Технологическая карта на устройство насыпи. ТТК. Сооружение земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах. визуально провесить ось трассы

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ИЗ ПРИВОЗНОГО ГРУНТА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ на возведение насыпи земляного полотна из привозного грунта, разрабатываемого в притрассовом резерве (карьере), настроительстве автомобильной дороги III-й технической категории, во II-й дорожно-климатической зоне.

Параметры насыпи: высота - 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху - 12,0 м; длина участка 1км; технологических слоев = 0,95, рабочего слоя = 0,98.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги.

1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги, состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по сооружению земляного полотна.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна комплексным механизированным звеном с экскаватором VOLVO EC-290B (оборудованным ковшом обратная лопата, объемом 1,45 м, с зубьями) в качестве ведущего механизма.

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

разработка грунта в карьере экскаватором;

транспортировка и отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;

распределение грунта слоями на расчетную ширину и толщину бульдозером;

уплотнение слоев насыпи катками;

планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;

зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.

1.11. Работы выполняются в зимний период года с декабря по март месяц включительно. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - время, связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами, связанными с организацией и технологией производственного процесса и перерывами, предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, 0,85;

Продолжительность рабочей смены и обеденного перерыва.

1.12. Грунт из притрассового резерва представлен - II группой 10 насыпная масса 1,8т/м пески, супеси, суглинки 10 м/сутки. Классификация грунта соответствует ГЭСН-2001, Сборник N 1*.

* Действует ГЭСН 81-02-01-2001. - Примечание изготовителя базы данных.

1.13. Работы следует выполнять руководствуясь требованиями:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнениястроительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Выполнению работ по устройству насыпи земляного полотна предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ, таких как:

Получение разрешения на рубку леса от лесохозяйственных органов (лесопорубочного билета);

Назначение лица, ответственного за качественное и безопасное ведение работ;

Разметка границ полосы отвода подлежащей лесорасчистке;

Разметка границ снятия растительного слоя;

Обеспечение рабочих мест техникой, механизированным инструментом, приспособлениями, приведенными в состояние технической готовности, а также средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;

Инструктаж членов бригад по технике безопасности и производственной санитарии.

2.3. В ходе подготовительных работ Подрядчик обязан:

- принять от Заказчика, не позднее, чем за 10 дней до начала строительства , геодезическую разбивочную основу в объеме гл.9 СП 11-104-97.

После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной, геодезическими знаками на местности, границы полосы отвода земель. Приемо-передача закрепленной полосы отвода оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа предназначенного для строительства линейного сооружения и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

Заказчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

Границы полосы отвода земель;

Плановые знаки трассы закрепленные не реже, чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец трассы и промежуточные точки.

Заказчик также передает следующую техническую документацию:

Схемы закрепления оси трассы на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального планастроительства;

Ведомости: линейных промеров трассы; закрепления трассы; реперов; углов поворота; прямых и кривых.

2.4. Порядок производства геодезических разбивочных работ:

- обозначить границы полосы отвода (просеки).

Границы полосы отвода закрепляют с обеих сторон дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях столбами и кольями. Колья высотой 50 см размером 7,0х5,0 см, столбы высотой 180 см размером 10х10 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

- визуально провесить ось трассы.

Вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 0,5-1,0 км на прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса.

- закрепить пикетаж.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см.

- закрепить углы поворота.

Углы поворота закрепляют четырьмя знаками:

В ВУ (место установки теодолита) столбиком d=10 см вбитым вровень с землей;

На расстоянии 2,0 м по биссектрисе от ВУ угловой опознавательный столбик высотой 0,5-0,75 м;

Два опознавательных столбика, такой же высоты, за пределами предстоящих земляных работ, на продолжении сторон угла, на одинаковом расстоянии.

2.5. Перед устройством земляного полотна должны быть выполнены следующие работы:

восстановлена и закреплена ось трассы дороги;

произведена плановая и высотная разбивка каждого слоя;

подготовлено основание под насыпь земляного полотна;

устроены въезды в забой грунтового резерва (карьера).

2.6. В состав работ по восстановлению и закреплению оси трассы дороги входят следующие операции:

обозначение границы полосы отвода дороги;

визуальное провешивание оси трассы;

закрепление на местности оси дороги, границы выемок и насыпей, ВУ, НК, КК;

разбивка пикетажа.

Во время производства работ должны быть приняты меры к сохранению всех точек закрепления трассы. Поврежденные в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами строительного участка.

2.7. Для подготовки основания земляного полотна необходимо выполнить следующие работы:

расчистить полосу отвода от кустарника и мелколесья;

установить границу снятия растительного слоя;

произвести корчевку пней, удаление порубочных остатков и валунов;

срезать растительный слой грунта, погрузить его на автосамосвалы и вывезти в притрассовый резерв для складирования;

выровнять и уплотнить естественное основание;

обеспечить временный поверхностный водоотвод.

2.8. Расчистка полосы отвода от кустарника и мелколесья, корчевка пней и срезка растительного слоя грунта рассматриваются в отдельной технологической карте.

2.9. До начала производства работ по возведению земляного полотна необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи земляного полотна, в том числе:

2.9.1.Толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи земляного полотна

м,

где м проектная толщина технологического слоя в уплотненном состоянии.

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется комбинированный каток СА 302D (12,8 т) согласно данных Таблицы 1 для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь земляного полотна, толщина уплотняемого слоя равна 40 см.

При потребности уплотнять грунт до 0,98 толщину уплотняемого слоя снизить на треть, снизить на треть рабочую скорость катка и на треть увеличить количество его проходов (n=10-12).

При уплотнении указанных в таблице слоев до 0,95 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8 и первые два прохода делать со слабой вибрацией или без вибрации, на рабочей скорости 4-5 км/ч.
Максимальная толщина уплотняемого слоя (0,95)

Таблица 1


Модель катка

Общий вес, т

Вес вибро-
вальцового модуля, т

Амплитуда, мм

Частота, Гц

Ширина вальца, мм

Толщина слоя (см)

Скальный грунт

Гравий, ПГС, песок

Песок пылеват
супесь

Подстил
слой,
щебень

СА152Д

7,3

3,7

0,8/1,7

40/29

1675

-

(30-35)

(20-25)

(20-25)

СА252Д

10,0

5,5

0,8/1,7

33/30

2130

-

(40-50)

(30-35)

(30-35)

СА302Д

12,8

8,3

0,84/1,72

33/30

2130

(80-90)

(60-70)

(35-45)

(40-45)

СА602Д

18,6

12,8

1,0/1,8

37/27

2130

(130-150)

(90-100)

(60-70)

(60-70)

Выполнять свою работу по уплотнению каждый из этих катков может в трех режимах - статическом (без вибрации), со слабой вибрацией (малая амплитуда) и с сильной вибрацией (большая амплитуда).

2.9.2. Количество технологических слоев в насыпи

принимаем 4 слоя ,

где - толщина рабочего слоя.

