Что такое эргономичный дизайн. Эргономика кухни. Дизайн архитектурной среды

Арендный блок

Напомним определение самой эргономики:

Ergo (греч. работа) + notnos (закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

Эргономика возникла в связи с усложнением технических средств и условий функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, в которой оказалось синтезировано множество трудовых функций. Поэтому она формировалась на стыке многих наук — от психологии, гигиены и анатомии до ряда технических дисциплин.

Предметом эргономики как науки является изучение системных* закономерностей взаимодействиячеловека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процесседостижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой идосуговой сферах.

Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе

| «человек—машина—объект деятельности—среда» (сокращенно «человек—машина—среда») при § одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

Объектом исследования в эргономике является система «человек — машина — среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов

° деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов

g специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.

Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек — машина — среда» (рис. 2) в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке, i ] пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.

Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. — для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо

* Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью, системность — свойство системы.

**Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике — любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.), так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли.

термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, — «потребитель», «зритель» и т.п.

Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек—машина (предмет)—среда» в результате реализации эргономических требований.

Основные структурные элементы эргономики (рис. 3) — это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины.

Блок оперативных средств и методов охватывает три важнейших направления эргономических исследований объекта «человек—предмет—среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценка объекта.

Результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы.

Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.

Оборудование

Звуковой

Тактильное воздействие

Результат работы

Средства отображения информации

Органы управления

(Окружающая ] I среда I

Антропометрические данные

Физиологическое состояние

Органы управления и приборы

Человек и окружающая среда

Рис. 2. Система «человек—машина—окружающая среда»

Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания;

разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учету;

формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды;

заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эргономическихтребований (эргономическая оценка и аттестация).

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

В последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом все чаще употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что провести границу между ними порой оказывается просто невозможно.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Дизайн архитектурной среды

Основы эргономики. Этапы развития, понятия эргономики. Эргономический расчет параметров рабочего места. Эргономика и оборудование отдельных видов среды. Оборудование жилой среды. Оборудование интерьеров общественных зданий. Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды. Архитектура, Дизайн среды, Искусство интерьера.


Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.

