План налоговых проверок юридических лиц на. Когда организацию включают в план будущих проверок

Какой нормой НК разрешен зачет и между какими КБК он возможен в 2019 году?

Правила осуществления зачета переплаченных налогов описаны в ст. 78 НК РФ.

Откуда берется переплата и как ее выявляют, узнайте .

По закону разрешено зачитывать налоги одного вида (при этом КБК и вид бюджета — получателя налоговых платежей роли не играют):

  • переплату по федеральному налогу (прибыль, НДС и др.) — в счет уплаты любого федерального налога;
  • переплату по региональному налогу (имущество, транспорт и др.) — в счет уплаты любого регионального налога;
  • переплату по местному налогу (например, земельному) — в счет уплаты этого налога.

Использовать зачетную процедуру возможно также в отношении переплаченных страховых взносов. С 2017 года допускается проводить зачет только внутри страхвзносов одного вида (например, переплату по взносам в ПФР разрешается зачитывать только в счет предстоящих платежей по ним же).

Чтобы провести зачет, вам необходимо позаботиться о направлении контролерам заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога. Как это сделать, расскажем в следующем разделе.

Заявление о зачете: форма и образец

Переплаченную в бюджет сумму может найти сам налогоплательщик или надзорный орган. Если первыми ее нашли контролеры, они вам обязаны об этом сообщить письменно в течение 10 дней со дня установления факта переплаты (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если же переплаченную сумму вы нашли самостоятельно, для проведения зачета нужно отправить налоговикам заявление. С 09.01.2019 года бланк заявления изменился. Теперь нужно использовать форму в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк

О правилах оформления заявления на возврат налоговой переплаты читайт .

Ниже представлен образец заполнения заявления.

Скачать образец

Заявление рассматривается контролерами, а результат сообщается налогоплательщику:

  • в течение 10 дней с того дня, когда оно им поступило;
  • со дня подписания акта сверки по налогам (если сверка инициирована вами).

Ознакомьтесь с регламентированной формой ответа налоговиков также в редакции с 09.01.2019.

Скачать форму

Зачет производится работниками той ИФНС, в которой вы зарегистрированы.

Итоги

Чтобы зачесть переплаченные налоговые суммы, оформите заявление. После рассмотрения инспекторами заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога они примут соответствующее решение и сообщат вам о нем. Формы документов, участвующих в документообороте процедуры зачета, утверждены нормативными актами налогового ведомства. С 09.01.2019 их формы обновились.

Н.А. Мацепуро, юрист

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Порядок зачета и возврата переплаченных налоговых платежей

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Переплата по налоговым платежам возникает практически у всех организаций и предпринимателей. Кто-то, например, просто ошибся в платежке. Кто-то подал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога к уплате. А у кого-то уплаченные в течение года авансовые платежи превысили сумму налога по итогам года. Переплату во всех этих случаях можно вернуть или зачесть в счет других налоговых платеже йподп. 5 п. 1 , п. 3 ст. 21 , п. 1 ст. 78 НК РФ . О том, как это сделать, и пойдет речь. А вот о зачете и возврате налоговых платежей, излишне взысканных с вас налоговым органом, и налогов, уплаченных в качестве налогового агента, мы расскажем в ближайших номерах.

Когда возникает переплата

Налоговая переплата может возникнуть в результате излишней уплаты вами любых налоговых платежей: налогов, сборов, авансовых платежей, пеней, налоговых штрафо впп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . Рассмотрим несколько примеров таких ситуаций:

  • при уплате налога вы ошиблись в сумме и перечислили в бюджет больше, чем было нужно.

Имейте в виду, что если в платежке был неверно указан тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО) или статус плательщика, то такой платеж можно просто уточнить. Нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. И тогда инспекция поправит данные в карточке лицевого счета и пеней не буде тп. 7 ст. 45 НК РФ ;

  • уплаченные вами в течение года авансовые платежи превысили сумму налога, рассчитанную по итогам года (например, по налогу на прибыль, по налогу при УСНО);
  • вы нашли ошибку в прошлом периоде (например, забыли применить льготу) и подали за этот период уточненную деклараци юп. 1 ст. 81 НК РФ ;
  • вы представили в ИФНС декларацию по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению. Если при этом вы затянули с подачей заявления на возврат или зачет (то есть подали его, когда ИФНС уже вынесла решение о возмещении налога), то возврат и зачет НДС производятся в нижеописанном порядк е п. 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ .

Если же заявление о зачете (возврате) НДС подано до принятия инспекцией решения о возмещении налога, то зачет (возврат) НДС производится по специальным правилам (в частности, в более короткие сроки)пп. 7- 11 ст. 176 НК РФ .

Если вы хотите, чтобы переплата по налогу была зачтена в счет предстоящих платежей по этому же налогу (то есть в пределах одного КБК и ОКТМО), то тогда обращаться в ИФНС за зачетом не нужно. Такой зачет будет произведен в вашей карточке лицевого счета автоматически, как только в ней отразятся очередные начисления или поступления по этому налогу. Вы просто в очередной раз перечисляете в бюджет меньше, чем нужно, на сумму переплаты.

Поэтому при излишней уплате налога обращаться за его зачетом или возвратом есть смысл, только если сумма переплаты значительна или вы уже перестали быть плательщиком этого налога.

По каким правилам производится зачет

Основных правил, по которым переплата зачитывается в счет уплаты предстоящих платежей по налогам или недоимки, всего два.

ПРАВИЛО 1. Переплата, образовавшаяся у организации или предпринимателя как у налогоплательщика, может быть зачтена лишь в счет платежа, который уплачивается ими также в статусе налогоплательщик ап. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (далее - Методические рекомендации) . А потому налогоплательщик не может зачесть переплату в счет уплаты налога, который он должен перечислить как налоговый агент, и наоборо тПисьма Минфина от 23.11.2010 № 03-02-07/1-543 , от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 .

ПРАВИЛО 2. Переплата по федеральным налогам (а к ним относятся и спецрежимны еп. 7 ст. 12 , ст. 18 НК РФ ) и пеням по ним зачитывается в счет федеральных налогов и пеней, по региональным - в счет региональных, а по местным - в счет местны хп. 1 ст. 78 НК РФ . При этом не имеет значения то, что налоги зачислялись в бюджеты разного уровня (так, налог на прибыль частично платится в федеральный бюджет, а частично - в бюджет субъекта РФ).

Для наглядности покажем в таблице, как может зачитываться переплата по налогам (сборам) и пеням по ним.

Налоги (сборы) и пени, по которым имеется переплата Налоги (сборы) и пени, в счет которых можно зачесть переплату
Федеральные налоги (сборы):
  • налог на прибыль (зачисляемый как в федеральный бюджет, так и в региональный), включая авансовые платежи;
  • НДС (за исключением НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров и в других случая хст. 147 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ ) ;
  • «предпринимательский» НДФЛ;
  • акцизы, включая авансовые платежи;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • налог при УСНО, включая авансовые платежи и минимальный налог;
  • ЕНВД;
  • ЕСХН, включая авансовые платежи
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому федеральному налогу (сбору), в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому федеральному налогу.
  • Авансовые платежи по УСНО можно зачесть в счет минимального налог ап. 5 ст. 346.21 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231
Пени по федеральным налогам
Региональные налоги:
  • налог на имущество организаций, включая авансовые платежи;
  • транспортный налог, включая авансовые платежи;
  • налог на игорный бизнес
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому региональному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому региональному налогу
Пени по региональным налогам
Местный налог - земельный налог, включая авансовые платежи В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по земельному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по земельному налогу
Пени по земельному налогу

Что касается переплаты по налоговым штрафам, то из НК РФ следует: она может в общем порядке направляться на уплату предстоящих платежей по налогам либо на погашение любой налоговой задолженност ипп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . При этом вид налога (сбора), пени, штрафа, в уплату которых может зачитываться переплата по штрафам, не конкретизируется. Значит, зачет возможен в счет любых налоговых платежей.

Однако на местах с таким зачетом часто возникают проблемы.

Напомним, что размеры налоговых штрафов, в зависимости от вида нарушения, установлены:

  • <или> в твердой сумме. Это, в частности, штрафы по п. 1 ст. 116, ст. 119.1, пп. 1, 2 ст. 120, статьям 125, 126, 129.1 НК РФ;
  • <или> исходя из суммы неуплаченного налога (сбора). Например, штрафы по ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ.

И переплату по последним штрафам налоговики часто соглашаются зачесть, только если соблюдается принцип соответствия видов налого вп. 1.2 Методических рекомендаций . То есть если штраф, к примеру, был наложен за непредставление «прибыльной» декларации, то переплата по такому штрафу зачитывается лишь в счет уплаты федеральных налогов (пеней по ним). И наоборот: переплата по федеральным налогам (пеням по ним) зачитывается лишь в счет уплаты штрафов по федеральным налогам.