2.9.3. Ширину технологических слоев насыпи земляного полотна (считая от основания насыпи до низа рабочего слоя).

а) Верх рабочего слоя:

б) Низ рабочего слоя:

в) Площадь поперечного сечения рабочего слоя, равна

8,93 м.

г) Ширина каждого технологического слоя насыпи земляного полотна,


основание под насыпь

- 27,90 м

верх 1-го технологического слоя

- 25,70 м;

10,72 м

верх 2-го технологического слоя

- 23,50 м;

9,84 м

верх 3-го технологического слоя

- 21,30 м;

8,96 м

верх 4-го технологического слоя

- 19,10 м;

8,08 м.

2.10. Работы по возведению земляного полотна выполняют на захватках. Длина сменной захватки определяется расчетом для каждого технологического слоя:

для 1-го слоя, м,

для 2-го слоя, м,

для 3-го слоя, м,

для 4-го слоя, м,

для рабочего слоя, м.

Необходимый объем грунта для отсыпки технологического слоя земляного полотна в смену равняется сменной производительности экскаватора. Средняя длина захватки принята 215 м. Средний объем грунта для отсыпки одного слоя земляного полотна на захватке равен,

Объем грунта необходимый для отсыпки насыпи на полную высоту на первой захватке равен,

Объем срезки грунта с откосов насыпи до проектного поперечного профиля, после ее возведения и уплотнения. Данный объем грунта перевозится на следующую захватку.

2.11. На захватке выполняются следующие технологические операции:

отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;

разравнивание грунта бульдозером.

увлажнение грунта (в случае необходимости);

планировка поверхности слоя насыпи;

уплотнение слоя насыпи.

2.12. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается в притрассовом резерве экскаватором ЕС-290В и доставляется на место производства работ автосамосвалами VOLVO FM-12 (13 м ). Завезенный грунт выгружается из автомобилей-самосвалов на поверхность слоя кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно

м.

Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера и автогрейдера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ.

Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалось более равномерное уплотнение слоя.

Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна, включая откосы. Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

Поверхность не дренирующего грунта, при укладке по нему рабочего слоя из дренирующего грунта, разработанного в притрассовом резерве и вышеуказанной выемке, должна иметь поперечные уклоны от оси к краям насыпи не менее 40‰. Беспорядочная отсыпка (вперемешку) различных по своим свойствам грунтов в насыпь запрещается.

2.13. Если ширина отсыпаемой насыпи по верху не позволяет производить разворот или разъезд автомобилей-самосвалов и высыпания грунта в места выгрузки, на насыпи устраиваются разворотные площадки из привозного грунта, одновременно с отсыпкой земляного полотна начиная со второго технологического слоя (п.4.8. СНиП 3.02.01-87). Завезенный грунт разравнивается бульдозером и уплотняется виброкатком за десять проходов по следу. Разворотные площадки устраиваются через каждые 50 м с обеих сторон насыпи, в шахматном порядке. Объем грунта для отсыпки разворотных площадок равен

Перед окончательной отделкой верха земляного полотна, разворотные площадки разбирают экскаватором, а грунт автомобилями-самосвалами и вывозится в отсыпаемую насыпь на следующей захватке.

Рис.1. Схема разворотной площадки

2.14. Разравнивание грунта в насыпи выполняется бульдозером Б 10М.01 за четыре прохода, с перемещением грунта из кучи на расстояние до 10 м слоями толщиной 0,45 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину земляного полотна, включая откосные части, с перекрытием предыдущего следа на 0,4-0,6 м при рабочей скорости на второй передаче.

Рис.2. Схема отсыпки технологических слоев

Первый слой насыпи, по естественному основанию, отсыпают по способу "от себя", последующие - продольным способом.

Рабочий слой следует устраивать из грунта, состав которого обеспечивает морозоустойчивость конструкции согласно СНиП 2.05.02-85, а состояние по влажности позволяет получить степень уплотнения до 0,98.

2.15. Требуемая плотность грунтов может быть достигнута при оптимальной влажности или допустимом отклонении от оптимальной на ±20%. При недостаточной влажности грунтов их увлажняют поливомоечной машиной или уменьшают толщину слоя. Режим увлажнения определяет Строительная лаборатория предприятия. Для уменьшения потерь воды при увлажнении необходимо розлив производить с помощью рыхлителей - плоскорезов, оборудованных распределительными трубками.

В карте принят расход воды в количестве 1,0% от половины объема грунта.

Потребность воды для уплотнения технологического слоя в течение смены равна:

2.16. Если на объект поступают или вследствие продолжительных дождей грунты становятся переувлажнеными их необходимо просушить.

Данный процесс состоит из следующих операций:

Выдерживание грунта в течении 3-4 дней в поперечных полосах с разрывами не менее 10-20 см;

Послойное разрыхление и перевалка грунта автогрейдером за 1-2 дня до окончания срока просушивания.

После просушивания грунт разравнивается равномерным слоем без оставления поперечных полос и уплотняется до требуемой плотности.

Во время интенсивных дождей отсыпку и уплотнение связных грунтов следует прекращать.

2.17. Уплотнение слоев насыпи производят в одну стадию комбинированным катком СА 302D т.к. по отсыпанному грунту движется груженый автотранспорт, а его направления регулируются, поэтому подкатка слоя легким катком не требуется и грунт сразу уплотняется до требуемой плотности тяжелым катком.

Во избежание обрушения грунта в части насыпи, прилегающей к откосу, первые два прохода катка следует делать на расстоянии не менее 2 м от бровки насыпи, после чего, смещая каждый последующий проход на ширины следа в сторону бровки, прикатывая края насыпи.

Рис.3. Схема уплотнения технологических слоев насыпи

Затем уплотнение продолжается круговыми проходами с перемещением полос уплотнения от краев насыпи к ее оси с перекрытием каждого следа на ширины вальца катка.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу следует начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Земляное полотно следует уплотнять до 0,95 в нижних слоях и до 0,98 в рабочем слое.

Число проходов катка по одному следу в карте принято шесть, но его необходимо уточнить производителем работ совместно с лабораторией по результатам пробной укатки.

Первый и последний проходы катка следует выполнять на скорости 2,5-3,5 км/час, промежуточные - на скорости 8-10 км/час.

2.18. Планировку поверхности каждого слоя насыпи выполняют автогрейдером ДЗ-180А перед их уплотнением, за четыре прохода по следу.

Поверхность отсыпанного слоя должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 20-40‰ к бровкам земляного полотна и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков. Отсыпку последующего слоя можно производить только после разравнивания и уплотнения предыдущего.

