Унифицированная форма км 3 бланк. Порядок составления акта о возврате денежных сумм. Рейтинг самых задаваемых вопросов

Буква закона предполагает возможность каждого покупателя вернуть товар, не соответствующий установленным характеристикам. Для того чтобы отразить эту ситуацию в учете и уведомить инспекцию ФНС о том, что продажа отменена, кассиру следует провести возврат товаров от покупателей. В статье расскажем, как заполняется форма KM-3 (Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам ), в каких случаях используется.

Что представляет собой акт КМ-3 и кто его заполняет

В тех случаях, когда покупателем возвращаются товары, приобретенные за наличные средства, в тот же день, кассир обязан обратиться к акту КМ-3. Этот документ является унифицированным и утвержден постановлением Госкомстата в 1998 г. Помимо проведения возврата товаров покупателем, акт КМ-3 непременно следует заполнить в ситуации, когда при проведении продажи кассиром была попущена ошибка, вследствие которой он был вынужден провести операцию «Возврат».

Инструкция по заполнению акта КМ-3

Данный документ должен быть составлен в одном экземпляре созданной комиссией, состоящей из:

  • Руководителя компании или структурного подразделения (например, магазина);
  • Начальника отдела (заведующий);
  • Старшего кассира смены;
  • Кассира.

Заполнение акта представим в виде таблицы:

п/п Сведения Комментарий
1 Регистрационные данные компании или подразделения Указываются в шапке акта и состоят из наименования в соответствие с регистрационными документами, ИНН, контактные данные
2 Информация о ККТ, применяемой в организации Марка, модель, номера (регистрационный и заводской)
3 Период заполнения Указать дату составления акта
4 Порядковый номер Указывается в зависимости от количества чеков-оснований
5 Номер чека и его сумма Эти сведения кассир узнает из кассового чека
6 Лицо, разрешившее проведение возврата Необходимо указать должность и ФИО

Если в компании составлен акт КМ-3, необходимо оформить эту ситуацию документально. Основанием для составления акта является кассовый чек продажи. Читайте также статью: → « ». Кассир должен наклеить чек на лист бумаги и прикрепить к акту о возврате.

Важно! На чеке должен поставить свою подпись руководитель, а кассир – штамп о погашении чека.

Однако чек в наличие есть не всегда. Как же следует поступить при отсутствии кассового чека? Согласно требованиям закона вернуть товар продавец должен даже в том случае, если у покупателя отсутствует чек продажи. Соответственно, в этой ситуации пакет документов, которые подлежат передаче в бухглатерскую службу, будет состоять из:

  • Акта по форме КМ-3;
  • Заявления покупателя на возврат;
  • Заявления от покупателя об утере кассового чека;
  • Товарного чека, распечатанного из программы, в которой ведется учет.

Все документы, связанные с проведением возврата от покупателя в течение кассовой смены или ошибочно пробитым кассиром кассовым чеком, должны быть скреплены с Z-отчетом и справкой кассира-операциониста, и переданы в бухгалтерию компании в сроки, утвержденные внутренними стандартами.

Ошибки при заполнении бланка формы КМ-3

В связи с тем, что данный акт представляет собой крайне важным для инспекции ФНС документом, позволяющим компании доказать, что не оприходование выручки в компании не происходило, особое внимание следует уделить ошибкам, которые имеют место возникать при оформлении данного документа.

Наиболее часто при заполнении возникают следующие ошибки:

  1. В акте отсутствуют подписи ответственных лиц. В связи с тем, что данный документ подтверждает выдачу денежных средств это недопустимо.
  2. Поле «номер документа» остается незаполненным. Документ кассир распечатывает из программы учета. При этом дата в большинстве случаев проставляется автоматически, а номер акта необходимо вписать вручную.
  3. Подписи за всех членов комиссии ставит один человек. Закон установил, что выдача денежных средств по акту КМ-3 должна быть подтверждена комиссией, состоящей из руководителей структурных подразделений, а также кассира. Вследствие этого, документ должен содержать подписи вышеуказанных лиц.

