Остатки по страховым взносам в налоговой неправильные. Провал очередной передачи данных по взносам из фондов в налоговую: «Караул, грабят! На что жалуются бухгалтеры и предприниматели

Отправить на почту

Руководитель проектов Департамента по зарплате и кадрам 1С-WiseAdvice

Передача некорректного сальдо по страховым взносам в налоговые органы привела к тому, что масса компаний в одночасье превратилась в злостных должников по взносам. Сами же налоговики с азартом взялись блокировать «недоимщикам» счета.

В такой ситуации оказался и наш клиент, крупная брокерская компания. Общая сумма «замороженных» на его счетах средств составила 120 млн руб. Хотя в действительности у компании имелась переплата по взносам.

Началось все с того, что в компанию прилетело требование из ИФНС о том, что у нее имеется недоимка по взносам в ПФР в размере 6 млн руб. Пока компания пыталась получить в ПФР справку о состоянии расчетов с бюджетом, дабы убедиться в отсутствии недоимки, ИФНС заблокировала сначала один, а буквально через один-два дня – все 20 расчетных счетов. Деятельность компании оказалась парализованной.

Важно!

Напомним, с 1 января 2017 года все взносы администрирует ФНС, соответственно, ИФНС выставляет недоимку по взносам. Однако при передаче остатков из ПФР в ФНС выгрузка данных прошла некорректно, в результате чего начисления по компаниям задваивались, и возникала «искусственная» недоимка.

В общей сложности сумма, замороженная на всех счетах нашего клиента, составила 120 млн руб.!

Усугублялась ситуация тем, что компания является крупным брокером, то есть налоговая парализовала работу клиентов компании, которые через эти брокерские счета совершают операции на бирже.

В связи с блокировкой счетов, наш клиент нес огромные репутационные потери и был вынужден оформлять кредиты у банка, чтобы сгладить недовольство своих клиентов – возместить им часть средств, которые оказались недоступными из-за блокировки счетов компании.

Пока идет сверка с ПФР – ИФНС блокирует счет

В чем сложность взаимодействия с ПФР? С ИФНС и с ФСС можно проводить сверки и запрашивать все выписки и справки по телекоммуникационным каналам связи. У ПФР такой возможности нет. В ПФР нужно ехать лично, отдавать письмо с запросом на проведение сверки. Сотрудники фонда в течение месяца могут обрабатывать этот запрос. Через месяц необходимо опять ехать в фонд и забирать акт сверки. Грубо говоря, только на получение акта сверки понадобится больше месяца. Более того, дозвониться до них невозможно, поэтому для поддержки взаимосвязи надо ездить ПФР лично, «вызванивать» сотрудников по внутренним телефонам, либо направлять курьера и проч. Пока компании пытаются выяснить «природу» возникшей недоимки и убедиться в отсутствии долга, ИФНС блокирует счет.

Алгоритм действий от юриста 1C-WiseAdvice

Стало ясно, что без грамотного юриста проблему не решить, и мы сразу подключили к работе специалиста, имеющего богатый опыт «общения» и урегулирования конфликтов с различными государственными структурами.

Юрист изучил нормативно-правовые акты по вопросу необоснованной блокировки счетов, судебную практику (которая, к слову, по подобным ситуациям – когда ИФНС блокирует счет из-за ошибочного долга ПФР, – еще не сложилась) и предложил оптимальный алгоритм решения вопроса, который в итоге оказался результативным.

Коллапс с переносом остатков из ПФР в ФНС

Проблема массовая, с ней столкнулось огромное число компаний и индивидуальных предпринимателей. А все по причине того, что ПФР не смог организовать корректную выгрузку данных в ИФНС. Но никто из пострадавших так и не сумел найти способ решения проблемы, потому что по данному вопросу на государственном уровне «хромает» порядок взаимодействия между фондами и налоговой.

Пенсионному фонду надо было выгрузить в ИФНС электронный файл с корректными остатками по взносам, но у них отсутствовало программное обеспечение, которое позволяет его выгружать, и ПФР на все письма налогоплательщиков с просьбой разобраться в письменной форме отвечал, что якобы технической возможности для того, чтобы исполнить требование страхователя, нет. То есть сотрудники фонда честно признались, что в ИФНС передана некорректная информация, но при этом они ничего с этим поделать не могут. Это был их официальный ответ на все запросы «должников».

