После распада рф. Распад России. Как это будет. Московская центральная власть

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

В то время, когда подумывала о распаде (расколе) Украины, сама стоит перед вызовом распада на мелкие и крупные части. Какие же основные причины и движущие силы распада:

Причины распада России (возможные). Факторы распада России

  1. Экономика держится исключительно на экспорте энергоресурсов в условиях критических колебаний цен.
  2. Демографические проблемы имеют катастрофические масштабы.
  3. Огромные незаселенные территории рядом с Китаем, в котором избыток населения и недостаток ресурсов.
  4. Полная международная изоляция.

Формат российского государства – хрупкое естественное государство

Согласно терминологии Дугласа Норта это называется хрупким естественным государством : баланс сил определяется не правом, не традицией, а ситуативным раскладом основных источников силы. (В терминах интегральной динамики то же самое называется "красным государством".) Каковы его основные черты? Они одинаковы во все времена и на всех континентах.

Хрупкое естественное государство каждый раз умирает со смертью или отречением правителя : старые правила игры считаются отмененными, новые правила складываются в результате торговли, взаимного давления и, наконец, договоренности основных центральных сил.

не является болезнью хрупкого государства. Напротив – это его единственный способ существования, иначе вообще ничего не работает.

Предпринимательство в хрупком государстве практически отсутствует: все связаны с эксплуатацией природных ресурсов и силовым перераспределением ресурсов (другими словами – грабежом).

Россия держится исключительно на силовых структурах

Провинции постоянно пытаются отделиться, и их умиротворяют либо насилием, либо подкупом местных элит, которые творят на своей территории, что хотят, устанавливая свои правила игры и являясь частью метрополии лишь формально.

Именно такая картина характерна для нынешней России. Поэтому "Россия=Путин" в самом непосредственном значении этого выражения. Но не вечен, и хрупкое государство умрет вместе с ним: все договоренности моментально потеряют силу, все институции государства в полночь превратятся в тыкву.

Выживание хрупкого государства (т.е. возрождение с новым правителем) зависит от того, насколько силен преемник. Это всегда проблематично. Лидер сильных преемников возле себя не держит, а слабому не удержаться за вертикаль власти.

Поэтому хрупкому государству лучше быть наследственной монархией : хотя бы определен наследник престола, а уж каковы будут правила игры, это определится в результате его торговли с лордами и графами.

Если же наследника нет или есть какие-то разногласия, то длительная война с участием множества внешних и внутренних игроков неизбежна. Монархия может опереться хотя бы на силу традиции . А силовой псевдодемократии типа нынешней России опереться не на что.

Как только Путин хоть немного ослабнет – начнется хаос

Отделятся национальные республики Северного Кавказа (они и так в составе России лишь формально) и Поволжья. Отделятся Сибирь и Дальний Восток, где местные элиты, не имеющие национальности, зато четко осознающие свои интересы, давно мечтают перестать делиться с федеральным центром. Начнется финансовый, энергетический и продовольственный коллапс.

Картинку распадающейся России мы можем наблюдать на примере и ЛНР. Масса независимых полевых командиров. Война всех против всех. Грабеж и насилие. Карикатурные персонажи и реальная смерть. Полное исчезновение экономики. Мародерство и отчаяние. И бесконечный поток желающих вырваться из этого ужаса.

Украина не готова к распаду России. Когда на наших границах будет сплошной хаос, когда на нас побегут десятки тысяч бандитов всех национальностей и , когда непонятно в чьих руках окажутся газовая труба и ядерное оружие – тогда будет поздно готовиться.

Поэтому Украине для защиты от России необходимы:

  1. Стена "имени ";
  2. Мощные пограничные силы"
  3. Система быстрого развертывания гуманитарной помощи"
  4. Энергетическая независимость"
  5. Миграционная доктрина"
  6. Всемерное развитие украинского языка как инструмента ассимиляции"

Задача-минимум для нас – защитить свои земли и свое население, свою экономику и культуру. Задача-максимум – абсорбировать лучшие силы русской культуры и создать возможности для того, чтобы она пережила темные века.

Валерий Пекар

Также по теме:

  • Борис Акунін перестане писати детективи і займеться ""Історією російської держави""
  • Почему России неймется? Почему не жить по-человечески, имея много нефти и газа? Ведь опыт-то имеется!
  • Российская дружба и её долговечность как некий коммерческий проект
  • Финно-угорский народ и русская культура. Финно-угры в крови россиян
  • Финно-угры. Финно-угорские народы (племена) в истории России
  • Россия переписывает историю соседних народов и государств - почему?
  • Наслідки Бірюлєво - гастарбайтер в Росії – опора Росії
  • В Сочі робітникам не платять зарплату по три місяці - досвід Романа Кузнецова
  • Беспорядки в Бирюлево - передел рынка земли и политическое рейдерство против овощной базы
  • Російсько-Українські економічні відносини: так історично склалось
  • Японія оголосила про намір застосувати санкції проти Росії за напад на Крим
  • Сможет ли Россия остановить евроинтеграцию соседям при помощи меньшинств и замороженных конфликтов
  • Йозеф Блаттер из ФИФА может остановить Путина и агрессию России против Украины
  • Аварійне житло в Росії або програма оновлення житлового фонду. Первісні умови життя в Росії
  • Валютні та фінансові ринки Росії, акції після окупації Криму
  • Китаизация России: основные геополитические угрозы для России в ближайшем будущем. Население Украины и России и национальные приоритеты России на XXI век. Россия и Китай
  • Россия массово теряет лучшую творческую элиту русской нации. Тенденция печальная...
  • Санкції Евросоюзу проти Росії. Історія питання - ЄВРОПА мовчала
  • Реакция Путина на введенные против России санкции от США и ЕС
  • Последняя война России, которая погубит Россию и русскую нацию
  • Яким чином події на Донбасі допомогають нам сьогодні краще розуміти історію українсько-російських відносин
  • Ощадбанк (Сбербанк) Росії визнав проблеми з валютою на валютному ринку в Росії. Рубль - назавжди!
  • Вячеслав Рабинович: либо Путин загонит Россию под лавку, либо выведет экономику России из кризиса путём прекращения агрессии против Украины
  • Русь, православие и духовные скрепы. Любовью к человеку аж прёть

В декабре 1991 года мы услышали фразу: «СССР прекратил свое существование». Скоро мы услышим похожую фразу в отношении РФ (текст и заголовок аутентичны - М1).

Об этом пишет бизнесмен, яхтсмен Евгений Платон, информирует news.еizvestia.com .

«Остановиться можно при подъеме, но не при падении», — Hаполеон

«Если лошадь сдохла — слезай с нее», — индейская пословица (так и хочется сказать - соскавивайте с Украины - М1).

Важно помнить: крах СССР начался не в 80-х, когда упали мировые цены на нефть, а в 60-х, когда были отвергнуты косыгинские реформы и проложен курс на брежневский «развитый социализм».

С РФ аналогичная история: крах России начался не в прошлом году с аннексии Крыма, а в нулевых, когда были отвергнуты и свернуты гайдаровские реформы и заложен новый курс на экономику фашисткого типа — путинизм.
Это начинают осознавать и «великие московские экономисты», которые констатируют: сейчас наступает клиническая смерть российской экономики. Об этом говорит доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.

« 50 лет, с 1965 года, с открытия Самотлора — крупнейшего в РФ нефтяного месторождения — боролась с желанием выйти на пенсию. Месторождение было открыто в тот момент, когда пытались проводить косыгинские экономичес-кие реформы. И власть решила: бог с ними, с реформами, когда есть нефть. С тех пор это решение неоднократно воспроизводилось разными властями страны. Семь-восемь лет назад экономисты, работавшие над стратегией 2020, дружно сказали: «Сырьевая модель уходит, внутренний спрос недостаточен, поэтому нужно менять модель, иначе произойдет необратимое». Это необратимое и происходит», — уверен экономист.

По мнению Аузана, есть два способа оживить российскую экономик.

Первый — провести структурные реформы, создать привлекательный инвестиционный климат, и тогда начнет работать магнит, притягивающий частные инвестиции — отечественные и зарубежные .

«Это курс, на котором настаивают правительство и Центральный банк России. Я считаю, что делать это нужно, но эффекта не будет: для того, чтобы пришли инвестиции, недостаточно улучшить инвестиционный климат. Потому что идет война — холодная, экономическая, которая периодически вспыхивает и как горячая отнюдь не в рамках гражданской войны на Украине, — все гораздо шире и серьезнее. Этот факт резко противоречит либеральному экономическому курсу правительства. Если действует режим санкций, какие могут быть иностранные инвестиции? Плюс война — это всегда риски для отечественных инвестиций: не понятно, чего ждать и что будет», — считает московский экономист.

Второй способ лечения экономики — впрыск государственных инвестиций.

