Аудит кредитных организаций проводится. Аудиторская проверка кредитных организаций (банков). Разработка кредитной политики особенно важна для банков в целях их адаптации к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики

Введение

Необходимым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами способствуют своей деятельностью устойчивому функционированию банковской системы Российской Федерации, ее постоянному совершенствованию и интеграции в мировое банковское сообщество. Несмотря на относительно короткую историю развития, банковский аудит в России прошел за последнее десятилетие большой и сложный путь от обычной ревизорской работы, основанной на приемах, используемых в централизованной банковской системы, до независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций, соответствующей международным требованиям и стандартам. Аудит банков имеет определенную специфику, которая отражает как специфику деятельности самих банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка Российской Федерации. Для кредитных организаций разработаны специальный план счетов, формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и т.п. Аудиторские фирмы, работающие в сфере банковского аудита, являются объектов регулирования и контроля со стороны ЦБ РФ как надзорного органа, они получают в нем лицензии, регулярно отчитываются перед ним, соблюдают его требования в своей деятельности.

Целью данной работы является изучение проведения аудиторской проверки в кредитной организации, а также аудита операций банка с ценными бумагами. Задачами работы являются изучение стандартов аудита, рассмотрение порядка проведения аудиторской проверки, выделение ее основных этапов и направлений проверки; изучение функций и обязанностей сторон. Дается пояснение использования результатов внутреннего контроля, работы экспертов, ассистентов, составления рабочей документации аудитора. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая различные виды операций банка с ценными бумагами, основные направления операций с ценными бумагами.

Проведение аудиторской проверки кредитной организации

Порядок проведения аудиторской проверки

В соответствии с утвержденными отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудиторская проверка включает следующие основные этапы:

Оценка возможности принятия заказа на проведение аудита (предварительное планирование);

Разработка общего плана и программы аудита;

Проведение проверки;

Подготовка отчета по результатам аудита.

Проведению аудиторской проверки предшествует "обмен письмами между кредитной организацией и аудиторской фирмой (аудитором), основной целью которого является достижение взаимопонимания между сторонами путем определения обязательств сторон, а также условий аудиторской проверки.

Аудиторская фирма (аудитор), получив официальное предложение кредитной организации с просьбой о проведении проверки, приступает к планированию аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает следующие основные стадии: предварительное планирование; подготовка общего плана аудита; составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация должна определить для себя возможность проведения аудита данной кредитной организации, его обоснованность, а также согласовать с руководством кредитной организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На основе анализа представленной информации аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае положительного решения вопроса о проведении аудита аудиторская организация до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания клиентом условий предстоящего договора направляет ему письмо-обязательство о согласии на проведение.

Кредитные организации приурочивают сроки проведения обязательного ежегодного аудита и получения официального аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности к периоду ранее или накануне проведения годового общего собрания акционеров (участников. В связи с этим период проведения аудиторских проверок объективно должен сокращаться при необходимости одновременного выполнения требования качественного проведения аудита.

Названные условия реализуются аудиторской организацией на следующем этапе аудита, который состоит в подготовке общего плана и программы аудита.

Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству кредитной органиэации) и аудиторского заключения.

Развитием общего плана аудита является программа аудита, которая представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

После завершения процесса планирования аудиторская организация приступает к непосредственному проведению проверки (следующему этапу аудита).

Объектом обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (публикуемая отчетность), порядок составления которых устанавливается Банком России.

В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет различные процедуры, которые оформляются соответствующей документацией. Документация аудитора - совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками кредитной организации и третьими лицами по запросу аудитора и содержит сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заключения аудитора, а также для возможности текущего и последующего контроля качества аудита.

В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в соответствии с нормативными требованиями ЦБ РФ рассматривает: соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям; состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям; выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля; адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций; оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам); состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью филиалов; выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

По результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение (завершающий этап аудиторской проверки).

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в Российской Федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации включающей отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического расположения.

