Страхование перевозимых грузов. Страхование грузов при международной перевозке: риски и стоимость страхования. Страхование груза при перевозке: подотрасли

Транспортная Компания GRÜNBERG выполняет страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом по выгодным тарифам .

Промышленные и другие предприятия регулярно нуждаются в грузоперевозках, и пытаются экономить на страховке. Расчёт, возможно, идёт на то, подрядчик обязан возместить заказчику полный объём нанесённого ущерба. Однако, не всегда у грузоперевозчика может хватить денег на эти цели, особенно, в случае доставки особо ценных или крупных спецгрузов. По условиям договора на транспортировку, иногда, перевозчики снимают с себя обязательства за возможный вред.

При поиске грузоперевозчика, лучше выбрать такого, который предлагает услуги по страхованию грузов при перевозке автомобильным транспортом. Есть много причин, чтобы обратиться в GRÜNBERG. И не остаться, в случае непредвиденных ситуаций, без карго или средств на его возмещение.

Основные типы страховой защиты

  • Поручительство за все риски. Страховая компания возмещает порчу, пропажу, расходы на спасение и сохранение;
  • Ответственность за частную аварию. В договоре будут отмечены конкретные прецеденты, когда клиент не сможет рассчитывать на возмещение ущерба;
  • Безответственность за любые повреждение, за исключением случаев крушения. Клиенту будет возмещена порча, когда автотранспорт попадет в ДТП, повлекшее порчу имущества.

В договоре даётся подробная информация о грузе и географии его перемещения, марке и характеристиках транспортного средства. Цены на страховку обычно меняются в пределах 0,5-3 % стоимости карго. Тарифы на страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом зависят от следующих факторов:

  • Условия транспортировки;
  • Объем страхового покрытия;
  • Тип автотранспорта;
  • Вид перевозимого спецгруза;
  • Характер и особенности маршрута, его протяженности;
  • Наличие перегрузок в пути;
  • Другие факторы, влияющие на риск повреждения.

Страхование груза - это уменьшение рисков его потери или порчи, путём возмещения ущерба. Мы предлагаем выгодные условия, клиенты могут рассчитывать на скидки и, даже, оплатить страховой полис в кредит. Экономия на страховке может стать серьезным ударом по налаженному стабильному бизнесу!

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если у перевозчика застрахована ответственность, то это распространяется только на его собственные действия или бездействие по сохранению карго. Защита от убытков в первую очередь важна для клиентов, так как по закону перевозчик не сможет возместить полную стоимость. Поэтому, БУДЬТЕ требовательны к своей безопасности. На примере страхования автоответственности это выглядит как ОСАГО и КАСКО. В первом примере это страховка ответственности перед третьими лицами, а во втором собственного имущества от воздействия извне.

Зная особенности страхования автоперевозок грузов в 2019 году, можно рассчитывать на получение компенсации при наступлении страхового случая. В частности это предусматривается условиями соглашения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Большая часть физических и юридических лиц России сталкиваются с проблемами перевозки габаритных либо ценных грузов на большие расстояния.

В подобных ситуациях есть множество решений, и наиболее оптимальным является нанять частного перевозчика либо же обратиться в транспортную компанию.

Это не только сэкономит личное время, но и позволит обеспечить сохранность груза во время транспортировки.

Одновременно с этим встречаются ситуации, при которых груз доставляется в просроченное время либо с явными дефектами?

Что делать в подобной ситуации? Остается обращаться только в суд.
Но есть и другой вариант – достаточно оформить страхование автоперевозки груза.

Основные аспекты

Ежедневно из одного пункта в другой транспортируется множество грузов. Перевозки могут осуществляться как внутри одного населенного пункта, так и между регионами, странами.

Во время перевозки груза из одного пункта в дугой вверенный груз подвержен огромному числу рисков. К примеру, груз может быть:

  • утрачен;
  • украден;
  • испорчен и так далее.

С целью получения компенсационных выплат за поврежденное либо утраченное в полном объеме имущество, груз следует предварительно застраховать, тем самым обезопасив себя от различных видов риска.

Что нужно знать

Согласно российскому законодательству, под определением “страхование груза” подразумевается одна из разновидностей имущественного страхования.

По сути, это один из способов защитить интересы собственник груза на возможный ущерб, который может быть вызван различными обстоятельствами в период перевозки.