Налоговики в свою очередь ссылались на то, что у них есть внутренний регламент, и пока ПФР не пришлет им корректные данные в электронном виде, они ничего поделать с несуществующей задолженностью не могут – вот такой замкнутый круг.

Наш юрист сказал, что вести такую официальную бесконечную переписку с ПФР – бессмысленное дело. И предложил свой алгоритм решения проблемы.

1. Досудебное обжалование решения инспекции в УФНС

Когда компания пишет в гос. орган через Контур (отправляет какие-то просьбы) – это обращение не имеет никаких юридических последствий. Сотрудники инспекции или фондов могут ответить в течение 30 дней со дня получения сообщения.

Наша же цель ускорить процесс рассмотрения и тем самым выиграть время. Как это можно сделать? Единственно верный путь – обратиться с жалобой на решение инспекции в порядке досудебного обжалования.

Досудебное обжалование – обязательная процедура. Без нее компания не может пойти сразу с исковым заявлением в суд.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. То есть, если мы жалуемся на незаконное действие инспекции – жалоба подается в Управление налоговой службы (в нашем случае речь идет о необоснованной блокировке счета московской инспекцией, значит, жалобу надо подавать в Управление ФНС по г. Москве).

Все логично: если налоговая инспекция, основываясь на некорректных данных, принимает какое-то решение, в том числе, выставляет требование и блокирует счета компании, то она несет ответственность по гражданскому законодательству за убытки, которые своим решением может принести налогоплательщику.

Срок рассмотрения жалобы в УФНС России – 15 дней.

Почему так важно грамотно составить жалобу

Письма и различные обращения можно составлять в свободной форме. Однако жалоба в Управление налоговой службы должна быть составлена в определенной форме, с соблюдением ряда требований по стилю и содержанию, с использованием определенных формулировок.

Наш юрист составил грамотную жалобу на неправомерную блокировку счета. Кроме того, к жалобе в УФНС мы приложили пакет документов, которые доказывали, что компания корректно рассчитывала взносы и платила их в срок – отчет по взносам и платежки. Из приложенных документов было видно, что начисленные и уплаченные суммы совпадают, и недоимки нет.

Тем самым мы доказывали необоснованность применения мер – вынесения требования об уплате и последующую блокировку расчетного счета. А также дали понять, что располагаем всеми доказательствами, и следующим нашим шагом будет обращение в суд.

Наша компания за долгие годы работы приобрела бесценный опыт «общения» с государственными органами. И у нас есть четкое представление о том, какой пакет документов представить в тот или иной орган, какие бумаги являются доказательством. Также наши юристы набили руку на составлении жалоб.

И еще один важный момент: все жалобы мы отвозим лично, чтобы сэкономить время и убедиться в их получении.

2. Составление жалобы в Пенсионный фонд

Параллельно с жалобой в УФНС мы направили жалобы в Управление ПФР по Москве и Московской области, то есть не в то подразделение ПФР, которое некорректно отправило данные по нашему клиенту в ИФНС, а в вышестоящий орган. Это тоже важно, так мы сэкономили массу времени.

Срок ответа ПФР – месяц.

В Пенсионном фонде по данной ситуации практики еще не было. И более того, ни ПФР, ни ФНС, не давали какого-то единого порядка действий в данной ситуации. В фонде каждый отдел и даже каждый сотрудник в одном и том же отделе по-своему видели эту ситуацию.

Проведя несколько дней «под дверями» ПФР и ИФНС, мы увидели, что пострадавших от некорректного переноса данных масса. Все бьются в истерике, а отделениях ПФР выставили охрану и никого не пускают.

Поэтому, честно говоря, мы не надеялись получить ответ от ПФР, который поможет нам решить проблему клиента. Но для нас было важно заполучить этот ответ на бумаге, чтобы уже с этим документом обращаться в суд.

Как это ни странно, ответ из ПФР пришел быстро, причем отправлен он был как самой компании, так и в адрес УФНС по г. Москве. Сотрудники фонда признали, что, действительно, остатки положительные, и недоимки за компанией не числится. Однако они ничем не могут помочь, поскольку у них нет технической возможности отправить корректный электронный файл в инспекцию. В приложении к письму «пенсионщики» привели таблицу с корректными остатками. А в конце письма ПФР обращается к УФНС с просьбой принять эти данные к сведению. Последнее, как уже говорилось выше, без корректных электронных сведений было невозможно.

