Нефтяная зависимость. Нефтегазовая отрасль россии в цифрах и фактах. Доля экспорта нефти в ВВП России

Компенсировать потери кабмин пытается за счет "косвенных налогов"

К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

"Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией ".

Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин :"В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы ".

Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей : ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок .

Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний . Как известно, этот норматив ряд крупных игроков , если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев . Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

"Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой ", - рассказал Беляев.

Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых" .

Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

"Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике ", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. . Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

"Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах . Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики . Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой" , - поделился своим мнением с депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев .

"Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

«сидит на нефтяной игле». Сторонники этого мифа утверждают, что экономика России якобы основывается практически исключительно на экспорте углеводородов, и если объёмы этого экспорта снизятся или цена на нефть существенно упадёт, то это якобы приведёт к полному экономическому краху России.

Распространён это миф как среди российских всепропальщиков, так и на Западе - например, некоторые представители политической элиты США называют Россию «Большой Бензозаправкой».

В реальности добыча топливно-энергетических полезных ископаемых занимает в структуре нашей промышленности всего лишь 21 %, при этом вклад доходов от нефти и газа в ВВП России не превышает 16 %.

Важно различать долю углеводородов в ВВП (16 %) и долю углеводородов в экспорте (от 40 до 50 %). Незаметная подмена первого показателя вторым часто используется для создания впечатления, что «всё пропало».

Основной миф: зависимость России от нефти

Доля экспорта нефти в ВВП России.

Подмиф: Критическая зависимость курса рубля от цены на нефть

Курс рубля действительно зависит в том числе и от цены на нефть, но не стоит эту зависимость преувеличивать или считать это единственным фактором.

Посмотрим на разрушенную американцами Ливию, которая зависит от экспорта нефти очень сильно. Ливия экспортирует в восемь раз больше нефти на душу населения, чем Россия - казалось бы, ливийский динар должен был бы от снижения цен на нефть упасть значительно ниже российского рубля и обесцениться в несколько раз… однако на практике курс ливийского динара за последние полгода не только не упал, но даже слегка укрепился.

Это лишний раз доказывает, что снижение цен на нефть хоть и неприятно для России, но всё же отнюдь не является главной причиной снижения курса рубля.

В условиях, когда фундаментальных внутриэкономических причин для обесценивания национальной валюты нет, главной причиной падений курса являются скоординированные спекулятивные атаки. Международные спекулянты умеют при необходимости играть против курсов чужих валют. Так, например, общеизвестна история, когда спекулянт Сорос сумел продавить курс английского фунта стерлингов на 25 % (см. Чёрная среда 1992 года).

Когда американцы организуют беспорядки в какой-нибудь интересной им стране - например, в Аргентине, Бразилии или в Турции - одновременно с майданом нередко загадочным образом падает курс местной валюты. В условиях долларового мира поколебать курс «вражеской валюты» американцам несложно.

Так, параллельно с атакой на рубль в ноябре-декабре 2014 года была осуществлена финансовая атака на турецкую лиру (которая достигла очередного исторического минимума) - эта атака активизировалась после того, как правительство Турции произвело ряд важных шагов в сторону сотрудничества с Россией, а также арестовало ряд турецких цветных революционеров.

Впрочем, как правило, такие атаки не имеют долговременного эффекта. После окончания махинаций спекулянтов искусственно нагнанный курс обычно откатывается на более адекватные рубежи. И если посмотреть на долгосрочную погодовую динамику курса рубля и динамику цен на нефть, то оказывается, что практически никакой зависимости нет, а наблюдаемая корреляция этих показателей за последние 22 года показывает совершенно обратный результат по сравнению с тем, что говорят либеральные экономисты: цены на нефть существенно выросли, а рубль существенно ослаб, а вовсе не наоборот.

Ещё одной причиной снижения курса рубля явились антироссийские санкции, введённые странами Запада под давлением США. Американцы сами фактически признали свою ответственность за это: с заявлениями в ключе «наши санкции сработали успешно, рубль упал» выступили в декабре 2014 года представитель Белого Дома Джош Эрнест и глава Национального экономического совета Джейсон Фурман.

