Таможенные формальности и валютный контроль. Туристические формальности Валютные формальности

При совершении путешествий одним из важнейших для туриста становится вопрос, связанный с ввозом и вывозом валюты и валютных ценностей. В Российской Федерации указанные вопросы регулируются Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также нормами таможенного и иного законодательства.

В статье 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле даются определения таким важным понятиям, как: «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «валютные ценности», «резидент» и «нерезидент». В соответствии с этим к валюте Российской Федерации относятся денежные знаки РФ, находящиеся в обращении, изымаемые и изъятые из обращения, но подлежащие обмен)" а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта - это наличные денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты), находящиеся в обращении на территории иностранного государства (группы государств) либо изымаемые и изъятые из обращения, но подлежащие обмену, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внутренние ценные бумаги подразделяются на эмиссионные, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, выпущенные в РФ и удостоверяющие право на получение валюты РФ.

Внешние ценные бумаги - это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с указанным законом к внутренним ценным бумагам.

К валютным ценностям в Законе о валютном регулировании и валютном контроле отнесены иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

В соответствии с нормами данного Закона в сфере ГТБ резидентами являются туристы - граждане России (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране. Остальные физические лица относятся согласно закону к категории нерезидентов.

Правила ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей содержатся в ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Ввоз в РФ и вывоз из РФ иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

В рамках ЕврАзЭС был принят Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (утвержден Решением Межгосударственного совета от 5 июля 2010 г. № 51; далее - Договор). Согласно и. 1 ст. 3 указанного Договора при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме. При единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Согласно и. 2 ст. 3 рассматриваемого Договора декларирование физическим лицом денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную или не превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол. США, может осуществляться по его желанию.

В соответствии с и. 3 ст. 3 Договора ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации. К денежным инструментам, помимо дорожных чеков, также относятся векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата (ст. 2 Договора).

Согласно п. 1 ст. 4 указанного документа вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную или не превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенном}" декларированию в письменной форме. При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Согласно п. 2 ст. 4 единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тыс. дол., может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Согласно п. 3 ст. 4 вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Согласно п. 1 ст. 5 в случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средств и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенном}" органу.

Согласно п. 2 ст. 5 при таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

2.7 Валютные формальности

С ростом объемов международного туризма и расширением его географии все большее количество российских граждан стало "сталкиваться" с иностранной валютой. Даже финансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранных денежных знаках. Для туристов же "чужие" деньги порой таят в себе не только нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребления и махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Как считают специалисты, 80% "фальшивок" приходится на доллары США.

Говоря о долларах США, следует заметить, что по одной из версий обиходные их названия - "зеленые" и "баксы" произошли от сленгового выражения "greenbacks" - "зеленые спинки" (цвет оборотной стороны американских бумажных банкнот).

В соответствии со ст. 11 Декларации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 1929 г.) фальшивые денежные знаки должны быть конфискованы и переданы либо правительству, либо эмиссионному банку, выпустившему эти денежные знаки. Все это требует от турфирм проведения определенной работы по подготовке к поездке, в том числе в плане предварительного знакомства с валютой той страны, куда следуют туристы. Приятно, что первый справочник по валютам мира для широкого круга читателей подготовила, разработала и напечатала именно турфирма.

В разных странах мира действуют различные правила и порядок ввоза-вывоза валюты, поэтому важно их уточнить непосредственно перед поездкой. Скажем, в США требуется декларировать ввоз-вывоз валюты на сумму свыше 10 тыс. долл., в Норвегии - при превышении суммы в 25 тыс. крон, Португалии - свыше 2,5 млн эскудо, в Финляндии вся валюта при ввозе-вывозе регистрируется для составления платежного баланса страны, в Австралии - при превышении 5 тыс. австралийских долл. требуется заполнение статистического бланка.

Следует отметить, что всего лишь три валюты "абсолютно свободны для купли-продажи": доллар США, фунт стерлингов Великобритании и франк Франции. Свыше 70 государств мира имеют ограниченно конвертируемые валюты. Есть государства, где господствующее положение занимает американский доллар, английский фунт или французский франк.

