Предпроектный анализ и комплексная оценка территории. Ландшафтное проектирование: предпроектные работы. Сбор информации и анализы на местности

Предпроектные работы выполняют до эскиза и разработки рабочей документации. Это - подготовительный этап, на котором собирают информацию об участке, формируют опорные чертежи и планы.

Предпроектные работы

Топографическая съемка и планы участка

Общая топосъемка выполняется при оформлении участка, при получении разрешения на строительство. Ее результат - чертеж, план, на котором отмечено расположение участка, его границы, есть привязка к координатам. Если общая топосъемка уже выполнена, и границы участка после нее не менялись, повторно проводить ее не надо. Копия топографического плана может использоваться как основа при ландшафтном проектировании, составлении ситуационного плана, плана коммуникаций, других чертежей.

Ландшафтная топосъемка выполняется в меньшем масштабе (М 1:200 или М 1:100). Полученный чертеж отражает расположение и контуры объектов на местности, особенности рельефа, природные объекты на участке. Такая топографическая съемка должна выполняться точно - ее результат станет основой, опорой при дальнейшем проектировании.

При ландшафтной топосъемке на план наносят существующие растения (кустарники, деревья). Этот план используют при дальнейшей инвентаризации растительности, определяют, какие растения нужно удалить как малоценные, какие - сохранить.

В дополнение к топографической съемке составляют ситуационный план, на котором схематично отражают строения на участке, его границы, характеристики прилегающей территории, подъездные пути.

План коммуникаций формируют как сводный чертеж на основе имеющейся технической документации, в которой отражено расположение водопроводов, подземных и наземных электрических кабелей, газовых труб, наружной канализации и т.п. Если часть документов по коммуникациям отсутствует, их расположение выясняют на местности. До проектирования нужно определить расположение всех коммуникаций на территории, места их ввода на участок, в дом. Это исключит повреждение при выполнении работ или такое благоустройство, при котором обслуживание коммуникаций станет неудобным или невозможным.

Сбор информации и анализы на местности

Чтобы спланировать , выбрать виды и сорта декоративных и плодовых растений, нужно знать характеристики почвы, параметры освещенности, силу и направление ветров на участке. Для этого на местности выполняют исследования нескольких видов.

Анализ грунта. На участке берут пробы грунта, которые затем направляют в лабораторию. При выполнении стандартного анализа грунта определяют:

  • гранулометрический состав: характеристика частиц, из которых состоит почва. По гранулометрии грунт может относиться к глинистому, суглинистому, супесчаному, песчаному. Тип почвы определяет виды и сорта растений, которые можно использовать в озеленении, влияет на режим полива, учитывается при устройстве и дренажа;
  • кислотность. pH почвы может составлять от 2,5 до 8,0, хороший показатель кислотности - 6,0-7,0 (его предпочитает большинство растений). Кислые почвы до озеленения известкуют, чтобы улучшить приживаемость, всхожесть, рост растений;
  • содержание макроэлементов. Основные - фосфор, калий, азот. При сниженном содержании этим макроэлементы вносят в составе минеральных удобрений. Дополнительно может оцениваться содержание меди, магния, цинка, других минералов. Состав грунта корректируют по их соотношению.

Инсоляционный анализ. Оценивает освещенность участка, его расположение по сторонам света. По результатам анализа строят план с указанием затененных (средняя и густая тень) и освещенных участков в разные периоды дня (обычно в 9, 12 и 17 часов). Данные по инсоляционному режиму помогают правильно располагать светолюбивые и теневыносливые растения, планировать оптимальное зонирование участка (расположение детских, игровых площадок, зон отдыха и т.п.).

Гидрологические изыскания. На первом этапе выполняют гидрометрические замеры (оценка направления тока подземных вод, скорость течения), собирают информацию о наземных водоемах, берут воду на анализ (для оценки пригодности для технических нужд, питья). Отдельно собирают информацию о расположении водоносного пласта, характеристиках грунта (проницаемость), климатическом режиме (объем осадков, направление и сила ветров). По результатам изысканий формируются рекомендации по и ливневой канализации. Водный режим может влиять на подход к благоустройству и озеленению участка.

Компания «Гринтэк» организует и проводит предпроектные работы, выполняет ландшафтное проектирование на основе собранных данных.

Анализ архитектурно-планировочной ситуации, позволяет определить место проектируемого объекта в плане города, района, микрорайона, а так же планировочную структуру, как объекта проектирования, так и прилегающей территории. Категории объектов озеленения, а также взаимосвязь этих составляющих между собой.

Для анализа архитектурно-планировочной ситуации опорным материалом является схема территории ОмГАУ М 1:1000. Рельеф данной территории слабо выражен с понижением в южном направлении в сторону ул. Проспект Мира. Проектируемый участок расположен на лугово-черноземных почвах, следовательно, на данной территории возможно выращивание различных видов растений.

При планировке необходимо избежать загромождение участка, неудобств эксплуатации, нарушение санитарных норм, потерю привлекательного внешнего вида.

Внимательно надо подходить к вопросу сохранения существующих зеленых насаждений и использованию природных особенностей участка, так как это уменьшит трудозатраты по оборудованию и подчеркнет своеобразную уникальность усадьбы.

При проектировании зеленых насаждений были сохранены наиболее ценные породы деревьев, например, такие как: лиственница, липа остролистная, голубая ель, туя.

Необходимо правильно выбрать цветовую гамму. Цвет на малом пространстве оказывает чрезвычайно сильное воздействие на наше восприятие ландшафтной картины в целом. Построенная на контрасте светлых и темноокрашенных растений композиция создала притягательную для взгляда картину.

По результатам анализа можно сделать вывод, что общее впечатление от участка благоприятное.