С какой целью оно оформляется

Основными целями страхования принято считать:

  • предоставление надежного уровня защиты имущества;
  • предоставление защиты владельцам груза;
  • осуществление контроля за страховыми ситуациями;
  • урегулирование различных страховых случаев, в частности – возмещение понесенных убытков собственниками груза при наступлении страхового случая.

Согласно российскому законодательству, защита груза в страховых компаниях, не выступает ключевым условием .

Иными словами, никто не заставляет заказчиков оформлять страховку на груз – процедура подписания договора базируется на добровольной основе.

Одновременно с этим, многие транспортные компании попросту отказывают в предоставлении своих тем заказчикам, которые отказались от оформления .

Такая позиция объясняется просто – они не хотят брать на себя ответственность за обстоятельства, которые стали причиной нанесения ущерба грузу.

Правовая база

Страхование различных грузов при перевозке автомобильным транспортом не относится к категории обязательных.

Одновременно с этим большая часть транспортных организаций наличие страхового полиса является ключевым условием.

Порядок перевозки грузов автотранспортом регулируется такими основными нормативно-правовыми документами:

Помимо этого не стоит забывать о Кодексе об Административных правонарушениях от декабря 2001 года.

Страховое соглашение регулирует права и обязанности участников сделки. Выгодоприобретателем в данной ситуации выступает страховщик.

Страхование грузов при автоперевозках

Процедура страхования грузов при автоперевозках несет под собой множество нюансов, о которых рекомендуется знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания. По этой причине рассмотрим их подробней.

Какие бывают риски

Страховые соглашения различаются между собой исключительно списком вероятных рисков и условий начисления компенсационных выплат:

“с ответственностью за всевозможные риски”
В данной ситуации страховщик берет на себя обязательство по возмещению ущерба от кражи, гибели либо частичного/полного повреждения груза, в том числе и расходов, взносов и убытков от сложившейся общей аварийной ситуации Данной ситуации страховщик берет на себя обязательство по возмещению ущерба от кражи, гибели либо частичного/полного повреждения груза, в том числе и расходов, взносов и убытков от сложившейся общей аварийной ситуации – организация начисляет компенсацию в случае вероятной гибели либо же частичного повреждения груза из-за столкновения с внешними предметами
“с ограниченной ответственности” Убытки могут быть возмещены исключительно в случае повреждения либо гибели вверенного груза (либо же части) вследствие любого обстоятельства, за исключением кражи или грабежа
“без ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения” В таком случае страхователь может рассчитывать на выплаты по причине гибели груза в полном объеме, что стало следствием любой ситуации, за исключением тех, которые оговорены текстом договора

Начисление компенсационных выплат осуществляется соразмерно объемам нанесенного ущерба, беря во внимание затраты по предотвращению либо же сокращению возможных последующих убытков.

Порядок заключения договора

Страхование автоперевозки – наиболее популярная разновидность имущественной защиты грузов.

Одновременно с этим только полноценное и грамотное страхование сможет покрыть все понесенные убытки при наступлении страхового случая.

Для возможности обезопасит вверенный груз, его необходимо застраховать по имеющимся общепринятым правилам.

В частности механизм заключается в следующем:

  • выбор страховой компании.
  • подбор наиболее оптимального тарифного плана.

Менеджеры страховой компании смогут не только подсказать программу страхования, но и расскажут о тарифах. При желании произвести предварительный расчет тарифа можно с помощью онлайн калькулятора на портале страховой фирмы.

Необходимо обращать внимание, что тариф оказывают прямое воздействие:

  • характер груза и уровень риска нанесения ему повреждений (к примеру, груз очень хрупкий либо же скоропортящийся);
  • качество имеющейся упаковки;
  • разновидность транспортного средства;
  • расстояние перевозки;
  • какое состояние у дорожного покрытия, по которому осуществляется перевозка.

Рассмотрим пример — далеко не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории и вовсе включены в “черный список” страховых компаний.

К примеру, многие знают, что у побережья Сомали есть высокая вероятность встретиться с современными пиратами. Из-за этого стоимость страховки в таком случае существенно возрастает.

Помимо этого, каждая страховая фирма включает в себя персональные расценки и условия.

  • далее необходимо собрать всю необходимую документацию.

В частности необходимо подготовить удостоверение личности и при необходимости статуса (если речь идет о юридических лицах), а также документы, которые подтверждают право собственности на груз.