Контроль кредитных организаций помимо внутреннего аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля, осуществляется также путем проведения внешнего аудита. Внешний аудит , проводимый независимым аудитором, является промежуточным звеном контроля за деятельностью кредитных организаций между внутренним контролем кредитной организации и внешним надзором за ее деятельностью со стороны Банка России. Это обусловлено, с одной стороны, договорным характером отношений между кредитной организацией и внешним аудитором. С другой – внешний аудит для кредитных организаций является обязательным в силу закона, а результаты внешнего аудита подлежат представлению в Банк России, который использует внешний аудит кредитных организаций и его результаты как один из инструментов банковского надзора.

Кредитные организации являются видом коммерческих организаций, деятельность которых в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности подлежит обязательному ежегодному внешнему аудиту независимой аудиторской организацией.

Отчетность кредитной организации согласно ч. 1 ст. 42 Закона о банках подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. В данной статье также указано, что проводить аудит кредитных организаций вправе только аудиторские организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок, которые ко времени получения такой лицензии осуществляли аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Вместе с тем в новом Законе о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность не упоминается как деятельность, подлежащая лицензированию. Заметим, что до принятия указанного Закона лицензирование аудиторской деятельности предусматривалось утратившим ныне силу Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с аналогичным названием. В соответствии с п. 5.2 ст. 18 этого Закона лицензирование аудиторской деятельности прекратилось с 1 января 2010 г.

Новый Закон об аудиторской деятельности в п. 2 ст. 23 установил, что проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов. Лицензирование аудиторских организаций и лицензионный контроль ранее осуществлялись в целях проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, для подтверждения соблюдения аудиторами требований об обучении по программам повышения квалификации.

В настоящее время согласно ст. 7 Закона об аудиторской деятельности вместо лицензионных требований требования к аудиторским организациям определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Контроль соответствия качества работы аудиторских организаций и аудиторов указанным требованиям осуществляется в форме внутреннего и внешнего контроля.

Внешний контроль аудиторской деятельности проводится саморегулируемыми организациями, членами которых являются аудиторские организации, в отношении своих членов, а внешний контроль аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе и кредитных организаций, в соответствии со ст. 10 указанного Закона об аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также Минфин России в соответствии с Положением о Минфине России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Противоречие ст. 42 Закона о банках нормам иных вышеназванных законов отсутствует, поскольку требование о необходимости лицензирования аудиторских организаций в данной статье упоминается лишь постольку, поскольку данное требование установлено законодательством РФ. Тем не менее по-прежнему остается в силе требование ст. 42 Закона о банках, касающееся необходимости двухлетнего опыта аудиторской деятельности, предъявляемое к аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитных организаций.

Аудиторская проверка кредитной организации, как отмечалось выше, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Указанные требования о необходимости включения в аудиторское заключение сведений о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, только подтверждают необходимость проведения аудиторских проверок кредитных организаций аудиторскими организациями, имеющими специальную подготовку в области аудита кредитных организаций. Соответственно, аудит кредитных организаций проводится аудиторскими организациями, в составе которых работают аудиторы, получившие квалификационный аттестат банковского аудитора в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол № 71) и утверждена Минфином России 27 января 2009 г.).

В указанных ранее документах Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся внутреннего контроля в кредитных организациях, содержатся рекомендации, которые относятся также к взаимоотношениям кредитных организаций с внешним аудитом, и взаимоотношениям внешнего аудита кредитных организаций с внутренним аудитом (со службой внутреннего контроля).

В частности, согласно упомянутым рекомендациям внешним аудиторам не следует вступать в конфликт интересов с кредитной организацией. Цель аудита финансовых отчетов кредитной организации внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этой кредитной организацией финансовых отчетов установленному механизму с учетом действующих в стране правил и нормативов.

Аудиторы на выборочной основе проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые кредитной организацией принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности.

Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью кредитной организации и поэтому не входят в ее систему внутреннего контроля, их деятельность оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.

Внешний аудитор обычно передает органам управления кредитных организаций информацию об управленческих недостатках, о замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состоянию ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.

Служба внутреннего контроля также должна подлежать независимой проверке внешнего аудитора, соответственно внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям службы внутреннего контроля. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует службу внутреннего контроля о любом существенном обстоятельстве, которое может повлиять на внутренний контроль.

