Учетная политика кафе. Готовая учетная политика - образец для организации. рестораны с буфетом типа "шведский стол" и прочие предприятия, работающие на основе использования готовых блюд или полуфабрикатов с высоким коэффициентом готовности

Вступление в силу главы 25 НК РФ прекратило действие Положения о составе затрат №552 и, соответственно, все принятые на его основании отраслевые положения и рекомендации (в частности, упомянутые выше документы – Методические рекомендации по учету издержек обращения и Методика учета сырья) также потеряли силу.

То есть, пока вопрос учета сырья в отношении общественного питания остается открытым. Ведь в настоящий момент нет ни одного нормативного бухгалтерского документа, позволяющего организациям общественного питания вести учет по продажным ценам. Однако, с нашей точки зрения, это не совсем правильно.

Выручка от оказания услуг общественного питания представляет собой не что иное, как розничный оборот, фактически организации розничной торговли и общественного питания в отношении учета товаров и расчетов с конечным потребителем имеют много общего, и поэтому правила учета для них также должны быть одинаковыми.

Остается надеяться, что в ближайшее время вопрос применения организациями общественного питания торговой наценки будет законодательно урегулирован.

Утешением может служить лишь то, что до появления соответствующих отраслевых рекомендаций, Министерство Финансов Российской Федерации разрешило хозяйствующим субъектам для целей бухгалтерского учета пользоваться старыми методиками , выпустив Письмо Минфина Российской Федерации от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)».

Обратите внимание!

Данное разрешение касается именно бухгалтерского учета.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что организации общественного питания, в настоящий момент, определяют самостоятельно, каким образом осуществляется учет продуктов (сырья), либо по цене приобретения и отражением на счете 10 «Материалы» или счете 41 «Товары» , либо по продажной цене с добавлением торговой наценки и, соответственно, с отражением на счете 41 «Товары» .

Следует иметь в виду, что выбранный метод учета продуктов (сырья) необходимо зафиксировать в учетной политике организации.

Если организация общепита ведет учет по фактическим ценам приобретения, то все затраты, связанные с приобретением, естественно, учитываются на счете 41 «Товары» (либо 10 «Материалы»). Если же организация при этом использует счета и , то, следовательно, на предприятии используются плановые цены (разрабатываемые экономистами). Этот вариант наиболее целесообразен для организаций общепита, имеющим достаточно широкую номенклатуру продуктов. Ведь в новых экономических условиях цены на продукты постоянно изменяются, меняются и условия доставки и так далее. В таких условиях крайне сложно отследить за произведенными расходами при приобретении каждой партии продуктов.

Пример 1.

Учетной политикой организации общественного питания ООО «Богатырь» предусмотрено, что учет сырья ведется по фактической себестоимости, отражаемой на счете 41 «Товары» . Организация не применяет счета и .

ООО «Богатырь» в мае приобрело 5000 килограмм муки первого сорта по цене 13,20 рубля за килограмм (в том числе НДС 10% - 1,20 рубля) на общую сумму 66 000 рублей (в том числе НДС – 6000 рублей).

В учете данные хозяйственные операции бухгалтер ООО «Богатырь» отразил следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражено в учете поступление муки от поставщика

Отражен НДС по полученной партии муки

Посредническое вознаграждение учтено в себестоимости муки

Оплачены услуги посредника

Принят к вычету НДС, оплаченный посреднику

Таким образом, фактическая себестоимость 1 килограмма муки, исходя из условий примера, составила (60 000 рублей + 300 рублей)/5000 килограмм =12,06 рубля за 1 килограмм.

Окончание примера.

Примечание:

Теперь рассмотрим вариант использования счетов и . Механизм использования данных счетов следующий:

Обратите внимание!

В настоящее время механизм списания отклонений законодательно не урегулирован. Ранее применялся метод списания отклонений пропорционально стоимости сырья, отпущенного на кухню. Думается, что данная методика наиболее приемлема, так как накопленные суммы отклонений относятся ко всем продуктам (в том числе и в кладовой), находящимся в данный момент в организации общественного питания, поэтому отнесение сразу всей суммы отклонений на затратные счета вряд ли соответствуют фактическому положению дел. Однако, повторяем, сегодня этот момент не предусмотрен бухгалтерскими нормативными документами, следовательно, применяемый метод должен быть достаточно подробно расписан и закреплен в учетной политике организации.