Разрешить ввоз валюты при условии внесения всей суммы в таможенную декларацию;

Полная информация потенциальных посетителей и туристов, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения;

Возможность обратного обмена валюты при выезде из страны;

Обмен валюты на национальные деньги, только по желанию туриста;

Наличие при въезде на КПП на видном месте правил, регулирующих обмен валюты, исходя из текущего курса;

При выезде своих туристов разрешать иметь им достаточные суммы своих денег для обратной поездки по своей стране.

Важно иметь в виду, что в ряде стран существуют строгие валютные порядки и действуют законы, по которым национальные деньги являются единственным средством при купле-продаже. Проведение валютно-обменных операций в обход уполномоченных банков уголовно наказуемо и турист за нелегальный обмен валюты может реально предстать перед судом.

В других странах, в свою очередь, не считается преступлением обман при обмене денег, поэтому пользование услугами "менял" может повлечь крупные финансовые потери.

Поскольку валютные формальности также достаточно часто меняются, турфирмам необходимо их регулярно уточнять и незамедлительно доводить до сведения туристов.


РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2012 года сказано, что действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствует росту въездного туризма. То есть этот факт является свидетельством того, что необходим пересмотр позиций по отношению к вопросу въезда иностранных граждан на территорию России. Здесь необходимо проведение более гибкой политики. И руководство страны это понимает.

В данном случае вполне возможно введение порядка предоставления покупных виз гражданам стран безопасных в миграционном отношении. Эта мера позволит привлечь иностранных туристов.

Необходимо применение таможенных льгот для туристов, приезжающих в Россию.

Данные меры необходимы, т.к. сложные туристские формальности отталкивают многих иностранных туристов от России.

На сегодняшний день это наиболее важный из всех аспектов этой важнейшей сферы международных экономических отношений. И, если раньше государства в основном волновало то, как устранять в принимающей стране препятствия на пути развития туризма, чем упрощались туристские формальности по отношению непосредственно к туристам, то сегодня с учетом важности для всех этого вида «невидимого экспорта» товаров государства, по существу, перешли ко второму этапу процесса многостороннего регулирования международного туризма - этапу устранения препятствий на пути развития международного туризма в самой стране происхождения туриста. Встал вопрос о соблюдении туристских формальностей со стороны туроператоров. Так приобретая тур, как уже упоминалось выше, клиент получает право на определённые услуги партнёров туроператора, но никто не гарантирует, что эти услуги будут оплачены. А большинство этих услуг направлено на соблюдение туристских формальностей, т.к в стоимость тура входит оплата визы, страховки, услуг перевозчика (наличие обратного билета является во многих государствах условием выдачи визы) и т.д.

Последние меры касаются, в частности, необходимости повышения уровня защиты интересов лица, приобретающего туристические услуги у себя на родине, его страховка от всевозможных рисков, связанных в том числе с недобросовестным поведением туроператоров. За последние годы, к сожалению, участились случаи мошенничества в области международного туризма, когда турист, купив, например, комплексные или пакетные туристические услуги (т е включающие оплату за более чем один вид туристических услуг, например, транспорт и размещение в гостинице, питание и др), приехав в принимающую страну, сталкивается со многими трудностями финансового и бытового характера.

Такая ситуация ведет к подрыву доверия потенциальных клиентов - потребителей туристических услуг - к международному туризму, дезорганизует международные межгосударственные экономические отношения (МГЭО) в этой сфере, и наносит колоссальный ущерб экономике государств, что, конечно, недопустимо.

Представляется, что опыт решения этой проблемы в рамках Европейского союза должен быть взят на вооружение всеми государствами мира в интересах развития международного туризма, чтобы обеспечить со стороны туроператоров выполнение взятых перед туристами обязательств и либо обеспечить туристам обещанные услуги, либо вернуть им деньги в случае преждевременного банкротства. Этой же цели могло бы содействовать также подписание многосторонней конвенции по соответствующим проблемам.

