Здание мгу история строительства. Мировая архитектура: МГУ. Архитектурные особенности здания МГУ

Главное здание МГУ (Московского государственного университета) им. Ломоносова на Воробьевых горах является городком в большом городе, со своими магазинами, музеями, общежитиями для студентов, столовыми, поликлиникой, парикмахерской и огромной библиотекой. Именно в этом здании находится самое большое учебное заведение в России.

С середины XX века главное здание МГУ входит в перечень сталинских высоток. Высота здания МГУ им. Ломоносова со шпилем составляет около 240 метров и включает в себя 34 этажа в центральном корпусе. Оно поистине имеет колоссальные размеры, которые впечатляют своими величественными формами. Строительство здания началось в 1949 году и длилось 4 года. За время работ проект сменил многих архитекторов. Первым из них был Б.М. Иофан, которого практически сразу сместили с должности из-за разногласий с партийными работниками. Далее планировкой сооружения занимались такие мастера архитектурного дела, как Чернышев, Руднев, Хряков, Наносов. Скульптурным оформлением фасадов здания МГУ им. Ломоносова руководила В. И. Мухина.

Статуя Ломоносова.

Изначально вместо шпиля планировали установить статую Ломоносова по примеру здания Дворца Советов, и фигура ученого должна была иметь высоту около 40 метров. Такой проект отвергли, так как это придало бы строению вид огромного пьедестала для маленькой фигуры, в которой снизу вряд ли кто-то узнал бы выдающуюся личность. В результате, верхушку здания увенчал шпиль высотой 58 метров с золотыми колосьями и звездой. Впоследствии статую Ломоносова расположили напротив центрального входа в здание МГУ .


Шпиль на здании МГУ им. Ломоносова.

Когда смотришь на шпиль, кажется, что он сделан из настоящего золота, но это не так. Золото — «мягкий» металл, под воздействием ветра и осадков он быстро пришел бы в негодность, да и стоимость такого украшения здания была бы достаточно велика. На самом деле шпиль, колосья и звезда выполнены из желтого стекла в виде мелких пластин.


С третьего по восьмой этаж здания занимает геологический факультет. С 12 по 16 этажи расположился математический факультет, а с 17 по 22 – географический. Ректораты находятся на 9 и 10 этажах. Далее 24 и 31отведены под музей землеведения, отсюда ходит лифт на верхние этажи. 30,31и 34 этажи имеют техническое предназначение, на 32 находится круглый зал для заседаний, а на 33 – галерея под куполом. Именно на 34 этаже расположен вход в шпиль. Что находится внутри шпиля, никто не знает, но некоторые историки считают, что в сталинские времена в самом шпиле были помещения, которые принадлежали КГБ и использовались для наружного наблюдения, и что вроде бы оттуда хорошо просматривалась дача Сталина.

Как велось строительство главного здания МГУ им. Ломоносова.

Строить главное здание Московского государственного университета им. Ломоносова должны были комсомольцы, но мало кто знает, что работы велись заключенными, которые имели строительные специальности, и их насчитывалось более 14 тысяч человек. Как правило, это были люди, осужденные по бытовым статьям: политзаключенных в привозить боялись. В деревне Раменки выделили землю, где на скорую руку соорудили бараки и по периметру лагеря расставили вышки для охраны. На стройку заключенных возили под конвоем грузовыми машинами, а под конец их расселили на 24 и 25 этажах, чтобы экономить на расходах по перевозке. Параллельно строительству здания велись работы по облагораживанию территории вокруг главного здания МГУ им. Ломоносова. Разбивались парки, агроботанические сады. Были вырыты 20 экспериментальных прудов, в которых впоследствии рыбное хозяйство выращивало рыбу. Также были построены два спортивных зала и 11 санитарно-технических сооружений. Торжественный митинг по открытию главного здания Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова состоялся 1 сентября 1953 года, и храм науки открыл свои двери для студентов.


На Воробьевых горах бывал каждый, кто хоть раз посещал Москву. Так же, как все дороги ведут в Рим, - туристические тропы приводят посетителей столицы прямиком к главному зданию МГУ.

Образ высотки МГУ знаком каждому россиянину: недаром именно она изображена на знамени Москвы среди остальных ее символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя.



