а) распределением денежных доходов в обществе. г) все перечисленные утверждения верны

Глава 3. ЭКОНОМИКА.

3.1. Предмет экономики.
1.Что изучает макроэкономика? Заполните схему.

Вопросы

макроэкономики


2.Что изучает микроэкономика? Заполните схему.



Вопросы

микроэкономики


3.Определите, какой раздел экономической науки- микроэкономики или макроэкономики изучает проблемы, описанные в следующих отрывках .


  1. В прошлом финансовом году оборот концерна вырос на 6% и составил 3039 млн. руб., операционная прибыль уменьшилась на 23% и составила 260 млн. руб. ______________________________________________

  2. Рост промышленного производства страны в I квартале составил 2%, рост цен -7% и чистый прирост капитала -33 млрд.долл. Об этом сообщил министр экономики. Базовый прогноз: рост производства на текущий год составляет 2,2%. ____________________________________________

  3. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны превышает 40%. Через 5 лет отправление грузов может возрасти на 16%, до 1521 млн.т., а грузооборот увеличится до 2334 млрд.т-км.
____________________________________________________

  1. Саммит «большой двадцатки» завершился успехом. «Мы достигли нового консенсуса и выработали план по восстановлению роста в мировой экономике», - подчеркнул председатель саммита.________________
4.Выберите единственный верный ответ.

Верны ли следующие суждения о макроэкономике?

А. Макроэкономика не изучает рынки конкретных товаров.

Б. Макроэкономика не изучает рынки отдельных отраслей.

5. Верны ли следующие суждения о макроэкономике?

А. Макроэкономика оперирует только абсолютными показателями.

Б. Макроэкономика оперирует только относительными показателями.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. Предметом изучения макроэкономики является

1) равновесие на отраслевых ранках;

2) дефицит государственного бюджета;

3) курсы валют в обменном пункте;

4) долгосрочные тенденции развития электроэнергетики.

7. Предметом изучения макроэкономики не является

1) государственный долг;

2) нефтяной рынок в России;

3) денежное обращение;

4) краткосрочные колебания экономики.

8. Экономической целью общества является

1) наиболее полное удовлетворение потребностей;

2) макроэкономическая прибыль;

3) экономический рост;

4) все перечисленное выше.

9.На научной экономической конференции выступили ученые-экономисты, занимающиеся исследованиями, как в области микроэкономики, так и в области макроэкономики. Ниже перечислены темы их докладов. Выберите экономиста, тема исследования которого относится к микроэкономике:

1) Арбузов А. «Проблемы развития нефтяных кампаний»

2) Бананов В. «Перспективы перехода к политике экономического роста»

3) Виноградов В. «Торговый баланс России»

4) Грушин Г. «Как остановит инфляцию»

10. Укажите верные утверждения:

17. Какой вопрос экономики характеризует следующая проблема: «Проблема распределения общественного продукта является одной из самых решающих. От способа решения этой проблемы зависит экономическая динамичность системы, социальная стабильность».

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

4) не дает характеристику ни одному вопросу экономики.

18. Какой вопрос экономики характеризует предложенное описание: «Один и тот же продукт может быть произведен с помощью различной комбинации ресурсов. Общество стоит не только перед выбором технологий, но наиболее оптимальных организационно-правовых форм производства»

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

4) не дает характеристику ни одному вопросу экономики?

19. Классифицируйте сферу экономической деятельности:

1) обмен 2) производство 3) потребление 4) распределение

1) Семья Петровых купила новый утюг.

2) Новая корпорация по производству морских буровых платформ создана бывшим собственником Севрского трубного завода.

3) Рынок пассажирских автоперевозок в г. Екатеринбурге полностью насыщен: автобуса или МТ в любую точку города пассажирам приходится дожидаться не более 5-10 мин.

4) Горячие хрустящие тосты – любимый завтрак Димы.

5) Иван оформил подписку на «АиФ» по льготной цене.

6) Акционерное предприятие «ФЭКТОРИ» привлечено к ответственности за загрязнение окружающей среды.

7) Семья Карабасовых решила отремонтировать квартиру.

8.) У Маши заболел котенок и она отвезла его к частному ветеринару.

9) Правительство города всем участникам ВОВ выделило бесплатные путевки в санаторий.

10) Вместо того, чтобы готовиться к контрольной по физике Леша пошел играть в футбол.