3. Подготовка жалобы в Прокуратуру

Для подстраховки наш юрист написал жалобу еще и в Прокуратуру – на бездействие пенсионного фонда. И приложил «веселый» ответ ПФР как доказательство того, что сотрудники фонда мало того что бездействуют, так еще и отписываются, что ничего делать не будут.

Срок ответа прокуратуры – месяц. Мы стали ждать и параллельно начали готовиться к оформлению обращения в суд…

Важно!

Мы направляли жалобы в различные инстанции, в которых жаловались на разные действия и бездействие сотрудников ПФР и ИФНС, а не слово в слово переписывали одно и то же.

Наши доказательства оказались сильнее внутренних регламентов

Теперь, оглядываясь назад, можно смело говорить, что ситуацию спасла грамотно составленная жалоба в УФНС. Налоговики прекрасно понимали, что компания права и располагает всеми документами для доказательства своей правоты, и если дело дойдет до суда, то инспекторам придется отвечать за незаконную блокировку счетов. То есть налоговое управление также было «замотивировано» поскорее разрешить конфликт, чтобы избежать судебных разбирательств и финансовых потерь.

Важно!

Если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Они начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день незаконного приостановления операций по счетам. Проценты начисляются на всю зависшую на счете сумму.

Как выяснилось позже, по указанию УФНС инспекторы «вручную» поправили сальдо по взносам нашего клиента на основании таблицы из «бумажного» письма из ПФР (хотя это вроде как противоречит их внутреннему регламенту). Вскоре после этого в компанию по Контуру пришло сообщение из УФНС о том, что принято решение об отмене блокировки счетов.

Вот так, без каких-либо официальных разъяснений по сложившейся ситуации и наперекор внутренним регламентам взаимодействия между ПФР и ФНС, мы сумели защитить интересы нашего клиента. Нам удалось не только собрать убедительную для налоговиков доказательную базу, но и правильно оформить свой «заход» в УФНС – блестяще составить жалобы и подать их в нужные инстанции.

Налоговики удовлетворили нашу жалобу – мы победили!

Важно!

УНФС пугало всех внутренним регламентом, который, как оказалось, никакой юридической силы не имеет, в отличие от той доказательной базы, которая есть у налогоплательщиков. Но важно уметь ее «красиво подать».

К сожалению, большинство компаний в подобных ситуациях отправляют разбираться с ИФНС и фондами своих бухгалтеров. Но одному, даже высококвалифицированному, специалисту решить проблему не под силу. Здесь нужна слаженная командная работа – бухгалтеров, расчетчиков, юристов. Именно так все устроено в 1С-WiseAdvice.

Теперь можем смело заявить: у нас есть отработанное на практике решение – как действовать, кому и что писать, если налоговики заблокировали счет из-за несуществующей недоимки в ПФР.

Связаться с экспертом


С 01.02.2017 в связи с передачей функций администрирования страховых взносов в налоговые органы Отделением ПФР по Челябинской области (далее - Отделение ПФР) осуществляется передача сальдовых остатков по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в УФНС по Челябинской области для дальнейшего взыскания задолженности.

В соответствии с утвержденным порядком обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации от 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4Н, передача информации между двумя ведомствами осуществляется на региональном уровне.

В настоящее время передача сальдовых остатков по страховым взносам в автоматическом режиме завершена. Вместе с тем, возникает необходимость корректировки переданных в налоговые органы данных.

Совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 06.09.2017 № НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@ регламентирован порядок взаимодействия двух ведомств при возникновении вопросов о корректировке переданных сведений (далее - Порядок взаимодействия), который вступает в силу после утверждения форматов обмена и доработки программного обеспечения. До настоящего времени указанный Порядок взаимодействия в силу не вступил. При необходимости корректировки сальдовых остатков, выгрузка данных осуществляется по обращениям плательщиков.

Анализ рассмотрения обращений плательщиков показал, что проблемы имеются как на стороне органов ПФР, так и на стороне налоговых органов. Большинство обращений вызвано тем, что в налоговых органах информация из переданных файлов о платежах, произведенных плательщиками в 2016 году, не отражается в карточке расчета с бюджетом. Как следствие, плательщику направляется требование по уплате несуществующей задолженности и производится списание денежных средств с расчетных счетов.

В настоящее время между ведомствами достигнута договоренность о принятии максимально возможных мер для урегулирования ситуации в случае некорректно переданных (принятых) данных.

При обращении плательщиков в территориальные органы ПФР, после проведения сверки расчетов с плательщиком, выдается справка о состоянии расчетов, заверенная печатью и подписью руководителя, которая является подтверждением факта отсутствия задолженности. При ее предъявлении территориальные налоговые органы региона приостанавливают процедуру взыскания в пределах пресекательных сроков.

