Ассигнации и кредитные билеты российской империи. Денежные знаки российской империи Сколько стоят бумажные деньги екатерины 2

Большинство нумизматов желают приобрести в свою коллекцию весьма специфическую банкноту достоинство в 10 рублей 1909 года эмиссии. В чем ее уникальность? Экземпляры этого денежного знака удостоверялись подписью трех разных управляющих Госбанка России и именно этот фактор ныне является определяющим при установлении стоимости монеты. Сколько же можно выручить за исторический раритет, которому через два года исполнится уже 110 лет?

Историческая справка

Купюры номиналом в 10 рублей 1909 года появились в обращении 1 ноября. Они не предполагали полной замены прежних бумажных денежных знаков и потому обращались на правах законного средства платежа наряду с банкнотами 1898 года.

Оборот они покинули только 8 сентября 1922 года, после окончательного установления власти Советов (по окончании Гражданской войны) и переходу на новый дизайн банкнот. Следовательно, 10-рублевая банкнота, эмитированная в 1909 году, стала свидетельницей царской власти, правления Временного правительства и управления Советами народных депутатов.

10 рублей 1909 года имеют несколько характерных особенностей, в числе которых:

  1. Большой размер – 105 мм в длину и 175 мм в ширину;
  2. Купюры отпечатаны на тонкой бумаге сероватого оттенка;
  3. Банкноты, обращавшиеся в российской экономике в годы царской власти, в период правления Временного правительства и Советов народных депутатов, были удостоверены подписями разных управляющих Банка России;
  4. Рисунок на банкноте имеет вертикальную ориентацию (в отличие от традиционной горизонтальной);
  5. Денежный знак не является однотонным – он оформлен сочетанием зеленого, красного и фиолетового оттенков;
  6. 10-рублевая купюра 1909 года – весьма содержательный денежный знак, на оборотной стороне которого можно даже прочитать правила хождения бумажных денег в России.

Базовые характеристики банкноты

1909 года эмитировались в период с 1909 по 1917 год. Оставшееся время их обращения повторные выпуски не проводились. Какими же внешними характеристиками обладает денежный знак?

На лицевой его стороне размещен герб Российской империи в изысканной рамке, по бокам которого размещены аккуратные десятки. Под гербом расположена надпись: «Государственный кредитный билет», номинал и сообщение о том, что банкноты в любой сумме размениваются Госбанком на монеты (с указанием пропорции обмена – 1 рубль = 17, 424 долей золота). Далее следуют подписи управляющего, кассира, номер и серия купюры, а также год эмиссии.

На оборотной стороне можно увидеть ромбовидный картуш, заключенный в две рамки и оформленный растительными узорами. В нем приведены три правила обращения бумажных рублей в Российской Империи:

  • Возможность размена банкнот на золотые монеты, которую обеспечивает государство;
  • Равнозначность золотых и бумажных денег на всей территории страны;
  • Наказание фальшивомонетчиков каторжными работами и конфискацией имущества.

Общий вид банкноты весьма роскошный: ее украшают многочисленные рамки, изящные шрифты, растительные узоры. Он напоминает страницы из книг периода царской России.

Что касается защиты 10 рублей 1909 года, то эта купюра имела водяной знак в виде мелких цифр, обозначающих номинал, которые размещены непосредственно по диагонали.

Разновидности 10 рублей 1909 года и их цена

Опытные нумизматы выделяют целых шесть разновидностей банкноты 1909 года, номиналом в 10 рублей, а именно:

  1. (А) с подписью Тимашева С., эмитированная в 1909 году;
  2. (Б) с подписью Коншина А., которая выпускалась с 1910 по 1914 годы;
  3. (В) с подписью Шипова И., серии ДМ-КЦ (1914-1916);
  4. (Г) с подписью Шипова И., серии КЧ-КГ (начало 1917 года);
  5. (Д) с подписью Шипова И., серии ПД-АМ (после революции);
  6. (Е) с подписью «Образец».

