Новые технологии по демонтажу строительных сооружений. Технологии демонтажных работ. Перечень машин и оборудования

Основное назначение работ по демонтажу конструкций и сетей заключается в удалении строительных конструкций, трубопроводов и узлов инженерного оборудования для монтажа новых конструкций и узлов взамен пришедших в негодность или не отвечающих своему назначению. Демонтажные работы относятся к наиболее трудоемкому виду ремонтно-строительных работ, их довольно трудно механизировать и тем более комплексно механизировать, поэтому при их производстве неизбежны существенные затраты ручного труда. Технология демонтажа должна предусматривать методы производства работ, обеспечивающие безопасные условия труда для работающих при максимальном сохранении годных для дальнейшего употребления деталей и материалов, а также конструкций, смежных с демонтируемыми. К демонтажным работам можно приступать только после передачи объекта ремонта заказчиком подрядчику и по окончании необходимых подготовительных мероприятий согласно проекту производства работ: ограждения площадки, установки подъемных механизмов, подводки воды и электроэнергии, а также уточнения проектных решений непосредственно на месте с целью предупреждения возможного обрушения в процессе выполнения работ. Монтаж строительных конструкций состоит из ряда последовательных операций, выполняемых определенным способом, что указывается в технологических картах в составе ППР. Методы монтажа строительных конструкций определяются рядом факторов: параметрами стесненности, типами монтируемых конструкций, степенью износа существующих конструкций, порядком сборки этажей, технологическими условиями производства капитального ремонта и др. Технологическая последовательность выполнения демонтажа и монтажа конструкций предопределяет организацию монтажных работ раздельным или комплексным (совмещенным) методом. При раздельном методе на первом этапе технологического процесса демонтируют все конструкции, подлежащие замене в пределах объекта, а затем монтируют новые. В этом случае демонтаж и монтаж можно производить с помощью разных машин. Метод применяют при условиях, когда демонтаж конструкций не угрожает обрушением смежных элементов или общей устойчивости зданий. Преимуществом метода является использование мощных монтажных машин, но при этом приходится часто выполнять большой объем работ по усилению конструкций и обеспечению общей устойчивости здания, а также несколько ограничивается возможность совмещения выполнения последующих работ. Совмещенный метод предусматривает совмещение демонтажа и монтажа конструкций с соблюдением условий, обеспечивающих достаточную прочность, жесткость и устойчивость смежных конструкций и сооружений в целом. Метод предусматривает последовательную замену конструкций по захватам, участкам и ячейкам. Монтажные и демонтажные работы выполняют в этих случаях с использованием одного и того же комплекта машин. При этом открывается фронт для последующих работ, в результате чего сокращаются общие сроки ремонта конструкций. Поскольку в процессе эксплуатации строповочные элементы (скобы, петли и т. п.) могут быть повреждены, коррозированы или полностью отсутствовать, демонтируемые конструкции необходимо стропить за основные несущие элементы. До начала строповки для предотвращения соскальзывания стропов при подъеме и кантовке к конструкции могут быть приварены дополнительные специальные упоры. Способ отсоединения опорных узлов и стыковых соединений демонтируемых конструкций должен быть определен видом и техническим состоянием узлов и соединений. Болтовые соединения (при удовлетворительном техническом состоянии)разъединяют свинчиванием гаек. Болтовые соединения конструкций, не пригодных для повторного использования, разъединяют с помощью огневой резки. Аналогичным образом разъединяют заклепочные и сварные соединения. Замоноличенные узлы железобетонных и металлических конструкций можно разрушать также с помощью огневой резки (кислородное копье, электродуговая резка и т. д.), резки высокопрочными материалами (алмазные дисковые пилы и т. п.) и др. Наиболее распространенным является механический способ, при котором бетон разрушается с помощью пневмоударного инструмента, а арматура - с помощью огневой резки (например, газовой). Для ускорения процесса демонтажа целесообразно частично ослаблять проектные крепления конструкции (снять часть болтов, ослабить соединения на оставшихся болтах, срезать часть сварных и клепаных соединений). При демонтаже конструкций необходимо соблюдать такую последовательность операций: - подготовка к демонтажу конструкций (временное раскрепление, усиление, частичное ослабление связей и т. п.); - строповка конструкций и прикрепление оттяжек; - легкое натяжение (выбор слабины) стропов; - отсоединение опорных узлов, контрольный и основной подъемы конструкций, вывод в свободное пространство и опускание на место укладки, временное расцепление демонтированной конструкции (при необходимости), расстроповка.