При обращении плательщиков в налоговые органы будет произведен детальный анализ по наличию и корректности информации, переданной из Отделения ПФР. В случае необходимости, без перенаправления плательщика между ведомствами, УФНС по Челябинской области будет направлен запрос в Отделение ПФР для корректировки сальдовых остатков по страховым взносам.

После реализации Порядка взаимодействия по всем обращениям плательщиков, в случае необходимости, будет принято Решение о корректировке, которое будет направлено в УФНС по Челябинской области для приведения в соответствие данных по расчету с бюджетом.

Что делать, если плательщик страховых взносов не согласен с величиной сальдо страховых взносов по обязательствам до 01 января 2017 года, которые теперь контролирует ФНС. Подать заявление о не согласии и корректировке сальдо расчетов можно не только в ПФР и ФСС, но и в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или ИП.

ИФНС обязана направить в отделение ПФР или ФСС уведомление с копией заявления плательщика взносов в срок равный 3-м рабочим дням. ПФР или ФСС обязаны будет рассмотреть заявление плательщика и уведомдление ИФНС и предоставить корректную информацию в форме решения. Налоговая служба, в свое время должна будет скорректровать сальдо расчетов и сведения о пенях и штрафах. Она в течение 7 рабочих дней должна будет внести изменения в свою базу. В общей сложности корректировка займет не больше месяца.

Нами рекомендуется: перед тем как писать завяление о несогласии получить справки о состоянии расчетов в ПФР и ФСС и прикладывать их к заявлению, как основания. Кроме того, к завялению могут быть приложены расчеты по форме РСВ-1 и 4-ФСС с протоколами о приеме отчетности.

Письмо Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы от 6 сентября 2017 г. №№ НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@ О направлении рекомендаций о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке указанных сведений

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в целях урегулирования вопросов по корректировке сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, направляет рекомендации о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке указанных сведений.

Обмен сведениями между отделениями ПФР и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) осуществляется в электронном виде на региональном уровне.

I. Корректировка сведений о сальдо расчетов страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017.

Передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

1. Корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях:

Несогласия плательщика страховых взносов (далее - плательщик) с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР);

Необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017.

1.1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

1.2. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий:

2) анализ достоверности и полноты переданных в налоговый орган сведений;

3) принятие отделением ПФР Решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - решение 1) (по форме согласно приложению № 1 к настоящему письму);

4) направление в УФНС России сведений, сформированных на основании принятого отделением ПФР решения 1 в формате RESH_KOR (разрабатывается);

5) направление в адрес плательщика ответа на обращение с приложением копии решения 1 (при наличии обращения плательщика).

1.3. Суммы превышения откорректированной урегулированной задолженности (решение 1) над ранее представленными «суммами недоимки, отраженной в документах взыскания» по состоянию на 01.01.2017 являются неурегулированной задолженностью, в связи с чем дальнейшее взыскание такой задолженности налоговым органом осуществляется в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Представление отделением ПФР первичных сведений о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 производится в случае выявления фактов непоступления в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017.

2.1. В целях обеспечения передачи в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 отделение ПФР принимает Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 (далее - решение 2) (по форме согласно приложению № 2 к настоящему письму).

Решение 2 принимается один раз в отношении плательщика, сведения о сальдо расчетов по которому не были переданы в налоговые органы в форматах VO_SALDORAS (VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР)) и RESH_SALDO.

2.2. Отделение ПФР направляет в УФНС России сведения из принятого Решения 2 в формате RESH_SALDO (разрабатывается) с одновременным предоставлением файла, содержащего сведения об урегулировании задолженности в формате RESH_ REG_ZD (разрабатывается).

II. Корректировка сведений о начисленных, уменьшенных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов по расчетным периодам до 01.01.2017.

Передаче в налоговые органы подлежит информация, переданная по начисленным, уменьшенным суммам страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов по расчетным периодам до 01.01.2017 (регулярный обмен), в случаях:

Обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика или в территориальный орган ПФР;

Необходимости уточнения сведений при самостоятельном установлении территориальным органом ПФР несоответствия ранее представленных сведений.