Сложно поверить, но всего 60 лет назад на Воробьевых горах было пустынно: никакой высотки там не было и в помине. Главное здание МГУ было построено всего через 8 лет после окончания страшной, кровопролитной войны, - и стало символом нового, просвещенного времени.

Как и все высотки, главное здание МГУ планировалось как строение с замкнутой бытовой инфраструктурой: в нем должно было быть все необходимое для осуществления жизнедеятельности без отрыва от учебного (и преподавательского) процесса. Сама идея высотки имела и своеобразный социально-философский смысл – посредством проживания в одном пространстве студентов, докторов наук и ректора она представляла собой «вертикаль знаний» и символизировала все те высоты, которые можно достичь.
Все известные московские высотки того времени в числе семи были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой восьмисотый юбилей. "Отец народов" счел символичным то, что столица пересекает рубеж девятого столетия, устремляясь в небеса. Но это, так сказать, «романтическая» часть истории, а факты же говорят о том, что в 1948 году московский горком партии посмел вступить в полемику с самим Сталиным: по мнению представителей ЦК, возведение высотки требовало большого количества лифтов, а это, дескать, нерационально, дорого и неэффективно. Сотрудники ЦК настаивали на здании не выше четырех этажей, архитекторы стояли на том, что высотка на возвышении Воробьевых гор будет смотреться выигрышнее, нежели приземистое, растянутое вширь здание. Спор рассудил Сталин, который объявил, что здание на Воробьевых горах должно быть в высоту не менее двадцати этажей – «издалека чтоб его видели». Спорить с отцом народов было опасно, - и вскоре появился первый проект здания под авторством Бориса Иофана.

Иофан предложил построить высотку над самым обрывом Ленинских гор, - а это было весьма опасно по причине возможных оползней. Архитектор был отстранен и на его место заступил Руднев, который просто перенес проект вглубь территории. Кстати, то место, на котором настаивал Иофан – это широко известная сегодня смотровая площадка.

В одном из первых эскизов здание МГУ предлагалось увенчать статуей человека с поднятыми в небо руками: по мнению архитекторов, это должно было символизировать тягу к знаниям. Но Сталин распорядился, чтобы вместо статуи был сооружен высокий шпиль: это должно было связать здание МГУ с оставшимися шестью высотками, строительство которых велось примерно в то же время.

Первый камень высотки был заложен ровно за 12 лет до первого полета в космос – 12 апреля 1949 года. Найдено интереснейшее архивное видео о строительстве МГУ. Если у вас есть полчаса, выделите время:

Над строительством здания МГУ трудились заключенные: для этого был выпущен специальный приказ о досрочном освобождении зэков, которые сидели по бытовым статьям. Главным требованием освобождения было наличие строительной специальности. «Счастливчики», кстати, освобождались условно: они отбывали все тот же размер срока заключения, но в иной форме.

Для проживания заключенных в районе Раменок был построен трудовой лагерь со сторожевыми вышками; уже позднее, в конце строительства, для минимизации транспортных затрат, заключенных поселили на 24 и 25 этажах высотки. Естественно, многие пытались сбежать: так, в народе ходит байка о зэке, который соорудил дельтаплан из фанеры, забрался с ним на вершину недостроя и улетел в направлении Лужников.

Здание МГУ вплоть до 1990 года держало пальму первенства по высоте: оно являлось самым высоким строением Европы, с учетом шпиля имея высоту в 240 метров. После 90-го года его сменил знаменитый франкфуртский небоскреб «Мессетурм». В Москве здание выше МГУ было построено только в 2006 году: им стал высотный жилой дом «Триумф-палас», высота которого равнялась 264,1 метра.

Сегодня именно на главном здании МГУ находятся самые большие в столице часы: они располагаются на боковой башне. Диаметр циферблата составляет почти девять метров, а длина минутной стрелки превышает четыре метра: это в два раза больше, чем стрелка кремлевских курантов. Кстати, уже в 1957 году все часы на высотке МГУ были переведены на работу от электрического двигателя.

Может казаться, что шпиль с звездой и колосьями имеют позолоченное покрытие; однако это не так. От осадков и ветра позолота бы очень быстро пришла в негодность. На самом деле навершие главного здания МГУ покрыто пластинами желтого стекла, внутренняя сторона которых облицована алюминием.