3.2 Виды благ и факторы производства

1. Заполните схему.


Виды благ


Комплементы

Дополняют друг друга


Экономические

ограниченные

платные блага


Субституты

Заменяют друг друга



Свободные

неограниченные бесплатные



2.Заполните таблицу.


Определение

Примеры факторы производства

Факторные доходы

Затраты физических и умственных способностей людей

Труд

Доступные для использования природные ресурсы

Земля

Факторы производства, созданные человеком

Капитал

Инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска

Предпринимательство

3.Приведите примеры факторов, необходимых для производства конкретного товара (товар выберите самостоятельно).



Труд

Земля

капитал

Предпринимательство

  1. Установите соответствие между фактором производства и доходом владельца данного фактора.

Ответ:

1

2

3

4

5. Предположим, что 10 рабочих производят за один рабочий день 100 деталей. В какой из нижеприведенных ситуаций средняя производительность труда выше?

1) 12 рабочих производят 120 деталей;

2) 8 рабочих – 97 деталей;

3) 11 рабочих производят 105 деталей;

4) 20 рабочих производят 200 деталей;

6. Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны


  1. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков является капиталом. __________________
2)Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как сырье для пищевой промышленности; __________________

3) Деньги – важнейший ресурс, необходимый для производства экономических благ; ___________________

4.) Производство товаров и услуг возможно только при наличии, как минимум, двух факторов производства: труда и капитала;____________

5) Земля, на которой построен супермаркет, является природным ресурсом; ____________________

6) Профессиональные навыки менеджера являются трудовым ресурсом; __________________

7) Частный автомобиль такси следует отнести к фактору «предпринимательство» ; ________________

8) Нефть, транспортируемая по нефтепроводу, является природным ресурсом; _____________________

9) Обычный мобильный телефон в некоторых случаях становится капитальным ресурсом;________________

10) Грибы и лесные ягоды относятся к фактору производства «земля»;____________

7.Подберите понятия к следующим определениям:


  1. ____________________ - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
2) ______________ - имеющиеся в природе ресурсы , которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, полезные ископаемые и т.д.

3)_________________ - фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т.п.

4)_____________________ - фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

5)________ - блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

6)___________________________ - ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности всех людей.

7)__________________ - тот кто принимает на себя ответственность и риск, связанные с организацией производства и управления им.

8) _____________________ - ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: земля, труд, капитал.

8. В каком из примеров организации труда имеет место разделение труда

1) одна фабрика производит кухонную мебель, а другая – спальни;

2) одна фирма производит компьютеры, а другая – принтеры;

3) один маляр грунтует стены, а другой – их красит;

4) Швеция производит – кофеварки, а Бразилия – кофе.

14. К экономическим ресурсам относится:

1) труд; 2) земля; 3) капитал; 4) предпринимательская способность;

5) все вышеперечисленное.

15. Что из данного перечня не является капиталом, если последний рассматривать как фактор производства:

1) деньги; 2) сборно-конвейерная линия; 3) здание фабричного цеха;

4) станок с числовым программным управлением; 5) перечисленное в вариантах ответа (б), (в), (г).

16. Центральной проблемой экономической теории является:

1) снижение производительности труда;

2) ограниченность материальных потребностей общества;

3) ограниченность ресурсов в сочетании с практически безграничными материальными потребностями;

4) изменение валютных курсов;

5) работа фондовых бирж.

17. Альтернативная стоимость еще одного произведенного мотоцикла определяется как:

1) прибыль, которую получит производитель мотоциклов, продав этот дополнительно произведенный мотоцикл;

2) денежные расходы на производство еще одного мотоцикла;

3) цена, по которой будет продан этот мотоцикл;

4) количество всех других товаров, от которых необходимо отказаться, для того чтобы произвести еще один мотоцикл;

5) наиболее эффективный способ производства мотоцикла.

18. Надя Иванова после окончания школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 рублей в месяц или продавцом, имея доход в 500 руб. в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора:

1) 0 руб. в месяц; 2) 300 руб. в месяц; 3) 350 руб. в месяц;

4) 400 руб. в месяц; 5) 500 руб. в месяц; 6) 12000 руб. в месяц.

19. Запишите перечисленные ниже блага в соответствующие колонки, учитывая, что человек может воспринимать одно и тоже благо как свободное и как экономическое.