Ландшафтный и инсоляционный анализ

Ландшафтный анализ помогает объективно оценить природные условия анализируемой территории, оказывает влияние на функциональный анализ, планировку дорожно-тропиночной сети, на композиционное решение, на выбор древесно-кустарниковой растительности и травянистой растительности при проектировании объектов озеленения.

Рельеф нередко предопределяет все композиционные построения, «архитектонику», общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории.

Анализ существующего рельефа на анализируемой территории объекта озеленения был выполнен по топографическому плану (масштаб 1:500) и непосредственно на местности, включал в себя выделение и анализ характерных форм рельефа, определение крутизны и экспозиции склонов, выявление участков с самыми высокими и самыми низкими отметками горизонталей, в пределах границ объекта проектирования.

Рельеф на территории равнинный. Самая низкая точка на юго-западе плана 100.91, а высокая на севере 106.41.

При разработке проектного решения одной из основных задач является сохранение или усиление существующих форм рельефа. Подчеркивание форм рельефа возможно путем использования приемов геопластики. В последствии это выгодно для установки различных видов малых архитектурных форм, посадки групп или солитеров древесно-кустарниковой растительности.

Также характер рельефа местности влияет на расположение и на саму структуру дорожно-тропиночной сети. Равнинный рельеф провоцирует «срезание углов», вытаптывание травянистого покрова территории и приводит к нарушениям в общей структурной целостности объекта, нерационального использования и изменения первичного предназначения различных функциональных зон.

Состояние экологии включает в себя как положительное, так и отрицательное состояние ландшафта. Положительное состояние отражается в хорошем состоянии растительности. Выявить и зафиксировать причину плохого экологического состояния объекта проектирования бывает сложно, так как она, зачастую, находиться далеко за пределами границ участка, и можно зафиксировать только реакцию живого (растительного) организма на эту проблему.

Оценка насаждений при ландшафтной инвентаризации на территории проводится с целью определения общего состояния деревьев, кустарников, трав, цветов, выявление преобладающих, основных и дополнительных (сопутствующих) видов деревьев и кустарников, их возраста и степени угнетения растений друг другом и воздействия на них неблагоприятных факторов среды.

На территории аграрного университета растут неплохие лиственницы, экзотические туи, шикарные ели. Но санитарное состояние елей на территории выставочного сквера «Флора», в питомнике и парке ОмГАУ было оценено от 1,42 до 1,46 баллов в 2001 году и от 1,43 до 1,48 баллов в 2003 году, что показывает достоверное ухудшение с вероятностью 95%.

Удовлетворительное состояние у сосен, стволы тонкие и кривые, возможно причина в почве.

На территории Аграрного Университета находится великолепный ботанический сад им. Н.А. Плотникова. В саду представлены отделы: тропических и субтропических растений, декоративных видов, технических и лекарственных, кормовых (бобовых и мятликовых растений), водных и болотных, древесных и кустарниковых, редких и исчезающих видов, альпинарий и экспериментальный. Коллекционные фонды растений насчитывают 1800 видов, из них тропических и субтропических - 580, лекарственных и технических растений - 326, декоративных - 603 вида, деревьев и кустарников - 180 видов. В саду выращивается 40 видов редких и исчезающих растений. Основное направление исследований - интродукция полезных растений, сохранение биоразнообразия растений.

Инсоляционный анализ на территории объекта выполняется с целью выявления зон характеризующихся избыточным по времени присутствием тени от различных сооружений, жилой застройки, что в свою очередь накладывают определенный отпечаток при выборе ассортимента древесно-кустарниковой и травянистой растительности в проектных предложениях по озеленению и благоустройству данного объекта.

Наличие чрезмерного количества зон с недостаточным периодом прямого солнечного излучения отрицательно сказывается на комфортности окружающей среды и накладывает дополнительные ограничения на архитектурно-планировочное решение озеленения и благоустройства территории объекта, при разработке проектных решении необходимо учитывать, что продолжительность прямого солнечного облучения для территории жилой застройки должна соответствовать - не менее 2,5 часов в день на период с 22 марта по 22 сентября. Существенное значение имеет освещенность территории в зависимости от влияния высотной застройки и крупных деревьев.

Целью данной работы является расчет и построение на плане объекта проектирования в М1:500 конвертов теней от существующей застройки на 9, 12 и 17 час.

После проведения инсоляционного анализа можно сделать следующие выводы: 35% территории полностью освещено, 11% - занимает тень в восемь часов утра, 14% - двенадцать часов, 40% - пять вечера. То есть в дневное время суток территория почти полностью освещена.

Вид с улицы Заводская площадь, 41

Вид с улицы Заводская площадь, 12а

Вид с улицы Заводская площадь, 8

Рис 23. Фотофиксации по ул. Площадь Заводская

В предпроектный анализ входит анализ функционального назначения выбранной территории по ул. Пл.Заводская, предполагаемой к разработке фрагмента дизайна-среды. Данный анализ позволил уточнить средовые характеристики, а соответственно, дифференцировать принимаемые дизайнерские решения.

Итогом предпроектного анализа территории является принимаемое концептуальное решение фрагмента среды города. В содержание концептуального решения входит анализ сложившейся на момент предпроектного анализа градостроительной ситуации во всех аспектах, описание принятых общих решений в дизайн-проекте.

Градостроительный анализ

ССЗ им.Ленина находится на ул. пл.Заводская,7 в Трусовском районе г.Астрахани.

Территория улицы насыщена с восточной и западной стороны административными зданиями и жилыми домами.

К востоку от улицы располагается остановка для общественного транспорта.

В составе фирменного стиля ССЗ им.Ленина разрабатывался въездной знак. Въездной знак, место для него выбрано не случайно так как оно является центром скопления людей и маршрутного такси, расположен на хорошо просматриваемых поворотах, развязках дорог. В плане конфигурация очертания въездного знака не поменяется от существующего. Обеспечен обзор въездного знака с восточной, северной и западной и южной стороны.