Если организация решает списывать отклонения за пропорционально стоимости отпущенного в производство сырья, то для этих целей она должна сделать специальный расчет, который осуществляется по следующей формуле:

С переданных в производство

С нм +С поступивших за отчетный период

С переданных в производство - стоимость продуктов по планово-учетным ценам, переданных в отчетном периоде в производство;

С нм – остаток продуктов на начало отчетного периода по планово-учетным ценам;

С поступивших за отчетный период – стоимость продуктов поступивших на склад за отчетный период по планово- учетным ценам.

Полученный процент отклонений умножается на величину отклонений на конец отчетного периода.

Обратите внимание!

Процент отклонений рассчитывается независимо от того, какие отклонения числятся на счете на конец отчетного периода: дебетовые или кредитовые.

Если на конец отчетного периода на счете образовалось дебетовое сальдо, то сумма отклонений, относимых на затраты, списывается следующим образом:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит . Данная проводка, отраженная в учете, свидетельствует о том, что за отчетный период организация общественного питания осуществила перерасход сырья.

Если на конец отчетного периода сальдо по счету было кредитовым, то в учете списание отклонений будет отражено:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - сторно, что говорит об экономии сырья.

Следует иметь в виду, что при использовании счетов и возможны два варианта: когда планово-учетные цены, используемые организацией общественного питания, выше или ниже фактически осуществленных расходов.

Пример 2.

Учетной политикой организации общественного питания ООО «Богатырь» предусмотрено, что учет сырья ведется по учетным ценам, то есть с использованием счетов и . Списание отклонений на затратные счета осуществляется пропорционально стоимости сырья, отпущенного в производство.

На 1 мая по счету числилось дебетовое сальдо в размере 2000 рублей. Остаток продуктов в кладовой ООО «Богатырь» составил 42 000 рублей.

ООО «Богатырь» в мае приобрело 5000 килограммов муки первого сорта по цене 13,20 рублей за килограмм (в том числе НДС 10% - 1,20 рубля) на общую сумму 66 000 рублей (в том числе НДС – 6000 рублей). Для упрощения примера других операций по приобретению продуктов рассматривать не будем.

Приобретая данную партию муки, ООО «Богатырь» воспользовалось услугами посредника, которому было выплачено вознаграждение в размере 354 рубля (в том числе НДС 18% - 54 рубля).

За май ООО «Богатырь» списало в производство по планово-учетным ценам продукты на сумму 23 000 рублей.

Сначала рассмотрим вариант, когда планово-учетные цены, используемые организацией общепита, ниже фактической себестоимости.

В учете данные хозяйственные операции бухгалтер ООО «Богатырь» отразил это следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражены фактические затраты по приобретению партии муки

Учтен НДС, уплаченный поставщику муки

Погашена задолженность поставщику муки

Принят к вычету НДС, уплаченный поставщику

Отражена сумма посреднического вознаграждения

Учтен НДС, уплаченный посреднику

Оплачены услуги посредника

Принят к вычету НДС, уплаченный посреднику

Примечание:

В связи с введением в действие с 1 января 2006 года Закона 119-ФЗ применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно принять товар к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.

Таким образом, фактическая себестоимость 1 килограмма муки составила 12,06 рублей. Так как рассматриваемый вариант предполагает, что планово-учетные цены ниже фактических цен приобретения, то, предположим, что учетная цена 1 килограмма муки в организации составляет 11 рублей.

Теперь по формуле рассчитаем суммы отклонений, подлежащих отнесению на затратный счет:

23 000 рублей: (42 000 рублей + 55 000 рублей) х 100% =23,71 %.

