Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Красавиной Л.Н

«Искусство и мораль»?
Искусство есть поиск истины (внутренней, а не фактической, то есть в нем служат истине и иллюзии); истинная (не формальная) мораль есть добро ; соответственно их соотношение – это соотношение истины и добра. В чем оно? – Не то чтобы истина всегда была доброй к человеку, – увы. Но в любом случае она, по большому счету, нужна человеку – так уж устроен этот биологический вид (божья тварь); это способ его выживания в мире. И раз так, истина для человека – добро.
Если умственные способности (хитрость, смышленость, рассудок) можно, конечно же, с успехом употреблять и во зло (иначе бы рукотворного зла и не было), то ум – только в добро, по определению (иначе бы уже не существовало самого мира людей). Ибо зло – это когда часть универсума, например мое Я, решилось существовать, вредя целому; но ум есть видение целого в его гармонии, эгоизм для него – только скудость и ошибка. Богатая душа в эгоизм попросту не умещается, ее личные интересы далеко выходят за пределы корыстных. Стоит ли и говорить, что большое искусство – это плод большой и умной души. (Проблема «пока не требует поэта…» конечно, осложняет осмысление этого предмета; ее общее решение – соотношение «орлов и кур», а останавливаться на ней подробно здесь вряд ли стоит.)
Вот что еще очень важно. Искусство – на стороне добра, но – самого добра, а не какого-либо его частного социального воплощения, установившихся в данном времени и месте моральных норм. И точно так же, как настоящий художник есть больший специалист в красоте, чем ищущий «красивого» обыватель, он больший специалист и в добре, чем обыватель-резонер; к подлинному искусству нельзя подходить с готовыми эстетическими и моральными мерками, ибо оно само – мерило того и другого. Такое искусство больше, чем морально – оно человечно, и нередкие конфликты морали и искусства – это конфликты между слепыми традиционализмом и конформизмом, с одной стороны, и зрячей человечностью, с другой.
(Увы, тщеславные и корыстные имитаторы искусства, делатели популярности и денег, вовсю пользуются привилегией подлинного искусства становиться выше готовых моральных норм – для того, чтобы самим быть ниже их. Мораль они обходят, а человечность их интересует еще меньше… Так точно изобретатели всего античеловеческого вроде бомб или клонирования ссылаются на то, что моралью нельзя обязывать науку, научный прогресс все равно не удержишь и т.п. Этим последним можно возразить, что их деятельность – техника, а не наука, что создание бомб или клонирования лишь использует научные открытия, а не является ими. Так точно изобретательством, а не постижением, занято и всякое фальшивое искусство.)
А что же «прекрасное»? – Добро действительно не нуждается в «красивых» формах, но потому, что «красивое» – это «красивое внешне», то есть только по форме. По сути (поистине) оно, именно, прекрасно , и «во всем дойти до самой сути» – вот страсть художника. Если добродетель в жизни не всегда выглядит приятной, а порок – отталкивающим, то виноваты в этом отчасти сами наши представления о добродетели и пороке (возможно, отсталые), отчасти наша поверхностность, не позволяющая видеть и чувствовать глубже первого впечатления. Но это не значит, что искусство должно угождать нашей отсталости и слабости, а значит, напротив, что оно должно смело идти глубже поверхности, так сказать, в царство истины, где зло и заблуждение обнаруживают свое ничтожество, а добро – свое прекрасное.

Форма и содержание.

Упорядоченность бытия

Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних философских учениях. Вспомним, например, учение о гармонии (пифагорейцы), идеи мирового порядка (стоики). Их можно считать отдаленными провозвестниками системных представлений. Понятием, с помощью которого в античных философских учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило также понятие формы. Оно обобщенно выражало способы существования разных видов бытия (их строение, воплощение, преобразование). Категория формы занимала центральное место в наиболее развитой и всеобъемлющей системе античности в философии Аристотеля. Понятие формы мыслилось и употреблялось им в постоянной соотнесенности с противоположным ему понятием, обозначающим то, что подлежит оформлению, упорядочиванию. Аристотель "антиподом" формы мыслил материю, Гегель - содержание: ведь предметом рассмотрения выступала у него мысль. Форма, начиная с Аристотеля, понималась какорганизующий фактор бытия. Оформленность противопоставлялась бесформенному и связывалась с организованностью, устойчивостью, общностью, упорядоченностью. Аристотелю, вслед за Платоном, форма представлялась активной силой, организующей пассивную материю,- по аналогии с ситуациями человеческого творчества (воздействие гончара на глину, скульптора - на мрамор и т. д.). По мысли Аристотеля, бытие становится доступным рациональному познанию в той мере и постольку, поскольку оно организовано, оформлено.