В связи с неоднозначным решением этого вопроса на практике мы поинтересовались мнением специалистов ФНС о том, как все-таки должны производиться зачеты по штрафам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Некоторые штрафы также относятся к видам налогов. Так, штраф за неуплату налогов, предусмотренный ст. 122 НК РФ, относится к федеральному, региональному или местному виду в зависимости от того, за неуплату какого вида налога он наложен. Это определяется бюджетным законодательством. Тут действует общее правило: федеральные налоги зачитываются в счет федеральных и т. д. Вместе с тем существуют штрафы (их большинство), не относящиеся к определенному виду налога (это, например, все штрафы, предусмотренные гл. 18 НК РФ, ст. 126 НК РФ и др.). По моему мнению, зачет этих штрафов в корреспонденции с видами налоговых платежей, относящихся к федеральному, региональному или местному виду, невозможе н” .

Чтобы не столкнуться с отказом в зачете переплаты по штрафу, назначенному исходя из сумм неуплаченного налога, сразу просите о ее возврате либо о ее зачете в счет уплаты налогов и пени того же вида, что и налог, исходя из которого был исчислен штраф.

Какую сумму переплаты можно зачесть или вернуть

Можно зачесть или вернуть лишь ту переплату, которая числится в налоговом органе в вашей карточке лицевого счета. То есть разницу между суммой поступлений по конкретному налогу (сбору, пени, штрафу), в том числе в результате зачета, и суммой начислений по этому же налогу (сбору, пени, штрафу), отраженных на основании вашей отчетности, решений по результатам налоговой проверки и прочих документов.

При этом всем известно, что данные налоговиков и плательщиков часто не совпадают. Поэтому, перед тем как подать в налоговую инспекцию заявление на возврат либо зачет налога, лучше сначала провести с ней совместную сверку расчетов с бюджетом или хотя бы запросить справку о состоянии таких расчето вподп. 5.1 п. 1 , п. 2 ст. 21 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 , п. 3 ст. 78 НК РФ . Если вы не сделаете этого и подадите в налоговую инспекцию заявление на бо´ ль -шую сумму, чем числится по данным налоговиков, ИФНС все равно предложит вам произвести совместную сверку. И скорее всего, вернет вам заявление с тем, чтобы вы представили после сверки ново епп. 3.2.2 , 3.3.4 , 3.4.6 Методических рекомендаций . Правда, вы этого делать не обязаны, достаточно и уже поданного заявлени яп. 4 ст. 78 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.09.2012 № 03-02-07/1-226 .

Акт сверки готовится 10- 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления, а справка о состоянии расчетов - до 5 рабочих дней (правда, за нарушение этих сроков ИФНС ничего не грозит)п. 6 ст. 6.1 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ; пп. 3.1.2 , 3.4.3, 3.4.4 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В этих документах будут указаны суммы переплаты при их наличии. Их-то и можно будет вернуть или зачесть в счет иных налоговых платежей.

В отличие от справки о состоянии расчетов акт сверки - двусторонний документ. Если вы подтвердите свою правоту при наличии расхождений по суммам, то налоговики скорректируют данные.

Но если у вас есть задолженность по налогу (сбору, пеням, штрафу) того же вида, по которому есть переплата (см. выше правило 2), то переплата в первую очередь направляется на погашение этой задолженност ипп. 5 , 6 ст. 78 НК РФ . Налоговый орган производит такой зачет самостоятельно с извещением организации или предпринимателя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ . Но плательщикам не запрещено и со своей стороны просить о таком зачет еп. 5 ст. 78 НК РФ .

Причем если у вас есть такая недоимка, то не стоит дожидаться, когда ИФНС произведет «принудительный» зачет. Поскольку она может с этим затянуть, а в это время на сумму недоимки будут начисляться пен ип. 1 ст. 75 НК РФ . Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты этого налога либо с момента принятия налоговым органом решения о зачет еп. 3 ст. 45 НК РФ .

То есть при наличии одновременно недоимки по одному налогу и переплаты по другому пени на недоимку все равно начисляются. В случае когда недоимка и переплата образовались по разным налогам одного вида и недоимка погашается зачетом, начислять пени налоговики прекращают со дня вынесения решения о зачет еПисьмо Минфина от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . Но есть суды, которые с этим не соглашаются и считают, что из-за наличия переплаты пени в данной ситуации начисляться не должн ыПостановления ФАС ЦО от 09.06.2011 № А09-14978/2008 ; ФАС СЗО от 16.05.2011 № А42-4246/2010 . Поэтому такие пени можно попробовать оспорить.