Бесплатный доступ в Интернет; платный доступ в Интернет; прослушивание радиопередач; просмотр фильма по кабельному телевидению; дневной свет; освещение в ночное время ; рыба, выращенная в рыбном хозяйстве; не пойманная океанская рыба; огородная земляника; лесная земляника; уран, используемый на атомных электростанциях; неразработанные месторождения урановой руды.


20. Прочитайте текст.

В Читинской области обнаружены новые месторождения россыпного золота. Производство промышленного золота может начаться после того, как будет определены инвесторы для поставки необходимого оборудования.

Ответьте на вопросы и обоснуйте свои ответы.

А) Россыпное золото, находящееся в недрах земли, - это свободное или экономическое благо?

_____________________________________________________________

Б) Россыпное золото, обнаруженное геологами, - это свободное или экономическое благо?

В) Золото, которое будет производиться в промышленных масштабах, - это свободное или экономическое благо?

_____________________________________________________________ __________________________________________________________________

3.3.Валовой внутренний продукт


  1. Заполните схему.

ВВП


не включается

включается



    1. Рыночная стоимость товаров и услуг

    2. Конечные товары и услуги

    3. Товары и услуги, произведенные в стране

    4. Товары и услуги, произведенные в данном году

    5. Материальные потоки

  1. Заполните пропуски в схеме.

I

Расходы фирм:

___________________________

___________________________

__________________________


С

Расходы потребителей:

_________________________

__________________________

__________________________


NX

Чистый экспорт – это разность между экспортом и импортом:


G

Расходы государства на товары и услуги:

___________________________

_________________________

_________________________

_________________________



Y=

Из предложенных вариантов ответа выберите один правильный.

2.В каком из перечисленных ниже случаев не создается добавленная стоимость?

1) Химик изобрел формулу нового удобрения. Запатентовал ее и продал заводу «Химкалий»;

2) Завод «Химкалий» закупил ингредиенты, создал удобрение и продал фермеру;

3) Используя удобрения, фермер вырастил 10 тыс. тыкв и продал их на рынке.

4) Антон Балаболкин купил одну тыкву, вырезал из нее страшную рожицу и украсил ею школьный класс на Хэллоуин.

3. Выберите вид деятельности, который не будет включен в производство ВВП.

1) Водитель возит своего начальника на работу на ведомственной машине;

2) Начальник любит порулить и ездит на работу на собственной машине;

3) Машина начальника сломалась, и он ремонтирует ее в автосервисе;

4) Таксист везет начальника в гости.

4.Каким способом не рассчитывается ВВП?

1)по доходам; 2) по налогам;

3) по добавленной стоимости: 4) по расходам.

5. Численность населения в РФ в 2002 г. составляла 145 166.7 тыс. человек, а в 2003 г. – 1444 963,7. А номинальный ВВП в 2002 г. составлял 10834 млрд.руб., а в 2003 г. – 13285 млрд. руб. Отсюда можно заключить, что в 2003 г. по сравнению с 2002 г. номинальный ВВП на душу населения:

1) повысился; 2) понизился 3) не изменился;

4) мог, как повыситься, так и понизиться – для ответа на вопрос необходимо знать индекс потребительских цен.

6. Если номинальный ВВП за год вырос на 10%, а индекс цен сократился на 3%. То реальный ВВП вырос:

1) на 7%; 2) на 13%

3) менее чем на 13%, но более чем на 7%;

4) более чем на 13%.

7. Верны ли следующие суждения о ВВП?

А.При определении ВВП во избежание повторного счета должны учитываться стоимость конечных товаров и услуг.

Б. Зависимость между реальным ВВП и индексом цен прямая.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о ВВП?

А. Для сравнения уровня благосостояния граждан разных стран следует применять показатель ВВП на душу населения.

Б. Для сравнения уровней экономического развития данной страны в разные периоды времени следует применять реальный ВВП.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

9. Номинальный ВВП – это

1) стоимость товаров и услуг в ценах базового года;

2) стоимость товаров и услуг в ценах текущего года;

3) сопоставим в разные годы;

4) не зависит от роста цен.

10. Какие доходы надо включать в ВВП?

1) доход от продажи вашего старого компьютера;

2) доход владельца единоличного предприятия;

3) денежный перевод от родителей;

4) доход от продажи заводом ненужного оборудования.

11. При расчете ВВП учитывается

1) рыночная стоимость конечных продуктов;

2) стоимость комплектующих изделий;

3) стоимость промежуточных продуктов;

4) рыночная стоимость продуктов, произведенных каждой отраслью народного хозяйства.

