Сколько процентов безработицы. Не признак благополучия: о чем говорит низкая безработица в РФ. Скрытая безработица и ее уровень

Которая будет безработной, даже когда реальная ставка заработной платы будет находиться в равновесии.  

Закон Оукена подразумевает, что норма безработицы является результатом быстрого или медленного кумулятивного экономического роста . Увеличение доли безработных в соответствии с законом Оукена может быть результатом нескольких лет медленного роста или спада. Чтобы затем сократить ее до естественного уровня, может потребоваться долгий период интенсивного роста . Высокую безработицу невозможно быстро ликвидировать, поскольку для образования и заполнения достаточного количества новых рабочих мест требуется время.  

Возникла объективная потребность в математических расчетах, которые помогли бы государственным органам более или мене точно определить количественные характеристики условий , при которых возможно достижение естественной нормы (уровня) безработицы и соответственно полной рыночной занятости на рынке труда . Итак, - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике.  

Строго говоря, эти утверждения полностью верны только в том случае, когда величина совокупной рабочей силы не растет. В случае ее роста число безработных может увеличиваться в той же степени, не приводя к росту нормы безработицы. Продемонстрируем это на следующем примере. Вначале совокупная рабочая сила состоит из 100 млн. человек, а доля безработных составляет 8%, таким образом, 8 млн. человек находятся без работы. Затем рабочая сила увеличивается до 110 млн. При норме безработицы в 8% теперь уже 8,8 млн. безработных. Таким образом, их число увеличилось при прежней доле безработных.  

Один из интересных способов проанализировать влияние хороших перспектив получить работу на величину безработицы - посмотреть на процент безработных в различных городах. Норма безработицы в некоторых динамично развивающихся городах оказывается выше по сравнению с показателями медленно растущих городов. Это происходит оттого, что люди едут впервые искать работу в быстро развивающиеся города и, пока они ее ищут, считаются безработными. По этой причине доля безработных может быть выше в городах, где наблюдается приток ищущих работу, по сравнению с городами, находящимися в состоянии стагнации.  

О Согласно закону Окуня ежегодный прирост реального ВНП на уровне примерно 2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт . Аналогичным образом каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2 процентных пункта вызывает рост нормы безработицы на 1 процентный пункт.  

Вторая часть закона Окуня описывает изменение доли безработных в зависимости от дополнительной вариации темпов прироста ВНП. Более быстрый рост сокращает безработицу, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Если темпы прироста увеличиваются, например, с 3 до 5%, доля безработных падает примерно на 1 процентный пункт . В свою очередь уменьшение нормы прироста с 4 до 2% увеличивает долю безработных примерно на 1 процентный пункт.  

Если фактическая доля безработных равна целесообразной норме, то люди, ищущие работу, как правило, находят ее в течение приемлемого периода времени, а предпринимателям, ищущим работников, в свою очередь в большинстве случаев удается сделать это достаточно быстро. Повышение нормы безработицы обычно свидетельствует о растущих страданиях в среде безработных, тогда как снижение этой нормы зачастую ведет к инфляции заработной платы , так как предприниматели оказываются в ситуации, когда они не в состоянии нанять необходимое число работников при текущем уровне заработной платы . Если политики беспокоятся о безработице и инфляции, целью разумной политики должно быть сохранение фактической нормы безработицы на уровне, близком к ее естественной величине  

Рисунок 32-5 показывает результаты этих корректировок и иллюстрирует три важных момента, касающихся естественной нормы . Затененная полоса показывает диапазон оценок естественной нормы безработицы , сделанных для разных периодов, поскольку различные вполне разумные способы оценки естественной нормы всегда дают слегка отличающиеся друг от друга результаты. Поэтому мы показываем диапазон оценок. Разница между высшей и низшей оценками для любого периода равна примерно 1 процентному пункту . Таким образом, никто не знает точно, какова естественная норма безработицы в определенный период. Тем не менее это понятие представляется весьма полезным. Например, когда доля безработных достигает 10%, ясно, что потребуется длительный путь, чтобы снизить ее до уровня естественной нормы . Ясно также, что доля безработных, равная 3%, значительно ниже естественной нормы . Несколько труднее сказать, находится ли экономика в состоянии полной занятости при 6%-м уровне безработицы.  