Органы управления кредитной организации обязаны предоставлять внешнему аудитору информацию, необходимую аудитору при проведении аудиторской проверки и подготовки отчета, которая может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и соответственно на аудиторское заключение.

Основная цель проведения внешнего аудита кредитной организации состоит в предоставлении аудитором мнения о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность кредитной организации достоверное представление о финансовом положении кредитной организации и результатах его деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Обычно аудиторский отчет готовится для акционеров, однако используется многими другими сторонами, такими, как вкладчики, другие кредиторы и контролеры. Отчет аудиторов позволяет определить достоверность финансовой отчетности.

Для подготовки заключения в отношении финансовой отчетности аудитор должен получить достаточное подтверждение тому, что информация, содержащаяся в бухгалтерских записях и прочих источниках, является надежной и достаточной для использования в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, и тому, что соответствующая информация должным образом отражена в финансовой отчетности. Для этой цели аудитор:

  • – проводит проверку и оценку бухгалтерских систем и системы внутреннего контроля, на которые он намерен положиться;
  • – тестирует данные системы контроля с целью оказания содействия при определении характера, объема и продолжительности прочих аудиторских процедур;
  • – осуществляет такие проверки, проводит беседы и процедуры подтверждения бухгалтерских операций и остатков по счетам так, как он считает необходимым в данных обстоятельствах.

Однако подробная проверка всех операций кредитных операций является практически неосуществимой. Таким образом, аудит основан на проведении проверок и оценке систем внутреннего контроля, разработанных для подтверждения правильности бухгалтерских записей и сохранности активов, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов. При проверке финансовой отчетности ему может оказаться полезной большая часть работы службы внутреннего контроля.

Аудитор планирует и проводит аудит таким образом, чтобы иметь веские основания для выявления искажений в финансовой отчетности кредитной организации, которые по отдельности или в целом являются существенными в отношении финансовой информации, содержащейся в данной финансовой отчетности. Оценка того, что является существенным, находится в профессиональной компетенции аудитора, однако существенность может также зависеть от иных факторов, например, юридических или нормативных требований как к финансовой отчетности в целом, так и к ее отдельным статьям. Таким образом, аудитор может исходить из различного уровня существенности в отношении различных элементов финансовой отчетности.

Выборочный характер аудиторской проверки и другие присущие ей ограничения вместе с ограничениями, существующими в любой системе внутреннего контроля, делают неизбежным риск того, что некоторые значительные неточности могут остаться незамеченными. Поэтому аудитор должен считать представленные факты соответствующими истине, а документы и учетные записи – подлинными, если только у него не появилось доказательств в пользу обратного.

При обнаружении аудитором существенной ошибки в финансовой отчетности, включая применение неадекватной учетной политики, оценку активов, с которой он не согласен, или непредставление важной информации, он должен потребовать от руководства кредитной организации исправления указанной ошибки и внесения соответствующей корректировки финансовой отчетности. При отказе руководства кредитной организации внести исправление в финансовую отчетность отчет аудитора о результатах проверки финансовой отчетности будет содержать соответствующие оговорки или отрицательное заключение. Такой отчет сильно подорвет доверие к кредитной организации и даже повлияет на стабильность ее работы, поэтому органы управления кредитной организации, как правило, делают все необходимое, чтобы избежать такой ситуации. Аудитор не должен составлять заключение без оговорок, если ему не была предоставлена вся запрошенная им информация или не были даны соответствующие разъяснения.

Как правило, аудитор по результатам аудита направляет письмо органам управления кредитной организации. В письме обычно содержатся замечания и перечисляются несущественные ошибки или упущения, обнаруженные аудитором в процессе проверки, которые не упомянуты в отчете в качестве оговорки, поскольку обнаруженные в финансовых документах ошибки являлись несущественными. Письмо может касаться конкретных вопросов, таких, как содержание счетов бухгалтерского учета или кредитного портфеля, ликвидность, прибыль, коэффициенты, адекватность систем контроля или выполнение требований законодательства и органов надзора.