Рис.4. Схема планировки слоев насыпи автогрейдером

2.19. По окончанию возведения насыпи, на проектную высоту, на двух захватках, восстанавливается положение оси и бровок земляного полотна, и выполняются следующие технологические операции:

разборка экскаватором разворотных площадок и съездов с насыпи;

планировка откосов насыпи со срезкой грунта экскаватором;

планировка рабочего слоя насыпи автогрейдером;

окончательное уплотнение рабочего слоя насыпи комбинированным катком;

2.20. Перед началом работ необходимо проверить и при необходимости восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане: на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле; проверить ровность и соответствие поперечных уклонов рабочего слоя проектным данным; исправить обнаруженные дефектные места.

2.21. Срезку лишнего грунта выполняют с верхней стоянки экскаватором VOLVO EW-170 c погрузкой вавтомобили-самосвалы КамАЗ-65111. Срезанный грунт вывозится в отсыпаемую часть насыпи, на другую захватку. Планировку откосов насыпи производят экскаватором-планировщиком UDS-114a путем срезки неровностей в процессе срезки излишнего грунта. Экскаватор при производстве работ перемещается вдоль бровки откоса на расстоянии 2,5 м от нее.

2.22. Планировку верха земляного полотна выполняют автогрейдером ДЗ-180А по челночной схеме за четыре прохода по одному следу, на I передаче, с углом захвата грейдерного ножа 60° и углом наклона - соответствующему проектному поперечному профилю.

Планировку следует начинать с наиболее низких (в продольном плане) участков. Сначала срезают бугры, имеющуюся "гребенку" и засыпают ямки, а затем приступают к общей планировке по всей длине захватки. Грейдерный нож должен перемещать срезанный грунт в сторону откоса. Перекрытие следов при планировке рабочего слоя должно составлять 0,5 м.

2.23. Окончательное уплотнение верха земляного полотна выполняется комбинированным катком СА 302D за четыре прохода по следу с перекрытием каждого следующего прохода на ширины вальца катка.

Ввиду того, что приповерхностная зона (5-10 см) уплотняемого рабочего слоя, как правило, имеет несколько меньшее значение за счет ее горизонтального сдвига вальцом катка (бульдозерный эффект), необходимо после завершения работы виброкатка выполнять до уплотнения этой зоны самоходным катком на пневмошинах СР 221D за 4-6 проходов по следу при рабочей скорости 5-6 км/час.

экскаватором.

Область применения.

Технологическая карта разработана на устройство выемки глубиной до 5 м. В качестве ведущего механизма используется одноковшовый экскаватор Э-10011 А, оборудованный прямой лопатой. Вместимость ковша экскаватора 1 м 3 . Сменная производительность -- 615 м 3 . Можно также использовать экскаваторы с обратной лопатой CATERPILLAR.

В состав работ входят:

снятие растительного слоя грунта;

устройство временных проездов;

снятие существующего дорожного покрытия;

разработка грунта и погрузка его в транспортные средства;

планировка верха земляного полотна и откосов;

нарезка кюветов;

подкатка верха земляного полотна.

Организация и технология производства работ.

До начала производства работ по устройству выемки необходимо:

восстановить трассу дороги;

очистить территорию в пределах полосы отвода от леса, пней, кустарников и валунов;

произвести разбивку земляного полотна;

Выполнить временный проезд для транспортных средств (с учетом образующихся откосов разрабатываемой выемки);

Снять существующее дорожное покрытие.

Устройство экскаватором выемки глубиной до 5 м ведется поэтапно справа и слева от оси дороги. Работы на каждом этапе выполняются поточным методом на трех захватках.

На первой захватке выполняются следующие работы:

Срезка растительного слоя грунта бульдозером;

Устройство пионерной траншеи бульдозером.

Толщина срезаемого слоя назначается проектом. В карте принята толщина слоя 15 см. Грунт срезают бульдозером Т-170 (ДЗ-8) по поперечно-участковой схеме, перемещают за пределы полосы отвода и обваловывают. В дальнейшем его используют для укрепления откосов.

Перекрытие следов от предыдущих проходов бульдозера и срезке грунта должно составлять 0,25-0,3 м.

Пионерную траншею устраивают бульдозером Т-170 (ДЗ-17, Д-4921А). Ширина ее по низу не менее 4 м, подошва имеет уклон 2% в сторону начала разработки для обеспечения отвода воды. Грунт из пионерной траншеи бульдозер перемещает в близлежащую насыпь (на расстояние до 50 м).

На второй захватке разрабатывают грунт экскаватором с погрузкой в транспортные средства и последующим его вывозом к месту выгрузки.

В технологической карте принята разработка выемки продольными проходами экскаватора на всю ее длину. Работы начинают с низовой стороны для обеспечения отвода воды.

При первом проходе грунт грузят в транспортные средства (автомобили-самосвалы), движущиеся по пионерной траншее. При последующих проходах экскаватора автомобили-самосвалы перемещаются в пройденных проходках, а также в забое. Под погрузку их устанавливают параллельно оси движения экскаватора.

Грунт в выемке разрабатывают с недобором для предотвращения нарушения структуры грунта в основании. Допускаемый набор грунта при разработке выемки экскаватором Э-10011А--0,2 м.

На третьей захватке производятся работы по окончательной планировке земляного полотна, нарезке кюветов, планировке откосов выемки и уплотнению земляного полотна.

Планировку верха земляного полотна выполняют автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1) за четыре прохода по одному следу по челночной схема Угол захвата ножа автогрейдера должен быть 35-70°, а угол уклона -- в зависимости от проектного поперечного профиля. Перекрытие следов при планировке верха земляного полотна 0,4-0,5 м.

Откосы выемки планируют автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1), оборудованным удлинителем, за три прохода. Планировку следует начинать верхней части откоса при движении автогрейдера по бровке выемки; затем планируется нижняя часть.

Кюветы нарезают автогрейдером ДЗ-180 (ДЗ-31-1) за четыре прохода по длине захватки. Глубина кювета -- не менее 0,3 м.

Уплотнение верха земляного полотна производится катком на пневмошинах СР-132 (ДУ-16В) за четыре прохода по одному следу по кольцевой схеме со смещением полос уплотнения от краев полотна к его оси и перекрытием следов на 1/3.

Калькуляция трудовых затрат на разработку 1000 м 3 выемки приведена в табл.3.4.

Таблица 3.4 Калькуляция трудовых затрат на разработку 1000 м 3 выемки.

Обоснование

Состав звена

Измеритель

На измеритель

Норма времени чел-ч (Маш-ч)

Расценка, р-к.

Трудоемкость, чел-ч (Маш-ч)

Прямая заработная плата, р-к.