Есть история, гласящая, что на одном из многочисленных подземных этажей высотки лежит пятиметровая статуя Сталина, отлитая из бронзы: она должна была стоять перед входом в Главное здание. Но ввиду событий 1953 года монумент так и остался лежать в закромах строения.

Еще одна байка рассказывает о том, что изначально на месте МГУ в царское время планировалось строительство Храма Христа Спасителя, - но проект не был реализован, так как слабые грунты не могли удержать столь крупное здание.

Решение якобы нашли сталинские архитекторы: они вырыли яму под фундамент, залили ее жидким азотом и смонтировали в подвалах здания холодильные установки. Этот слух нашел множество опровержений в первую очередь из-за нецелесообразности подобных действий.

Кстати, у Храма Христа Спасителя есть еще кое-что общее с высоткой МГУ: снятые при разрушении собора колонны из малахита были подарены Берией Московскому университету. Сейчас они находятся в кабинете ректора; впрочем, говорят, что малахитовые колонны – это не единственное, что МГУ унаследовало от Храма Христа Спасителя.

Есть множество интересных историй, связанных с высоткой МГУ, некоторые из них основаны на реальных событиях, другие – не более чем плод воображения. К примеру, совсем недавно был рассекречена существующая линия метрополитена, ведущая в аэропорт Внуково. Наверняка МГУ таит в себе еще много загадок, - и удивит нас еще не раз.

З дание Московского государственного университета - одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма . Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе - лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше - жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды . На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен - 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х . Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан . Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта главного здания . Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания - два километра; той, что короче, - 850 метров.

Целый город в одной высотке . В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы» . При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок - ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города - арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина» , Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа . Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя , собор Василия Блаженного , памятник Петру I и Шуховскую телебашню .

Альтернативные варианты скульптурного оформления . Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались - посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной , как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница» , но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны . Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени - около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе - создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса - Михаилу Ломоносову - выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций . При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание - результат труда десятка тысяч человек . Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку.

Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»


Строительство высотных зданий было огромным шагом вперед на пути индустриализации отечественной строительной отрасли. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые и составляющих основу современной проектной и строительной практики. Высотные здания явились очень требовательными «заказчиками» для строительной промышленности. Громадный объем сооружений позволил осуществить применение новых и дорогостоящих технических усовершенствований, стоимость которых была переложена на единицу полезной площади здания без значительного удорожания последней. Это облегчило возможности освоения новой техники. Строительство высотных зданий оказалось экономически прогрессивным фактором – его влияние вышло далеко за пределы рамок строительства самих высотных зданий.

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.

Причиной столь неожиданной замены считают неуступчивость Иофана. Он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор. Это в точности соответствовало пожеланиям «отца народов». Но к осени 1948-го ученые-специалисты сумели убедить генерального секретаря, что такое расположение огромного сооружения чревато катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и новый Университет попросту сползет в реку! Сталин согласился с необходимостью переноса главного корпуса МГУ подальше от кромки Ленинских гор, а вот Иофана такой вариант совершенно не устраивал. Возражать «лучшему другу и учителю советских архитекторов»? –Немедленно в отставку!

Лев Руднев перенес здание на 800 метров в глубь территории, а на месте, выбранным Иофаном, создал смотровую площадку.

В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный – фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Хотя архитекторы, показывая чертежы Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.

Для высотных зданий применялись стальные и железобетонные каркасы. Стальной каркас, по сравнению с железобетонным, являлся более индустриальным, однако его применение влекло большой расход стали. При проектировании восьми высотных зданий в Москве конструкторы разработали третье, промежуточное по степени экономичности и индустриальности решение — стальной каркас, усиленный бетоном, так называемый железобетонный каркас с жесткой арматурой.