Органы надзора также должны учитывать наблюдения и рекомендации внешних аудиторов в отношении эффективности внутреннего контроля и следить за тем, чтобы органы управления кредитной организации принимали к сведению и выполняли замечания и рекомендации внешних аудиторов.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о банках аудиторское заключение внешнего аудитора направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации.

В целях организации взаимодействия Банка России с внешними аудиторами кредитной организации Банк России издал письмо от 10 ноября 2000 г. № 171-Т "Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)", в которое включил рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского кмитета по банковскому надзору "Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами", одобренные для публикации Международным комитетом по аудиторской деятельности и Комитетом Базельских контролеров в 1989 г.

Данным письмом Банк России в целях повышения качества взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями предложил территориальным учреждениям Банка России в качестве методической основы руководствоваться указанными рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору.

Направление кредитными организациями в Банк России аудиторских заключений осуществляется в следующих целях:

  • – поддержание стабильности кредитной организации и защита интересов вкладчиков. Банк России как заинтересованный орган надзора осуществляет контроль за жизнеспособностью кредитной организации в данный момент и в будущем, и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации. Внешний аудит позволяет оценить достоверность формирования финансовой отчетности;
  • – создание и наличие надежной системы внутреннего контроля для обеспечения безопасного и благоразумного управления деятельностью кредитной организации, тогда как система внутреннего контроля оценивается внешним аудитором;
  • – существование надежной системы учета как предпосылки получения надежной информации для оценки и управления рисками.

Иногда аудитор получает важную информацию, которая, насколько ему известно, не была сообщена Банку России, но которую следует предоставить Банку России. К примеру, такая ситуация может возникнуть, если:

  • – аудитору стало известно о фактах, которые могут угрожать существованию кредитной организации;
  • – аудитор обнаруживает факты, свидетельствующие о мошенничестве со стороны органов управления кредитной организации;
  • – точка зрения аудитора по каким-то важным вопросам, связанным с финансовой отчетностью, кардинально отличается от точки зрения органов управления, вследствие чего аудитор намерен составить аудиторское заключение, содержащее оговорки;
  • – аудитор счел необходимым, чтобы кредитная организация сообщила о каких-либо фактах в Банк России, а органы управления кредитной организации, получив такую рекомендацию, не сделали этого.

Кредитные организации – важнейший элемент рыночной экономики. Ведь именно они концентрируют основные потоки кредитных и финансовых операций. Ежегодно отчетность кредитных организаций проверяется аудиторской фирмой, которая имеет лицензию на осуществление такого контроля. Об особенностях данной процедуры пойдет речь в статье, представленной ниже.

Аудиторская проверка – независимая оценка отчетности предприятия. Основная цель аудиторской проверки – анализ и контроль подлинности публикуемых кредитной организацией форм годового отчета. Осуществлять такую процедуру могут , у которых в соответствии с федеральными законами получена лицензия. Оформляют такой документ аудиторские компании, которые работают в данной сфере не менее двух лет.

По результатам проверки специалисты составляют заключение, которое содержит: информацию о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, данные об исполнении установленных Центральным Банком России обязательных требований и нормативов, оценку состояния внутреннего контроля. Помимо перечисленных пунктов документ может включать дополнительные данные, которые определены уставом кредитной организации, федеральным законодательством.

В соответствии с действующими стандартами аудиторской проверки она состоит из нескольких стадий:

  • анализ возможности принятия заказа на проведение аудита
  • создание плана и программы проверки
  • ее выполнение
  • работы, связанные с составлением заключения по результатам аудита
  • разработка рекомендаций

Прежде чем начать процедуру проверки и кредитная организация обмениваются информацией путем переписки, личных встреч, телефонных звонков, чтобы достичь взаимопонимания посредством определения обязательств каждой из сторон и согласования всех условий.

Аудиторская проверка проводится на основе заключенного между сторонами договора. Данный документ содержит: наименование сторон, предмет договора, срок его действия, дату проведения аудита, стоимость работ, порядок расчетов, особые условия и юридические адреса.