§ Е2-1-5, п.1а

Срезка растительного слоя грунта бульдозером ДЗ-8

Машинист 6 разр.-1

§ Е2-1-22, таб.2, пп.3б+3д

Устройство пионерной траншеи бульдозером ДЗ-17 с перемещением грунта на расстояние 50 м

Н.вр.=0,62+0,49*4=2,58

Расц.=(0-65,7)+(0-51,9)*4=2-73,3

§ Е2-1-46, п. 1а

Планировка подъездных путей бульдозером ДЗ-17

Машинист 6 разр.-1

§ Е2-1-8, таб.3,п.6б

Разработка грунта экскаватором Э-10011

Машинист 6 разр.-1

Помощник машиниста 5 разр.-1

§ Е2-1-37, табл.2,п.1б

Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-31-1 за четыре прохода по одному следу

Машинист 6разр.-1

Н.вр.=0,17*4=0,68

Расц.=(0-18)*6=0-72

§ Е2-1-39, п.10б

Планировка откосов выемки автогрейдером ДЗ-21-1

Машинист 6 разр.-1

Нарезка кюветов автогрейдером ДЗ-31-1

Машинист 6разр.-1

Уплотнение земляного полотна катком ДУ-16В за четыре прохода по одному следу

Машинист 6разр.-1

Примечание: Срезка недобора грунта и его вывоз нормируются в каждом конкретном случае отдельно.

Работы по устройству выемки выполняет бригада численностью 5 чел.:

Машинист экскаватора 6 разр. 1

Помощник машиниста 5 разр. 1

Машинист бульдозера 6 разр. 1

Машинист автогрейдера 6 разр. 1

Машинист катка 6 разр. 1

Качество выполнения работ контролируют согласно табл.3.5.

Таблица 3.5 Контроль качества выполнения работ.

Операция

Предмет контроля

Лицо, осуществляющее контроль

Вид контроля

Снятие растительного слоя грунта

Толщина слоя

Инструментальный

Разработка грунта выемки

Отметки подошвы выемки, проектные отметки, уклоны, крутизна откосов

Мастер (геодезист)

Инструментальный

Планировка верха земляного полотна и откосов выемки

Соответствие профиля рабочим чертежам, ровность поверхности

Прораб (мастер, геодезист)

Инструментальный

Нарезка кюветов

Положение в плане, уклоны, отметки дна, крутизна откосов

Инструментальный

Уплотнение верха земляного полотна

Степень уплотнения (коэффициент уплотнения грунта)

Лаборант

Лабораторный

Примечание: Контроль каждой операции осуществляется в процессе работ.

При устройстве земляного полотна допускаются следующие отклонения (±) геометрических размеров:

Высотные отметки продольного профиля 50 мм

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна 10 см

Поперечные уклоны 0,010

Крутизна откосов 10%

· Технико-экономические показатели.

На 1000 м 3 выемки

Затраты труда 4,7 чел.-дня

Потребность в машинах. . . 3,0 маш.-смены

Выработка на 1 рабочего 200 м 3

Прямая заработная плата бригады 37 р. 38 к.

Материально-технические ресурсы.

Потребность комплексной механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:

Экскаватор-драглайн Э-10011А 1

Бульдозер ДЗ-17 (Д-492А) 2

Бульдозер ДЗ-8 1

Автогрейдер ДЗ-31-1 1

Каток полуприцепной на пневмошинах ДУ-29 1

Автомобиль-самосвал КАМАЗ-551

грузопд. -13 тн 5

Техника безопасности.

При производстве работ по устройству земляного полотна необходимо соблюдать правила техники безопасности, приведенные в соответствующих разделах и «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

Ежесменно отслеживать состояние и осадку участка существующей дороги в месте выполнения работ по выторфовке.

Постоянно следить за дислокацией дорожных знаков согласно согласованной с ГИБДД схеме, ограничивая движение тяжелых транспортных средств по полосе дороги у места выполнения работ по выторфовке.

Разработки дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется

Проект производства работ по строительству дорожной одежды.

); канд. техн. наук, доцент Аннабердиев А .Х . (тех. карта № , приложение , вопросы безопасности труда и выбора комплекта машин); инженеры Дружинин В .И ., Яр мов М .Н ., совместно (тех. карты № , № , № , № , № , № , № , № , № ); и нж. Тимофеев Ю.Л. (тех. карта № ).

В составлении электронного варианта технологических планов специализированных потоков и построении почасовых графиков использования машин и механизмов принимали участие инженеры Игна тенко А . М ., Рудов И .А . и Токарев А .Ю .

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Типовые технологические карты по сооружению земляного полотна и устройству конструктивных слоев дорожных одежд разработаны в целях обеспечения дорожного стро ительства наиболее рациональными решениями по технологии и организации производства работ, повышения производительности труда и качества выполняемых технологических процессов.

Настоящие типовые технологические карты состоят из двух разделов:

Раздел - Сооружение земляного полотна автомобильных дорог;

Раздел - Устройство оснований и покрытий дорожных одежд.

В комплект технологических карт по сооружению земляного полотна в качестве примера включены следующие виды работ:

1 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером .

2 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта притрассов ых кар ьеров скрепером .

3 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой до 1 , 5 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

4 . Устройство выемки глубиной 1 м с разработкой грунта скрепером .

5 . Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой 9 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

6 . Возведение земляного полотна типа полувыемка -полунасыпь .

7 . Устройство выемки глубиной 5 м с разработкой грунта экскаваторами и транспортировкой автомобилями -самосвалами .

8 . В специальном разделе приведена технология и организация производства геодезических работ при устройстве земляного полотна для различных форм рельефа местности .

В комплект технологических карт по устройству оснований и покрытий дорожных одежд включены следующие виды дорожно-строительных работ:

9 . Устройств о двухслойного щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки .

10 . Устройство однослойных щебеночных (гравийных ) оснований и покрытий автомобильных дорог из плотны х смесей .

11 . Устройство щебеночного основания , обработанного в верхней части пес ко цементной смесью методом пропитки (вдавливания ).

12 . Устройство основания из «тощего» бетона класса В5 (М 75 ) с использованием бетоноукладчика ДС - 111 .

13 . Устройство щебеночного покрытия (основания ) автомобильных дорог по способу пропитки битумом .

14 . Устройство верхнего слоя основания дорожных одежд из гравийной смеси по способу смешения на дороге .

15 . Строительство двухслойных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог .

16 . Устройство цементобетонного покрытия шириной 7 , 5 м и толщиной 0 , 2 м с использованием комплекта машин ДС - 110 .

17 . Устройство одиночной поверхностной обработки на вязких битумах .

18 . Устройство двойной поверхностной обработки с применением ка тионн ых битумных эмульсий .

19 . Регенерация дорожной одежды методом холодного ресайклинга с применением ресай клера WR 2500 и смесительной установки WM 400 .

Выполнение работ предусмотрено комплексными механизированными звеньями.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции автомобильных дорог, разработке проектно-технологической документации; обучения рабочих и специалистов дорожно-строительн ых организаций передовой технологии и организации работ, а также для студентов высших и среднетехнических учебных заведений дорожной специальности.

При производстве работ должны выполняться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, приведены в положениях действующих строительных норм и правил (СНиП), единичных расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

При составлении технологических карт были использованы разработки Всесоюзного прое ктно-тех нологического института транспортного строительства «ВПТИТРАНССТРОЙ », Союздорнии, Росдорнии, Миндорстроя Украины, МА ДИ (ГТУ), СибА ДИ, а также передовой отечественный и зарубежный опыт строительства в дорожной отрасли.

