Денежная реформа обеспечившая конвертируемость рубля. Денежная реформа в России – деноминация рубля в тысячу раз (1997). год, Денежная реформа Елены Глинской

конвертируемость валюта рубль российский

Рассмотрим историю развития российской денежной единицы с точки зрения ее обратимости и взаимодействия ее с иностранной валютой.

Внешнеэкономическим связям России издавна была присуща высокая степень государственной централизации. Еще при Иване IV были установлены государственные монополии на торговлю хлебом, пенькой, ревенём, поташом, смольчугом, икрой; наложены запреты на вывоз соли и воска. Позднее государственная монополия распространяется на экспорт соболей, меда, сала, мачтового леса. Издавна существовал и сохранялся довольно долго запрет на вывоз серебра и золота, а также полноценных монет.

В XVII веке действовал указ об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и инвалюты (ефимок), привозимых из-за границы (Новоторговый устав 1667 г.).

При Петре I любой вид торговли с иностранцами, в том числе внутри своей страны должен был осуществляться с оплатой золотом или ефимками и при обязательной их сдаче в казну.

Российский меркантилизм состоял из многочисленных запретов, ограничений. Административное запрещение вывоза драгоценных металлов сохранялось вплоть до XIX в.

Особого внимания заслуживает опыт "девизной" политики, накопленный в России XIX в. Ее целью были -- увеличение золотого запаса и укрепление российского кредитного рубля. Осенью, когда экспорт хлеба повышал валютный курс рубля, на мировой рынок выбрасывались кредитные билеты и государственные облигации России, обеспечивающие хорошую золотовалютную выручку, а также препятствовавшие дальнейшему нарастанию рублевого курса.

Весной, когда экспорт хлеба сокращался, что могло повлечь за собой нежелательное падение стоимости рубля, Государственный банк России использовал часть своего золотодевизного запаса для скупки на мировом рынке российских кредитных билетов.

Крупную роль в валютной политике играл заграничный фондовый рынок в дооктябрьской России. За рубежом размещалась почти половина государственных ценных бумаг.

В СССР долгие годы курс рубля был фиксирован и резко завышен, т.е. не отвечал паритету платежеспособности валют. Еще в 60-е гг. 1 валютный рубль стоил 1,2-1,3долларов. Валютный рубль был искусственной единицей, применявшийся во внешнеэкономических расчетах Обычный же рубль был неконвертируемым: размена советских банкнот на иностранную валюту не производилась. Внешняя торговля и международные платежи балансировались за счет дополнительных товарных поставок или продаж золота. Несущей опорой этой системы является государственная валютная монополия, предполагающая, что держателем иностранной валюты является лишь государство, которое имеет исключительное право распоряжения ею. Валютные спекуляции жестоко преследовались, в Уголовном Кодексе СССР это преступление каралось расстрелом. Валютная монополия отражала замкнутую автаркическую модель экономики.

Годы перестройки характеризовались, как это часто бывает у слабой

валюты, множественностью курсов (официальный, коммерческий, туристский, рыночный); продолжали преобладать директивные методы управления валютой. Официальный курс понизился до 64.3 руб. за доллар, ориентиром для курсовых сдвигов были признаны средневзвешенные изменения курсов 6 ведущих валют мира, находящихся в "корзине".

Либерализация валютного рынка в начале 90-х гг. привела к гигантскому скачку цен на СКВ. В числе факторов, стимулировавших рост валютных курсов доллара и других СКВ можно назвать следующие:

  • -обратная связь между форсированной кредитно-денежной эмиссией, ростом денежной массы и валютным курсом;
  • -доллар или марка играют роль надежного средства накопления;

физические и юридические лица, располагающие финансовыми активами, предпочитают хранить их в устойчивой СКВ;

  • - не менее трети рублевых поступлений на валютный рынок шло из бывших республик СССР;
  • - доллары и др. СКВ необходимы для челночных операций закупки за рубежом товаров престижных, не замещаемых внутренним производством или централизованным импортом(сигареты, вина, косметика и т.д.). При этом наши "импортеры" предпочитали продукты, продающиеся за границей по бросовым ценам, находили каналы закупки товаров со снятием местного налога на добавленную стоимость. Высокие же цены на отечественном рынке перекрывали издержки завышенного долларового курса.

Стабилизация или даже некоторое удешевление доллара с середины 1993г. является, в значительной мере, результатом валютных интервенций Центробанка.

Но валютные операции ЦБ не безразличны для внутреннего денежного обращения (размеров денежной массы). Если банки скупают иностранную валюту, то они не только понижают курс отечественной, но вводят в обращение дополнительные кредитно-денежные средства, вероятный же при этом повышенный товарный спрос вызывает общий рост цен, т.е. новую волну инфляции.

Крупные продажи иностранной валюты из резервов Госбанка - мера, направленная на стабилизацию рыночного курса национальной валюты, ведет к изъятию из обращения части денежной или чековой наличности и, тем самым, как бы тормозит инфляционный процесс. Но и здесь обнаруживаются вторичные следствия: антиинфляционный рычаг срабатывает, если вырученные деньги не будут израсходованы. Кроме того, данная мера вообще носит вспомогательный характер, может сопутствовать начавшемуся экономическому оживлению. В противном случае результатом явится лишь опустошение валютных ресурсов и, дальнейшее обеспечение отечественной валюты.

Так сложилась валютная политика России на историческом этапе. Но меня больше интересует положение рубля на последних, в том числе и современном, этапах развития нашего государства.

Изменения, которые произошли с начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день:

1 июля 1992 года ликвидирована система множественных валютных курсов. С этого времени в качестве официального признается курс, фиксируемый в результате торгов на ММВБ.

В течение 1993 года отменяются последние осколки этой системы - дотационные импортные коэффициенты. 16 мая 1996 года Борис Ельцин подписал указ "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля", в котором одобрены предложения правительства и ЦБ о принятии Россией обязательств, налагаемых на страны -- члены МВФ 8-й статьей Устава фонда в области режима конвертируемости национальной валюты по текущим валютным операциям. 1 июня 1996 года Виктор Черномырдин и Сергей Дубинин направили в совет директоров МВФ послание о присоединении России к требованиям 8-й статьи Устава фонда. В конце июня предполагалось, что совет директоров МВФ вынесет решение об официальном присоединении России к этой статье. В течение второго полугодия 1996 года правительство и ЦБ в соответствии с положениями устава МВФ должны ликвидировать оставшиеся ограничения в сфере текущих внешнеторговых операций, в частности отказаться от деления банковских счетов на типы "Т" (текущие) и "И" (инвестиционные), установленного инструкцией ЦБ №16 от 1993 года. В результате нерезиденты получат возможность напрямую использовать рублевую выручку в инвестиционных целях, а также беспрепятственно вывозить прибыль в рублях или СКВ. Однако либерализацию внешнеторговых расчетов правительство и ЦБ будут проводить одновременно с усилением контроля за операциями, связанными с движением капиталов. Валютный контроль будет распространен и на рублевые переводы за рубеж. ЦБ также предстоит решить вопрос о таком изменении своей инструкции №16, чтобы не допустить сбрасывания на рынок ГКО, дестабилизирующих его рублевых средств нерезидентов. Конец 1996 года -- конец 1990-х годов. Начинаются, а затем постепенно расширяются торги рублями на зарубежных валютных рынках. Ряд зарубежных банков начинает обменивать рубли на местные национальные валюты.

С 17 мая 1996 года ЦБ самостоятельно определяет официальный обменный курс рубля, учитывая и биржевые торги, и межбанковский рынок.

В начале XXI века России необходимо было присоединиться к соглашению центральных (национальных) банков стран -- обладателей СКВ о механизме взаимного поддержания курсов. Только тогда рубль официально можно считать принятым в клуб конвертируемых валют.

Ну а переход к полной конвертируемости рубля был неофициально осуществлен весной 2006 года в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г, где предложено обеспечить полную конвертируемость рубля к 1 июля 2006г. Но только 1 января 2007 года был принят новый вариант Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому отменяются ограничения на трансграничное движение капитала, что в итоге стало официальным провозглашением полной конвертируемости рубля.

Вступление

За всю историю своего развития мировая валютная система использовала две основные принципиальные системы валютного режима:

первое: золотой стандарт с 1867 по 1914гг., затем с 1925 по 1931гг .;

второе:управляемый плавающий обменный курс - с 1918по 1925гг., затем с 1973 по настоящее время .

Россия интегрировала в мировую валютную систему и прошла все её тапы развития.

Случилось так, что текущий 2007 год выступает юбилеем для многих знаковых исторических событий в развитии мировой валютной системы.

Первое , исполнилось 140 лет «Золотому стандарту». В 1867г. на Парижской конференции золото было признано единственной формой мировых денег. Главный принцип золотого обеспечения и обращения денег был оформлен юридически.

Второе , исполняется 110 лет денежной реформе С.Ю. Витте (1895 - 1897гг.). Россияприсоединилась к парижской валютной системе. Управление денежным обращением страны стало строиться на основных принципах золотого стандарта.

Третье , исполнилось 85 лет Генуэзской валютной системе . В 1922 году на Генуэзской конференции межгосударственным соглашением был юридически оформлен «золотодевизный стандарт».

В месте с этим, в советской России с 1922 по 1924 гг. была успешно проведена денежная реформа усилиями первого наркома финансов Г.Я. Сокольникова. В основе регулирования денежным обращением стали использоваться принципы золотодевизного стандарта.27 ноября 1922 года была выпущена в обращение параллельная валюта - Червонец . Таким образом, 27 ноября 2007г. - юбилей, червонцу исполняется 85 лет.

Наконец , 16 декабря 2007 года исполняется 60 лет денежной реформе А.Г. Зверева, министр финансов СССР с 1938 по 1960 годы. В результате денежной реформы в 1947г .была восстановлена стоимость рубля и найдены ресурсы для финансирования ежегодных снижений розничных цен в послевоенноё время.

Что общего у этих событий? Всех их объединяет один очень важный вопрос - стоимость денег . Какой метод лучше использовать для её определения?На каких принципах строить денежноё обращение страны, с тем, чтобы эффективно защитить национальные интересы России?

Актуальность вопроса ещё подкрепляется тем, что фактически золотодевизный стандарт трансформировался в “товарно-сырьевой долларовый стандарт”. Крометого, Ямайская валютная система подвержена мировым финансовым и экономическимкризисам, плавающие курсы отражают больше спекулятивные мотивы, нежели реальную экономическую стоимость валют. Поэтому настоящая валютная система нуждается в реформировании.

Кроме того, использование её принципов в полной мере не отвечаетнациональным интересам страны.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо внимательно посмотреть на эволюцию мировой валютной системы, проанализировать опыт прошлых лет и провести исторические параллели.

В этой связи давайте обратимся к историческому опыту интеграции России в мировую валютную систему и проведения денежных реформ, которые обогатят наши знания в решении поставленных проблем. При анализе проблемы поставим три фундаментальных вопроса:

- какой эффект испытывает экономика?

- насколько уязвима стоимость рубля от внешнего фактора?

- насколько принципы валютного режима отвечают национальным интересам России?

Исследования начинаются с текущих проблем перехода рубля к полной конвертируемости на принципах Ямайской валютной системы и денежной реформы Г.Я. Сокольникова, так какиспользуются единые принципы валютного режима и сочетаются исторические параллели. Кроме того, 27 ноября2007г. червонцу исполняется 85 лет.

В этойсвязи,историческая последовательность развития мировой валютной системы не будет соблюдена.

Используется академический язык.

Статьиобъединяютсяпод названием “Опыт прошлых лет и исторические параллели”, посвящаются великим реформаторам России.

Цель - привлечь внимание к истории интеграции России в мировую валютную систему на примере денежных реформ и извлечь пользу для решения текущих задач в трансформации рубля в твёрдую валюту.

Великим реформаторам России посвящается.

Твердый рубль - основа развитияРоссии

“Твердая валюта -есть один из атрибутов государственной власти”

Г.Я. Сокольников

“Национальная валюта - есть не только инструмент товарообмена, это инструмент развития экономики и возможности существования государства, а также его признания в международных отношениях”: - Г.Я. Сокольников. Поэтому наличие и сохранение твердой валюты - есть политика национальной безопасности, которая должна занимать приоритетное место в развитии экономики страны.

Дискуссия, поднятая в последнее время в экономической прессе на тему о конвертируемости рубля, поднимает ряд актуальных вопросов, по сути сложных и спорных, в том числе решение Госдумы РФподнять престиж рубля в законодательном порядке. Установить правильность этого решения можно будет на основании практических результатов.

С началом экономической реформы в России в 1992 году с либерализацией валютного рынка была введена внутренняя конвертируемость рубля, и стал использоваться «плавающий обменный курс». Предполагалось таким образом контролировать поведение экономики страны через стоимость национальной валюты, формировавшейся на валютном рынке.

Вместе с тем, использование системы плавающего обменного курса предусматривает наличие большой суммы валютных резервов для поддержания устойчивого уровня стоимости национальной валюты Центральным Банком. Однако их в России в 90-е годы проведения реформ было недостаточно. В результате курс рубля стал формироваться на рынке под действием спроса и предложения. Центробанк России не имел возможности влиять на уровень обменного курса, вследствие чего фактически поведение экономики стало контролироваться силами рынка, а российское правительство не смогло добиться желаемых результатов в неоднократной попытке стабилизации финансов. Вместе с этим, из-за больших темпов инфляции российский рубль перестал выполнять две основные функции денег: как базовой меры стоимости,так и средства накопления . Эти функции перешли к доллару США, соответственно к нему стало привязываться и ценообразование в России. Фактически доллар США стал стандартной мерой стоимости рубля России , который потерял свою экономическую самостоятельность. Как следствие, экономика России была поставлена в прямую зависимость, как от стабильности иностранной валюты, так и от проведения монетарной политики ФРС США . В итоге, произошла “долларизация” экономики России со свободным обращениеминостранной валюты внутри страны, и которая одновременно стала тяжелым инфляционным прессом на нее. В августе 1998 года экономика испытала очередной финансовый кризис, когда рубль девальвировался более чем в 2,5 раза.

Кроме того, с 1 января 2002 годас началом наличного обращения евро экономика России стала дополнительно ещё испытывать “евролизацию” c теми же последствиями.

Таким образом, внешние условия были и остаются главнымфактором определения стоимости рубля.

Суммируя вышесказанное, как я думаю, вопрос о переходе к полной конвертируемости рубля требует последовательныхэкономических мер, а не патриотических призывов поднять престиж рубля за счет дискриминации доллара и евро, которые вступают в конфликт с обязательствами Росси, вытекающие из 8-й статьи Устава МВФ от 1993 года .

В связи с этим, уместно обратиться к классическому опыту денежной реформы и стабилизации финансов, проводимой первым наркомом финансов правительства России Г.Я. Сокольниковым в 1922 - 1924 годах прошлого столетия.

Необходимо отметить, что стартовые условия стабилизации финансов оценивались как крайне тяжелыми. Первая мировая война 1914-1918 годов привела Россию к экономическому развалу и стала причиной невероятно высокого уровня инфляции, из-за инфляционного финансирования военных расходов. К началу 1917 года после выхода Росси из войны не последовало экономического облегчения. Вопреки ожиданиям, произошло очередное углубление финансового кризиса. Захватившие власть большевики, следующие три года, использовали политику «военного коммунизма», и силой насаждали социализм, ведя гражданскую войну. Многие товары распределялись по фиксированным ценам; квартплата осуществлялась билетами вместо денег; продукция промышленности распределялась бесплатно; применялась натуральная форма зарплаты и налога; свободная торговля зерном и другими товарами была запрещена.

Следствием этого эксперимента стало то, что рубль в большинстве случаев оказался просто не нужен и перестал выполнять одну из основных функций денег - обмена и платежа . С другой стороны, государственные расходы из-за ведения гражданской войны, а также войны против польских интервентов, резко увеличились. Рост государственных расходов вырос в 4 раза в 1919г., в 5 раз в 1920г. и более чем в 20 разв 1921г.

К тому времени мир был восстановлен ценой тяжелого соглашения, в соответствии с которым польские границы были передвинуты на несколько сот километров на восток, советская политика по конфискации крестьянских запасов зерна привела к неизбежным тяжелейшим последствиям - нечем было засеивать землю и кормить скот, что стало главной причиной поголовного забоя скота. К началу 1921г. невиданные лишения и голод охватили всю территорию России.

Проводимая в годы обоих войн эмиссия бумажных денег ничем не была обеспечена. В марте 1921 года она выросла более чем в 870 раз по сравнению с годом, предшествующим началу гражданской войны и вызвала гигантскую инфляцию.

Об инфляции как результате острого недостатка предложения товаров на фоне резкого роста эмиссии денег можно судить по данным таблицы №1. Между 1913г. и февралем 1922г. индекс цен, рассчитанный Госпланом, вырос в 545000 раз. Темп роста второго показателя по сравнению с предыдущим годом составил в 1921г. 11 раз и в 1922г. 125 раз.

Необходимо заметить, что уже к середине 1917г. государственный долг Банку России чрезмерно превысил все другие долги. Обменный курс рубля сталрезко падать. Однако в период военного коммунизма его курс внутри России оставался предметом второстепенной важности из-за очень малого объема внешней торговли. На международных денежных рынках курс рубля находился под значительным влиянием перспектив восстановления старого режима, военного и политического развития России .

С началом проведения новой экономической политики (НЭП ) в 1921г. на некоторое времяпроизошла либерализация развития экономики страны . Внешняя торговля оживилась, получили право торговать частные экспортеры, наблюдался резкий рост обменных операций. Вместе с этим из-за высоких темпов инфляции, спрос на иностранную валюту возрос. Участники рынка предпочитали хранить сбережения в твердой валюте, так как рубль ещё не выполнял две основныефункции денег - базовая мера стоимости и средство сбережений . Однако НЭП вселил уверенность в незыблемости частной собственности как стимула к производству и восстановил коммерческие инициативы коммерсантов в торговле и промышленности.

Экономическое оживление неизбежно сопровождалось растущим спросом на деньги. Правительство сделало шаги по восстановлению денежной экономики, что стало базовым условием проведения денежной реформы.

В мае 1921 года ограничения на хранение денег, иностранной валюты, драгоценных металлов и камней были сняты. Затем в феврале 1923г. покупка и продажа золота и серебра, иностранной валюты и чеков, обменных векселей в иностранной валюте были узаконены. Таким образом, силу закона получила либерализация валютного и товарного рынков для граждан России, что инициировало их поддержку в стабилизации финансов страны.

Для страны, экономика которой всё в большей степени зависела от кругооборота денег, незамедлительные действия правительства по обузданию гиперинфляции были крайне необходимы, чтобы защитить от обесценения валютные сбережения владельцев и приостановить падение доходов инфляционных финансов.

На первом этапе правительство ввело «золотые счета» - через индексацию коммерческих счетов. Последние были выражены в золотых рублях, но фактические расчеты производились в бумажных рублях, пересчитанных в стоимость золота. В расчете текущих операций включались повседневные обмены, обменный курс между бумажным рублем и золотом. Новая система распространялась быстро - от коммерческих операций до ежедневного личного использования.

Затем последовали новые этапы реформы. Декретом Совета народных комиссаров от 12 октября 1921г . был учреждён Государственный банк РСФСР, в последствии стал называться Государственный банк СССР. В первые месяцы своей деятельности Государственный банк работал в условиях резкого обесценивания бумажных денег. Только за 1922г. количество совзнаков в обращении выросло с 17,5 млн. рублей до 1 994,5 млн. рублей, то есть в 116 раз, что привело к снижению стоимости денежной единицы по отношению к товарам в 72 раза. Денежноё обращение поставило Госбанк перед лицом главной проблемы - найти способы, с помощью которых можно уберечь стоимость национальной валюты от обесценивания.

За основу решения проблемы Госбанк стал использовать переход на базу твёрдой валюты.27 ноября 1922г. была выпущена новая национальная валюта - червонец . Она стала параллельной валютой в обращении вместе с рублем, но больше с плавающим, чем с фиксированным обменным курсом. Червонец обеспечивался не менее чем на 25% драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а также на 75% - краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами. Выпуск червонцев позволил Госбанку полностью поставить свои операции на основу единого устойчивого стандарта.

Червонец конвертировался в золото, что отражалось на золотых счетах, и стал выполнять две основные функции денег - базовую меру стоимости и средство накопления . Кроме того, новая валюта замышлялась для облегчения развития операций банка, в частности для начисления процентов по векселям и проведения предварительных расчетов.

Одной из причин введения в обращение параллельной валюты, то есть одновременного хождения двух национальных валют, было то обстоятельство, что правительство не могло предугадать, насколько быстро население воспримет червонец. Кроме того, немедленное изъятие из обращения старой валюты было нежелательным, ибо правительству, когда необходимо, пришлось бы финансировать дефицит бюджета дополнительной эмиссией новых червонцев, а это неминуемо вызвало бы резкое снижение их стоимости. Введением червонцев через начисление процентов и, на начальном этапе, строго в ограниченном количестве правительствуудалось осуществить задуманное. Червонец девальвировался, но значительно более низкими темпами, чемрубль, эмиссия которого проводилась для финансирования дефицита бюджета.

После первого этапа реформы цены росли быстрее, чем объем денег в обращении. Но уже в конце 1923 года страна стала свидетелем восстановления и роста реальной стоимости государственных денег. Успех финансовой стабилизации подкрепился подавлением гиперинфляции.

Результат стабилизационных мер незамедлительно сказался на поведении экономики. Начиная с апреля 1924г. цены, выраженные в червонцах, перестали расти и, спустя несколько месяцев (после легких колебаний), стали снижаться. Среднемесячный обменный курс червонца слегка вырос и затем стабилизировался на уровне$1,02 (см. таблица №2).

Кроме того, правительство предприняло ряд мер по снижению инфляции , понизив цены товаров государственных и кооперативных организаций,понизив уровень зарплаты в государственном секторе и суммы кредитов, выдаваемых госбанком промышленности. Бюджетные сокращения были существенным элементом в снижении темпов инфляции, так как без этих мер доверие к новой валюте не было бы завоевано, и частный сектор экономики, оживший благодаря НЭПу, не смог бы работать эффективно.

По сравнению с 1922 годом было достигнуто существенное сокращение бюджетного дефицита. Сократилось число служащих в государственном секторе. Были введены новые налоги на частные и государственные предприятия, постепенно отменялся натуральный налог, росла пропорция денежных доходов по отношению к натуральным поступлениям, бюджет был сбалансирован. Производилась принудительнаяпродажа гособлигаций. К началу 1924 года бюджет достиг своего равновесия и следующий 1924/1925 финансовый год показал положительное сальдо.

Вместе с тем система параллельной валюты имела ряд недостатков. Один из них - спекуляция, затрудняющая правильный подсчет реальной стоимости коммерческих сделок в будущем. Затем, ограниченное количество червонцев в обращении вызвало колебания обменного курса, а также паническое бегство от старой валюты, что стало причиной больших потерь у государственных учреждений, так какосновными держателями старой валюты были именно они.

Давая оценку проводимой денежной реформы правительства, поставим вопрос - какой эффект испытала экономика? Вызвала ли стабилизация финансов депрессивный эффект на экономику? Если в целом рассматривать полученный итог, то результаты свидетельствуют о том, что экономика испытала положительный эффект и произошел рост, а общество увеличило своё благосостояние.

Начиная с 1923 года при распространении червонцев наблюдался рост производства товаров народного потребления и основных средств производства; также увеличилось производство совокупной аграрной продукции, но чуть более медленными темпами. Очередной 1924 год показал совокупный рост экономики и благосостояния общества. В последующие годы рост индустрии пошел более быстрыми темпами.

К успеху использования системы параллельных валют также следует отнести выигрыш времени: всего чуть более года потребовалось, чтобы остановить инфляцию и стабилизировать финансы. Правительству удалось получить свою национальную твердую валюту (червонец конвертировался в золото, и стал выполнять две основные функции денег: базовую меру стоимости и средство накопления), а такжевытеснить из внутреннего обращения страны иностранные валюты - доллар США и Британский фунт стерлингов. Червонец получил свою стоимостную самостоятельность с отменой привязки стоимости к доллару США и Британскому фунту стерлингов. Таким образом, зависимость определения стоимости национальной валюты от внешнего фактора была ликвидирована.

В конечном счете, результатом проводимой политики стало очень высокое соотношение полученной выгоды для общества к издержкам, затраченным для получения положительного итога.

Какие следуют уроки из опыта денежной реформы и стабилизации финансов, проводимой Г.Я. Сокольниковым в начале 20-х годов прошлого столетия?

Безусловный и самый главный результат: правительство России получилоатрибут власти - крепкую национальную твёрдую валюту . Твердый червонец стал фундаментом стабилизации финансов и развития экономики России в последующие годы, что позволило ему вытеснить иностранные валюты из внутреннего обращения и быть признанным в международных экономических отношениях.

Правительство России нового времени приняло решение перейти к полной конвертируемости рубля ещё 11 лет назад. Однако переход к полной конвертируемости рубля требует правовых и экономических предпосылок.

Началом перехода кконвертируемости рубля стало присоединение России к восьмой статье Устава МВФ (Указ президента России «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля», от 16 мая 1996г.).Россия стала 116-й страной, признавшей свои обязательства по статье - 8 Устава МВФ. В соответствии с этой статьёй запрещается:

Вводить ограничения на осуществление платежей и перевода по текущим международным операциям;

Участвовать в дискриминационных валютных соглашениях;

Применение множественности валютных курсов.

Россия фактически присоединилась к Ямайской валютной системе (1978г.) и получилаправо использовать её принципы:

Выбор любого режима валютного курса;

Привязать стоимость национальной валюты - рубля к третьей валюте, корзине валют, или вообще ни к чему не привязывать.

Банк России с 1 июля 2006 года отменил требования о резервировании валютной выручки при проведении валютных операций, а также использование специальных счетов. Ранее был доведен до нулевого значения норматив обязательной продажи части валютной выручки российских граждан и компаний. Таким образом были сняты последние валютные ограничения и открылась прямая дорога к переходу полной конвертируемости рубля и либерализации валютного рынка в России.

Что касается экономических предпосылок, то они остаются самыми трудными проблемами для нашего правительства.

Самая главная и трудная из них - это снижение инфляции до приемлемого уровня: 2% -3% в год , потому что стабилизация денег увязывается со стабилизацией цен. К сожалению, правительству не удаётся предложить эффективных мер для подавления инфляционных процессов. Ежегодный уровень инфляции не выдерживается в заданных параметрах и остается на уровне более 10,0%.Текущий2007 год не стал исключением, вместо запланированных 8%, ожидается - 10,5%.

Для решения этой задачи требуется более широкое видение и глубокое осмысление проблемы .

По сравнению с правительством 20-х годов, которое привязалостоимость национальной валюты к твёрдой базе, нынешнее правительство пытается стабилизировать финансы, не решив вопрос о базовой мере стоимости рубля.

В настоящее время, стоимостьрубля привязана к бивалютной корзине - американский доллар США и Евро ($.6 + Ev .4, соотношение не выдерживается из-за падения стоимости $США), курс которых колеблется на международных валютных рынках и зависит от проводимой процентной политики ФРС США и Европейского Центрального Банка. Таким образом, стоимость рубля сильно уязвима от внешнего фактора и не отражает реальной экономической стоимости произведенного национального продукта. Вследствие этого, долларизация и евролизация экономики России являются одним из основных факторов инфляционного пресса.

Кроме того, ставка рефинансирования ЦБ РФ перестала выполнять основной функцию - предложение денег экономике, потому чтово внутреннем обращении иностранная валюта выступает ценной бумагой при обмене на рубли. По оценке ЦБ РФ приток капитала в 2007г. ожидается в пределах 60 - 70 млр. долл. США, и вместе с этим, стерилизация излишней рублёвой массы в обращении остаётся трудно выполнимой.

Данная проблема загнала ЦБ России в угол, и на этой основе сильно обострился конфликт между политикой сдерживания инфляции,укрепления рубля и развитием экономики.

Следовательно, денежно-кредитная политика ЦБ России должна быть скорректирована с целью - уменьшитьвлияние внешнего фактора на инфляционный процесс.

Второе ,бюджетному процессу также не удается преодолеть инфляционных тенденций в экономике. Исполнение бюджета 2006г. не стало исключением. Уровень инфляции за год составил 9%при прогнозе8,5% на год. Данная ситуация объясняется следующими причинами.

По сравнению с 2005г. рост дохода бюджета превысил рост товарной массы иуслуг, что составило 52% и 30,2% соответственно.

Затем, рост расходов бюджета 2006г. также превысил рост ВВП и составил 40%, что является второй составляющей инфляционного ожидания.

Вместе с этим, налоговая структура доходов не рациональна . Доля косвенных налогов составила 54% против 46% прямых налогов. Поскольку косвенные налоги являются элементами цены, то в условиях роста цен они автоматически индексируются темпами инфляции в отличие от прямых налогов, которые больше подвержены инфляционному обесценению. Данное соотношение прямых и косвенных налогов является дополнительным фактором инфляционного давления.

В дополнение к этому переход на дефицитную модель бюджета будет дополнительно стимулировать инфляционный процесс.

Таким образом, бюджетно - налоговая политика не совершенна и должна быть выведена на новый качественный уровень.

Третье , слабым местом для правительства остается регулирование уровня прибыли и нормы накопления естественных и государственных монополий.

В структуре инфляции за 2005 годцены на продовольствие составили 47,1%, рост тарифов ЖКХ и муниципальный транспорт - 29,4%. Данные указывают на отсутствие эффективных мер контроля над доходами монополий, на низкий уровень конкурентной среды в экономике страны и на слабую налоговую систему; когда при этом основной груз роста цен приходится на население с малыми доходами, так как они являются основными потребителями выше указанных товаров и услуг.

Данная статистика, к сожалению, повторяется из года в год. Вместе с тем она высветила ещё одну острую проблему - высокая зависимость от импортного продовольствия, около 60%, которая стала одной из причин всплеска цен в сентябре - октябре 2007 года.

Далее , наличие больших запасов золото-валютных резервов (ЗВР ) даёт сильную поддержку рублю при переходе к полной конвертируемости. Россия занимает третье место в мире по запасамЗВР и на 15 октября 2007г. они составили около 424 млр. долларов США.

Наконец, открытие торгов на РТС фьючерсами на нефть и золото за рубли в июне 2006г. стало дополнительной основой перехода к полной конвертируемости. В этом случае ценность вложенных рублей будет определяться ценой золота и нефти формирующейся на международном рынке. Однако данный инструментиспользуется очень слабо, если вообще используется в последнее время. Создание в России своей товарно-сырьевой биржи с продажей товаров за рубли будет одним из фундаментов в создании базовых условий для трансформации рубля в твёрдую валюту.

Кроме того, действующие «золотые счета» в банках мало привлекательны из-за обложения НДС. В этой связи, необходимо создать более привлекательный правовой и налоговый режим на финансовом рынке России. Такой режим, который вселил бы уверенность в защите частной собственности граждан как стимула к инвестиционной инициативе, что стало бы основой доверия к правительству и государству, и в конечном счете к росту спроса на рубли.

В заключение , правительство России поставило перед собой сложную задачу - трансформировать рубль в твердую валюту на принципах Ямайской валютной системы. Однако пройденный этап развития Ямайскойвалютной системы свидетельствует, что она подвержена мировым экономическим и финансовым кризисам, а стоимость рубля поставлена в зависимость от внешнего фактора.

В этой связи, ставится прямой вопрос - насколько правильно будет использовать принципы Ямайской валютной системы в управлении стоимостью национальной валюты - рубля?

Думаю, что вопрос очень актуальный и заслуживает особого внимания, а егорешение следует искать в эффективной твердой базе стоимости рубля , которая смогла бы отражать действительную экономическую стоимость произведенного продукта . Тогда можно будет говорить о том, чторубль стал аккумулятором произведённой стоимости и отражает резервы страны.

Таблица 1

Показатели экономики России за 1916 - 1923 годы

Индекс цен, в (%)

1913г. 1,0

Дефицит гос.бюджета в (%)

Эмиссия денег

(млн.руб.)

Конца 19 - начала 20 века. Она укрепила рубль не только в нашей стране, но и во всем мире благодаря установлению его свободного обмена на золото. Причиной ее проведения стала неустойчивость денежной системы в России в конце столетия. Однако после "оздоровления" рубля престиж отечественной экономики существенно повысился, что привело к росту инвестиций и притоку иностранного капитала.

Причины

Финансовая реформа Витте была вызвана необходимостью создания устойчивой валюты, в которой так нуждались возникшие на рубеже столетий монополистические объединения в нашей стране. Дело в том, что в рассматриваемое время в России под влиянием основных тенденций мировой экономики стали появляться крупные монополистические объединения, такие как картели и синдикаты. Для крупных денежных сделок требовалась такая валюта, которая сохранила бы ценность финансовых капиталов.

Поначалу правительство пыталось решить проблему с помощью выпуска так называемых лишних бумажных денег, однако это не помогло. К концу века стала очевидной необходимость введения Финансовая реформа Витте проводилась по западноевропейскому образцу. Дело в том, что золотомонетный стандарт был введен во многих странах Европы в связи с возникновением единого мирового рынка. Россия активно вела внешнюю торговлю, и поэтому так же, как и ее партнеры, нуждалась в аналогичной денежной системе.

Цель

Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы развивать страны. Последнему обстоятельству сильно препятствовал тот факт, что рубль, несмотря на то что был конвертируемой валютой, тем не менее не был достаточно крепким для того, чтобы служить эквивалентом обмена.

Иностранные предприниматели часто не решались продавать свои номиналы, так как он не был обеспечен золотом. Финансовая реформа Витте преследовала цель преодолеть этот барьер и поставить рубль на один уровень с европейскими денежными единицами. Это должно было привлечь и вложения в отечественную экономику.

Подготовительные меры

Финансовая реформа Витте, дата которой - 1897 год, была подготовлена его предшественниками. Бунге и Вышнеградский понимали слабость бумажной денежной системы и пытались заменить ее металлическим стандартом. Оба хотели сделать отечественный рубль достаточно крепким для того, чтобы он свободно обменивался не только на серебро, но и на золото. Для достижения этой цели они поставили задачу создать запас этого ценного металла, проводя делая иностранные займы, а также ограничивая импорт и увеличивая экспорт товаров.

Таким образом, еще до прихода Витте на пост министра финансов курс отечественной валюты был стабилизирован. К году проведения реформы золотой запас нашей страны достиг более 800 миллионов рублей. Государственный банк при новом министре ввел в оборот иностранную валюту и прекратил спекулятивные действия на кредитном рубле.

"Оздоровление" экономики

Проведение финансовой реформы Витте было естественным продолжением политики его предшественников, которые своими мерами добились твердой фиксации рубля и прекращения биржевых спекуляций. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для введения золотого стандарта. Запас этого драгоценного металла, стабильный валютный курс, правильно сформированный бюджет, развитие внешней и внутренней торговли, независимая работа министерства финансов способствовали "оздоровлению" отечественной экономики и стали стимулом к рывку в промышленном развитии, которого достигла Россия к началу Первой мировой войны.

Политика министра финансов

Сергей Юльевич Витте в течение десяти лет занимал этот пост и в течение данного периода добился немалого. Благодаря его усилиям было ускорено железнодорожное строительство, заключен выгодный торговый договор с Германией, введена винная монополия, которая стала важным источником пополнения государственного бюджета. Благодаря его денежной реформе оборот золота резко увеличился, а количество бумажных единиц упало, что, разумеется, повысило престиж российской экономики на мировом рынке.

Сергей Юльевич Витте добился "оздоровления" отечественной финансовой системы, которая была надежной вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Впрочем, следует отметить, что многие современники были недовольны отменой биметаллического обращения в стране, так как основная масса населения стала испытывать острый недостаток в денежных единицах, что отрицательно сказалось на их покупательной способности.

Золотой стандарт

Данное понятие означает признание золота основным денежным товаром и единственным эквивалентом ценностей. Преимущество данной системы заключается в том, что она не подвержена инфляции. В случае падения экономической активности этот ценный металл оседал в руках современников, когда же ситуация стабилизировалась, он снова пускался в обращение. Финансовая реформа Витте 1897 года в первую очередь была выгодна для развития внешней торговли, так как облегчала оплату сделок. Введением золотого стандарта были очень недовольны помещики и дворяне, зато предприятия отечественной буржуазии получили новый толчок для развития во многом за счет экспорта хлеба, что увеличивало доходы.

Первые меры

Финансовая реформа Витте, причины которой были вызваны нестабильностью денежной системы второй половины 19-го столетия, началась с указа императора 1895-го года, который разрешал оплачивать сделки золотой отечественной валютой или кредитными билетами по ее курсу. Однако новые денежные номиналы довольно медленно входили в оборот. Поэтому Государственный банк принял решение покупать золотую монету по неплохой цене - 7 рублей 40 копеек.

Последняя мера способствовала стабилизации соотношения между бумажной и металлической денежными единицами. В 1897 году правительство приняло решение ввести в России золотое обращение. Монеты из данного металла начали чеканиться с 1897-го года. Первые из них были достоинством в 5 и 10 рублей. Также выпускались империалы (15 рублей) и полуимпериалы, которые составляли половину их стоимости. Однако показателен тот факт, что большинство населения по-прежнему отдавало предпочтение бумажным деньгам, так как их было легче хранить на руках.

Последствия

Финансовая реформа Витте, итоги которой оказались в целом очень положительными для отечественной промышленности, готовилась в строгой секретности, поскольку ее разработчики не зря опасались противодействия придворных кругов и поместного дворянства. Дело в том, что введение золотого стандарта укрепило позиции российской буржуазии, однако привело к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. После начала реформы ее инициаторы подверглись резким нападкам общественности.

Однако Витте заручился поддержкой императора и специального финансового комитета и добился утверждения своего проекта. В результате курс рубля стабилизировался, и отечественное предпринимательство получило новый импульс для развития. Позиции отечественной экономики на мировом рынке укрепились, что вывело российскую промышленность на новый уровень. Одним из недостатков реформы является увеличение долга России из-за привлечения иностранного капитала, однако стоимость заимствования упала.

Кроме того, в ходе проведения реформы произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения железных дорог в собственность казны. Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот. Итак, укрепила российскую экономику и вывела ее на мировой уровень.

1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

в)Иностранный капитал: за и против. Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов:

на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.


4. Российский монополистический капитализм.

а) В конце ХIХ - начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.-около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

б)Финансовый и государственно-монополистический капитал. Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны -они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

в)Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции-7,3 млрд. рублей, число предприятий-29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5-4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.


Сельское хозяйство: «оскудение центра».

В середине 90-х гг. ХIХ в., после некоторого упадка, вызванного снижением цен на хлеб на мировом рынке, начинается подъем сельскохозяйственного производства в стране. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Чистые среднегодовые сборы (т. е. валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля увеличились к началу века (1900-1904) по сравнению с 70-ми годами ХIХ в. на 46,8%, а в перерасчете на душу населения - на 18,9%. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, всех технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Но тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность у общества. Дело в том, что весь прирост продукции приходился лишь на незначительную часть крестьянских хозяйств и помещичьих имений. Помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба, т. е. основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство. Но не все, а лишь 15-20% зажиточных хозяйств, на долю которых приходилось 30-40% валового сбора зерна и до 50% товарной продукции. Причем в Центральных губерниях России прослойка таких хозяйств была весьма незначительна. Здесь преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, не производившие товарной продукции, а если и продававшие хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Это явление было названо «оскудением центра». Его катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы, о котором давно забыла Европа. Но не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что в связи с ростом цен на него, у крестьян не хватало денег на его покупку. Вот почему в неурожайные годы общественность занималась в основном сбором денег для голодающих.

Бедственное положение большинства крестьянских хозяйств вызывало беспокойство и у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. В 70-х гг. прошлого века было отмечено 399 крестьянских выступлений (с числом участников свыше 15 человек), в 80-х гг.-659, в 90-х гг.-594, а в 1900-1904 гг.- 1205. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие крестьян в революции 1905- 1907 гг. В эти годы произошло 25,8 тыс. выступлений, в результате которых было уничтожено около 4 тыс. помещичьих имений. Основное требование крестьян - передача им части помещичьей земли. И оно имело свое экономическое обоснование.

В начале ХХ в. на огромном российском пространстве было разбросано более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье - около 370 десятин. При этом помещичьи земли использовались крайне неэффективно-их обрабатывалось всего лишь 10%. По подсчетам специалистов для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 8,5 десятин пашни, 1,5 десятин луга, 0,5 десятин огорода, т. е. 10,5 десятин. Эти показатели и являлись экономическим обоснованием крестьянского требования передачи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Север-ном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской империи ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше. К тому же крестьянин, ушедший на фабрику или промысел, мог в любой момент вернуться в общину и потребовать причитающийся ему надел. Община не только перераспределяла землю между своими членами, но и устанавливала правила и порядок ее обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком.

С течением времени недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема расширения модернизационного пространства за счет подключения к нему прежде всего аграрного сектора. Промедление в решении этой насущной экономической задачи грозило революционным взрывом. Но в то же время форсирование модернизационных процессов во многом тормозилось косностью российской государственной системы. Политическая власть в стране оставалась в руках старой элиты - помещиков и дворян, не дававшей полной свободы предпринимателям новой волны и уж тем более не допускавшей их к принятию политических решений.

Объективные потребности развития экономики настоятельно требовали эволюции политического режима.

Заключение

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже-лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере - использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики - осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений - не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей - из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви - покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны - модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны.

Моей энергии…», добавляя при этом, что ели бы не поддержка двух императоров – Александра и Николая – ничего бы не вышло. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие...

Этапа развития России, реализация которой, во многом будет зависеть от решения проблем, выделенных в процессе данного исследования. Заключение В ходе исследования проблемы политической модернизации России в посткоммунистический период, авторы данного дипломного сочинения пришли к некоторым выводам. В этой связи, нам, прежде всего, хотелось бы сказать о том, что многочисленные...

Что политическая структура мира ХХI в. будет напоминать, видимо, особым образом организованную сеть - по подобию Интернета - с множеством узлов и переплетений. Глава 2. Изменение политического портрета России в ХХI в связи с глобализацией Глобальная цель. Если говорить о глобальной цели политического портрета России, стоит вспомнить предложенную Президентом России В.В. Путиным в начале...

Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) - денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.

В 1895-1897 годах министром финансов С. Ю. Витте (1849-1915) была осуществлена новая денежная реформа, целью которой было установление в России золотого монометаллизма. В ее основе - золотое обеспечение денежной системы государства. По замыслу реформаторов для обеспечения устойчивой конвертируемости рубля был установлен свободный размен кредитных билетов, выпуск которых был ограничен на золотую монету из расчета один бумажный рубль за один рубль в золоте, а также уменьшено золотое содержание империала.

Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения.

С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золотосеребряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой.

В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896года - 7 руб. 50 коп.).

К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

29 августа 1897 был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращен.

Литература:

1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие под редакцией М.Н. Чепурина – М. 2006 год

2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – Санкт-Петербург 2005 год

3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. 2005 год

4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". 2007 год

5. 1. Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2008 год

6. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс" т.1. Баку, "Азербайджан", 2006 год

7. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2., Москва, Соминтэк, 2007 год

8. "Деньги и кредит" 12/2005 год Издательство "Финансы и статистика".

9. Эдвин Дж.долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика". Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 2007 год

10. "Деньги, кредит, банки". Справочное пособие. Под редакцией Г.И.Кравцовой, 2005 год