Гегель также связывал с понятием формы определенность предмета, из каких бы составляющих она ни складывалась. Категории формы и содержания предназначались у Гегеля для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диалектическую связь формы и содержания. Мысли Гегеля о диалектическом единстве, взаимодействии формы и содержания, о гибкости, относительности этих понятий вошли и в учение материалистической диалектики.

Дать четкие определения понятий "содержание" и "форма" нелегко. Понятия эти древние, многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Например, содержание того или иного производства - изготовление определенной продукции, содержание кинофильма - его сюжет (события, характеры, поступки, переживания героев, решаемые проблемы). Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Для производства это может быть организация труда, для художественного произведения - его композиция, разные приемы, "техника" выражения чувств, мыслей, идеи.

пояснялГегель. Маркс и Энгельс вслед за Гегелем мыслили форму не просто как что-то внешнее, поверхностное, но и как фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития. Энгельс пояснял, например, что условием, обеспечившим прогресс первых живых существ, явилось то, что они приобрели определенную, передающуюся по наследству структуру. Еще один момент: многообразие мира находит свое выражение в многообразии форм предметов и процессов. Эти довольно общие философские идеи можно конкретизировать на разнообразном материале. Так, идеи обновления{советского}общества требуют - для их реализации - законодательного, организационного закрепления, воплощения их в хозяйственные, социальные "механизмы".

Варианты динамичных соотношений формы и содержания многообразны. Здесь встречаются ситуации, в которых лидирующей, более мобильной стороной процесса оказывается изменение содержания, что, в свою очередь, обусловливает развитие формы. Например, трудовые, культурные навыки воздействуют в фило- и онтогенезе на формирование руки, речевое функционирование гортани оказывало влияние на развитие ее формы. Усложнение задач педагогики ведет к устареванию форм, методов обучения, общения с учениками, требует рождения новых форм педагогической деятельности. Углубление, развитие содержания научной деятельности сопряжено с устареванием форм и методов организации науки и научных исследований. Вместе с тем новые, эффективные формы упорядоченности того или иного процесса способны оказывать мощное стимулирующее воздействие на его дальнейшее развитие. Вот почему творческое созидание новых перспективных форм имеет такое важное значение в процессах развития.

Диалектическое единство, тонкая прилаженность формы и содержания друг к другу ярко проявляются в искусстве. Для выражения сходного содержания (скажем, чувства любви) здесь используются многообразные художественные формы. Однако любой вид, жанр искусства создает для этого свои выразительные средства. В результате тема любви в поэтической лирике выражена иначе, чем в повести, романе. Театр, кинематограф, балет, различные музыкальные жанры используют для этого свои выразительные средства. Причем мастера искусства вносят в "язык" жанра особый стиль, неповторимые черты таланта, творчества. Вариации форм выражения сказываются и на содержании. Оно предстает то нежно-лирическим, то трагически-роковым, то буднично-повседневным и т. д.

Единство формы и содержания в искусстве проявляется в том, что художественная форма должна соответствовать содержанию. Отнюдь не всякое содержание может становиться предметом искусства. Не устройство атомов, не производственные процессы или политические действия, как таковые, а человек, его чувства. судьбы, проблемы составляют предмет искусства. Кроме того, содержанию, в принципе пригодному для искусства, могут, однако, "противиться" те или иные его жанры. Так, далеко не всякий сюжет годится для балета, романса, оперы. Исключительное значение в искусстве имеет мастерское владение формой. Бездарно сделанный фильм вряд ли станет явлением искусства, точно так же далеко не каждый сборник стихов воспринимается как поэзия.

Форму вообще нельзя недооценивать. Она очень важна. Форма организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Так, без соответствующего строения человеческой руки были бы невозможны осуществляемые ею сложные операции. Практические начинания, научные открытия, технические изобретения, художественные новации, если они не оформлены, не воплощены в тексте, "материале", могут мелькнуть и исчезнуть.

В человеческой жизни, общественной деятельности понятие формы тесно связано с понятием правил, упорядочивающих, регулирующих всевозможные виды деятельности. В технической деятельности это могут быть ГОСТы, инструкции. Различными правилами регулируется спортивная, международная жизнь, дипломатические отношения. Большое значение имеют правовые нормы, а также обычаи, ритуалы, традиции в различных сферах социальной жизни.