Технологические планы потоков по возведению насыпи и разработке выемок земляного полотна, устройству конструктивных слоев дорожных одежд и слоев износа содержат описание рабочих процессов в их технологической последовательности с указанием и расчетом потребных ресурсов, почасовыми графиками использования машин и механизмов и схемой организации их движения при производстве работ.

В технологических картах приводятся объемы производимых работ по процессам на принятую сменную захватку и на укрупненный показатель (на устройство 1 км земляного полотна, слоя основания или покрытия) с расчетом производительности механизмов по нормативным источникам или формулам (приложение ).

В конце каждой технологической карты помещаются сведения о составе отряда с необходимым количеством рабочих (в чел.-днях) и машин (в маш.-сменах). Заработная плата рабочих определяется по существующей тарифной сетке (приложение ).

Количество захваток должно быт ь оптимальным. Чем меньше общий фронт работ, тем легче управлять работами и легче, при необходимости, использовать машины на нескольких захватках. При этом длина сменной захватки может быть определена в зависимости от наибольшей производительности ведущей машины, АБЗ, ЦБЗ, заданных объемов работ или срока строительства (приложение ).

При организации работ необходимо стремиться к полной загрузке каждого механизма. В тех случаях, когда машины не могут быть полностью загружены на одной захватке, их используют на других захватках.

Скорость потока - производительность отряда в смену определяется исходя из наличия в отряде комплекта ведущих машин и по этой же производительности подбирают остальные машины отряда.

После того как назначено количество захваток, рассчитывают потребное число механизмов и определяют коэффициент в нутрисменной их загрузки. Затем составляют технологический план потока с указанием порядковых номеров процессов, выполняемых на разных захватках. Они должны соответствовать нумерации, принятой в технологической последовательности работ, составленной в табличной форме.

В тех случаях, когда одна и та же машина используется на двух или нескольких захватках, то на схеме она обозначается одинаковым номером.

Операционный контроль качества работ по устройству земляного полотна следует осуществлять в соответствии с технологией контроля качества, которая приводится в каждой карте применительно к конкретным видам работ.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям. При этом следует уточнить потребное количество трудовых и материально-технических ресурсов, а также, в зависимости от дальности транспортировки материалов, определить расчетным путем потребное количество транспортных средств. После привязки к конкретным условиям карты могут быть использованы при сооружении земляного полотна и устройстве оснований и покрытий автомобильных дорог любых технических категорий.

РАЗДЕЛ 1 . СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Технологическая карта № 1

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ГРУНТА БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ БУЛЬДОЗЕРОМ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на возведение земляного полотна высотой до 1, 5 м из грунта боковых резервов на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.

В технологической карте принято возведение насыпи земляного полотна из грунта II группы двусторонних боковых резервов бульдозером. Глубина боковых резервов не должна превышать 1, 5 м.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

2.1. Рабочий цикл бульдозера при возведении земляного полотна из боковых резервов состоит из следующих операций:

· зарезан ия грунта;

· перемещения грунта;

· укладки и распределения грунта;

· обратного холостого хода.

Зарезание грунта осуществляют прямоугольным, клиновым или гребенчатым способом (рис. ).

Перемещение грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом. Для уменьшения потерь при перемещении грунта применяют два способа: по траншее в грунте естественного состояния; по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера.

Рис . 1 . Способы резания грунта бульдозером :

а - прямоугольный ; б - клиновой ; в - гребенчатый .

Стрелкой показано направление движения

Укладку перемещаемого грунта выполняют различными способами: «от себя», «на себя», отдельными кучами, «впол упр ижим», «впр ижим» (рис. ).

Рис . 2 . Схема укладки грунта бульдозером :

а - «от себя» ; б - «на себя» ; в - «отдельными кучами» ; г - «впол уприжим» ; д - «впри жим»

Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом.

При перемещении грунта на расстояние менее чем 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом.

2. 2. До возведения земляного полотна необходим о:

Восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;

Очистить территорию в пределах полосы отвода от кустарника, пней и валунов;

Произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна;

Устроить временный водоотвод.

2. 3. Работы по возведению земляного полотна (рис. ) из боковых резервов бульдозером для данного примера выполняются в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на семи захватках длиной 200 м каждая (основные земляные работы) и одной - 600 м (заключительные земляные работы). Выполнение работ осуществляется поточным способом.

2. 4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Рис . 3 . Конструкции земляного полотна в поперечном профиле

срезка растительного слоя грунта бульдозером (принят бульдозер ДЗ- 171);

уплотнение основания насыпи пневмокат ком (принят каток ДУ- 101).

Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 10 см.

Работы выполняют бульдозером ДЗ- 171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0, 25 - 0, 30 м, и перемещают за пределы полосы отвода.

В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления резервов и откосов земляного полотна.

Основание насыпи уплотняют катком ДУ- 101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/ 3 его ширины. Движение катка осуществляется по круговой схеме.

Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0, 98.

2. 5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции:

· разработку грунта в резерве и перемещение его в насыпь бульдозером (принят бульдозер ДЗ- 171);

· разравнивание грунта в насыпи бульдозером.

Технологической картой предусмотрено возведение земляного полотна бульдозерами ДЗ- 171 общей сменной производительностью 5400 м 3 /см. Расстояние, на которое перемещают разрабатываемый грунт, составляет 15 м.

Разработку резерва осуществляют по траншейной схеме (рис. ) с резанием грунта клиновым или гребенчатым способом (ри с.). При поперечном уклоне резерва в сторону насыпи резание выполняют прямоугольным способом.

Рис .4 . Способы траншейной разработки резерва :

1 - 7 - траншеи ; 8 - 13 - стенки ; z = 0 , 25 - 0 , 3 м - ширина перекрытия следа

Разработку грунта следует вести на первой передаче, так как с увеличением скорости возрастают потери грунта.

Первое резание в резерве производят на расстоянии от края подошвы насыпи, обеспечивающем набор грунта на полный отвал.

Для более эффективного использования тяговой мощности трактора разработанный грунт следует перемещать после первого резания к бровке отсыпаемого слоя, а затем вместе с грунтом от второго резания - к оси земляного полотна.

Отсыпают грунт слоями от оси земляного полотна к бровке насыпи у разрабатываемого резерва. При подходе к месту укладки следует приподнять отвал бульдозера и при движении вперед распределить грунт на участке, затем, возвращаясь задним ходом, произвести дополнительную планировку. После разравнивания грунта поверхность каждого слоя должна иметь уклон 30 - 40 %о, на ней не должно быть замкнутых впадин.

После разработки в резерве первой траншеи на глубину, обеспечивающую устройство слоя насыпи заданной толщины (0, 20 - 0, 30 м), бульдозер перемещают для разработки второй траншеи, отстоящей от первой на 0, 6 - 0, 8 м.

