Методы регулирования доходов населения в социальной сфере. Государственная политика в сфере регулирования доходов населения. филиал в г. Орехово-Зуево Московской области

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.

Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов . Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. регулирование доходов населения;
  2. перераспределение доходов через государственный бюджет.

Политика регулирования доходов включает:

  • государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;
  • индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

  • законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
  • налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
  • установление государственных гарантий по оплате труда.

Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. С 1 января 2012 года он составляет 5205 рублей. Однако установленная государством минимальная заработная плата получается практически всегда ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ). (Для примера, минимальный размер оплаты труда с июня 2011 года до 31 декабря 2012 составлял 4611 рублей, а прожиточный минимум в целом по России за 3 квартал 2012 года был 6554,6 рубля, для трудоспособного населения - 7275,6 рубля, для пенсионеров - 5073,7 рубля)

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда.

В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC).

ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций.

Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо.

Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

  1. различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);
  2. различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8–2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;
  • предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;
  • финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий, систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально - ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятом смысле является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в РФ. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее.

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в регионах характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

(Таблица 2) Методы государственного регулирования доходов и потребления населения.

Прямые - административные меры Косвенные - экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование цен

Индексация и компенсация расходов

Социальные программы Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим,

Государственный контроль цен,

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды,

Благотворительные фонды

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной оплаты труда, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифферинцированным по регионам и природно- климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно - договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно - договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно - договорная система регулирования социально - трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

филиал в г. Орехово-Зуево Московской области

Кафедра ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине « Макроэкономика »

Тема: « Государственное регулирование доходов: факторы роста уровня жизни в России »

Работу выполнила

студентка 3 курса

Рунова А.С.

Руководитель:

Высокос М.И.

2014 г.

Введение

1. Государственное регулирование доходов

1.1 Виды доходов

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

2. Аналитическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народно-хозяйственного и социального значения, естественные монополии. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Доходы населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах, поэтому с них начинается система показателей уровня жизни. Статистика изучает величину и состав доходов по направлениям их получения и использования. В статистическом изучении доходов населения важнейшее значение имеет социальный норматив - показатель минимального дохода, или прожиточного минимума. государственный регулирование доход жизнь

Прожиточный минимум - уровень дохода, который позволяет приобрести минимальный набор благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются стоимость продуктов питания из расчета минимальных объемов их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

1. Государственное регулирование доходов

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Регулирования доходов предполагает:

* установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

* увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

* защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

* аккумуляцию денежных средств, в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

* предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства.

* финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством безвозвратных платежей.

Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в пере распределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.

1.1 Виды доходов

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Доход отдельного домохозяйства подразделяют на три группы:

Доход, получаемый владельцем фактора производства - труда;

Доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

Трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии).

Следует отличать доход, который представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени.

Богатство состоит из материальных объектов:

Дома, земля, автомобили, мебель, книги,

а также финансовых средств:

Наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

Рента - есть доход, полученный собственником земли при сдаче ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Земельная рента существует в 2-х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Абсолютная рента - это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения.

Следующий вид дохода - процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента - это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

Анализ распределения доходов очень важен для определения потенциала внутреннего рынка, ведь показатели дифференциации доходов отражают степень концентрации покупательной способности населения. Наличие в обществе определенной дифференциации в доходах способствует расширению спроса, и, следовательно, развитию производства и потребительского рынка, вовлечению в эти сферы все большего числа занятых, участвующих или непосредственно в производстве, или в реализации его результатов, или в производственной инфраструктуре.

Доходы городских жителей растут более быстрыми темпами, чем у сельского населения. В результате повышения доходов городского населения над доходами сельского в 2012 г. по располагаемым ресурсам достигло почти двух кратного размера (180,2%), а по денежным доходам - более чем в 2 раза (203,9%).

Нарастание разрыва между городскими и сельскими жителями становится очевидным и при оценке разницы в абсолютных цифрах: если в 2011 г. она составляла 0,48 ПМ в пользу города, то в 2012 г. - уже 1,35 прожиточного минимума.

Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков череват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума.

Выражается в двух видах:

1. Социальный минимум

2. Физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

1.2 Понятие и показатели уровня жизни

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению.

Исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно - образовательным уровнем населения, национальными особенностями.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели.

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели.

Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг.

Качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и рад других.