В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна, чем содержание. Жизнь убедительно продемонстрировала, например, консервативность форм управления многими участками жизни советского общества, сложившихся в предыдущие десятилетия и приведших к застойным явлениям. Вместе с тем удачно найденная форма организации труда, политической системы способна оздоровить, стимулировать общественные процессы. Возможно в ряде случаев и оживление, наполнение новым содержанием форм, на каком-то этапе утративших свою эффективность.

В процессе развития формы устаревают, становятся тормозящим фактором. Переход на новый этап требует перестройки формы, ее обновления. Маркс образно пояснял: в форме предметы "затвердевают", чтобы затем снова "расплавиться".

Реально форма неотделима от предмета, она есть более или менее устойчивая его организация. В то же время она имеет относительную самостоятельность. В чем же это проявляется?

В науке, практике, искусстве можно временно сосредоточить внимание (для целей анализа, изучения, совершенствования и т. п.) исключительно на формальной стороне предметов, действий, процессов. Существует целый ряд наук, специально изучающих различные формы: геоморфология, морфология растений и животных, структурная лингвистика и др. Пространственные формы объектов специально изучаются в геометрии, кристаллографии. Эффективно отвлечение и специальное изучение, совершенствование форм организации производства, науки, политической системы. Периодическая концентрация усилий на формах, приемах, средствах деятельности - важное условие совершенствования мастерства во многих видах человеческой деятельности, культуры.

В науке успешно применяется метод формализации знания (языка). Он представляет собой перевод содержательных фрагментов знания (в математике, логике, физике, химии, технических науках) на искусственный символический или формульный язык,подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Этот метод весьма эффективен в строгих, точных науках. Краткость, обозримость символических выражений, оперативность преобразований, возможность подчинить их четким математическим и логическим правилам обеспечивают успешное решение познавательных задач на формальном уровне, делают возможным все более широкое использование ЭВМ. Вместе с тем формализация - перевод на искусственный язык содержательных разделов знания - необходимо дополняется в обратным процессом,интерпретацией, содержательным истолкованием математического и другого "формализма".

Относительная самостоятельность формы имеет и другие проявления. Одним из них является тенденция ее обособления в различных видах человеческой деятельности, превращения из средств в самоцель. Это оборачивается всевозможными проявлениями формализма, в том числе бюрократизма. Сугубо формальный поиск приемов, способов художественной и другой деятельности в этом случае замыкается сам на себе, начинает работать в холостую.

Требуемая мера гибкости или жесткости формальных правил той или иной деятельности зависит от характера этой деятельности. Скажем, в военном деле, в четко отлаженных медицинских методиках, технологических процессах необходимо строгое соблюдение правил. Тем не менее даже в таких случаях абсолютизация формальных правил нередко препятствует решению задач, ведет к сбоям, застою. Но особенно вредна заорганизованность в ситуациях творческой деятельности, где значение имеет результат, а не жестко регламентированный способ его осуществления.