Демонтаж зданий и сооружений — один из самых трудоемких строительных процессов. Его сложность возрастает в несколько раз, если работы проводятся в условиях плотной городской застройки. В общем случае демонтаж представляет собой разделение объекта на элементы и их дальнейший вывоз со стройплощадки. При этом технология выбирается с учетом материала, формы, веса, ветхости, расположения и других особенностей устаревших конструкций и их окружения.

Поэлементная разборка

Максимально щадящий и в то же время самый трудоемкий способ. Подразумевает применение ручного труда и соответствующих инструментов — кувалды, лома, отбойного молотка и т.д. Он целесообразен на небольших участках, а также в том случае, если демонтируемые элементы планируется использовать в дальнейшем для реконструкции или при .

Направленный взрыв

Самый быстрый и эффективный способ сноса крупных сооружений, расположенных вдали от жилых объектов и оживленных районов. Строго регламентируется законодательством, требует высокого профессионализма от исполнителей и разрешений на работу с взрывчатыми веществами.

Механизированный снос

Наиболее популярный способ в условиях плотной застройки — с использованием спецтехники: гидромолотов, гидроножниц, экскаваторов с удлиненной стрелой. Отличается высокой эффективностью и скоростью проведения работ, доступной стоимостью.

Алмазная резка

В случае, когда необходимо удалить конструкции без пыли и вибрации, применяют оборудование с алмазной режущей частью. При этом можно с максимальной точностью распиливать железобетонные и кирпичные конструкции, отрезая части и выпиливая проемы. Главный недостаток метода — высокая затратность использования оборудования.

Гидравлическое расклинивание

Быстро и чисто демонтировать каменные и железобетонные конструкции толщиной до 1.5 м позволяет применение разжимного гидроклина. Он устанавливается в специальные лунки и под воздействием гидравлической системы нагнетания давления разжимается с усилием в 200-300 тонн, ломая бетон в нужном направлении без шума и пыли.

Специалисты компании «АльфаСтрой» обладают серьезным опытом проведения демонтажных работ различной сложности. Мы предоставляем весь комплекс услуг, начиная от предпроектного обследования объекта до вывоза мусора после завершения работ, выбирая в каждом случае максимально экономичные и эффективные технологии демонтажа.

2.

3.

4.

5. ях

ГОСТ 12.4.059.89 Ограждения предохранительные инвентарные; ВСН 48.86 (р) Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта; ВСН 53.86 Правила оценки физического износа жилых зданий; ВСН 57.88 Положение по техническому обследованию жилых зданий; ВСН 58.88 Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и обслуживании зданий; ВСН 61.89 Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов; ГОСТ Р 51929.2002 Услуги жилищно-коммунальные; МДС 12.46.2008 Разработка и оформление проекта организаии строительства; МДС 13.14.2000 Проведение планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений; СНиП 2.07.01.89 Планировка и застройка городских и сельских поселений; СНиП 3.01.04.87 Приемка и эксплуатация законченных строительством объектов; СНиП III.10.75 Благоустройство территории; СП 13.102.2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений; СП 31.107.2004 Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий; СТО НОСТРОЙ 2.33.13.2011 капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов; Технический регламент о безопасности зданий и сооружений; СТО НОСТОЙ 2.33.53.2011 Снос зданий и сооружений; ГОСТ 12.4.059.89 Ограждения предохранительные инвентарные

:

;

1. Особенности технологии и организации строительных работ при реконструкции действующих предприятий

Реконструкция производится без остановки производства, с частичной остановкой производства и с полной остановкой производства.

Технология и организация производства при реконструкции имеет ряд особенностей по сравнению с новым строительством:
- во-первых, при реконструкции больше мелкообъемности выполняемых работ;
- во-вторых, работы выполняются не присущие новому строительству (разрушение, демонтаж, усиление конструкций, замена отдельных элементов и т.д.);
- в третьих, при реконструкции работы ведутся всегда в стесненных условиях.

