Счет бухучета средства для участия в закупках. Расходы на участие в открытых электронных аукционах. Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

С 1 октября 2018 года изменились правила предоставления обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. С этой даты обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки. Как отражать такие операции в учете рассмотрим в данной статье.

Правовая основа изменений

Перечень банков, в которых могут быть открыты специальные счета в целях обеспечения заявок утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р .

Также отметим, что согласно письму Минфина России от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 в дальнейшем обязанность бюджетных учреждений по предоставлению обеспечения заявки в закупке может быть исключена.

Какие счета применяются для отражения обеспечения заявки?

Казенные учреждения отражают выбытие (возврат) сумм обеспечений по виду расходов 853 в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Бухгалтерские записи в бюджетном (автономном) учреждении

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.

Бухгалтерские записи в казенном учреждении

Перечисление казенным учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 304 05 296 - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 1 210 05 560 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 304 05 296 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Статья подготовлена

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2012, N 10

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов - торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> - закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях - открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
  • ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
  • ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
  • ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
  • ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок" плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например , на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ" говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% - если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение - участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота .

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. - требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно . При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота .

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;
  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства . Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 - 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 - 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 "Специальные счета в банках" на отдельных субсчетах:

  • 55-А "Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах";
  • 55-Б "Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные".

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 - перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А - отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1 . В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2 . Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

В налоговом учете плата за участие в аукционе (2000 руб.) отражается в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример 3 . Организация выиграла аукцион, но уклонилась от подписания контракта. Оператор, разблокировав счет, перечислил денежные средства, обеспечивавшие заявку, заказчику. Кроме того, оператор удержал плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примерах 1 и 2, плюс следующие проводки:

В бухгалтерском учете суммы штрафных санкций в размере суммы обеспечения заявки отражаются в расходах. Может ли налогоплательщик учесть эти расходы для целей налогового учета , однозначно ответить нельзя.

С одной стороны, средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, по своей природе являются не чем иным как задатком. По сути, сумма задатка, остающаяся у заказчика, является санкцией за нарушение договорных обязательств, а раз так, на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ ее можно учесть в составе внереализационных расходов на дату признания виновной стороной факта неисполнения обязательств.

А вот Минфин придерживается иного мнения (Письма от 18.01.2008 N 03-03-06/1/12, от 08.09.2005 N 03-03-04/2/56): сумму задатка, остающегося у контрагента в связи с невыполнением договора по вине выдавшей его стороны, нужно рассматривать как безвозмездно переданное имущество, стоимость которого не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Правда, разъяснения Минфина относятся к 2005 и 2008 гг., а с тех пор он по этому вопросу не высказывался. Арбитражная практика тоже небогата постановлениями на эту тему.

Итак, у организации, которая перечислила сумму в обеспечение заявки на участие в аукционе, выиграла его, но впоследствии отказалась от подписания контракта, тем самым потеряв сумму обеспечения, есть два выхода.

Первый, менее рискованный, - не включать сумму задатка, оставшуюся у заказчика, в расходы для целей исчисления налога на прибыль. Второй - признать данную сумму в качестве внереализационных расходов как сумму штрафных санкций. Однако при этом достаточно велики налоговые риски. Чтобы их минимизировать, необходимо позаботиться о тщательном обосновании понесенных расходов. Ведь в случае вопросов со стороны налоговой инспекции организации придется объяснить, почему она, выиграв аукцион, отказалась от подписания контракта. Что может стать причиной? Например , вследствие непредвиденных обстоятельств изменились условия ведения хозяйственной деятельности, ухудшилось финансовое положение, контрагент, от которого зависело выполнение контракта, не выполнил свои обязательства и т.д., то есть сложились некие условия, при которых подписание контракта привело бы к еще большим расходам по сравнению с невозвращаемой суммой обеспечения.

Аналогичным образом можно рассуждать и в случае, когда организация - победитель аукциона заключила контракт, но не выполнила свои обязательства, а средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, остались у заказчика.

Теперь несколько слов о расходах на оплату услуг банка по выдаче банковской гарантии. Как уже отмечалось, заказчик может предусмотреть требование о денежном обеспечении исполнения государственного контракта, которое участник электронного аукциона представляет в виде денежного залога или в виде безотзывной банковской гарантии.