2. Аналитическая часть

Доход - это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики юридического и физического лица.

Основными видами доходов являются: заработная плата, рента, процент (или ссудный процент), прибыль.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин экономики России.

Так же в России существует неравенство доходов населения. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Так же если ребенок родился в богатой семье у него больше шансов стать богатым и получить хорошее образование, чем тот ребенок который родился в обычной семье.

Спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для распределения внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума.

Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы:

1.образование,

2. здравоохранение,

3. культура,

5.сельское и лесное хозяйство,

6. легкая промышленность и машиностроение,

в которых установилась самая низкая заработная плата.

Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Наименее обеспеченным считается тот, чьи среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимуму.

Если исходить только из уровня денежных доходов то в 2012 году доля бедняков в стране составляла около 14 %. С учетом же плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии, это более 50 млн. человек.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной.

Переход к рыночным отношениям, внес значительные изменения в регулирование доходов, которые и определяют благосостояние людей. Уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, повысилась значимость рыночных регуляторов. Важна выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывает интересы различных групп работников и собственников, предусматривает эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников и обеспечивает человеку достойную жизнь. Стратегическая цель проводимых реформ - забота о благосостоянии населения Российской Федерации.

Выделение компонента «уровень здоровья и продолжительность жизни населения», в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности.

Важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения.

Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Это размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры.

Из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп.

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Так же уровень жизни человека зависит от:

Качество экологии

Заботы о безопасности производств и продукции;

Поддержание ресурсного потенциала страны.

Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни, субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ему условиями жизни.

В условиях переходной экономики России, в центре экономического развития была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из 12 показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потребительских расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Анализ критериев качества жизни в России показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе это

В качественной лечебно-профилактической помощи,

В трудовой деятельности,

В экологической и гражданской безопасности.

В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

· политические факторы;

· экономические факторы;

· социальные факторы;

· экологические факторы

Уровень жизни в России связан со здоровьем населения. В настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости 10,5 случая на 1000 населения, высоким уровнем общей смертности 16 случаев на 1000 населения.

Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2012 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года.

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Медицина стала платной и дорогой.

Также одним из наиболее важных показателей уровня жизни является уровень здравоохранения.

За 4 года число больниц уменьшилось на 3,6%, количество врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 0,3%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий уменьшилось на 0,5%, а фельдшерско-акушерских пунктов снизилось на 0,8%.

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети. В период с 2010 г. по 2012 г. в России число государственных общеобразовательных учреждений сократилось на 11,4 тыс. и составило в 2013г. 55,1 тыс. Количество негосударственных учреждений в 2011 - 2013 учебном году составляло 691, число средних специальных учебных заведений - 2624, высших учебных - 1134, государственных вечерних - 1720. Общее число общеобразовательных учреждений в период с 2010 по 2013 г. сократилось на 11,7 тыс., составив 55,1тыс.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2013г. насчитывалось 31% от общего числа семей. В последние годы происходит децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Таким образом, существует множество показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни населения и являющиеся неотъемлемыми компонентами социальных программ, а также использующиеся в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. На основе проделанного анализа можно сделать вывод, что в России уровень жизни населения не достиг совершенства, и необходим поиск путей его повышения. Многие показатели ближе к 2013 значительно снизились.

Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Заключение

Уровень жизни - комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. Уровень жизни представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:

Объем реальных доходов на душу населения;

Структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг;

Уровень и динамика цен на основные товары народного потребления;

Ставки квартирной платы, жилищных услуг;

Объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;

Уровень образования, медобслуживания.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Для современного этапа социально-экономического развития характерно большое количество накопившихся в социальной сфере проблем, острых противоречий, связанных с уровнем социального развития и повышением качества жизни населения. Разрешение этих проблем и существующих противоречий позволит повысить качество жизни населения и организовать переход на более совершенную ступень социального развития. Поэтому обоснование сущности социального развития и качества жизни с современных позиций является важным звеном в осмыслении всей совокупности процесса социально-экономических изменений в обществе и может служить эффективным механизмом в решении практических задач в его поступательном прогрессивном развитии.

Проблема разработки, системы показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений исследований, нацеленных, на совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием общества. Различные интегральные индикаторы синтетической категории «качество жизни». С одной стороны, помогают выявить базовые латентные (недоступные для непосредственного измерения) факторы, формирующие эту категорию. С другой - могут быть использованы как критерии оценки результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом. А также как показатели степени эффективности управления регионом (страной) в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный интегральный индикатор.