Необходимо помнить, что страховикам требуется знать максимально подробные сведения о характере груза, а именно:

  • его официальное наименование;
  • сведения относительно упаковки, габаритов, массе;
  • число единиц и партий груза;
  • информации относительно наиболее вероятных рисках, которые напрямую связаны с данным типом груза.

Страховые компании имеют право лично осмотреть груз перед отправкой.

  • далее необходимо ознакомиться с текстом соглашения.

Условия составленного соглашения должны полностью соответствовать утвержденным международным либо же внутренним правилам страхования груза. Обязательно в документе должны быть отображены страховые случаи и разновидности нестраховых ситуаций.

Если же непосредственного страхователя волнует вопрос относительно полного покрытия рисков, то есть возможность выбрать наиболее дорогостоящий пакет страхового полиса.

В него включено огромное число ситуаций, которые тают возможность при необходимости получить компенсацию.

В большинстве случаев во время страхования груза коммерческими компаниями за оформление договора несут ответственность квалифицированные юристы, из-за чего есть большая вероятность подписать верный документ, без каких-либо ошибок и опечаток.

  • заключение договора о страховании.

После внесения оплаты страховщик должен предоставить несколько экземпляров договора. Их должны подписать обе стороны сделки, а далее он скрепляется печатью.

Договор должен быть у каждой стороны по экземпляру. Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что соглашение обладает сроком действия.

В случае наступления страхового случая по завершению его периода, то о компенсации речи быть не может.

Порядок действий при получении выплаты

В случае возникновения различных проблем в пути (которые были предусмотрены в тексте договора о страховании) собственник груза имеет право в течении 3 календарных дней обратиться к страховому агенту и уведомить его о возникшей ситуации.

Уполномоченное лицо страховой компании должно мгновенно выехать на место происшествия и зафиксировать наступление страхового случая.

Сформированный по общепринятым правилам акт (при его составлении должны обязательно присутствовать — законный представитель собственника груза, страховой компании и автоперевозчика) будет считаться основной документацией, на базе которого будет произведено начисление компенсационной выплаты.

В случае кражи вверенного груза, то с целью фиксации наступления страхового случая необходимо в обязательном порядке вызвать на место случившегося обстоятельства сотрудников правоохранительных органов.

Видео: страхование в грузоперевозках. Страхование грузов

Сформированный правоохранительные органами документ, которые подтверждает факт возбуждения уголовного дела, будет считаться ключевым основанием для страховой компании исполнить взятые на себя обязательства перед клиентом.

Необходимо обращать внимание на то, что к страховым случаям не может быть отнесено:

  • транспортировку груза на неисправном транспортном средстве;
  • возможное управление транспортным средством лицом, которое находится в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения;
  • нарушение .

В том числе отказ может последовать от страховой компании и в случае несвоевременного обращения и уведомления в частности.

Нюансы при международной транспортировке

Экономические правоотношения между странами подразумевают под собой регулярный обмен грузами в процессе различных торговых операций.

Необходимо понимать, что международные операции сопряжены с высокими рисками. Во время транспортировки вверенного груза приходиться преодолевать минимум государственную границу.

В подобной ситуации имущественно может быть повреждено по результатам недопонимания между сторонами, а также:

  • различными спорами;
  • многочисленными разбирательствами;
  • задержками в доставке по различным причинам.

По этим причинам международное страхование пользуется огромной популярностью.

В большинстве случаев во время страхования международных грузов во внимание берется такая схема — каждая страна берет на себя предоставление защиты собственности на своих территориях.

Иными словами, как только груз пересекает границу, субъект страхования мгновенно меняется.

Должна обезопасить себя от таких случаев, в связи с чем, она страхует ответственность или груз. Владелец перевозимого груза также может предотвратить свои финансовые потери, застраховав товар на его полную стоимость.

Понятие страхование груза

– это заключение договора со страховой компанией о том, что в случае наступления страхового случая, она будет обязана выплатить грузоперевозчику или грузовладельцу компенсацию за испорченный либо утраченный товар. Таким образом, ответственное лицо снимает с себя риски в случае непредвиденных обстоятельств и перекладывает их на страховую компанию.
Застраховать товар может, как грузоперевозчик, так и владелец товара. При страховании заключается договор, где прописываются условия финансовой компенсации со стороны страховщика и ее сумма. Приблизительный перечень страховых случаев:

  • Авария, приведшая к утрате либо повреждению товара;
  • Ненадлежащее осуществление сохранности, в результате чего товар был потерян;
  • Непредвиденные природные явления, которые привели к порче товара;
  • Несоблюдение условий перевозки, и как следствие его порча или утрата полезных свойств;
  • Превышен срок доставки по независящим от перевозчика причинам, что также привело к порче груза.

Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы грузовладелец или перевозчик застраховал свой товар от большого числа случаев, ведь за каждый из таких случаев ему придется доплачивать. Однако далеко не всегда такие финансовые вложения оправданы, т.к. даже при наступлении одного из таких страховых случаев, страховщик может найти лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию. Поэтому каждый пункт договора должен быть внимательно изучен.

Страхование ответственности при грузоперевозке

За сохранность груза во время его транспортировки отвечает в первую очередь не водитель, а экспедитор. Он должен следить за передвижением груза и своевременности его доставки. Тем ни менее, существуют риски, что товар будет доставлен не вовремя, полностью или частично утрачен, либо поврежден. Для снятия с себя материальной ответственности экспедитор компании перевозчика страхует свою ответственность при грузоперевозке.
Именно наличие страховки ответственности у грузоперевозчика дает ему преимущество при поиске клиента. Ведь владелец груза заинтересован в возмещении ему материальной компенсации в случае непредвиденных обстоятельств. Экспедитор также преследует свои интересы, при страховке ответственности, все претензии грузовладельца будут удовлетворены именно страховой компанией.
Еще одна причина, по которой грузоперевозчик должен страховать ответственность – это возмещение ущерба страховщику груза. Допустим, владелец груза его застраховал, и во время перевозки товар был испорчен. Страховщик сразу же выплачивает компенсацию владельцу груза, но при этом он должен возместить свои потери. Поэтому страховая компания ищет виновника произошедшего, которым, естественно, оказывается экспедитор. Благодаря наличию страховки ответственности, грузоперевозчик перекладывает свою ответственность на страховую компанию, которая и покрывает все расходы.

Взаимосвязь страхования груза и ответственности

Страхование груза в широком смысле этого понятия подразумевает страхование имущества владельца товара. Страхование происходит на каждый конкретный груз, и на каждую поездку. Страхователем груза может являться как сам владелец товара, так и компания, занимающаяся его транспортировкой. Сумма страховых выплат должна соответствовать стоимости груза.
Страхование ответственности призвано защитить грузоперевозчика от финансовых потерь в случае возникновения ситуаций, которые привели к утрате или порче груза. В отличие от страхования груза, страховка ответственности заключается не на одну поездку, а на определенный период. На протяжении этого срока может совершаться сколько угодно грузоперевозок, и каждая из них будет застрахована. Таким образом, страхование ответственности распространяется только на грузоперевозчика, защищая его интересы.
Грузоперевозчик может страховать, как груз, так и свою ответственность. Нередко эти виды страховок совмещаются. Ведь в случае страхования лишь одной ответственности, страховая компания может потребовать материальную компенсацию перевозчика после выплаты страховки. Если застрахован груз, перевозчик становится посредником между владельцем груза и страховщиком. В результате этого посредничества грузовладелец получает полное возмещение своих потерь.

Что же страховать, груз, или ответственность?

Грузоперевозчик и владелец груза могут вовсе не страховать, ни ответственность, ни сам груз – на законодательном уровне это не обязательная процедура. Однако при поиске перевозчика клиенты в первую очередь обращают внимание на условия компенсации, в случае возникновения порчи или потери товара. Если у компании перевозчика имеется страховка ответственности, то к ней возникает более доверительное отношение, чем к перевозчику без нее.
Что касается страхования груза, то на этот шаг может пойти, как сам владелец груза, так и грузоперевозчик. Когда страхует груз перевозчик, он снимает с себя ответственность за потерю или порчу товара, что не всегда может обеспечить страхование ответственности. Однако выплаченная компенсация не всегда покрывает потери клиента. Поэтому имеет смысл и самому владельцу груза его застраховать.
Таким образом, страховка ответственности – это необходимая процедура для грузоперевозчика, позволяющая не только себя обезопасить, но и привлечь потенциальных клиентов. Страховкой же груза может воспользоваться, как перевозчик, так и владелец груза.

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.

Мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.