При этом необходимо учитывать следующие факторы :
- повышенная пожаро- и взрывоопасность;
- не всегда можно механизировать строительные процессы;
- приходится считаться при реконструкции с непрерывной технологией производства;
- необходимо учитывать защиту технологического оборудования и инженерных сетей от повреждения;
- при доставке строительных материалов бывают большие задержки или не рациональные схемы поставок;
- высокая плотность застройки делает не возможным рационально складировать строительные материалы, а также крупноблочный монтаж;
- стесненность препятствует рациональному применению механизации;
- проявляется индивидуальность выполнения работ для большинства предприятий, т. е. нельзя применять типовые технологические карты и сборные конструкции для большинства штучное и индивидуальное монолитное наполнение.

Различают внешнюю и внутреннюю стесненность объекта.

Внешняя стесненность - ограниченное движение транспорта, механизмов, складирование материалов.

Внутренняя стесненность - наличие оборудования, демонтаж которого не возможен или нецелесообразен.

Поэтому работы подразделяются на внутриплощадочные и внутрицеховые.

Внутриплощадочные подразделяются на подготовительный период (очистка и освобождение площадки) и основные — это прокладка коммуникаций и возведение зданий и сооружений.

Внутрицеховые бывают без остановки основного производства, с частичной остановкой и полной остановкой.

Промежуточное положение между внутриплощадочных и внутрицеховых занимают работы по надстройке существующих корпусов или пристроек к ним новых площадей.

В ППР нужно также особое внимание уделять разрушению и демонтажу конструкций. Эти работы сопряжены с повышенной опасностью, ППР согласовывается со всеми службами предприятия.

2. Методы демонтажа и монтажа в стесненных условиях

Реконструкция связана с демонтажем и монтажом конструкций,с работами по сносу строений, переносу коммуникаций. Разборка отдельных конструктивных элементов, фундаментов под оборудование. Иногда разборки фундаментов, стен, колонн, балок, ферм, полы, подвесные потолки и т.д. и их усиление.

При этом составляется ППР и указывается опасные зоны способы разборки по погрузке и вывозке их. Должны быть и мероприятия по снятию нагрузки с разбираемого элемента. И обеспечение устойчивости и сохранности остающихся элементов.

В зависимости от материала конструкций, объема разборки, используемого инструмента, оборудования и средств механизации эти работы могут осуществляться: вручную, механизированным, термическим и электрогидравлическим способами.

Разборка вручную допускается при небольших объемах работ и когда невозможно механизировать.

Нужно стараться как можно больше применять механизацию и взрывные способы.

Термический способ - это термично-кислородная установка для резки бетона и железобетона.

Демонтаж строительных конструкций составляет до 30%общей трудоемкости ра бот по реконструкции.

Комплексный процесс демонтажа включает следующие процессы :
- усиление конструктивных элементов, состояние которых угрожает обрушению при демонтаже смещенных элементов;
- установки механизмов для демонтажа;
- на рабочем месте применение электрических пневматических инструментов;
- определение границ опасных зон;
- отключение инженерных коммуникаций;
- освобождение конструкций от связей;
- пакетирование и контейнеризация демонтируемых материалов;
- вывозка всех демонтируемых элементов.

Элементы каркаса и наземных ограждений можно демонтировать кранами. Стеновые панели, демонтируют сверху вниз, надежно застропивее.
Захватив конструкцию пока ее не освободят от крепления не поднимают.

Порядок демонтажа определяет ППР. Когда нельзя применять механизацию монтажа, тогда делают ППР методом лебедок.

При одноэтажных зданиях применять самоходные краны, при многоэтажных зданиях - башенные краны. Очень часто применяют самоходные краны, в виде козловых кранов.

При реконструкции объектов, имеющих значительную протяженность и ширину зоны монтажа, целесообразно применять мобильные кабельные краны, которые смонтированы на базе двух кранов Э-250и двух А-образных пилонов высотой до 36 м.

Иногда существенный эффект дает применение вертолетов.

Например МИ-10К поднимает крупногабаритные весом до 11 т. Применяют крышные краны грузоподъемностью 1-2 тонны, При подборе механизации делается экономическое сравнение:

Очень часто при реконструкции используются мостовые краны. Например, в прокатных станах, трубопрокатных станах.

3. Работа по усилению строительных конструкций

Усилениеконструкций зданий и сооружений в процессе реконструкции может быть временным - на период производства реконструкции и постоянным - на весь расчетный период после реконструкции.

Временные - предусматриваются ППР.

Постоянные - предусматриваются основным проектом, который учитывает дополнительные нагрузки на оборудование, увеличение динамического или вибрационного воздействия, эксплуатационный износ, коррозию, случайные повреждения и т.д.

Усиление основания путем цементации грунта через иглофильтры;

Усиление фундаментов:

Через увеличение поперечного сечения и площади опирания на грунт посредством монолитной рубашки. Нужно чтобы сцепление старого бетона с новым было очень хорошее.



Усиление буроинъекционными сваями, с подачей бетона под давлением.



Усиление колонн при помощи установки железобетонных или металлических обойм;



Усиление перекрытий железобетонных;


Усиление балок:



Шпренгелем;

Арматурой.

При производстве работ по усилению конструкций должен быть обеспечен тщательный контроль за качеством используемых материалов и выполнением всех технологических операций. Особое внимание следует обратить на достижение хорошего контакта плоскостей соединения усиливаемой конструкции и элементов усиления.

4. Особенности монтажа и демонтажа конструкций в зимних условиях

Усиление фундаментов при отрицательных температурах производя без промерзания основания, для этого грунт недорабатывают 15-20 см, а непосредственно перед усилением дорабатывают за 2 часа до укладки бетона. Дно котлованов в пучинистых грунтах обычно утепляют граншлаком толщиной 70 см (гравелистые и песчаные можно не утеплять). Запрещается делать зимой песчаные подушки толщиной более 10 см.

Нужно, чтобы монтируемые конструкции были без снега и наледи. Толщину швов запрещается делать больше, чем указано в проекте. Нужно обязательно соблюдать повышение марок раствора.

Стыки сборных железобетонных конструкций, воспринимающие расчетные усилия, замоноличивают раствором или бетоном на марку выше бетона конструкции. Предварительно стык подогревают до температуры
+ 10°С, а затем в стык выдерживают с учетом зимних условий.

5. Техника безопасности при выполнении строительных работ на действующих предприятиях

При разработке ППР пользуются СНиП III-4-80 и системой стандартов безопасности труда (ССБТ).
- учитывать в ППР нужно вредность производства (источники шума, газовыделение, пылевыделение, вибрация и др.);
- учитывается снижение производительности труда на I5-20%, увеличивается вероятность травматизма.
- рабочие проходят медицинский осмотр в порядке установленном для данного предприятия;
- учитывать необходимо стесненность условий и дополнительную утомляемость особенно на работе управлением механизмами;
- составляемый ППР который подписывает заказчик и обязан его выполнять, если не выполняется - работы прекращаются;
- до начала работ вместе с администрацией цеха составляется допуск где указывается мера ответственности за технику безопасности (ежедневно);
- изменять ППР по технике безопасности без согласования утверждаюших его запрещается;
- зимой монтажники пользуются не скользкой обувью, подмости и стремянки очищаются и посыпаются песком.

Демонтаж бетона является весьма трудоемким и энергозатратным процессом. В зависимости от габаритных размеров и конструкции бетонного элемента существуют различные способы достижения поставленной цели. Но все методы, применяемые для демонтажа бетона, основываются на технологии алмазного бурения . Демонтаж бетона с применением новых технологий позволяет максимально оптимизировать данный процесс, осуществить его с большой производительностью и избежать лишнего шума и мешающих работе вибраций.

Что такое гидравличекие клинья?

Наиболее эффективным средством для демонтажа крупных бетонных конструкций являются гидроклинья. Разрушение горных пород про помощи внедрения клина используется еще с древних времен. Раньше в качестве силового звена использовались вбиваемые в отверстия элементы из дерева. Сегодня прогресс сделал значительные шаги вперед, и работа осуществляется при помощи гидравлической системы.

Гидроклинья позволяют разрушать даже армированный или кирпичные блоки с высокими показателями точности и отсутствием риска преждевременного и неконтролируемого разрушения. Такие преимущества делают данный инструмент незаменимым в крупных строительных и демонтажных работах , при работе с фундаментами старых зданий или демонтажем бетонных плит любых габаритов.

Гидравлические клинья обеспечивают самостоятельный выбор направления разрушения и непрерывно контролировать весь процесс. Отсутствие шума позволяет производить работы даже в эксплуатируемых помещениях, не привлекая внимания и не вызывая недовольства со стороны жильцов дома. В отличие от других инструментов, которые используют в своем устройстве принципы ударного воздействия, алмазное бурение делает процесс демонтажа экономичным и экономически выгодным.

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.