История развития фирменного стиля в России

В России 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция отсутствовала. И тем не менее фирменный стиль был.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР - постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике (кстати, было запланировано выпустить в ближайшие годы 250 тысяч товарных знаков, но планы эти не выполнены до сих пор).

Рис 24. Схема расположения объекта

Рис 25. Схема анализа объекта

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (продовольственными продуктами в хорошей упаковке, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д.), общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. Получалась очевидная диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир», или «художественный стиль».

Поскольку вся сфера прикладного графического творчества концептуально отождествляла себя с «высокой» художественной культурой, на вершине которой, в свою очередь, господствовала станковая живопись социалистического реализма, постольку станковостью и живописностью оказывались пропитанными все слои этой художественной системы. В произведениях прикладной графики такая живописность на композиционном уровне выражалась в явном преобладании роли пятна над линией. Сказалось это и на характере самой графической линии, обретшей живописность в разнотолщинности, в плавных переходах и изящных росчерках. Все это привело к отрыву от технико-утилитарной основы.

Товарные знаки стали настоящей школой лаконизма для художников-прикладников.Разработка товарных знаков плавно перешла в проектирование графических комплексов фирменных стилей. Инициатива в данном случае принадлежала прикладной графике, и одной из главных причин этого перехода была заинтересованность в крупных заказах. Сам термин - фирменный стиль - чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его даже стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визульно-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Он служил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии. Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова - фирменный стиль «Электромера» Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» получил мировую известность и был удостоен Гранпри - на международном бьеннале в Брно. Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название - «альтернативного стиля», «новой волны», «концептуального стиля» и т.д.

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин - Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне». Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остроиндивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры используют в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в связи с определёнными переменами, происходящими в России, фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

В основу данной главы положено тщательное изучение работ ряда круп­ных специалистов в области градостроительства, ландшафтного проек­тирования и ландшафтной архитектуры (В. В. Владимирова, Л. С. Залееской, Н. А. Ильинской, Е. М. Микулиной, 3. А. Николаевской, Л. И. Рубцова и др.).

Приступая к проектированию любого объекта, начиная от дачного участка и заканчивая парком, всегда следует помнить, что каждый ланд­шафт в целом и слагающие его компоненты содержат внутри себя не толь­ко скрытые возможности, но и ограничения. Необходимо не только вы­явить наиболее существенные художественные свойства, но и учитывать естественные процессы развития ландшафта. В процессе исторического развития географических ландшафтов возникают только определенные, а не произвольные формы рельефа, водоемов, растительных и животных-сообществ.

Возможности преобразования территории, а также приемы форми­рования объемно-пространственной композиции культурного ландшаф­та в первую очередь зависят от природных ландшафтных компонентов. В частности, климат формирует комфортность условий отдыха, определя­ет подбор растительности; рельеф обусловливает принятие планировоч­ных, инженерных и архитектурно-художественных решений: раститель­ность и почвы определяют возможности озеленения и благоустройства; гидрографическая сеть и гидрогеологические условия – способы мелио­рации, пути рационального использования акваторий.

Предпроектные материалы. К предпроектным материалам относятся следующие.

1. Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей тер­ритории.

2. Геодезический план.

3. Подеревная съемка насаждений (для наиболее ценных участков).

4. Таксационная съемка (при наличии больших лесных массивов).

5. Техническое заключение о почвах.

6. Техническое заключение о режиме грунтовых вод и гидрогеологии в режиме затопляемости.

Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории. Рельеф является той основой, на которую опираются все остальные ландшафтные составляющие, поэтому во многих случаях именно рельеф предопределяет характер создаваемых ландшафтов и их декоративный облик. Например, ландшафт парка «Монрепо» в Выборге составляют скалистые гряды – сельги, поросшие соснами и елями, нагро­мождения валунов различной величины, болотистые низинки. Благодаря различиям в структуре рельефа формируется разнообразие как природ­ных, так и культурных ландшафтов.

Известно, что рельеф оказывает влияние на перераспределение тепла и влаги даже на равнинных территориях, где имеются незначительные перепады высот, но особое значение он приобретает в холмистой местно­сти или в горах. Условия обитания растительности на склонах зависят от их крутизны, экспозиции и состава материнских пород. В верхних частях склона вследствие поверхностного стока почва более сухая, в понижен­ных частях рельефа скапливается больше влаги за счет дополнительного притока поверхностных и грунтовых вод. Кроме того, более затененные северные и восточные склоны обладают более ровным тепловым режи­мом и высокой относительной влажностью, а южные и юго-западные склоны – более солнечные, для них характерны резкие перепады темпе­ратуры и испарения влаги.


именно поэтому всесторонняя предварительная оценка состояния и возможностей изменения геоморфологической основы является обяза­тельным условием правильной организации проектируемого ландшафта. Даже незначительные перепады высот рельефа могут служить сюжетной основой для проектирования самых разнообразных пейзажей.

На предварительном этапе самым тщательным образом, должны иссле­доваться формы рельефа не только проектируемого объекта, но и приле­гающей территории. Только в результате натурного, полевого обследова­ния можно определить возможности использования холмов, склонов, ска­листых обнажений, речных долин и т. д. для включения их в интересные пейзажные картины и раскрытия на них видов.

