Принудительный обмен жилого помещения в собственности. Приватизированная квартира: возможен ли принудительный обмен? Принудительный обмен жилого помещения при не достижении соглашения

Как происходит принудительный обмен муниципального жилья через суд? Часто ли подобное случается? Согласно официальной статистике около 20 % всего жилого фонда на территории России до сих пор не приватизировано, то есть принадлежит государству.

Немалая часть из данных жилых помещений предоставляется нуждающимся гражданам со стороны государства по . В таком случае жилье является муниципальным и принципы владения им достаточно сильно отличаются от тех же действий с частной собственностью.

Однако фактические владельцы — жильцы, прописанные в муниципальной квартире или доме, не лишены права провести обмен жилой площади по условиям, которые будут удобны им всем. Как правило, подобная процедура не устраивает хотя бы одного из владельцев описанного жилья, поэтому решение об осуществлении размена принимается судебным органом.

Более подробно о данном мероприятии поговорим в представленном ниже материале.

Основным законодательным актом, который поможет вам разобраться в вопросах размена жилья, является Жилищный Кодекс РФ

Рассматривая принудительный обмен муниципального жилья через суд, важно обратиться к основным законодательным актам в нашей стране, которые в полной мере освещают данную тему.

Все вопросы, касающиеся жилищных помещений и сделок над ними, решаются через рассмотрение Жилищного Кодекса (ЖК) РФ.

В рассматриваемой нами теме важны все положения кодекса, которые регламентируют основные понятия, порядок и процесс предоставления такого вида жилья и осуществления его размена.

В первую очередь, важно определить понятие «муниципального жилья». В соответствии с 49-ой статьей ЖК РФ таким жильем называется жилищный объект, предоставленный нуждающимся гражданам от местного муниципалитета (региона, края, области и т.д.) для проживания.

Пользование полученной от государства квартиры или дома должно осуществляться с соблюдением всех условий и законодательных правил, указанных в ЖК РФ (главы 7, 8, 8.1, 8.2).

Согласно тому же кодексу наниматель (фактический владелец жилья по договору) имеет право провести размен жилой площади. Но в случае, если на это согласны все остальные наниматели и наймодатель (муниципалитет), предоставивший ему жилье. Основные законодательные положения по подобному виду обмена представлены в статьях с 72-ой 75-ую ЖК РФ.

Сложности размена муниципальной жилой площади

Обобщая представленную в законодательном акте информацию, можно выделить следующее:

  • Размен жилища, предоставленного по договору социального найма, может быть осуществлен только с письменного согласия всех нанимателей жилья, наймодателя и органов опеки (при наличии несовершеннолетних нанимателей). В остальных случаях добиться обмена можно только через суд.
  • В процедуре обмена нет ограничения на количество участников, участвующих в ней.
  • Размен муниципальной жилой площади может быть осуществлен как мирным путем, так и через суд.
  • Осуществить обмен жилья можно только в том случае, если после его завершения права ни одного из нанимателей не будут нарушены. В противном случае размен может быть признан недействительным в судебном порядке.
  • В ряде ситуаций, указанных в статье 73-ей ЖК РФ, обмен муниципальной жилплощади не допускается.
  • Наниматели имеют полное право отказаться от размена жилья. Но их отказ должен быть обоснованным. В противном случае он может быть обжалован в судебном порядке.
  • Договор обмена заключается в письменной форме и с соблюдением всех юридических и законодательных нюансов данной процедуры.
  • Договор, заключенный с нарушений прав нанимателей, положений ГК РФ и ЖК РФ, будет признан недействительным в судебном порядке. После признания соглашения недействительным все наниматели муниципального будут переселены в первоначально предоставленное жилище. Виновник, спровоцировавший своими неправомерными действиями недействительность договора, обязан понести некоторую ответственность как перед законодателем, так и другими участниками сделки обмена.

Не забывайте, что каждый индивидуальный случай может потребовать более углубленного обращения к законодательству РФ, поэтому иногда без помощи профессионального юриста не обойтись. Выше представлены лишь основные законодательные положения, которые касаются обмена муниципальной жилплощади.

Принудительный обмен муниципального жилья через суд

Разница между добровольным и принудительным разменом

Принудительный размен (обмен) муниципальной квартиры – это юридическая сделка между социального найма, осуществление которой направлено на разделение крупного и общего жилища на несколько небольших, но отдельных.

Данный вид обмена может быть осуществлен как добровольно (через согласие всех нанимателей жилья), так и принудительно (через суд).

Важно понимать, что при предоставлении такого жилья нескольким нанимателям, которые прописываются в нем, они все наделяются равными правами. Поэтому каждый наниматель может выступить инициатором размена.

В первую очередь, инициатору необходимо обратиться ко всем остальным нанимателям с предложением о добровольном проведении обмена жилья. Если так действовать наниматели не согласны, то придется доказывать необходимость размена в судебном порядке.

При наличии веских причин для проведения обмена государство, представленное судом, имеет полное право принудить всех нанимателей жилья к размену. Принудительный обмен жилыми помещениями допускается по следующим причинам:

  • наниматели и, соответственно, сожители часто конфликтуют, мирного решения проблемы добиться не получается;
  • один из нанимателей не конфликтует с сожителями, но ведет асоциальный образ жизни или хулиганит;
  • кто-либо из жильцов имеет серьезный недуг, который может быть опасен не только для него, но и для его сожителей.

Провести обмен муниципального жилища в добровольном или судебном порядке можно только в том случае, если наймодатель – местный муниципалитет, будет на это согласен (как правило, проблем не возникает). Вне зависимости от выбранного учитывается мнение всех зарегистрированных нанимателей, даже тех, которые в нем не проживают.