1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

2. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий:

1) сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика);

2) анализ достоверности и полноты переданных сведений по расчетам, уточненным расчетам и решений по результатам проведения выездных и камеральных проверок;

3) направление в УФНС России в рамках регулярного обмена сведений в формате OPERLS (далее - формат) по плательщику с конкретным отчетным периодом и указанием в них некорректно направленных ранее сумм:

Начислений страховых взносов с кодом операции «2-уменьшено»,

Уменьшений страховых взносов с кодом операции «1 -начислено».

Кроме того, передача сведений осуществляется в формате OPERLS, в таблице 4.10 которого показатель «Основание» принимает значение «6 -Решение о корректировке», а также добавляются новые показатели: «Номер» и «Дата обращения плательщика», «Номер» и «Дата запроса налогового органа».

III. Порядок взаимодействия ПФР и налоговых органов при обращении плательщика.

1. В случае обращения плательщика страховых взносов в налоговый орган, УФНС России направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

2. Срок проведения ПФР мероприятий при поступлении обращений плательщиков и/или уведомлений (сообщений) налоговых органов с учетом норм, содержащихся в статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не должны превышать 20 рабочих дней со дня поступления вышеуказанных обращений.

3. Срок внесения изменений налоговыми органами в информационные ресурсы ФНС России на основании принятых отделениями ПФР Решений сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов не должны превышать 7 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от ПФР.

4. Настоящий порядок обмена сведениями между отделениями ПФР и УФНС России в электронном виде вступает в силу после утверждения форматов обмена и доработки программного обеспечения, о чем будет сообщено дополнительно.

5. Информация, поступившая от ПФР, но не прошедшая форматно-логический контроль и междокументальный контроль, подлежит возврату ПФР в полном объеме не позднее 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом.

Приложение: на 7 л.

№ НП-30-26/13859

06.09.2017 г.

Приложение № 1

Решение
о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов
от_________№ __________

принятое в связи:

Обращение плательщика страховых взносов № _________ дата _________ Направлен запросом налогового органа № ____________ дата _________
с обращением плательщика в территориальный орган ПФР по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган

По результатам анализа правильности передачи данных о суммах сальдовых остатков по состоянию на 01.01.2017, признать:

1. Сальдовые остатки, переданные по состоянию на 01.01.2017, подлежат корректировке:

Таблица 1

2. Сальдовые остатки, переданные по состоянию на 01.01.2017, не подлежат корректировке:

Таблица 2

Место печати Отделения ПФР

Приложение № 2

Решение
о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов
по состоянию на 01.01.2017
от__________№ ___________

_________________________________________________________________________

(наименование плательщика страховых взносов/ФИО)

_____________/______________ ________________________________

(ИНН/КПП) (Рег.номер страхователя)

В связи с не предоставлением территориальным органом ПФР в налоговый орган первичных сведений по плательщику страховых взносов передать сальдовые остатки по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017:

с обращением плательщика страховых взносов в налоговый орган по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган
Обращение плательщика страховых взносов № _____ дата _______, направлен запросом налогового органа № ________ дата _________
с обращением плательщика страховых взносов в территориальный орган ПФР по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган
с необходимостью уточнения информации без обращения плательщика, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган

Место печати Отделения ПФР

Приложение № 3

Методические рекомендации по отражению в Решении информации о корректировке состояния расчетов с бюджетом

I. Решение о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов.

1. Отделением ПФР при принятии Решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Решение 1) в налоговый орган направляются сведения в формате RESH_KOR отдельным файлом по каждому плательщику страховых взносов.

Решение 1 принимается только в отношении плательщика страховых взносов, сведения о сальдо расчетов по которому были переданы в налоговые органы в формате VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

2. Сведения о суммовых значениях сальдо подлежат обязательному заполнению по всем КБК, отнесенным к данному типу плательщика страховых взносов.

В случае, если в результате направления исправленных сведений по плательщику, сальдо расчетов по всем, одному или нескольким КБК обнуляется, или данные поэтому КБК у плательщика страховых взносов отсутствуют, передаче в налоговый орган подлежит значение «О» в разрезе КБК.

3. Решение 1 принимается по одной из трех причин, которые служат основанием для корректировки.

3.1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика страховых взносов, налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее Отделение ПФР формализованный запрос в электронном виде с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

4. Таблица 1, заполняется фактическими суммовыми значениями о сальдо расчетов в разрезе КБК в случае:

Необходимости корректировки первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS

Необходимости корректировки уточненных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

5. Таблица 2 заполняется фактическими суммовыми значениями сведений о сальдо расчетов в разрезе КБК, не требующими корректировки и соответствуют:

Переданным значениям ПФР первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащимся в файлах в формате VO_SALDORAS;

или, если была представлена уточненная информация, то

Сведениям, переданным в составе исправленного сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

6. Особенности заполнения таблиц 1, 2.