В связи с этим уже на предпроектной стадии должен быть проведен под­робнейший ландшафтный анализ территории. Он заключается в деталь­ном обследовании всех элементов и компонентов ландшафта, расположен­ных как на проектируемой территории, так и на прилегающей местности. В процессе изучения территории составляют ее климатическую оценку в целом, а также ее отдельных участков. Особенно тщательно исследуется растительность, произрастающая на проектируемой территории и вокруг нее. Все насаждения должны быть оценены с точки зрения использования в будущем строительстве, хозяйственной или эстетической ценности. При этом следует использовать уже имеющиеся крупные деревья, так как на формирование новых посадок таких размеров потребуется как минимум несколько десятилетий. Выяснение состояния и характера растительности окружающих ландшафтов поможет в подборе ее ассортимента для проек­тируемого объекта, а также в установлении единства между культурным ландшафтом и растительностью окружающей местности.

Геодезический план. Основой документации должен быть геодезиче­ский план с координатной сеткой, горизонталями, с указанием границ участка и нанесением существующих насаждений, водоемов, подземных коммуникаций и наземных сооружений. Обычно он составляется в мас­штабе 1:500 (горизонтали проводятся через 0,5 м); для территорий, более 10 га он составляется в масштабе 1:2000 или 1:1000 (горизонтали через 2 м и. 1 м соответственно); для особо крупных территорий площадью в сот­ни гектаров план составляется в масштабе 1:2000 или 1:5000.

Подеревная съемка насаждений. Для наиболее ценных в ландшафт ном отношении участков составляется план подеревной съемки насажде­ний (с нанесением на план в масштабе 1:500 каждого дерева и каждой группы кустарников) с подробным описанием. На план наносится коорди­натная сетка с существующими деревьями и кустарниками, показанными условными обозначениями. По каждому дереву или группе однородных деревьев и кустарников описание должно содержать: номер по плану, наи­менование породы, возраст, диаметр ствола на высоте 1,3 м, диаметр кро­ны, высоту дерева, санитарное состояние, декоративные качества.

Таксационная съемка, При наличии больших лесных массивов, не требующих значительных изменений, дополнительно проводится такса­ционная съемка.

В данном случае на геодезический план наносятся границы земле­пользования, просеки, квартальная сетка насаждений, контуры выделов. В ландшафтном проектировании приняты следующие термины.

Выдел – участок насаждений с однородными показателями для преоб­ладающей породы.

Класс возраста – условное подразделение насаждений по возрасту на группы (хвойные породы, дуб, клен, бук, ясень, вяз подразделяются на классы по 20 лет; береза, ольха, осина, липа – на классы по 10 лет).

Бонитет – показатель продуктивности насаждений и условий место­произрастания. Определяется по средней высоте деревьев данного возрас­та (I – бонитет высоких насаждений, V – самых низких).

Полнота – степень сомкнутости крон насаждений (1 – полнотные на­саждения. 0,1 – редкие).

Подрост – молодое поколение, растущее под пологом старого леса.

Подлесок – кустарники, растущие под пологом насаждений.

Надпочвенный покров – характер покрытия верхнего слоя земли: тра­вянистый, моховой, лишайниковый, мертвый (опавшая листва, хвоя, кора и ветки).

Тип леса – совокупность насаждений, характеризующаяся однородными условиями (главным образом одинаковыми условиями увлажнения).

Запас древесины – объем древесины, измеряемой в кубических метрах.

В пределах каждого квартала по выделам приводится подробная харак­теристика насаждений по показателям: площадь выдела, состав насажде­ний, их возраст (по породам), подрост, подлесок, ярусность, надпочвен­ный покров, преобладающая порода. По преобладающей породе допол­нительно указываются: класс возраста, средняя высота деревьев, средний диаметр ствола, бонитет, тип леса, полнота, запас древесины, особенности роста, происхождение, степень повреждения леса вредителями и болезнями. Основой лесохозяйственного обследования является таксационная ха­рактеристика насаждений по последнему лесоустройству.

Техническое заключение о почвах должно содержать краткое описа­ние естественно исторических условий и факторов почвообразования, а также сведения о химических свойствах и механическом составе почв. К заключению для крупных объектов прилагается почвенная карта на гео­дезическом плане в масштабе 1:2000 или 1:5000.

Техническое заключение о режиме грунтовых вод и гидрогеологии в условиях затопляемости составляется для объектов, на территории которых уже имеются водоемы или предусматривается их устройство, а также для объектов, нуждающихся в мелиорации, засоленных или под­верженных затопляемости. Это заключение должно содержать подроб­ные данные о геологическом строении территории (геологические раз­резы, описание грунтов, мощность залегания слоев и т. д.), режиме грун­товых вод (особенно важен уровень грунтовых вод в период наибольшего увлажнения), гидрологическую характеристику рек и других водоемов, детальные сведения о климатических условиях (температурный режим воздуха, длительность безморозного периода, среднегодовое и среднемесячное количество осадков, влажность воздуха, сила и направление ветра, количество солнечной радиации, облачность, глубина снежного по­крова и др.).

Прежде чем приступить к проектированию, необходимо также иметь:

выкопировку из генерального плана города (с нанесением существующей и проектируемой пчанировки прилегающих к объекту участков, подземных городских сетей инженерных коммуникаций, к которым можно присоединить соответствующие сети проектируемого объекта);

Технические условия на проектирование инженерных сетей (водопро­вода, канализации, электро- и теплоснабжения и др.), выданные соот­ветствуют им и службами;

архитектурно-планировочное задание, в соответствии с которым и выполняется проект. В задании приводятся сведения о целевом на­значении объекта, указываются его размеры и границы, перечень необ­ходимых сооружений, очередность освоения территории, данные о ха­рактере и перспективах развития прилегающей территории, общие требования к архитектурно-планировочному решению.

Проектные материалы. После предпроектной стадии изучения плано­вых материалов и полевых изысканий составляется технический проект. Он состоит из графического материала и пояснительного текста. В нем устанавливаются технические возможности и наиболее экономичные ме­тоды будущего строительства, а также отражается планировочная основа и инженерная подготовка территории объекта.