За выдачу банковской гарантии организация уплачивает гаранту вознаграждение. Основание - п. 2 ст. 369 ГК РФ. Конкретные размеры вознаграждения и порядок его уплаты устанавливаются индивидуально в каждом соглашении о выдаче банковской гарантии.

Так как представление банковской гарантии является обоснованным расходом, связанным с получением дохода, при наличии документального подтверждения указанного вида расходов организация имеет право включить их в состав налогооблагаемой базы. При этом на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ организация может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или же на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ отнести в состав внереализационных расходов. Руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов она будет учитывать расходы на оплату услуг банка по предоставлению безотзывной гарантии по обеспечению исполнения госконтракта.

Ю.А.Белецкая

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Как отразить в учете оплату средств для обеспечения участия в открытых аукционах в электронном виде?

Ответ

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 009

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух VIP - версия

Статья: Компания участвует в госпоставках

Аукцион в электронной форме

Его проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в интернете. Для этого предусмотрена возможность получения сертификата электронной цифровой подписи в следующих удостоверяющих центрах:

  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов» ();
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» ();
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» ();
  • ЗАО «ММВБ – Информационные технологии» ();
  • ООО «РТС-тендер» ().

Субъектам малого предпринимательства, размещающим заказ, не нужно подтверждать свой статус. Об этом сообщается в .

Размер обязательного денежного обеспечения заявки на участие не может быть менее чем 0,5 процента и не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Время начала проведения устанавливается оператором площадки. Победителем считается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта.*

Как отразить операции

При участии в торгах возникают расходы:

  • на получение сертификата электронной цифровой подписи;
  • на аккредитацию и комиссию за операции на площадке.

В налоговом учете они относятся к прочим в соответствии со Налогового кодекса РФ. Конкретный вид расхода может не быть предусмотрен .

Однако если он экономически оправдан и документально подтвержден, то его можно учесть при расчете налога на прибыль ().

Если торги проиграны, то расходы могут быть учтены в качестве внереализационных (письма , ).

Однако если организация находится на упрощенной системе налогообложения, то расходы на участие в торгах нельзя учесть. Об этом чиновники напомнили в письмах Минфина России , .*

Принимая участие в госпоставках, организация представляет один из следующих вариантов финансового обеспечения:

  • банковскую гарантию;
  • договор поручительства;
  • залог, в том числе в форме вклада или депозита.

При этом расходы на банковскую гарантию признаются в составе прочих (). В то же время денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения, не включаются в состав расходов организации (). В свою очередь возвращенная сумма обеспечения в доход также не включается. В том числе если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (письма Минфина России , ).* Не учитывается обеспечение и при расчете налога на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление и возврат обеспечения отражается следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– перечислено обеспечение заявки;

ДЕБЕТ 009
– отражена сумма выданного обеспечения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– возвращена сумма обеспечения;

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.*

При получении от оператора электронной площадки акта и счета-фактуры на сумму удержанной комиссии составляются проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76
– отражена сумма комиссии без учета сумм налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– выделен НДС по комиссии.

Е.В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Кредит Дата операции
51 Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 — св / Электронная площадка Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Эти документы Вы найдете на http://pravo.gov.ru/

Чтобы заключить договор с потенциальным деловым партнером, компаниям иногда приходится принимать участие в торгах (конкурсе, аукционе, тендере). При этом возникают определенные расходы, приходится вносить задаток или иное обеспечение. Между тем, результаты конкурса непредсказуемы, и в итоге можно так и не заключить желаемый договор. Как учесть понесенные расходы?