На нумизматических аукционах имеют хождение купюры разного качества от хорошего до идеального, именно поэтому продать 10-рублевые банкноты указанных выше разновидностей можно в таком диапазоне цен:

  • 2000-3500 рублей – за вариант «А» (Тимашев С.);
  • 700-1100 рублей – за вариант «Б» (Коншин А.);
  • 200-600 рублей – за варианты «В», «Г» и «Д» (Шипов И.);
  • 500-1500 рублей – за вариант «Е» (образец).

Таким образом, купюра достоинством в 10 рублей, которая прошла три исторических периода – царскую Россию, власть Временного Правительства и управление Советов периода Гражданской войны может принести своему владельцу немалую прибыль. При этом, чем старше денежный знак, тем выше его цена.

"Д енежные знаки и боны – наиболее объективные и красноречивые документы истории не только в силу своего официального происхождения, но также в виду общественно-рыночной их значимости, как показатели материального благополучия и взаимоотношений различных общественных классов в данный исторический момент… Помимо этого – боны и дензнаки символизируют современные им политические события, войны, борьбу партий, смену властей, идеологию правящих классов. Эволюция общества, революционные скачки и сдвиги общественных классов, победы и поражения борющихся, открытые и скрытые закулисные влияния на данное правительство – все это находит свое отражение в бонах и дензнаках эпохи. В художественном отношении денежные знаки и боны часто представляют из себя богатейшее собрание образцов современного графического искусства, шедевры национальных красивых и стильных рисунков, орнаментов, символических или реалистических изображений, неповторяемых композиций сюжетов и сочетаний красок, много говорящих о данной эпохе вдумчивому наблюдателю. Наконец, - даже техническое исполнение тех или иных бон и дензнаков уже много говорит пытливому уму человека, останавливая его внимание на качестве бумаги, рисунков и красок характеризующих бумажную, химическую и москательную отрасли современной промышленности. Далее – сама печатная работа, изготовление и исполнение водяных знаков, если таковые имеются, - все это до некоторой степени характеризуют современную технику и полиграфию.

Словом – бумажные денежные знаки и боны служат показателем культуры, экономического развития и благосостояния народа, его общественного и политического устройства, зеркалом в котором отражается вся его история".

[ 1 ]


Прав был Вольтер, сказав, что кто не знает прошлого, тот не знает – ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.

В довершение пространных и местами абстрактных рассуждений следует отметить, что эти цветные бумажки и металлические кругляшки держали в руках Ваши пра-радедушки и пра-прабабушки. Трудно выскзазать, какие чувства и мысли обуревали их в это время; что они планировали, чего боялись, чего достигли, чему радовались... Но то,что целая буря чувств, эмоций, мыслей и деяний вызвана каждым из этих замечательных творений - сомневаться не приходится.

Быть может пришло время снова взять эти старинные денежные знаки в руки и подключиться к информационному потоку из далекого прошлого. Ну если не взять в руки, так посмотреть...

Итак:

Денежные знаки Российской Империи, выпущенные в период их свободного размена на золотую монету.

В конце XIX-го столетия бурное социально-экономическое развитие России побудило правительство к радикальному изменению всего устройства денежного обращения. 29 августа 1897 г. Государь Император подписал новый эмиссионный закон, который регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом. В соответствии с этим законом Государственному банку было разрешено выпустить в обращение кредитные билеты на сумму в 600 млн. руб. из того расчета, чтобы покрытие их золотом составляло 50% от этой суммы и остальные 50% выпускались бы под залог частных коммерческих векселей на недвижимое имущество и землю. При выпуске денежных знаков сверх 600 млн. руб. каждый кредитный рубль превышения должен быть обеспечен золотом на 100 %.

С принятием этого закона, предусматривавшего свободный размен кредитных билетов на золото, возникла необходимость в помещении нового разъяснительного текста на банкноты. Надпись на ранее выпущенных билетах гласила, что они обращались на всей территории Российской Империи на ровне с серебряной монетой и разменивались кассой Государственного банка на золотые деньги не по номинальной стоимости, а в соответствии с курсом золотой монеты относительно серебряной. Так как курс золота постоянно повышался относительно серебра, а вес и проба монет оставалась неизменной, то со временем покупательная способность золотых монет становилась выше. К 1890-м годам в стране сложилась непотребная система ценообразования, при которой за один и тот же товар приходилось платить разную цену в номинальном исчислении в зависимости от монетного металла. Закон от 29 августа 1897 г. , уничтожил это противоречие, установив в качестве единственного и абсолютного мерила ценности товара золотой рубль. Но после введения в стране системы золотого монометализма (так называется денежная система основанная на золотом счислении) укоренившаяся за десятилетия привычка к старым правилам выражения цены приводила к недоразумениям в расчетах и даже к злоупотреблениям. Жертвами, как правило, становились богатые иностранцы или, напротив, малограмотные слои населения. Закон от 14 ноября 1897 г. "Об изменении надписей на кредитных билетах" предусматривал текст следующего содержания: "Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений суммы (руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотой монетой". Кредитные билеты предыдущих выпусков изымались из обращения по мере их естественного износа и поэтому массовая доля новых кредитных билетов в денежном обращении постоянно росла и с начала ХХ-го века по 1917 г. они составили основу денежной наличности.

Здесь, видимо, не лишне разъяснить некоторые старорежимные термины, значение которых сейчас основательно подзабыто. Некоторые из них встречаются в надписях старинных кредитных билетов и вызывают вопросы у нас, людей нового времени. Людям же позапрошлого столетия они были хорошо известны. Во первых, что означает 17,424 долей чистого золота? Много ли это, или мало? Долей чего? Все проясняется, если вспомнить русскую дометрическую систему мер и весов, согласно которой: 1 пуд = 40 русским фунтам = 16,380 кг; 1 русский фунт = 96 золотникам = 409,512 г; 1 золотник = 96 долям = 4,26 г. ; 1 доля = 0,044 г. Таким образом - доля, это старинная русская единица веса, равная 0,044 грамма. Отсюда следует, что один золотой рубль был эквивалентен 0,044 х 17,424 = 0,766656 г чистого золота (1000-ной пробы). При желании, учтя современные цены на золото, можно рассчитать ценность старорежимного рубля по отношению к современному. Но это так - в порядке эксперимента. Во вторых, что такое империал? Ответ прост - это золотая монета, содержащая чистого золота на 15 рублей.

Если на 1 января 1897 г. золотых монет в обращении было на 36 млн. рублей, то через 2 года их было уже в 12,5 раза больше (451,4 млн. руб). Кроме империалов (15 руб.) и полуимпериалов (7,5 руб.) в 1897 г. начинается чеканка монет в 1/3 империала (5 руб.), а в конце 1898 г. начинается чекан золотых десяток (2/3 империала). Кроме того, в обращении была оставлена вся медная и серебряная монета прежних лет. Но серебро из основного денежного металла было превращено во вспомогательное разменное средство обращения. Расчеты в высокопробным серебром между частными лицами были ограничены 25-ю рублями, а низкопробным билоном 3-я рублями на душу населения. Следует отметить, что при свободном размене на золото, население быстро утратило привычку к накоплению золотой монеты и, в большинстве своем, предпочитало бумажные банкноты, как более удобные и защищенные от подделки.

Все банкноты получили любовные народные прозвища: рубль - "рыжик" и "конарейка", трешка - "зелененькая", пятирублевка - "слива", десятка - "красненькая", вожделенная мечта российского верноподданного - сторублевка стала "катенькой", а весомая пятисотрублевка почтительно величалась - "Пётр". В 1914 г. с началом 1-й Мировой войны, размен кредитных билетов на золото был прекращен с формулировкой "временно до окончания военных действий". Но последующие исторические процессы привели к полному крушению Империи и обязательствам российского министерства финансов не суждено было сбыться уже никогда. Царские кредитные билеты этого типа находились в обращении и при Временном правительстве и при ленинском. Они утратили платежную силу и были изъяты из обращения в процессе советской денежной реформы 1922 г. Ниже экспонируются государственные кредитные билеты, выпущенные с новой законоуточняющей надписью по закону от 14 ноября 1897 г.