Данный опыт полезно перенять и России. И как уже упоминалось выше государство понимает, что с его стороны необходим контроль в этой сфере.

При этом, статья 1212 Гражданского кодекса РФ определяет, что потребителю туристических услуг – физическому лицу гарантируется защита его прав, предоставляемая императивными нормами права страны места жительства потребителя без всяких изъятий. В данном случае законодатель справедливо определил приоритет прав человека.

Учитывая важность туризма для экономики России, в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Ранее при Исполнительном Совете ВТО имелся Комитет по упрощению формальностей, который отвечал за весь комплекс вопросов, связанных с проблемами передвижения туристов, как в международном, так и в национальном масштабах. В октябре 2009 г. он был объединен с Комитетом по безопасности в туризме и стал называться Комитетом ВТО по качеству туристского обслуживания. На заседаниях Комитета рассматриваются подходы к разработке мер по безопасности и защите туристов, заслушиваются доклады о необходимости иметь туристскую полицию в крупных туристских центрах той или иной страны на основе уже имеющегося опыта других государств в этом направлении.

ВТО уделяет особое внимание необходимости проведения дипломатической конференции, на которой предполагается рассмотреть подготовленный проект и принять в перспективе Международную конвенцию по упрощению туристских поездок и пребываний, где будут четко обозначены рекомендации по упрощению пограничных, таможенных, санитарных, валютных и других фор­мальностей и процедур.

Крупные международные туристские ассоциации также уделяют внимание упорядочению туристских формальностей и повышению безопасности туризма. Например, ПАТА - Туристская ассоциация стран Азии и Тихого Океана, одной из важнейших своих целей ставит "содействие в установлении сотрудничества по вопросам упрощения пограничных формальностей, валютных и таможенных правил и иных норм".

Следует также сказать, что в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе говорится о необходимости содействия государств в организации турпоездок, сокращении до минимума времени рассмотрения ходатайств о таких путешествиях, а также уделять серьезное внимание предложениям о заключении соглашений относительно выдачи многократных виз и упрощения туристских формальностей.

В проекте Будапештской конвенции по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний, текст которого почти полностью вошел в упомянутую Гаагскую декларацию по туризму, были определены основные принципы: "Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется упрощать индивидуальные и организованные групповые турпоездки и пребывания", но вместе с тем там же говорится, что "ни одно из положений Конвенции не может быть истолковано, как препятствующее Договаривающейся Стороне принимать временные меры, которые эта Сторона считает необходимыми для сохранения правопорядка и безопасности. О введении таких временных мер должны незамед­лительно быть проинформированы другие Стороны".

Рекомендуется также всем странам по аналогии со структурой ВТО учредить Национальный орган (Комитет по качеству туристского обслуживания), который "обязан координировать деятельность по упорядочению и упрощению положений, формальностей и процедур, затрагивающих туристские путешествия, поездки и пребывания туристов".

Следует отметить, что в области упрощения организации туристских поездок ВТО действует в тесном контакте с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организацией (ММО), Советом таможенного сотрудничества (СТС) и другими организациями. По аналогии с этим работа Национальной туристской администрации той или иной страны должна проводиться в тесном контакте и взаимодействии со всеми другими заинтересованными министерствами и ведомствами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм является многогранной деятельностью, в которую вовлечены множества субъектов от физических лиц до государств. Поэтому данная сфера, несомненно требует регулирования на международно-правовом уровне. Как будет показано в дальнейших главах, больше всего в этом преуспела Европа. Но Россия также активно вливается в этот процесс.

В данной курсовой работе были решены поставленные задачи:

Рассмотрена сущность туристических формальностей: это в установленное законодательством условие или действие, требуемое при выполнении какого-либо важного и ответственного дела.