В состав технического проекта входят следующие составляющие.

1. Генеральный план.

2. Дендрологический проект.

3. Проект вертикальной планировки.

4. Проект сетей инженерных коммуникаций.

6. Пояснительная записка.

Генеральный план составляет основу технического проекта, в масшта­бе 1:500 (или 1:1000 для крупных объектов), с нанесением сооружений, дорожек, площадок, водоемов, открытых пространств (в том числе газо­нов, цветников и др.), насаждений древесно-кустарниковой растительно­сти, а также с приложением схемы зонирования территории и очередно­сти ее освоения.

Дендрологический проект определяет весь композиционно-художе­ственный облик проектируемого ландшафта. В дендрологическом проекте показываются объёмно-пространственные композиции проектируемых пейзажных картин, размещение и очертания массивов древесно-кустар­никовой растительности, открытых пространств, рощ, групп и отдельно стоящих деревьев. В прилагаемой подробной экспликации (описании) приводится ассортимент используемой растительности с указанием видов и сортов (и при необходимости возможности их замены другими видами), а также количества растений в штуках.

Проект вертикальной планировки составляется отдельно, выполня­ется в красных горизонталях с показом сети водостоков. В его состав так­же могут быть включены картограмма земляных работ с указанием мест срезки и подсыпки грунта и план дорожных покрытий с описанием кон­струкций дорожек и площадок, составленный с учетом соответствующих санитарно-технических требований.

Проект сетей инженерных коммуникаций и инженерная подготов­ка территории сводятся главным образом к составлению проекта сетей водопотребления, дренажа, канализации, электроснабжения, теплоснаб­жения, слаботочных устройств (радио, телефон и др.). Следует обратить внимание на расчет потребности в тепле, а также водопотребления, со­стоящего, как правило, из хозяйственно-питьевого, противопожарного, поливочного расхода воды, а также на питание фонтанов (если они про­ектируются) и обводнение культурного ландшафта.

Сметы являются неотъемлемой частью технического проекта. Они со­ставляются на выполнение отдельных видов работ, на строительство со­оружений (с приложением соответствующих проектов зданий и сооруже­ний), также выполняется сводная смета по всему объекту.

Пояснительная записка включает в себя подробный перечень прове­денных изыскательских работ, проектной документации, существующих сооружений и коммуникаций. В нее также обязательно включаются характеристика природных и экологических условий, баланс территории по проектируемым объектам благоустройства с исчерпывающими данными по обоснованию всех видов работ с приведением их физических объемов. В пояснительную записку входят рекомендации по улучшению механи­ческого и химического состава почв, режима грунтовых вод, приводится обоснование требуемого количества удобрений и т. п.

Рабочие чертежи. Основные решения технического проекта на дальнейшем этапе более подробно разрабатываются в рабочих чертежах. Они включают следующее.

1. Генеральный план с поправками после утверждения технического проекта.

2. Рабочий проект вертикальной планировки территории и дорожнойсети.

3. Чертежи инженерных коммуникаций.

4. Рабочие чертежи зданий и сооружений.

5. Разбивочные чертежи планировки (выполняются в масштабе 1:500, а участки со сложным рельефом или с использованием лестниц и подпорных стен – в масштабе 1:200).

6. Посадочные чертежи размещения проектируемой растительности (составляются на основе разбивочных чертежей).

Стадийность проектирования. Для не слишком сложных в техническом исполнении объектов достаточно одной стадии ландшафтного проекти­рования. В этом случае используется технорабочий проект. В его состав входит следующее.

2. Генеральный план.

3. Дендрологический проект.

4. Пояснительная записка.

5. Рабочие чертежи.

При проектировании крупных, особо сложных и важных в градостро­ительном отношении объектов количество стадий увеличивается. После предпроектных исследований дополнительно разрабатывается эскизный проект. Его основу составляет генеральный план (в-масштабе 1:500 для небольших объектов, в масштабе 1:1000 или 1:2000 для крупных объек­тов). В случаях сложных объектов генеральный план дополняется иллю­стративными материалами в виде макетов, рисунков, перспектив и т. д. Кроме того, в эскизный проект включаются схема инженерного обору­дования территории, смета ориентировочной стоимости строительства, определенная по укрупненным показателям, а также краткая пояснитель­ная записка. И только после этой стадии выполняется технический про­ект. Итак, в данном случае эта схема выглядит следующим образом.

1. Предпроектные исследования и документация.

2. Эскизный проект (генеральный план, наглядный материал, схема инженерных сетей, ориентировочная смета, краткая пояснительная записка).

3. Технический проект (полностью).

4. Рабочие чертежи.

В простейшем виде разработка проекта состоит в следующем.

По генеральной схеме озеленения или генеральному плану парка опре­деляют участок для строительства парка и его назначения. Выполняют геоподоснову, гидрогеологические изыскания и почвенный анализ. Про­водят ландшафтный анализ территории для определения системы пространств, выявления ценной растительности, по­тенциальных и существующих видовых точек и панорам, возможности орга­низации водоемов и необходимости проведения вырубок. Намечают пред­варительное функциональное зонирова­ние с определением участков, пригод­ных для застройки, тяготения насе­ления прилегающих районов, организа­ции входов.

Следующим этапом можно считать формирование планировочного карка­са. Для этого посредством главных и второстепенных аллей организуют сис­тему осевых композиций, объединяют входы и объекты системы внутренних пространств и композиционные узлы с раскрытием на видовые точки и панорамы. Трассируют прогулочные маршруты, формируют группы и масси­вы.

Как систему отрабатывают цветочное оформление, планируют партеры, поляны с цветниками, размещают миксбордеры, рабатки с усилением в акцентируемых местах. В узлах разме­щают скульптуры, фонтаны, вазы.