12. ВВП отражает:

1) уровень благосостояния страны;

2) увеличение свободного времени населения;

3) улучшение качества продуктов;

4) рыночную стоимость товаров и услуг.

13. Чистый национальный продукт отличается от ВНП на сумму

1) прямых налогов; 2) косвенных налогов;

3) амортизации; 4) трансфертов.

14. В отличие от ВВП, при расчете ВНП учитывается

1) стоимость продукции, произведенной только внутри страны;

2) стоимость продукции, произведенной внутри страны и за рубежом;

3) трансферты;

4) стоимость всех промежуточных и конечных товаров.

15. В каких ситуациях не учитываются доходы при подсчете ВВП текущего года?

1) доход парикмахера;

2) доход от продажи акций кампании «Лукойл»;

3) увеличение запасов фирмы;

4) покупка государством новой подводной лодки.

16. При подсчета ВВП не учитываются (выберите все правильные варианты):

1) пенсии и пособия;

2) покупка нового автомобиля;

3) оплата труда домохозяйки;

4) подарок внучке от бабушки;

5) прибыль «Аэрофлота».

17. При подсчете ВВП учитываются (выберите все правильные варианты ответов):

1) гонорар хоккеиста;

2) материнский капитал при рождении ребенка;

3) покупка государственных краткосрочных облигаций;

4) покупка подержанного трактора;

5) пособие по безработице;

6) покупка «пиратского» издания.

18. При подсчете ВВП учитываются расходы потребителей, фирм, государства. В приведенном ниже примере определите, как будут учитываться следующие расходы.


files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей

Предположим, что две Ваши бабушки оставили Вам завещание на получение определенной суммы денег. По первому завещанию условия таковы: 50 тыс.рублей сейчас и еще 50 тыс.руб. – через год. По второму завещанию – 10 тыс.руб. сейчас, 50 тыс. – через год., и еще 50 тыс. в конце второго года. Рыночная ставка процента носит стабильный характер и равна 6%. Вы можете выбрать только одно из завещаний. Какой вариант Вы предпочтете?

Для решения данной задачи необходимо изучить тему «Рынки факторов производства и формирование факторных доходов».

Первый вариант тогда составит 50+50/(1+0,06)^2 = 94,499822

Второй вариант тогда составит 10+50/(1+0,06)^2+50/(1+0,06)^3 = 96,4807862

То есть второй вариант более предпочтителен.

3. Тест

1. Какая из функций экономической теории позволяет не только формулировать экономические проблемы, но и указывать направления их решения, определять основы экономической тактики, стратегии, политики как для предприятий, так и для страны в целом:

а) познавательная;

б) прогностическая;

в) практическая;

г) методологическая.

2. Альтернативная стоимость еще одного произведенного холодильника определяется как:

а) цена холодильника;

б) количество других товаров, от которых необходимо отказаться, для того чтобы произвести еще один холодильник;

в) прибыль, которую получает производитель холодильника;

г) издержки на производство холодильника.

3. Эффективность общественного производства – это:

а) рыночная стоимость произведенной в народной хозяйстве продукции;

б) прирост объема продукции за определенный период;

в) экономия от снижения себестоимости выпускаемой продукции;

4. К основным преимущества рыночного механизма относятся:

а) сохранение невоспроизводимых ресурсов;

б) создание стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

в) эффективное распределение ресурсов;

г) высокая адаптация к непрерывно меняющимся условиям;

д) стимулирование и оптимальное использование результатов НТП.

5. Допустим, что предложение товара Х абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар вырастет, то равновесная цена:

а) уменьшится, а равновесное количество вырастет;

б) и равновесное количество уменьшится;

в) увеличится, а равновесное количество уменьшится;

г) увеличится, равновесное количество останется неизменным;

д) и равновесное количество вырастет.

6. В ходе делового экономического цикла:

а) дно цикла приходится на фазу кризиса;

б) пик цикла приходится на фазу подъема;

в) динамика реального ВВП изменяется при смене фаз цикла;

г) все перечисленные утверждения верны.

7. Какие из перечисленных агрегатных величин не используются при определении объема национального дохода?

а) прибыль корпорации;

б) государственные трансфертные платежи;

в) проценты, выплачиваемые предпринимателями за капитал, полученный в кредит;

г) рентный доход;

д) заработная плата.

8. Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем, уменьшает фактический ВНП по сравнению с потенциально возможным в среднем на:

а) 2,5%; б) 3%; в) 4%; г) 5%.

9. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?

а) распределением денежных доходов в обществе;

б) оказанием помощи конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;

в) определением, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;

г) определением круга товаров, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы или всего населения.

10. Какая из перечисленных ниже операций сократит качество денег в обращении?

а) Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов;

б) Центральный банк снижает учетную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам;

в) Центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков;

г) Центральный банк продает государственным ценные бумаги коммерческим банкам.

Альтернативная стоимость - это теоретический показатель. Он указывает, на какое количество следует снизить производство одного товара, чтобы произвести единицу прочего подобного товара за счет изъятых средств.

Альтернативная стоимость может быть постоянной и растущей. В первом случае говорят о том, что выступают в качестве совершенных заменителей. Их применяют в одинаковых установленных пропорциях для изготовления обоих товаров. При этом удвоение затрат факторов повышает производственный объем вдвое. Растущей альтернативной стоимостью считается возможность производить значительно больший объем одного товара за счет изъятых факторов. Это достигается при уменьшении другого товара.

Выбор и альтернативная стоимость всегда присутствуют вместе. Принимая что-то одно, приходится отказываться от чего-то другого. Смысл понятия можно объяснить на примере. Допустим, человеку предложено два варианта. У каждого из них есть своя стоимость, каждый из них несет определенную выгоду. При этом не обязательно это будет финансовая выгода. Человеку предоставляется право выбора. Он может принять только один вариант. Теоретически наилучшим будет являться наиболее выгодный. Именно его следует избрать человеку. В этом случае альтернативная стоимость будет правильно определена. Такие задачи человек в своей жизни решает достаточно часто.

Несмотря на то, что альтернативная стоимость считается понятием экономическим, она в некотором смысле может считаться и понятием философским. Вместе с этим применяется она в жизни очень широко, особенно на бытовом уровне. При этом человек, как правило, особенно не задумывается над правильностью выбора, выбирая то, что больше нравится, например, отказываясь от неприглядных вариантов.

Для того чтобы альтернативная стоимость была определена правильно, следует понимать ситуацию, которая ставит перед необходимостью принимать или отказываться от чего-либо. Немаловажно уметь трезво оценивать имеющиеся варианты и расставлять правильно приоритеты.

Для определения альтернативной стоимости совершенно необязательно прибегать к математическим расчетам. В большей степени, необходимо уметь мыслить аналитически. Вместе с этим ценность того или другого варианта может определяться в соответствии с Таким образом, разные люди могут определять альтернативную стоимость по-разному.

Оказываясь перед необходимостью принять или отказаться от того или другого варианта, не следует сходу отбрасывать на первый взгляд невыгодный. Часто случается так, что именно неприглядные возможности оказываются наиболее ценными.

Следует отметить, что увеличение количества вариантов существенно усложняет выбор.

Прежде чем отдать чему-то предпочтение, следует оценить выгоду каждой предложенной возможности. Часто речь идет о материальной выгоде. Однако ценность может содержать и В общем, должна получиться определенная стоимость. Следует отметить, что зачастую достаточно определить того или другого варианта. В связи с этим, при выборе в первую очередь рекомендуется определить уровень затрат и попробовать оценить степень доходов для всех альтернатив. После из второго показателя вычитается первый. Таким образом, получается стоимость вариантов, а наибольший показатель будет альтернативной стоимостью.

Указанных действий будет вполне достаточно при экономических подсчетах. Однако часто вместе материальными, варианты могут содержать и нематериальные блага. В этом случае необходимо и их учитывать.

Которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки:


Рациональное поведение людей

Если вы читали повесть Лескова «Очарованный странник», то, наверное, помните, как ее герой в пьяном угаре швырнул к ногам танцующих цыганок несколько тысяч рублей (громадную по тем временам сумму), предназначенных для покупки новых лошадей для эскадрона, в котором он служил. Да и в реальной жизни люди, включая государственных руководителей, совершают нерациональные, неразумные поступки. Так, правительства СССР, США и других ядерных держав ассигновали колоссальные средства на производство такого количества ракетно-ядерного оружия, которым можно было бы несколько раз уничтожить все живое на Земле. Это пример крайне нерационального поведения. Естественно, экономическая наука не руководствуется при анализе проблем ограниченности и выбора такого рода случаями поведения людей.

Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?

1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер , глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».

3.Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется; смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель - наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.

4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей - это позволит приобрести их в большем количестве для других - добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих - соответствие современной моде, престижность.

Цена выбора и альтернативная стоимость

В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативной стоимостью билета в кино. Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативной стоимостью приобретенных автомобилей. В обоих случаях альтернативная стоимость выражается в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативная стоимость может быть выражена и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативной стоимостью мороженого.

Альтернативная стоимость может иметь и денежное выражение.

Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента. Что будет представлять собой альтернативная стоимость его обучения? Чтобы определить ее, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение. К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного заведения и домой. Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например, совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т.д.) недолжны включаться в альтернативную стоимость, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.

Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Например, правительство может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно-промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны. Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативной стоимостью будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.

На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.

Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д. Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое. Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак,

Кривая производственных возможностей

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.

В то же время мы примем более реальные условия экономики и предположим, что в ней производятся потребительские товары, т. е. в этой стране ресурсы используются для производства предметов потребления, удовлетворяющих потребности людей непосредственно (продуктов, предметов одежды, жилищ, предметов домашнего обихода и т. п.), и средств производства, которые удовлетворяют потребности людей опосредованно, т. е. с их помощью создаются необходимые предметы потребления (сырье,
станки, машины, передаточные устройства, производственные здания и т.п.).

Построим график производственных возможностей данной страны.

По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат - количество предметов потребления (см. рис. 1-2).

График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (точка О), либо 9 единиц предметов потребления (точка А) и ни одной единицы средств производства (точка О). Наиболее реальный вариант, который показывает наш график, предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Например, точка С показывает, что если в стране производится 1 единица средств производства, то выпуск потребительских товаров не может быть более 8 единиц. Точка D показывает, что если выпуск средств производства составит 2 единицы, то в их производство будет вовлечено больше ресурсов экономики и, следовательно, в изготовлении потребительских товаров будет занято меньше ресурсов. Тогда выпуск потребительских товаров сократится до 5 единиц, и т.д.

Проведя линию через точки А, С, D и В, мы получим кривую производственных возможностей данной страны. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном; использовании имеющихся в ней ресурсов.

Любая точка вне кривой производственных возможностей показывает, что ресурсы страны или используются не полностью, или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг. Например, точка К показывает, что ресурсы страны используются не полностью, т.е. имеются резервы для увеличения выпуска как средств производства, так и предметов потребления. В частности, выпуск предметов потребления может быть увеличен с 3 до 7 единиц (точка K1). Возможен и другой вариант: выпуск предметов потребления остается неизменным (3 единицы), а выпуск средств производства увеличивается до 2,5 единиц. Наконец, соотношение выпуска средств производства и предметов потребления возможно в любой другой комбинации в пределах отрезка К 1 К 2 .


Рис. 1-2.

Кривая, которая проходит через точки А, С, D и В, показывает, что если в экономике производится 9 единиц предметов потребления, то ресурсов на производство средств производства не останется и их выпуск будет равен нулю. Если выпуск средств производства составит 1 единицу, то производство потребительских товаров и услуг сократится с 9 единиц до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств
производства до 2 единиц приведет к сокращению выпуска предметов потребления до 5 единиц. Если же в экономике производство средств производства будет доведено до 3 единиц, то ресурсов для производства потребительских товаров и услуг не останется. Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами достаточными, чтобы производить 7 единиц предметов потребления и 2,5 единицы средств производства, а точка К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

Уровень производства, который показывает точка Е, недостижим, нереален для экономики данной страны,так как она не располагает ресурсами, достаточными для выпуска 7 единиц потребительских товаров и 2,5 единиц средств производства. Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому

Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям кривой производственных возможностей, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц. Это означает, что альтернативная стоимость единицы приращения средств производства равна единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т.е. выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативная стоимость второй единицы приращения выпуска средств производства равна 3 единицам предметов потребления. Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативная стоимость, третьей единицы приращения выпуска средств производства равна уже 5 единицам предметов потребления.

Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативной стоимости потребительских товаров и услуг.