В ходе проведения аудиторской проверки специалисты имеют право:

  • в соответствии с действующим законодательством самостоятельно определять методы и формы аудита
  • проверять всю управленческую документацию кредитной организации
  • проводить анализ документов финансового характера: ценные бумаги, денежные средства, материальные ценности, прочую документацию о финансовой деятельности
  • по письменному запросу аудиторы имеют право получать информацию от третьих лиц, которая необходима для проведения проверки
  • если кредитная организация не предоставляет документацию, отказывается содействовать по пунктам, перечисленным в договоре, - аудиторская компания может отказаться от проведения проверки

Если кредитная организация уклоняется от проведения аудиторской проверки либо создает препятствия для ее осуществления, то по решению суда на предприятие налагается штраф.

Контроль за работой кредитных организаций имеет ряд особенностей. должны фирмы, обладающие соответствующими знаниями и опытом, способные комплексно, независимо и непредвзято выполнить свою работу и дать подробное, а главное, соответствующее действительности заключение о финансовой деятельности кредитной организации.

Помимо этого аудиторы обязаны предоставить ряд полезных рекомендаций, которые помогут коммерческой структуре развивать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаем ознакомиться с нашими услугами:

Стоимость аудиторских услуг

Введение 2

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций 3

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки 3

1.2. Проверка активных кредитных операций 6

1.3. Проверка пассивных кредитных операций 15

2. Аудиторский контроль в ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.1. Характеристика ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.2. Аудиторский контроль ЗАО «Банк «Вологжанин» 26

3. Модернизация системы банковского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин»» 33

Заключение 40

Список литературы 41

Введение

В современных условиях приобретает актуальность проблема формирования целостной, согласованной и четкой системы финансового контроля. Элементы такой системы необходимы для обеспечения режима обоснованности, законности, целесообразности и эффективности действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов. Социально-экономические и политические преобразования в России кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, но и сформировали институт права собственности на основе качественно новых принципов, полностью перестроили финансовую систему государства.

Целью исследования является модернизация системы аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин». Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

Анализ теоретических основ аудиторского контроля как категории финансовых правоотношений;

Определение и разработка предложений по разрешению проблем аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин».

Объектом исследования является ЗАО «Банк «Вологжанин», созданный в 1992 г. С момента создания шла речь о появлении в Вологде универсальной кредитной организации, которая способна предлагать самый широкий спектр услуг на рынке. Предметом исследования является механизм отношений по финансовому контролю в ЗАО «Банк «Вологжанин».

С учетом поставленной цели и задач методологическую основу исследования составил комплекс методов: всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-исторический метод, системный метод, метод формально-логического исследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения). В работе использовались данные статистики и внутренней отчетности ЗАО «Банк «Вологжанин», монографии зарубежных и отечественных авторов, статьи в периодических изданиях.

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки

Аудиторский контроль возник в Российской Федерации с конца 1980-х гг. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации; а также проверка налоговых деклараций, платежно-расчетной документации, других финансовых требований и обязательств экономических субъектов. Аудиторские компании оказывают также другие услуги: составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок; постановку и ведение бухгалтерского учета; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке во случаях, установленных Постановлением Правительства. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

При изучении системы финансового контроля нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового планирования на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль – это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля .

Кредитование клиентов на возвратной, срочной и платной основе является одной из основных операций банковского биз-неса. Доходы от операций кредитования клиентов (активные кре-дитные операции) приносят банкам существенную часть их при-были. В то же время необходимыми для формирования ресурс-ной базы банка являются операции по привлечению кредитов (пассивные кредитные операции). Это наиболее распространен-ный и отработанный годами способ привлечения денежных средств.

Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблю-дения банком действующих правил совершения кредитных опе-раций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.

При осуществлении проверки соблюдения банком действую-щих правил совершения кредитных операций необходимо руко-водствоваться такими нормативными актами, как: Закон РФ от 29.01.92 № 2872-1 “О залоге”. Закон РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущест-во и сделок с ним”. Закон РФ от 08.01.98 № 102-ФЗ “Об ипоте-ке (залоге недвижимости)”. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” с изменениями и дополнениями. Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, свя-занным с привлечением и размещением денежных средств бан-ками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерско-го учета” с изменениями и дополнениями. Инструкция ЦБ РФ от 30.06.97 № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” с учетом изменений и дополнений. Письмо ЦБ РФ от 14.10.98 № 285-Т “Методичес-кие рекомендации к Положению ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П”, Письмо ЦБ РФ от 24.03.99 № 104-Т “О применении положений ЦБ РФ № 39-П, № 54-П”, а также методические рекомендации от 14.10.98 г. № 285-Т и др.