Г осударственный кредитный билет образца 1898 г. номиналом в 1 рубль. Эмиссировался с 1898 по 1917 год. В условиях 1-й Мировой войны с 1915 г. они печатались без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр. В начале ХХ-го века эта купюра достоинством в 1 рубль могла составлять очень хороший дневной заработок наемного работника на тяжелых физических работах. Цвет рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный редитный билет образца 1905 г. номиналом 3 рубля. Выпускался с 1905 по 1917 гг. В начале ХХ-го века этой купюрой мог быть оплачен воз хорошего сена или железнодорожный билет от Пензы до Москвы. Цвет трехрублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.


Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 5 рублей. Денежный знак эмиссировался с 1909 по 1917 г. При Временном правительстве в условиях 1-й Мировой войны с 1917 г. он печатался без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр (этот вариант показан на иллюстрации). В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячный заработок наемной кухарки (при хозяйских харчах) или месячный оклад официанта в непрезентабельном трактире (без учета чаевых). Цвет пятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 10 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить изготовление двух фотографических портретов малого формата, каждый из которых воспроизведен в двенадцати дубликатах. Цвет десятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 25 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить сезонное проживание всей семьи на съемной даче в Ахунах или оплатить годовое обучение чада в одной из Пензенских гимназий. Цвет оборотной стороны 25-рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1899 г. номиналом 50 рублей. Несмотря на кажущуюся простоту оформления, эта банкнота до сих пор является самым защищенным от подделки денежным знаком. До сей поры ни кому не удалось исполнить ее качественную полиграфическую подделку. Поэтому Министерством финансов было принято бесприцендентное решение об ее эмиссии без водянных знаков, так как для ее защиты было достаточно примененных полиграфических средств. В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячную заработную плату муниципального чиновника средней руки или школьного учителя.

Г осударственный кредитный билет образца 1910 г. номиналом 100 рублей. В начале ХХ-го века тридцатью такими купюрами можно было оплатить современный для того времени спортивный автомобиль "Форд".

Г осударственный кредитный билет образца 1912 г. номиналом 500 рублей. Фантастически крупный денежный знак, эквиволентный 22-м граммам чистейшего золота 1000-ной пробы. Его обладатель мог планировать покупку уютного деревянного жилого домика с мезонином, усадьбою и садиком где либо на Песках или Инвалидной слободке.

Денежные знаки, выпущенные в период 1-й Мировой войны при Временном правительстве.




А этот раздел имеет особое отношение к пензенской истории. Вернее сказать "не имеет", а является ее неотъемлемой, но несколько подзабытой частью. Ибо все эти денежные знаки изготовлены здесь, в этом городе.

Денежные знаки Советской России, отпечатанные в 1919-1921 годах на Пензенской печатной фабрике Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг.

В начале 1918 г. красный Петроград становится прифронтовым городом и советское правительство принимает решение о переносе столицы молодого советского государства в Москву. Вместе с правительством, Петроград должны были покинуть все советские госучреждения, архивы и предприятия, обеспечивающие жизненно-необходимые функции новой власти. В числе первых подлежала эвакуации Петроградская печатная фабрика Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг (ЭЗГЦБ), способная обеспечить весь объем производства государственных денежных знаков, почтовых марок, ценных бумаг, документарных бланков и особоважных удостоверений.