«К сожалению, их гораздо меньше, чем представляется многим, потому что мы не должны рассматривать резервы Национального банка как источник таких инвестиций: они нужны только для поддержания макроэкономичес-кой стабильности. Сегодня госинвес-тиции могут составить по разным расчетам от семи до девяти триллионов рублей, и это совсем не много. До кризиса годовые инвестиции в России составляли 15 триллионов, так что нынешних средств не хватит и на год. Кроме того, государственные инвестиции — это нечто вроде электрошока, -стимуляция сердца. Оно начнет -стучать, но потом снова может остановиться».

В общем, господа, пациент скорее мертв , чем жив. И в этот раз, в отличие от 90-х годов после распада СССР, реанимировать его никто не будет. Умерла, так умерла. Аминь.
Почему распад Российской Федерации неизбежен?

Постараемся доказать эту нехитрую теорему, основываясь на теории систем. Из этой теории хорошо известно, что гомеостазис открытых систем обеспечивается потоками вещества, энергии, информации - это внешние потоки и присущими этим системам отрицательными обратными связями, которые являются сугубо внутренними характеристиками таких систем и обеспечивают их динамическую устойчивость.

Если происходит резкое изменение внешних потоков и/или разрушается какая-либо отрицательная обратная связь, открытая система переходит в качественно иное состояние: либо разрушается и погибает, либо разделяется на несколько подсистем, которые, в свою очередь, способны в новых условиях поддержать свой гомеостазис.

Рассмотрим с этой точки зрения современную Россию. Начиная с 1985 года, будучи еще в составе СССР, экономика РФ становилась все более и более открытой системой, обеспечивая свой гомеостазис за счет все большей и большей интеграции с Западом. К 2014 году степень интеграции достигла порядка 2трлн. долл.

Это двухгодичный объем ВВП РФ, который на 2/3 обеспечивается за счет экспорта энергоносителей. Заметим, что это очень важная характеристика системы, поскольку ее гомеостазис критически зависит от цен и экспортируемых объемов.

Что произошло в 2014 году? Руководство РФ совершило ряд вопиющих преступных нарушений международного права: аннексия Крыма, открытая агрессия против Украины на Донбассе, бряцание оружием и угрозы нанесения ядерных ударов по европейским городам.

Устойчивость развития западной цивилизации, как открытой системы, обеспечивается тремя основными отрицательными обратными связями:

Верховенство права;
Демократия;
Рыночная экономика .

Вполне предсказуемо, что политическое руководство западных стран не может позволить РФ разрушить одну из этих связей, а именно - верховенство международного права, и, тем самым, поставить под угрозу гомеостазис собственной системы. Поэтому ЕС и США приняли вполне прогнозированное решение об ограничении потоков, которые могут изменить гомеостазис самой РФ, а именно:

понижение цен на нефть, которое, в свое время, привело СССР к распаду на 15 подсистем;
ограничение к доступу западного кредитования.
Резкое изменение внешних потоков и отсутствие в самой РФ отрицательных обратных связей аналогичных тем, которые обеспечивают гомеостазис западных стран, делает неизбежным либо разрушение РФ и переход в состояние полного хаоса, либо разделение на несколько подсистем, которые, в свою очередь, способны в новых условиях поддержать свой гомеостазис.

Что и требовалось доказать.

Лирические отступления на темы «кто в этом виноват и что делать», оставляю для удовольствия самих читателей, которые смогут легко их выразить в комментах.

Один из парадоксов сознания современного пост-совкового человека заключается в том, что если кто-то пытается ему что-то доказать научными методами с применением категорий и понятий, например, теории систем, — то очень маловероятно, что вам поверят. А вот, если вы себя объявите «ясновидящим», то будут верить даже откровенному бреду. Такие времена и таковы люди.

Сейчас главный вопрос для российских региональных элит — какие регионы смогут быстро подчинить себе местные силовые структуры, чтобы самоорганизоваться и стать способными давать отпор бандам, которые с неизбежностью материализуются и начнут терроризировать и грабить местное население. Примером для них может стать действия и опыт команды Коломойского на Днепропетровщине, если россиянам хватит ума им воспользоваться.
Те из регионов, руководство которых окажется способным на такую самоорганизацию, выживут. В остальных будет хаос и кровавое месиво. Как происходило и продолжается на оккупированных территориях Донбасса. Посмотрите на ДНР-ЛНР сейчас и будущее регионов РФ.
В декабре 1991 года мы услышали фразу: «СССР прекратил свое существование». Ничего, пережили как-то.

Скоро мы услышим похожую фразу: «Российская Федерация прекратила своё существование». У меня нет никаких сомнений, что и это мы переживем.

Российская Федерация - это поистине страна контрастов. С одной стороны, наибольшая по территории (ядерная) держава в мире с богатой историей и высоким международным статусом, ресурсный центр мира с неограниченным кладезем природных богатств, с другой - государство с деградирующим, вымирающим населением, интегрированное в общество авторитарного типа, эдакая обезьяна с гранатой, что вызывает опаску у международного сообщества, поскольку последнее не знает, что «русский Иван» выкинет на публику через несколько дней. После распада советской империи её наследницу залихорадило: чеченские войны, теракты и убийства политических деятелей в Дагестане, угроза терроризма и многие другие факторы стимулировали аналитиков и политологов к рассуждениям на тему возможного распада России.

I. История вопроса

Общенациональный конгресс чеченского народа 8 июня 1991-го провозгласил независимую Чеченскую Республику Нохчи-чо. 1 июля 1993 г. на свет появилась Уральская республика в результате весеннего опроса о расширении полномочий Свердловской области в социально-экономической сфере до уровня республики в составе Российской Федерации. Примерно в то же время в Челябинской области была предпринята попытка создания Южно-Уральской республики. Из истории России невольно приходят на ум Временное Сибирское правительство, Сибирское областничество, Дальневосточная республика (1920-1922), Балтийская Республиканская Партия, кавказский, чеченский и татарский типы сепаратизма, движение «Ингерманландия» в Санкт-Петербурге, т.н. «Казачья Республика», манифест «Свободная Тверь», национальность «сибиряки».

Проблема возможного распада России тревожит умы многих аналитиков практически со времён распада СССР. В феврале 1999 г. Национальный совет по разведке США провёл конференцию «Федерализм в России: как это работает». Автор доклада «Перспектива распада значительна» Александр Неметс попытался определить географическую конфигурацию распада России на более чем восемь частей. В апреле 2004 г. директор Института проблем глобализации Михаил Делягин говорил, что угроза развала России реально существует, и называл в связи с этим 2010-2012 гг. Тогда же футуролог Сергей Переслегин заявил о возможном создании Дальневосточной республики и независимой Сибири в первой четверти XXI века. В феврале 2009-го глава сингапурской инвестиционной компании Rogers Holdings Джим Роджерс сообщил, что «велика вероятность продолжения распада России на несколько стран».

Список можно составить длинный. На этом поприще прославились также бывший экономический советник Бориса Ельцина Михаил Хазин, эксперты ЦРУ, публицисты Константин Крылов, Сергей Кургинян и Максим Калашников, журналист Олег Кашин, бывший вице-премьер Ельцина Григорий Явлинский, академик Юрий Пивоваров, заместитель директора Института прикладной математики им. Мстислава Келдыша РАН Георгий Малинецкий, телеведущий Анатолий Кашпировский, один из основателей советского диссидентского движения Владимир Буковский, культуролог Игорь Яковенко, экс-советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов, геополитик Джордж Фридман и т.д. О распаде РФ упоминают фантасты. И хотя в большинстве случаев она гибнет от зловредных янки, пришельцев либо прочей чертовщины, существуют и довольно интересные труды, такие как «Второго шанса не будет» С. Цормудяна, «Татарский удар» Ш. Идиатуллина, «Мы - силы» В. Еловенко и «Мародёр» Беркема аль Атоми.

Другими словами, карты будущего территориального раздела России уже давно живут в умах российских и иностранных экспертов.

II. Предпосылки распада

Для распада современной Российской Федерации существуют вполне объективные внутренние и внешние факторы.

1. Внутренние факторы. Демографический. Вы когда-нибудь смотрели на карту Евразии и пытались сравнить… например, изображение Украины на ней с российским аналогом? Чрезвычайно любопытное занятие, нужно сказать. На небольшом кусочке Европы ютится 45-миллионное население, в то время как на громадном российском участке проживает всего лишь в три раза больше народа, хотя сама Россия по площади превышает Украину в более чем двадцать раз. А потому данный аспект сыграет роль одного из главнейших факторов возможного распада.

Согласно официальной Всероссийской переписи 2010 г. в РФ проживает около 143 млн человек. Поистине ничтожная цифра для территории, площадью 17 млн кв. км. Русские же из них составляют 111 млн, в 2002-м их было 115,8 млн человек, а в 1989 г. - 119,8 млн. Цифры свидетельствуют о сокращения количества русских в России, и темпы депопуляции ускоряются на фоне неконтролируемой миграции россиян из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть РФ

Внутри правопреемника СССР давно существуют проблематичные территории: Чечня, Ингушетия, Дагестан (менее 5% русских), близки к этому Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария. Значительная часть русских живёт в центральной части, на юге, северо-западе России и Урале. Их доля превышает 90% в 30 субъектах Российской Федерации (Центральный и Северо-Западный федеральные округа). В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Русские составляют большинство в 70 субъектах Федерации из 83.

Согласно трём демографическим сценариям Росстата, на начало 2030 г. в негативном случае будет проживать 128 млн человек, второй вариант говорит о 139 млн, в положительном - население страны составит 148 млн. Прогнозы ЦРУ и ООН дают на 2050 г. цифру 110-115 млн, т.е. примерно один процент населения Земли будет занимать 15% мировой суши. Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов сделал акцент на том, что численность русского населения в ближайшие 10–20 лет (учитывая современные условия) будет снижаться на 1 млн в год, причём рост населения в нерусских республиках только ускорится. Эксперты также указывают на опасность того, что национальный состав российской армии сильно сдвинулся в пользу Кавказа.

Экономический. Здесь целый букет причин. В пользу распада РФ могут сыграть неравномерность развития Центра и регионов, технологическая отсталость, сырьевая зависимость, транспортный распад, экономическая дезинтеграция, разрушение инфраструктуры страны и т.д.

Не секрет, что экономика РФ держится на экспорте энергоносителей, в первую очередь, нефти, т.е. она сохраняет значительную зависимость от цен на энергоресурсы. Развитие Москвы и Московской области по сравнению с другими регионами России катастрофически разнится (валовой региональный продукт Москвы намного превышает ВРП любого из федеральных округов), идёт процесс гиперцентрализации. Слишком раздутый госаппарат и связанная с ним коррупция являются основными факторами, ухудшающими инвестиционный климат страны.

Прочие факторы. Сюда можно отнести авторитаризм и криминализацию власти, узкоклановые интересы региональных элит и олигархии, несовпадение интересов, растущий раскол между властью и обществом, имперский синдром, этнокультурную разобщённость, природные богатства страны, включая неограниченные водные, лесные, продовольственные ресурсы, падение уровня жизни, индустрии, нравственности, резкое снижение численности молодёжи в будущем, что повлияет на военную мощь и социально-экономические показатели и т.п.

Серьёзной проблемой России есть мусульманское движение на Северном Кавказе и в других мусульманских республиках. Ислам является второй религией в Российской Федерации после христианства. Согласно переписи 2002 г., численность мусульман в РФ составила около 14,5 млн (почти 10% населения страны), другие эксперты называли цифру в 20 млн. Сложно представить, как изменились цифры за последний десяток лет. Мусульмане составляют большинство в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане.

2. Внешние факторы. Вторая категория факторов после внутренних - внешние процессы. Если мы говорим о демографии, то необходимо упомянуть перенаселенный Китай, численность которого составляет около 1,3 млрд человек, где наблюдаются избыток мужской силы и колоссальные экономические аппетиты. Невдалеке находится и густонаселенная Япония, 123 млн человек ютятся на небольшом островке. И в то же время есть совершенно пустая Сибирь и не менее пустынный Дальний Восток, экономически интегрированные в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сюда же можно отнести тяготение регионов к внешним центрам силы. В случае образования независимых республик Сибири и Дальнего Востока она непременно попадут под контроль Китая, Японии и США, где отдельные политические круги желают развития подобного рода событий. Существует даже мнение, что вымирание россиян, вхождение в ВТО, запретительный утилизационный сбор, разборки с русскими олигархами в Лондоне, система ПРО в Европе, война в Афганистане - это всё звенья одной цепи, главной целью которой является прекращение существования РФ. Да и экономически/военно Россия давно отстаёт от развитых стран мира, а окружают её не менее сильные соседи.

Отдельным пунктом следует прописать точку зрения, согласно которой считается, что распад РФ просто необходим. Вспоминать претензии радикальных украинских, японских, прибалтийских, монгольских либо китайских националистов не представляется интересным по причине их простоты и обыденности, а потому лучше обратить внимание на точку зрения определённой группы граждан самой России.

Ввиду того, что огромной российской территорией сложно управлять по единым стандартам и законам, некоторые считают, что необходимо избавиться от лишнего балласта. Согласно этой точке зрения Россией может считаться только европейская часть РФ: население там давно адаптировалось для жизни, этот регион наиболее сбалансированный в цивилизационном плане, именно тут находятся основная доля населения, инфраструктуры, возобновляемые/невозобновляемые ресурсы, возможны реальная демократия и высокоразвитая рыночная экономика без лишних финансовых трат. Попытка же привязать дотационный Северный Кавказ - не что иное, как скрестить слона и леопарда (людей много, ресурсов мало), а для освоения Дальнего Востока и Сибири нет уже ни желания, ни возможностей (людей мало, ресурсов много). Раздробление российской державы позволит каждому региону создать политический режим, какой устраивает местное население, новые российские государства построят жизнеспособные экономические модели. По мнению журналиста Бориса Туманова, «спасительной альтернативой имперской неэффективности могла бы стать демократическая раздробленность России на естественные экономические пространства». Т.е. отдельно взятый россиянин получит больше выгод от возникновения нескольких государств, чем от единой России, потому что, во-первых, «русский мир» от этого не исчезнет (вспоминаем Британскую империю и её наследника англоязычное Содружество наций), главное, чтобы не было жертв/гражданских войн, а новые русские государства смогли оправдать надежды своих граждан; во-вторых, меньше страна - больше внимания к правам и интересам отдельного человека, это снижение численности и стоимости госаппарата и многое другое. Тем более на фоне исламского возрождения, европейской сплочённости и азиатского рывка всё возвратилось в свою справедливую историческую колею: пока Россия была сильнее своих соседей, она продолжала расширяться и успешно противостоять факторам дезинтеграции, но теперь уже соседи обгоняют её в развитии, и время дало обратный ход, начинается наступление на российские границы, статус-кво восстанавливается. В общем, как бы там ни было, комментировать эту точку зрения довольно сложно как с научной, так и с моральной точки зрения.

III. Характеристика распада

На сколько стран распадётся Россия? Достаточно сложный вопрос. Это будет зависеть от мощности Центра противостоять сепаратистским тенденциям и силы воли «убегающих» республик. Но приблизительный разлом составить можно. Первая линия - территории, где русских абсолютное меньшинство (Ингушетия, Чечня, Дагестан; Кабардино-Балкария, Чувашия, Карачаево-Черкесия; Татарстан, Башкортостан), вторая линия - где процент русских в национальном составе колеблется от 40 до 60% (Якутия, Чукотка, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Бурятия, Мордовия), потому вероятность их отделения где-то 50/50.

Поскольку РФ отличается значительным этнокультурным разнообразием, то параллельно распад наложится на конфессиональные и национальные признаки. К вышеописанной исламской проблеме необходимо добавить и сведения о том, что последователей иудаизма и буддизма в РФ насчитывается около 1,5 и 1,5-2 млн человек соответственно. Они представляют собой интегрированные в Россию фрагменты других локальных цивилизаций (по данным всероссийского опроса ВЦИОМ 2010 г., 75% россиян причисляют себя к православным христианам).

Следует также отметить, что, несмотря на огромное количество проблемных территорий, не все они станут абсолютно независимыми государствами. Де-факто псевдонезависимыми будут северокавказские республики: из-за миниатюрности своих границ и низкой численности населения они попадут под сильный прессинг Турции. Более свободными станут правительства Сибири и Дальнего Востока, хотя и они будут играть роль дойной коровы.

Мирным ли будет распад России? Вопрос на миллион долларов, потому как именно с этой предпосылки можно будет определить, как изменится карта Евразии.

Военный путь сулит много проблем, и вот почему его вероятность низка. Несмотря на относительную слабость, РФ обладает одним козырем - она ядерная сверхдержава. В её хранилищах пребывают около 10 тыс. ядерных боеголовок, носители и средства доставки, атомные подлодки, баллистические ракеты. Да, верно утверждение, что вооружённые силы России устаревают, но она до сих пор представляет собой грозного противника. Гипотетически, конечно, можно обойти этот фактор: например, стремительный прыжок китайской армии в Сибирь. Сомнительно, что росправительство будет бомбить врага вместе со своим же населением. Или устроить череду диверсий, чтобы вовремя захватить ядерные пульты. Но всё это пока из числа гипотез. Если РФ обладает ядерным оружием, никто на её территории не полезет: ни США, ни Китаю, ни Японии не нужна тотальная ядерная война. Пока у Москвы есть глобальное преимущество в ядерной силе, она неуязвима.

Может, её позиции уже шатаются в этом плане? На фоне снижения боеспособности российских вооружённых сил внимание экспертов давно привлекли несколько незначимых, с первого взгляда, событий. Например, увеличение финансирования китайской армии, за что Китай сильно раскритиковали США, и регулярные учения НОАК по отработке наступательных операций с переброской войск на расстояние до 2000 км. Ни для кого не тайна, что китайские власти ускоренными темпами строят дороги на границе с Россией (де-факто для быстрой переброски войск в случае вооружённого конфликта). 2-миллионная армия и флот КНР оснащены современным вооружением, мобилизационный военный человеческий потенциал оценивается в 200-300 млн солдат. Параллельно строятся ядерные бомбоубежища, растёт плотность населения на территориях, прилегающих к границам России, осуществляется перенос стратегических предприятий с окраин вглубь страны и аренда российских территорий (Китаем, если кто не знает).

Когда Россия достаточно ослабнет, а Китай, имеющий территориальные претензии ко всем своим соседям, окрепнет, разразится вооружённый конфликт. Об этом свидетельствуют не только вышеперечисленные факты. Но, скорее всего, китайские военные попытаются всё сделать быстро и максимально безболезненно.

Наилучший вариант распада РФ - это, безусловно, мирный. Может повториться сценарий Беловежской пущи, т.е. соберутся губернаторы или другие влиятельные лица республик, подпишут договор и уже разъедутся президентами. Но ведь вероятен и внутренний конфронтационный даже без вмешательства внешних факторов. К примеру, перед вспышкой гражданской войны внутри России померкнут Афганистан, Ирак и Ливия вместе взятые. В таком случае высока вероятность вмешательства НАТО (например, охрана объектов, дестабилизация которых может представлять опасность). Более мягкий способ внешнего вмешательства предусматривает «эффект Косова»: спровоцировать/поддержать сепаратистские движения, предварительно ввергнув Россию в глубокий социальный кризис.

Кстати, в том, что КНР пойдёт на открытую конфронтацию в случае необходимости, можно не сомневаться. Дальше уже налетят коршуны-соседи, в надежде отхватить свой кусочек: тогда припомнятся Курильские острова, потребность ЕС в газе и нефти, потенциал Северного Ледовитого океана и многое другое.

IV. Последствия распада

Предположим наихудший вариант - Россия всё же распалась. Каковыми будут последствия? Этот вопрос представляется не менее интересным, чем даже сами предположения о распаде. Ответ же на него достаточно сложен и зависит от самой характеристики распада: сколько стран образуется в случае данного события на территории бывшей России, какой будет сам распад (мирным или конфронтационным), а также от внешнего фактора, т.е. реакции мира и, в первую очередь, соседей РФ.

Распад России послужит образованию марионеточных государств Сибирской и Дальневосточной республик, которые будут контролироваться Китаем, Японией и США. Исчезновение русского сапога приведёт к ослаблению позиций бывшей РФ в Восточной Европе, в частности, Румыния присоединит к себе Молдову, увеличит своё давление Польша, которая тут же начнёт мечтать о временах Речи Посполитой, кардинально усилится Прибалтика, Калининградская область отойдёт Германии, Карелия - Финляндии. Некоторые специалисты выделяют Петербургско–Новгородский регион, тяготеющий к Балтике, и потенциальную самостоятельность республик Поволжья. Как вариант, высока вероятность активизации болевых военных точек в Приднестровье, Крыму, Армении и Азербайджане, Грузии.

Наиболее интересные события развернутся в Украине, поскольку она окажется между молотом и наковальней: всё будет зависеть от готовности/неготовности крупнейшего европейского государства к новым геополитическим вызовам и его мощи предотвратить возможный «эффект домино» на постсоветском пространстве, вызванный исчезновением РФ. Если к тому времени не будет реализован необходимый комплекс реформ для повышения внутренней и внешней устойчивости страны в экономическом и военном контекстах, то распад России вызовет в Украине сильнейший со времён независимости коллапс и социальный кризис из-за тесных экономических, политических и социокультурных связей. Это приведёт к распаду Украины, вероятнее всего, на две части с постепенным их поглощением более сильными соседями. Де-факто ситуация в Европе станет похожей на картину XIV-XV вв. Если же Украина сможет выдержать и пережить крах России, тогда она станет абсолютным славянским центром мира с возможным присоединением к ней в недалёком будущем Кубани, Белоруссии, а потом и оставшегося территориального обломка РФ. Только в этом случае потомок Киевской Руси сможет воспрепятствовать притязаниям Польши к Западной Украине, Румынии - к Черновицкой области, Турции - к Крыму. В противном случае распад России спровоцирует уничтожение Украины.

В мировом же масштабе исчезновение северного соседа многократно усилит Китай, Европу, Японию и США. Частично может перепасть Казахстану и Монголии, но, вероятнее всего, они будут со временем поглощены китайским драконом. СБ ООН лишится одного из своих членов, рухнет целый коридор международных организаций среди постсоветских республик. Любопытно, кому же всё-таки достанется ядерный российский арсенал, хотя это уже поле для догадок - его могут вывезти под нажимом международного сообщества или наоборот оно останется под контролем северо-западных территорий бывшей РФ.

Как государство, безусловно, Россия не исчезнет. Но она уменьшится до необходимых размеров, до т.н. «нулевой точки», с которой всё началось, как это было с Римской, Австро-Венгерской, Британской империями и будет представлять собой цельное государство в этническом, языковом, религиозном и экономическом контекстах. Скорее всего, это современный северо-западный регион РФ вплоть до Урала, де-факто Московия (правда, и тут точки зрения экспертов разнятся, потому что некоторые делят русских на «южан» и «»северян). В дальнейшем он сможет присоединиться к Европейскому Союзу или Украине, если они доживут до того момента.

V. Факторы антираспада

Существуют ли факторы, которые противодействуют распаду России? Ответ: да. Во-первых, многим выгодно существование России. Например, пока что Европе абсолютно всё равно, какое правительство внутри этой страны, пока оно снабжает её газом. Соединённым Штатам (между прочим, в которых действует «Закон о порабощённых народах №86-90», где указывается, что на территории России оккупированными считаются Казакия, Идель-Урал и Белая Рутения) полезно иметь при себе ослабленную Россию, которую легко контролировать и извлекать из неё пользу. В то же время КНР может преспокойно пользоваться дешёвыми природными ресурсами Сибири по правилу «экспорт-импорт» и инвестировать российский Дальний Восток, который в большей мере ориентирован на зарубежную экономику. Следует также помнить, что РФ на данный момент является надёжной защитой против мусульманской и китайской экспансии, для ЕС она прекрасный антимигрантский щит. Параллельно арабы используют русского медведя, чтобы противопоставить его хитрым янки, в карточной партии между геополитическим квартетом Европа-Китай-США-Россия последняя играет роль бонуса для первых трёх. Для Украины северный сосед - стратегический экономический партнёр, который не дает заглохнуть нашему машино- и самолётостроению, сельскому хозяйству и металлургии. Кроме того, если Россия исчезнет, надобно ли будет США и Европе существование Украины как буферного государства? Во-вторых, банальный страх перед глобальными потрясениями. Не расползётся ли ядерное оружие России в случае распада последней? Не возникнет ли угроза гражданской войны в ней? Не протянется ли Китайская империя от Индийского океана до Камчатки? Кто заполучит жирный кусок пирога под названием «Сибирь»? На эти вопросы сложно дать вразумительный ответ.

Определённую роль в антираспаде РФ сыграла политика тандема «Путин-Медведев». Они смогли прекратить расползание России в разные стороны, укрепили вертикаль власти, подняли страну с лежачего положения на одно колено. Но для сохранения территориальной целостности многонациональной России требуются новая национальная идея и чёткая стратегия будущего. Потому это всего лишь затишье перед бурей. Засасывание в бездну продолжается.

VI. Выводы

Распад крупнейшей страны мира приблизительно на 6-10 государств будет третьим и последним этапом крушения после Российской империи (1917-1922) и Советского Союза (1988-1991). Для территориального распада России существуют все необходимые предпосылки, но в ближайшие лет десять он не произойдёт, потому что это разрушение системы геополитического равновесия, рождение новых и обострение старых проблем в сопредельных странах, болезненный процесс выстраивания новой политической и цивилизационной вертикали. Центральную роль в распаде, вероятность которого при современном состоянии дел со временем будет увеличиваться, сыграют внутренние и внешние факторы. Основными угрозами для ядерной сверхдержавы есть её богатые природные ресурсы и демографическая проблема, а главным геополитическим игроком - Китай. Как только он начнёт свою шахматную партию, в игру немедленно вмешаются Штаты, Япония и ЕС. Крушение России будет соответствовать историческим, этническим и культурным границам ранних лет по сценариям мусульмане-христиане, богатые-бедные и особенно чем раньше территория присоединена, тем быстрее она отделится. Именно поэтому вероятность распада России выше, чем Украины (приблизительно 30% и 20% соответственно). Учитывая темпы сокращения населения, ядерного потенциала в России и роста в соседних странах, степень китаизации и исламизации, факторы климатических изменений, модернизации вооружённых сил КНР и США, с высокой долей вероятности можно утверждать, что наиболее опасным периодом в истории РФ будут приблизительно 2025-2035 гг.

Но чтобы не говорили различные прогнозы, следует сделать ударение на одном факте: распадётся ли Россия или наоборот, сможет устоять, будет зависеть только от силы и качества политической российской элиты и, в первую очередь, от российского народа. Только россиянам решать, какой они хотят видеть в будущем свою Родину.

И напоследок. На ум невольно приходят известные слова второго президента Украины. Учитывая вероятность и масштабы пожара, который может разгореться на территории восточного соседа, нельзя не улыбнуться мрачной усмешкой: какое же всё-таки счастье, что «Украина - не Россия».

Распад Российской Федерации, если такой произойдет, не приведет к хаосу, полагают украинские эксперты.

В последние два года блогеры и серьёзные издания часто пишут о скором распаде России. Но большинство таких материалов — эмоции, в основном злорадство. Даже авторитетный Stratfor говорит о причинах грядущего распада в стилистике, скорее присущей женскому журналу: «увядающая способность Москвы поддерживать и контролировать регионы создает вакуум…» поэтому «маловероятно, что Российская Федерация сможет выжить в своей нынешней форме».

Хотя базовые экономические показатели возможных новых государств свидетельствуют, что это не так. Для большинства субъектов нынешней Российской Федерации независимость будет скорее означать экономическое усиление региона и повышение благосостояния жителей.

Публикуем материал украинского портала businessviews.com.ua , который, на наш взгляд, сегодня можно рассматривать лишь в сослагательном наклонении, в качестве одной из многочисленных версий развития событий в будущем.

Москва сама отталкивает от себя регионы

Современная Россия в первую очередь заботится об обогащении «элит» и делает всё, чтобы они остались у власти, поэтому возможно однажды составные части России задумаются: «А стоит ли и дальше жить вместе с сумасшедшей Москвой?»

Эта тема периодически возникала с момента распада СССР. Попытка Чечни отделиться переросла в две кровавых войны. И сейчас в России есть сторонники так называемого «Имарата Кавказ» — самопровозглашённого государства, которое претендует на Северный Кавказ и действует террористическими методами.

Попытка Татарстана была мирной, но несколько лет это современная российская республика считала себя независимым государством.

Были также попытки повысить статус субъектов федерации для того, чтобы получить больше полномочий (в составе РФ). Но в Москве такие «выходки» не восприняли и виновных в лучшем случае отправили в отставку

Сейчас в составе РФ 83 субъекта федерации (оккупированные Крым и Севастополь в этот перечень не входят). Они и станут основой для будущих новых государств.

Есть 3 причины, по которым государство может отделиться от РФ:

— из-за желания самостоятельно управлять своими природными ресурсами;
— по национальному признаку;
— из-за тесных экономических связей с другими странами.
Хотя некоторые возможные государства стоило бы отнести к нескольким группам сразу, но в этой статье они входят в ту группу, какая причина для их отделения более вероятна.

Государства, которые отделятся от России из-за богатых ресурсов
Башкортостан
Башкортостан в 1917 году стал первой национально-территориальной автономией в России. Хоть русских тут немногим больше башкир (36% против 29% соответственно, и ещё 25% — татары), но Башкортостан — это нефтяной регион: её здесь добывают, перерабатывают и пускают в промышленность. В мире Башкортостан занял бы 21 место по добыче нефти на душу населения, вместе с Ливией.

Астраханская Республика
Сейчас Астрахань — русский город, Астраханская область — в основном русская, но тут живут ещё казахи и татары, а в прошлом эти земли были частью Золотой Орды и Астраханского ханства. К Русскому царству ханство присоединил Иван Грозный в 1556 году.

Современная Астраханская область, которая может стать Астраханской Республикой, — второй в мире регион по добычи нефти на душу населения.

Нынешнее российское и областное правительство не может здраво распорядиться этими деньгами — Астрахань входит в пятерку российских городов с самым бедным населением. Может новые власти независимой нефтяной республики смогут? Посмотрите, например, на на фото Дохи, столицы Катара. Эта страна занимает второе место в мире по добыче нефти на душу населения.

Фото Nuroptics

Бурятия
Современная российская Республика Бурятия объединится в одно государство с Забайкальским краем, который в свою очередь возник в 2008 году после объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Хоть современная Бурятия и является национальной республикой бурятов, но большинство населения там — русские, как и в Забайкальском крае.

В этом новом государстве будет сосредоточено 90% от нынешней российской добычи урана.

65% населения здесь — русские, 2% — народ коми и, сюрприз, 4% — украинцы. А ещё там есть уникальные леса — «Девственные леса Коми». Это самые большиенетронутые леса Европы, часть всемирного насления ЮНЕСКО (да, это всё ещё Европа!).

Фото Demeulenaer & Van Ginderdeuren

К Коми присоединится Ненецкий автономный округ, 18% населения которого составляют ненцы. Его население всего 42 тысячи человек, и автомобильными и железными дорогами округ связан именно с Коми, хотя сейчас входит в Архангельскую область.

Плюс к Коми отойдёт архипелаг Новая Земля. Сейчас он тоже является частью Архангельской области. Это закрытая территория, въезд туда только по пропускам. В прошлом там был советский ядерный полигон, на котором с 1955 по 1990 годы произвели 135 ядерных взрывов. Также там находится захоронение радиоактивных отходов.

Дон-Кубань
Исторические Дон и Кубань (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края) так и «просятся» объединить их в одно государство. В такое случае это будет государство №1 в мире по производству зерна на душу населения.

Якутия
Современная Республика Саха (Якутия) — самый крупный регион России и самая крупная административно-территориальная единица в мире. А после распада России она присоединит Чукотский автономный округ — Якутии нужен выход к Тихому океану.

В Якутии добывают 90% российских алмазов, золото, нефть, газ, уголь.

Сибирская Республика
У Сибири есть историческое подспорье для провозглашения суверенитета. В середине 1850-хх годов в среде сибирской интеллигенции зародилось областничество — движение против самодержавия и за демократию. Тогда реальных последствий у этих идей не было, а участников движения царская власть арестовала, но в августе 1917 года конференция в Томске приняла постановление «Об автономном устройстве Сибири» в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей». А в сентябре того же года I Сибирский областной съезд постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Некоторое время существовало Временное Сибирское правительство.

Плюс в Сибири есть огромные залежи полезных ископаемых.

Возможное сибирское государство кроме «сердца Сибири» — Красноярского края — «притянет» к себе Иркутскую область, Хакасию, Алтайский край, Кемеровскую, Томскую, Новосибирскую и Омскую области.

Интересно, что площадь Сибири и Якутии почти равны, но население Сибири в 16 раз больше, чем в Якутии.

Татарстан
В 1990 году Верховный Совет Татарской АССР принял Деклараию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В 1991 году — Постановление об акте государственной независимости Татарстана. Новое государство пожелало самостоятельно войти в СНГ. Только в 1994 году Татарстан подписал Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и РТ (Татарстана), то есть окончательно подтвердил, что он входит в состав РФ.

Кроме того, Татарстан — третий регион в России по добычи нефти.

А вот ещё одна интересная деталь: согласно недавнему закону, главы субъектов РФ больше не могут называться «президент» — это слово зарезервировано исключительно для президента России. Все республики, чьи главы назывались президентами, уже изменили свои конституции соответствующим образом. Остался только Татарстан, где ни власти, ни народ не хотят называть своего президента по-другому.

Уральская Республика
Урал — граница между Европой и Азией. «Сердце» региона — Свердловская область. Обаластные власти в 1993 году сделали попытку поднять статус регина с области до республики, провозгласив Уральскую Республику, которая просуществовала полгода. И хоть это решение на референдуме поддержали жители области, но федеральные власти с подобным не согласились, и когда президент Ельцин издал указ о роспуске свердловского облсовета и отстранении главы администрации от должности, те подчинились.

Будущая Уральская республика будет состоять из Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской обастей и Пермского края. Её специализацией будет промышленность — эти регионы — основа российской металлургии.

Югра
Экзотическое название Югра — часть официального наименования Ханты-Мансийского автономного округа — Югра. Он, вместе с Ямало-Ненецким автономным округом, административно входит в состав Тюменской области, хотя это три отдельных равноправных субъекта РФ (то есть два равноправных субъекта входят в состав третьего. Да, вот так всё запутанно).

Тюменская область со своими автономными округами составят единое государство, которое будет называться просто и красиво: Югра.

Уже сейчас они добывают 2/3 российской нефти и 85% газа, занимая первое место в мире по добыче этих ресурсов на душу населения.

BusinessViews советует будущей независимой Югре организовать фонд, который бы управлял прибылью от добычи ресурсов по примеру Аляски. Постоянный фонд Аляски получает 25% прибыли штата от оборота нефти, и половина этих доходов распределяется напрямую между жителями через дивиденды.

Оренбургская Республика

Большинство населения здесь — русские (76%), но и она может отделиться по экономическим причинам, добывая 3% российского газа и занимая 10 место в мире по добыче газа на душу населения.

Государства, которые отделятся от России по национальному признаку
В России много республик, где доля русских невелика, а если они всё таки составляют большинство населения, то доля титульной нации быстро увеличивается. Со временем коренное население может почувствовать свою силу и потребовать независимости. Тем более что Россия часто расширяла свои территории силой.

Алтай
В России есть два субъекта федерации с названием Алтай: Республика Алтай и Алтайский край. Если первая станет частью Сибирской Республики по экономическим причинам, то вторая станет независимым государством — доля алтайцев там составляет 34% и постоянно растёт.

Адыгея
Четверть населения республики — адыги, большинство их них — мусульмане, поэтому скорее всего Адыгея станет независимым государством. Но особеность Адыгеи в том, что она со всех сторон окружена Краснодарским краем, который в будущем станет частью Донско-Кубанской Республики, поэтому и Адегея тоже может войдёт в её состав.

Калмыкия

Россия распространила свою власть на кочевой тогда народ калмыков в начале 1600-хх годов, основав Калмыцкое ханство. Однако уже в 171 году ликвидировала его. После Второй мировой советская власть депортировала калмыков в Сибирь. Тогда нация потеряла половину соотечественников. Реабилитировали калмыков только в 1956 году.

Марий Эл

Марийцы — финно-угорский народ, который до начала ХХ века не имел собственной государственности и жил в разных губерниях России. И до сих пор половина марийцев живёт за пределами Марий Эл. В случае провозглашения независимости хотя бы часть калмыков переедет жить в новое государство, что ещё больше увеличит их долю.

Мордовия
Мордовия известна «мордовскими лагерями», то есть комплексом лагерей, в которых в советские времена сидели осужденные по «политическим» статьям. Здесь сидели митрополит Иосиф Слепой, филолог, поэт и журналист Святослав Караванский, полковник УПА Василий Левкович, полковник Армии УНР Николай Сипко, жена Нестора Махно Галина Кузьменко.

Тыва
В далёкой Тыве, которая граничит с Монголией, находится один из двух вероятных географиеских центров Азии (всё зависит от того, как считать и включать ли в Азию некоторые острова).

Чувашия

Дагестан

На эту территорию претендует «Имарат Кавказ», который периодически организовывает теракты. Именно в Дагестане началась Вторая Чеченская война.

Чечня
Это, наверное, самая неспокойная территория в России. После двух кровавых войн здесь установилась диктатура одного клана — Кадыровых. Есть даже мнение, что Россия на самом деле проиграла войну и платит дань Чечне. Эту мысль высказывали российский журналист Александр Невзоров и политолог Андрей Пионтковский.

Кабардино-Балкария
Это небольшое горное государство на Северном Кавказе. Здесь находится самая высокая точка Европы — вулкан Эльбрус.

Северная Осетия — Алания

Северная Осетия — одна из первых территорий, которые Россия присоединила на Северном Кавказе. Владикавказ — столица республики — первая российская крепость в регионе.

Сейчас осетины разделены и живут в разных государствах: часть — в Северной Осетии (РФ), часть — в так называемой «Южной Осетии». Юридически это территория Грузии, но там при российской поддержке руководит зависимый от Москвы режим.

Карачаево-Черкессия

Ингушетия

Государства, которые отделятся от России из-за тесных экономических связей с другими странами
Дальневосточная Республика
Дальним Востоком в России называют ту часть России, где текут реки, впадающие в Тихий океан, и некоторые соседние острова. Это малонаселённый, но большой регион — на 36% территории России живут 5% населения России.

В состав Дальнего Востока включают Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ, Камчатский, Хабаровский и Приморский края и Республику Саха (Якутия). Якутия, однако, станет независимым государством, которое присоединит и Чукотский автономный округ, ведь Якутии нужен выход к Тихому океану.

В интернете полно публикаций о том, что Китай планирует захватить Дальний Восток. Не факт, что он решится на прямое присоединение, однако в регионе много трудовых мигрантов из Китая, а последние новшества российских законов ещё сильнее способствуют их притоку. Заместитель председателя китайского правительства даже предлагал создать единую экономическую зону на территориях Дальнего Востока и северного Китая.

Калининградская Республика
Кёнигсберг, как раньше назывался Калининград, был частью Германии, но в 1945 году союзники передали регион СССР, который образовал там Калининградскую область.

До войны в городе жили 370 тысяч немцев, после осталось только 20 тысяч, да и тех к 1947 году СССР депортировал в Германию. Сейчас большинство населения Калининградской области — русские, и среди них нет потомков коренного населения, так что присоединение к Германии Калининграду не грозит (да и между Калининградом и Германией находится Польша).

Но калининградское государство будет испытывать экономическое влияние соседних Польши или Литвы. Скорее Польши, ведь именно с этой страной область сейчас связана экономически: туда калининградцы ездят за покупками.

Карелия
Ты наверное слышал о том, что финны якобы хотят вернуть Карелию. Ну так вот, это не совсем та Карелия. Если в Финляндии говорят, что хотят вернуть Карелию, то имеют в виду не всю современную российскую республику, а Карельский перешеек, Петсамо, Салла-Куусамо о некоторые острова Финского залива, которые после Советско-финской войны отошли к СССР.

Но в случае распада РФ вся Карелию будет находится в сфере финского влияния — с другими государствами она не граничит, да и уровень жизни и экономика в Финляндии на порядок выше. Вот интересное сравнение того, как живут современные российские города, которые раньше были финскими, и их соседи по ту сторону границы.

Курильские острова
Курилы — цепочка из 56 островов между российским полуостровом Камчатка и японским островом Хоккайдо. После войны все Курилы отошли к СССР, но Япония не признаёт переход под советскую (а теперь и российскую) юрисдикцию островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и группы Хабомаи. По мнению Японии, эти острова не входят в Курильскую гряду, то есть не принадлежат России.

После распада России Япония будет экономически доминировать над этими островами или даже присоединит их. Тем более что на острове Итуруп находится самое богатое в мире месторождение металла рения. Есть золото, серебро, титан, железо.

Новая Россия — Русская Республика
После нового «парада суверенитетов» то, что останется от нынешней России, будет занимать лишь 12% площади современной РФ, а население уменьшиться в 2 раза. Зато ВВП на душу населения будет таким, как у достойной европейской страны Словении.

Правда, новая Россия должна будет импортировать энергоресурсы, промышленные товары и продукцию сельского хозяйства.

Однако ни новая Русская Республика, ни другие постороссийские государства не смогут влиять на Европу так, как это делала Российская Федерация.

Россия — последний пережиток европейских феодальных и колониальных империй. Сегодня это архаичное территориальное объединение можно сохранить только с помощью сильного авторитарного режима. Однако он угрожает ближайшим и дальним соседям страны. Либеральную и экономически эффективную систему можно ожидать только после краха московского централизма и фрагментации страны на небольшие национальные объединения. Почему Российскую Федерацию можно считать пережитком империи, а не современным национальным государством?

Империя управляет другими самостоятельными единицами — народами или колониями. Национальное государство, напротив, образует один преобладающий народ и компактная территория, которую он не только контролирует, но и населяет. Империя нуждается в мощном централизме власти, который способен справиться с центробежными тенденциями регионов и народов. Ослабление центральной власти империи, как правило, приводит к ее дроблению, к утрате народов и территорий, на которых они проживают. Ослабление центральной власти в национальном государстве не влечет за собой подобных последствий.

Централизм власти в империи носит авторитарный, а не либеральный характер. Либеральные механизмы быстро ослабили бы властный централизм, и империя начала бы распадаться. Авторитарная власть полагается на конкретных людей, делегируя им часть полномочий, а они, в свою очередь, правят практически самовольно. Институты только помогают этой личной власти. Консолидированные национальные государства создают условия для самой эффективной, то есть либеральной, системы, которая работает по противоположному принципу: правят институты, а люди только осуществляют их власть, согласно установленным правилам.

Империя — это политическая вершина эры феодальной аграрной экономики села, а национальное государство, в свою очередь, отражает индустриальную экономику города. Современный национализм — это городской феномен, и на селе он не очень распространен. Для него нужна концентрация людей, до которых могут достучаться СМИ, ведь только тогда люди могут собираться, ощущать национальную солидарность и требовать самостоятельности. Поэтому империи после завершения аграрной эры хирели и уже не могли конкурировать в эффективности с небольшими индустриальными национальными государствами.

Московская центральная власть

Эра больших империй закончилась в начале, максимум в середине, 20 века. Проигранная Первая мировая война положила конец в 1918 году Габсбургской и Османской империи. Вторая мировая война приблизила распад таких колониальных империй, как Великобритания и Франция, а также небольших колониальных игроков, таких как Италия, Испания и Португалия. И только одну европейскую империю (царскую Россию) этот процесс обошел стороной благодаря большевистской революции, которая создала настолько репрессивный централизм, что он превзошел старый — царский.

Большевистский режим устранил национальные и либеральные силы, которые подтачивали европейские империи, и с помощью жесткой диктатуры законсервировал царскую империю вплоть до наших дней. Если бы тогдашнее относительно либеральное петроградское правительство одержало над большевиками верх, в последующие десятилетия оно все равно не справилось бы с центробежными тенденциями своих регионов на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе — так же, как это не удалось европейским империям.

Сталин директивно индустриализовал страну, и на начальной стадии этот процесс проводился централизовано. Сталин достиг временного экономического роста, которым воспользовался для укрепления военной мощи, поэтому его империя пережила нападение извне. Национализм, который сопровождает урбанизацию и индустриализацию, и который представляет собой смертельную опасность для многонациональной империи, Сталин заменил интернациональным марксизмом, служившим идеологической платформой для ликвидации любой оппозиции и угрозы внутри страны.

Россия, переименованная в Советский Союз, сохранила все атрибуты империи и, в первую очередь, сильный централизм Москвы, контролирующей огромные разнородные части на периферии. Целостность русской империи зависит от московской центральной власти, любое ослабление которой усиливает центробежные тенденции на периферии. Так было после революции 1917 года вплоть до 1921, а также после краха коммунизма при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине.

В 90-е года Россия утратила буферную зону безопасности в виде центральноевропейских сателлитов и внешний пояс собственной территории: Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье и среднеазиатские республики. Приход к власти авторитарного Владимира Путина был закономерен и необходим для сохранения целостности оставшейся империи. Если бы Путин не появился, Российская Федерация продолжила бы дробиться.

Дело Ходорковского

Необходимость экономической централизации империи подтверждает дело Ходорковского. Главное здесь не то, как этот российский олигарх получил свое состояние, и не то, как он платил налоги. Главное, что он был сибирским магнатом, который хотел выйти из-под влияния Москвы, построив нефтепровод в Китай силами своей нефтяной компании «Юкос». Предполагалось, что мощность трубопровода достигнет 600 тысяч баррелей в день, которые удовлетворили бы до 20% нужд китайского рынка того времени, кстати, самого быстро растущего рынка в мире.

В 90-е годы российских нефтепроводов на Дальний Восток не существовало. Государственный транспортировщик нефти «Транснефть» планировал строительство трубопровода к порту Находка, откуда поставки шли бы далее в Китай, Северную Корею и Японию. Но «Юкос» считал эту систему неэффективной, поэтому подготовил проект собственного нефтепровода (короче на две тысячи километров) в Китай, куда нефть можно было бы отправлять на более выгодных экономических условиях.

Подобный нефтепровод мог стать важным источником доходов и власти наряду с контролируемыми Москвой нефтепроводами, с которым он даже конкурировал бы. Становится ясно, что у огромных регионов Центральной Сибири тоже есть экономические интересы, которым препятствует Москва. Также проясняется вопрос о том, почему посредством одного монопольного предприятия она контролирует все нефте- и газопроводы, а также железнодорожные трассы.

Экономическая мощь России, а также связанная с ней политическая и военная мощь, зависит от экспорта полезных ископаемых. Больше страна ничего предложить не может. Поэтому сеть трубопроводов играет для России важнейшую роль, и контроль над ними гарантирует Москве сохранение целостности империи. Если Москва перестанет их контролировать, то тут же лишится власти, и тогда Российская Федерация распадется на три типа регионов.

К первой группе относятся регионы с запасами полезных ископаемых. Эти регионы очень разбогатели бы на добыче и экспорте, но ресурсы они продавали бы, исходя из критериев, отличных от нынешних кремлевских принципов.

Вторая группа регионов со стратегическим положением конкурировала бы за транзитные сборы от поставок этих полезных ископаемых, которые теперь ей бы не принадлежали. Разрешение на транзит служило бы инструментом давления в переговорах о цене на эти ресурсы.

У третьей группы регионов ничего из этого не было бы, и ей пришлось бы закупать полезные ископаемые по рыночным ценам. К этой группе относится Москва, нынешний центр империи.

Контроль над полезными ископаемыми имеет для Кремля принципиальное значение, поэтому ему пришлось устранить Ходорковского, который попытался нарушить эту монополию. В то время зарождающийся режим Путина еще не держал все экономические рычаги под полным контролем, однако его система безопасности и юстиция уже консолидировались, поэтому Кремль пошел на силовое решение. Ходорковский был арестован, осужден в ходе политического процесса и посажен в тюрьму. «Юкос» поделили между государственными компаниями, а проект его нефтепровода закрыли. Вместо него построили первоначально задуманный восточный нефтепровод в Находку.

Природа российского государства

Российская Федерация — не современное национальное государство. Скорее, она слеплена из разнородных территорий, культур и народов, объединенных насильно московским центром в XVI-XX веках. Или можно сказать, что Россия является европейской колониальной державой, которая до сих пор владеет обширными малонаселенными колониями в Сибири и на Дальнем Востоке. Свидетельствует ли русский центристский и авторитарный режим о том, что русские «не созданы» для либеральной системы? Гонят ли русских их суровые морозы к коммунитаризму, как предполагает, например, американский геополитический мыслитель Роберт Каплан?

Отнюдь. Несмотря на специфические качества, у русских есть все те же предпосылки для либеральной демократии, что и у других народов. Их авторитарный централизм связан не с национальным характером, а с природой российского государства. Оно ставит себе амбициозную цель — объединять разнородные и обширные части, ничего не предлагая им взамен. Нетрудно себе представить, чем закончились бы выборы с независимой кампанией всех политических сил, скажем, в Чечне. А ведь таких регионов в России много.

У мусульманских Дагестана и Татарстана уже есть сепаратистская традиция, но мощная тенденция к эмансипации давно проявляется и в тех регионах, где превалируют этнические русские. Например, в крупных городах Западной и Южной Сибири. У региона, прилегающего к Владивостоку, больше общих интересов с Японией, Кореей и Китаем, а полуостров Камчатка, в свою очередь, больше заинтересована в терминале для экспорта нефти в Японию, а возможно, и в США, чем в Москву, которая находится в восьми тысячах километров. Санкт-Петербург зависит от торговли со Скандинавией и Северо-Западной Европой, так что для него азиатская ориентация Кремля — только обуза.

Эти разные интересы нашли бы отражение в демократической политической конкуренции. И если в первой свободной предвыборной кампании темой отделения местные политические силы не воспользовались бы, то уж точно сделали бы это в ходе второй или третьей. Москва не может допустить создания либеральной системы, если хочет остаться центром империи.

Авторитарная централизация власти устарела, и, кроме внешней оболочки, в ней ничего не поменять. В либеральных режимах носителем власти являются институты, и люди конкурируют за то, чтобы их представлять. Правилами запрещается, чтобы все институты контролировал один человек или группа лиц. Институты поддерживают равновесие во власти. В авторитарных режимах, напротив, носителем власти является один человек, который делегирует ее другим субъектам. Институты в таком случае превращаются в формальный исполнительный инструмент этой личной власти. Реальным носителем власти является клан, который постепенно берет под контроль все институты.

Когда на верхушке пирамиды власти был царь, он окружал себя знатью, которой раздавал должности, торговые монополии, земли и другое имущество. Царь правил с помощью знати. Самостоятельно без нее он не мог управлять миллионами крепостных, а институты: правительство, парламент, суды — были всего лишь инструментом этой его власти. В коммунистические времена и при Путине архитектура власти осталась по сути той же. Генеральный секретарь коммунистической партии и авторитарный президент окружили себя лояльными людьми, посредством которых правят. В связи с этим встает проблема легитимности и лояльности.

Легитимность авторитарному правителю обеспечивает идеология: в случае генеральных секретарей — это марксизм-ленинизм, а в случае Путина — намного хуже проработанный консервативный национализм. Лояльность двора правитель может заслужить, только раздавая награды или запугивая. Сталин и лидеры Северной Кореи предпочитали делать ставку на страх наказания за нелояльность. Казни и жестокие наказания не особенно угрожали легитимности коммунизма. Идеология режима Путина более шаткая, и многолетние тюремные сроки могут пошатнуть его легитимность. Поэтому Путин делает ставку на вознаграждение.

Три мотива

В окружение Путина во власть входит несколько десятков человек, владеющих собственностью на миллионы и миллиарды, которые стали наградой за лояльность. Однако в авторитарном режиме их положение зависит не от законов, а от воли лидера, поэтому оно не гарантировано, как и собственность. В связи с этим путинская элита постоянно обдумывает, как сохранить собственность в случае опалы. У этой проблемы может быть только одно решение: собственность надо вывозить в страны, где нет авторитарного режима, и где действуют правила, то есть на либеральный Запад.