Исследованы основные виды туристических формальностей:

Паспортные формальности

Международные водительские права и порядок взятия автомобиля на прокат

Иные удостоверения личности в туризме и понятие «Green Card» (Зеленая карта)

Визовые формальности

Санитарно-эпидемиологические формальности

Таможенные формальности

Валютные формальности

Упрощение туристских поездок и путешествий - это всесторонне продуманная и скоординированная политика государства и действия его конкретных правительственных органов, в первую очередь национальной туристской администрации по развитию и поощрению турпоездок, обеспечению туристов необходимой социальной и экономической защищенностью, а также квалифицированной медицинской и иной помощью, охраной их имущества, здоровья, личных прав и достоинства. Естественно, данная деятельность должна проводиться в тесном контакте с самими туристскими организациями и ассоциациями, без этого постоянного взаимодействия положительного сдвига в сфере туризма быть не может.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаренков В.П. и др. «Современные Соединенные Штаты Америки». – М., «Политиздат», 2009.

2. Белозеров Б.П. К вопросу о правовой защите интересов граждан в сфере туризма // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые записки юридического факультета. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2009. - Вып. 8. - с.48-50

3. Бромлей Ю.В. и др. «Северная Америка». – М., « Мысль», 2010.

4. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М. 2009 С. 245

5. Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. М. 2009, с.12

6. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ Ошноков А.Н..-М.,2009.-19с.

7. Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник.- М.: ФиС, 2009.

8. Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок М.: Луч, 2010

9. Квартальнов В. ,Романов А. Международный туризм.- М.: Особенности российского туризма, 2010.

10. Луговская А. Третейский суд и туризм // Русский адвокат. - М.; Изд. Моск. Коллегии адвокатов "Канон", 2010. - № 2 - 3. - с.59-61

11. Н. Тимановская. «Spotlight on the USA». – Тула, «Автограф», 2009

12. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2008 г. N 59-В02пр-5 (существенное отступление от условий договора является основанием для возмещения убытков и компенсации морального вреда)

13. Ошноков А.Н. Некоторые проблемы коллизионного регулирования договоров в области международного туризма // Международное частное право: современная практика: Сборник статей. - М.; ТОН - Остожье, 2009. - с.43-49

14. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий закона об основах туристической деятельности в Российской Федерации.- М.: Фонд «Правовая культура», 2010

15. Письмо Госстандарта РФ от 14 августа 2009 г. N ЮГ-110-19/2558 "О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения"

16. Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг // Экономика и жизнь, 2009, N 44, с. 35.

17. Правовые и организационные аспекты участия государства в развитии туризма. Проблемы и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Шендрикова А.И.. - С.-Пб., 2009. - 20 с.

18. Сандерсон И. «Северная Америка». – М., « Прогресс», 2009.

19. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник.- М.: ФиС, 2009.

20. Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения // Экономика и жизнь, 2010, N 14, с. 23.

21. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. Приложение 3.М.2009

22. Worldmark Encyclopaedia of the States. – N.Y., «Worldmark Press. Ltd.», 2009.

23. www.tonkosti.ru

25. www.tourdom.ru


Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок М.: Луч, 2010 с. 45

Исмаев Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок М.: Луч, 2010 с.51

Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. М. 2009, с.12

Правовые и организационные аспекты участия государства в развитии туризма. Проблемы и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Шендрикова А.И.. - С.-Пб., 2009. - 20 с.

Абаренков В.П. и др. «Современные Соединенные Штаты Америки». – М., «Политиздат», 2009.


С ростом объемов международного туризма и расширением его географии все большее количество российских граждан стало "сталкиваться" с иностранной валютой. Даже финансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранных денежных знаках. Для туристов же "чужие" деньги порой таят в себе не только нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребления и махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Как считают специалисты, 80% "фальшивок" приходится на доллары США.

Говоря о долларах США, следует заметить, что по одной из версий обиходные их названия - "зеленые" и "баксы" произошли от сленгового выражения "greenbacks" - "зеленые спинки" (цвет оборотной стороны американских бумажных банкнот).

В соответствии со ст. 11 Декларации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 1929 г.) фальшивые денежные знаки должны быть конфискованы и переданы либо правительству, либо эмиссионному банку, выпустившему эти денежные знаки. Все это требует от турфирм проведения определенной работы по подготовке к поездке, в том числе в плане предварительного знакомства с валютой той страны, куда следуют туристы. Приятно, что первый справочник по валютам мира для широкого круга читателей подготовила, разработала и напечатала именно турфирма.