Каркасная система позволила свести роль наружных стен к лишь оболочке, изолирующей внутреннее пространство здания от внешних температурных колебаний. Все нагрузки здания теперь передавались на каркас, представляющий собой систему балок и колонн, которые воспринимали вес здания и передавали его на фундамент. В основу советских методов проектирования стальных каркасов были положены труды выдающихся русских инженеров Н.А.Белелюбского, П.Я.Проскурякова, В.Г.Шухова и других, а позднее – Е.О.Патона, Б.Г.Галёркина, Н.С.Стрелецкого, создавших уже к началу ХХ века свою школу и рациональные конструктивные формы. Электросварка, изобретенная в России инженерами Н.Д.Славяновым и Н.И.Бенардосом в 80-е годы XIX столетия получила особенно широкое распространение после Октябрьской революции в различных областях промышленности и в том числе в строительстве. Успешное развитие сварочного дела дало возможность уверенно применить сварку и при монтаже стальных конструкций: каркасы всех высотных зданий в Москве были не только изготовлены, но и полностью смонтированы на сварке. Сварная конструкция, впервые примененная в Советском Союзе для высотного строительства, имела ряд преимуществ перед существовавшей в мировой практике конструкцией с монтажными соединениями на заклепках – снижение веса, снижение трудоемкости изготовления элементов и снижение трудоемкости монтажа.

Предусматривались наиболее простые монтажные сопряжения колонн и ригелей каркасов, причем колонны доставлялись на строительную площадку с уже приваренными к ним элементами сопряжения для крепления ригелей и балок при монтаже. Торцы элементов колонн фрезеровались на заводе, при стыковании таких колонн не требовалось временное крепление в виде расчалок, стыковка производилась при помощи болтов, которые вставлялись в специальные приваренные у торцов «ребра», выполнявшие роль фланцев. Условия упрощения и облегчения монтажа потребовали и максимального сокращения монтажных элементов. Например, при возведении каркаса здания на Смоленской площади при общем весе конструкций 5200 тонн количество монтажных элементов составило всего 7900 единиц. Монтажный вес колонн колебался от 5,0т. до 1,2 т, ригелей от 4,5 т. до 0,3 т.

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.

В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности работа здесь была у гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.

Универсальный башенный кран УБК на строительстве

В системе ГУЛАГа существовало «Строительство-560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки. Начальником этого «гулаговского острова» был сперва полковник Хархардин, а после него – полковник Смирнов и майор Архангельский. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от «объекта», рядом с деревней Раменки, в районе нынешнего Мичуринского проспекта.

Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволке – все равно некуда деваться!

Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.

С уникальной «высотной лагерной зоной» связана еще одна необычная история. Это происшествие даже считали тогда попыткой покушения на вождя народов. В один прекрасный день бдительная охрана, проверяя территорию «ближней дачи» Сталина в Кунцеве, вдруг обнаружила на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Переполох был серьезный. Провели баллистическую экспертизу и выяснили, что злополучная пуля прилетела… со строящегося Университета. В ходе дальнейшего расследования стала ясна картина произошедшего. При очередной смене караула, сторожившего заключенных, кто-то из конвоиров, сдавая пост, нажал на курок винтовки, в стволе которой оказался боевой патрон. Прогремел выстрел. По закону подлости оружие оказалось направлено в сторону находящегося вдалеке правительственного объекта, и пуля все-таки «дотянула» до сталинской дачи.

Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Столь полюбившийся Сталину шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.

На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длинну 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

В высотке было создано и уникальное лифтовое хозяйство. Специалисты изготовили 111 лифтов особой конструкции, в том числе и высотные скоростные кабины.

Весьма вероятно, что Главное Здание Университета является рекордсменом и по количеству колонн. Подсчитать их число практически невозможно. Часть колонн поставлена исключительно ради украшения, и не несет никакой конструктивной нагрузки.

1951 г. Комсомольцы-облицовщики — ученики школы рабочей молодежи на фоне Главного здания

На башне главного корпуса университета монтажник комсомолец Иван Клещев вызывает по телефону подъемный кран.

Электросварщик Е.Мартынов на тридцать четвертом этаже главного корпуса университета.

Ствол башенного крана УБК-3-49, сохранившийся до наших дней на чердаке одного из московских высотных зданий

Иосиф Виссарионович не дожил до этого события семь месяцев. Возведенное по его инициативе высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо «имени М.В. Ломоносова» – «имени И.В. Сталина». Планы подобного переименования были уже вполне реальны. Смену Васильевича на Виссарионовича собирались приурочить как раз к вводу в действие нового корпуса на Ленинских горах. Но генералиссимуса не стало, и проект остался неосуществленным. А ведь зимой 53-го даже буквы для нового названия университета были готовы. Уже размечали их установку над карнизом главного входа в высотное здание.