Зонирование проводят таким обра­зом, чтобы в парке сформировать три основные экологические зоны:

I – срединное ядро или дальние периферийные территории, где обеспе­чивается тихий отдых, сохраняются наиболее ценные заповедные участки, устраиваются ремизные посадки, – участки для гнездования птиц, антро­погенная нагрузка на ландшафт здесь сохраняется минимальной;

II – зона активного отдыха, где сосредоточена основная масса посети­телей, при этом характер благоустрой­ства должен выдерживать повышенные антропогенные нагрузки;

III – буферная зона, это узкая полоса парка на границе с городской застройкой. Она служит для защиты основной территории от пыли, шума, газа и используется в качестве буль­варов, тротуаров для транзитных пешеходных потоков, принадлежит как парку, так и улице.

Выделенные территориальные единицы подлежат дальнейшему, оцениванию. Эта работа ведется с целью выявления достоинств каждого участка и территории в целом, а также выбора наилучшего варианта решения по его использованию, чтобы на этой основе определить планировочное и композиционное решения и виды работ по осуществлению проекта в натуре. В процессе оценки возможно некоторое изменение границ выделенных участков.

Объекты ландшафтного искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов: эстетического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного и технологического. Каждый из указанных факторов отражает достоинства территории со своих позиций. Эстетический характеризует красоту участка, санитарно-гигиенический - его комфортность для человека, функциональный - соответствие проектируемому назначению объекта, возможности организации тех или иных видов отдыха, транспортную и структурную взаимосвязь с окружающими территориями, природоохранный фактор определяется по устойчивости участков к антропогенному воздействию. В городских условиях - это в первую очередь устойчивость насаждений к загрязнениям атмосферного воздуха (загазованности и запыленности), а в рекреационных лесах (лесопарки, зоны отдыха, национальные парки) - устойчивость природных комплексов к рекреационным нагрузкам. Технологический фактор характеризует возможности освоения территории - благоустройства, проведения коммуникаций, формирования пейзажей. С позиций рассмотренных факторов и следует вести оценку территории. Каждый из факторов имеет свой набор оценочных критериев и показателей оценки.

Оценка объекта по эстетическому фактору является одной из наиболее сложных, так как в сильной степени связана с эмоциональным восприятием. Однако сходство мнений различных людей в оценке красоты тех или иных явлений позволило выявить и общность реакций на красоту природных и парковых ландшафтов, пейзажных картин, отдельных деревьев и их групп, травянистых и цветочных растений и их композиций. Их ценность в значительной степени определяется закономерностями восприятия цветовых и пространственных соотношений, изложенными в главе «Средства ландшафтной композиции». В целом можно сказать, что в ландшафтном искусстве оцениваются не столько отдельно взятые предметы (растения, формы рельефа, камни, водоемы и т. д.), сколько гармония их взаимосвязи и пространственных отношений. Однако оценить эту гармонию, не оценив сами предметы, нельзя. Поэтому и необходимо предварительно оценивать декоративность растений, их групп и др. Так, декоративные достоинства отдельно взятых деревьев и кустарников зависят от того, насколько каждый экземпляр выражает характерные черты своего вида. Лучше всего они проявляются в зрелом возрасте в благоприятных условиях. Эти экземпляры считаются эталонами, с которыми сравниваются остальные. Эстетические достоинства территориальных единиц определяются по типам пейзажей; это значит, что каждый тип пейзажа (лес, открытые пространства, водоемы и др.) имеет свой набор оценочных критериев. Для каждого из них разрабатывается оценочная шкала. Если такой шкалы нет, то проектировщик самостоятельно определяет перечень критериев, по которым ведется оценка. Так, для оценки лесных пейзажей основными критериями являются: возраст насаждений, тип пространственной структуры, состав пород, наличие декоративного подлеска и покрова, гармония элементов, формирующих облик пейзажа. Эти критерии, за исключением последнего, отражают одновременно и таксационную характеристику участка. Гармония слагаемых элементов определяется интуитивно, но здесь можно напомнить, что она ярче всего выражена в типах леса.

Оценка открытых пространств ведется по следующим критериям: форма (геометрическая, свободная), характер поверхности (определяется по уклонам рельефа - горизонтальная плоскость, пологий откос, степени нарушенности - наличие кочек, ям, канав, бугров и т. д.), качество травяного покрова (луговой, сорняковый, отсутствует), качество опушки окружающих насаждений (тип опушки, состав древесных пород, характеристика их декоративности), качество растительности на участке (деревья, кустарники, заросли молодняка и др.), наличие сформированных внутренних видов.

Пруды, озера, реки и ручьи оцениваются по эстетическим качествам водного зеркала - его форме и чистоте, по качеству окружающих насаждений, сооружений, форм рельефа, открытых пространств, наличию внутренних видов.

Формы рельефа оцениваются по их важности для каждого данного объекта.

При оценке по санитарно-гигиеническому фактору учитывают микроклиматические и теллурические условия.

Микроклиматические условия оцениваются по данным температуры, влажности воздуха и ветрового режима, а также солнечной радиации. В комплексе эти данные должны обеспечить благоприятные условия для пребывания человека.

Условия микроклимата в пределах территории объекта меняются в течение дня и сезона года. Так, для открытых пространств в холодное время года наиболее благоприятными являются показатели высоких температур при минимуме ветра, поэтому наиболее ценными считаются склоны южных экспозиций, защищенные от северных ветров и получающие наибольшее количество солнечного тепла. Эти же территории в жару становятся менее комфортными. В горных условиях Черноморского побережья Кавказа и Крыма водораздельные части хребтов неблагоприятны в зимний период из-за их подверженности холодным ветрам, а в летний они достаточно комфортны благодаря аэрационному режиму. Меняются показатели комфортности и на полянах: в жаркие дни наиболее комфортной является опушка северной экспозиции, а в прохладные дни - южной.