6.1. Под неурегулированной задолженностью понимается сумма задолженности, не обеспеченная мерами взыскания.

6.2. Урегулированная задолженность - сумма недоимки, отраженной в документах взыскания, включая технические требования. Суммы превышения, откорректированной урегулированной задолженности (Решение 1) над ранее представленными «суммами недоимки, отраженной в документах взыскания» по состоянию на 01.01.2017, являются неурегулированной задолженностью, в связи с чем дальнейшее взыскание такой задолженности налоговым органом осуществляется в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

6.3. Под переплатой понимаются суммы платежей, которые не участвовали в погашении обязательств плательщика страховых взносов, в том числе платежи в счет погашения обязательств за 4 квартал 2016 года (или за год 2016 для отдельных категорий страхователей).

7. В случае принятия отделением ПФР Решения 1 по плательщику страховых взносов, по которому в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о сальдовых остатках, по данному Решению 1 в территориальный орган ПФР направляется отрицательный протокол.

8. В случае, если плательщик страховых взносов после передачи сальдовых остатков изменил место нахождения либо провел процедуру реорганизации, Решение 1 принимается по новому месту нахождения плательщика страховых взносов (в случае реорганизации - в целом по правоприемнику).

9. Для плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в ПФР более чем по одному основанию (ИП, адвокаты, нотариусы и т.д.): в случае если по регистрационному номеру плательщика страховых взносов сведения о сальдо расчетов передавались ПФР в налоговые органы в формате VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР), то отделение ПФР принимает Решение 1, если по регистрационному номеру плательщика сведения ранее не представлялись - отделение ПФР принимает Решение 2.

10. В течение 10 рабочих дней после направления отделением ПФР в адрес УФНС России файла RESH_KOR, УФНС России должно направить в структурированном виде ответные сообщения с информацией об обработке каждого переданного отделением ПФР файла.

II. Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по
состоянию на 01.01.2017

1. Отделение ПФР в случае не передачи сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 по конкретному плательщику страховых взносов принимает «Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017» (далее - Решение 2) и направляет в УФНС России информацию о предоставлении первичных сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017 в формате RESH_SALDO, с одновременным предоставлением файла, содержащего сведения об урегулировании задолженности в формате RESH _REGZD.

При приеме налоговыми органами указанных сведений осуществляется контроль на соответствие сумм «Урегулированной задолженности», отраженных в составе сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017 по формату RESH_SALDO и сумм остатка всей непогашенной задолженности в составе сведений об урегулировании задолженности по формату RESH _REGZD.

В случае выявления расхождений или представления не полного комплекта сведений (только сведения о сальдо или только сведения об урегулировании задолженности) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента представления сведений налоговый орган направляет протокол ошибок в соответствующее отделение ПФР.

В случае отсутствия в составе сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017, представленных по формату RESH_SALDO сумм «Урегулированной задолженности» (т.е. вся сумма задолженности отражена в графе «Неурегулированная задолженность» либо «Переплата»), информация подлежит приему налоговыми органами без учета необходимости представления сведений об урегулировании задолженности по формату RESH _REGZD.

2. Решение 2 о предоставлении первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 принимается только в отношении плательщика страховых взносов, сведения о сальдо расчетов по которому не были переданы в налоговые органы в форматах VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

3. Сведения о суммовых значениях сальдо подлежат обязательному заполнению по всем КБК, отнесенным к данной категории плательщика страховых взносов.

В случае, если в результате направления сведений по плательщику, сальдо расчетов по всем, одному или нескольким КБК равны «0», или данные по этому КБК у плательщика страховых взносов отсутствуют, передаче в налоговый орган подлежит значение «0» в разрезе КБК.

В информации, направляемой в налоговый орган, отражаются сальдовые остатки, которые соответствуют фактическому суммовому значению о сальдо расчетов в разрезе КБК по состоянию на 01.01.2017, без учета сведений из расчетов за 4 квартал 2016 года.

4. В случае принятия отделением ПФР Решения 2 по плательщику страховых взносов, по которому в информационных ресурсах ФНС России присутствует информация о сальдовых остатках, то в территориальный орган ПФР направляется отрицательный протокол.