В какой срок надо обратиться за переплатой

Подать заявление в ИФНС на возврат или зачет переплаты можн опп. 7 , 14 ст. 78 НК РФ :

  • <если> переплата образовалась из-за ошибки в сумме в платежке либо в результате подачи уточненки в связи с внесением изменений в прошлые периоды - в течение 3 лет со дня уплаты налога в излишней сумме;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть авансовые платежи, превысившие сумму налога за год, - в течение 3 лет со дня подачи декларации за год (но не позднее последнего дня срока, в течение которого она должна была быть представлена)Письма ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807 ; Минфина от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309 ; Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть НДС, заявленный в декларации к возмещению, - в течение 3 лет со дня подачи этой деклараци ип. 1 ст. 176 НК РФ .

В какую ИФНС и как подать заявление

За возвратом или зачетом налоговой переплаты нужно обращаться в ИФНС по месту своего учет ап. 2 ст. 78 НК РФ .

По какому основанию вы должны состоять в ИФНС на учете, в НК РФ не конкретизировано. Поэтому можно сделать вывод, что обратиться за зачетом (возвратом) переплаты можно в любую ИФНС, в которой вы стоите на учете, независимо от того, по месту нахождения какой ИФНС произошла переплата. И например, в случае переплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения можно по своему выбору обратиться или в ИФНС по месту нахождения головной организации, или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделени яПисьмо ФНС от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939 ; Постановление ФАС МО от 14.10.2011 № А40-99747/10-4-476 .

Так ли это, мы уточнили у специалиста налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если переплачен налог по месту нахождения обособленного подразделения, то организация имеет право выбора, куда ей обратиться за возвратом (зачетом) суммы излишне уплаченного налога: или в ИФНС по месту нахождения организации, или в ИФНС по месту нахождения подразделени я” .

Если вы стоите на учете в нескольких инспекциях, то за зачетом или возвратом переплаты лучше обращаться в ту ИФНС, по месту которой был излишне уплачен налог. А если переплату самостоятельно выявила одна из инспекций, прислав вам извещение, то этой ИФНС и нужно адресовать ваше заявление о зачете (возврате)Письмо Минфина от 12.07.2010 № 03-02-07/1-315 .

Образец заявления на зачет и возврат налога см.:

Форма заявления на возврат или зачет налоговой переплаты произвольная. Его можно подать или на бумаге, или в электронном виде с усиленной квалифицированной подпись юпп. 4 , 6 ст. 78 НК РФ . К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату. Это копии платежек и деклараций.

В какой срок ИФНС должна принять решение

Она обязана это сделат ьп. 6 ст. 6.1 , пп. 4 , 8 ст. 78 НК РФ :

  • <если> по предложению налогового органа проводилась сверка расчетов с бюджетом - в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки;
  • <если> сверка не проводилась - в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления (например, когда вы его подали на основании полученного от ИФНС извещения о наличии переплаты);
  • <если> вы подали заявление на основании декларации (одновременно с ней или до окончания ее проверки) - в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки декларации или истечения 3-ме -сячного срока, отведенного на такую проверк у ; Письмо Минфина от 03.07.2013 № 03-02-08/25502 . Правда, Президиум ВАС указывал, что сроки возврата (зачета) предусмотрены в ст. 78 НК РФ лишь для тех случаев, когда на момент получения заявления от плательщика размер переплаты уже установлен налоговым органо мп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98 . Из этого можно сделать вывод, что когда заявление подается на основании декларации, то 10-днев -ный срок на принятие решения о зачете или возврате вообще не применяется. Ведь факт переплаты нужно еще проверить.

Поэтому мы уточнили у специалистов ФНС, в какой срок по окончании камеральной проверки (либо 3-ме -сячного срока, установленного для ее проведения) ИФНС должна принять решение о зачете - сразу же (то есть не позднее чем на следующий день) или же в течение 10 рабочих дней.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В ситуации, когда заявление на возврат (зачет) излишне уплаченного налога подано на основании налоговой декларации, срок на принятие налоговым органом решения о возврате (зачете) налога составляет 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки этой декларации либо со дня окончания 3-ме -сячного срока, отведенного для проведения такой проверки, - в зависимости от того, какой срок наступит ране е” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О принятом решении ИФНС должна сообщить вам в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ ; приложение № 7 к Приказу ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ .

Если вы хотите зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей по другому налогу того же вида, то заявление о зачете нужно подавать как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты этого другого налога, а лучше - еще более заблаговременно. Ведь если ИФНС примет решение о зачете позже срока уплаты налога, то со дня, следующего за днем уплаты этого другого налога, до даты решения о зачете будут начислены пен и

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).


Налоговые проверки в 2018 году - список организаций, включенных налоговиками в график посещения, содержится в отдельном документе, носящем название «План выездных проверок ИФНС». Из этой статьи читатель узнает о том, можно ли получить доступ к информации, содержащейся в таком документе, а также ознакомится с критериями оценки предприятий, по результатам анализа которых выносится решение о необходимости включения их в план предстоящих проверок.

Виды налоговых проверок

С целью обеспечения соблюдения предпринимателями норм действующего законодательства, регулирующего порядок расчета размера и уплаты налоговых платежей, налоговые органы проводят регулярные проверки. В ходе таких проверок сотрудники инспекции изучают и анализируют внутреннюю документацию организации и сопоставляют полученную информацию со сведениями, указанными в предоставленной налоговой отчетности. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают:

  1. Камеральные. Осуществляются по месту расположения налоговой инспекции. Объектом исследования при этом является отчетность, составленная по итогам налогового периода и представленная налогоплательщиком в контролирующий орган.
  2. Выездные. Проводятся по месту расположения проверяемой организации. Они более обширны по объему и позволяют проверить соблюдение порядка уплаты одного, нескольких или всех налогов.

План проверок налоговой инспекции на 2018 год

Очевидно, что проведение проверки (вне зависимости от того, к какой из указанных категорий она относится) является весьма трудоемкой процедурой, занимающей немало времени и требующей привлечения высококвалифицированных сотрудников налоговой инспекции.

Проверить все организации, функционирующие на территории, подведомственной одному отделению ФНС, за один налоговый период невозможно. Именно поэтому в конце календарного года налоговики составляют специальный график, в который включают отдельные предприятия, в отношении которых в следующем году будут проводиться проверки. Так, в конце 2017 года в каждом территориальном отделении ведомства будет подготовлен график налоговых проверок на 2018 год, содержащий перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена.

Существует мнение о том, что плана налоговых проверок попросту не существует, а решение о необходимости проведения в отношении определенного предприятия проверки принимается налоговиками спонтанно, на основании результатов его текущей деятельности или в результате получения жалоб от физических или юридических лиц (в том числе и контрагентов предприятия). На самом деле планы проверок налоговыми службами все же составляются — на это указывают положения издаваемых ФНС писем и указаний, в частности п. 3 письма ФНС «О возмещении НДС» от 23.01.2009 № ШС-21-3/40.

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018 год: можно ли предварительно ознакомиться с графиком

Многих предпринимателей волнует вопрос: можно ли увидеть план выездных налоговых проверок на 2018 годпосле его утверждения? Зная о том, что налоговики придут с проверкой, можно заранее привести в порядок бумаги, исправить имеющиеся недочеты и обеспечить доступ проверяющих к нужным документам. Безусловно, любая организация должна стремиться к соблюдению правил ведения налогового учета и сдачи отчетности на любой стадии своей деятельности, но, как показывает практика, нарушения можно найти даже у самых ответственных предпринимателей.

Не знаете свои права?

На сегодняшний день в открытом доступе можно найти только план проведения проверок по госрегулируемым видам деятельности — его можно скачать на официальном сайте ФНС РФ, перейдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/yul/interest/control_verification/learn_audit_plan/ .

Планы проведения проверок в отношении других категорий налогоплательщиков не размещаются на общедоступных ресурсах и используются исключительно сотрудниками территориальных подразделений налоговой службы. Тем не менее предприниматель может самостоятельно оценить вероятность того, что его компания будет включена в план проверок, и подготовиться к успешному прохождению аудита.

План выездных проверок ИФНС на 2018 год: критерии составления

График выездных налоговых проверок на 2018 годсоставляется сотрудниками ФНС на основании проведенной оценки ряда критериев, характеризующих каждое конкретное предприятие. Перечень таких критериев определен положениями Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Исходя из сведений, приведенных в приложении № 2 указанной Концепции, налоговики могут обратить внимание на организацию или индивидуального предпринимателя в том случае, если:

  1. Размер налоговых платежей, вносимых налогоплательщиком в бюджет, существенно отличается от среднего уровня налоговой нагрузки на предпринимателей, сложившегося в целом по отрасли. Значения данного показателя для разных видов экономической деятельности приведены в приложении № 3 Концепции.
  2. В течение двух и более отчетных периодов организация работает в убыток.
  3. В отчетном периоде налогоплательщик получил один или несколько налоговых вычетов в существенном размере. При этом существенным вычет признается в том случае, если доля вычетов по НДС равна или превышает 89% от общей суммы налога, исчисленного за тот же отчетный период, продолжительность которого составляет 1 календарный год.
  4. Темп роста расходов превышает темп роста доходов.
  5. Результаты финансово-экономической деятельности предприятия неоднократно приближались к значениям, установленным в качестве ограничения для использования какого-либо режима налогообложения.
  6. Сумма расходов, понесенных за год осуществления предпринимательской деятельности, максимально приближена к сумме доходов, полученных за этот же год (данный критерий используется при оценке результатов работы индивидуальных предпринимателей).

График проверок налоговой инспекции на 2018 год: дополнительные критерии составления

Для включения в план выездных проверок определенного предприятия также могут быть значимыми следующие обстоятельства:

  1. Размер заработной платы, выплачиваемой работникам предприятия, существенно отличается в меньшую сторону от среднего размера заработка, выплачиваемого работникам, трудящимся в той же отрасли. При формировании штатного расписания и установлении размера оплаты труда ФНС рекомендует работодателям руководствоваться статистическими данными, размещенными на интернет-сайтах территориальных отделений Росстата, а также управлений ФНС РФ. Кроме того, такую информацию можно получить, направив официальный запрос в адрес Росстата или налогового органа. Кроме того, при формировании плана выездных проверок налоговики руководствуются информацией, поступившей в ходе рассмотрения жалоб от граждан и юридических лиц о том, что на предприятии выплачивается так называемая серая зарплата, а также о присутствующих в ходе оформления работников в штат компании нарушениях.
  2. В ходе осуществления предприятием финансово-экономической деятельности происходит взаимодействие с контрагентами, имеющими статус перекупщиков или посредников; при этом обосновать экономическую целесообразность использования такой модели функционирования предприятия налогоплательщик не в состоянии.
  3. Налогоплательщиком не были представлены пояснения или документы, запрошенные налоговым органом, а в том случае, если документы были уничтожены или испорчены, — сведения об их уничтожении или порче.

Иные критерии оценки налогоплательщиков

Помимо вышеперечисленных оснований для инициирования налоговой проверки внимание налоговиков могут привлечь следующие факторы:

  1. Налогоплательщик неоднократно снимался с налогового учета в одном отделении ФНС и вставал на учет в другом.
  2. Данные бухгалтерского учета, предоставленные в контролирующий орган, содержат сведения о сформировавшемся за отчетный период показателе рентабельности, существенно отличающемся от среднего показателя рентабельности по отрасли в целом.
  3. Деятельность, осуществляемая предприятием, имеет высокий уровень риска.

Формируя план проведения налоговых проверок, сотрудники ФНС оценивают каждую компанию по каждому из приведенных критериев — чем большее количество совпадений им удастся выявить, тем выше вероятность того, что соответствующая компания будет включена в создаваемый график.

Налоговая проверка в 2018 году: список компаний

В попытках найти в интернете план проверок на грядущий год предприниматель может попасть на один из многочисленных ресурсов, предлагающих услугу оценки вероятности того, что налоговики включили предприятие в разработанный ими график. Никакого доступа к официальной документации, используемой ФНС, подобные сайты не имеют — как правило, представленная ими информация базируется на общедоступных критериях, указанных в Концепции. Именно поэтому доверять сведениям, полученным из таких источников, не стоит.

Чтобы минимизировать риск попадания в список компаний, в отношении которых будут проводиться плановые проверки, налогоплательщику стоит добросовестно исполнять свои налоговые обязательства и соблюдать требования, установленные законодателем к порядку осуществления налогового учета на предприятии.

Итак, плановые проверки налоговой на 2018 год, включаемые налоговиками в сводный план проведения выездных проверок, не входят в перечень общедоступной информации. Это значит, что налогоплательщики не могут заранее узнать о том, что в их отношении планируется проведение такой проверки — как правило, информацию о грядущем визите инспектора они получают за несколько дней до начала мероприятия. Официальный перечень выездных проверок, планируемых налоговиками, формируется только для тех предприятий, которые занимаются госрегулируемыми видами деятельности. Компании, не относящиеся к указанной категории, могут самостоятельно изучить итоги осуществляемой ими финансово-экономической деятельности и на основании полученной информации оценить вероятность включения их в план проведения налоговых проверок.