В качестве особого элемента диалектики, в котором конкретизируется, как в частном случае, общее положение о превращении в свою противоположность, о переходе одного в другое, В. И. Ленин выдвинул следующее: «...борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания»
Что означает эта ленинская формула?
Она прежде всего означает, что содержание как совокупность элементов, сторон, процессов каждого предмета, явления и форма как внутренняя организация содержания представляют собой единство противоположностей, между которыми постоянно происходит борьба, приводящая к уничтожению старой формы, или, говоря словами В. И. Ленина, к сбрасыванию формы и замене ее новой формой, соответствующей новому содержанию.
Как логический и методологический принцип этот элемент диалектики имеет огромное значение прежде всего потому, что правильное использование форм научно-абстрактного мышления, форм познания, их неразрывное единство с объективным содержанием, с предметами, явлениями материального мира обеспечивает нам истинное познание окружающих явлений, помогает вскрыть самые глубокие процессы, скрытые от нас связи и закономерности действительности.
В научном познании действуют те же закономерности единства и борьбы формы и содержания, что и в материальной действительности. Всякий познавательный процесс может совершаться только в определенных формах мышления; являясь отражением форм объективного мира, они организуют познавательный процесс, обеспечивают его поступательное развитие. В содержание же мышления входят не только элементы мысли, которые участвуют в процессе познающего мышления, но прежде всего взаимосвязь этих элементов, их взаимодействие и взаимопереходы. Именно эти процессы и определяют движение мышления, обусловливают получение новых достоверных мыслей и потому характеризуют содержание процесса мышления.
В материальной действительности важнейшая особенность формы состоит в том, что она выражает и организует содержание. В применении к мышлению, к познанию это означает, что формы мысли существуют для того, чтобы выражать то содержание знаний, которое отражается в этих мыслях. Но наши мысли могут отражать только предметы, явления, их связи и отношения, т. е. тот материал, который дает нам объективная действительность. Вне этого материального содержания формы пусты, мертвы, бесполезны. А из этого следует, что формы мысли неразрывно связаны с их содержанием; в голове человека не может возникнуть ни одной мысли, которая бы не была выражена в соответствующей форме, так же как всякая форма мысли выражает определенное содержание. Формы мысли можно только абстрагировать в целях их изучения, но оторвать их от содержания мыслей невозможно. В. И. Ленин указывал, что действительное познание происходит не с помощью пустых, бессодержательных абстракций, а посредством понятий, являющихся отражением материальных вещей и отношений.
Но форма не только выражает, но и организует содержание. В применении к мышлению это положение, разумеется, вовсе не означает, что форма якобы представляет собой нечто абсолютно самостоятельное, первичное по отношению к материальному содержанию, что она упорядочивает это содержание, устраняет тот хаос, который имеет место в материальном мире, основываясь только на своих внутренних закономерностях, не имеющих отношения к этому миру, как уверяют идеалисты от пифагорейцев и Платона до Канта и от Канта до Рассела, Карнапа и других современных идеалистов.
Логические формы организуют содержание в том смысле, что они дают возможность человеку раскрыть самые глубокие связи и отношения в материальной действительности, открыть важнейшие закономерности ее развития, соединить наши отрывочные, разрозненные или неполные знания о предметах материального мира в стройную научную теорию. Но эти свои функции логические формы способны выполнить потому, что они сами являются обобщенным отражением действительности, отражением наиболее общих связей, существующих в материальном мире, что они выросли из объективной действительности и порождены ею.
В «Элементах диалектики» В. И. Ленин раскрывает также принципы, связанные с основными законами диалектики. Так, в 4-, 5- и 6-м элементах Ленин характеризует принцип рассмотрения вещи как единства и борьбы противоположностей. Особенно подробно и глубоко он исследуется в ленинском фрагменте «К вопросу о диалектике». «Раздвоение единого,- писал Ленин,- и познание противоречивых частей его... есть суть (одна из „сущностей*, одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» х.
Исходя из того что каждый предмет, каждое явление материального мира внутренне противоречиво, содержит в себе борющиеся противоположности, что эта борьба составляет источник, движущую силу развития, В. И. Ленин учит, что для успешного и глубокого познания необходимо расчленить изучаемую вещь на ее противоположные стороны, тенденции, раскрыть характер борьбы этих противоположностей, ведущей к развитию этой вещи, и тем самым установить сущность перехода вещи от одного этапа ее развития к другому. Это необходимо сделать потому, что без раскрытия самодвижения, саморазвития вещи познать ее невозможно. «Условие познания всех процессов мира в их,самодвижении“, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни,-писал Ленин,- есть познание их как единства противоположностей».