Для выполнения главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) - создание условий для устойчивого экономического развития. Создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю существования российского государства был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Такие фундаментальные изменения в финансовых отношениях, с одной стороны, позволяют более успешно накапливать социально-экономический потенциал регионов и направлять его на повышение качества жизни населения, но с другой - усиливают противоречие между интересами органов местного самоуправления и частных собственников, включая отдельных граждан. Все это требует от органов власти регионов умения согласовывать интересы людей, социальных и территориальных сообществ, населения в целом для достижения главной цели своей деятельности - повышения качества жизни людей.

Список литературы

1. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики - 2007;

2. Васильев И.С. Уровень и качество жизни - 2012 г.

3. Горелов Н.А. Экономика труда - 2009 г.

4. Грязнова А.Г. Макроэкономика - 2003 г.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория - 2005 г.

6. Сидорович А.В. Курс экономической теории - 2010 г.

7. Титов В.И. Макроэкономика - 2011 г.

8. Шарапов С.А. Понятия современное состояние в России. - 2007.

9. Царев И.И. Доходы и расходы государства - 2004 г.

10. Юданов А.Ю. Теория и российская практика - 20012г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая оценка уровня жизни населения, его виды. Сущность, критерии распределения и структура доходов. Неравномерность их распределения. Анализ структуры доходов и расходов населения, аспекты их регулирования. Направления улучшения условий жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Виды и показатели дохода. Проблемы определения моделей и закономерностей распределения доходов в обществе. Анализ причин современной дифференциации доходов населения России. Основные направления государственного регулирования распределения доходов.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов. Источники формирования дохода, его виды. Причины и способы распределения дохода. Анализ доходов, уровня жизни и показателей неравенства в современной России. Методы регулирования неравенства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов. Неравенство доходов, причины, способы распределения дохода. Важнейшие показатели неравенства. Качество жизни в РФ на современном этапе развития. Регулирование распределения национального дохода.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Сущность понятия уровня жизни населения. Показатели личных доходов, расходов и потребления. Социальные индикаторы качества жизни. Анализ статистики уровня жизни, особенности распределения доходов. Статистическая оценка покупательной способности.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Понятие уровня жизни населения. Основные направления статистического изучения расходов и доходов домашних хозяйств. Распределение доходов. Социально-экономическая дифференциация. Статистика домашних хозяйств населения. Обобщающие показатели уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2003

    Понятие уровня жизни и его составляющие. Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения. Понятие семьи и домохозяйства. Динамика прожиточного минимума в России. Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Состав, структура и классификация доходов домашних хозяйств. Роль социальных трансфертов в их формировании. Понятие и показатели уровня качества жизни населения. Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Понятие доходов населения, его состав, структура и основные показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Причины и факторы неравенства в современном российском обществе. Сущность и значение, главные положения Концепции повышения уровня жизни.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Сущность, виды и источники формирования доходов населения, показатели их дифференциации. Понятие номинального, располагаемого и реального дохода. Формы проявления и проблемы преодоления бедности как минимально допустимого критического уровня жизни.

Сущность государственной политики доходов заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению.
Основные средства и методы государственного регулирования доходов:

Определение минимума часовой или тарифной ставки заработной платы;

Социальное партнерство - согласование общественных интересов между правительством, работодателями и профсоюзами;

Индексация доходов в условиях инфляции;

Дифференциация доходов по отраслям и регионам и т.д.

Основные принципы государственной политики регулирования доходов населения:

Стимулирование трудовой и предпринимательской активности, инновационного потенциала работника;

Отказ от принципа всеобщей автоматической индексации и компенсации доходов в связи с ростом цен;

Преодоление несправедливой дифференциации доходов работников в различных отраслях и регионах, доходов различных социальных групп;

Увязка мероприятий по повышению доходов со стабилизацией денежного обращения;

Обеспечение социальной защиты населения.

К основным чертам реформирования можно отнести: установление минимальных гарантий оплаты труда; отказ от ограничений максимальной заработной платы; введение единой тарифной сетки для бюджетных организаций; совершенствование принципов отраслевого и территориального регулирования заработной платы.
Одним из негативных факторов реформирования экономики является значительная дифференциация доходов населения. За период реформ дифференциация в величине получаемых доходов в России возросла с 4 до 15 раз (около 3,5 процентов населения можно отнести к богатым, а около 20 процентов населения находятся за порогом бедности).