  1. 1. Лекция 2. Эргономика дизайна Эргономика – (от греческого ergon- работа, nomos- закон), научнаядисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека втрудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условийвысокоэффективной деятельности. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельностичеловека, при одновременном сохранении здоровья человека и созданияпредпосылок для развития его личности. Машина в эргономике это любое техническое устройство, предназначенноедля целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Задачей эргономики – является проектирование и совершенствованиепроцессов выполнения деятельности, а также характеристика средств и условий,которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности ипсихофизиологическое состояние человека. Составные части эргономики. 1. Антропометрия. Антропометрия – (от греческого antrbpos –человек и ….метрия) –составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека),является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических ифункциональных признаков тела. Различают: 1. Классические антропометрические признаки (используют приизучении пропорций тела, возростной морфологии, для сравненияморфологических характеристик различных групп населения). 2. Эргономические антропометрические признаки(используются при проектировании изделий и организации труда).
  2. 2. 1) статические признаки – они определяются при неизменномположении человека, (они включают размеры отдельных частей тела и габаритные,т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека). Эти размерыиспользуются при проектировании изделий, определении минимальногопространства, необходимого человеку (например, походов) и т.п. 2) динамические антропометрические признаки – это размеры,измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуютсяугловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворотаголовы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону ит.п.). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток,педалей, определение зоны видимости и т.п. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных,половых, этнических, территориальных факторов, т.к. существенно от них зависят(например, антропометрические признаки среднестатистического европейцаотличаются от антропометрических признаков среднестатистического японца). Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют ввиде таблиц в антропометрических атласах. Значения приводятся в перцентилях (от5 до 95). Вообще перцентилей 100, самый низкий человек приравнивается к 1перцентилю, самый высокий к 100. В антропометрических атласах сведений осамых низких и высоких людях не приводится по причине их исключительности,отклонения от нормы. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуютсяантропометрическими данными, сгруппированными по ростовым группам. Антропометрические точки
  3. 3. 1) верхушечная; 2) подбородочная; 3) верхнегрудинная; 4) среднегрудочная; 5) плечевая; 6) пупковая; 7) лобковая; 8) лучевая; 9) вертельная; 10) шиловидная; 11) фаланговая; 12) пальцевая; 13) верхнеберцовая внутренняя; 14) нижнеберцовая; 15) пяточная; 16)конечная. Рис.1. Антропометрические точки. 2.Инженерная психология. Инженерная психология – это отрасль психологии труда изучающаявзаимосвязь человека и техники. Основной задачей является исследование процессов приема, переработки ихранения информации, которые осуществляются при проектировании техническихустройств и управления ими. Кроме того, инженерная психология решает следующие задачи: − распределение функций между человеком и машиной; − проектирование систем информации, выбор канала; − конструирование средств управления; − проектирование рабочего места; − обеспечение удобства технического использования машины; − подбор кадров и их профессиональная подготовка.
  4. 4. 3.Психология восприятия. Психология восприятия – это наука, исследующая особенности изакономерности визуального, аудиального и тактильного восприятия окружающегопредметного мира. Эргономические требования Эргономические требования – это требования, которыепредъявляются к системе «человек – машина - среда», с целью оптимизациидеятельности человека. Эргономические требования являются основой приформировании конструкции предмета, дизайнерской разработки пространственно –композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Факторы, определяющие эргономические требования. Эргономический подход к решению задачи оптимизациижизнедеятельности человека определяется комплексом факторов, главные из них,обусловлены индивидуальными особенностями человека. 1)социально – психологические факторы. Предполагаютсоответствие конструкции предмета и организации рабочего места характеру истепени группового взаимодействия, а также устанавливают межличностныеотношения при совместной деятельности, управлению объектом. 2) антропометрические факторы. Обуславливают соответствиеструктуры, формы, размеров предмета, оснащения размерам и формечеловеческого тела. Соответствие характера форм изделий анатомической пластикечеловеческого тела. 3) психологические факторы. Предполагают соответствие объекта,технологических процессов и среды возможностям и особенностям человеческоговосприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновьформируемым навыкам человека.
  5. 5. 4) психофизиологические факторы. Обуславливают соответствиеобъекта зрительным, слуховым и другим возможностям человека. Условиямвизуального комфорта и ориентирования в предметной среде. 5) физиологические факторы. Они призваны обеспечиватьсоответствие объекта физиологическим особенностям человека, его скоростным,биомеханическим и энергетическим возможностям. 6) гигиенические факторы. Предопределяют требования поосвещенности, газовому составу, воздушной среде, влажности и т.п. В том числе посоставу материала, из которого изготовлен объект. Рис. 2. Зоны определяющие гигиенические факторы.
  6. 6. Методы эргономических исследований Для правильного проектирования любого объекта особое значение имеетэргономический анализ деятельности (манипулирования) этим объектом. Делаетсяэто в основном двумя способами. 1. Составляется профессиограмма содержащая в себе те требования,которые предъявляет деятельность к техническим средствам ипсихофизиологическим свойствам человека. В эргономике, в результате практики, сложились два метода полученияисходной информации, необходимой для составления профессиограммы:описательное и инструментальное профессиографирование. Описательное профессиографирование включает: 1) анализ технической и эксплуатационной документации; 2) эргономическое и инженерно-психологическое обследованиеоборудования; 3) наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека; 4) беседу с человеком; 5) самоотчет человека в процессе деятельности; 6) анкетирование и экспертная оценка; Инструментальное профессиографирование включает: 1) измерение показателей факторов среды; 2) регистрацию и последующий анализ ошибок; 3) объективную регистрацию энергетических затрат и функциональногосостояния организма работающего человека (частота пульса, давление, дыхание идр.); 4) объективную регистрацию и измерение трудноразличимых (вобычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление ипереключение внимания, оперирование органами управления и др. (Например, припомощи видеосъемки).
  7. 7. 5) Объективную регистрацию и измерение показателейфизиологических и функциональных систем, обеспечивающих процессыобнаружения сигналов, выделения информативных признаков, а так жеисполнительные действия. Перечисленные методы профессиографического исследованияиспользуются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности итребуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использоватьметод описательного профессиографирования. 2. Соматографические и экспериментальные(макетные) методы. Эти методы решения эргономических задач используются для выбораоптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой,размерами машины (предмета), ее элементов. 1)Соматография (от греческого somatos – тело и …графия)- методсхематического изображения человеческого тела в технической или инойдокументации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциямичеловеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графикеиспользуются все нормы и приемы технического черчения и начертательнойгеометрии. Большая трудоемкость затрудняет использование классическойсамотографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов(шаблонов моделей),тела с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона)можно проверить: 1) соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формерабочего места; 2) досягаемость и удобство их размещения органов размещения; 3) оптимальные и максимальные границы зоны досягаемостиконечностей;
  8. 8. 4) обзор рабочего места и условия зрительного восприятия, например, прислежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; 5) удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования,сидения, пульта и т.д.; 6) удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальныеразмеры подходов, коммуникаций. 2) Экспериментальные (макетные) методы. Основаны на применении макетирования проектируемого оборудования вразличном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используютсяобъемные антопоманекены; один из видов таких манекенов получил название«мультмены». Методы с использованием манекенов позволяютрешать ряд задач: 1) увязать сложно структурные конструкции оборудования между собой; 2) достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; 3) испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы сним; 4) отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряддругих задач, связанных с учетом антропометрических особенностейпользователей проектируемого оборудования. Параллельно с использованием манекенов обычно проводят ряд расчетныхпроцедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных сзакономерностями учета антропометрических данных. Описанные методы непосредственно переплетаются с дизайн -проектированием. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем всеболее опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом втрехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натуральномвоспроизведении.
  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений

    Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

    В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

    Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

    Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

    Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

    Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

    Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

    Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

    1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

    2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

    3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

    4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

    5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

    6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

    7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

    8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

    9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

    10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

    ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

    Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

    Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

    Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

    стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

    Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

    То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

    Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

    Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

    В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

    Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

    Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

    тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

    Начиная со второй половины 60-х годов много эргономическихисследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

    Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

    При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формированияфизической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

    Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

    шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

    Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

    Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.

    Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

    Р. Ли Флеминг

    Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

    Понятие "Эргономика"

    Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

    Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

    Орудия труда и охоты

    первобытного человека

    показывают, что он

    соизмерял их со

    физическими

    параметрами и

    возможностями,

    стремясь

    создавать удобные для определенных

    Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

    Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

    Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

    Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

    на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

    Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



    Метрические системы

    Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

    Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



    Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

    человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

    Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

    фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

    На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

    В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


    На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



    А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

    А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


    пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

    Эргономика оружия

    Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

    Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

    Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


    Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



    Интерьер орбитальной космической станции

    Пенти Хитанян.

    Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

    Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


    которого - анатомия плечевого сустава человека.

    Эргономика в мебели

    В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

    Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

    При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

    Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


    В орудиях

    спортивном

    снаряжении

    первую очередь

    подчиняется

    требованиям

    эргономики.

    Последняя

    зачастую

    становится

    художественной темой

    формообразования


    Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

    Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

    Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


    того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

    Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

    Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

    Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


    Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

    Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

    Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

    Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.