Когда и как проводятся торги

Государственные и муниципальные закупки

Чаще всего участниками торгов в форме конкурса или аукциона компании становятся в том случае, если они хотят стать участниками размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью в дальнейшем заключить государственный или муниципальный контракт (с государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, с органами местного самоуправления или с казенными учреждениями и иными получателями бюджетных средств) либо гражданско-правовой договор с бюджетным учреждением.
В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчики не вправе взимать с участников плату за участие в конкурсах и аукционах, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в установленных случаях. В частности, у заказчиков не возникает никаких обязанностей по оплате стоимости услуг по размещению заказов специализированной организации, которые она оказывает государственному или муниципальному заказчику на договорной основе (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2011 N Д28-376).
Однако заказчиком и уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и тогда такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в конкурсной документации или в документации об аукционе.
Участник может самостоятельно выбирать один из следующих способов обеспечения:
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
- договор поручительства;
- передача заказчику в залог (в том числе в форме вклада или депозита).
Представлять обеспечение не требуется лишь в том случае, если победителем конкурса или аукциона - либо тем участником, с которым заключается контракт, - является бюджетное учреждение.
Если победитель конкурса или аукциона (равно как и "второй в очереди" участник в случае отказа победителя) уклоняется от заключения контракта, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
В других случаях, например, если заказчик отказался от проведения конкурса или аукциона, если заявка поступала с опозданием (после окончания их приема), если участник не был допущен к участию в конкурсе или аукционе или не стал победителем, сумма обеспечения должна быть ему возвращена. Возврат осуществляется и после заключения контракта с участником-победителем (или, если он отказался, с участником, которому был присвоен второй номер по итогам конкурса или который сделал предпоследнее предложение о цене контракта на аукционе).

Аукционы в электронной форме

Проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. В частности, оператор электронной площадки производит аккредитацию участников размещения заказа сроком на три года и обеспечивает открытие им счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме.
Участник размещения заказа имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме, но лишь в части, в которой не осуществлено . Такое блокирование оператор производит в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в течение одного часа с момента получения такой заявки от участника. Если заявку возвращают или участник сам отзывает свою заявку, оператор прекращает блокирование средств по его счету в течение одного рабочего дня со дня возврата или поступления уведомления об отзыве заявки. Кроме того, блокирование операций прекращается, если участник не принял участие в открытом аукционе или если его заявка признана не соответствующей предъявляемым требованиям (в течение одного рабочего дня после дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона).
Когда аукцион благополучно состоялся и с победителем заключается контракт, в течение одного рабочего дня со дня его заключения оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счетам всех участников аукциона. Со счета участника, с которым заключен контракт, оператор списывает денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
Если же участник уклоняется от заключения контракта, оператор прекращает блокирование операций по его счету и перечисляет заблокированные ранее денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе.
Как подчеркивалось в Информационном сообщении Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок", плата за участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, на отобранных электронных площадках взимается только с победителя аукциона (лица, с которым заключается контракт) и не может составлять более 3000 руб.
Сам факт подачи участником заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подтверждает его согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в данном аукционе.

Открытый конкурс на право проведения обязательного аудита

В аналогичном порядке проводятся торги в форме открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Договор по итогам открытого конкурса должны заключать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%; государственные корпорации; государственные компании; государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия.

Закупки, осуществляемые государственными корпорациями, унитарными предприятиями, автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует порядок осуществления закупок:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам, а также, в свою очередь, их дочерними хозяйственными обществами.
Кроме того, лишь по итогам конкурса или аукциона могут заключаться договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. В этом случае нужно руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Прочие случаи проведения торгов

Необходимость проведения торгов регламентирована и в ряде других случаев. Так, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" лишь по результатам торгов (аукциона, конкурса) может быть выдана лицензия на оказание услуг связи в случае, если:
- услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории;
- на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.
Кроме того, согласно п. 3.3 ст. 14 и п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" лишь на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) могут заключаться договоры:
- на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием;
- на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Конкурсы распространены и в строительстве (например, конкурсы на создание архитектурных проектов (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"), на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства (Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства")).

Общие нормы гражданского законодательства

Сама возможность заключения договора на торгах с лицом, выигравшим их, предоставлена Гражданским кодексом РФ. В нем же (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ) установлены и общие требования к торгам.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; также задаток возвращается и лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Сумма задатка, внесенного лицом, выигравшим торги, при заключении договора с ним зачитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Но если это лицо уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора и должен быть подписан в день проведения аукциона или конкурса, внесенный им задаток остается у организатора торгов. Если же от подписания договора уклоняется не победитель, а организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Учет обеспечения участия в торгах

Чтобы правильно отражать операции, связанные с участием в торгах, у компании-конкурсанта, необходимо четко дифференцировать все возникающие выплаты и обязательства. Ведь они имеют различную природу и, соответственно, должны отражаться по-разному.