Для промышленно развитых стран соотношение минимальной и средней заработной платы составляет - 1:2; в России же это соотношение значительно выше (лишь в последнее время, после повышения к концу 2008 года МРОТ до 4330 руб. в месяц, оно несколько сократилось). Отличительная черта бедности в России - это наличие значительного слоя населения, которое получает лишь минимальную заработную плату.

Государственная зашита потребителей.

В рыночных экономических условиях возникает проблема неподготовленности значительной части производителей, предпринимателей к добросовестной коммерческой деятельности и, следовательно, возникает проблема обеспечения безопасности и качества товаров.

Наиболее актуальные проблемы защиты прав потребителей в России возникают при продаже товаров; проведении строительных работ; оказании бытовых услуг; оказании жилищно-коммунальных услуг; получении образовательных услуг; получении медицинских услуг; пользовании услугами городского и другого транспорта; защите прав вкладчиков в банках, инвестиционных компаниях, пенсионных фондах.

Основные задачи системы защиты прав потребителей :

Создание действенной системы защиты прав потребителей;

Формирование общественных структур по защите прав потребителей;

Организация правовой защиты потребителей;

Организация пропаганды защиты законных прав потребителей, обязанностей продавцов;

Разработка и реализация комплекса мер по предотвращению доступа на рынок опасных для здоровья и некачественных товаров, работ, услуг;

Создание системы правового обучения населения в связи с защитой прав потребителей;

Обеспечение равной доступности к товарам, услугам для всех категорий населения и обеспечения потребителям права свободного выбора товаров и услуг.
Международно-признаваемые права потребителей: право на удовлетворение основных нужд; право на безопасность; право на информированность; право выбора; право быть выслушанным; право на возмещение вреда; право на потребительское просвещение; право на здоровую окружающую среду.

Систему защиты прав потребителей можно разделить на систему государственной и систему общественной защиты прав потребителей (последняя в рыночной экономике преобладает). Система государственной защиты прав потребителей представлена следующими государственными органами:

Антимонопольная служба и министерства;

Комитеты по сертификации, метрологии, стандартизации;

Комитеты по охране окружающей среды; санитарно-эпидемиологический надзор;

Таможенный комитет; судебные органы; отраслевые государственные инспекции;

Различные межведомственные комиссии по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных товаров.

Систему общественной защиты прав потребителей составляют: организации потребителей, созданные по отраслевому или территориальному признаку; торгово-промышленные палаты; профсоюзы; трудовые коллективы; коллегии юристов, адвокатов; органы местного самоуправления.

Регулирование рынка труда

Рынок труда - совокупность социально-экономических, общественных отношений, совокупность специальных норм и нормативов, которые складываются по поводу реализации спроса и предложения на рабочую силу и обеспечивают эффективное использование труда при соответствующем вознаграждении.

Цель государственной политики занятости - содействие полной занятости и обеспечение возможностей предприятиям свободно нанимать работников, обеспечивать права гражданам.

Направления деятельности государства в данной сфере:

Развитие правовой базы;

Развитие системы профессионального обучения и переобучения безработных;

Создание служб занятости и бирж труда;

Развитие системы выплаты пособий;

Создание общегосударственной, компьютеризированной информационно-справочной системы для регистрации безработных, для выплаты пособий и т.д.;

Предоставление необходимых трансфертов для регионов;

К мерам косвенного регулирования рынка рабочей силы, которые использует государство, относятся: денежно-кредитная политика, налоговая политика, амортизационная политика; разработка программ по социальному страхованию безработицы, программ содействия найму рабочей силы, программы увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; разработка антидискриминационных программ по полу, возрасту, цвету кожи и т.д.

Одним из наиболее необходимых элементов рыночной инфраструктуры является биржа труда.

Биржа труда - организация, которая специализируется на посредничестве между работниками и работодателями с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет гражданам сократить время поиска работы, упорядочить наем предприятиями рабочей силы.

Биржи труда могут быть государственными, частными и общественными. В основном биржи труда существуют в виде центров труда и занятости.

Основной задачей центров труда и занятости является предотвращение длительной безработицы и минимизация время поиска работы.

Частные биржи труда занимаются своей деятельностью на основе договоров с работодателями. Государственные службы занятости работают по утвержденному бюджету, который составляется из средств государственного фонда содействия занятости, самостоятельных отчислений рабочих, дополнительных источников (финансирование проводит какое - либо предприятие и т.д.).