В чем причины того, что альтернативная стоимость производства товара увеличивается? Главная причина - в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке велосипедов, не будут с той же эффективностью строить здания, а оборудование, используемое для консервирования фруктов, едва ли может быть применено для производства деталей грузовиков. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым. Понятными поэтому становятся слова директора одного конверсируемого завода: «Мы можем делать холодильники вместо космического корабля "Буран", но стоимость холодильника будет равна стоимости "Бурана"».

Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др./Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень), 10-11 класс, Вита-Пресс

Помощь школьнику онлайн , Экономика для 10 класса скачать , календарно-тематическое планирование

Альтернативный выбор (экономический выбор).


Задача 1 .

Домохозяйка тратит на стирку рубашки 15 мин., на мытье окна - 45 мин.. Нарисуйте линию производственных возможностей домохозяйки в рамках 9-часового рабочего дня.

Решение:

а) Рассчитаем максимально возможное количество выполненной работы по каждому виду деятельности:

Стирка рубашек: 9 часов * 60 мин: 15 мин = 36 штук

Мытье окон: 9 часов * 60 мин: 45 мин = 12 штук

б) построим кривую производственных возможностей (КПВ)

Задача 2.

Петров зарабатывает 300 руб в час. Ему необходимо сделать ремонт в квартире. Если он будет делать его сам, то потратит 40 часов. Если он наймет бригаду, то оплата составит 500 руб в час и бригада выполнит работу за 15 часов. Что выгоднее для Петрова.

Решение:

1. Расчет упущенной выгоды по зарплате при самостоятельном выполнении ремонта:

300 руб * 40 час = 12000 (руб)

2. Расчет затрат при найме бригады для ремонта:

500 руб * 15 час. = 7500 (руб)

3. Определение оптимального решения:

7500<12000 то есть, величина упущенной выгоды по заработной плате больше, чем затраты на ремонт при найме бригады, а следовательно, выгоднее нанять бригаду.

Задача 3.

Поздка из города А в город В занимает 8 часов поездом, 3 часа самолетом (учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом - 200 руб., самолетом - 500 руб. В поездку отправляется 3 человека. Часовая ставка оплаты труда 1-го - 40 руб, 2-го - 60 руб, а 3-го - 100 руб. Каким видом поезда поедут эти люди?

Решение:

1. 200 рублей - это неизбежные затраты, какой бы вид транспорта, из предложенных, люди не выбрали, меньше потратить не получится. Поэтому дополнительными (предельными) затратами будут: 500-200 = 300 рублей.

2. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные): 8-3 = 5 часов.

3. Определим затраты первого пассажира:

За 5 часов он заработает: 5 * 40 = 200 рублей при условии, что он полетит самолетом. При этом на билет он потратит на 300 рублей больше, чем если поедет поездом.

200<300 следовательно, пассажир потратит на покупку билета больше, чем заработает, поэтому ему выгоднее ехать поездом.

4. Определим затраты второго пассажира:

за 5 часов он заработает: 5 * 60 = 300 рублей

300=300 следовательно, пассажир потратит на покупку билета столько же сколько и заработает, поэтому ему одинаково, что он поедет поездом или полетит самолетом.

5. Определим затраты третьего пассажира:

за 5 часов он заработает: 5 * 100 = 500 рублей рублей при условии, что он полетит самолетом. При этом на билет он потратит 300 рублей, если поедет поездом.

500>300 следовательно, пассажир потратит на покупку билета меньше, чем заработает, поэтому ему выгоднее лететь самолетом.

Задача 4.

На острове живут 4 человека. Они занимаются сбором кокосов и бананов. В день каждый житель острова собирает либо 20 кокосов, либо 40 бананов. Рассчитать альтернативную стоимость 1 кокоса и 1 банана.

Решение:

Рассмотрим варианты сбора бананов и кокоса:

Вид продукта А Б В Г Д
Банан 160 120 80 40 0
Кокос 0 20 40 60 80

Избрав вариант А, экономика острова направит все ресурсы на сбор бананов, а при варианте Д , на острове будут собирать только кокосы.

Альтернативная стоимость - это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу.

Таким образом, альтернативная стоимость 1 банана вычисляется:

20:40=0,5 , т.е. 1 банан=0,5 кокоса, для сбора одной дополнительной единицы банана, необходимо пожертвовать 0,5 кокоса.

Альтернативная стоимость 1 кокоса:

40:20=2, т.е. 1 кокос=2 бананам, для сбора 1 дополнительной единицы кокоса, необходимо пожертвовать 2 бананами.