Технологической картой предусмотрена одновременная разработка боковых резервов с двух сторон земляного полотна.

Грунт межтраншейных стенок следует использовать для отсыпки верхнего слоя или для присыпки обочин.

2. 6. На третьей захватке выполняют работы по уплотнению грунта насыпи.

Грунт уплотняют слоями толщиной 0, 25 - 0, 30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ- 101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу.

Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77 , которая не должна выходить за пределы указанной в табл. для разных типов грунтов.

Таблица 1

Вид грунта

Влажность при требуемом коэффициенте уплотнения

1 - 0, 98

0, 95

0, 90

Пески пылеват ые, супеси легкие, крупные

Не более 1, 35

Не более 1, 6

Не нормируется

Супеси легкие и пылеватые

0, 8 - 1, 25

0, 75 - 1, 35

0, 7 - 1, 6

Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие пылеватые

0, 85 - 1, 15

0, 8 - 1, 2

0, 75 - 1, 4

Суглинки тяжелые пылеватые, глины

0, 95 - 1, 05

0, 9 - 1, 1

0, 85 - 1, 2

При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте (табл. ) расход воды на эти цели принят в количестве 3 % от объема грунта.

Уплотнение следует начинать на расстоянии 2 м от бровки насыпи. Затем, смещая каток при каждом последующем проходе на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывают края насыпи, после чего уплотнение продолжают круговыми проходами катка, смещая полосы уплотнения от краев насыпи к ее оси, с перекрытием каждого следа на 1/3 ширины.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.

Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл. . При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0, 95 ориентировочно назначают 6 - 8 проходов катка для связных и 4 - 6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0, 98 - 8 - 12 проходов для связных и 6 - 8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняется пробной укаткой.

Таблица 2

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд

капитальном

облегченном и переходном

в дорожно- климат ическ их зонах

II, III

IV, V

II, III

IV, V

Рабочий слой

До 1, 5

0, 98 - 0, 96

1, 0 - 0, 98

0, 98 - 0, 95

0, 95 - 0, 93

0, 98 - 0, 95

0, 95

Для связных грунтов на начальном этапе уплотнения давление в шинах катка не должно превышать 0, 2 - 0, 3 МПа, на заключительном этапе - 0, 6 - 0, 8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0, 2 - 0, 3 МПа.

Первый и последний проходы по полосе укатки выполняют на малой скорости пневмокатка (2 - 2, 5 км/ч), промежуточные проходы - на большей (до 8 - 10 км/ч).

Отсыпку каждого последующего слоя можно производить только после разравнивания, уплотнения предыдущего и контроля качества работ.

2. 7. На заключительном этапе работы выполняются следующие технологические операции:

· планировка верха земляного полотна автогрейдером;

· планировка откосов автогрейдером;

· окончательное уплотнение верха земляного полотна катком;

· планировка дна резервов автогрейдером;

· покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом бульдозером.

Технологической картой предусмотрено выполнение планировочных работ автогрейдером ДЗ -122.

Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле. Порядок производства геодезических работ изложен в технологической карте «Геодезические работы при устройстве земляного полотна».

Планировку следует начинать с наиболее низких участков (в продольном профиле).

Верх земляного полотна планируют путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие следов составляет 0, 3 - 0, 5 м. Работы выполняют по челночной схеме за четыре прохода автогрейдера по одному следу.

Откосы насыпи и резервы планируются за два прохода автогрейдера по одному следу при его движении непосредственно по откосу (при заложении откосов не круче 1:3).

Окончательное уплотнение верха земляного полотна после планировки выполняется пневмокатком за два прохода по одному следу. Технология уплотнения аналогична изложенной в п. .

Дно резерва планируется автогрейдером по челночной схеме за четыре прохода по одному следу.

После окончания планировочных работ на данном участке проводятся работы по восстановлению растительного слоя грунта путем надв иж ки его на откосы насыпи и резервов бульдозером, перемещая его из валиков в поперечном направлении.

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. , состав отряда - в табл. .

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.

Параметры насыпи: высота - 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху дорожной одежды - 10,0 м; длина участка - 100 м; 0,95, 0,98.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организация ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по сооружению земляного полотна. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, а также работников технического надзора Заказчика, и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.

2.2. Работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях для повышения морозоустойчивости, снижения морозного пучения и предотвращения пучинообразований дорожной конструкции при строительстве автомобильных дорог принимают специальные меры, назначаемые на основе технико-экономических расчетов. Такими мерами являются устройство теплоизоляционного слоя дорожной одежды из пенополистирольных плит Пеноплекс-45 . Данный слой обеспечивает теплозащиту пучинистого грунта земляного полотна от промерзания. Термоизолирующая прослойка Пеноплекса-45 со смежными слоями образует единый дополнительный слой основания, который может кроме термоизолирующей функции, при необходимости, нести одновременно функции дренирующего и морозозащитного слоя.

Рис.1. Дорожная конструкция при возведении земляного полотна на пучинистых грунтах


2.4. В состав работ, последовательно выполняемых при сооружении земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, входят:

- геодезическая разбивка участка дороги;

- разработка грунта в притрассовом резерве экскаватором;

- транспортировка и отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;

- распределение грунта слоями бульдозером;

- уплотнение слоев насыпи катками;

- планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;

- устройство термоизоляционного слоя.

2.5. При устройстве перехода в качестве основных материалов используются: грунт пучинистый , карьерный III-й группы, 10, насыпная масса 1,85 т/м; песок среднезернистый , отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93 ; геосетка ССНП-Нефтегаз 25х25 Л (100) (размер ячейки 25х25 см, ширина сетки 100 см), отвечающая требованиям ТУ 2296-009-00205009-2004; плиты "Пеноплекс 45" размером 2400х600х50 мм , отвечающие требованиям ТУ 5767-016-56925804-2011; НСМ "Дорнит-2" , отвечающий требованиям ТУ 8397-008-41993527-98.

2.6. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автогрейдер Д-180А; грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т); бульдозер Б170М1.03ВР (емкость отвала 4,75 м) и экскаватор Volvo EC-290B (емкость ковша 1,45 м) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.3. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.5. Автогрейдер ДЗ-180А


2.7. Работы по сооружению земляного полотна на пучинистых грунтах следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85. Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по сооружению земляного полотна необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед сооружением земляного полотна должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- восстановлена и закреплена ось трассы дороги;

- восстановлены и закреплены пикеты и плюсовые точки;

- восстановлены и закреплены углы поворота;

- разбиты поперечные профили земляного полотна;

- подготовлено основание под насыпь земляного полотна;

- произведена плановая и высотная разбивка каждого слоя;

- определена длина сменной захватки для каждого слоя;

- подготовлен карьер и устроены въезды в забой.

3.4. В состав работ по восстановлению и закреплению оси трассы дороги входят следующие операции:

- обозначение границы полосы отвода дороги;

- визуальное провешивание оси трассы;

- закрепление на местности оси дороги, границы выемок и насыпей, ВУ, НК, КК;

- разбивка пикетажа.

Во время производства работ должны быть приняты меры к сохранению всех точек закрепления трассы. Поврежденные в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами строительного участка.

3.4.1. Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.4.2. При визуальном провешивании оси дороги вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 20 м.

3.5. Восстановление и закрепление пикетов и плюсовых точек

Пикеты и плюсовые точки восстанавливают от начала дороги или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля. Закрепление (выноска) ПК, ПК+ производится под прямым углом к оси дороги, забивкой колышка и сторожка за границей полосы отвода с одной или обеих сторон от оси дороги в створе с пикетным или плюсовым колышком.

На выносных колышках указывается расстояние их выноски от оси дороги N пикета и его высотная отметка. Расхождение в отметках точек дороги между проектными данными и данными двойного нивелирного хода или относительно высот реперов не должно превышать величину (в см) ( в км).

При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых, вдоль дороги находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек, точек начала, середины и конца кривой. НК и КК устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а СК - отложением длины биссектрисы от вершины угла.

3.6. Восстановление и закрепление углов поворота

Вершины углов поворота восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны; по створным точкам, оставшимся на линиях по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы. ВУ поворота и створные точки закрепляют колышками и сторожками за границей земляных работ. На сторожках обозначают N угла поворота и его пикетажное положение.

3.7. Рабивка поперечных профилей земляного полотна

Поперечный профиль земляного полотна дороги разбивают через каждые 50 метров. На поперечном профиле обозначают колышками ось дороги, бровки и подошвы насыпи, а также кюветы, бермы и др. (см. рис.6). При разбивке насыпи, возводимой в несколько слоев, применяются переносные шаблоны, которые устанавливаются в точках подошвы откоса насыпи, наклон визира шаблона устанавливается в соответствии с принятой крутизной откоса насыпи (выемки), что позволяет контролировать заложение откосов.

Положение отбитых точек подошв насыпей можно обозначать запашкой вдоль них борозды и установки в нее створных деревянных 2 метровых вешек, окрашенных через каждые 10 см в белый и красный цвета, с прикрепленными к ним горизонтальными планками, верх которой соответствует отметке высоты насыпи.

Рис.6. Схема разбивки насыпи


Разбивку земляного полотна дороги производят путем непосредственного откладывания проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от её оси (см. рис.7).

Рис.7. Схема поперечного профиля земляного полотна объездной дороги


3.8. Для подготовки основания земляного полотна необходимо выполнить следующие работы:

- расчистить полосу отвода от кустарника и мелколесья;

- установить границу снятия растительного слоя;

- произвести корчевку пней, удаление порубочных остатков и валунов;

- срезать растительный слой грунта, погрузить его на автосамосвалы и вывезти в притрассовый резерв для складирования;

- выровнять и уплотнить естественное основание.

Все эти работы рассматриваются в отдельных Технологических картах.

3.9. До начала производства работ по возведению земляного полотна, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи земляного полотна, в том числе:

3.9.1. Толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи земляного полотна

Где 0,40 м - проектная толщина технологического (в уплотненном состоянии).

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т) для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь земляного полотна, толщина уплотняемого слоя равна 35-45 см.

Для уплотнения рабочего слоя земляного полотна до 0,98 толщину уплотняемого слоя необходимо снизить на треть, снизить на треть рабочую скорость катка и на треть увеличить количество его проходов (10-12). При уплотнении технологических слоев земляного полотна до 0,95 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8, а первые два прохода делать со слабой вибрацией или без вибрации, на рабочей скорости 4-5 км/ч.

3.9.2. Количество технологических слоев в насыпи

Принимаем 4 слоя,

Где 0,50 - толщина рабочего слоя земляного полотна;

0,04; 0,06; 0,14; 0,24 - толщины слоев дорожной одежды.

3.9.3. Ширины технологических слоев насыпи земляного полотна

а). Верх рабочего слоя:

б). Низ рабочего слоя:

в). Площадь поперечного сечения рабочего слоя равна

г). Ширина каждого технологического слоя насыпи земляного полотна (считая от основания насыпи до низа рабочего слоя)


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по возведению земляного полотна высотой до 2,5 м в зимнее время.

1.2. Цель создания представленной ТТК - дать рекомендуемую схему технологического процесса возведения земляного полотна, содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Одним из основных путей сокращения общих сроков строительства дорог и более полного использования дорожно-строительных машин является переход строительных организаций на круглогодовую работу. Однако зимний период характеризуется низкими температурами и изменением свойств многих . Эти обстоятельства нужно учитывать при организации и выполнении дорожных работ и особенно при сооружении земляного полотна. Переход к круглогодичному производству земляных работ обеспечивает:

DIV_ADBLOCK686">


https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">повышение конкурентоспособности строительной организации;

Строительные работы" href="/text/category/stroitelmznie_raboti/" rel="bookmark">строительных работ , повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ , организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.6. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по возведению земляного полотна. Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам Проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности возведения земляного полотна решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом.

Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительно-монтажной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.7. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Организация строительства";

Геодезические работы в строительстве";

Автомобильные дороги";

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";

Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";

Правила приемки работ при стр-ве и ремонте автомобильных дорог".

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Наиболее целесообразным видом земляных работ в зимний период является возведение насыпей и устройство выемок, имеющих рабочие отметки не менее 2,0-3,0 м, при этом следует предусматривать максимально возможный объем заготовительно-транспортных работ.

2.2. Работы по возведению земляного полотна выполняются круглый год, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image003_100.gif" width="40" height="21 src="> - коэффициент использования механизмов по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой к работе, и проведение ЕТО - 15 мин. Перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста, - 10 мин через каждый час работы).

2.3. Технологической картой предусмотрено возведение земляного полотна комплексным механизированным звеном с гидравлическим одноковшовым экскаватором HITACHI ZX-200 (рис.1), объем ковша с зубъями g=1,25 мDIV_ADBLOCK687">

Рис.1. Гидравлический одноковшовый экскаватор HITACHI ZX-200

2.4. В состав работ, включенных в карту, входят:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">разработка грунта в карьере;

Бульдозер" href="/text/category/bulmzdozer/" rel="bookmark">бульдозером PR-752 (с поворотным отвалом) фирмы Libherr (рис.2), при тщательном послойном уплотнении, челночным способом одновальцовым виброкатком СА 302D фирмы Dynapac (рис.3) общим весом 12,8 т с весом вибровальцевого модуля 8,3 т.