Методы государственного регулирования занятости:

- экономические методы : льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

Задачи государственных органов по социальной защите населения.

Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:

· Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека)

· Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении трансфертов и субсидий. Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения.

· Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления систем научно обоснованных социальных нормативов. Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне.

· Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.

Роль государственных органов разного уровня в соблюдении социальных гарантий для населения различна.

На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий, осуществляются общие программы, регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.

Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.

Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий, которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств. Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).

Уровень жизни - социально-экономическая категория, которая определяет достигнутый уровень потребления накопления материальных и духовных благ в количественной оценке и в сопоставлении со сложившимися стандартами потребления и накопления благ в странах с высоким уровнем развития производительных сил и национальными стандартами потребления и накопления благ, используемых в управлении социально-экономическими процессами в обществе.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, свободное время.

Понятие качества жизни тесно связано с понятием уровня жизни, но все же это не одно и то же. Качество жизни - широко используемое различными общественными науками понятие, охватывающее самые различные (экономические, политические, социальные, культурные, экологические и др.) условия жизни людей и характеризующее ее качественную сторону в отличие от количественных, уровневых показателей, стандартов. Качество жизни характеризуется прежде всего рядом таких понятий как окружающая среда, здоровье человека, урбанизация населения и т.д.

Понятия уровня и качества жизни нельзя охарактеризовать лишь несколькими показателями, для этого нужна система охватывающих всевозможные стороны жизни населения показателей. Это объясняется многообразием задач, стоящих перед статистикой в области исследования уровня жизни. К наиболее важным из них относятся:

изучение уровня и динамики доходов различных социальных групп населения в региональном разрезе;

анализ динамики и структуры конечного потребления населения как в стоимостном выражении, так и со стороны его натурально-вещественного содержания;

изучение непроизводственной части сбережения, отражающей прирост материальных благ потребительского значения;

характеристика уровня и структуры расходов населения с выявлением обязательных и добровольных платежей и потребительских расходов;

исследование потребления населением важнейших потребительских товаров, а также обеспеченности населения имуществом длительного пользования;

изучение жилищных условий населения;

характеристика потребления населением непроизводственных услуг (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха и т.д.);

изучение условий труда работников (занятость и безработица, продолжительность рабочей недели, охрана труда, производственный травматизм), а также использования внерабочего (свободного) времени;

анализ величины и динамики сбережений населения;

анализ некоторых демографических показателей, непосредственно связанных с жизненным уровнем (детская и общая смертность, рождаемость и т.д.).

Для решения этих задач необходимо провести анализ различных аспектов жизненного уровня с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей жизненного уровня, доходов, расходов и потребления населения, обеспеченности жильем и потребительскими товарами длительного пользования, денежных сбережений населения, условий труда и отдыха, экологической обстановки в местах обитания человека, демографических и прочих показателей.

Понятие "уровень жизни" охватывает как материальную, так и духовную, и культурную сферу жизни общества. Уровень жизни формируется под воздействием многочисленных факторов: исторических, природных, географических, национальных и т.д. Однако, определяющим является материальное производство, сам способ производства материальных благ и услуг и присущие ему специфические законы и отношения. Таким образом, в основе категории "уровень жизни" лежит степень материальной обеспеченности людей наряду с удовлетворением материальных, культурных и духовных потребностей.

Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни населения являются его доходы и их покупательная способность населением, совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных общностью бюджета.

При изучении доходов населения используются социально-экономические индикаторы, которые формируются на основе статистических данных, характеризующих объём, состав, основные направления использования и распределения доходов населения, а также, с привлечением

других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Общий объём доходов населения характеризуется показателями его номинальных и реальных доходов.

Номинальные доходы представляют собой всю сумму денег и натуральных доходов, полученных населением в форме оплаты по труду, общественных фондов потребления и финансовой системы.

В форме оплаты по труду население получает:

зарплату;

премии из фонда материального поощрения;

командировочные;

денежные и натуральные доходы от личного подсобного хозяйства;

В форме текущих трансфертов:

стипендии;

оплату отпусков, льготные путёвки и т.д.