В разных странах мира действуют различные правила и порядок ввоза-вывоза валюты, поэтому важно их уточнить непосредственно перед поездкой. Скажем, в США требуется декларировать ввоз-вывоз валюты на сумму свыше 10 тыс. долл., в Норвегии - при превышении суммы в 25 тыс. крон, Португалии - свыше 2,5 млн эскудо, в Финляндии вся валюта при ввозе-вывозе регистрируется для составления платежного баланса страны, в Австралии - при превышении 5 тыс. австралийских долл. требуется заполнение статистического бланка.

Следует отметить, что всего лишь три валюты "абсолютно свободны для купли-продажи": доллар США, фунт стерлингов Великобритании и франк Франции. Свыше 70 государств мира имеют ограниченно конвертируемые валюты. Есть государства, где господствующее положение занимает американский доллар, английский фунт или французский франк.

Разрешить ввоз валюты при условии внесения всей суммы в таможенную декларацию;

Полная информация потенциальных посетителей и туристов, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения;

Возможность обратного обмена валюты при выезде из страны;

Обмен валюты на национальные деньги, только по желанию туриста;

Наличие при въезде на КПП на видном месте правил, регулирующих обмен валюты, исходя из текущего курса;

При выезде своих туристов разрешать иметь им достаточные суммы своих денег для обратной поездки по своей стране.

Важно иметь в виду, что в ряде стран существуют строгие валютные порядки и действуют законы, по которым национальные деньги являются единственным средством при купле-продаже. Проведение валютно-обменных операций в обход уполномоченных банков уголовно наказуемо и турист за нелегальный обмен валюты может реально предстать перед судом.

В других странах, в свою очередь, не считается преступлением обман при обмене денег, поэтому пользование услугами "менял" может повлечь крупные финансовые потери.

Поскольку валютные формальности также достаточно часто меняются, турфирмам необходимо их регулярно уточнять и незамедлительно доводить до сведения туристов.

С ростом объемов международного туризма и расширением его географии все большее количество российских граждан стало «сталкиваться» с иностранной валютой. Даже финансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранных денежных знаках. Для туристов же «чужие» деньги порой таят в себе не только нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребления и махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Как считают специалисты, 80% «фальшивок» приходится на доллары США.

Говоря о долларах США, следует заметить, что по одной из версий обиходные их названия - «зеленые» и «баксы» произошли от сленгового выражения «greenbacks» - «зеленые спинки» (цвет оборотной стороны американских бумажных банкнот).

В соответствии со ст. 11 Декларации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 1929 г.) фальшивые денежные знаки должны быть конфискованы и переданы либо правительству, либо эмиссионному банку, выпустившему эти денежные знаки.

Все это требует от турфирм проведения определенной работы по подготовке к поездке, в том числе в плане предварительного знакомства с валютой той страны, куда следуют туристы. Приятно, что первый справочник по валютам мира для широкого круга читателей подготовила, разработала и напечатала именно турфирма.

В разных странах мира действуют различные правила и порядок ввоза-вывоза валюты, поэтому важно их уточнить непосредственно перед поездкой. Скажем, в США требуется декларировать ввоз-вывоз валюты на сумму свыше 10 тыс. долл., в Норвегии - при превышении суммы в 25 тыс. крон, Португалии - свыше 2,5 млн эскудо, в Финляндии вся валюта при ввозе-вывозе регистрируется для составления платежного баланса страны, в Австралии - при превышении 5 тыс. австралийских долл. требуется заполнение статистического бланка.

Следует отметить, что всего лишь три валюты «абсолютно свободны для купли-продажи»: доллар США, фунт стерлингов Великобритании и франк Франции. Свыше 70 государств мира имеют ограниченно конвертируемые валюты. Есть государства, где господствующее положение занимает американский доллар, английский фунт или французский франк (табл. 20.1).