В ходе проверки правильности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете следует руководствоваться Правилами, Приложением к Положению № 54-П, Приложением 1 “Бухгалтерский учет операций по начислению и уплате (получению) процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам по “кассовому” методу” к Положению № 39”.

Для проверки вопросов, связанных с налогообложением кредитных операций, следует использовать постановление Правительства РФ от 16.05.94 № 490 “Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”. Указание ЦБ РФ от 29.06.2000 к № 810-У “Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 62-а”, Инструкцию МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” и др.

При проведении проверки кредитных операций банков реко-мендуется использовать Письмо ЦБ РФ от 16.12.98 № 363-Т “О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации”.

В соответствии с поставленной целью в ходе аудита проводятся следующие основные проверки:

активных кредитных операций;

пассивных кредитных операций;

кредитных операций при закрытии договоров в неденежной форме;

операций валютного кредитования.

Проверка документов осуществляется, как правило, выборочно, т. е. проверяются документы на выборку по отдельным клиентам, в том числе банкам.

1.2. Проверка активных кредитных операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок совершения и учет этих операций, является Положение № 54-П. В названном Положении ЦБ РФ утвержден порядок предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения). Согласно п. 2.2 Положения предоставление банком денежных средств своим кли-ентам осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на банковские сче-та клиентов либо выдачей наличных денег заемщику - физичес-кому лицу;

2) открытием кредитной линии клиенту-заемщику;

3) предоставлением кредита в виде овердрафта и “под лимит задолженности”.

В ходе аудита активных кредитных операций банков выпол-няются следующие проверки:

организации кредитной работы в банке и соблюдения поряд-ка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита;

правильности оформления документов по обеспечению ис-полнения обязательств по кредитным договорам, порядка хране-ния документов;

правильности отражения в учете операций по выдаче и пога-шению кредитов;

правильности отражения в учете операций по начислению и получению процентов за пользование кредитом;

своевременности списания с баланса просроченных процен-тов и суммы основного долга при исполнении кредитного дого-вора с нарушением обязательств;

своевременности и полноты создания, корректировки и ис-пользования резервов на возможные потери по ссудам;

осуществления банком контроля за исполнением кредитных договоров, организации работы банка с просроченной задолжен-ностью;

операций кредитования путем открытия кредитных линий;

операций кредитования в форме овердрафта.

Проверка организации кредитной работы в банке и соблюдения порядка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита начинается с изучения, анализа и оценки того, как способ-ствует организация кредитной работы снижению кредитных рис-ков банка. Оценка уровня постановки кредитной работы основы-вается на изучении функций отделов (управлений), занимаю-щихся вопросами кредитования, ознакомлении с содержанием кредитной политики банка.

Проверяется правильность распределения обязанностей в этих управлениях, выявляются случаи совмещения обязаннос-тей кредитного инспектора и бухгалтера, оценивается состоя-ние внутрибанковского контроля за совершением кредитных операций.

Изучая кредитную политику проверяемого банка, следует оце-нить ее стратегическую направленность (цели, приоритеты, прин-ципы), проконтролировать соответствие содержащихся в ней ин-структивных материалов нормативным актам ЦБ РФ в области кредитования, оценить качество методических разработок по ана-лизу кредитоспособности заемщиков, анализу кредитного порт-феля банка, организации контроля за исполнением кредитных договоров.

Проверяется организация работы кредитного комитета, его персональный состав, соблюдение нормативных документов, peгламентирующих его деятельность, анализируются протоколы заседаний кредитного комитета, контролируется фактическое выполнение принятых им решений. Следует убедиться, соблюдаются ли в банке установленные лимиты и ограничения на совершение кредитных операций.