Так как описанное жилье является собственностью государства, то процедура ее обмена сильно отличается от аналогичной, но уже с частными владениями, и считается более сложной в юридическом плане.

Общие требования к соблюдению процедуры принудительного размена

Решая провести обмен через суд, стоит понимать, что без помощи профессионального юриста обойтись очень проблематично. Нередко даже у самых юридически подкованных граждан возникают проблемы в отстаивании своих прав в подобных ситуациях.

Общий порядок проведения процедуры регламентирован ЖК РФ и имеет следующий вид:

  1. Как было отмечено ранее, перед обращением в суд необходимо предложить всем нанимателям провести размен жилья мирным путем. Если хотя бы один из них не согласен, то без обращения в суд не обойтись.
  2. Прежде чем идти в суд, не менее важно удостовериться в том, согласен ли наймодатель, предоставивший жилье, на обмен или нет. В большинстве случаев местный муниципалитет дает разрешение на осуществлении процедуры, но не всегда. Любой отказ наймодателя наниматель имеет право обжаловать в суде.
  3. Получив разрешение на обмен данного жилья от наймодателя, можно идти в суд. В судебный орган необходимо подать иск, в котором выражена просьба истца об осуществлении принудительного обмена жилища. В исковом заявлении важно указать все доводы, существенные по вашему мнению, которые удостоверяют целесообразность размена жилища. Рассмотрев иск и все доводы ответчиков, суд вынесет вердикт по подтверждению или отказу осуществления принудительного размена.
  4. Получив официальный отказ на обмен, можно продолжить судебные тяжбы, но зачастую результата они не дают. Если же суд принудил остальных нанимателей к размену, то необходимо начинать поиск муниципального жилья, в которое они будут переселены. Подбирая новые жилищные объекты, важно учитывать, чтобы они имели муниципальный статус и удовлетворяли желаниям всех нанимателей. Общая площадь новых жилищных объектов для размена должна быть эквивалентной предыдущему месту проживания.
  5. Найдя подходящие варианты для размена, заключается договор мены, который официально подтверждает факт проведения процедуры. Договор заключается с участием местного муниципалитета и всех нанимателей такого жилья в письменной форме. После чего оригинал договора предоставляется каждому наймодателю нового жилья.

В целом, процедура обмена муниципального жилья через суд имеет много нюансов, которые важно учитывать на всех этапах ее проведения. В большинстве случаев обойтись без помощи профессионального юриста практически невозможно, не забывайте об этом.

Форма составления иска и необходимые документы

Как составить иск в суд на принудительный размер квартиры?

Исходя из того, что сегодняшний материал подробно рассматривает процедуру принудительного обмена муниципальной квартиры именно через суд, не лишним будет рассмотреть правильную форму иска и необходимые документы для подачи в суд.

Стоит понимать, что от юридической грамотности составленного иска во многом зависит то, сумеете ли вы добиться своих целей в судебном процессе.

Правильное исковое заявление в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:

  • ФИО, адрес, год рождения и контакты истца (нанимателя, который инициирует размен);
  • ФИО, адрес, год рождения и контакты ответчика или ответчиков (нанимателей, которые не согласны на размен);
  • информация о заключении брака или о его расторжении (при наличии такого между нанимателями);
  • информация о детях (при наличии таковых среди нанимателей);
  • адрес жилья и период проживания в нем;
  • описание жилья (квартира или частный дом, этаж, комнаты, состояние и т.д.);
  • жилищный фонд жилища;
  • доводы истца, указывающие на необходимость принудительного размена;
  • предложение вариантов обмена;
  • информация о том, что ответчик или ответчики не согласились добровольно провести размен;
  • просьба судебному органу об осуществлении принудительного обмена.

В процессе отстаивания своих прав в суде могут понадобиться следующие документы:

  • копия письменного согласия от наймодателя на проведение размена;
  • согласие местного исполнительного или распорядительного госоргана для междугородного обмена (при решении переехать в другой населенный пункт и получить муниципальную жилплощадь там);
  • копия правоустанавливающего документа на жилище;
  • справка о прописке с места проживания;
  • справка о составе семьи (если наниматели — семья);
  • копия свидетельства о расторжении или заключении брака (при наличии);
  • письменное заявление на отказ или согласие на размен от всех нанимателей описанного жилья;
  • квитанции об уплате всех необходимых госпошлин.

Придерживаясь указанных выше правил составления иска и сбора необходимой документации, можно в разы увеличить шансы на успешный исход судопроизводства.

В каких случаях суд откажет в размене?

Что может помешать вам осуществить принудительный размен жилой площади?

Принудительный обмен жилья через суд – достаточно сложная юридическая процедура. Даже собрав все необходимые документы и грамотно составив иск, наниматель не может гарантировать себе успех в достижении своих целей в судебном процессе.

Виной всему потенциальная возможность наличия каких-либо факторов, которые могут вынудить суд отказать в размене.

Одна часть из них закреплена в ЖК РФ, а другая формируется исходя из индивидуальных особенностей каждого случая. Учитывая наличие подобных факторов, судья выносит окончательный вердикт.

В соответствии со статьей 73 ЖК РФ обмен муниципального жилья не допускается, если:

  • наймодатель предъявил иск нанимателям о расторжении соглашения или об изменении его условий;
  • права на жилье уже оспариваются в суде по другому делу;
  • жилище, являющееся потенциальным объектом размена, признано непригодным для проживания или будет снесено/переоборудовано;
  • в результате размена какому-либо нанимателю придется жить с гражданином, страдающим один из заболеваний, которые указаны в 4 пункте статьи 51 ЖК РФ.