Задача 5.

Студент имеет возможность получить работу с оплатой 20 руб в час в обычное время с 9 до 18 часов. Других возможностей получить работу у него нет. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени в интервале с 8 вечера до 8 утра?

Решение:

С 8 вечера до 8 утра студент не может отказаться от работы в пользу свободного времени, так как он в это время не работает, поэтому альтернативная стоимость одного часа свободного времени с 8 вечера до 8 утра будет равна 0.

Задача 6.

На путешествие самолетом из города А в город В пассажир тратит 1 день с учетом сопутствующих затрат. Поездка в поезде займет 3 дня. Авиабилет стоит 6500 руб, а железнодорожный билет 2400 руб. Сколько должен зарабатывать пассажир в день, чтобы ему было все равно с экономической позиции - лететь самолетом или ехать поездом 3 дня?

Решение:

Обозначим через Х неизвестную дневную зарплату, тогда безразличие двух вариантов пути выразиться через формулу

6500+Х=2400+3*Х

Решая уравнение, получим Х= 2050 руб

Ответ: пассажир должен получать 2050 рублей.

Задача 7.

Сколько готова платить фирма за 1 куб. метр досок, если она из этого количества досок производит 3 стола. Каждый стол приносит фирме прибыль 600 рублей при цене, равной 450 рублей за 1 кубометр досок. Прибыль, равную 1500 рублей за 3 стола, предприниматель считает минимально удовлетворительной.

Решение:

Цена ресурса 1 кубометра досок может быть любой, пока прибыль останется больше 1500 рублей.

Обозначим через Х прирост цены 1 кубометра досок.

В нашем случае получаем неравенство вида:

3*600-Х>=1500. Решая неравенство, получаем, что Х<=300 - максимальный прирост.

Следовательно, цена не может быть больше, чем 450+300=750 рублей.

Ответ: 750 рублей.


Задача 8.

Во все акции корпорации "Циклон" вложено 2,5 млн. долларов. Получено прибыли 700 тыс. долларов в год. Эффективно ли работала корпорация, если процент по вкладам в надежных банках достигла 40%?

Решение:

Если бы акционер вложил деньги в банк, то получил бы 2500000*0,4=1000000 долларов.

1000 тыс > 700 тыс, следовательно, экономически корпорация работала не эффективно.


Задача 9

Сельскохозяйственное предприятие, которое специализируется на выращивании овощей, имеет две теплицы. В одной можно вырастить 2000 тонн огурцов за год или 1500 тонн помидор. Про вторую известно, что альтернативная стоимость 1 тонны огурцов равна 0,5 тонн помидоров при максимальном урожае помидор 600 тонн

  1. Определите альтернативную стоимость производства огурцов в первой теплице
  2. В какой теплице выгоднее выращивать помидоры; огурцы?
  3. Постройте КПВ предприятия.

Решение:

  1. В первой теплице предприятие может вырастить 2000 тонн огурцов или 1500 тонн помидор. Это означает, что выращивая огурцы, предприятие теряет возможность выращивать помидоры.

Альтернативная стоимость 2000 тонн огурцов = 1500 тонн помидор или

1 тонна огурцов = 1500/2000=0,75 тонны помидоров;

1 тонна помидоров = 2000/1500=1,33 тонны огурцов.

  1. Сначала вычислим альтернативную стоимость выращивания помидоров во второй теплице:
1 тонна огурцов = 0,5 тонны помидор (по условию);

1 тонна помидоров = 1/0,5=2 тонны огурцов.

При сравнении альтернативных стоимостей продуктов в каждой теплице можно сделать вывод: в первой теплице стоит выращивать помидоры, а во второй – огурцы.

  1. Для построения КПВ необходимо вычислить максимальный объём продукции, который может быть выращен в каждой теплице .

Вторая теплица: максимальный урожай помидоров 600 тонн, если выращивать только огурцы, то можно собрать: 600х2=1200 тонн огурцов. (1 тонна помидоров = 2 тонны огурцов).

Составим таблицу всех возможных вариантов производства.

А: выращиваем в обоих теплицах только помидоры. 1500+600=2100 тонны

Б: первая теплица выращивает помидоры, вторая – огурцы.

С: первая – огурцы, вторая – помидоры.

Д: в обоих теплицах выращивают огурцы.2000+1200=3200 тонн.

Варианты специализации теплиц

А

Б

С

Д

помидоры