Ответственность за ошибки в заполнении

В каких программах может быть сформирован акт КМ-3

Можно использовать следующие программы:

Программное обеспечение для формирования акта КМ-3
п/п Программа Возможно Невозможно
Платные программы
1 1С: Бухгалтерия Да
2 Контур Да
3 Класс365 Да
4 SAP Да
Бесплатные программы
5 Налогоплательщик ЮЛ Нет
6 Бизнес Пак Нет

Рейтинг самых задаваемых вопросов

Вопрос №1 Нужно ли составлять заполнять КМ-3, по причине проведения возврата покупки после закрытия кассовой смены?

Нет, акт заполняется только при возврате в течение кассовой смены, так как в этом случае денежные средства выдаются из ККМ, а не из операционной кассы.

Вопрос №2 Какой номер чека необходимо отобразить в акте: чека продажи или чека на возврат?

В документе необходимо отразить номер чека, который выдан фискальным регистратором при возврате товара или, если кассир допустил ошибку, номер данного чека.

Вопрос №3 Чем грозит компании отсутствие кассового чека при составлении акта КМ-3?

Законом установлено, что к этому документу необходимо прикладывать кассовый чек (на возврат либо свидетельствующий об ошибке кассира). В тех случаях, когда он отсутствует, необходимо дополнить пакет документов объяснительной от покупателя, если речь идет о товарном возврате, или кассира, если имеет место ошибка сотрудника компании.

Если покупатель возвращает товар, оплаченный наличными, или если чек пробит ошибочно, заполняется форма (акт) КМ-3. Скачать бланк, образец заполнения , а также прочитать инструкцию по оформлению можно ниже.

Акт возврата денежных средств по кассе оформляется, если покупатель вернул товар в день покупки. На чеке должен поставить подпись директор магазина - это будет основанием для выдачи денег. Далее разберем, как заполнять акт возврата денежных средств.

Акт КМ-3: образец заполнения

Форма КМ-3 составляется в одном экземпляре комиссией, в которую входит заведующий отделом и кассир. Утверждается документ руководителем.

Акт возврата денежных средств: скачать образец

Начинать заполнение акта возврата денежных средств нужно с шапки. В ней укажите:

  • название компании, ее адрес и ИНН,
  • сведения о кассе: модель, номер производителя и регистрационный,
  • ФИО кассира, который оформлял возврат.
  • номер и сумму каждого чека, по которому был возврат,
  • должность и ФИО сотрудника, который разрешил вернуть деньги,
  • общую сумму возврата - цифрами и прописью.

Заполнять форму КМ-3 нужно в день возврата денег покупателю. Если Z-отчет за смену уже сняли, заполните расходный кассовый ордер .

КМ-3: бесплатно скачать бланк и образец

Заполнение формы КМ-3 при использовании онлайн-кассы

Используя онлайн-кассы, заполнять акт (форму КМ-3) при возврате денег покупателю необязательно. Достаточно информации, которая поступает в налоговую с ККТ.

Если используете онлайн-кассу, надо оформить чек с признаком «возврат прихода» на основании заявления покупателя . Кроме того, нужно заполнить РКО на сумму возврата.

Далее - ответы на часто задаваемые вопросы о применении формы КМ-3.

1. Должны ли организации использовать в учете с 01.07.2017 при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) следующие формы:

КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины";

КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию";

КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";

КМ-4 "Журнал кассира-операциониста";

КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста";

КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации";

КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";

КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы"?

2. Необходимо ли организации использовать в учете вышеуказанные формы в случае наличия у организации ККТ, не предусматривающей обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники, предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, организации не обязаны применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Те организации, которые после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, должны разработать и утвердить применяемые формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые могут соответствовать формам КМ, приведенным в Постановлении N 132.

Обоснование вывода:

1. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. В них указаны формы кассовых документов (NN 24, 24а, 25, 26, 27, 30, 54), которые необходимо заполнять. Однако Типовые правила ссылаются на закон, который действовал до принятия Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), и упоминаемые в них формы уже давно не употребляются (утратили силу). В свою очередь, документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации, регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Много лет используются формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9, далее обобщенно - формы КМ), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132).

Однако, как указано в письме Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413), Постановление N 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ. Соответственно, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано появлением в Законе N 54-ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции подобной нормы не было.

Согласно письму ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ указанное разъяснение относится к организациям и индивидуальным предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (т.е. использующим ККТ, в которых предусмотрена обязательная передача фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, далее сокращенно - применяющим онлайн-кассы). Они не обязаны заполнять утвержденные ранее формы по ККМ, включая КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".

В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

В связи с этим приходим к однозначному выводу: при осуществлении торговых операций с использованием онлайн-касс организации не обязаны применять формы КМ.

При этом остается вопрос: не является ли применение форм КМ обязательным в каких-то иных случаях?

2. В ст. 5 Закона N 54-ФЗ пользователям вменяется в обязанность:

    предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

    обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять указанным должностным лицам документацию на них.

Однако в Законе N 54-ФЗ не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Законом N 54-ФЗ) упоминается лишь такой документ, как паспорт ККТ.

Следует упомянуть о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется Законом N 54-ФЗ:

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н);

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).

В данных регламентах прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. В сущности, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению N 132 или к другим документам.

Логично предположить, что упомянутые выше административные регламенты не будут применяться налоговыми органами при проверках онлайн-касс, и именно этим вызвано появление письма ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@.

В то же время некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Понятно, что их будут проверять по-старому, и от них налоговые органы будут (обоснованно) требовать заполнения документов, связанных с применением ККТ.

Но можно ли утверждать, что связанная с ККТ документация должна обязательно соответствовать формам КМ?

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, теперь у организаций нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. В том числе стало не обязательным для применения и Постановление N 132*(1). Поэтому любая организация, применяющая ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В то же время никто не запрещает организации утвердить такие формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые соответствуют приведенным в Постановлении N 132, тем более что подобные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что формы КМ полностью соответствуют данным требованиям.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ;

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения денежной выручки через ККТ с использованием банковских карт;

Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ;

Энциклопедия решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При этом заметим, что в Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 указывается, что обязательными продолжают оставаться формы документов, установленные на основании других федеральных законов (например кассовые документы).

рвичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132.

При учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин применяются формы первичной учетной документации №№КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9.

Номер формы

Наименование формы

Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины.

Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам

Журнал кассира - операциониста

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира - операциониста

Справка-отчет кассира - операциониста

Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации

Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ

Акт о проверке наличных денежных средств

При вводе в эксплуатацию новой контрольно-кассовой техники и при проведении в организациях инвентаризации для оформления перевода показаний суммирующих счетчиков и регистрации контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) до и после их перевода на нули применяется Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма №КМ-1) .

Перевод показаний суммирующих счетчиков на нули и регистрация контрольных счетчиков ККТ осуществляется в присутствии комиссии, в состав которой в обязательном порядке входит представитель контролирующей организации или представитель налогового ведомства. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых как контрольный передается в организацию, обслуживающую и контролирующую контрольно-кассовую технику, второй экземпляр остается в организации.

Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе представителя контролирующей организации, руководителя, главного бухгалтера, старшего кассира и кассира организации и фиксирует показания следующих счетчиков:

· контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти);

· регистрирующих количество переводов показаний суммирующих счетчиков на нули;

· главного суммирующего счетчика;

· секционных суммирующих денежных счетчиков.

При заполнении акта в строке «Номер»/«Производителя» проставляется номер контрольно-кассовой техники, указанный в ее техническом паспорте, в строке «Номер»/«Регистрационный» указывается номер, под которым данная ККМ зарегистрирована в налоговом ведомстве.

Причина составления акта указывается в строке «Основание».

При ремонте контрольно-кассовых машин специалистами центра технического обслуживания и при передаче их для работы в другие организации для оформления снятия показаний счетчиков применяется Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма №КМ-2) . Ремонт контрольно-кассовой техники производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти).