С точки зрения действия французского франка и английского фунта стерлинга разделяют ряд стран мира на:

- зону действия французского франка: Бенин, Буркина Фасо, Камерун, Чад, Коморы, Конго, Кот-де-Вуар, Экваториальная Гвинея, Франция, Французская Гвиана, Французская Полинезия, Габон, Мали, Майотте, Монако, Новая Каледония, Нигер, Сине-гал, Того, Центральная Африканская Республика;

- зону действия английского фунта стерлинга: Антигуа и Барбуда, Австралия, Кокосовы острова, Багамы, Бахрейн, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Бермуда, Ботсвана, Бруней, Каймановы острова, Кипр, Фолкленды,Фиджи, Гамбия, Гана, Гибралтар, Гайяна, Гонг Конг, Исландия, Индия, Ирландия, Ямайка, Иордания, Кения, Кирибати, Кувейт, Антигуила, Монсеррат, Лесото, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мауритус, Новая Зеландия, Нигерия, Оман, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Оман, Сингапур, Соломоновы острова, ЮАР, Шри-Ланка, Свазиленд, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тували, Уганда, ОАЭ, Йемен, Замбия.



Разрешить ввоз валюты при условии внесения всей суммы в таможенную декларацию;

Полная информация потенциальных посетителей и туристов, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения;

Возможность обратного обмена валюты при выезде из страны;

Обмен валюты на национальные деньги, только по желанию туриста;

Наличие при въезде на КПП на видном месте правил, регулирующих обмен валюты, исходя из текущего курса;

При выезде своих туристов разрешать иметь им достаточные суммы своих денег для обратной поездки по своей стране.

Важно иметь в виду, что в ряде стран существуют строгие валютные порядки и действуют законы, по которым национальные деньги являются единственным средством при купле-продаже. Проведение валютно-обменных операций в обход уполномоченных банков уголовно наказуемо и турист за нелегальный обмен валюты может реально предстать перед судом.

В других странах, в свою очередь, не считается преступлением обман при обмене денег, поэтому пользование услугами «менял» может повлечь крупные финансовые потери.

Поскольку валютные формальности также достаточно часто меняются, турфирмам необходимо их регулярно уточнять и незамедлительно доводить до сведения туристов.

По данным ГТК России в 1994-1996 гг. таможня ежегодно задерживала при попытке нелегального вывоза за границу около 10 млн долл. И это несмотря на то, что с 1 апреля 1995 г. вступили в действие новые правила вывоза валюты из Российской Федерации. Такая справка выдается уполномоченными банками при покупке валюты, получении наличных с валютного счета, покупке дорожных чеков, обмене одной валюты на другую, получении денег по кредитным и дебетовым картам. Если турист получил валюту через банкомат, то квитанция, выданная банкоматом, на таможне не действует, необходимо получить справку в банке. Справка ф. № 0406007 является важным документом и должна быть правильно заполнена; реквизиты обменного пункта и наименование банка на штампе в правом углу должны быть четкими и ясно читаемыми, без каких-либо смазок, подчисток, помарок и исправлений. Если в справке не указаны данные предъявленного паспорта или иного документа, то она не будет являться разрешением на вывоз валюты. Чаще всего валюта обменивается на основании внутреннего паспорта, а поездка за границу совершается по загранпаспорту и в ряде случаев это вызывало сложности на таможне. В разъяснении ГТК России, сказано, что отсутствие внутреннего паспорта при выезде за границу не является основанием для задержания вывозимой валюты. Справка при выезде остается на таможне, независимо от того, какая сумма наличной валюты в ней указана (больше или меньше). При наличии у туриста более 10 тыс. долл. США информация о нем поступает в налоговую инспекцию.

Несколько слов об обмене денег на местную валюту. Обычно полагают, что обмен лучше производить на месте, но это не всегда верно. Поскольку ввоз национальных денег во многих странах не запрещен, а курс валюты «плавает», то иногда в Москве выгодней поменять рубли на валюту другой страны, сэкономив при покупке, например, франков - до 70 долл. США, йен - до 50 долл. США на тысячу единиц обмена.