1956 год
Мало кто знает, но территория МГУ должна была быть в два раза больше современной. Участок за Ломоносовским проспектом, ограниченный проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, в плоть до современной улицы Удальцова, должен быть частью МГУ. Территория огромная! Уже в 21 веке, Интеко построило библиотеку МГУ на этой территории на Ломоносовском проспекте на против МГУ, а до этого построила на углу Мичуринского и Ломоносовского жилой комплекс «Шуваловский».

Самой любопытной подробностью в истории строительства Московских высоток является то, что на протяжении времени с момента их закладки и до его окончания предполагаемые этажность и назначение зданий менялись.

Если верить статьям в газете «Советское искусство» от 28 февраля 1948 года, планировалось построить самое крупное здание в 32 этажа на Ленинских горах в центре излучины Москвы-Реки и расположить в здании гостиницу и жилые квартиры. Ни про какой университет тут речи не идет.

В первоначальных планах здания планировалась установить статую Ломоносова вместо шпиля по аналогии с Дворцом Советов. Фигура могла бы иметь высоту 35–40 метров, но это придало бы зданию вид гигантского пьедестала для маленькой скульптурки. Поэтому ее сняли сверху, уменьшили в размерах, изменили позу и поставили к фонтанам, где сегодняшние студенты, обычно отмечают окончание сессии. А здание, получившее взамен шпиль высотой 58 метров, только выиграло.

Такое грандиозное строительство не могло не обрасти множеством баек и мифов. А.Н. Фешенков, бывший выпускник МГУ, и, как он сам пишет, любознательный студент, в своей статье приводит некоторые из таких баек.
В здании МГУ – 34 этажа плюс шпиль и достоверно – 3 подвала вниз. 29 этаж – Музей землеведения МГУ, оттуда ходит лифт на 32 этаж. 30 и 31 этажи – технические. Круглый зал заседаний – это 32 этаж. 33 этаж – это галерея под куполом, а последний этаж, 34 соответственно – опять технический. Там находится вход в шпиль. Что внутри шпиля?
Одна из баек гласит, что в Советское время помещение там принадлежало КГБ и использовалось для наружного наблюдения за перемещениями высокопоставленных лиц, что, вроде бы, оттуда было видно дачу Сталина.

Другая байка такова: на каком-то из подвальных этажей от –3-го до –16-го (в зависимости от фантазии рассказчика), лежит 5-метровая бронзовая статуя Сталина, что должна была стоять перед входом в Главное здание (ГЗ). Но в связи с 53-им годом эту статую так и оставили в подвале еще недостроенного ГЗ, и так она там и лежит замурованная.
Что наверняка является байкой, это то, что ГЗ строили зэки. Это в корне неверно. Это подтверждено свидетелями. Разве такую ответственную стройку стратегического объекта, курируемого лично Л. П. Берия, доверили бы зэкам, предателям Родины, которые никогда ничего сложнее Беломорканала не строили? ГЗ построено исключительно трудом немцев-военнопленных. Байка о зэке, улетевшем со шпиля на куске фанеры в Раменки и (или) выуженном из Москва-реки НКВД, пошла из статьи, опубликованной в «Комсомолке» в 1989 году.

Пожалуй, самая известная байка о строительстве МГУ, которая передается из статьи в статью. Суть ее в следующем. Когда планировали строительство Храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, было несколько проектов, один из них – построить храм на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты, которые не в состоянии выдержать крупного здания. Но что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Вырыли огромный фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться 3-м подвалом. Этой зоне присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю ГЗ сплывет в Москва-реку. Нужно сказать, что эта история нашла опровержение в различных источниках. Во-первых, из-за дороговизны и ненадежности способа заморозки грунта жидким азотом. Во-вторых, ставить целостность МГУ в зависимость от подачи электричества? Гораздо проще и дешевле морозить всё трубами с крепким соляным раствором минусовой температуры.

С Храмом Христа Спасителя Университет связывает еще кое-что кроме нереализованного проекта на Ленинских горах. Малахитовые колонны, снятые при разрушении храма, много лет валялись на складе НКВД, а потом Л. П. Берия подарил их своему детищу. Колонны украшают собой кабинет ректора. Говорят, что это не единственная деталь храма, унаследованная храмом науки.