Акт составляется и подписывается членами комиссии, в состав которой, как и при составлении Акта формы №КМ-1, входит в обязательном порядке представитель контролирующей организации или налоговый представитель, а также руководитель, старший кассир, кассир организации и специалист центра технического обслуживания ККТ.

На передачу контрольно-кассовой техники в другую организацию или в центр технического обслуживания для ремонта составляется накладная. Акт вместе с составленной накладной не позднее следующего дня сдаются в бухгалтерию организации. Отметки об этом делаются в Журнале кассира-операциониста (форма №КМ-4) в конце записей за рабочий день.

После ремонта показания счетчиков проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой техники пломбируется.

Нередки случаи, когда покупатель отказывается от покупки и обращается к администрации торговой организации с требованием возвратить ему денежные средства. В этом случае руководитель подписывает пробитый в кассе чек и разрешает кассиру возвратить покупателю денежные средства, при этом денежные средства могут быть возвращены только по чеку, пробитому в данной кассе, и в сумме, указанной в чеке.

Для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам, используется Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма №КМ-3) . Акт составляется и подписывается в единственном экземпляре комиссией, в состав которой входят руководитель, заведующий отделом или секцией, старший кассир и кассир-операционист. Акт, в котором перечисляется номер и сумма каждого чека, вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организации, где и хранится в документах за данное число.

Следует учесть, что на сумму денежных средств по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира-операциониста (форма №КМ-4).

Во всех организациях, осуществляющих денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовой техники, учитывается приход и расход наличных денежных средств по каждой контрольно-кассовой технике. Для этой цели применяется Журнал кассира-операциониста (форма №КМ-4) , который помимо этого является также контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями представителя налогового органа, а также руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. В журнале ведется учет выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники.

Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Если при записи данных в журнал допущены ошибки, то внесенные исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.

При совпадении показаний их заносят в журнал за текущий день или смену на начало работы и заверяют подписями кассира и дежурного администратора.

Дата снятия отчета указывается в графе 1, показания денежных счетчиков на начало и конец смены записываются в графы 6 и 9, общая сумма выручки указывается в графе 10, сумма выручки, сданная наличными, записывается в графу 11 журнала, сумма выручки по кредитным карточкам указывается в графе 12 «Оплачено по документам».

Для записи сумм, выписанных по возвращенным покупателями чекам, на основании данных Акта по форме №КМ-3, а также количества напечатанных за рабочий день (смену) нулевых чеков, предусмотрена графа 4 журнала. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет, вместе с которым по приходному кассовому ордеру сдает выручку старшему кассиру.

Запись в журнале кассира-операциониста делается после снятия показаний счетчиков и проверки фактической суммы выручки, произведенная запись подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратора организации.

В случае расхождения результатов сумм на контрольной ленте с выручкой следует выяснить причину расхождения, а выявленные недостачи или излишки занести в соответствующие графы Журнала кассира-операциониста.

Во многих организациях, работающих без кассира-операциониста (установка ККТ на прилавках магазинов, для работы официантов) для учета операций по приходу наличный денежных средств (выручки) по каждой контрольно-кассовой технике применяется Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма №КМ-5) . Как и предыдущий журнал, он также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков и должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями представителя налогового органа, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью.

Записи в Журнале ведутся специалистом, работающим на контрольно-кассовой машине, ежедневно в хронологическом порядке после окончания рабочего дня (смены) чернилами или шариковой ручкой. В журнал заносятся показания контрольных и суммирующих денежных счетчиков и сумма выручки. Прием – сдача денежных средств оформляется подписями представителя администрации организации, контролера-кассира, продавца, официанта и другими. В случае расхождений суммы фактической выручки с результатом сумм на контрольной ленте выявляются причины расхождения, выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

В случае внесения в журнал исправлений, внесенные исправления оговариваются и заверяются подписями кассира, контролера-кассира, продавца или официанта, руководителя и главного бухгалтера организации.

