Отчетность по контролируемым сделкам срок сдачи. Критерии контролируемых сделок могут быть пересмотрены. Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

22 мая 2017 года истекает крайний срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Должна ли ваша организация отчитываться о контролируемых сделках, и на что надо обратить внимание при подготовке уведомления в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 - БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Кто должен представлять уведомление

Налогоплательщики, совершавшие в 2016 году сделки, признаваемые согласно главе 14.4 НК РФ контролируемыми, обязаны представить в налоговые органы уведомление о таких сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

На основании информации, содержащейся в уведомлении, налоговые органы вправе проверить полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Уведомление обязана представлять каждая сторона сделки, в том числе применяющая срецрежимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) (пп. 3-4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Если спецрежимы применяют обе стороны сделки, то такие сделки не контролируются (пп. 3, 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год следует представлять не позднее 22.05.2017 (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 разработана специализированная подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках, которая позволяет автоматически заполнить, проверить, распечатать и выгрузить уведомление в электронном виде.

Что понимается под сделкой

Контролирующие органы неоднократно разъясняли, что термин «сделка» для целей налогообложения Налоговым кодексом не определен, поэтому это понятие используется в значении, применяемым гражданским законодательством РФ (см. письма Минфина России от 04.08.2015 № 03-01-18/44884, от 13.01.2014 № 03-01-18/352).

В соответствии с ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 под сделкой понимаются хозяйственные операции, отраженные в учетной системе. В большинстве случаев одна сделка - это отдельная строка первичного документа. При автоматическом формировании первоначального списка контролируемых сделок в программе анализируется 17 видов документов - Реализация (акт, накладная), Поступление (акт, накладная), Отчет о розничных продажах, Поступление оборудования, Поступление НМА, Передача ОС, Передача НМА и т. д.

Какие сделки 2016 года признаются контролируемыми

Контролируемыми сделками в целях налогообложения признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки с учетом положений, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, а именно:

1. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

2. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, предметом сделки является облагаемое НДПИ полезное ископаемое, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет спецрежим (ЕСХН или ЕНВД), и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 100 млн руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

4. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль (в том числе плательщик УСН) либо применяет налоговую ставку 0 %, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

5. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет специальные льготы по налогу на прибыль, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 5 - 7 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

6. Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами независимо от доходов (п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673).

7. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами с участием независимых «формальных» посредников независимо от доходов (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-01-18/6-115).

8. Сделки с иностранными организациями по товарам мировой биржевой торговли, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 - 8 ст. 105.14 НК РФ).

9. Сделки с офшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Следует иметь в виду, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ определен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, в порядке исключения (например, межбанковские кредиты со сроком до семи дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами и т. д.).

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 большинство контролируемых сделок определяется автоматически. Сделки, которые отражены ручными операциями или нетиповыми документами, пользователю следует зарегистрировать специальным документом Прочие контролируемые сделки , который доступен по одноименной гиперссылке из формы .

Какие лица признаются взаимозависимыми

Критерии взаимозависимости лиц, а также порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации установлены главой 14.1. НК РФ.

В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 список взаимозависимых лиц не может быть определен автоматически. Сведения о взаимозависимых контрагентах, в том числе о независимых формальных посредниках, необходимо внести в регистр сведений Взаимо-зависимые лица , который доступен из формы Помощника подготовки уведомления о контролируемых сделках .

Как определять сумму доходов по сделкам

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

На практике это означает следующее:

  • контролируемость сделки определятся суммой доходов по сделке у продавца, и понятие «расходы покупателя» не используется;
  • необходимо учитывать совокупный доход по всем сделкам, а не только доход, полученный лишь одной стороной;
  • доход определяется без учета НДС, акцизов и пошлин.

При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для расчета суммового критерия в расчет не включаются доходы по сделкам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль согласно главе 25 НК РФ (письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-01-18/349).

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 суммы доходов по сделке рассчитываются автоматически на основании первичных документов, отраженных в учетной системе, но при заполнении уведомления пользователь имеет возможность скорректировать показатели.

Подготовка уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)

С чего начать работу

Для доступа к подсистеме подготовки уведомления о контролируемых сделках нужно включить соответствующую функциональность программы.

Функциональность настраивается по одноименной гиперссылке из раздела Главное . На закладке Контролируемые сделки необходимо установить одноименный флаг.

Чтобы подсистема распознавала сделки в качестве контролируемых и в дальнейшем правильно их классифицировала, необходимо проверить полноту и корректность заполнения реквизитов в справочниках Контрагенты и Номенклатура, так как по кодам:

  • страны регистрации в карточке контрагента автоматически определяется его принадлежность к офшорным зонам;
  • ТН ВЭД в карточке номенклатуры автоматически определяется ее принадлежность к товарам мировой биржевой торговли.

Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (рис. 1), доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты - Контролируемые сделки ).


Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:

  • ввод первоначальных сведений и заполнение списка контролируемых сделок;
  • указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе;
  • анализ сводной информации, формирование, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговые органы.

Для заполнения уведомления пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами.