Исполнить масштабный переезд и пуск фабрики на новом месте в короткие сроки было технически невозможно. В этой ситуации было приняло решение о дроблении фабричного оборудования на несколько технологически завершенных партий и эвакуации их в разные городоа, достаточно удаленные от фронта и полностью подконтрольные советской власти. Специальные уполномоченные представители фабрики были командированы в Самару, Саратов и Пензу для выяснения обстановки на местах. Каждый из них получил удостоверение, подписанное самим Лениным, дающее широкие права конфискаций и реквизиций всего необходимого для устройства отделений ЭЗГЦБ в указанных городах. В результате обследования для размещения отделения Экспедиции была выбрана Пенза, как обладающая достаточным количеством квалифицированных типографских рабочих, наличием бумажной фабрики Сергеева и развитой сетью железных дорог. На юго-восточной окраине города нашлось и подходящие здания - пустующие корпуса "Пензенского трубочного завода", возведение которого началось в 1916 г. для производства артиллерийских взрывателей, но остановленное из-за трудностей военного времени и грянувшей революционной анархии.

В марте 1918 г. В.И. Ленин направляет управляющему Экспедицией ценных бумаг Михаилу Константиновичу Лемке, предписание, согласно которому в случае необходимости следует уничтожить все оборудование и печатные формы, вывоз которых из Петрограда не представлялось возможным. После чего в экстренном порядке Экспедиция должна выехать в Пензу для обустройства там печатной фабрики. Управляющий Пензенским отделением Экспедиции был назначен первый заместитель М.К. Лемке, старейший работник ЭЗГЦБ, перешедший на сторону советской власти - Павел Васильевич Калакуцкий. В конце мая, когда первый эшелон с уникальными печатными машинами орловской печати, запасами бумаги и печатными формами добрался до Пензы, в ней вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Во время боев за Пензу и последующего грабежа сверхсекретные орловские машины, к счастью, не пострадали, но несколько машин плоской печати типа «американка» и бумажные запасы были реквизированы чехословацкими легионерами для своих нужд. Не смотря на многочисленные трудности, в ноябре 1918 г. к первой годовщине советской власти на Пензенской печатной фабрике ЭЗГЦБ были выпущены юбилейные почтовые марки Советсой России. Для печати марок были использованы клише, гравированные при прежнем - Временном правительстве. Поэтому на марках наименование государства «Россiя» исполнено еще по законам старой орфографии, к тому времени уже реформированной одним из декретов советского правительства.

В апреле 1919 г. в Пензе начинается производство советских кредитных билетов с клише, так же изготовленных еще при Временном правительстве. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 мая 1919 г. "О выпуске в обращение новых кредитных билетов образца 1918 года" была проведена масштабная эмиссия новых денежных знаков Советской России, которые стали обслуживать денежное обращение наравне с денежными знаками прежних лет – царскими, «керенками» и «думками». Изъятие денежных знаков предыдущих правительств, в соответствии с условиями выпуска новых кредитных билетов, не планировалось. Деньги РСФСР этого вида печатались с 1919 по начало 1921 г. В обращение были выпущены "Государственные кредитные билеты образца 1918 г." достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Временному правительству не удалось исполнить все намеченные проекты своих денежных эмиссий, так как тому помешала Октябрьская революция. Печатные формы денежных знаков, подготовленные Временным правительством для своих финансовых проектов, были востребованы правительством РСФСР для выпуска в экстраординарных условиях своих денежных знаков. Поэтому денежные знаки Советской России не имели советской символики. На них можно увидеть исторически несовместимые элементы оформления - герб ушедшей буржуазной России и дату "1918" - то есть год, когда уже была установлена советская власть. На кредитных билетах в строке "Управляющий" проставлено факсимиле главного комиссара Народного банка РСФСР Г. Пятакова. Индивидуальная нумерация билетов не предусматривалась и для ускорения производства была заменена обозначением серий.

10-рублевую купюру в народе в дореволюционной России называли «красненькая», «красная» или «червонец».

Например, в четвертой части романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» читаем: «Мирон Григорьевич, порывшись в сундуке, достал засаленный платок, развязал его; шелестя хрусткой бумагой, отсчитал десять “красненьких”».

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится коллекция бонистики конца XIX - начала XX века, в которой имеются «красненькие» - государственные кредитные билеты достоинством 10 рублей образца 1909 года.