Ежедневно кассир-операционист в одном экземпляре составляет отчет о показаниях счетчиков контрольно-кассовой технике и выручке за рабочий день (смену). Для составления отчета используется Справка-отчет кассира-операциониста (форма №КМ-6) . Подписанный отчет вместе с выручкой по приходному ордеру сдается кассиром-операционистом старшему кассиру или руководителю организации. Если организация небольшая и в ней работает одна – две кассы, то допускается сдача денежных средств кассиром-операционистом непосредственно инкассатору банка. Сдача денежных средств в банк отражается в отчете.

Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниями суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены), при этом вычитаются денежные суммы, возвращенные покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам. Выручка подтверждается подписями заведующих отделами, при этом выручка принимается и приходуется по кассе на основании приходного кассового ордера и в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации.

Справка-отчет кассира-операциониста является основанием для составления сводного отчета Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма №КМ-7) . Данный отчет составляется старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными кассовыми ордерами и до начала работы следующей смены передается в бухгалтерию организации. Данная форма представляет собой таблицу, в которой согласно показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой контрольно-кассовой технике рассчитывается выручка, распределяется по отделам, что подтверждается подписями заведующих отделами (секциями). Итоги показаний счетчиков всей контрольно-кассовой техники и итоговая выручка организации с распределением ее по отделам, а также итоговая сумма денежных средств, выданных покупателям по возвращенным ими кассовым чекам, подводятся в конце таблицы. Форма подписывается руководителем и старшим кассиром организации.

В случае поломки контрольно-кассовой машины, при невозможности устранения неисправностей силами кассира, администрация вызывает специалиста центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин. Также специалистами центра технического обслуживания проводятся плановые технические осмотры, во время которых проводится проверка состояния механизмов электронных и программных частей контрольно-кассовой машины, а также устраняются мелкие неисправности.

В организациях для отражения этих фактов применяется Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма №КМ-8) . Находится журнал у руководителя организации или его заместителя, но ведется специалистом технического центра, который делает записи о проведенных работах, в частности, об опломбировании и содержании оттиска клейма. В случае необходимости проведения ремонта контрольно-кассовой машины в центре технического обслуживания, об этом сообщается руководству организации и также делается соответствующая запись в журнале, которая подтверждается подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации о приемке работ по ремонту ККТ.

Все мы совершаем покупки в магазинах. Одни делают это чаще, другие реже. Мы приобретаем продукты питания и напитки, обувь и одежду, бытовую технику и домашнюю электронику. Все не перечесть. Но в процессе совершения покупок могут возникать разные непредвиденные ситуации. К примеру, кассир по ошибке взял с клиента большую сумму, пробив при этом чек. Что делать в таком случае? Или покупатель не хочет отоваривать уже оформленный в централизованной кассе чек, возникли веские причины для возврата товара уже после его приобретения, причем до окончания текущего рабочего дня. Во всех таких ситуациях деньги возвращаются покупателю, и он особо не задумывается, как это происходит.

Оформление возврата товара

Этот вопрос волнует, в первую очередь, торгующую организацию. Ведь все, что связано с деньгами, всегда находится на особом контроле надзорных фискальных органов. Каждая операция по возврату денег покупателю оформляется актом, унифицированная форма КМ-3 которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 и имеет код 0330103 по общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).

Акт, фиксирующий возврат денежных средств, составляется обычно кассиром-операционистом в одном экземпляре в конце рабочего дня, когда осуществляется подсчет дневной выручки и снимается Z-отчет с контрольно-кассовой машины (ККМ). Унифицированная форма КМ-3 этого документа после заполнения подписывается членами комиссии в составе заведующего отделом или секцией, старшего кассира и/или кассира-операциониста и утверждается директором организации. К оформлению документа нужно относиться внимательно.

Образец заполнения унифицированной формы КМ-3

К акту возврата денежных сумм покупателям в обязательном порядке должен быть приложен чек, ведь при его отсутствии при проведении очередной налоговой проверки этот факт может трактоваться как неоприходование выручки. Во избежание неправильного оформления формы, следует вначале хорошо изучить образец заполнения акта и исходить из представленного примера.

Порядок заполнения формы КМ-3:

Правильное заполнение акта гарантирует отсутствие у торгующей организации проблем в будущем.

Скачать форму КМ-3.