Теперь умножим полученный процент на величину отклонений, учтенных на счете

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Нормативные документы, задачи, методы и цели бухгалтерского учета общественного питания в общеобразовательных учреждениях. Система и особенности организации учета общественного питания в школе. Учет закупки продуктов питания, их отпуска и списания.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Цены и ценообразования на предприятиях общественного питания. Задачи и организация бухгалтерского учета продуктов, товаров, тары и реализации готовой продукции. Использование кассовых чеков для распределения обедов работникам производственного цеха.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Бухгалтерский учет материальных запасов в организациях общественного питания, эффективность их использования, резервы по увеличению и мероприятия по внедрению. Документальное оформление, учет производства и реализации продукции ООО "Пилот Авто".

    дипломная работа , добавлен 11.04.2012

    Специфика хозяйственной деятельности и особенности учета производства продукции предприятий общественного питания. Порядок документального оформления и учет поступления товаров. Образование продажной цены, ее калькулирование, реализация продукции.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Экономическая сущность издержек обращения на предприятиях общественного питания. Синтетический учет расходов предприятий общественного питания. Совершенствование бухгалтерского учёта издержек обращения в условиях автоматизированной обработки информации.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2011

    Понятие производства продукции и особенность товарооборота предприятия общественного питания. Учёт производственной деятельности ресторана "Ласка", учет поступления сырья и отпуск продукции на производство. Особенности исчисления налогов на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2010

    Основные задачи бюджетного учета продуктов питания. Поступление продуктов питания в медицинское учреждение от предпринимательской деятельности. Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения.

    1. Принципы организации учета на предприятиях общественного питания

    2. Учетная политика предприятий общественного питания

    3. Задачи и принципы учета товаров на предприятиях общественного питания.

    4. Организация материальной ответственности в общественном питании

    5. Учетные цены на продукцию предприятий общественного питания.

    6. Методы оценки себестоимости отпущенных в производство продуктов

    7. Учет расходов на производство и определение себестоимости продукции

    8. Нормативное регулирование процесса производства в общественном питании (Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий)

    9. Понятие и документальное оформление калькуляции

    10. Порядок составления калькуляции продажных цен на продукцию предприятий общественного питания.

    11. Определение цены продажи блюда

    12. Документальное оформление поступления продуктов в кладовые предприятий общественного питания.

    13. Документальное оформление отпуска продуктов из кладовых предприятий общественного питания.

    14. Синтетический учет продуктов в кладовых

    15. Учет поступления продуктов в буфеты и мелкорозничную сеть.

    16. Документальное оформление поступления продукции на производство в предприятиях общественного питания.

    17. Синтетический учет операций производства на предприятиях общественного питания.

    18. Учет выпуска готовой продукции

    19. Документальное оформление отпуска изделий кухни

    20. Порядок составления акта о реализации и отпуске изделий кухни

    21. Структура и порядок составления товарного отчета.

    22. Задачи, сроки и основание для проведения инвентаризации.

    23. Порядок проведения инвентаризации товаров и продуктов.

    24. Документальное оформление результатов инвентаризации в общественном питании

    25. Синтетический учет результатов инвентаризации.

    26. Структура расходов организаций общественного питания

    27. Синтетический учет расходов в общественном питании

    28. Понятие и состав транспортных расходов.

    29. Порядок расчета транспортных расходов на остаток товаров и продуктов

    30. Общие положения по учёту продажи товаров и продукции

    31. Порядок определения реализованной торговой надбавки

    32. Учет реализации продукции за наличный расчет

    33. Учет реализации продукции по абонементам и работникам

    34. Синтетический учет продажи продукции и товаров

    35. Учет реализации продукции в буфетах и мелкорозничной сети.

    36. Учет кассовой выручки.

    37. Порядок сдачи выручки в банк.

    38. Учет доходов и расходов от прочих операций.

    39. Порядок формирования результата деятельности в общественном питании

    40. Отражение финансового результата в отчете о прибылях и убытках.

    2. Учетная политика предприятий общественного питания.

    Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Основным нормативным документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики, служит "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (далее - ПБУ 1/98). Согласно этому документу учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Данный документ охватывает всю систему учета, начиная от способов группировки и оценки фактов деятельности, организации документооборота и заканчивая обработкой информации в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому ПБУ 1/98 обязывают в качестве приложений к учетной политике утверждать: - план счетов, в котором отдельно выделены синтетические и открываемые к ним аналитические счета учета; - формы не разработанных Госкомстатом России документов, применяемых при оформлении специфических хозяйственных операций; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; - правила документооборота и технологию обработки учетной информации; - порядок контроля осуществляемых хозяйственных операций; - другие необходимые для бухгалтерского учета решения. Организации общественного питания должны иметь учетную политику и в целях налогообложения. Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета.

    Принятая организацией общественного питания учетная политика является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Этой политикой можно пользоваться постоянно, из года в год, внося в нее изменения в случаях: - изменения законодательства о налогах и сборах (применяется не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений); - изменения применяемых методов учета (применяется с начала нового налогового периода).

    3. Задачи и принципы учета товаров на предприятиях общественного питания.

    Задачи: 1) обеспечение совместно с другими службами правильной организации материальной ответственности за товары; 2) проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное отражение их в учете; 3) проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственным лицам, правильности описания реализованных и отпущенных товаров; 4) контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров; 5) проверка правильности описания товарных потерь 6) контроль совместно с другими службами организации за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов; 7) своевременное и правильное выявление валового дохода. Принципы: 1. Организация учета по каждому МОЛу (бригаде): в этом случае практически реализуется принцип персональной ответственности каждого МОЛа. Ответственность вытекает из договора о материальной ответственности, а обоснованный иск виновному лицу организация может предъявить лишь при организации раздельного учета.

    2. Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны две основные схемы: а) натурально-стоимостная – фиксирует движение товаров по каждому наименованию в натуральном и стоимостном измерениях; МОЛ должны отчитаться за сохранность товаров по каждому наименованию; б) стоимостная – фиксирует остатки и движение общего объема товарной массы; МОЛ должно отчитаться за сохранность товаров в целом. 3. Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии. При оприходовании товаров по покупным ценам списываться они должны также по покупным ценам. Если товары будут списываться по ценам выше цен оприходования, возникает излишек; при списании по ценам ниже цен оприходования получится недостача. 4. Единство показателей учета и плана. Формирование информации в бухгалтерском учете должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом по организации, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться по каждому подразделению. 5. Отчетность материально ответственных лиц о наличии и движении товаров. Сроки составления отчетности устанавливает администрация организации. На основании документов, которыми оформляется движение товаров (приход и расход), материально ответственные лица составляют отчетность о движении товаров и сдают ее в бухгалтерию организации. Администрация организации использует данную отчетность для контроля за действиями материально ответственных лиц (главным образом для проверки сохранности ценностей) и управления товарными запасами. 6. Периодическое выявление путем проведения инвентаризации фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей. 7. Контроль за деятельностью МОЛ путем встречной сверки. Например, списание товаров из кладовой должно совпадать с оприходованием этих товаров в производство.

    "Советник бухгалтера", 2008, N 11

    Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Это требование ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением к административной ответственности в соответствии со ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    В отношении организаций общественного питания учетная политика представляется особенно важной, так как в настоящее время методическое обеспечение учетного процесса в общественном питании нуждается в значительном реформировании и усовершенствовании с учетом новых условий хозяйствования и изменений в законодательстве.

    Основным нормативным документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики, служит Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (далее - ПБУ 1/98).

    Согласно этому документу учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Нельзя забывать о том, что данный распорядительный документ охватывает всю систему учета, начиная от способов группировки и оценки фактов деятельности, организации документооборота и заканчивая обработкой информации в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому Закон N 129-ФЗ и ПБУ 1/98 обязывают в качестве приложений к учетной политике утверждать:

    • план счетов, в котором отдельно выделены синтетические и открываемые к ним аналитические счета учета;
    • формы не разработанных Госкомстатом России документов, применяемых при оформлении специфических хозяйственных операций;
    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
    • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
    • порядок контроля осуществляемых хозяйственных операций;
    • другие необходимые для бухгалтерского учета решения.

    Как и все остальные, организации общественного питания должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2006 по делу N Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога.

    Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Иными словами, указанная система применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

    Порядок ведения налогового учета закрепляется организацией общественного питания в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, на основании ст. 313 НК РФ, п. 12 ст. 167 НК РФ.

    Обратите внимание, что вновь созданная организация общественного питания должна утвердить учетную политику до окончания первого налогового периода, но применять ее следует со дня создания организации согласно п. 12 ст. 167 НК РФ.

    Принятая организацией общественного питания учетная политика является обязательной для всех ее обособленных подразделений. При этом, однажды сформировав учетную политику, можно пользоваться ею постоянно, из года в год, внося в нее изменения в случаях:

    • изменения законодательства о налогах и сборах (применяется не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений);
    • изменения применяемых методов учета (применяется с начала нового налогового периода).

    Таким образом, действующим законодательством организациям общественного питания рекомендовано вносить изменения в уже имеющуюся учетную политику, а не формировать ежегодно новую.

    Учетная политика организации общественного питания должна содержать следующие моменты:

    1. Организационные моменты.

    В этом разделе, как правило, указываются отраслевые и структурные особенности организации, виды осуществляемой деятельности, приводится перечень применяемых отраслевых инструкций и рекомендаций. Указываются сведения об организации бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта, приводится перечень прав и обязанностей бухгалтерских служб. Здесь же приводится график документооборота, а также порядок отражения информации в учете и составления бухгалтерской отчетности.

    1. Способы оценки имущества и обязательств и методы их отражения в бухгалтерском учете.

    Здесь организация общественного питания в обязательном порядке указывает информацию:

    • о нематериальных активах (далее - НМА) - указываются их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации. Также следует отразить варианты отражения в бухгалтерском учете амортизации (с применением счета 05 или нет);
    • об основных средствах организации (далее - ОС) - критерии отнесения активов к основным средствам, оценка ОС, методы начисляемой амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС;
    • о материально-производственных запасах (далее - МПЗ) организации (кроме товаров) - порядок отнесения имущества к МПЗ (здесь следует пометить, где ведется учет сырья (продуктов) для кухни: на счете 10 "Материалы" или счете 41 "Товары"); оценка МПЗ; закрепляется система отражения МПЗ в учете - с применением или без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"; учет движения МПЗ; методы списания их в производство (ФИФО, средняя себестоимость или себестоимость единицы);
    • о товарах (продуктах питания, если организация общественного питания ведет учет продуктов на счете 41 "Товары"). Здесь организация закрепляет методы оценки товаров; если организация общественного питания ведет учет по продажным ценам, в какой момент происходит добавление торговой наценки; учет транспортных расходов; методы отпуска товаров в производство;
    • об учете затрат на производство и выручки от оказания услуг общественного питания. В этом подразделе следует закрепить положения об учете затрат основного производства, учете издержек обращения, расходов будущих периодов и учете предстоящих расходов и платежей;
    • о создании оценочных резервов. Организация общественного питания самостоятельно решает, будет ли она создавать различные виды резервов. Принятое решение закрепляется в данном разделе учетной политики;
    • об учете финансовых результатов деятельности организации общественного питания. Этот подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

    Кроме перечисленных моментов организация общественного питания в учетной политике должна закрепить положения об учете заимствований и финансовых вложений, указать порядок и сроки проведения инвентаризаций, отразить положения об используемом плане счетов бухгалтерского учета и формах первичных учетных документов.

    В отношении же налоговой политики организация общественного питания должна указать в своей учетной политике, где формируются данные налогового учета.

    Источником информации для определения налоговой базы могут служить регистры бухгалтерского учета. Однако если они не содержат достаточной информации, то следует вести самостоятельные реестры налогового учета на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

    Формы регистров, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения согласно ст. 314 НК РФ. При их разработке необходимо помнить о списке обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 313 НК РФ:

    • наименование регистра;
    • период (дата) составления;
    • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
    • наименование хозяйственных операций;
    • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

    За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета отвечают лица, составившие и подписавшие их. Внесение исправлений в регистры должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего их, с указанием даты записи.

    Отметим, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

    Хотя, если организация общественного питания затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять формы налоговых регистров, приведенные в Рекомендациях МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

    В учетной политике для целей налогообложения организациям общественного питания целесообразно зафиксировать следующую информацию в части налога на добавленную стоимость:

    1. Распределение "входного" НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения.

    Организации общественного питания могут одновременно осуществлять как облагаемые (п. 1 ст. 146 НК РФ), так и не облагаемые (п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 149 НК РФ) НДС операции.

    В этом случае в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ организации общественного питания следует вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

    Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а не облагаемых - учитываются в их стоимости.

    Обратите внимание: если раздельный учет не ведется, то суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

    Учетная налоговая политика должна содержать информацию о том, в какой пропорции распределяется "входной" налог, если организация общественного питания одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения. Такая пропорция определяется согласно п. 4 ст. 170 НК РФ.

    Пропорция может определяться исходя из стоимости товаров (или услуг общепита), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общем объеме выручки от реализации товаров (услуг).

    Пример. Организация общественного питания помимо своего обычного вида деятельности реализует продукты питания собственного производства студенческим и школьным столовым, продажа которых согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС.

    За отчетный период выручка от реализации продуктов питания студенческим и школьным столовым составила 40 000 руб., а выручка от продажи иных товаров (работ, услуг) - 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб. Сумма "входного" НДС по издержкам обращения составила 20 000 руб.

    Величина НДС, приходящаяся на операции, не облагаемые налогом, будет равна:

    20 000 руб. x (40 000 руб. / (40 000 руб. + 708 000 руб. - НДС 108 000 руб.) x 100%) = 1250 руб.

    Приобретая активы, организация общественного питания не всегда точно знает, где и на какие цели они будут израсходованы. В том случае, если "входной" НДС по такому имуществу был принят к вычету, то, например, при использовании этого имущества на непроизводственные цели организация должна будет восстановить суммы налога.

    Таким образом, в целях правильности исчисления НДС организации общественного питания очень важно закрепить в учетной политике такие важные моменты, как:

    • организация и способы ведения раздельного учета;
    • способы корректировки ранее зачтенных сумм по НДС.
    1. НДС по нормируемым затратам.

    В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ по расходам, принимаемым в целях налогообложения в пределах норм, НДС принимается к вычету только в пределах таких норм.

    Применяя это правило, организация общественного питания должна указать порядок распределения сумм налога по нормируемым расходам (на основании налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета).

    В частности, в пределах установленных норм принимаются:

    • представительские расходы, включаемые в расходы организаций для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период (п. 2 ст. 264 НК РФ);
    • расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 264 НК РФ).

    Пример. Организацией общественного питания в отчетном (налоговом) периоде были произведены представительские расходы в размере 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. Расходы на оплату труда в этом же периоде составили 3 000 000 руб.

    Однако согласно п. 2 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль представительские расходы принимаются только в пределах 4% от величины расходов на оплату труда, а именно в пределах 120 000 руб. (3 000 000 руб. x 4%).

    Соответственно, затраты в размере 380 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб. - 120 000 руб.) для целей налогообложения не принимаются.

    Следовательно, и НДС в качестве вычета может быть принят только в сумме 21 600 руб. (120 000 руб. x 18%).

    В отношении налога на прибыль организация общественного питания должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

    Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

    • метод начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;
    • кассовый метод (ст. 273 НК РФ) - его могут использовать те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

    Пример. Выручка организации общественного питания ООО "Карамель" составила:

    • за IV квартал 2008 г. - 1 770 000 руб., в том числе НДС - 270 000 руб.;
    • за III квартал 2008 г. - 1 357 000 руб., в том числе НДС - 207 000 руб.;
    • за II квартал 2008 г. - 944 000 руб., в том числе НДС - 144 000 руб.;
    • за I квартал 2008 г. - 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб.

    Вправе ли ООО "Карамель" в 2009 г. воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли согласно ст. 273 НК РФ?

    В 2008 г. средняя выручка ООО "Карамель" за квартал составила 987 500 руб. ((1 770 000 руб. - 270 000 руб. + 1 357 000 руб. - 207 000 руб. + 944 000 руб. - 144 000 руб. + 590 000 руб. - 90 000 руб.) / 4 квартала).

    Поскольку средняя выручка ООО "Карамель" в размере 987 500 руб. меньше 1 000 000 руб., следовательно, организации общественного питания вправе воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в 2009 г.

    В случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение налогового периода налогоплательщик, использующий кассовый метод, обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода (года), в котором было допущено превышение, согласно п. 4 ст. 273 НК РФ.

    Кроме того, учетная налоговая политика должна содержать следующие моменты в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ:

    1. формирование первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;
    2. оценка безвозмездно полученного имущества и имущества, получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам и порядок установления (подтверждения) этих цен);
    3. применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, а также применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации);
    4. методы списания МПЗ в производство (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);
    5. оценка товаров и списание торговой наценки;
    6. оценка возвратных отходов;
    7. списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;
    8. порядок распределения расходов в тех случаях, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем;
    9. создание резервов и так далее.

    Если сравнивать требования к правилам разработки учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете, то следует отметить, что позиции, требующие закрепления тех или иных методов учета, достаточно похожи.

    Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, организации общественного питания следует применять (когда это возможно) одинаковые методы и порядок их применения.

    Если же нормы налогового законодательства отличаются от правил бухгалтерского учета, к примеру не включаются в стоимость основных средств проценты по заемным средствам, то в этом случае организация общественного питания должна четко прописать порядок отнесения таких затрат на расходы.

    Организации общественного питания, которые применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от ведения бухгалтерского учета.

    Поэтому они разрабатывают учетную политику в полном объеме, то есть по всем видам активов и обязательств с утверждением всех неотъемлемых приложений (плана счетов, графика документооборота, сроков инвентаризации, порядка контроля и другого).

    Организации общественного питания, которые используют упрощенную систему налогообложения, учетную политику могут составить только в части учета объектов основных средств. Представлять в налоговую инспекцию этот документ не нужно, однако проверяющие органы в ходе проверки могут его затребовать (Письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2004 N 21-09/12333).

    В отношении остальных активов и обязательств организации общественного питания могут вести учет в добровольном порядке. Тогда им следует определиться с правилами учета в отношении выбранных операций, закрепив их в учетной политике, являющейся в этом случае внутренним распорядительным документом.

    Для контроля сохранности имущества организации общественного питания, применяющей УСН, следует утвердить сроки инвентаризации. Кроме того, необходимо определиться с объектом налогообложения и порядком налогового учета отдельных расходов. Не следует пренебрегать и графиком документооборота, так как документальное подтверждение расходов необходимо при расчете единого налога (ст. 346.16 НК РФ).

    Помимо вышеизложенного в учетной политике организации общественного питания для бухгалтерского и налогового учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными.

    Например , в том случае, если действующим законодательством не урегулированы какие-либо вопросы учета или в различных законодательных (нормативных) документах содержатся противоречивые данные, организация общественного питания может отразить свое мнение в учетной политике.

    В.В.Семенихин

    Эксперт по бухгалтерскому учету

    и налогообложению

    В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

    Когда предприятия утверждают учетную политику

    Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

    Ситуация

    Учетная политика

    Создание новой организации

    В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

    Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

    Внесение изменений в учетные политики

    По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

    1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
    2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

    Внесение дополнений в учетные политики

    На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

    В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

    Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

    Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

    • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
    • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
    • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
    • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
    • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
    • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
    • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
    • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
    • пп. 42-44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
    • пп. 46-47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
    • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
    • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

    Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

    Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

    В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

    • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС .
    • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон "О бухучете" введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

    Положения, не вошедшие в готовый документ

    В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

    • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
    • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
    • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
    • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
    • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

    О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

    Итоги

    Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.