5. В течении 10 рабочих дней после направления отделением ПФР в адрес УФНС России файлов RESH_SALDO и RESH _REGZD, УФНС России должны направить в структурированном виде ответные сообщения с информацией о приеме каждого переданного отделением ПФР файла.

Опять поднялась волна жалоб на неправомерные требования уплаты страховых взносов за периоды до 2017 года. Жалуются как организации, так и ИП.

Дело в том, что в июле произошла очередная передача данных от фондов в налоговую. В итоге, даже те плательщики, у кого не было проблем в начале года, вдруг неожиданно обнаружили, что они являются должниками. Причем, речь может идти как о незначительных суммах, так и о сотнях тысяч и даже миллионах рублей.

Что вообще происходит

А происходит передача администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов (ПФР и ФСС) в ведомство Федеральной налоговой службы.

Федеральный закон о смене администратора был принят 3 июля 2016 года (243-ФЗ). Им была введена в Налоговый кодекс новая глава «Страховые взносы», и с 1 января 2017 года страховые взносы (кроме взносов на травматизм) надо платить в налоговые инспекции.

Но чтобы у налоговиков сошелся дебет с кредитом по каждому плательщику взносов, им надо получить данные от фондов на конец года, т.е. выяснить, кто кому должен и сколько.

И вот тут случился полный провал межведомственного обмена, который дорого обходится сейчас бизнесу.

Что обещали налоговики

В ноябре прошлого года Президент РФ Владимир Путин встретился с главой налоговой службы Михаилом Мишустиным . Главный налоговик страны рассказал о том, что для работодателей не будет никаких изменений из-за смены администратора сбора взносов, кроме упрощения отчетности. Уже в апреле этого года Мишустин докладывал Президенту «о положительной динамике по сбору взносов: в феврале рост поступлений составил 104,6%, в марте - уже 107,1%.».

О том, как славно стало работодателям, рассказывали и по телевизору. В частности, об этом в программе телеканала «Россия-24». В этой же программе Бондарчук заявила о том, что, в отличие от фондов, у ФНС намного больше возможностей по взысканию недоимок, пеней и штрафов по взносам и налоговые органы собираются увеличить поступления страховых взносов в бюджет.

Что в результате

Обещания остались обещаниями и только. И дело даже не в непродуманной форме РСВ, на которую ругаются все бухгалтеры, это можно как-то пережить и побороть её. Но плательщики взносов столкнулись с государственной машиной межведомственного обмена, перед которой они бессильны.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны были передать сальдо по лицевым счетам организаций и ИП, получившимся на 1 января 2017 года, причем без учета уплат за 4 квартал 2016 года, произведенным уже по окончании 2016 года в налоговые органы. Вроде бы не такая сложная задача, и когда-то, во времена кончины ЕСН, налоговая служба смогла передать данные в фонды без скандалов со страхователями, правда, тогда не было такого электронного обмена.

Сейчас же данные передаются путем выгрузки от фондов в налоговую. И получается, что ПФР выгружает одно, а ФНС получает другое. Т.е. по данным Пенсионного фонда долгов нет, а в ФНС приходят огромные задолженности.

Кто виноват и что делать, не знает никто! Налоговые инспекции отсылают в отделения ПФ, там разводят руками, показывая документы о том, что долгов у страхователя нет, но эти документы не принимают во внимание инспекции ФНС. И организации/ИП ходят по кругу, пытаясь доказать, что они ничего не должны.

На что жалуются бухгалтеры и предприниматели

Налогоплательщики уже кричат «караул».
«Самое обидное, что специально в декабре все взносы заплатили, чтобы было всё по нулям, т.к. предполагали, что какие-то косяки с передачей сальдо могут быть. Но в голову не могло прийти, что устроят нам такой беспредел. И главное, практически нет механизма решить эти вопросы».
, исчерпав все способы решения проблемы:
«А я прошла уже все инстанции вплоть до ФНС и ПФР - все бесполезно. Задолженность по ПФ и ФОМС меняется день ото дня - вчера уже по акту сверки написали 2,2 млн. Говорят, что задвоилось и затроилось за 2015 и 2016 г. На самом деле, сальдо 0... Юристы составляют исковое на ПФР с привлечением ИФНС. Уже сняли с нас 500 тыс взносов и пени... В налоговой мне вчера открытым текстом сказали, что даже если будет решение суда о признании нулевого сальдо, есть письмо, которое они мне не могут показать, о том, что незаконно снятые взносы и пени возвращены не будут и в счет будущих платежей зачтены тоже не будут... В суд все равно идем», - пишет анонимный пользователь.
«В налоговой говорят пенсионный виноват, в пенсионном говорят налоговая виновата. А что делать никто не знает...», - .