Рис.2. Бульдозер PR-752

Рис.3. Одновальцовый виброкаток СА 302D

3.3. При выполнении земляных работ в зимнее время соблюдают следующие общие требования:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">толщину отсыпаемого слоя насыпи назначать по результатам пробного уплотнения в зависимости от интенсивности отсыпки, температуры воздуха, дальности транспортировки грунта, типа и мощности уплотняющих машин;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">размер мерзлых комьев при возведении насыпей не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя, но не более 30 см при уплотнении грунтов решетчатыми катками и 15 см при уплотнении катками на пневмошинах и вибрационных;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">не допускать наличие мерзлых комьев в откосной части насыпи ближе 1,0 м от поверхности откосов;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">высоту насыпи, возводимой в зимнее время из глинистых и песчаных грунтов с включением мерзлых комьев, необходимо увеличить на 3% от толщины слоя зимней отсыпки;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">предварительно разрыхлять верхний замерзший слой на глубину не менее 35 см;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">при отсутствии утепляющих материалов можно перелопачивать грунт экскаватором на глубину возможного промерзания, но не более 1,5 м. В процессе перелопачивания происходит существенное снижение плотности, влажности и коэффициента теплопроводности грунта. В результате грунт уже не смерзается в монолит и легко разрабатывается в зимний период;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">насыпь возводить отдельными участками, обеспечивающими возможность послойного уплотнения вывозимого грунта до промерзания его. Толщина уплотняемого слоя должна приниматься на 20-25% меньше по сравнению с нормами, установленными для летнего периода;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">перед началом возведения насыпи место, где она будет отсыпана, должно быть очищено от снега и льда;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">перед началом работ установить влажность грунтов, подлежащих разработке и укладке в насыпь;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">рыхление и удаление мерзлого грунта, а также разработку забоев следует производить в соответствии с существующими инструкциями;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">укладку грунтов в насыпь следует производить участками, равными односменной производительности отряда, с немедленным уплотнением вывозимого грунта;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">2-3 часа при температуре воздуха до -10 °С;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">1 час при температуре воздуха ниже -20 °С.

При сильном ветре (более 3-4 баллов) эти промежутки времени должны быть уменьшены в 2 раза. При расчете предельной дальности перемещения грунта необходимо учитывать следующие соотношения:

Расчет скорости остывания грунта

Таблица 1

Виды работ с грунтом

Скорость охлаждения грунта, °С/час

Меры борьбы с охлаждением грунта

Перевозка в кузове автомобиля-самосвала

Ограничить дальность возки и время в пути до 20-25 мин

Хранение в кучах на насыпи

Не разбирать кучи, разравнивать только их вершины. Оставлять толстый слой отсыпки

Разравнивание и перелопачивание бульдозером

Свести к минимуму объем времени планировки

Укатка поверхности

Ускорить процесс уплотнения путем использования мощных высокопроизводительных машин. Сократить фронт работ

Отсыпка на мерзлое основание слоя

Отсыпать слой грунта толщиной не менее 40-50 см

толщиной 10-20 см;

3.8. Основные причины неудовлетворительных результатов возведения насыпей земляного полотна в зимнее время:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">плохая подготовка естественного основания под насыпь, недостаточно тщательная очистка земляного полотна и карьера от снега и льда;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">использование для сооружения насыпи грунтов с повышенной влажностью;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">недоуплотнение грунта из-за его быстрого смерзания, наличия мерзлых комьев и малой эффективности грунтоуплотняющих средств;

Земляные сооружения. Основания и фундаменты";

СНиП 3.06.03-85. "Автомобильные дороги";

ВСН 19-89. "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог".

4.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля, и возлагается на руководителя производственного подразделения (прораба, мастера), выполняющего работы.

4.3. Производственный контроль качества работ должен включать входной контроль рабочей документации, поставляемых строительных материалов и изделий, а также качество выполненных предшествующих работ, операционный контроль отдельных строительных процессов или технологических операций и приемочный контроль выполненных работ с оценкой соответствия.

При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации для производства работ.

При входном контроле строительных материалов следует проверять внешним осмотром их соответствие требованиям стандартов или других нормативных документов и рабочей документации, а также наличие и содержание лабораторных заключений и других документов.

Результаты входного контроля фиксируются в Журнале учета результатов входного контроля по форме: ГОСТ 24297-87, Приложение 1.

4.4. Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологий выполнения работ, соответствие выполнения работ рабочим проектам и нормативным документам. Контроль проводится с помощью геодезических инструментов под руководством мастера, прораба. Инструментальный контроль должен осуществляться систематически от начала до полного завершения возведения земляного полотна. При этом должны проверяться:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">геометрические параметры насыпи в плане и профиле;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">крутизна откосов.

Результаты операционного контроля фиксируются в Общем журнале работ (рекомендуемая форма приведена вприложении Г, СНиП 12-01-2004)

4.5. При приемочном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению Заказчика или Генерального подрядчика с целью проверки эффективности ранее проведенного операционного контроля и соответствия выполненных работ проектной и нормативной документации с составлением актов освидетельствования скрытых работ. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии работ.

4.6. Результаты контроля качества, осуществляемого Техническим надзором Заказчика, Авторским надзором, Инспекционным контролем, и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены вОбщий журнал работ (Рекомендуемая форма приведена в приложении Г, СНиП 12-01-2004).

4.7. Контроль качества работ ведут с момента поступления материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в эксплуатацию.

Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в ПОС и ППР, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

4.8. Пример заполнения Схемы операционного контроля качества приведен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование технологич. процесса и его операций

Состав и объем проводимого контроля

Способы контроля

Объем контроля

Кто контролирует

Плотность грунта для верхнего слоя насыпи

Толщина слоя, ±2 см
Количество проходов катка по следу - согласно Акту пробной укатки
Ку не менее 1,05
Расч. влажн. W=0,50

Термометрический, радиоизотопный

На каждой захватке

Лабораторный контроль

Положение насыпи в плане и профиле

Ширина верха з/п. ±15 см
Поперечные уклоны ±0,010
Размещение оси ±20 см
Высотные отметки ±5±10 см
Уменьш. кр. откоса до 10%
ось-бровка з/п. ±10 см

Инструментальный промер

в 3-х точках на поперечнике через 100 м

Прораб Геодезист

4.9. Приемка участка дороги, на котором возведена насыпь земляного полотна, производится путем его освидетельствования Заказчиком и документальным оформлением с составлением Акта промежуточной приемки ответственной конструкции. К данному акту необходимо приложить:

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">лабораторные заключения на соответствие применяемых грунтов;

https://pandia.ru/text/80/397/images/image001_219.gif" width="12" height="12 src=">акты пробной укатки.

Вся приемосдаточная документация должна соответствовать требованиям СНиП 12-01-2004.

4.10. На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ, Журнал авторского надзора проектной организации и Оперативный журнал геодезического контроля.

5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

10.1. ТТК составлена с применением нормативных документов, действующих по состоянию на 01.01.2010.

10.2. При разработке типовой технологической карты использованы:

10.2.1. Справочное пособие к СНиП "Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства ".

10.2.2. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве.

10.2.3. "Руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве" к СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" (с изменением N 2 от 01.01.01 г. N 18-81), СНиП 12-01-2004"Организация строительства".

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс"
и сверен по авторскому материалу.