Поэтому туда и оправляются те, кто вступил с Путиным в конфликт, и там же втайне хранят свое имущество те, кто пользуется благосклонностью лидера, ведь им неизвестно, как долго она продлится. Так что нынешние санкции рассчитаны правильно. Они дают понять путинской «знати» (его окружению во власти): «Мы не позволим вам хранить ваше имущество у нас. Избавьтесь от царя или заставьте его передумать».

Почему Россия не является погруженной в себя авторитарной державой? Что заставляет ее расширяться?

Существует три мотива российской внешней политики, которая всегда была активной, а порой даже агрессивно экспансионистской. Первый — военный, второй — экономический, и третий — внутриполитический. Военный мотив заключается в том, что европейское ядро российской империи не имеет естественных географических границ. От Москвы равнина простирается почти вплоть до Германии. Единственной защитой может быть достаточно большая удаленность от России и создание буферной зоны безопасности, максимально удаленной от западной и южной границы РФ.

Кремлю не обязательно захватывать территории в этом регионе. У него есть и другие возможности превратить их безопасный военный плацдарм. Это касается как зависимой Белоруссии, так и относительно независимых стран, декларирующих свой нейтралитет, в частности Финляндии. Кремль также хочет насильно сделать своим плацдармом и Украину. Однако этот геополитический принцип теряет актуальность, и российские генералы, по всей видимости, уже не так боятся масштабного и затяжного военного похода из Европы на Москву, как во времена Наполеона или Гитлера. Тем не менее, держать НАТО как можно дальше от российских границ для них имеет смысл, пусть и меньший, чем прежде.

Продажа полезных ископаемых

Экономический мотив заключается в том, чтобы взять под контроль рынки и диктовать условия и цены при продаже полезных ископаемых. Когда российское государство является монопольным продавцом этих природных богатств, оно ведет себя так же, как любой частный монополист, который не хочет конкуренции и стремится оказывать доминирующее влияние, диктовать цены и таким образом максимально гарантировать себе будущее.

Главный экономический интерес России заключается в экспорте полезных ископаемых на богатый Запад, поэтому Кремлю нужна раздробленная Европа. Тогда в отношениях с каждой отдельной страной он занимал бы позицию сильнейшего. Объединенная Европа противоречит этим интересам, поскольку во взаимоотношениях с Евросоюзом Россия оказывается в положении слабого. Экономический мотив важнее военного, потому что приток денег в центр власти важнее для стабильности режима, чем какие-то абстрактные военные угрозы.

Внутриполитический мотив заключается в том, что для поддержания внутренней стабильности Москве нужно, чтобы в соседних государствах правили режимы, лояльные к ее центральному авторитаризму. Успешная либеральная система вблизи российских границ опасна для российского авторитарного режима, поскольку граждане могут захотеть взять с нее пример. Идеальное окружение — пояс из нестабильных и еще более бедных стран, среди которых Россия выделялась бы как стабильное и процветающее государство. Этот внутриполитический мотив российской внешней политики важнее всех других, потому что так называемые цветные революции могут смести Россию.

Геополитические силы

Российская империя всегда будет представлять собой угрозу или, по крайней мере, проблему для соседних с ней государств, в том числе Восточной и Центральной Европы. Российское влияние будет распространяться все дальше и дальше на запад, пока не столкнется с сопоставимой силой, которой является Германия или Европейский Союз. Русские, как и другие народы, в ценностном отношении нейтральны: они не плохие и не хорошие. Среди русских такой же процент милых и свободолюбивых людей, как и среди чехов, поляков или немцев. Но геополитические силы, которые влияют на российское государство, втягивают русских в спираль, из которой трудно выбраться, и действуют в ущерб интересам малых стран, расположенных между Россией и Германией.

Централистическая российская империя всегда стремилась к тому, чтобы во имя собственной внешней безопасности держать под контролем (военными средствами) пояс из восточноевропейских государств. Наиболее предпочтительной всегда была белорусская модель, то есть лучше, чтобы все эти государства входили в военно-политическое объединение, которым руководит Москва. Подобное положение для этих стран не было бедственным, и значительная часть населения даже поддерживала подобный союз.

Внутренние интересы безопасности Москвы всегда вынуждали эти страны к тому, чтобы их политическая система не слишком отличалась и не была экономически более успешной, чем российская. Постсоветские страны с успешной либеральной системой вблизи России оказали бы негативное воздействие на московский авторитарный централизм, который сохраняет целостность империи. Подобная система давала бы трудный ответ на вопрос внутренней оппозиции: «Почему у нас так не получается, если рядом это возможно?» Это способствовало бы росту напряженности. Авторитарная система оказалась бы под угрозой, и потребовалось бы репрессивное давление.

Еще одна проблема, связанная с либеральными системами в сфере интересов Москвы, заключается в том, что подобные системы дают избирателям возможность выбирать внешнеполитическую ориентацию страны, а это противоречит российским интересам. Поэтому подобные системы опасны для московского режима. С соседними странами Россия либо поддерживает дружественные отношения (все они диктатуры, начиная с Северной Кореи и среднеазиатских республик вплоть до Азербайджана и Белоруссии), либо конфликтует, как в случае Грузии, Украины и стран Прибалтики.

Разобщенная Европа

Стремление сохранить целостность России принуждает Москву к централизму, а он, в свою очередь, подталкивает ее к монопольному владению главными экономическими артериями, то есть трубопроводами. Монополия на экспорт природных ископаемых усиливает желание взять под контроль и рынки их сбыта, в том числе, Европу. Полностью подчинить ее себе с помощью ресурсов Россия не может, потому что Ближний Восток умеет добывать нефть и газ дешевле. Военными средствами завладеть Европой нереально, поэтому остаются только политические возможности, но и они нереализуемы.

Однако Россия может действовать как сильный игрок в отношениях с каждой европейской страной в отдельности. То есть завладеть европейскими рынками сбыта политическими средствами России мешает Европейский Союз. Поэтому российский централистический режим заинтересован в его расколе или, по крайней мере, значительном ослаблении. Разобщенная Европа с раздробленными национальными интересами дала бы возможность России налаживать отношения с каждой страной по отдельности. Так Россия смогла бы занять доминирующую позицию и оказать влияние на правительства европейских стран, чтобы они согласились на подписание долгосрочных контрактов о поставках энергоносителей по фиксированным ценам.

В каком же случае Россия могла бы наладить продолжительное и честное сотрудничество с Европой, не представляя для нее потенциальной угрозы? Только тогда, когда Москве будет уже не нужен централизм, который удерживает империю от развала. Это жестоко, но закономерно. Россия перестанет быть угрозой, только когда распадется на меньшие образования. Крах имперского централизма позволит странам-преемницам выстроить более эффективную экономику и меньше зависеть от добычи полезных ископаемых, тем самым стимулируя экономический рост.

Страны-преемницы

Более подробно описывать подобную фрагментацию — значит только предполагать, потому что время для нее еще не пришло, а кроме того, трудно себе представить, какими будут эти страны-преемницы. Но они могут появиться уже скоро. Многие аналитики утверждают, что после завершения правления Путина Российская Федерация начнет дробиться. Например, в 2013 году путинский узник Ходорковский заявил, что российскому режиму осталось максимум десять лет, а американский политолог Джордж Фридман предположил, что конец наступит уже после 2020 года.

К тому времени московскому руководству будет уже трудно ужесточать репрессии, если экономика уровень жизни продолжат стагнацию, а в мире будут развиваться современные технологии и свобода коммуникации. Уже сейчас режим Путина не может позволить себе жестких массовых репрессий, и Кремль не закручивает гайки, а, скорее, таскает горячие каштаны из огня. Это не может продолжаться до бесконечности — рано или поздно какой-нибудь каштан «сгорит», скорее всего, где-нибудь в регионе, что вызовет недовольство, которое дискредитирует и ослабит московский авторитарный режим. Это будет началом конца для современной Российской Федерации.

Запад опасается нестабильности на столь огромной территории, поэтому он будет помогать кремлевскому лидеру сохранить единство. Но так же, как в 1991 году, все усилия будут тщетны. Местные освободительные силы окажутся сильнее, а кроме того, их будут поддерживать такие державы, как Турция, Иран, Китай и Япония, которые увидят для себя шанс вовлечь новые государства в сферу своего влияния.

Страны-преемницы столкнутся с новыми и непривычными реалиями. Однако отсутствующий экономический хребет, прежде координированный Москвой, позволит повысить эффективность местных экономик, что может мотивировать некоторые из них, например, Ленинградскую область, к выбору более либерального правительства, чем прежнее. Почти на сто лет запоздавший распад империи упростит жизнь Европе и самим русским.

Подпишитесь на нас