В одном из подвальных помещений, заваленном противогазами и дозиметрами, в 1989 году А.Н. Фешенков видел карту, привинченную к стене под оргстеклом – позже эта карта была опубликована в газете «АиФ» – и на ней помимо прочего изображались две линии Метро-2, подземные автомобильные тоннели, в том числе дублирующие садовое кольцо. Запомнились выход на Мичуринском проспекте, грандиозная автомобильная магистраль, выходящая около Белорусского вокзала и также автомагистраль, которую строили позже ГЗ, до самого Белого Дома.

Одну из тайн подземелий не так давно рассекретили – линию метрополитена, так называемого Метро-2, от Кремля до аэропорта Внуково. Ветка Метро-2 проходит прямо под ГЗ, один из входов туда – через КПП зоны «Б». Эта ветка ведет в подземный город в районе Раменок.

Еще одна легенда – когда проектировали ГЗ, его проектировали как запасной телецентр, если Шаболовка выйдет из строя в случае войны (Останкинской башни тогда еще и в помине не было).

МГУ 1950-е годы

МГУ 1950-е годы

МГУ 1950-е годы

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ВОКРУГ МГУ

А вот тут - http://raskalov-vit.livejournal.com/127004.html можно почитать и посмотреть на ребят, которые залезли на шпиль здания. Ух, смельчаки... источники
http://retrofonoteka.ru
http://my-ramenki.narod.ru/int-msu.html
http://www.mmforce.net/msu/story/story/1520/ — Александр Добровольский
http://aramis.dreamwidth.org
Фотографии Грановского

Если вспоминать архитектуру СССР, то хотелось бы вам напомнить , а так же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В 1949–1951 годах неоднократно публиковались эскизные проекты нового университета. Вместо скульптурной композиции, которую изображал в своих набросках Б.М. Иофан, у Л.В. Руднева на вершине центральной башни помещалась статуя.

В одном из вариантов это была статуя самого И.В. Сталина, однако, согласно легенде, скромный вождь такой вариант отклонил. Этим объясняется тот факт, что эскиз «со Сталиным» в те годы не публиковался и остался в запаснике. Вместо этого широкое распространение приобрели эскизы и фотографии макетов МГУ с установленной наверху скульптурой В.И. Ленина (известны также варианты со скульптурой основателя МГУ М.В. Ломоносова и фигурой рабочего).

20 ноября 1948 года газета «Московский университет» публикует информацию о выступлении на Совете МГУ академика архитектуры Л.В. Руднева, который в роли руководителя проектной группы «продемонстрировал членам Совета МГУ эскизы и макет здания и дал пояснения к ним» .

11 февраля 1949 года Л.В. Руднев выступает с большим интервью, где, в частности, говорит: «Центральная двадцатишестиэтажная башня, увенчанная на двухсотметровой высоте скульптурой гениального создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, символизирует стремление нашей науки к высотам знаний».

Проект Главного здания Московского государственного университета (Сталинская премия I степени, 1949).

Планировавшаяся фигура на башне могла бы иметь высоту 35–40 метров. Появление статуи, по аналогии со статуей Дворца Советов, придало бы зданию университета вид гигантского пьедестала для относительно маленькой скульптурки. После постройки высотного здания МИД СССР на Смоленской площади стало ясно, что сделать здания абсолютно пропорциональными можно только одним способом: выполнив завершения в виде шпилей.

Таким образом, получив вместо скульптуры шпиль со звездой высотой 58 метров, здание значительно выиграло.


Схема построения фасада высотной части МГУ с отметками высоты в метрах (Руднев,1953) и фото шпиля (1975 и современное).

В хорошую погоду золотой шпиль, увенчанный звездой в венке из колосьев, видится за многие десятки километров. Эмблема, кажущаяся с земли ажурной, является весьма крупным сооружением: диаметр ее венка 9,5 метра, а диаметр звезды – 7,5 метра. Зерно колоса, обрамляющего звезду, достигает одного метра сорока сантиметров, длинна двух колосьев равна двенадцати метрам. Шпиль высотой почти 60 метров равен высоте 16-этажного дома. Такая высота являлась для своего времени рекордной. Здание Петропавловской крепости в Ленинграде завершает шпиль высотой в 33 метра, шпиль на здании Адмиралтейства – 29 метров.


Монтаж каркаса звезды, венчающей высотное здание Московского государственного университета (1951) и современное фото звезды (2012, ).

Сегодня уже неизвестно имя человека, впервые предложившего увенчать звездами шпили высотных зданий Москвы. Однако идея установить звезду на верхней отметке сооруженного каркаса впервые была реализована строителями именно на Ленинских горах.

«У строителей Московского государственного университета возникла традиция – по праздникам зажигать звезду на самой высокой точке металлического каркаса главного корпуса», - пишет бригадир верхолазов-монтажников П. Жаворонков. «7 ноября 1949 года, в день 32-й годовщины Великого Октября, огромная звезда, усеянная сотнями электрических огней, зажглась на шестом этаже. В день семидесятилетия со дня рождения товарища Сталина москвичи увидели ее на двенадцатом этаже. 1 мая 1950 года звезда соревнования строителей Дворца науки зажглась на двадцатом этаже. В день 33-й годовщины великого октября строители зажгли звезду на двадцать шестом стального каркаса здания. Не только коллектив строителей университета, но и вся Москва могла следить за нашими успехами, видя как все выше и выше поднимается звезда социалистического соревнования строителей Дворца Науки». (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 65).

Возможно, именно эта традиция натолкнула архитекторов на мысль о внесении изменений в утвержденные правительством проекты высотных домов и украшении звездами всех шпилей.

Монтаж шпиля МГУ был операцией чрезвычайно ответственной. Его сборка производилась при помощи самоподъемного крана УБК-15. Некоторые конструкции весом 10-15 тонн не могли быть подняты этим краном на полном вылете стрелы (это привело бы к прогибу опорных балок), поэтому их поднимали через шахту, временно оставленную внутри здания. Под шахту были подведены железнодорожные пути. Внутри этой же шахты производилась сборка каркаса шпиля. Шпиль изготавливался из 12 секций высотой по 4,5 метра. Эти секции, каждая весом от 5,5 до 6,5 тонны, установленные одна на другую. Первые пять секций были опущены через шахту краном УБК-15 на специальную площадку, где две бригады верхолазов-монтажников осуществили их стыковку и сборку. Секции соединялись друг с другом при помощи сварки, эти операции было поручено выполнять четверым сварщикам. Затем башенный кран УБК-15 был демонтирован. Демонтаж производился при помощи мачтового деррика, который установили рядом, остальные секции шпиля были смонтированы с его же помощью. 65).


Подготовка каркаса звезды ГЗ МГУ () и кран КБК-15 на вершине здания.

Шпиль установили на место стоянки демонтированного крана УБК-15 по оси здания. Вес шпиля составлял 120 тонн. Для того чтобы поднять его, в башенной части здания были установлены две мощные лебедки и сложная система полиспастов, с помощью которой всю конструкцию медленно вели верх по мере облицовки его золотистым алюминированым стеклом. Сборка и монтаж шпиля были выполнены в сжатые сроки. Затем на двухсотметровую высоту подняли гигантскую звезду. Ее каркас заранее сварили внизу на площадке перед будущим актовым залом. Сделать последнюю сварку было порчено Е. Мартынову.

Электросварщик Е. Мартынов за сваркой колоса в венке звезды ГЗ МГУ (1951).

«…Поднимаясь по лестнице к звезде, я немного волновался, – вспоминал электросварщик Е. Мартынов, - Это чувство испытываешь всегда, если знаешь, что за тобою следит множество глаз. Но когда я взобрался и уселся на одно из звеньев венка, чтобы удобнее было работать, сразу успокоился. Москва была скрыта от меня густым туманом, поднявшимся над Москвой-рекой. Только вершины высотных строек на Смоленской площади и на Котельнической набережной выглядывали из туманной завесы, как бы заинтересовавшись, чем украшается их собрат на Ленинских горах. “Вот и сбылась моя мечта! – промелькнуло у меня в голове. – Я стал настоящим строителем. Когда-то я дал себе слово построить взамен разрушенной фашистами школы такую же. И вот сейчас мне придется сваривать звезду, венчающую Дворец науки…”» (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 76).

Звезда на шпиле Дворца Науки, олицетворяющая собой могущество Родины и мирный труд советского народа, засияла над Ленинскими горами накануне 34-й годовщины Октябрьской революции.

Читатель мой, бывал ли ты
На башне университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной - совсем лиловой
Москва-река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Всё видно с высоты такой -
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…

(Наталья Кончаловская. Наша древняя столица)