Действительное познание, по Ленину, должно осуществляться не только путем простой фиксации наличия в вещи противоречивых сторон, тенденций, а путем изучения зарождения, роста и созревания противоречий, путем исследования того, как возникают различия в тождественном и как эти различия перерастают в противоречия. «Обычное представление,- подчеркивал Ленин мысль Гегеля,- схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое в ажно е»ъ.
Но различия бывают разные. В процессе познания необходимо обращать внимание на такие различия, которые изменяются и имеют тенденцию перехода в противоречие, в противоположность. «Мыслящий разум (ум),- писал Ленин,- заостривает притупившееся различие различного... до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными (regsam) и живыми по отношению одного к другому,- приобретают ту негативность, которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности».
Но познание противоречивых сторон и тенденций познаваемой вещи и тем более их зарождение, развертывание, вызревание и преодоление возможно только в динамике, в движении и развитии этой вещи. Здесь мы приходим еще к одному доказательству того, что предметы, явления материального мира можно глубоко и разносторонне познать только в их развитии. Но с другой стороны, движение и развитие любой вещи есть, в сущности, движение и развитие ее противоречивых сторон. Так различные по своему выражению элементы диалектики и принципы диалектической логики сливаются воедино, составляя монолитное диалектико-материалистическое учение о познании, единую систему диалектической логики.
Переход количественных изменений в качественные и обратно В. И. Ленин характеризует и как важнейший элемент диалектики, диалектической логики.
Как принцип диалектической логики переход количественных изменений в качественные имеет большое значение. Ведь познать то или иное явление - значит прежде всего вскрыть его важнейшие свойства, его качество, обнаружить его наиболее существенные особенности, раскрыть их природу, внутреннюю сущность, определить закономерности и формы перехода данного явления из одного качественного состояния в другое. Поэтому рассматриваемый принцип, как и другие принципы диалектической логики, лежит в основе познавательного процесса. Он дает нам возможность понять сам процесс движения, развития объективного мира, вскрыть механизм превращения предметов, явлений в новое качество и на этой основе познать сущность предмета, предвидеть ход его дальнейшего развития.
13-й и 14-й элементы диалектики сформулированы В. И. Лениным следующим образом: «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и... возврат якобы к старому (отрицание отрицания)»1. В соответствии с этим следующий принцип диалектической логики можно сформулировать как принцип диалектического отрицания, сущность которого состоит в следующем: в процессе познания отрицание одного положения другим осуществляется так, чтобы выявление различия между утверждаемым и отрицаемым положениями сопровождалось выявлением их связи, тождества, отысканием в отрицаемом утверждаемого. Другими словами, отрицание не должно быть «голым», «зряшным», оно должно удерживать положительное, быть моментом связи, развития. Этому принципу В. И. Ленин придавал очень большое значение. «От утверждения к отрицанию,- писал он,- от отрицания к „единству** с утверждаемым,- без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом» .
Нетрудно заметить, что данный принцип представляет собой логическое выражение методологических требований закона отрицания отрицания.
Важным следствием рассматриваемого принципа является положение диалектической логики о том, что в познании необходимо идти не просто от одного к другому, а от простейших понятий, определений ко все более сложным и богатым по содержанию. В самом деле, диалектическое отрицание одного положения другим предполагает сохранение всего положительного в отрицаемом и включение его в качестве момента, составной части утверждаемого положения или теории. А если так, то развитие мысли представляет собой не что иное, как движение от менее богатых по содержанию понятий, определений ко все более и более богатым. Этот принцип диалектической логики выражает применительно к познанию господствующую в объективной действительности тенденцию поступательного движения от низшего к высшему, от простого к сложному. Он неразрывно связан с принципом рассмотрения предметов в их движении, развитии, а также с принципом единства исторического и логического, является их продолжением и развитием.
Логико-методологические функции основных законов диалектики будут рассмотрены нами в следующей главе.
Мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее важные принципы диалектической логики. Диалектическая логика так сложна и многогранна, что рассмотреть все ее даже основные принципы означало бы рассмотреть логические, гносеологические и методологические функции всех элементов и категорий диалектики. Но и рассмотренные принципы дают достаточно ясное представление о том, какое огромное значение для современного научного познания имеет материалистическая диалектика как логика и теория развития научного знания, какую неоценимую услугу она может оказать ученым, сознательно и творчески применяющим в научном исследовании ее основные принципы, законы и категории.
Особое место в диалектической логике занимает принцип восхождения от абстрактного к конкретному, который требует специального рассмотрения.