Импорт нефти в США 1950-2011

Производство и потребление нефти в США, с оптимистичным прогнозом

Зависимость стран Запада от нефти

Можно говорить о том, что на нефтяной игле сидит не Россия, а страны Запада. Если страны Запада перестанут покупать нефть у России, то Россия, тем не менее, сможет поставлять углеводороды на другие рынки, а также использовать их для внутренних потребностей. Если же Россия перестанет поставлять на Запад углеводороды, то население этих стран будет мёрзнуть, а производство остановится.

Технологии же солнечной и ветровой энергетики на настоящий момент недостаточно эффективны и не могут составить нефти и газу существенную конкуренцию. А возвращение к энергетике преимущественно на основе угля, как это было в XIX веке, представляет существенную технологическую проблему, так как инфраструктура и транспортные средства рассчитаны преимущественно на нефть и газ. Кроме того, уголь является крайне неэкологичным топливом.

Также не являются решением проблемы месторождения сланцевого газа и нефти, а также нефти и газа из битуминозных песков,. Несмотря на огромные запасы себестоимость добычи этих энергоносителей существенно выше, чем у традиционных нефти и газа, поэтому эти месторождения не позволят быстро избавиться от внешней зависимости. Что характерно, сами американцы отлично осознают эту проблему, что отражается в отчётах их профильных ведомств и научных организаций.

К чему приведёт падение цен на нефть

В конце 2014 г. случилось существенное падение цен на нефть, от уровня около 100-110 долларов за баррель на протяжении большей части года до уровня примерно 65 долларов за баррель в начале декабря.

Многие посчитали это катастрофическим падением цены, однако надо напомнить, что в 2008 году цены упали ещё глубже, со 145 долларов летом до 36-40 долларов в декабре. В тот раз падение нефти было связано с первой волной мирового экономического кризиса (также его связывали с экономической атакой США на Россию после войны в Южной Осетии 08.08.08, когда Россия впервые применила силу к американскому сателлиту - Грузии).

Однако низкие цены на нефть продержались тогда недолго - уже с первых месяцев 2009 г. начался медленный рост цен, к середине 2009 г. цена достигла 70 долларов за баррель, а к началу 2011 г. цена вновь превысила 100 долларов за баррель.

Дело в том, что низкая цена на нефть не выгодна ни ключевым странам-производителям нефти, ни крупнейшему потребителю - США, ведь американцы пытаются развивать у себя добычу сланцевой нефти и сланцевого газа, добыча которых рентабельна только при уровне цен не менее 80-90 долларов за баррель.

Дешёвая нефть невыгодна и Канаде, где значительная её часть добывается из битумозных песков, что требует повышенных вложений. Снижение цен на нефть ведёт к снижению цен на газ, что крайне невыгодно производителям сжиженного природного газа (СПГ), который рентабелен только при достаточно высоких ценах (в России есть несколько проектов СПГ, но в основном российский газовый экспорт идёт по трубопроводам, а в плане возможностей поставок трубопроводного газа у России почти нет конкурентов).

Маловероятно, что низкий уровень цен на нефть продержится долго, так как слишком многим игрокам на рынке он невыгоден. Длительное падение цен на нефть возможно только в случае глубокого многолетнего экономического кризиса, либо перевода мировой экономики с углеводородов на другие источники энергии (на подобный переход, однако, потребовались бы многие десятки лет).

Что же всё-таки произойдёт, если низкие цены на нефть, достигнутые в декабре 2014 года, сохранятся на весь 2015 год? По мнению американских аналитиков с Wall Street, Россия потеряет от этого 4,7 % годового ВВП (что в целом является верной прикидкой, учитывая долю экспорта нефти в ВВП России около 8-9 %).

Это неприятное, но отнюдь не катастрофическое падение - для сравнения, по тем же данным Венесуэла потеряет 10,2 % ВВП, Саудовская Аравия - 15,8 %, а Кувейт - 18,1 %. Соединённые Штаты, по мнению тех же американских аналитиков, приобретут 0,5 % ВВП, однако тут не учитывается эффект от кризиса в сланцевой отрасли (уже в ноябре 2014 г. более чем на 40 % упало количество разрешений на новые буровые установки, что скажется в первую очередь на добыче сланцевого газа и нефти, так как сланцевая индустрия требует постоянного нового бурения).

Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

В некоторых стратегически важных отраслях. Рыночные реформы периода обретения независимости помогли приватизировать большую часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий, за исключением энергетических и военных. ВВП России во многом зависит от доходов от углеводородов, включая нефть и газ. Они составляют около 10 % валового продукта, 50 % федерального бюджета и 70 % объема экспорта. Теневой сектор экономики является вторым по размеру среди других стран. Доля России в ВВП мира составляет около 3 %.

Общая информация

ВВП России в текущих ценах в 2014 году - 70975,8 млрд рублей. Это всего на 0,6 % больше, чем в прошлом 2013-ом. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения - 485,8 тыс. рублей. Структура ВВП России по основным секторам выглядит следующим образом: сельское хозяйство - 4 %, промышленность - 36,3 %, услуги - 59,7 %. Госкомстат также изучает проценты первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Оплата труда работников по найму составляет 52,0 %, чистые налоги - 15,7 %, общая прибыль экономики - 32,3 %. В 2015 году ожидается отрицательный прирост показателя на уровне -5 %. По данным МВФ на апрель текущего года номинальный ВВП страны - 1,175 трлн долларов США, по паритету покупательной способности - 3,458.

Структура ВВП России

Наибольшая добавленная стоимость создается в категории «Оптовая и розничная торговля", а также "Ремонт» - 17,2 % от общего объема ВВП в 2014 году. Вклад других категорий в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Обрабатывающая промышленность - 15,6 %.
  • Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности - 12,3 %.
  • Добыча полезных ископаемых - 10,1 %.
  • Транспортные услуги и связь - 8,7 %.
  • Социальное страхование - 6,6 %.
  • Строительные услуги - 6,5 %.
  • Финансовая деятельность - 5,4 %.
  • Здравоохранение и другие социальные услуги - 4,2 %.
  • Сельское и лесное хозяйство, охота - 4,0 %.
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,4 %.
  • Образование - 3 %.
  • Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги - 1,8 %.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес - 1,0 %.
  • Рыболовство - 0,2 %.

Доля нефти в ВВП России, если рассмотреть структуру добычи полезных ископаемых, составляет менее 10 %.

Мировой и отечественный рынок углеводородов

РФ входит в десятку стран, которые добывают больше всего нефти. Ее доля на мировом рынке составляет около 8 %. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году - 9 долларов за баррель, максимальная в 2014-ом - 115. Потенциал отечественного топливно-энергетического комплекса является одним из самых больших в мире. Россия занимает 13 % территории земного шара, на которой проживают 3 % населения. В недрах страны сосредоточено 13 % запасов нефти и 34 % - природного газа. Наличие такого количества природных ресурсов - это в первую очередь преимущество, а не недостаток. Но в неумелых руках развитая нефтегазовая отрасль превращается из «локомотива» экономики, который способствует повышению благосостояния населения, в «иглу», которая выкачивает последние силы из национального хозяйства.

Доля нефти в ВВП России

Многие экономические аналитики спорят о зависимости РФ от «нефтяной иглы». Противники такого заявления приводят в качестве аргумента долю нефти в валовом внутреннем продукте. Всего 9 % позволяют говорить о том, что отечественная экономика практически не зависит от продажи углеводородов. Но почему же в таком случае все антикризисные программы направлены на снижение зависимости от нефти? Все дело в том, что бюджет страны и ВВП - это совсем не равнозначные понятия. Однако текущее падение валового продукта на 4,6 % многие эксперты связывают не с экономическими санкциями в результате геополитического противостояния между Россией и Западом, а как раз с падением цены на нефть. При этом большинство факторов, влияющих на ухудшение конъюнктуры, - внешние, поэтому правительство не может их изменить. Пока углеводороды не подорожают, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, а ВВП России вырастет.

РФ и падение цены на нефть

По данным Министерства финансов, с января по июнь 2015 года в бюджет поступили доходы в размере 6,6 трлн рублей. Большую половину этой суммы составляют налоги. Следует отметить, что с 1 января нагрузка на нефтянников сместилась с таможенных пошлин к сбору на добычу полезных ископаемых. Он стал основным налогом. Экспортные пошлины на нефть в течение следующих трех лет будут снижены в 1,7 раза, как и акцизы. Получается, что в первом полугодии большую половину федерального бюджета обеспечил нефтегазовый сектор (3,7 трлн рублей). И все это в ситуации, когда топливо подешевело практически в два раза. В зависимости от методики расчета зависимость федерального бюджета от нефти может доходить до 55 %. Правительство разрабатывает различные программы развития экономики. Одна из целей большинства из них - снижение зависимости от нефтяного сектора. Планируется, что к 2020 году доходы от продажи топлива в федеральном бюджете будут составлять 35 %.