Если уплачивается задаток

Задаток, внесенный участником торгов, в большинстве случаев подлежит возврату или зачету в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Удерживается он лишь в том случае, если победитель, с которым должен быть заключен договор, уклоняется от его заключения. То есть задатки, вносимые для участия в торгах, играют ту же обеспечительную функцию, что и любые другие задатки. А потому они подлежат учету в качестве дебиторской задолженности организатора торгов. Включать сумму задатка в состав расходов в момент его внесения нельзя, это противоречит требованиям п. 3 ПБУ 10/99.
Для учета внесенных задатков целесообразно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открыть отдельный субсчет для этих целей. Внесение задатка отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Если задаток возвращается компании-участнику, в учете просто производят обратную запись по дебету счета 51 и кредиту счета 76.
Когда компания побеждает в торгах, но отказывается заключать договор (контракт), сумма удерживаемого задатка подлежит включению в состав прочих расходов и списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", ведь, по сути, она становится штрафной санкцией за неисполнение обязательств организации-победителя (пример 1).

Пример 1. Компания приняла участие в конкурсе, по условиям которого ей необходимо перечислить задаток в размере 300 000 руб. Конкурс она выиграла, но от заключения договора отказалась, в связи с чем задаток был удержан организатором торгов (заказчиком).
Операции отражаются в учете компании следующими записями:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.



300 000 руб.
в состав прочих расходов списана сумма задатка, удержанного организатором торгов.

Если же компания побеждает в торгах, но организатор торгов (заказчик) не хочет заключать договор (контракт) и возвращает сумму задатка в двойном размере, необходимо признать половину возвращаемой суммы прочим доходом компании-конкурсанта (пример 2).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Если предоставляется банковская гарантия или поручительство

Помимо задатков, в некоторых случаях обеспечение может предоставляться участником в форме безотзывной банковской гарантии или договора поручительства.
В этом случае счет 76 не применяется, ведь ни задаток, ни аванс не вносятся и вообще никакого перечисления денежных средств организация не производит. Однако необходимо организовать забалансовый учет полученных обеспечений обязательств (в форме банковской гарантии или поручительства), для этого задействуют счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".
Вознаграждение банку за выдачу банковской гарантии (ст. 369 ГК РФ) включается в состав прочих расходов (относится в дебет счета 91) в общем порядке, как и расходы на оплату других услуг банков и кредитных организаций (п. 11 ПБУ 10/99) (пример 3).

Пример 3. Компания, принимающая участие в торгах, предоставляет обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии в сумме 400 000 руб. Комиссия банка за предоставление гарантии составила 500 руб. Торги компания проиграла.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 008
400 000 руб.
отражено получение банковской гарантии в качестве обеспечения участия в торгах;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 руб.
уплачена комиссия (вознаграждение) банку за предоставление гарантии;
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
500 руб.
сумма вознаграждения банка включена в состав прочих расходов;
К-т сч. 008
400 000 руб.
после объявления результатов торгов списана сумма обеспечения (банковская гарантия).

Если компания участвует в торгах на электронной площадке

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 "Специальные счета в банках", к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет "Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме" (к примеру, 55-4), аналитические счета "Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки" (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и "Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок" (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 "Расчетные счета" и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные").
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 4. Компания прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 500 000 руб. В текущем месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 280 000 руб. Аукцион компания проиграла, средства были разблокированы.
Произведены учетные записи:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 000 руб.
перечислены средства на счет, открытый оператором электронной площадки;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
280 000 руб.
заблокированы оператором электронной площадки средства в обеспечение участия компании в аукционе;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
280 000 руб.
разблокированы оператором электронной площадки средства, которые были ранее заблокированы в обеспечение участия компании в аукционе.

Если компания побеждает в аукционе и заключает соответствующий контракт, помимо разблокирования средств оператор электронной площадки также взимает плату за участие в аукционе. Списание средств с аналитического счета 55-41 производят в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на расчеты с оператором), а затем данную сумму включают в состав расходов компании-победителя.
Когда компания побеждает, но отказывается заключить выигранный контракт, с нее также удерживаются денежные средства, которые были заблокированы для обеспечения участия в аукционе. По сути, в этом случае они становятся штрафной санкцией, удерживаемой за нарушение условий аукциона. Причем оператор разблокирует средства и списывает указанную сумму со счета участника, поэтому в учете компании сначала производится внутренняя запись по разблокированию средств, затем запись с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", после чего удержанная сумма включается в состав прочих расходов (списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Май 2012 г.