Теллурические условия характеризуются особенностями состава воздуха, оказывающими влияние на организм прежде всего через дыхательные пути. Сюда входят пары скипидара, фитонциды, ароматические вещества, ионизация воздуха. Здесь главную роль играет видовой состав насаждений, а также направление и повторяемость преобладающих ветров. В зависимости от сезона года и погоды теллурические показатели существенно изменяются, наиболее ярко они проявляются в жаркие летние дни.

Оценка по функциональному фактору определяет пригодность объекта для организации отдыха. Она характеризуется существующими и перспективными видами отдыха, а также качественными и количественными показателями. Качественные показатели - это виды и формы отдыха, которые существуют на момент оценки или возможны на перспективу. Они определяются количеством отдыхающих, которое принимает или будет принимать оцениваемый объект. Эти данные получают на основе натурного учета существующей посещаемости, анализа предпочитаемых видов отдыха, потребностей в отдыхе на перспективу. На основе этих данных составляется прогноз развития отдыха, а проектируемая территория оценивается по следующим критериям: количество видов отдыха, которые можно организовать на том или ином участке, удобство подходов к участку (транспортная и пешеходная доступность), наличие дорог и уровень их благоустройства. Возможны и другие критерии, повышающие или понижающие ценность участка с точки зрения возможности организации отдыха (наличие водоемов и родников, труднопроходимых зарослей, заболоченностей и др.).

Оценка по природоохранному фактору рассматривает главным образом уровень устойчивости территории к рекреационным нагрузкам. Оценке подлежат в первую очередь участки насаждений, различные типы которых имеют разный уровень устойчивости (хвойные насаждения менее устойчивы, чем широколиственные, и др.). Эта оценка должна определенным образом ориентировать проектировщиков при создании планировочной структуры лесопарков и значительных по площади парков, с тем чтобы соответствующими биологическими и планировочными приемами сохранить существующие насаждения.

В организации парков и лесопарков природоохранный фактор имеет важное значение, он определяет и регулирует расчетную рекреационную емкость, влияет на организацию видов и форм отдыха и его масштабы (т. е. на функциональное использование объекта), определяет мероприятия по сохранению природных комплексов. Из них наиболее опасными в природоохранном отношении являются пикники и разведение костров на необорудованных площадках, а также собирательские, при которых уничтожаются ценные декоративные растения, нарушается почвенная структура, ведущая к распаду насаждений. Наименее опасными формами отдыха являются зарегулированные дорогой прогулки, спорт на оборудованных площадках, а также климатолечение (воздушные и солнечные ванны на полянах).

При оценке необходимо учитывать те виды воздействия, которые являются наиболее опасными,- вытаптывание, уничтожение и повреждение растений, пожары, мусор.

Оценка устойчивости природных комплексов к вытаптыванию основывается на данных исследований по стадиям дигрессии. Очевидно, она будет выражаться либо в виде ранжированного ряда этих комплексов (прежде всего типов леса), либо в виде отдельных компонентов (преобладающая порода или травяной покров) как основных показателей устойчивости. Оценка опасности уничтожения и повреждения растений определяется степенью их наличия и природоохранной значимостью самих участков. Степень пожарной опасности определяется наличием хвойных пород в составе, а степень засорения - возможными видами отдыха, выявленными в процессе оценки по функциональному фактору.

Оценка по технологическому фактору о пределяется объемами и стоимостью работ по освоению объекта; этот фактор имеет свою специфику: он является завершающим в общем комплексе оценок. Поэтому определить технико-экономические показатели освоения того или иного участка или объекта в целом возможно лишь после того, как выявится его ценность по остальным факторам и будет найдено оптимальное решение по его освоению, т. е. по завершению проекта.

Таким образом, каждый из рассмотренных факторов характеризуется определенными чертами и имеет свой набор оценочных критериев. Рекреационная ценность парковых объектов определяется по значимости всех указанных факторов.

Выявленные факторы находятся в определенной взаимосвязи, которая определяет роль каждого по отношению к остальным. Так, факторами, определяющими собственно рекреационную ценность массива, являются эстетический и санитарно-гигиенический. Они находятся в определенной взаимосвязи, где эстетический фактор существует как самостоятельно, так и в составе санитарно-гигиенического, входя в группу психотерапевтических условий. Эта связь характеризуется не только прямыми зависимостями. Так, если в одних случаях участки с высокими эстетическими показателями являются благоприятными и в санитарно-гигиеническом отношении (например, живописные поляны, хорошо инсолируемые и проветриваемые), то в других случаях этого может и не быть (например, живописные заболоченные участки). И наоборот, благоприятные в санитарно-гигиеническом отношении территории могут иметь высокую эстетическую ценность (например, дубравы паркового типа), а могут и не иметь (сосновые молодняки). Каждый из этих факторов по-своему влияет на функциональное использование территории. В результате помимо чисто физической пригодности для отдыха наибольшую ценность приобретают участки высоких эстетических и санитарно-гигиенических достоинств.

Функциональный фактор занимает особое положение в системе оценок. С одной стороны, на него прямым образом влияют эстетический и санитарно-гигиенический, которые определяют виды и формы отдыха, потоки посетителей, а отсюда и основное направление функционального использования территории. С другой стороны, на него обратным образом влияет рекреационная устойчивость биогеоценозов, т. е. природоохранный фактор, а также степень технологической сложности освоения территории. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется при организации отдыха в рекреационных лесах. Если там функциональный фактор определяет желаемый или физически возможный уровень доступности тех или иных видов отдыха, то природоохранный - лимитирует его в форме их природоохранной дозволенности, определяя допустимые нагрузки и отсюда - расчетную емкость лесопарков. Определяя пределы рекреационного использования территории, природоохранный фактор выступает как ограничитель ее активной эксплуатации, диктующий виды и формы отдыха и их размеры. Однако в практике постоянно приходится сталкиваться с перегрузкой тех или иных участков, обусловленной комплексом природных особенностей, транспортной доступностью, сложившимися традициями отдыха. Хотя на таких участках рекреационные нагрузки выше допустимых природоохранным фактором, они в силу сложившихся обстоятельств должны быть приняты. В результате проектировщиками выделяются участки, которые требуют соответствующих мероприятий по приспособлению природного комплекса к таким условиям отдыха. Взаимодействие этих факторов можно представить следующим образом:

функциональный→природоохранный→технологический.