Хотя большинство групп в табл. 32-4 имеют норму безработицы, более чем в 2 раза превышающую показатель для белых 20 лет и старше, средний уровень безработицы выше лишь примерно в 1,5 раза. Почему это возможно Не должна ли средняя норма быть более высокой, если учесть, что уровень безработицы в остальных группах весьма высок и достигает в некоторых из них 30% трудоспособных Доля безработных в экономике близка к уровню безработицы среди белых 20 лет и старше, поскольку они составляют почти 80% всей численности рабочей силы. Тот факт, что безработица в этой группе ниже средней, компенсирует вклад очень высокого уровня безработицы среди представителей некоторых других групп.  

Доля безработных в возрастной группе 20 лет и старше во время спада 1980 г. составляла 6,1% при среднем уровне 7,1%. Таким образом, если бы безработица среди молодежи могла быть снижена до уровня у более старших работников, то средняя норма безработицы в экономике сократилась бы на 1 процентный пункт.  

Если мы посмотрим не на норму безработицы, а на норму занятости, то получим более благоприятное впечатление о состоянии рынка труда в период после 60-х годов. Рис. 32-О1 показывает доли безработных и занятых с 1967 г. Шкала безработицы перевернута вверх ногами, чтобы показать совместное изменение норм занятости и безработицы в течение экономического цикла . Когда во время спада уровень безработицы растет, занятость падает, и наоборот.  

Величина безработицы меняется, когда интенсивность потока , вливающегося в бассейн безработицы, отличается от вытекающего потока. Если в ряды безработных вливается людей больше, чем покидает их, норма безработицы растет. Когда больше тех, кто оставляет ряды безработных, этот показатель снижается2. Доля безработных растет, когда процент потерявших и бросивших работу или же доля тех, кто не входил ранее в состав рабочей силы , но теперь решил искать работу, увеличивается. Доля безработных падает, когда лица, бывшие ранее безработными, получают работу или же когда они прекращают поиски, покидая совокупную рабочую си-  

Эта кривая была предложена в 1950-х годах в Великобритании профессором А.В. Филипсом4. В гл. 31 мы видели, как в экономике при наличии сверхзанятости давление на рынке труда вызывает рост зарплаты и цен. Снижение доли безработных сопровождается ростом инфляции. И наоборот, при выпуске продукции ниже потенциального уровня и спаде на рынке труда будет наблюдаться тенденция к дефляции. Кривая Филипса отражает эту взаимосвязь, показывая одновременно темпы инфляции и норму безработицы Направленность кривой означает, что, чем ниже уровень безработицы , тем выше темпы инфляции . Таким образом, в этой кривой в  

К чему приведет резкий рост пособий на бирже труда

Биржу труда ждет наплыв официальных безработных. Как предупреждают эксперты, в России может резко увеличиться число граждан без постоянного заработка. Выйти из тени их побудит инициатива Минтруда. В ведомстве предлагают повысить максимальный размер пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до прожиточного минимума - 11,16 тысячи рублей. Планируется, что нововведение вступит в силу с 1 января 2019 года. Впрочем, идея Минтруда может встретить сопротивление со стороны Минфина. Дело в том, что на ее реализацию потребуется около 20–25 млрд рублей в год. А поскольку сейчас в бюджете каждая копейка на счету, такие траты российской казне явно не по карману.

Согласно последним мартовским данным Росстата, уровень безработицы в России составляет 5%. Безработных, согласно методикам Международной организации труда, насчитывается порядка 3,8 млн человек. При этом из них официально зарегистрированы в службе занятости лишь 779 тысяч россиян, то есть 20% безработных.

Почему не спешат легализоваться остальные 80%? Как поясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, пособие по безработице крайне непривлекательно для незанятых. В настоящее время минимальный размер пособия равен лишь 850 рублям в месяц. Максимальная же сумма, которую может получить нетрудоустроенный гражданин, достигает 4900 рублей. Прожить на такие деньги месяц нереально, поэтому находится немного желающих ради них сталкиваться с отечественной бюрократией.

Чтобы изменить ситуацию, Министерство труда предлагает довести максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который сейчас составляет 11 160 рублей.

Какую сумму получит человек, оставшийся без работы, в виде пособия, будет определяться органами соцзащиты в индивидуальном порядке. «Размер пособия будет зависеть от множества факторов: зарплаты на прежнем месте работы, общего стажа работы и стажа на последнем месте работы. Понятное дело, что если человек не работал, к примеру, два года и после увеличения пособия по безработице вдруг захочет его получать, то это пособие ему никто не выплатит», - отмечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Законопроект призван обеспечить реальную возможность безработным существовать на пособие, полагает Марк Гойхман. Кроме того, по его словам, увеличение обращений в службу занятости способствует лучшему учету и регулированию распределения людей по вакантным рабочим местам.

Казалось бы, что может быть плохого в том, что государство хочет подкинуть деньжат своим социально незащищенным гражданам - безработным? Однако не все так просто, предупреждают эксперты. Очевидно, что при таком резком - в 2,5 раза и больше - увеличении пособия число зарегистрированных безработных также возрастет в разы. Причем далеко не только за счет тех, кто действительно не имеет работы. На биржу труда потянется и масса людей, на самом деле занятых в «теневом секторе». Ведь 11–12 тыс. в месяц - куда более привлекательная сумма, чем 800 или даже 4900 рублей. В результате число желающих зарегистрироваться в службе занятости возрастет многократно, добавив к нынешним 780 тысячам еще 2–3 млн человек.

Дабы как-то ограничить этот поток, авторы идеи предлагают сам период выплат пособия сократить вдвое. Сейчас те, кто работал не менее 26 недель в течение года, могут получать выплаты 12 месяцев. По версии Минтруда, срок необходимо уменьшить до полугода. Если же человек впервые ищет работу или отработал меньше 26 недель, выплаты будут производиться в течение не шести, как сейчас, а трех месяцев. «Однако поскольку прирост зарегистрированных будет, очевидно, намного выше, чем в два раза, можно предположить, что общие расходы в целом по стране на выплаты нужно будет повысить примерно в 1,5 раза», - утверждает Гойхман.

Между тем в бюджете в 2019 году запланированы суммы на выплаты пособия в 40,5 млрд рублей и 41,3 млрд рублей в 2020 году. «В случае принятия решения дополнительно потребуется, по грубым подсчетам, 20–25 млрд рублей в год», - предупреждает эксперт. При этом источники такого «бюджетного маневра» до сих пор остаются загадкой. Как предполагают эксперты, вполне вероятно, против предложения Минтруда выступит Минфин, озабоченный экономией средств в бюджете. Поэтому перспективы принятия законопроекта в предлагаемой редакции далеко не однозначны.

Даже в условиях уровень безработицы в России еще не такой высокий, как когда-то прогнозировалось. Однако рынок труда сталкивается с рядом структурных недостатков, например, с растущей безработицей среди молодежи.

Статистика

Пугает, хотя эти показатели еще не превысили критическую норму. поступили в Росстат в августе 2017 года. По официальным данным, число рабочего населения составило 78 миллионов, а нетрудоустроенных лиц - не менее 3,8 миллионов. По сравнению с предыдущими годами, общий показатель упал ниже 5%. Но давайте узнаем, насколько эти критично и когда пора начинать бить тревогу.

Безработица в стране измеряется так: используется индекс, рассчитываемый путем деления числа безработных на общую рабочую силу в стране, а затем умножается этот показатель на 100. Как правило, рабсила состоит из людей, которые достаточно молоды и пригодны для любой работы, в том числе и физической.

Уровень безработицы в России является важным экономическим фактором. Однако споры о том, что приводит к этой проблеме, ведутся до их пор. Но экономисты уверены в одном - безработица, как правило, появляется в плохие для страны времена, то есть во время рецессии (снижение или замедление темпов экономического роста) и кризиса.

Проблема в стране

Что касается других важных в России инфляция снижается уже несколько лет, в то время как реальный (с учетом инфляции) валовой внутренний продукт по-прежнему растет после резкого спада в 2009 году.

Как и в большинстве других стран, экономика России ориентирована в основном на услуги и различные отрасли, в то время как сельскохозяйственный сектор не играет практически никакой роли, особенно когда дело доходит до валового внутреннего продукта нового поколения. Следовательно, подавляющее большинство рабочей силы сосредоточено в двух секторах, указанных выше. Но Россия до сих пор входит в число топ-экспортеров пшеницы по всему миру, занимая третье место после США и Канады.