Номинальные доходы складываются из денежных и натуральных. Денежные доходы включают оплату труда в денежной форме и денежные выплаты из общественных фондов потребления в виде пенсий, пособий, стипендий, а также другие виды денежных доходов населения, которые наиболее полно представлены в Балансе денежных доходов. Натуральные доходы населения складываются из материальных затрат в учреждениях, обслуживающих население, и доходов от личного подсобного хозяйства. Для отдельно взятой семьи все эти доходы образуют её совокупный доход.

Реальные доходы населения представляют собой количество материальных благ, непосредственно используемые населением (на потребление и накопление) для удовлетворения своих личных потребностей, в которых реализуются денежные и натуральные доходы, получаемые в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления и других доходов населения.

Для расчета показателей реальных доходов используют показатели индивидуальных и конечных доходов населения. При этом под индивидуальными понимают всю сумму денежных и натуральных доходов, получаемых в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения. Конечные доходы равны индивидуальным за вычетом платежей в бюджет, денежных сбережений, добровольных взносов, оплаты услуг, но с добавлением стоимости материальных затрат культурно-бытовых учреждений и организаций, обслуживающих население. Таким образом, сумма конечных доходов соответствует части национального дохода, которая поступает населению на потребление и накопление материальных благ, а также на потребление услуг.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие дохода (как ни парадоксально) - сложная экономическая категория, что в свое время признал один из мировых авторитетов в данной области известный английский экономист Дж. Хикс. А согласно новой СНС, в основе всех показателей доходов лежит концепция, основанная им в работе "Стоимость и капитал":

доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течении некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале. В РК при переходе от планового ведения экономики к рыночному хозяйству изменилось экономическое содержание традиционных форм распределения доходов и расходов населения и привело к появлению новых. Среди новых форм распределения, существенно меняющих содержание политики доходов, можно отметить следующие:

заработная плата постепенно превратилась из формы распределения по труду в категорию цены рабочей силы, определяющей условия воспроизводства работника и его семьи за счет продажи на рынке труда своих профессиональных способностей;

предпринимательский доход - это присваиваемая предпринимателем часть прибыли (не всегда являющаяся итогом его личной экономической деятельности), направляемая на развитие производства (накопление) и личное потребление;

доход от самозанятости представляет соединение понятий предпринимательского дохода и оплаты труда. Он не отличается значительными масштабами, но требует качественно иной классификации, чем предпринимательский доход;

дивиденды, доход инвестора, вложившего свою собственность в создание предприятия;

проценты на личные сбережения, хранящиеся в банках, ценных бумагах, а также от участия в финансовых операциях, покупка валюты.

Для оценки общеэкономической ситуации используются показатели ВВП в целом.

Валовой внутренний продукт - обобщающий показатель социально-экономического развития страны. Отражающий конечные результаты деятельности предприятий и организаций по производству продуктов и услуг; один из показателей системы национальных счетов. В отличие от валового общественного продукта не содержит стоимости производственных затрат (кроме амортизации основных производственных фондов), но включает доходы, полученные в непроизводственной сфере, и амортизацию (износ) основных средств этой сферы.

Денежные доходы - представляют собой поступления в виде оплаты труда в денежной и натуральной форме, предпринимательской деятельности, денежных и натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, выплат, полученных населением из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и т.д.), доходов за счет поступлений из кредитно-финансовой системы и др. Различают доходы населения конечные, доходы населения номинальные, доходы населения располагаемые, доходы населения реальные. Последние представляют собой часть национального дохода, полученную населением в результате его конечного использования.

Доходы населения конечные - доходы (в текущих ценах), получаемые населением в результате перераспределения национального дохода и используемые для удовлетворения личных потребностей. Определяется как разница между доходами семьи совокупными и вычетами из них. Совокупные доходы включают оплату труда (денежную и натуральную), доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, стипендии, компенсации и другие поступления из общественных фондов потребления, доходы от личного подсобного хозяйства (чистая продукция), поступления из финансово-кредитной системы, а также текущие материальные затраты учреждений, организаций и предприятий социально-культурного и бытового обслуживания, оказывающих населению платные и бесплатные услуги (школы, больницы, парикмахерские, театры). Из доходов населения конечных исключаются расходы на оплату услуг непроизводственного характера, налоги, сборы и платежи, денежные накопления в форме государственных займов, вклады в сберегательные банки и прирост наличных денег. Такие расчеты обеспечивают методологическое единство доходов населения конечных с частью национального дохода, использованного населением на потребление и накопление личного имущества, являются основой для исчисления доходов населения реальных.