Проверка соблюдения порядка оформления документов на выдачу кредитов осуществляется путем изучения на выборку кредитных дел (досье) клиентов-заемщиков. В состав досье должны входить: кредитная заявка; годовой отчет; бухгалтерский баланс с приложениями на последнюю отчетную дату (с отметкой налоге вой инспекции); аудиторское заключение о достоверности годового отчета; бизнес-план с указанием планируемых доходов расходов; технико-экономическое обоснование кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение срока, на который оформляется кредит; кредитный договор, обеспечения ссуды (договор залога, гарантии, поручительства и др.), кредитная история заемщика.

Проверка внутренних документов банка включает проверку установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур. Целью ее является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства РФ и иных актов.

Цель повышения квалификации - научить проводить и анализировать операционную проверку оценки качества и соответствия систем, процессов и процедур, организационных структур банка и их достаточности для выполнения возложенных функций.

Выдаваемый документ: Удостоверение повышения квалификации.
Действующая акция: 15% скидка при записи двух и более участников.

Тема 1. Методическое обеспечение проведения проверок Службы внутреннего аудита в коммерческом банке (4 часа)

  • Обзор нормативных документов Банка России, регламентирующих деятельность СВА в кредитных организациях
  • Требования к внутренним документам кредитных организаций, регламентирующим деятельность СВА (в т.ч. проведение проверок), и практические примеры их реализации.
  • Формирование планов работы и планов проверок СВА на основе риск-ориентированного подхода.
  • Вопросы формирования программ проверок СВА в контексте снижения регуляторного риска.
  • Обзор Программ проверок по основным направлениям деятельности кредитной организации:
    а) Денежные средства и кассовые операции (в т.ч. операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме), инкассация денежных средств
    б) Потребительское кредитование
    в) Кредитование юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    г) Операций с ценными бумагами
    д) Финансово-хозяйственные операции. Обеспечение сохранности имущества.
    е) Проверка элементов расчетной базы, по которым формируется резерв на возможные потери, правильности его формирования и использования
    ж) Организация работы по привлечению денежных средств физических лиц. Операции по вкладам физических лиц и депозитам юридических лиц (кроме кредитных организаций)
    з) Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц
    и) Операции по привлечению средств кредитных организаций (в том числе межбанковских расчетов, межбанковских кредитов и депозитов
    к) Операции с собственными долговыми обязательствами кредитной организации
    л) Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей
    м) Правомерность формирования собственных средств (капитала)
    н) Оценка информационных технологий, организации обработки и защиты банковской информации. Выполнение требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств
    о) Выполнение требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    п) Соблюдение правил совершения расчетных операций (осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц) и отражения по счетам бухгалтерского учета, в т ч. операций, осуществляемых с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт.
    р) Проверка правильности формирования доходов и расходов, финансового результата
    с) Оценка эффективности организационной структуры и качества управления
    т) Оценка эффективности системы управления банковскими рисками и капиталом
    у) Оценка организации внутреннего контроля, в том числе эффективности работы службы внутреннего контроля.
  • Практические образцы программ проверок по указанным направлениям входят в раздаточный материал.

Стоимость первой темы - 8900 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 2. Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) в соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 г. № 3624-У: аспекты внутреннего аудита (4 часа)

  • Понятие и нормативная основа ВПОДК.
  • Обзор основных требований к ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Состав и характеристика составных элементов ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У.
  • Цели и задачи внутреннего аудита ВПОДК.
  • Аудит организации ВПОДК в кредитной организации:
  • Корпоративное управление.
  • Документы, разрабатываемые в рамках ВПОДК.
  • Аудит организации системы управления рисками:
    - Общие вопросы.
    - Кредитный риск.
    - Рыночный риск.
    - Операционный риск.
    - Процентный риск.
    - Риск ликвидности.
    - Риск концентрации.
  • Аудит организации процедур управления капиталом:
    - Определение склонности к риску (риск-аппетита).
    - Определение агрегированной оценки рисков и требований к капиталу.
    - Процедура оценки достаточности капитала.
    - Процедуры распределения капитала через систему лимитов и контроля установленных лимитов.
  • Аудит процедур стресс-тестирования.
  • Аудит отчетности, формируемой в рамках ВПОДК.
  • Аудит результатов выполнения ВПОДК.
  • Приложения с примерами организации и рекомендациями по внутреннему аудиту основных компонентов ВПОДК.