При наличии любого из представленных выше факторов судебный орган откажет в принудительном обмене муниципального жилья.

Помимо законодательно установленных причин для отказа к обмену, при вынесении вердикта судья должен учитывать особенности каждого случая в отдельности.

В соответствии с законодательство РФ после размена жилья жилищные условия для каждого нанимателя не должны быть ухудшены и их права не могут ущемляться. В процессе принятия решения по делу судья зачастую учитывает следующие факторы:

  • дееспособность отдельных нанимателей;
  • близость к месту работы/учебы каждого жильца;
  • наличие у нанимателей тяжелых заболеваний;
  • семейный статус жильцов.

Исходя из представленной выше информации, важно констатировать, что далеко не всегда получится добиться успеха в суде при решении принудительно обменять муниципальное жилье.

Так, например, в иске гарантировано откажут, если по результату размена инвалид-колясочник с квартиры на 1-ом этаже будет переселен в помещение на 4-ом, расположенном, к тому же, в подъезде без лифта.

Нюансы мероприятия

Нюансы, которые необходимо учитывать при подготовке иска на принудительный размен

Весь процесс размена муниципального жилья достаточно запутан и непрост в осуществлении.

Даже рассмотрев и внимательно изучив представленный выше материал, не каждый человек в полной мере сможет понять суть данной процедуры. Так или иначе, разобраться с законодательными и юридическими аспектами обмена придется.

Для упрощения процесса понимания всех тонкостей размена муниципального жилья, наш ресурс выделил ряд важных к рассмотрению нюансов данного мероприятия:

  1. Любой наниматель или, проще говоря, прописанный жилец имеет полное право инициировать обмен.
  2. Не забывайте, что проводить размен через суд, необходимо только в том случае, если остальные наниматели или часть из них отказались от добровольной процедуры и проведение мероприятия с вашей стороны обосновано.
  3. Прежде чем идти в суд для подачи иска, обязательно проконсультируйтесь с профессиональным юристом о целесообразности подобной практики в вашем случае.
  4. Составляйте исковое заявление с уточнением всех деталей своей ситуации и в соответствии с представленной ранее формой. Также не забудьте позаботиться о сборе некоторых документов.
  5. Решаясь идти в суд, помните, что в процессе решения спорных вопросов придется нести некоторые финансовые траты. В обязательном порядке придется потратиться на оплату необходимых госпошлин, получение справок и оформление прочих документов. Помимо этого, часто участники судебного процесса тратят немалые средства на помощь юристов и адвокатов.
  6. Даже добившись в суде принудительного обмена описанного жилья, не спешите радоваться. Дело в том, что не во всех регионах страны муниципальный жилой фонд достаточно богат. Вследствие этого бывает очень сложно найти подходящее для размена жилье. На данном этапе нужно быть готовым к долгому и упорному поиску жилищ для размена, которые будут удовлетворять всем необходимым требованиям.

Как видите, судебные споры по вопросам принудительного обмена муниципального жилья – дело непростое. В ходе судебного процесса могут появляться новые проблемы, что усложнит жизнь его участникам. Стоит оно того или нет – решайте сами.

Решая подобные вопросы через суд, не забывайте использовать представленный выше материал и обращаться к профессионалам за помощью.

Детальнее о размене квартиры вы сможете узнать, посмотрев видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