Сравнение с предыдущими годами: рост и падение

Безработица в России - проблема, которая тянется из года в год. Если брать статистику за последние 10 лет, то из предела в 5% страна еще не выбиралась. При этом кризисный момент наступил в 2009 году, тогда индекс был равен 8,3%. Для более точной наглядности предлагаем вам изучить таблицу, в которой указана краткая статистика безработицы в России по годам:

Терминология

Безработный человек - это тот, кто не работает, и, как правило, находится в активном поиске вакансии. При исчислении индекса не учитываются люди, находящиеся на пенсии, те, которые имеют инвалидность, находятся в декрете или обучаются в каких-либо заведениях, не достигли определенного возраста.

Причина

Безработица в России не должна никого удивлять, ведь практически все страны в мире сталкиваются с данной проблемой. Например, в Туркменистане индекс достигает 70%, в Непале - 46%, в Кении - 42%, даже в Греции и Испании этот показатель варьируется от 27% до 28%. Давайте узнаем основные причины безработицы в России:

  1. Люди покидают прежнее место работы, чтобы найти более высокооплачиваемое, удобное.
  2. Люди были уволены и теперь не могут восстановиться.
  3. Компания сократила рабочую силу. Это может быть связано с тем, что экономический рост страны замедляется, большинство товаров или услуг не пользуются спросом.
  4. Ушли в декрет, поступили в учебное заведение, не достигли рабочего возраста.
  5. Должность человека распределили на других сотрудников.
  6. Слишком много людей. Этот фактор играет большую роль, особенно в небольших населенных пунктах, где спроса гораздо больше, чем предложений.
  7. Низкая заработная плата, тяжелые условия труда.
  8. Научно-технический прогресс, где человеческую силу заменяют на роботов, машины.
  9. Недостаточно рабочих мест, причем как в отдельных регионах, так и по всей стране в целом.

Факты

В период с конца лета до начала осени 2014 года, когда экономический кризис в России только начинал развиваться, цены на нефть стали стремительно падать, за ними пошел и рубль, а инфляция начала расти. Неудивительно, что многие эксперты предсказывали, что российское население неизбежно столкнется с серьезным бедствием массовой безработицы.

Логика таких прогнозов была ясна - страна страдала от тяжелого экономического спада, который оказал влияние почти на все секторы экономики. У государства явно не было достаточно ресурсов, как в 2008-2009 годах во время предыдущего финансового кризиса, чтобы обеспечить крупномасштабные инвестиции во все сферы, затронутые кризисом.

Сегодня, почти через четыре года после начала кризиса, прогнозы скептиков не оправдались. Казалось, что в этих условиях естественная реакция проблемных отраслей будет заключаться в массовом увольнении, чтобы сократить расходы и сэкономить деньги. Но ни в 2015, ни в 2016, ни в 2017 годах этого не произошло. По статистике, безработица в России никогда не была столь глобальной проблемой, как в 2009 году. За все годы практически никогда индекс не превышал весьма скромную цифру в 6%. И (по сравнению с мировыми статистическими данными) этот показатель достоин похвалы.

Приведем пример. Уровень безработицы достиг почти 10% в США (во время пика годов). Средний уровень безработицы в ЕС в настоящее время ниже 10%, это считается успехом, так как почти 8 лет назад индекс превысил 12%. В разгар экономического кризиса в таких странах, как Испания, Греция, Италия эта цифра достигла 40%. Но повод для беспокойства все еще есть. Уже сегодня в этих странах примерно каждый пятый человек оказывается без работы. Как России удалось избежать такой участи?

Чем отличается Россия

По словам Татьяны Малевой, директора Института социального анализа и прогнозирования при Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), с 1990-х годов в России разрабатывается собственная модель рынка труда, отличающаяся от западной.

В то время как в большинстве стран мира компании сокращают производство и численность персонала во времена экономических потрясений, в России, опасаясь обострения социальной напряженности, все участники рынка ведут себя совершенно иначе. Вместо того, чтобы увольнять неэффективных работников, работодатели предпочитают снижать заработную плату. Кроме того, российский рынок труда прибегает к системе скрытой безработицы, при которой работников переводят на сокращенную неделю, отправляют в неоплачиваемый отпуск или уменьшают их часы и темпы производства.

Рабочие с радостью принимают эту систему, а все из-за небольшого количества реальных альтернатив - риск не найти новую работу пугает людей даже в крупных мегаполисах. Государство также вполне удовлетворено таким поведением работодателей и работников, так как это гарантирует, что никогда не будет большого притока людей, ищущих пособия по безработице в России. Это ведь может подорвать и без того ослабленный бюджет.

Размер пособия по безработице в России

На сегодняшний день минимальная ежемесячная выплата по безработице составляет 850 рублей (примерно 15 долларов по текущим обменным курсам) для людей, ищущих работу в первый раз, в первый год после увольнения за нарушение трудовой дисциплины, а максимальная - 4900 рублей (примерно 85 долларов). Очевидно, что такие небольшие суммы недостаточны для выживания, поэтому они не провоцируют людей регистрироваться в качестве официально безработных. Таких людей сегодня в России существует чуть более трех миллионов.

Одно большое преимущество такой модели рынка труда, которая подходит всем, - это то, что она делает возможным для общества избежать напряженности и политических всплесков. Однако главный недостаток заключается в том, что в результате наша страна имеет экономику, страдающую от вялых процессов. То есть ту среду, в которой все имеют гарантии занятости, никто не имеет стимула бороться за рабочие места.

Более низкая зарплата

Сегодня уровень безработицы в России составляет 5,3%, что соответствует примерно 4 миллионам человек. В то же время в прошлом году реальная заработная плата упала почти на 10%. Это является причиной того, что в стране не наблюдалось резкого роста безработицы - снижение реальной платы труда свидетельствовало об этом процессе.

Работодатели продолжают реагировать на кризис именно так. За последний год больше 24% опрошенных семей подтвердили, что им сократили заработную плату, 19% граждан задержали выплату, а у 9% сократили рабочие часы, они были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск или уволены.

Временная занятость

Так как по безработице в России в 2018 году практически не изменился, то люди стали искать себе частичную или временную занятость, которая бы приносила немного больший доход, чем помощь от государства. В конце мая 2016 года, по данным Минтруда, этот сектор рынка труда вырос на 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом за последний год число занятых на неполный рабочий день возросло до 41 500 человек, а сейчас превысило 300 000 человек. Это не так уж и много для такой большой страны, как Россия, но это равносильно населению крупного города.

Самое главное - это то, что число временных работников растет, здесь прослеживается определенная тенденция. Да, работодатели стремятся избежать массовых увольнений, очевидно понимая, что если это произойдет на их предприятии, то государство этому явно не обрадуется. Особенно в том случае, когда дело подходит к выборам, ведь тогда никто не заинтересован в появлении очагов на карте России.

В то же время экономический кризис еще не позади, ВВП продолжает снижаться, хотя и не так резко, как в период с 2014 по 2016 года. Большинство бизнесменов по-прежнему сталкиваются с необходимостью оптимизировать свои расходы, включая заработную плату. В противном случае их бизнес просто не сможет выжить. Поэтому в настоящее время принимаются решения, предусматривающие перевод работников на различные формы неполной занятости. Таким образом, российский бизнес сокращает свои расходы, прибегая к данному методу.

В заключение

Главная проблема России в том, что наш рынок создает очень мало новых рабочих мест. Его особенность только в том, что он обеспечивает высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы за счет высокодифференцированной заработной платы, а также значительной доли низкооплачиваемой занятости. При этом на рынке труда растет спрос на временную занятость, где требуются грузчики, разнорабочие, ремонтники, водители, упаковщики, продавцы, уборщики и повара.

Подводя итоги можно сказать, что российский рынок труда был способен отвечать на вызовы экономического кризиса, используя свою собственную модель, в которой природные недостатки были превращены во временные преимущества. Сокращение заработной платы, перевод людей на временную работу, сокращение рабочего времени, интенсификация внутренней трудовой миграции, перевод людей на удаленную работу - эти процессы не что иное, как временные меры. Но они позволяют многим людям оставаться на плаву, имея хотя бы некоторый источник дохода в трудные экономические времена.

Депутат Госдумы Владимир Поздняков (КПРФ) прокомментировал ситуацию с безработицей в России.

Так, по данным Минтруда, за период с 27 января по 3 февраля 2016 года численность официально зарегистрированных безработных в России увеличилась на 1,7 процента и перевалила за 1 миллион человек. Рост числа безработных отмечен в 84 регионах. «Такие данные дают повод правительству утверждать, что не только «всё под контролем», но и то, что безработица у нас небольшая. Более того, утверждается, что страна адаптировалась к действию санкций и низким ценам на нефть. И из этого делается вывод, что наше правительство очень хорошо работает и ведет страну от успеха к успеху, уверенно преодолевая все трудности. При этом, по данным Росстата, в декабре 2015 года 4,4 миллиона человек (5,8 процента экономически активного населения) не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда они классифицировались, как безработные. На недавних парламентских слушаниях заместитель министра Минэкономразвития Олег Фомичев заявил, что в 2016-м показатель безработицы может вырасти до 6,3%. Как видим, эти данные уже не столь радужны», — отметил Поздняков. Он предложил также посмотреть на проблему безработицы еще с нескольких точек зрения.

«Есть немало предприятий, на которых людей не увольняют, а отправляют либо в неоплачиваемый отпуск, либо сокращают рабочие часы. Они вроде бы и не безработные, ни в какую статистику не попадают, но находятся в крайне бедственном положении, получая за свой труд сущие копейки. С другой стороны, как известно, многие, потерявшие работу, не регистрируются в службе занятости. И причина этому поста. Дело в том, что с конца девяностых годов мотивация регистрироваться в качестве безработных резко упала, так как в начале двухтысячных годов было принято решение об оптимизации пособия по безработице. Если до этого времени человек, который имел приличную зарплату, мог и будучи безработным получить достаточно приличное возмещение утраченного заработка, то теперь расчет пособия изменился. Сейчас у нас существует жесткая вилка по пособиям по безработице. Минимальное пособие по безработице, которое предоставляется гражданам, впервые выходящим на рынок труда, всего лишь 850 рублей, а максимальное пособие 4900 рублей. Понятно, что это полное отсутствие мотивации регистрироваться как безработный. При этом отмечаться в службе занятости надо регулярно. Понимаете, человеку назначают в месяц 850 рублей. Что это, как не циничное издевательство? Какие уж тут могут быть причины, чтобы пойти и встать на учет в качестве безработного, собрав еще и кучу справок?» — отметил Поздняков.

Он напомнил, что такой подход к пособию по безработице был пролоббирован Минфином. «Объяснение было таким: пособия должны быть минимальными, чтобы человек хотел устроиться на работу, а не шиковать на казенные деньги, не работая. Кстати, в странах Европы никто не считает, что человек потерял работу потому, что просто хочет бездельничать за счет государства. Например, в Германии пособие по безработице около 1,5 тысячи евро, МРОТ 1059 евро, прожиточный минимум 700 евро. По курсу на 15 февраля за 1 евро давали около 90 рублей. Для сравнения МРОТ в России в 2016 году — 6 204 рублей, что не дотягивает до 70 евро, прожиточный минимум 9662 рубля или чуть более 100 евро, а вот минимальное пособие по безработице 9 евро в месяц. И наши министры называют это исполнением всех социальных обязательств! Что это, если не издевательство над народом и здравым смыслом?» — возмутился депутат-коммунист.

По его словам, также у нас в стране в течение уже длительного периода времени идет сокращение количества рабочих мест в секторе, связанном с крупным промышленным производством. «В этих условиях говорить о какой-то модернизации и импортозамещении высокотехнологичных товаров вообще просто смешно. Кто и где будет производить современную конкурентную продукцию? Однако мы регулярно слышим эти слова, но не видим никакого желания что-то делать. Сейчас также стало модно рассуждать о необходимости структурных реформ. Но какие это именно реформы, и какую структуру экономики мы получим в результате, все тщательно обходят молчанием», — подчеркнул парламентарий.

Привел он и такие данные: за минувший год актуальность проблемы безработицы для россиян выросла, считают специалисты ВЦИОМа. Так, в последние месяцы без работы остались знакомые и близкие трети (33%) респондентов, тогда как в начале прошлого года – лишь четверти (24%). Также стало больше людей, уверенных, что, потеряв работу, они уже никогда не найдут ее (с 12 до 17%).

Касаясь ситуации в Забайкальском крае, откуда он недавно вернулся, Поздняков сказал: «По информации региональной службы занятости, на сегодняшний день уровень безработицы в крае составляет 2,3% или 13 тысяч человек. Мизер! Правда, служба сообщает, что в течение года эта цифра увеличится, как минимум, еще на один процент – до 3,2%. Но есть еще данные, которые привел начальник отдела профессионального обучения Службы занятости Забайкальского края Анатолий Халтурин 15 января на совещании с предпринимателями края. Он заявил, что на самом деле, безработных в Забайкалье в десятки раз больше – 270 000 человек. При этом около 80 000 из них – это молодежь. По данным же Росстата, в Забайкалье безработица -10,4% . Если учесть, что, по данным Росстата, в крае проживает 1 млн. 082 тыс. 61 человек, то количество безработных получается более 100 тысяч человек. Если же учесть «скрытую безработицу», то готов поверить Анатолию Халтурину – безработица в крае, действительно, может составлять 270 тысяч человек. А это – уже не просто угроза стабильности, а чрезвычайно опасная ситуация».

2 часа

ТЕМА №13 БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИ­ ЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Занятие 1

1.Т рудовые ресурсы: структура и измерение.

2. Структура и формы безработицы.

3. Причины и последствия безработицы.

4. Государственное регулирование рынка труда

Занятие 2

5.Инфляция: сущность, виды и причины

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционная политика

1. Т РУДОВЫЕ РЕСУРСЫ: СТРУКТУРА И ИЗМЕРЕНИЕ

Для определения количества безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся классификацией рабочей силы, введенной в казахстанскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда).

1). Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых во всех видах экономической деятельности и безработных.

Трудоспособное население в Казахстане – это люди, достигшие 16лет и мужчины в возрасте 63 лет, женщины – 58 лет.

Уровень экономической активности - доля численности населения в возрасте 15 лет и старше, измеренная в процентах.

2). Экономически неактивное (пассивное) население – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не являются занятыми или безработными в течение рассматриваемого периода.

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле

где Уа - уровень экономически активного населения;

Н - численность населения;

Эа - численность экономически активного населения.

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

1). Занятое (работающее) население – все лица в соответствующем возрасте, кто по своему состоянию в течение определенного короткого периода, равного одной неделе, могут быть отнесены к одной из следующих категорий:

А) «наемный (оплачиваемый) работник»;

Б) «самозанятый работник».

2). Безработное население - лица, в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период отвечали одновременно трем основным критериям:

А) были без работы (не имели доходного занятия);

Б) занимались активно ее поиском;

В) были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

На основании данных о занятости и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле

Уровень безработицы – доля численности безработных в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.

2. Структура и формы безработицы

Безработица – это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Существуют различные концепции феномена безработицы, однако в целом в экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит, в частности, так называемый естественный уровень безработицы, определяемый как уровень безработицы при полной занятости. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы. Она предполагает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы. Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения Рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям. Фрикционная безработица - это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Таким образом, сезонная безработица является частью фрикционной безработицы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в период экономического спада.

Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы , связанные с различными критериями классификации: ее продолжительностью, вынужденным характером, концентрацией в определенных профессиональных группах, отраслях, регионах или возрастных категориях. Среди них, в частности, частичная безработица , когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса.

В США в 60-х гг. естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х - уже 6,6%, в 80-90-х гг. - около 7%. Превышение безработицы над ее естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских экономистов, 60% прироста числа безработных в США в 60-90-х гг. приходится на структурную безработицу, а 40% - на циклическую. На динамику безработицы влияют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие структурных факторов от циклических, и поэтому дефиниции, используемые наукой (фрикционная, структурная, циклическая и прочие виды безработицы), достаточно условны. Тем не мене, они могут быть полезны, например, для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на рынок труда.

О макроэкономических издержках безработицы говорит, в частности, закон Оукена , отражающий отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального его значения. В свою очередь, потенциальный ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы при данных темпах экономического роста. Согласно закону Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем (при полной занятости) увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня безработицы к отставанию объема ВВП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы в стране.

Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры. Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации и масштабы которой весьма велики. Все это, вместе взятое, может обеспечить регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.