Доходы населения реальные - один из обобщающих показателей уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Исчисляются на основе доходов населения конечных, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, различных денежных сборов, обязательных платежей, взносов в общественные организации и др.

Уровень реальных доходов населения зависит от размера доходов населения конечных и цен на потребительские товары и услуги. Определяется делением размера конечных доходов населения на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Измерение уровня жизни может осуществляться с помощью системы показателей отражающих взаимосвязь основных форм и условий жизнедеятельности людей. При этом вполне допустимо, что может быть один агрегированный показатель или индекс, достаточно надежно и точно оценивающий уровень жизни. Методическому обоснованию такого показателя должно предшествовать определение системы базовых показателей уровня жизни.

Система базовых показателей уровня жизни может исходить из некоторых методологических подходов:

во-первых, для измерения сложной и многомерной категории "уровень жизни" может проектироваться блочная система показателей, отражающая разные аспекты и условия жизнедеятельности человека;

во-вторых, совокупность показателей уровня жизни должна определяться с позиций системного подхода;

в-третьих, показатели уровня жизни, входящие в один блок (группу) должны быть качественно однородны, близки по направлению отображения исследуемого объекта;

в-четвертых, различия между отдельными блоками показателей уровня жизни должны быть максимальными, в то время как внутри блока они должны быть наименьшими по содержательному признаку;

в-пятых, система показателей уровня жизни должна быть рациональной по количеству показателей, обозримой, достаточной для проведения эффективной социальной политики.

В соответствии с этими методологическими подходами система социально-экономических показателей должна отвечать некоторым требованиям:

отображать адекватно и полно все существенные стороны уровня жизни;

характеризовать уровень жизни населения;

давать возможность количественной оценки уровня жизни населения по социальным группам и в региональном разрезе;

быть единой для целей анализа, прогнозирования и планирования уровня жизни населения страны;

быть совместимой с системой показателей уровня жизни населения, используемых в межстрановых сопоставлениях.

Исходя из определенных методологических подходов и требований, можно выделить шесть блоков (модулей) показателей:

1 блок - сводные показатели (валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт в расчете на душу населения);

2 блок - социально-демографические показатели (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, показатели младенческой смертности, естественного прироста населения; удельный вес трудоспособного населения, уровень безработицы);

3 блок - уровень и структура доходов (среднедушевые реальные общие доходы населения, реальные располагаемые доходы населения; среднемесячная заработная плата, структура доходов, средний размер пенсии);

4 блок - уровень потребления материальных благ и услуг (индекс стоимости жизни, денежные расходы населения; структура расходов; потребление населением основных продуктов питания; покупательная способность продуктов питания; покупательная способность средней заработной платы; расходы на приобретение предметов длительного пользования; обеспеченность жильем; развитие образования, культуры);

5 блок - социальные нормативы (прожиточный минимум, рациональный уровень потребления, минимальная среднемесячная заработная плата, минимальный размер пенсии по старости);

6 блок - социальная дифференциация населения (коэффициент стратификации (отношение численности "бедных" к численности "обеспеченных" на 1000 человек населения); дифференциация населения по размеру среднедушевого дохода; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)).

Конкретные проводимые исследования по проблемам уровня жизни населения могут различаться:

целями и задачами исследования;

объектом исследования;

методами изучения уровня жизни населения.

В зависимости от целей, задач и объекта исследования могут использоваться различные методы изучения уровня жизни населения, одним из которых является мониторинг.

Мониторинг изучения уровня жизни населения - это сложный механизм, включающий разнообразные блоки и элементы. Целью мониторинга может быть отслеживание уровня жизни населения в стране в целом, экономических регионах, территориально-административных образованиях, оценка влияния проводимых преобразований на уровень жизни. Мониторинг уровня жизни не дублирует проводимых органами статистики обследований домашних хозяйств. В рамках мониторинга выполняются аналитические расчеты, позволяющие с помощью оценочных показателей судить о происходящих изменениях в уровне жизни населения.

Проводимые в течении сравнительно длительного времени (около 15 лет) исследования уровня жизни населения Республики Казахстан убедительно доказывают, что с 2002 года наметилась устойчивая положительная тенденция по росту показателей уровня жизни. Однако следует отметить, что динамика изменения разных показателей, определяющих уровень жизни населения Казахстана, имеет различную скорость изменения, поскольку на разные аспекты жизнедеятельности человека существенное влияние оказывает временной фактор.