Существует несколько способов определения фальшивых купюр:

Фальшивые купюры более шероховаты на ощупь и лохматятся после нескольких сгибов в одном и том же месте, так как фальшивомонетчики используют промышленные сорта бумаги, которые на ощупь тоньше или толще специальной бумаги для изготовления денежных знаков;

При проведении пальцами или кончиком иголки по лацканам «президентских пиджаков» должно чувствоваться утолщение (иголка начинает подпрыгивать). Такой же рельефной микропечатью нанесены и некоторые другие рисунки и надписи;

В состав бумаги подлинной банкноты включены нити хлопка и льна, и которые делают ее эластичной и до некоторой степени растяжимой, они же придают купюрам (особенно новым) специфический «денежный» запах;

Размытые и кривые линии водяных знаков и бледно-серые пятна вокруг являются прямым свидетельством, что купюра поддельная;

Если фальшивомонетчик изготовил стодолларовую купюру из однодолларовой, на просвет в ней не будет металлизированной полоски;

Необходимо тщательно рассмотреть портрет на купюре, где имеется множество мелких и тщательно проработанных деталей, их фальшивомонетчики не могут воспроизвести, в сравнении с подлинной купюрой;

Продаются тестеры («smart pen»), стоимостью 20-39 долл. США, проверяющие химический состав бумаги, точность которых свыше 80%.

Во многих странах в целях борьбы с фальшивомонетчиками цвет банкнот постоянно меняется исходя из последних достижений техники; добавляются разные головоломные элементы защиты от подделок. Например, Швейцария, которая не подписала Маастрихтский договор о переходе к единой валюте, начиная с 1997 г. стала выпускать зеленые 50-франковые, темно-красные 20-фран-ковые, ярко-желтые 10-франковые, желто-коричневые 200-фран-ковые, фиолетовые 1000-франковые и синие 100-франковые банкноты. Каждая из новых банкнот имеет свой основной цвет и тоновые переходы, которые не поддаются воспроизведению на электронных копировальных устройствах.

О евро - единой европейской валюте. 2 мая 1998 г. были определены 11 европейских стран, переходящих на единую валюту: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

С 1 января 1999 г. евро была введена в безналичное обращение, а в январе - июне 2002 г. планируется ввод в обращение банкнот и монет евро, но в переходный период национальная валюта остается также в обращении.

Комиссия ЕС утвердила правила введения евровалюты:

Выполнять правила перевода национальной валюты в евро, учитывая при этом неизбежное «округление» цен;

Не осуществлять дополнительных сборов с покупателей, желающих расплатиться в евро безналично;

Предоставлять клиентам всю информацию о правилах перехода на евро;

Указывать цену в евро и национальной валюте;

Обучать персонал работе с клиентами в новых условиях;

Обеспечивать клиентам возможность расплачиваться в евровалюте.

Считается, что введенная после 2002 г. в Европе единая денежная единица - евро, станет серьезным конкурентом американскому доллару. Помимо того, появление евро окажет положительное влияние на европейскую индустрию туризма, в которой по прогнозам будет обслуживать 40% мирового туристского бизнеса.

ВТО провела специальный семинар «Евро и туризм», на котором отмечались преимущества введения евро валюты:

Отпадет необходимость тратить время и средства на обменные операции;

Появится возможность сравнивать цены на услуги в различных странах, цены на туруслуги будут более «прозрачными»;

Упростятся функции полиции и секьюрити, и уменьшится количество мошенничеств при обмене денег.

Но вместе с тем турбизнесу понадобится время для того, чтобы перестроить свою бухгалтерию в связи с введением евро.

Вопросы для повторения:

3. Раскройте понятие и содержание туристских формальностей.

4. Дайте характеристику паспортных формальностей.

6. Назовите правила получения визы РФ для иностранных граждан.

7. Дайте характеристику Шенгенским визам.

8. Раскройте санитарно-эпидемиологические формальности.

9. Дайте характеристику таможенных формальностей.

10. Дайте характеристику валютных формальностей.