Вместе с этим встречаются участки, требующие охранного режима и регулирования отдыха или полного исключения из рекреационного использования. Таким образом, в случаях возможного регулирования рекреационных нагрузок путем ввода дополнительных площадей или организации оттока отдыхающих другим способом ведущим является природоохранный фактор, влияющий на функциональный. В случаях невозможности снятия высоких рекреационных нагрузок ведущим остается собственно функциональный фактор, регулирующий природоохранные требования с помощью технологического. При организации парков, постоянно имеющих высокие нагрузки, типичными являются следующие взаимодействия:

функциональный→технологический→эстетический;

эстетический→функциональный→технологический.

Природоохранный фактор становится ведущим в случаях выделения особо ценных природных объектов (с целью их сохранения) - мест гнездования птиц, растительных сообществ, прежде всего красивоцветущих почвопокровных растений, уникальных деревьев, геологических обнажений, пещер, родников и т. д.

Сохраняя образную целостность растительных группировок, травяного покрова, а также целых лесных массивов, природоохранный фактор тесно связан с эстетическим.

Практическая реализация требований всех факторов обусловлена технологическим, который также получает свое окончательное выражение в функциональном.

Рассмотренные факторы по их роли в формировании парковых объектов можно сгруппировать следующим образом:

Факторы, стимулирующие формирование парков,- эстетический и санитарно-гигиенический;

Факторы, лимитирующие этот процесс,- природоохранный и технологический;

Фактор, регулирующий взаимодействие первых двух групп,- функциональный.

На этой основе возможно построение модели логической взаимосвязи факторов (рис.).

Характер взаимосвязи обусловлен смысловым значением каждого фактора и его ролью по отношению к остальным. Значимость же самих факторов и их взаимодействие обусловлены взаимосвязями социальных и природных условий объекта.

Изучение и оценка по каждому из факторов требуют учета его связи в первую очередь с функциональным, а уже затем - с остальными, имеющими свое значение в каждом конкретном случае.

Представленная система при всей стабильности взаимосвязей факторов является достаточно подвижной и зависит от конкретных условий.

Ландшафтный анализ территории

Универсальный подход к определению перспективной ценности территорий может осуществляться с помощью ландшафтного анализа. В этом случае он является заключительным этапом оценки. В случае выраженности всех факторов ландшафтный анализ используется для их сравнения, в результате которого определяется значимость каждого из них и выделяются доминирующий фактор или их сочетание. Это сложный творческий процесс осмысления как каждого участка, так и объекта в целом, результаты которого ложатся в основу дальнейшего проектирования. Он характерен для объектов, значительных по площади и разнообразных по функциональному использованию. На небольших по площади объектах основными становятся эстетический и функциональный факторы. Однако ландшафтный анализ - это не просто механическое сравнение достоинств различных участков по факторам, это выявление целостного облика объекта в целом. Поэтому на объекте учитываются все ценные участки или их отдельные элементы - живописный рельеф, насаждения, уникальные экземпляры деревьев, камни, родники и др. Особое место занимают видовые точки. Их фиксируют на плане и описывают. В описание входят следующие данные: местоположение вида, направление вида по сторонам света, угол обзора, тип пейзажной картины, ее схема и далее - словесная характеристика с указанием сюжета, центра картины, ее переднего плана, кулис, а также других особенностей. Завершается описание оценкой и рекомендуемыми мероприятиями.

Все ценные участки, их элементы и особенности формируют облик будущего парка, и чем тщательнее проведено его изучение, тем успешнее решение художественных задач по формированию парка. Одновременно фиксируются и малоценные участки, с тем чтобы их улучшить и рационально использовать в общей структуре объекта. Итогом работы является план ландшафтного анализа, на котором отражены все данные и пояснительная записка.

Проектирование парковых объектов предусматривается как многоуровневый процесс последовательного решения планировочных и композиционных задач. Первоначально (первый уровень) - от общего к частному, т. е. от выявления общих достоинств и потенциальных возможностей объекта - к изучению его природных свойств, инвентаризации насаждений и выделению территориальных единиц. Далее - от частного к общему (второй уровень), т. е. от оценивания выделенных участков по факторам - к обобщению оценок - ландшафтному анализу территории и на этой основе - к определению идеи объекта, решению его планировочной структуры и композиции в целом: функциональное зонирование, размещение узлов, направление основных видов, дорожная сеть. Затем опять - от общего к частному (третий уровень), на основе принятой структуры - конкретное решение функциональных зон и планировочных узлов, опираясь на линии дорог - определение направления видовых лучей и в их створе - композиций пейзажных картин, а также точек и отрезков восприятия картин на маршруте. При этом возможно изменение линии дороги для более удачного показа пейзажей в соответствии с замыслом автора (т. е. опять выход от частных задач - композиции пейзажных картин, к общим - трассировке дорог). В приведенной схеме действий важно отметить следующее: не спешить с проектированием дорог на плане (как это часто делается), а, подробно изучив территорию, выявить наиболее выгодные точки восприятия пейзажей и наиболее удобные и необходимые трассы движения людей, а также учесть ряд других особенностей объекта.