Облигации государственного сберегательного займа. Облигации государственного сберегательного займа рф. История появления и особенности огсз

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупный финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам, которые к тому же могут быть и нерезидентами. Главная цель нового займа - привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имеют исключительно низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как рассчитаны на массового потребителя.

Эмитентом ОГСЗ является Министерство финансов РФ. Первая серия ОГСЗ была выпущена 27 сентября 1995 г. номинальной стоимостью 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Общее количество облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. составляет 5 млн штук, номинальной стоимостью 500 тыс. руб. - 1 млн штук. Объем выпуска ОГСЗ первой серии составляет 1 трлн руб.

ОГСЗ являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций - 1 год.

Каждая облигация имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ). Этот доход не будет облагаться налогом на прибыль с юридических лиц и подоходным налогом с физических лиц.

В отличие от предшествующих аналогичных займов, например известного всем трехпроцентного займа, где государство продавало и покупало облигации, размещение облигаций сберегательного займа осуществляется по рыночным ценам через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у Министерства финансов.

Для размещения ОГСЗ проводились закрытые конкурсы. Минимальная заявка на покупку облигаций составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывал банк или финансовая организация, предложившая более высокую цену. При этом вводится ограничение на покупку облигаций - на сумму не более 200 млрд руб. по номинальной стоимости. Таким образом исключается монополизация рынка. В результате проведенного Министерством финансов конкурса андеррайтерами помимо Сбербанка стали несколько десятков крупнейших банков, которые и начали процесс размещения облигаций среди инвесторов. По первой и второй серии участвовали в торгах 48 и 51 банк. По условиям выпуска ОГСЗ банки заключают договор с Министерством финансов, согласно которому 90% объема покупки облигаций должно быть продано в течение 60 дней. Из 90% этих облигаций 50% должно быть продано за наличные деньги, т.е. физическим лицам.

По условиям выпуска ОГСЗ принять участие в их распространении могут все коммерческие банки и финансовые организации, которые имеют лицензию на право работы со средствами населения.

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

Посредством размещения нового финансового инструмента Минфин профинансирует неинфляционным методом дефицит бюджета, мобилизует денежные излишки населения, обеспечит массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения его средств.

Первый выпуск облигаций, включивший 10 серий, явился успешным. На протяжении всего года спрос на бумаги превышал предложение, особенно к концу 1996 г. Министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги. Это подтверждают итоги аукциона по последней, 10-й серии. Объем заявок на покупку в 4 раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена покупки поднялась выше номинала и составила 102,18%. При таком ажиотажном спросе Министерство финансов провело дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн руб. по цене 102,25% от номинала и увеличило объем первого выпуска ОГЗ с 3 до 11 трлн руб. Чистый доход бюджета от размещения облигаций в прошедшем году составил 3,155 трлн руб.

Доходность по первому купону 1-й серии ОГСЗ составила 102,72%, по второму купону - 104,28%. В дальнейшем доходность ОГСЗ снизилась до 32,66% годовых. Максимальная доходность - 164,56% годовых - была зафиксирована по четвертому купону 1-й серии (июнь 1996 г.), что связано с событиями политической жизни страны.

Облигации государственного сберегательного займа удачно вписались в свою нишу на рынке. В июне 1998 г. осуществлен выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии сроком на два года с 17 июня 1998 г. по 16 июня 2000 г. номинальной стоимостью 500 руб. Объем выпуска облигаций составляет 1 млрд руб., общее количество - 2 млн.

Выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии считается состоявшимся в случае размещения не менее 20% общего количества выпущенных облигаций.

Рынок облигаций сберегательного займа является одним из самых привлекательных для частных инвестиций, а сами облигации представляют собой ликвидный финансовый инструмент, доступный рядовому вкладчику.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - ценные бумаги, покупателями которых могут выступать физические и юридические лица.

Они дают владельцу возможность получать доход двух видов: в форме процентов, начисляемых на их номинальную стоимость, и разницы между ценой продажи и изначального приобретения.

История появления и особенности ОГСЗ

В сентябре 1995 года был принят указ Президента РФ № 836, положивший начало развитию нового финансового инструмента на российском рынке — ОГСЗ. Эти долговые ценные бумаги были выпущены с целью получения денег в долг от населения и бизнеса для покрытия дефицита государственного бюджета.