ФНС и ПФР молчат

Руководство ФНС и ПФР о проблеме публично не заявляет и никаких разъяснений не дает. Хотя не знать о происходящем они не могут. Время от времени появляются письма, рассказывающие о том, как и куда платить или как возвращать взносы, в том числе и неправомерно взысканные. И только.

Поскольку информация отсутствует, начинают плодиться слухи. В частности, о том, что выгрузок из ПФ больше не будет, поэтому что передали, с тем плательщики и останутся. Или о том, что в ПФ есть негласная директива никому ничего не возвращать без суда и т.д.

Зато, скорее всего, в ближайшее время ФНС опять отчитается о повышении сборов страховых взносов. А чего бы им не расти, если взыскиваются несуществующие миллионные долги?

В заключение отметим, что в программном обеспечении как ФНС, так и ПФ вложены миллиарды рублей. Тех самых рублей, которые уплатили налогоплательщики нашей страны и которых сейчас так беззастенчиво грабят.

03 Республика Бурятия

Дата публикации: 06.06.2017

Издание: сайт «Байкал Медиа Консалтинг»
Тема: Страховые взносы
Источник:   https://www.baikal-media.ru/news/society/341418/

Начиная с 1 января 2017 года страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также страховые взносы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации администрируются Федеральной налоговой службой. Эти полномочия переданы налоговым органам Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…».

Актуальным на сегодня у плательщиков является вопрос наличия задолженности, либо переплаты по взносам, возникшим за отчетные периоды до 01.01.2017 – как быть, куда идти и к кому обращаться. К сведению плательщиков – на текущий момент налоговые органы работают с данными (остатками), полученными в электронном виде от фондов по состоянию на 01.01.2017.

В данном случае необходимо обратить особое внимание, что вопросы наличия задолженности и переплаты по взносам, образовавшиеся по отчетным периодам до 01.01.2017 плательщикам взносов необходимо урегулировать с фондами.Данная проблема характерна не только для нашего региона, но и в целом по стране. И, во избежание ущемления прав и законных интересов плательщиков взносов, а также, в целях координации дальнейших совместных действий, все три ведомства – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и налоговая служба - на федеральном уровне подписали тройственное соглашение о действиях сотрудников, при установлении фактов несогласия плательщиков с суммами остатков, переданными фондами в налоговые органы. В данном случае фонды должны провести сверочные мероприятия и в 3-хдневный срок направить откорректированные сведения по остаткам в налоговые органы.

Схема Ваших действий в данном случае проста: если при обращении в налоговые органы, в целях получения справки об исполнении обязанности устанавливается факт наличия задолженности по взносам за отчетные периоды до 01.01.2017 и, с которыми Вы не согласны, то необходимо:

1.Обратиться с письменным обращением в фонды для проведения сверки и подтверждения наличия/отсутствия задолженности по взносам;

2. В случае не подтверждения факта наличия задолженности представить в налоговый орган информационное письмо от фондов об отсутствии задолженности за отчетные периоды до 01.01.2017. Данная мера необходима для временного приостановления принудительного взыскания «задолженности», до того момента пока налоговыми органами будут получены откорректированные данные по остаткам на 01.01.2017.

3. По истечение определенного промежутка времени (в данном случае от 10 до 12 дней) уточниться в налоговом органе об отсутствии задолженности, т.е. получить окончательную справку об исполнении обязанности.

Что касается переплаты, в данном случае Вам, так же необходимо обратиться в фонды с заявлением о возврате переплаты и, в случае подтверждения фонды принимают решение о возврате и направляют его в налоговые органы по месту Вашего учета для обработки в целях возврата денежных средств на расчетный счет.

Нужно учесть, что федеральным законом не предусмотрено принятие решений о зачете излишне уплаченных сумм по переплате за отчетные периоды до 01.01.2017 в счет начислений текущего года. Единственный выход вернуть остатки переплаты по «старым» взносам и оплатить задолженность по «новым» взносам.

Кроме того, следует обратить внимание, что при перечислении задолженности по «старым» взносам и для перечисления «новых» взносов за 2017 и последующие, действуют разные Коды бюджетной классификации, подробности на сайте ФНС России www.сайт.