Полезные методические материалы для подготовки уведомления

1. Подробнее том, какие лица признаются взаимозависимыми, и какие сделки признаются контролируемыми, к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты» в разделе «Юридическая поддержка»

2. Обновленную статью о подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе «Технологическая поддержка прикладных решений»

5. Видеозапись лекции в 1С:Лектории от 24.03.2016 «Трансфертное ценообразование: практика применения, подготовка уведомления о контролируемых сделках за 2015 год в "1С:Предприятии 8"» с участием представителей ФНС России и экспертов 1С.

Уведомление о контролируемых сделках - образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации .

ВНИМАНИЕ! В 2019 году за 2018-й уведомление подается на новом бланке. Скачать его можно .

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи .

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Контролируемые сделки 2019 - критерии их будут приведены ниже в таблице - осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2019 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2019: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице - критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту "Сколково" или участником проекта по закону "Об инновационных научно-технологических центрах" от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

Подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке .

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Контролируемыми сделками в 2016 году признаются сделки между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). Это сделки по реализации или перепродаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемые с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми.

Какие сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки в 2016 году - это сделки между взаимозависимыми лицами по реализации или перепродаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Такие сделки совершаются с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (ст. 105.14 НК РФ).

Сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой сделкой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку 0 процентов, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам.

Полный перечень критериев, по которым сделка признается контролируемой, приведен в статье 105.14 НК РФ.

Некоторые сделки не признаются контролируемыми сделками 2016 . Это:

1) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

2) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

Все сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, которые не признаются , перечислены в пункте 4 статьи 105.14 НК РФ.

Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами

Контролируемые признаются , в случае если местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для таких сделок предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми сделками в 2016 году .

1 миллиард рублей - сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с этим лицом признаются контролируемыми (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

100 миллионов рублей - сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД. При этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ). После превышения указанной суммы сделки между указанными лицами признаются контролируемыми.

60 миллионов рублей - сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами , перечисленным в пп. 2, 4, 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон (ОЭЗ)). Доходы по ним суммируются. Если полученная сумма превысит 60 млн руб., то все сделки между этими лицами будут считаться контролируемыми.

Внешнеэкономические сделки

Контролируемыми сделками 2016 признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки , поименованные в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Это сделки с определенной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями (приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).

В соответствии с пунктом 7 статьи 105.14 НК РФ, сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.

При определении доходов по сделкам, поименованным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, следует учитывать переходные положения. Сумма доходов по сделкам за 2012 год составляет 100 млн руб.; за 2013 год - 80 млн руб. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ).

Вас также могут заинтересовать статьи:

Порог по внешнеторговым сделкам с иностранными зависимыми компаниями предлагается повысить до 60 млн руб. В настоящее время любая такая сделка вне зависимости от ее суммы признается контролируемой (). А это значит, что налогоплательщик обязан ежегодно уведомлять о них налоговую инспекцию ().

Также планируется поднять минимальный порог по контролируемым сделкам между российскими лицами. Если сейчас он составляет 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ), то в будущем может быть увеличен до 2-3 млрд руб. Данную инициативу подтвердил вчера заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов .

Вместе с тем, ведомство считает целесообразным освободить из-под налогового контроля сделки по предоставлению беспроцентных займов и поручительств между взаимозависимыми российскими лицами (лицами, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности). Сейчас такие сделки признаются контролируемыми, а любые доходы, которые могли быть по ним получены, должны учитываться для целей налогообложения ().

О том, какие обязанности возникают у организации или физлица, которые являются контролирующим лицом по отношению к иностранной компании, узнайте в материале "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Изменения могут также коснуться и критерия существенности контролируемых сделок в целях снижения количества направляемых в налоговые органы уведомлений. "Сейчас многие компании, чтобы обезопасить себя, предоставляют информацию по всем незначительным сделкам – естественно, это дополнительные затраты для компании и нагрузка на ФНС России. Мы предлагаем ввести критерий существенности – 5% от выручки организации, но не более 10 млн руб. То есть, налоговая служба не должна требовать документацию по мелким сделкам, а таких сделок может быть в компании достаточно много", – комментирует Андрей Кизимов.

Кроме того, в 2016 году могут произойти изменения и в рамках налоговой отчетности по трансфертному ценообразованию (реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам). "В зарубежной практике сейчас внедряется так называемый "межстрановой отчет", когда материнская компания холдинга предоставляет отчет в свой налоговый орган, а тот, в свою очередь, направляет информацию по иностранным подразделениям компании в те страны, где они находятся. Мы тоже хотим пойти именно этим путем, чтобы российские холдинги предоставляли отчет в ФНС России, и дальше уже она сама направляла соответствующую информацию в иностранные юрисдикции. Соответственно, от заграничных компаний мы ожидаем, что такой отчет будет поступать в Россию не от находящихся здесь дочерних структур, а от иностранных материнских компаний через систему зарубежных налоговых органов", – делится Кизимов. По его словам, крупнейшие российские холдинги заинтересованы в том, чтобы этот стандарт был введен уже в текущем году. И как только он заработает, организации смогут предоставлять унифицированный отчет в российские налоговые органы, а направлять документы в каждую юрисдикцию работы этого холдинга им уже не потребуется. Эксперт также уточнил, что первое время компании смогут применять такой стандарт в добровольном порядке. Императивным данное требование станет не раньше 2017-2018 года.