ОГСЗ получили популярность благодаря тому, что были выпущены в документарной форме: это вызывало доверие. Бумаги были предъявительскими, т.е. процентный доход выплачивался любому гражданину, который предъявлял облигацию банку или иному платежному агенту. Сделки купли-продажи не требовали регистрации.

Сегодня обращение ОГСЗ регулируется постановлением Кабмина № 379 и приказом Министерства финансов № 45н. Оба нормативных документа действуют с 2001 года. Согласно их положениям, выпуск ценных бумаг — сфера ведения Минфина. Период обращения облигаций — от трех до пяти лет.

Размещение ОГСЗ проходит в два этапа:

  • проведение аукциона, в ходе которого выбираются посредники для реализации ценных бумаг;
  • заключение договоров купли-продажи с выбранными организациями.
ОГСЗ вправе приобретать российские и иностранные граждане и компании. Для совершения сделки они обращаются к платежным агентам, в роли которых часто выступают банки, например, Сбербанк.

Преимущества и недостатки ОГСЗ

Важная особенность ОГСЗ заключается в том, что эти ценные бумаги изначально предназначены для распространения среди населения. Их проще приобрести, чем обычные облигации. Для совершения сделки достаточно обратиться в отделение банка. Совершая покупку, гражданин или организация по сути дают деньги в долг государству, которое направляет их на решение актуальных экономических и социальных задач.

Выделяются следующие преимущества ОГСЗ перед другими видами ценных бумаг:

  • минимальные риски — гарантом возврата вложенных средств выступает государство;
  • высокая доходность, которая варьируется на уровне 6-8% годовых;
  • рост дохода по мере увеличения сроков владения ценной бумагой;
  • возможность досрочного возврата вложенных средств. Согласно действующим правилам, вкладчик может продать ОГСЗ после года владения без потери процентных выплат. Если он реализует ценную бумагу до истечения срока, проценты не будут выплачены;
  • небольшой порог входа. Для покупки ОГСЗ в Сбербанке требуется не менее 30 000 рублей, это доступно людям со средним уровнем дохода;
  • Возможность получения прибыли от разницы между стоимостью продажи и покупки: финансовые инструменты постоянно растут в цене;
  • возможность передать облигации по наследству.
Среди недостатков ОГСЗ выделяют невозможность свободного обращения облигаций, так как по законодательству сделки с ценными бумагами осуществляются при посредничестве платежных агентов. С 1998 года начался «кризис доверия» к ОГСЗ, интерес населения к этому финансовому инструменту значительно упал после дефолта. Считается, что низкая популярность облигаций связана с невысокой рентабельностью.

В сентябре 1995 г. на рынке государственного долга появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

Срок обращения 1–2 года.

Номинал 100–500 рублей.

Форма существования документарная.

Эмитент – Минфин.

Форма владения – предъявительская.

Форма выплаты дохода – купонная. Процентный доход по каждому купонов облигаций определяется Минфином РФ и равняется официально объявленному Госкомстатом России уровню инфляции за последние шесть месяцев, предшествовавших дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта. Это означает, что заем обеспечивает не только получение минимального дохода, но и защищает вложенные средства от обесценения.

Владельцы ОГСЗ, которыми могут быть юридические и физические лица, в том числе нерезиденты, имеют право на получение купонного дохода раз в квартал или в полугодие, в зависимости от выпуска, и при погашении облигаций – суммы основного долга в размере номинальной стоимости облигаций, которая обычно равна 500 рублям.

Ставка купонного дохода по ОГСЗ действительна только на один купонный период, продолжительность которого по ОГСЗ составляет три месяца или полгода. Первый купонный период начинается с даты выпуска займа и продолжается до даты выплаты купонного дохода по первому купону. Последующие купонные периоды, соответственно, – с даты выплаты купонного дохода по погашаемому купону до даты выплаты купонного дохода по следующему купону. Ставка купонного дохода объявляется эмитентом за неделю до начала следующего купонного периода

Сбербанк является банком, уполномоченным производить расчеты по ОГСЗ. Первое размещение происходит на закрытом рынке. Свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Предъявительская и бумажная форма выпуска облигаций при достаточно высокой доходности породили трехуровневое обращение ОГСЗ: биржевое, внебиржевое и «уличное». Многие банки и финансовые компании проводят операции не только по продаже, и покупке ОГСЗ, но и кредитуют клиентов под залог облигаций, то есть проводят сделки RЕРО.