При изучении уровня жизни населения особое место занимают показатели удовлетворения потребностей. Количественная оценка степени удовлетворения потребностей представляется возможной при соизмерении фактического размера потребляемых благ и услуг, характеризующих ту или иную потребность, с нормативным уровнем. По содержанию нормы уровня жизни населения представляют собой расчетные величины уровня потребления материальных благ и услуг, учитывающих влияние региональных условий на потребности населения. Социальные нормы нормативы могут устанавливать минимальный и рациональный уровень удовлетворения потребности.

Минимальные социальные нормативы определяют систему минимальных социальных гарантий, обеспечиваемых государством своим гражданам. К ним относят минимальный размер оплаты труда и пенсии по возрасту, право на получение пособий по социальному страхованию (по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Рациональные социальные нормативы учитывают "нормальные" физиологические потребности, рациональные условия жизнедеятельности и сложившийся уровень развития производительных сил. В системе социальных нормативов можно выделить нормативы развития материальной базы социальной инфраструктуры, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния окружающей среды, потребительского бюджета. Особое место в инструментарии анализа жизненного уровня населения занимает определение стоимости минимального и рационального потребительского бюджета.

Для оценки уровня жизни малообеспеченных слоев и групп населения нужно иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе научно обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных товарах и услугах. Минимальный потребительский бюджет должен определяться для лиц в зависимости от пола, возраста, природно-климатических условий проживания.

Всесторонность, глубина и эффективность анализа уровня жизни населения определяется принятой системой сопоставлений. В анализе уровня жизни могут найти применение такие виды сопоставлений, как:

динамические - за последние годы и за более длительные периоды времени, могут использоваться с целью выявления характера и темпов динамики показателей уровня жизни;

региональные - по территориально-административным образованиям, экономическим регионам с целью выявления региональной дифференциации, а также по отношению к средней по стране и экономическим регионам;

социальные - по экономическим группам населения с выявлением социальной дифференциации по отношению к среднедушевым показателям и показателям децильных групп. При исследовании уровня жизни важное значение имеет выделение бедных и наиболее обеспеченных;

нормативные - сопоставления с минимальным и высоким уровнями жизни, с нормами питания, жилищной обеспеченностью, удельным весом затрат на питание, жилищно-коммунальные услуги в структуре расходов;

международные - сопоставления с уровнями жизни в различных странах. В международных сопоставлениях особую сложность представляют различия в системе показателей, используемых при оценке уровня жизни населения, в экономических, природных и исторических факторах, различия в покупательной способности национальных валют. Проведение международных сопоставлений уровня жизни населения требует от исследователя сведения до минимума несопоставимости сравниваемых показателей.

Минимальные социальные нормативы можно принять, как жизненные стандарты и рассматривать, как инструмент социальной политики, в котором должны содержаться:

полный перечень услуг по отраслям, которые государство обязано оказывать гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

минимальные социальные нормативы, представляющие собой показатели необходимой обеспеченности в натуральном выражении на соответствующую единицу вида услуг;

финансовые нормативы как денежное выражение социальных нормативов;

минимальная бюджетная обеспеченность, определяемая в качестве минимально допустимой стоимости государственных или местных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной и местной власти в расчете на душу населения территории за счет средств соответствующих бюджетов.

Очевидно, что многие из давно установленных и действующих до настоящего времени социальных нормативов устарели и нуждаются в серьезной ревизии. При знакомстве с ними возникает вопрос - на базе каких административно-территориальных единиц они проходили проверку?

Наряду с нормативом бюджетной обеспеченности, характеризующем финансовые возможности государства, необходимо реальное введение норматива социальной обеспеченности, который отражает потребности, вытекающие из требований закона, отраслевых норм, обещаний правительства и депутатов. Образно говоря, необходимо установить стоимость социальных законов в расчете на одного потребителя (жителя, пенсионера, студента, ученика, ребенка и др.).

По-нашему мнению, следует различать нормативы социальной обеспеченности и жизненные стандарты. Первые рассчитывают путем моделирования применения законов, а вторые определяются количественными показателями, обеспечивающими качество социальных услуг согласно отраслевым нормам. Разумеется, в идеале социальные нормативы должны гармонировать с жизненными стандартами.

Инновационные изменения в механизме социального управления регионом во многом связаны с внедрением жизненных стандартов в непроизводственных отраслях (образование, здравоохранение, культура и т.д.), с которыми согласуются нормативы социальной обеспеченности.