16 Янв 2017 116

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Алена!
В соответствии с ч.3 ст. 72 ЖК РФ если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Из данный нормы права следует, что субъектный состав истцов и ответчиков (родители и дети) не имеет существенного значения при разрешении данной категории дел.
Как показывает судебная практика, принудительный обмен муниципального жилья осуществляется в судебном порядке по иск любого заинтересованного лица.
Отказ в иске также повлечет за собой отсутствие у истца доказательств того, что предлагаемый вариант размена жилого помещения действительно является оптимальным, что можно увидеть на следующих примерах из судебной практики.
Суд отказал в осуществлении принудительного обмена квартир, поскольку установил, что предлагаемый истцом вариант обмена приведет к нарушению полноценной реализации ответчиком его жилищных прав: уменьшится приходящаяся на него доля общей площади и кухни. Предлагаемое для переселения помещение находится на первом этаже дома более раннего года постройки, место расположения которого значительно отдалено от метро (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.12.2011 N 33-18033/2011).
Суд отказал в удовлетворении иска о принудительном обмене жилой площади, переселении, обязании заключить договор социального найма, поскольку в результате предлагаемого обмена жилищные условия переселяемых принудительно ответчиков ухудшатся: в пользование ответчиков предоставляется квартира меньше той, которой они располагают до обмена; дом, в котором находится предлагаемая квартира, построен на 19 лет раньше того, откуда ответчиков переселяют; квартира, находящаяся в их пользовании в настоящее время, находится в доме-новостройке (Определение Московского городского суда от 28.10.2011 N 33-35094, см. также Апелляционное определение этого же суда от 06.05.2015 N 33-13945).
Решение суда об отказе в удовлетворении иска о принудительном обмене жилого помещения вышестоящим судом было оставлено без изменения, поскольку предлагаемый вариант обмена занимаемого сторонами жилого помещения не соответствует требованиям жилищного законодательства: при переселении будут ухудшены жилищные права ответчиков, в том числе несовершеннолетнего ребенка, так как размер приходящейся на каждого из ответчиков жилой и общей площади в предлагаемом помещении менее размера указанной площади, приходящейся на них в занимаемой квартире (Определение Московского городского суда от 28.10.2011 N 33-31025).
В удовлетворении исков о принудительном обмене жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета было отказано, так как отсутствие балкона, лифта, необходимость проведения ремонта в жилом помещении, предложенном к принудительному обмену, существенно нарушают законные интересы проживающих в обмениваемом жилом помещении (Определение Московского городского суда от 06.04.2011 N 33-7643).
В иске о принудительном обмене жилого помещения было отказано, поскольку при обмене согласно предложенному истцом варианту будут нарушены права несовершеннолетнего ребенка: он будет жить в комнате в трехкомнатной коммунальной квартире, где зарегистрировано шесть человек, но имеются пояснения ответчика о том, что в предложенном ей с несовершеннолетней дочерью для обмена жилом помещении фактически проживают девять человек; предусмотренная для вселения комната в данном помещении расположена на первом этаже дома старой постройки с газовой колонкой; удовлетворение заявленных исковых требований приведет к необходимости сменить для ребенка учебное учреждение, район проживания, что может негативно сказаться на ее психическом состоянии (Определение Московского городского суда от 13.07.2010 N 33-20766/2010).
При рассмотрении одного из дел суд установил, что при переселении ответчиков в 2-комнатную квартиру их жилая площадь будет уменьшена. Если в занимаемой 4-комнатной квартире на каждого из ответчиков приходится по 9,72 кв. м, то в 2-комнатной квартире норма жилой площади на каждого из них будет составлять 9,03 кв. м. Нижестоящий суд, кроме того, не учел, что один из ответчиков является пенсионером и в силу его возраста такие изменения в бытовых и социальных условиях затруднительны, его работа находится в непосредственной близости от места проживания и поликлиника, которой он пользуется, также расположена в данном районе. При смене места жительства ответчик будет тратить не только время, но и денежные средства на проезд, что также существенно и заслуживает внимания (Определение Архангельского областного суда от 11.04.2002 N 33-1062).
Если же предлагаемые истцом варианты размена жилого помещения не нарушают баланса интересов всех сторон спора, не ущемляют прав и законных интересов ответчика, то заявленный иск суд может удовлетворить согласно одному из предложенных вариантов.
Так, суд отметил, что предложенный истцом вариант предполагает переселение ответчика в жилую комнату немного, но все-таки большего размера, чем та, которую он занимает в настоящее время, и предлагаемое жилье не уступает занимаемому в момент рассмотрения спора по уровню благоустройства; размер кухни в предлагаемом варианте незначительно меньше имеющейся в распоряжении ответчика в настоящий момент; вход на двойную лоджию имеется только через комнату соседей, однако они не имеют права пользоваться лоджией в нарушение прав других соседей по занимаемой коммунальной квартире. При таких обстоятельствах иск о принудительном размене жилья был удовлетворен (Определение Псковского областного суда от 09.12.1999 N 33-1141).
В аналогичном деле суд указал на то, что предлагаемые варианты размена спорной жилой площади соответствуют требованиям жилищного законодательства. Разница в размере жилой площади, предоставляемой ответчикам, является незначительной и не может быть расценена как ухудшение их жилищных условий. Другие интересы ответчиков также не будут ущемлены из-за переселения: предложенная им квартира отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, имеет все коммунальные удобства. Суд учитывал наличие в обоих вариантах раздельного санузла, телефона, лифта в доме, этажность и площадь квартир и др. (Определения Московского городского суда от 04.05.2011 N 33-13221 и от 29.09.2011 N 4г/6-79).
Анализ сложившейся в настоящее время правоприменительной практики позволяет сделать следующие выводы. При обращении истца в суд с требованием об осуществлении принудительного обмена жилых помещений он должен представить несколько вариантов такого обмена. Предлагаемые варианты должны быть не хуже или незначительно хуже того положения, в котором ответчик находится. Если предлагаемые к обмену помещения будут лучше, это дополнительный аргумент в пользу истца. Желательно, чтобы жилищные условия ответчика после совершения обмена помещений были оптимально близки к тем, которые он имел, а именно балкон, лоджия, раздельный санузел, определенного типа дом, этаж, лифт, инфраструктура района, транспортная обеспеченность и т.п. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.05.2014 N 33-3947/2014).
Суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, как-то: нуждаемость ответчика в медицинском уходе, привычные занятия вблизи его прежнего дома, состояние получаемой жилплощади и др. При доказанности оптимального варианта обмена квартиры без ущерба жилищных прав ответчика у истца есть все шансы выиграть дело.
Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в ведении данного судебного процесса, обращайтесь, будем рады помочь.

Правовое заключение по вопросу принудительного обмена жилого помещения и оснований постановки на учет по улучшению жилищных условий

Право собственности на недвижимость – это присвоенность этой недвижимости кому-либо. Гражданский кодекс трактует понятие право на недвижимость через три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Собственник может передавать свои полномочия другим лицам, при этом он не теряет права собственности на недвижимость.

Собственник осуществляет эти полномочия по своему усмотрению, независимо от других лиц. Собственник может совершать в отношении принадлежащей ему недвижимости любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других (п.2 ст.209 ГК РФ).
Правомочие владения недвижимостью – это документально подтвержденное право обладания недвижимостью с возможностью пользоваться и распоряжаться ей (право на недвижимость).
Правомочие пользования - это возможность эксплуатации недвижимости, извлечения из нее доходов, проживание в ней, возделывание земельного участка и т.д. В квартире вы можете жить сами, а можете сдавать в аренду. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Но, тот, кто арендует квартиру, ей пользуется, но не владеет.
Правомочие распоряжения - это возможность совершать меры по совершению действий в отношении этой недвижимости. Примером распоряжения недвижимостью (право на недвижимость) могут быть: продажа, сдача в аренду, залог и прочие случаи.
Ведь собственник может передать другому лицу свои правомочия относительно принадлежащей ему недвижимости, оставаясь ее собственником, например, аренда или передача недвижимого имущества в доверительное управление. При этом право собственности на недвижимость не переходит к управляющему или арендатору.
Помимо «блага» обладания недвижимостью (право на недвижимость) и получения доходов от использования собственник несет и «бремя» связанных с этим расходов, издержек и риска. К примеру, собственник недвижимости обязан платить налог, ремонтировать и поддерживать в хорошем состоянии, платить коммунальные платежи, нести риск утраты или повреждения недвижимости при отсутствии чьей-либо вины в этом. «Бремя» можно переложить на другое лицо по договору (например, аренды).
В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства, Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Статья 292 Гражданского кодекса РФ, определяет права членов семьи собственников жилого помещения.
В частности, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.
Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Таким образом, поскольку, право собственности на квартиру зарегистрировано на имя вашей дочери, то, следовательно, только она является собственником жилого помещения.