Появление и развертывание государственного сберегательного займа породил некоторые проблемы. Главной из них является то, что заем не дошел в предполагавшихся масштабах до массового инвестора – физических лиц. Процедура выпуска и обращения ОГСЗ оказалась благотворной для оседания основной массы облигаций в инвестиционных портфелях оптового покупателя. Поэтому заем не выполнял своего назначения: привлечь средства населения к решению финансовых проблем страны и обеспечить надежной защитой сбережения физических лиц.

ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 г., государство исправно выполняло и выполняет свои обязательства по этим облигациям.

Таблица 6.7

№ сер.

Объявленный купон. доход

Дата выпуска

Дата выплаты пред. купона

Дата выплаты очер. купона

Дата погаш. ОГСЗ

Число дней до выпл

Число дней до погаш.

11.20

20.07.00

20.01.01

20.07.01

20.07.01

12.40

28.09.00

28.03.01

28.09.01

28.09.01

12.90

20.12.00

20.06.01

20.12.01

20.12.01

11.08.2004 Министерство финансов РФ списало с государственного внутреннего долга России задолженность по облигациям государственных сберегательных займов Российской Федерации (ОГСЗ) с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек. Общая сумма списанной задолженности составляет 99 млн 741 тыс. 800 руб. Таким образом, операции по выплате купонного дохода и погашению указанных серий ОГСЗ не производятся, отметили в Минфине РФ. ОГСЗ с первой по двадцать девятую серию (сроки обращения – один и два года) выпускались в период с 27 сентября 1995г. по 15 июля 1998г. Дата окончания погашения последнего из этих выпусков – 15 января 2001г., дата окончания срока исковой давности по нему – 15 января 2004 года.

В 2000 г. возобновился выпуск ОГСЗ. Объем последней эмиссии (32 серия) составляет 1 млрд рублей, доходность была довольно высока и колебалась на уровне 15 – 17% годовых (табл. 6.7).

ОГСЗ последних выпусков оказалась, по словам заместителяминистра финансов того времени Беллы Златкис, «на редкость плохо предсказуемой и затратной» облигацией. В связи с этим с 2002 года Минфин больше не выпускает так и не доходившие до населения облигации ОГСЗ.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) были выпущены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.08.95 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» согласно генеральным условиям выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1995 г. №812. В отличие от ГКО и ОФЗ ОГСЗ не были заморожены 17 августа 1998 г:, однако возникший вследствие отказа государства платить по прочим своим внутренним обязательством кризис доверия привел к тому, что рынок ОГСЗ был, по сути, уничтожен.

ОГСЗ начали размещаться 27 сентября 1995 г. на основании условий выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федераций первой серии, утвержденных приказом Минфина России от 05.09.1995 г. № 99. Срок обращения ОГСЗ составлял один год, номинал - 100 000 руб. и 500 000 руб.

Целью эмиссии ОГСЗ явилось стремление привлечь к финансированию бюджетного дефицита свободные средства населения. В частности, владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предоставлено право добровольно обменивать их на ОГСЗ. То, что к моменту выпуска ОГСЗ удалось добиться стабилизации курса доллара, делало эту задачу практически полнимой.

В качестве эмитента ОГСЗ выступил Минфин России. Общий объем эмиссии ОГСЗ так же, как и ОФЗ, определяется в пределах лимит, а государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, следует отметить стремление экономического руководства страны упорядочить процесс финансирования бюджетного дефицита и ввести его в определеннее рамки. Объем эмиссии в 1995-1998 гг. должен был составить 10 трлн руб., десятью сериями по 1 трлн руб. каждая.

Круг владельцев ОГСЗ, несмотря на их ориентацию на средства населения, определен такой же, как и для ОФЗ, т.е. фактически не ограничен.

Однако в отличие от ОФЗ и ГКО ОГСЗ являются документарными и предъявительскими ценными бумагами. Доход по ОГСЗ начисляется ежеквартально, и согласно генеральным условиям выпуска должен был превышать уровень доходности прочих государственных ценных бумаг. На практике этот доход был приравнен к доходности по ГКО.

Естественно, такая доходность должна была бы приводить к стремлений вложить средства в ОГСЗ в первую очередь со стороны финансовых структур. Поэтому уполномоченные организации обязаны согласно условиям проведения подписки на ОГСЗ продать в течение 60 дней с момента начала выпуска не менее 90% облигаций, приобретённых по подписку Минфина России. Вероятно, эта мера была сочтена недостаточной, и в условиях выпуска ОГСЗ первой серии доход по купону уравнен с последнее официально объявленной купонной ставкой по ОФЗ.