Сопоставление российских и мировых показателей

В 2014 году экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой, если брать ВВП в текущих ценах. По прогнозу МВФ, к концу 2015-го она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля. В последние десять лет экспорт энергопродуктов был основным фактором улучшения жизненных стандартов. На сегодняшний день именно падение цен на нефть является причиной почти пятипроцентного падения в первом полугодии ВВП России, а экономические санкции не позволяют переориентировать экономику.

Так, согласно данным Росстата, в начале 2018 года нефтегазовая продукция составила 50,7% общероссийского экспорта, что в денежном выражении превышает 200 миллиардов долларов. Однако по заявлениям официальных представителей Правительства России и топ-менеджмента главных нефтегазовых компаний ни о какой зависимости уже не идет и речи, а Россия «слезла с нефтяной иглы» уже достаточно давно. В тоже время, колебания курса рубля вследствие антироссийских санкций и обвала мировой цены на нефть заставляют усомниться в данном утверждении. В этой статье мы попробуем разобраться, насколько сильна взаимозависимость бюджета Российской Федерации и мировых цен на нефть и насколько реально в ближайшем будущем нам отойти от имиджа «сырьевой экономики».

Почему быть «нефтяной страной» не всегда хорошо

Россия является одной из крупнейших стран-поставщиков нефти в мире, наряду со странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран. Поскольку нефть все еще является основным видом топлива — спрос на нее есть всегда, что ставит Россию в выгодное положение. Однако так ли хорошо быть страной — сырьевым поставщиком? Конечно, нет. Ведь сырьевая ориентированность в экономике делает страну крайне зависимой от внешней торговли, внешнеполитической обстановки и ряда прочих факторов. Пример Ирана это еще более подтверждает, поскольку он также является достаточно крупным нефтяным экспортером. Как и подобает стране с огромными запасами нефти, иранская экономика ориентирована на ее экспорт. Однако после эскалации конфликта Ирана с США с последующим введением против него экономических санкций и нефтяного эмбарго, иранская экономика оказалась в крайне тяжелом положении. Следовательно, обретение Россией «сырьевой независимости» крайне актуально в сложившейся международной обстановке.

Корреляция бюджета РФ от углеводородов

Согласно нынешнему законодательству, более 98% налогов за пользование энергетическими ресурсами и все доходы от внешней торговли нефтепродуктами идут в Федеральный бюджет России и составляют существенную его часть. Так, в бюджете РФ 2015-го года доходы от добычи полезных ископаемых составили 17,26% всех доходов бюджета. Доходы от нефтяных таможенных пошлин — 26,11%. Суммировав эти показатели получаем, что 43,37% поступлений в Федеральный бюджет обеспечивают углеводороды. Для сравнения, в 2008-м году доля доходов от экспорта нефтепродуктов достигала 65% от общего российского экспорта.

Что же касается курса рубля, то его зависимость от котировок мировых цен на нефть тоже не является большой тайной. Так, согласно расчетам РБК, корреляция российской валюты и цены на нефть в 2015-м году составила 88%, а значит практически в 90% случаев колебаний рубля виноваты изменения цен на нефть. Соответственно, падение цен на нефть приводит к падению рубля при условии отсутствия грамотной кредитно-денежной политики государства. При чем это характерно и для остальных стран-поставщиков энергетических ресурсов. Также стоит учитывать политический аспект данного вопроса, ведь наиболее крупным импортером российской нефти и газа является Европейский союз, а российско-европейские отношения сейчас трудно назвать «партнерскими». К тому же введение Европой санкций против России оказало еще большее влияние на падение рубля.

Но несмотря на все еще высокий уровень зависимости нашей страны от экспорта энергоресурсов, их доля в ВВП с каждым годом сокращается. Так, в ВВП России 2016-го года добыча и обработка полезных ископаемых составляла 23,3%, в то время как в 2012-м этот показатель был 26,1%. Касательно добычи нефти Россия находится практически на одном уровне с Соединенными Штатами — самой развитой и крупной мировой экономикой. Согласно статистике корпорации BP — одного из крупнейших мировых игроков в энергетическом секторе, в 2016-м году было добыто 554,3 миллиона тонн российской нефти, в то время как добыча нефти в США была практически на том же уровне — 543 миллиона.

Таким образом, нельзя утверждать, что Россия полностью зависит от нефтепродуктов и падение их цены способно парализовать российскую экономику. Зависимость России от экспорта углеводородов все еще присутствует, как и у других стран с существенными запасами нефти.

Описывая нефтяную войну, которую Саудовская Аравия ведет с Западом, для сравнения зависмости экономик различных стран от экспорта нефти я написал: "когда говорят, что экономика России полностью зависит продажи углеводородов – это неправда". Тогда я не привел никаких доказательств, хотя по моему мнению, они и лежат на поверхности. По сравнению с Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и прочими странами, Россия далеко не так зависима от продажи сырой нефти. Достаточно посмотреть на цифры.

Что получает Россия от экспорта нефти, газа?

Экспорт сырой нефти
2014 год - 223,415 млн. тонн - $153,878 млрд
2015 год - 244,485 млн. тонн - $89,577 млрд

Экспорт нефтепродуктов
2014 год - 164,837 млн. тонн - $115,649 млрд
2015 год - 171,535 млн. тонн - $67,4 млрд

Бензин (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 4,177 млн. тонн - $3,162 млрд
2015 год - 4,746 млн. тонн - $2,481 млрд

Дизельное топливо (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 47,399 млн. тонн - $40,803 млрд
2015 год – 51 млн. тонн - $25,853 млрд

Экспорт газа
2014 год - 172,6 млрд. кубометров - $54,730 млрд
2015 год – 185,5 млрд. кубометров - $41,8 млрд

Экспорт сжиженного газа
2014 год - 20,5 млн. кубометров - $5,244 млрд
2015 год – 21,4 млн. кубометров - $4,546 млрд

Как видим, потери есть. Но не смертельные. Берем калькулятор, суммируем и получаем экспорт всех углеводородов (сырой нефти, газа и нефтепродуктов) за 2015 год - $203,323 млрд.

По статистике, весь экспорт из России в долларовом эквиваленте снизился на 31,1% (по сравнению с 2014 годом) и составил $345,9 млрд.

Причина проста - падение цен на нефть. Если в январе 2014 года баррель нефти Brent стоил примерно $107, в январе 2015 - $50, а в январе 2016 уже $34. И то Россия сгладила неприятный момент за счет увеличения добычи и производства нефтепродуктов. Иначе потери были бы больше.

Россия стала наращивать производство нефтепродуктов, т.е. экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию.

Исходя из этих цифр, получается, что доля нефти и газа - почти 70% от всего экспорта России.

Удивительно, но большинство останавливается и зацикливается на этой цифре, обвиняя Россию исключительно в сырьевой модели экономики. Оппозиция почему-то не любит слушать дальше. Ведь дальнейшие цифры разрушают их "посыл" - в России все плохо.

Постойте, а мы разве всей страной работаем исключительно на экспорт?

По данным Ростата объем ВВП в 2014 году - 77 трлн 893,1 млрд руб., а в 2015 - 80 трлн 412,5 млрд. рублей ($1325 при среднем курсе доллара 60,66).

По данным либералов, ВВП России в 2015 году почему-то в два раза меньше - $650 млрд. Откуда они взяли эту цифру - неизвестно.

ВВП России в 2015 году - $1325 млрд. Полученные $89,5 млрд от экспорта сырой нефти – примерно 6,8% .

Даже если брать весь углеводородный экспорт ($203,323 млрд.), то это все-равно чуть более 15% ВВП Росси.

Согласен, для нашей страны низкие цены на нефть, как минимум, неприятны. Мы на эти деньги расчитываем. Но и говорить о том, что мы полностью зависим от экспорта нефти и ее цены - не приходится. Даже иностранные аналитики подтверждают: Россия, даже не получая никаких доходов от продажи углеводородов, сможет спокойно прожить 3-4 года, за которые экономика России может еще больше увеличить разрыв и максимально утратить зависимость от экспорта углеводородов. По крайней мере, специалисты Bloomberg видят огромный потенциал в экономике России. И тут с ними сложно не согласиться.