Стоимость второй темы - 8500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 3. Внутренний аудит - эффективные деловые коммуникации. Психология поведения и общения в ходе аудиторской проверки (8 часов)
Психология поведения внутреннего аудитора в ходе аудиторской проверки:

  • цели внутреннего аудита. Развитие навыков и техники постановки задач. Ролевое распределение обязанностей в команде проверяющих, позволяющих комплексно и всесторонне рассматривать проблемы и находить оптимальные варианты устранения, выявленных недостатков;
  • принципы командного взаимодействия (с учетом требований из CIA), передача информаций в группе и эффективные деловые коммуникации;
  • практические рекомендации внутреннему аудитору по психологии поведения в ходе аудиторской проверки;
  • самопрезентация группы проверяющих внутренних аудиторов;
  • установление доверительных отношений с обьектом аудита;
  • интервьюирование (цели и задачи интервьюирования, развитие коммуникационных навыков и техники активного слушания, ошибки при интервьюировании), протоколирование интервью;
  • анализ различных кейсов.

Развитие навыков фасилитатора:

  • кто такой фасилитатор? где применяется навыки фасилитации во внутреннем аудите;
  • как использовать и применять фасилитационные методы и подходы на практике.

Изучение основных методов фасилитции:

  • метод организации встреч и переговоров в формате мировое кафе (Wold Cafe);
  • методы поиска будущего (Future Search и Serach Conference) и использование в работе внутреннего аудита технологий открытого пространства (Оpen Space Technology) в условиях наличия реальной и сложной бизнес-проблемы, когда никто не знает как к ней пойти (как ее решить);
  • метод динамической фасилитации (Dynamic Facillitation);
  • и т.д.

Эффективные деловые коммуникации:

  • принципы эффективной деловой коммуникации. Барьеры эффективной коммуникации;
  • убедительная коммуникация (корректность изложения материала (мыслей); убедительность аргументов; борьба с возражениями);
  • виды манипуляций. выявление случаев манипулирования аудиторской проверкой;
  • навыки и умение противостоять манипуляциям;
  • конфликтные ситуации с которыми сталкиваются внутренние аудиторы. Предотвращение конфликтов. Тактика поведения в конфликтной ситуации.

Управление стрессом:

  • управление стрессом при выполнении аудиторского задания в условиях неопределенности;
  • в условиях постоянных изменений, необходимости приспосабливаться к новым технологическим изменениям; необходимости развития новых навыков и компетенций; при выполнении дополнительных обязанностей;
  • стресс при взаимоотношениях с коллегами (нездоровая конкуренция, соперничество, недостаточная поддержка в коллективе; стресс, связанный с опаской сокращения штата, старение);
  • стресс при взаимоотношениях с подчиненными (неумение управлять критически настроенным и необузданным коллективом; напряженный климат, авторитарный стиль руководства);
  • разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив и продвижения по службе;
  • конфликт требований организации и семьи (отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки, иное);
  • методы саморегуляции и управления стрессом;
  • работа с собственными эмоциями, позитивное мышление;
  • иные аспекты (по усмотрению лектора в зависимости от группы участников, характера и масштабов деятельности, организаций в которых работают участники треннинга; характера обсуждаемых на треннинге проблем).

Ответы на вопросы слушателей.

Стоимость третьей темы - 13500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Тема 4. Принципы внутреннего аудита банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга (8 часов)

  • Изменения в структурах банковских рисков и управлении ими в условиях автоматизации банковской деятельности и применения технологий электронного банкинга.
  • Принципы внутреннего аудита в кредитной организации с точки зрения Базельского комитета по банковскому надзору и Банка России - интерпретация в приложении к контролю функционирования и аудиту информационным системам:
  • Базовый подход к осуществлению аудита автоматизированных систем: общее содержание и основные процедуры.
  • Особенности осуществления внутреннего аудита в условиях электронного банкинга: специфика информационных потоков при дистанционном банковском обслуживании, потенциальных угроз и управления банковскими рисками.

Стоимость четвертой темы - 12500 руб.
Форма обучения - очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 34500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар / Повышение квалификации