Среди других условий подписки - наличие лицензии на право работы со средствами населения; установление Минфина России минимальной цены приобретаемых у него по подписке ОГСЗ на уровне 98% номинальной стоимости установление минимального объема покупки - 10 млрд руб. по номинальной стоимости и максимального объема - 200.млрд руб. Естественно, в первую очередь удовлетворяются заявки) поданные по более высокой цене.

Хотя Минфин России и был заинтересован в развитии рынка ОГСЗ (единственного на тот момент привлекательного для мелкого инвестора), к факторам, сдерживающим его расширение, можно отнести частые выпеки ОГСЗ и отсутствие широкой рекламной кампании.

На этом рынке коммерческие банки выступили в первую очередь в качестве агентов мелких инвесторов. Отсутствие организованного рынка ОГСЗ привело к низшей по уравнению с ГКО и ОФЗ ликвидностью данной бумаги. Недоверие к государству привело к тому, что население не стремилось вкладывать средства в государственные бумаги, а краткосрочные операции с ОГСЗ малорентабельны для мелких инвесторов из-за высокого уровня банковской маржи.

Рынок ОГСЗ носит черты банковского еще в большей степени, чем рынок ОФЗ. В предложении о подписке на ОГСЗ банки даже выделены в специальную группу. Коммерческие банки вплоть до самого краха рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 г. активно внедряли свои схемы работы с ОГСЗ.

После августа 1998 г. монетарные власти в значительной степени утратили интерес к ОГСЗ. Такое отношение к ОГСЗ отчасти было связано и с тем, что рынок этих предъявительских бумаг в значительно меньшей степени поддается контролю и директивному регулированию.

Облигации федерального займа.

Выпускаются Министерством Финансов РФ с июля 1995 года. Цель – постепенный переход государства к заимствованию на долгосрочной основе

Свойства:

1.Срок обращения – более года

2.безбумажный режим

3.номинал – 1000 рублей

4.именная

5.вид дохода – купонный доход

6.место торговли – Московская валютная межбанковская биржа

Министерство Финансов РФ устанавливает для каждого отдельного выпуска:

2.порядок расчета дохода,

3.дату размещения,

4.дату погашения,

5.сроки выплаты дохода,

6.ограничения для потенциальных владельцев

В зависимости от особенностей установления процентного дохода:

1.ОФЗ с фиксированным купонным доходом ОФЗ-ФД – процентный доход заранее фиксируется на каждый соответствующий период

2.ОФЗ с постоянным купонным доходом ОФЗ-ПД – устанавливается единая процентная ставка дохода на весь срок существования облигации

3.ОФЗ с переменным купонным доходом ОФЗ-ПК – процентный доход не фиксируется при выпуске, а определяется для каждого периода его выплаты на основе доходности ГКО или путем привязки к другим рыночным показателям. Величина купонного дохода объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим – не позднее, чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

4.ОФЗ с амортизацией долга ОФЗ-АМ – процентная ставка является единой на весь период и начисляется только на непогашенную часть долга. Погашения номинальной стоимости облигации осуществляется заранее определенными частями в установленные даты из числа дат, совпадающих с датами выплат процентов

Все операции с ОФз, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляется через учреждения ЦБ. Размещение ОФЗ производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги на ММВБ.

32.Характеристика гко

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Выпускаются Министерством Финансов РФ с 1993 г., до дефолта были основным видом государственных облигаций в нашей стране.

Главная задача – финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене.

Свойства:

1.Срок обращения – до 1 года

2.Номинал – обычно 1000 рублей

3.Безбумажный режим

4.Форма дохода – дисконт

5.Место торговли – Московская межбанковская валютная биржа

Характеризуются – высокая надежность, ликвидность, но низкая доходность.

ЦБ проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производится отдельными выпусками на срок 3,6,12 месяцев. Облигации размещаются с дисконтом на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров выступают коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от ЦБ. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово-депозитарной системе ММББ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи.

Ведущие участники – коммерческие банки, население.

33.Характеристика Облигаций государственного сберегательного займа (огсз)

На быстро развивающемся РЦБ России появился новый вид долгового обязательства - ОГСЗ, призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита фед. бюд. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса руб привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом ОГСЗ выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются гос. ЦБ на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юр. и физ. лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.К началу января 1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. руй.Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашении.