика / М.:Центр экономики и маркетинга, 2010.2.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресскурс. 3е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.СПб.: Питер, 2011.3.Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка/ Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С.142144. 4. Роженцова О.В. Управление собственными финансовыми ресурсами предприятий промышленности и его информационное обеспечение/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. ЙошкарОла, 20055.Фатхутдинов, P.A.Управление конкурентоспособностью организации. Учебник, -2е изд., М.: Издательствво Эксмо, 2010.6. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014г. http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219.6.Федеральная антимонопольная служба. http://www.rg.ru/2014/08/12/konkurencia.html.

Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики.

Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья она выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.

В России добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально-экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования - один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономике России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий.

Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а также отсутствия добросовестной конкуренции цены на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3 раз дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве - до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами.

Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров. Инвестиции в машиностроение и металлообработку в 2011 г. были в четыре раза меньше чем в добывающую промышленность. А именно обрабатывающие отрасли в последнее время являлись локомотивами экономического роста России, их доля составляла 36% прироста промышленного производства в первом полугодии 2011 г.

Сегодня следует в массовом порядке менять устаревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить качество продукции, сделать многие наши товары несырьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.

Следует отметить, что конкурентоспособность российской продукции постепенно повышается по сравнению с импортной. Так, тендер на модернизацию паровых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла российская компания «Силовые машины», предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».

На конкурентном энергорынке, устойчиво работающем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участников. В результате средняя цена в течение 2011 г. была почти на 16% ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2010 г., реально существует рынок электроэнергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии в рынок регулируемых долгосрочных договоров. В 90-е годы происходила практически не управляемая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Действующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нарушения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. долл., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше. В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддерживают нужный им уровень цен.

Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг
Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Сред...

Расчет себестоимости продукции
Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера. Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия - приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, облуживанием матер...

В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу “один субъект Российской Федерации -- один оператор”, а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма” т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Пути решения проблемы:

Способность более эффективному использованью ресурсов;

Вызывать необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Создать условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

Обеспечивать свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Нацеливать производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы :

  • «что производить?» - проблема выбора;
  • «как производить?» - проблема эффективности;
  • «для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости , противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы , утвердившейся в данном обществе: рыночной, административно-командной или смешанной.

Схема действия конкурентного рыночного механизма.

Напомним, рыночная система (конкурентная рыночная экономика) – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

При этом в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности такими параметрами рынка, как спрос , предложение , цена , конкуренция. Механизм взаимодействия между спросом, предложением и ценой называется рыночным механизмом . Он осуществляет координацию деятельности между производителями и потребителями товаров и услуг.

Конкуренция же определяет невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки.

Именно цена является основным инструментом, регулирующим спрос и предложение в условиях конкурентного рынка.

Спрос находится в обратной зависимости от цены - при повышении цены на товар спрос на него, как правило, падает, при понижении цены – спрос на товар повышается. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых цен воздействует на производственный спрос фирмы.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость : при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены влечет за собой сокращение объема предложения.

Кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно. Так, например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а увеличение спроса на отдельные виды товаров вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.