Композиция - основополагающее понятие в художественном проектировании промышленных изделий (compositio (лат) - сочинение, построение, соединение частей, приведение их в порядок).

В художественном конструировании термин композиция используется для наименования как процесса, так и результата деятельности дизайнера.

Композиция может быть смысловой и несмысловой. Несмысловая композиция имеет только структурную сторону, а смысловая - содержательную и структурную. При восприятии смысловой композиции возникает образ предмета, выполняющего определенные функции.

Композиция промышленного изделия обладает определенными свойствами, которые могут обеспечить гармоническую целостность формы. Художественно организованная или гармоническая форма - это такая форма, в которой достигнута всесторонняя гармония (внешнего и внутреннего, частей и целого, с человеком, с материальной основой, со средой) (Быков). Гармония формы достигается с помощью различных средств композиции.

Композиция как система соподчинений возникает при наличии определенных связей между всеми частями целого, которые основаны на закономерностях общего и частного характера. Эти закономерности проявляются по-разному в различных формах, поэтому единой методики формообразования не существует.

Рассмотрим подробнее основные средства и свойства (качество) композиции.

Композиционное решение даже простого изделия основывается, как правило, на использовании не одного, а множества средств композиции (рис.2.1).

Следует отметить, что образность формы и единство стиля не обеспечиваются обычными средствами композиции (по Ю.С. Сомову). Образность формы в наиболее общем виде дает первое представление о предмете. Единство стиля определяет как бы современность изделия, соответствие его эстетическим запросам тех или иных слоев общества. Достижение единства стиля зависит от умения дизайнера передать в вещи дух времени.

пропорции и пропорционирование

метрический повтор

контраст

симметрия-асимметрия

статичность-динамичность

светотеневая структура

фактура материала

композиционный прием

единство формы и содержания, образность

целостность, композиционное единство

колористическое и тональное единство

пропорциональность

тектоничность

масштабность

композиционное равновесие

соответствие окружающей среде

единство стиля

Рис.2.1 Средства и качества композиции

Единство формы и содержания, образность

Единство формы и содержания - один из важнейших законов художественного творчества. Нужно, чтобы в характере решения формы ясно прочитывалось предназначение изделия.

Понятие единства формы и содержания рассматривается в разных аспектах: в функциональном плане, в эксплуатационном (влияние окружающей среды), в эмоциональном плане (создание определенного, заданного эмоционального настроя). Этот последний аспект также имеет непосредственное отношение к образности.

Единство формы и содержания, прежде всего, означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения объекта, его утилитарной сущности, социальной значимости. Мы уже видели это на примере стульев М.Тонета. В форме кресла судьи также прочитывается идея создания заданного эмоционального состояния, соответствующего психологического климата в зале суда. В его образной трактовке отражена идея правосудия, высокое значение процедуры суда, строгость и значительность. Это своего рода символ, а не утилитарный предмет.

Стремление придать изделию необычную, эффектную форму без достаточно реалистичной трактовки сущности вещи приводит часто к созданию вещей нелепых, бессмысленных, дезинформирующих.

Примеров такого формального решения формы изделий достаточно много. Вот некоторые из них:

пылесосы с излишне динамичными (“Ракета”), или шарообразными формами, похожими на космические спутники (хотя в перемещении пылесоса по комнате мало динамики и нет космических аналогий);

кофеварка, внешне напоминающая огнетушитель;

канцелярские настольные приборы из пластмассы, которые иногда производят впечатление макета мемориального комплекса, а их функциональная сущность, назначение и удобство пользования ими в форме никак не выражены;

урна для мусора, напоминающая по внешнему виду декоративную вазу, или того хуже - выполненная в виде пингвина, не соответствует своей сущности. Образ птицы, глотающей отбросы, вызывает неприятные эмоции. По стилевому признаку такое изделие плохо вписывается в среду городских кварталов и улиц. Оно, может быть, более уместно было бы как игровой объект на детской площадке;

Сливной бачок унитаза (рис. 2.2), передний отсек которого выполнен в виде аквариума с живыми рыбками. Образ сливного бачка-аквариума, предложенный в Англии, едва ли будет гармонировать с предназначением и обустройством туалетной комнаты, а нажатие кнопки слива невольно ассоциируется с негуманным актом по отношению к живым существам.

На формирование художественно-образного решения оказывает влияние множество факторов и в первую очередь - конструктивно - функциональные, определяющие существо изделия (размеры, геометрия, структура, кинематика, положение в пространстве и др.). Эти факторы, включенные в поиск художественно-образного решения, также являются сильным средством воздействия. Так, используя только формальные признаки массы изделия (даже без расшифровки материала), можно передать ощущение массивности, тяжести или легкости изделия (рис.2.3)

Одним из сильнейших средств эмоционального воздействия является ритм. Покажем это на простых примерах (Рис.2.4):

Существенную роль в структуре образного решения играет цвет. Он может значительно повлиять и на создание определенного эмоционального настроя и выявления различного назначения одинаковых по функциональной сути объектов.

Например, автомобиль детский - нарядный и завлекательный; гоночный - броский, активный, динамичный; автомобиль для жаркого климата - светлый, спокойный; автомобиль представительский - только черный и т.д.

Существенное значение имеет также и ассоциативно-символьное значение цвета, используемого в цветовом решении формы. Например, красный цвет может быть радостно-праздничным, взволнованно-напряженным, мрачно-мемориальным.