Необходимо сразу отметить, что принудительному обмену подлежат жилые помещения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и которые занимают граждане по договору социального найма (статья 68 Жилищного кодекса РСФСР).
Жилищное законодательство предусматривает возможность обмена и жилыми помещениями, находящимися в кооперативной собственности (статья 119 Жилищного кодекса РСФСР). Однако, учитывая, что большинство лиц проживающих в домах жилищно-строительных кооперативах полностью выплатили паевой взнос и стали собственниками жилых помещений, то вопрос о принудительных обменах в этих домах в настоящее время является не актуальным.
Не подлежат принудительному обмену жилые помещения, находящиеся в долевой собственности граждан, так как в соответствии с гражданским законодательством прекращение права собственности возможно только в порядке предусмотренном гражданским законодательством, а оно не позволяет принудительно отчуждать собственность за исключением отдельных случаев, установленных законом.
Нельзя предлагать к обмену и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, так как нельзя в принудительном порядке стать собственником жилого помещения.
Поэтому, если у Вас возникли неприязненные отношения с родственниками или с соседями, которые являются участниками долевой собственности на жилые помещения, то Вы должны знать, что заставить их произвести обмен занимаемого жилого помещения невозможно и Вам необходимо с ними договариваться или самому продавать, или менять принадлежащую Вам долю с естественными при таком развитии дела потерями.
Принудительный обмен возможен, как правило, в отношении только всего занимаемого жилого помещения по договору социального найма, когда между нанимателем и членами его семьи (или бывшими членами его семьи) не достигнуто соглашение об обмене помещения на помещение в разных домах или разных квартирах, т.е. о разъезде.
Жилищное законодательство допускает единственное исключение, когда можно обязать совершить принудительный обмен лицо, которое занимает жилое помещение по другому договору социального найма. Это в порядке, предусмотренном статьей 98 Жилищного кодекса РСФСР. В этом случае лицу грозит быть выселенным из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, но суд вместо выселения без предоставления может обязать нанимателя произвести обмен занимаемого помещения.
Не допускается провидение принудительного обмена, если одно из помещений, участвующих в обмене является служебным или расположено в общежитии.
Изложенное свидетельствует о том, что квартира, принадлежащая вашей дочери, принудительному обмену не подлежит.

Постановка на учёт по улучшению жилищных условий

Улучшить свои жилищные условия в г. Москве можно несколькими способами, перечень которых сегодня достаточно велик. Одним из таких способов является получение квартиры (жилья) по договору социального найма, то есть по существу бесплатного муниципального жилья. Получить квартиру в Москве на этих условиях можно, в частности, встав на очередь по улучшению жилищных условий.

Процедура постановки на очередь по улучшению жилищных условий.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.
Так, существует норма, согласно которой постановка на учёт по улучшению жилищных условий возможна только после постоянного проживания в г. Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это означает ни что иное, как то, что для постановки на очередь не обязательно непрерывное проживание в Москве в течение этого времени, место жительства гражданина в течение жизни может меняться, возможен переезд в другой город и возврат на постоянное место жительства в г. Москву, неизменным в практике остаётся лишь то, что проживание в течение 10-ти летнего срока должно быть подтверждено записью о регистрации по месту жительства, или так называемой постоянной регистрацией (пропиской).
Вопрос проживании в г. Москве в течение 10 лет для постановки на очередь оказался весьма болезненным, и привёл к многочисленным обращениям граждан во всевозможные судебные инстанции в защиту своих конституционных прав, прежде всего, права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Итогом судебной борьбы граждан за свои права было признание существовавшей в ранее действовавшем московском законодательстве нормы о 10 годах проживания в г. Москве не соответствующим конституции и федеральному законодательству. Ранее в Московском законодательстве об улучшении жилищных условий (Постановление Мосгордумы от 31 января 2001 г. № 12 «О положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве») также существовало такое условие, которое было отменено Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 05 октября 2001 г. № 5-ГО1-117.
В новом Законе г. Москвы №22 «Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы» от 15 января 2003 г. этот срок появился вновь, что вызвало недоумение со стороны общественности и некоторых представителей судебной власти.
Спорным остаётся также вопрос и о том, что должно учитываться проживание в течение 10 лет в г. Москве именно по постоянной регистрации, т.к. закон говорит только о проживании и нигде не упоминает, что должно иметь место проживание именно по прописке (регистрации). С этой точки зрения судебные перспективы имеет установление в судебном порядке факта проживания в течение 10-ти летнего срока в г. Москве в порядке особого производства статей 264-268 ГПК РФ, учитывая, что в течение нескольких лет судебная практика рассматривает регистрацию по постоянному месту жительства не как основание, а как всего лишь одно из доказательств постоянного проживания в определённом месте. То есть для подтверждения факта постоянного проживания могут быть использованы и другие доказательства, а именно доказательства, полученные из других источников доказывания, перечисленных в п.1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и из свидетельских показаний.
Другим условием постановки на учёт нуждающихся в получении жилья является то, что обеспеченность общей площадью каждого члена семьи не должна превышать установленных законом норм.
Так, например, требуется, чтобы на каждого проживающего в жилом помещении, желающего встать на учёт по улучшению, приходилось не более 10 метров в общей площади. В отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах или в квартирах гостиничного типа, действует другая норма, а именно обеспеченность таких граждан общей жилплощадью должна быть для постановки на учёт несколько выше, то есть согласно закону не должна превышать норму 15 метров.
При этом понятие коммунального жилья (коммунальной квартиры) приводится в ст.15 Закона г. Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» от 11 марта 1998 г. № 6, согласно которой коммунальной считается квартира, состоящая из одного или нескольких жилых помещений, принадлежащих двум или более пользователям (собственникам), не являющихся членами одной семьи на основании отдельных договоров, сделок или иных действий, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения, коммунальной признаётся а). муниципальная квартира, где существуют отдельные лицевые счета на изолированные жилые помещения б). бывшую муниципальную квартиру, с разными лицевыми счетами, где одна или несколько комнат приватизированы. Вопрос об отнесении к коммунальной квартиры на праве общей долевой собственности, даже с определённым порядком пользования решается судами отрицательно из-за отсутствия в таких квартирах отдельных прав на изолированные жилые помещения.
Если же разные семьи проживают в квартире, которая не подлежит коммунальному заселению в силу смежности комнат или в силу того, что квартира является однокомнатной, а также по ряду иных причин (Приложение №1 к Закону № 22) постановка на очередь также возможна при обеспеченности общей площадью менее 15 метров, то есть нормы, установленной для квартир коммунального заселения (ст.3 Закона).
В то же время существует ряд случаев, когда постановка на очередь по улучшению жилищных условий осуществляется независимо от количества метров, приходящихся на каждого члена семьи, а именно:
1). Если граждане занимают однокомнатные квартиры или квартиры состоящие из смежных неизолированных комнат и между ними отсутствуют родственные отношения. Речь здесь в отличие от рассмотренного выше случая идёт о том, что между гражданами отсутствуют именно родственные отношения, а наличие в квартире разных семей возможно и при сохранении между гражданами отношений родства.
2). Если граждане занимают жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение считается непригодным для постоянного проживания если оно: является а). аварийным б). находится в ветхом состоянии в). если в жилом помещении выявлено воздействие вредных факторов среды обитания. Порядок признания жилых помещений и домов не пригодными для постоянного проживания урегулирован Положением о порядке признания жилых помещений и жилых домов непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 552. и конкретизируется на уровне московского законодательства.
3). Если занимают жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающих стандартам благоустройства, то есть в домах (квартирах), в которых отсутствует одно из следующих удобств (энергоснабжение, водопровод, ванная или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка, независимо от материала стен).
4). Если граждане занимают жилые помещения в общежитиях, в том числе и в общежитиях гостиничного типа, за исключением случаев, когда г. Москва является для граждан местом пребывания (они имеют временную регистрацию).
5). Независимо от нормы постановки, на учёт принимаются также граждане, проживающие в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний и при этом совместное проживание с ними по заключению органов здравоохранения невозможно.
6). Жилые помещения, где проживают больные, страдающие некоторыми формами хронических заболеваний, планировка которых не позволяет выделить этим гражданам в пользование изолированное жилое помещение. При этом эти граждане по закону имеют право пользоваться изолированным жилым помещением.
Независимо от количества метров, приходящегося на проживающего, граждане, прожившие в г. Москве в общей сложности не менее 40 лет, то есть являющиеся долгожителями Москвы, также могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а) если они проживают в квартирах коммунального заселения последние 10 лет при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии б). последних 5-ти лет при наличии инвалидности первой или второй группы. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения, имеют право на первоочередное получение жилья и даже в случае проживания их в составе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они включаются в отдельные от других очередников списки нуждающихся.
Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования
При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём). При этом не является правом самостоятельного пользования право проживания, предоставляемое по договору поднайма жилого помещения, договору краткосрочного найма или соглашению о вселении временных жильцов. Вопрос о том, кто является членом семьи проживающих решается следующим образом: супруги и их несовершеннолетние дети в любом случае являются членами одной семьи независимо от места их жительства.
Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей). Практически это выглядит как подача заявления в жилотдел Управы об учёте соответствующих лиц как отдельной семьи с приложением справок о финансовой самостоятельности как подтверждения отдельного источника доходов, а также с приложением других документов, подтверждающих обстоятельство, что в квартире сложились разные семьи.
Весьма распространённым на практике является случай, когда в квартире проживают супруги и их совершеннолетние дети, и при этом у одного из супругов в собственности имеется жилое помещение, наличие которого не позволяет встать семье в целом на учёт по улучшению жилищных условий (на каждого проживающего приходится более 10 или 15 метров общей площади). Одним из выходов из ситуации для детей, ставших совершеннолетними, является в данном случае подача в жилотдел заявления о постановке на очередь как отдельной от родителей семьи или семей (площадь родителей учитываться не будет).

Порядок постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных Условий

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Москве ведётся жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. У гражданина есть право состоять на учёте в двух местах - по месту работы и месту жительства. Факт постоянного проживания в том или ином районе подтверждается записью о регистрации по месту жительства или решением суда об установлении факта постоянного проживания.
Для постановки на очередь по улучшению жилищных условий необходимо обратиться в жилотдел Управы с письменным заявлением, в котором указываются:
1. Жилищные условия семьи на момент подачи заявления.
2. Время проживания в г. Москве, а также наличие регистрации по месту жительства.
3. Следует указать, имеются ли льготы на внеочередное или первоочередное предоставление жилья у отдельных членов семьи.
4. В случае, если заявление подаётся по месту работы, указывается стаж работы на предприятии и должность.
5. В заявлении также делается отметка о том, что граждане, желающие встать на учёт, дают своё согласие на получение сведений о них в порядке проверки их жилищных условий.
К заявлению о постановке на очередь прикладываются следующие документы
1). Паспорт гражданина, желающего встать на учёт по улучшению жилищных условий
2). Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта
по месту жительства желающих встать на очередь
3). План квартиры из БТИ
4). Справка из Мосрегистрации о наличии или отсутствии собственности
на жильё.
5) В необходимых случаях прикладываются справки учреждений здравоохранения.
Заявление о постановке на учёт регистрируется в журнале входящих документов в жилотделе, после чего проводится проверка жилищных условий граждан, по результатам которой составляется акт проверки и вопрос о принятии их на учёт выносится на рассмотрение специально созданной общественной жилищной комиссии, которая принимает решение о принятии или непринятии на учёт, носящее рекомендательный характер. Окончательно вопрос о постановке разрешается Постановлением Главы районной Управы, о чём гражданину, обратившемуся с заявлением, должно быть сообщено письменно в течение месяца со дня подачи заявления.
Таким образом, рассмотрение заявления гражданина должно проходить не более одного месяца, по истечении которого ему должен быть дан письменный ответ. В случае положительного решения вопроса о постановке на учёт по улучшению заводится специальное учётное дело, а также учёт ведётся в книге учёта граждан. Отказ же в постановке на очередь по улучшению жилищных условий может быть обжалован в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по Округу или в суд.

Действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.

Постановка на очередь может быть отсрочена на 5 лет, если имело место ухудшение жилищных условий гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия. К действиям, связанным с ухудшением жилищных условий относятся:
1). Изменение порядка пользования жилым помещением, к которому относится в частности раздел лицевого счёта в муниципальной квартире.
2). Обмен жилого помещения на жилое помещение меньшего размера.
3). Невыполнение договора найма жилого помещения, повлекшее выселение в судебном порядке. Так, за неуплату квартплаты в течение 6 месяцев гражданин может быть выселен в судебном порядке в менее благоустроенное жилое помещение по нормам общежития.
4). Изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака, то есть по существу прописка в квартиру дополнительных жильцов.
5). Определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилого помещения.
6). Отчуждение (то есть передача по какой-либо сделке собственниками жилых помещений) принадлежащих им жилых помещений или долей в праве собственности на жилые помещения.
Не считаются действиями, приведшими к необходимости улучшения жил условий следующие действия:
1). Действия по вселению по месту жительства супругов, детей, родителей, иных граждан, объединённых признаками родства или свойства, если они а). не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б). обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования, но не были обеспечены по норме предоставления (то есть не были обеспечены необходимыми 18 метрами общей площади); в). занимали на праве самостоятельного пользования жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания, то есть признанное аварийным, находящимся в ветхом состоянии, или если в нём было выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.; г). если их жилое помещение было передано ими в собственность г. Москвы, либо было изъято органами гос. власти для государственных и муниципальных нужд.
2). Действия, связанные с расторжением договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты.
3). Действия, связанные с отказом от принятия дара одаряемым и с отказом дарителя от исполнения договора дарения.
4). В том случае, если суд признал сделку с жилым помещением недействительной.
При наличии указанных выше оснований, вы можете быть поставлены на учет по улучшению жилищных условий.

