Новый законопроект по неналоговым платежам. Классификация налоговых платежей 2 налоговые и неналоговые обязательные платежи

Федеральная налоговая служба не поддерживает идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Систематизировать их по примеру налогов невозможно, говорят в ведомстве

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​

Работа в отношении урегулирования системы принятия неналоговых платежей активно ведется Минфином. В результате должен сформироваться новый ФЗ, который войдет в состав Налогового Кодекса.

Возникла необходимость урегулирования данного вопроса в связи с тем, что у предпринимателей и организаций формируются перед государством обязательства в отношении уплаты кроме налоговых платежей прочих не имеющих отношение к налоговым, например, экологический или утилизационный сбор.

Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.

Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.

Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:

Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж

Налог Неналоговый платеж
Безвозмездность Уплата за услугу государства
Установлены законодательством о налогах и сборах Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей
Высокая фискальная значимость Отсутствие такой важной значимости
Принудительный характер взыскания По большей части на добровольной основе
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер Выплаты происходят одноразово
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа

Цели и порядок систематизации

На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:

  • часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
  • основная часть полностью урегулирована законодательством;
  • условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.

Что этапу систематизации предшествовало

Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.

Недочеты заключались в следующем:

  • отсутствие четкого определения самого понятия;
  • большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.

Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.

Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ.

Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Последние новости

В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.

По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.

Группы и виды платежей

Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:

Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:

  • в результате применения имущества государственного и муниципального. вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
  • прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
  • поступления от оказания платных услуг государственными органами;
  • средства от самообложения граждан;
  • деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.

Обстоятельства относительно реестра сегодня

Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.

Платежи, не вошедшие в НК РФ

Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.

Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.

Мнение чиновников

Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.

Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.

Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ

В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка. Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.


Какие платежи нужно урегулировать законодательно?

В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее. При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам.

На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.

Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:

  • откуда взялась сумма;
  • почему ее размер таков;
  • как он может измениться.

Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах.

Заключение

Неналоговые платежи ежегодно появляются новые, их применение во многом имеет большое значение, поэтому основная задача рабочей группы урегулировать их возникновение и применение в рамках НК РФ, таким образом, чтобы основные моменты не были упущены.

В Налоговый кодекс собираются добавить отдельной главой неналоговые платежи – больше информации тут:

Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

Таблица

Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

Вид налога, сбора или иного платежа

Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

Налоги и сборы

Налог на прибыль

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

НДС, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Акциз, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на имущество

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Транспортный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Земельный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Водный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Торговый сбор

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на игорный бизнес

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Государственная пошлина

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по налогам и сборам

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Неналоговые платежи

Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Ввозные и вывозные таможенные пошлины

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

Утилизационный сбор за автомобили

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

2. Утилизационный сбор за автомобили

За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

Российские автопроизводители;

Импортеры автомобилей;

Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

Организация является автопроизводителем

Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Сбор - в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).

Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о сборах в зависимости от «уровня» сбора.

Раскрывается понятие функции сбора как финансово-правового института.

Обосновывается тезис о том, что размер пошлины (ставка сбора), установленный государством, может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.

Впервые в финансовой науке России делается вывод о том, что важная роль и значение института сбора в системе фискальных платежей (назначение сбора) определяется не столько его фискальными, сколько его регулятивными проявлениями. Таким образом, сбор должен служить барьером кс к получению права, а к недопущению злоупотреблений гражданами своими правами.

Указывается, что нарушение принципа эквивалентности сбора в сторону превышения ставки сбора над затратами государства может быть оправдано лишь в исключительных случаях регулирующими целями. В ином случае фискальная функция сбора приобретает характер фискальной функции налога.

Исследуется вопрос о соотношении регулятивной и фискальной функции в финансово-правовом институте сбора и делается вывод о том, что в процессе эволюции финансово-правового института сбора, его фискальная функция постепенно утрачивает свое доминирующее значение, тогда как роль регулирующей функции сбора возрастает.

В ходе исследования места сбора в системе фискальных платежей автором обосновывается отсутствие объективных оснований для разграничения Конституционным Судом РФ понятий «сбор» и «фискальный сбор», а также отсутствие правовых оснований для установления фискальных сборов за рамками Налогового кодекса.

В отличие от налогов, которые взимаются в целях удовлетворения коллективных потребностей людей, пошлины взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги». Смысл «специальной услуги» состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов. Одновременно, оказание уполномоченными органами и должностными лицами плательщику «специальной услуги» содействует защите интересов неограниченного круга лиц, т.е. «специальная услуга» оказывается в итоге в интересах всего общества. Именно в публичных целях государство зачастую силой закона обязывает плательщика обратиться в государственное учреждение за «специальной услугой».

Субъекты, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, характеризуются как уполномоченные органы и должностные лица, исполняющие возложенные на них нормативными правовыми актами публично-правовые обязанности и реализующие властные полномочия в отношении плательщиков пошлины.

Признак обязательности государственной пошлины характеризуют мотивы, побуждающие плательщика пошлины обращаться к уполномоченным органам и должностным лицам за совершением юридически значимых действий. Преимущественно необходимость такого обращения предписывается законом, в некоторых случаях - зависит исключительно от воли плательщика. Обязательность уплаты государственной пошлины неразрывно связана с ее принудительным характером, т.е. с возможностью использования государством специальных средств воздействия на нарушителей норм о порядке уплаты государственной пошлины. В качестве таковых средств рассматривается механизм принуждения к уплате государственной пошлины и возможность применения мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, за неуплату или неполную уплату государственной пошлины.

Уплата государственной пошлины является лишь одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий; другим обязательным условием является обращение заинтересованного лица, сделанное в надлежащей процессуальной форме.

В качестве цели взимания государственной пошлины выделяется цель - повышение сознательности плательщиков пошлины. Выделяют две функции государственной пошлины: дисциплинирующую - в качестве основной функции, и фискальную - в качестве второстепенной функции. Дисциплинирующая функция совпадает по содержанию с целью взимания государственной пошлины и выполняется в процессе достижения этой цели. Фискальная функция состоит в финансовом обеспечении деятельности государства и (или) муниципальных образований

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • · порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • · не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • · большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • · нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • · в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

  • - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
  • - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:

  • · средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • · средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • · средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • · плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • · доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • · часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности. Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!