Напомню, о чем говорилось вчера. Если в жилом помещении (квартире), находящнмся в частной собственности , проживают несколько лиц, которые хотели бы разъехаться друг с другом, и если между ними не достигнуто соглашение о размене (обмене) этой квартиры или о ее продаже, то принудить собственника жилья, отказывающегося от размена данного жилого помещения или от его продажи, к совершению сделки (в том числе подав соответствующий иск в суд) невозможно.
А как обстоят дела с муниципальным жильем? Здесь действуют иные положения закона, применяется не Гражданский, а Жилищный Кодекс РФ, и, соответственно, ситуация с обменом решается иначе.
Обмену жилыми помещениями, предоставленными гражданам по договорам социального найма, посвящены ст.ст.72-75 ЖК РФ. Из этих четырех статей нас сейчас больше всего интересует ст.72, в которой содержатся общие положения об обмене. В качестве идеального варианта закон, конечно, и здесь предусматривает необходимость достижения взаимного согласия на обмен: согласно ч.1 ст.72 ЖК РФ, для осуществления обмена необходимо письменное согласие , во-первых, членов семьи нанимателя жилого помещения (в т.ч. и временно отсутствующих, т.е. выехавших из данного жилого помещения в связи с учебой, работой, лечением и т.п.), а во-вторых, наймодателя (органа, осуществляющего управление муниципальным жилым фондом, - в разных населенных пунктах этот орган называется по-разному: комитет или департамент по управлению муниципальным имуществом и пр. Конкретное наименование этого муниципального органа указано в договоре социального найма. Не путайте наймодателя с управляющей организацией, это разные субъекты!).
Но, в отличие от того, о чем говорилось вчера, отсутствие согласия на обмен со стороны кого-либо из членов семьи нанимателя либо согласия наймодателя само по себе не является непреодолимым препятствием для совершения обмена. В соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ, если между нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке . Таким образом, здесь уже иск о принудительном обмене вполне может быть удовлетворен судом. Однозначного отказа в иске, как в случаях с жилыми помещениями в частной собственности, не будет.
На что необходимо обратить внимание в связи с принудительным обменом муниципального жилья ?
1) Обменять можно не любое муниципальное жилое помещение, а только занимаемое по договору социального найма . Закон не допускает обмена жилых помещений, относящихся к специализированному жилому фонду (служебное жилье, общежития, жилые помещения в домах социального обслуживания населения и т.п.). Это прямо следует из ч.5 ст.100 ЖК РФ, где указано, что к пользованию жилыми помещениями специализированного фонда положения ст.72 ЖК РФ не применяются. То же ограничение действует и в отношении муниципального жилья, предоставленного гражданам по договору коммерческого найма (такая категория муниципального жилья также имеется, хотя и не во всех населенных пунктах).
2) На что можно обменять? Здесь тоже надо быть внимательным. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.72 ЖК РФ, допускается только обмен муниципального жилья на муниципальное, и притом также предоставленного по договору социального найма. Если планируется разъезд, т.е. обмен одного жилого помещения на несколько, то муниципальными (предоставленными по договору социального найма), соответственно, должны быть все жилые помещения. Это ограничение появилось только с 1 марта 2005 г. (т.е. с момента вступления в силу ныне действующего Жилищного Кодекса РФ), раньше обмен муниципального жилья на частное (и наоборот) законом не запрещался.
И, кстати, имейте в виду - "родственный" обмен, довольно распространенный ранее, при старом жилищном законодательстве, ныне также не допускается
3) В исковом заявлении должен быть указан конкретный вариант обмена . Суд будет принуждать ответчика ("строптивого" нанимателя или члена семьи) не к тому, чтобы он дал согласие на обмен "вообще"; суд будет рассматривать конкретный вариант обмена, предлагаемый истцом, и примет решение о понуждении ответчика к обмену именно по этому конкретному варианту . Соответственно, лица, проживающие в этих жилых помещениях (указанных в качестве варианта обмена), должны быть обязательно привлечены к участию в судебном разбирательстве в качестве третьих лиц. Лучше всего истцу сразу указать всех этих граждан в своем исковом заявлении, но если он этого по каким-либо причинам не сделает, то суд всё равно привлечет их к участию в деле.
Иногда можно встретить такую точку зрения, что в исковом заявлении надо обязательно указывать сразу несколько вариантов обмена. Это не так. Можно указать и один конкретный вариант; главное - чтобы этот конкретный вариант был .
4) Не надо излишне обольщаться - суд может и отказать в иске о принудительном обмене. Это может последовать, во-первых, в том случае, если истцом не были соблюдены условия, которые выше были перечислены под п.п.1 и 2 (т.е. ставится вопрос об обмене жилого помещения, занимаемого не на основании договора социального найма; либо предлагаются в качестве варианта обмена жилые помещения, которые предоставлены не на основании договора социального найма).
Во-вторых, в ходе судебного разбирательства третьим лицам (нанимателям жилых помещений, на которые предполагается обменять спорное жилье) может надоесть ждать завершения судебного процесса и они могут отказаться от обмена. Принудить их к обмену нельзя, требовать принудительного обмена можно только от нанимателя (или члена семьи) своего , а не чужого жилого помещения. Поэтому дальнейшее судебное разбирательство в такой ситуации теряет смысл.
В-третьих, в ч.3 ст.72 ЖК РФ указано, что суд при рассмотрении иска о принудительном обмене "учитывают заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении". Сказано расплывчато, и это неудивительно, ведь ситуации могут быть самые разные. Более определенно сказано об этом в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ": "Под заслуживающими внимания доводами и интересами... следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих в силу возраста, состояния здоровья, места работы, учебы и т.п. пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением". Тоже, конечно, не ахти как конкретно, но основная мысль вроде бы проясняется. Одно дело - когда человек, что называется, просто тупо уперся и не желает переезжать вообще никуда. И совсем другое дело - когда пожилой человек с букетом хронических заболеваний, живущмй через два дома от поликлиники, не желает переезжать в район, откуда до поликлиники идти не менее получаса. Это обстоятельство действительно заслуживает внимания, и суд к таким доводам ответчика, скорее всего, прислушается.
Вообще говоря, этим "заслуживающим внимания доводам и интересам" стоит посвятить отдельный пост (и не один).
5) Иск о принудительном обмене подается в районный (городской) суд по месту жительства ответчика (т.е. по месту нахождения жилого помещения. которое планируется обменять). Перед подачей искового заявления в суд необходимо оплатить госпошлину в размере 200 рублей.
Жилищное законодательство (ч.4 ст.74 ЖК РФ), помимо этого, предусматривает также возможность обжалования в судебном порядке отказа наймодателя в даче согласия на обмен. Это обстоятельство также надо иметь в виду, хотя оно, строго говоря, уже выходит за рамки вопроса о принудительном обмене.
А вот "раздел лицевых счетов" (т.е. требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора социального найма в отношении изолированной комнаты в квартире) нынешним жилищным законодательством не предусмотрен. Поэтому на сегодняшний день ставить вопрос о "разделе лицевых счетов" и, тем более, идти по этому поводу в суд нет никакого смысла.
Иными словами, если говорить упрощенно, с муниципальным жильем ситуация прямо противоположная, нежели с частным: там нельзя принудить к размену, но в некоторых случаях можно "разделить" (т.е. продать свою долю или определить порядок пользования), здесь нельзя разделить, но можно принудить к обмену.

ЖК РФ Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма

1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

2. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

3. Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений. Предоставление заявителям решений органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия может осуществляться через многофункциональный центр.