В обращение кредитные билеты были выпущены 1 декабря 1910 года согласно указу от 29 апреля 1909 года, печатались до 1919 года, находились в обращении до 1 октября 1922 года. По количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только 3 рублям серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвая купюра была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой», в которой было выгодно хранить сбережения, с другой - относительно общедоступной.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты».

Государственный кредитный билет достоинством 10 рублей был оформлен в светло-красных тонах с органичным вплетением салатного, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии купюр образца 1909 года это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас кредитных билетов встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тонов. В оформлении купюры были видны яркие черты стиля «модерн»: множество символических элементов, отражающих благополучие государства.

Лицевая сторона содержала все основные полезные элементы банкноты: малый государственный герб государства образца 1883 года, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, факсимильные подписи управляющего и кассира, указывались шестизначный порядковый номер и двухлитерная серия.

На оборотной стороне банкноты печатались три параграфа из указа о правилах их обращения: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу». Основной композицией и на лицевой, и на оборотной сторонах являлись свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов, которые служили неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива.

«Красненькая», «катенька», «петенька» - этими ласковыми именами в России издавна называли бумажные деньги. Это связано и их историей и внешним видом. Хотя облик русских банкнот менялся на протяжении истории, при их разработке следовали определенным традициям. По тому, как трансформировались купюры, можно изучать историю.

«Синица» в руках

Очарованный странник Лескова встретил в трактире молодую красавицу-цыганку... «Даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем... А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет».

Николай Семенович написал свою повесть в 1872-1873 годах. К тому времени свободный размен бумажных денег на золото и серебро был запрещен (результат Крымской войны 1853-1856 годов, вызвавшей значительный дефицит в императорской казне). Но цвета, присвоенные купюрам разного достоинства во время реформы Канкрина, остались неизменными. Этой цветовой кодировке банкнот предстояло пройти сквозь века, пережить династию Романовых и перекочевать в совсем другое государство с иной системой управления.

Итак, граф Егор Францевич Канкрин (а точнее - Георг Людвиг Канкрин, рожденный в городке Ханау, что в ландграфстве Гессен-Кассель) в 1823 году был призван на должность министра финансов Его императорского величества Александра I. Он пришел на место графа Гурьева, того самого по имени названа гурьевская каша. По свидетельству современников, он «…обладал умом неповоротливым», да и ко двору был приближен «через дружество с графом Скавронским». Тем не менее, именно при нем русские ассигнации уже прошли усовершенствование в 1818 году. Усложнить дизайн и снабдить банкноты каждого номинала своим водяным знаком было решено после печального опыта Отечественной войны 1812 года. Тогда Наполеон наводнил страну фальшивыми ассигнациями, которыми французские фуражиры расплачивались ими с русскими крестьянами за провиант. Тогда вышли купюры достоинством 25 и 50 рублей, а в следующем - достоинством 5, 10, 100 и 200 рублей.

Купюры разного достоинства имели свой цвет: достоинством в один рубль - желтые, трешницы - зеленые, пятирублевки - синие (те самые «синицы» на подносе цыганки), а десятирублевые купюры были красного цвета, потому и назвались «червонцами». Белого же цвета были сторублевки.

В обиходе часто купюры именовались по цветам, причем ласково: «синенькая», «красненькая»… «Послушай, Иван Иванович, я тут в одно место наведаться собрался, а кошелек, вот незадача, дома забыл, ты не мог бы мне до завтра ссудить красненькую?», - просит Вишнепокромов во втором (сожженном) томе «Мертвых душ». Надо отметить, что когда в 1830 году десятирублевка изменила цвет, ее все равно продолжали именовать «красненькой».

Называть пятирублевку «синицей» было также принято, как и десятку «червонцем». А теперь представим, какой дополнительный смысл раскрывался в поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», особенно если взять слово «синица» в кавычки.

Спустя 16 лет после своего назначения, уже при следующем государе – Николае I – Канкрин проводит денежную реформу. В 1840 году издается манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. С 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 года были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Билеты свободно обменивались в серебряные монеты. К тому времени червонцу вернули его червонный цвет. Во всяком случае, бумажка, которую получил повар от барина в «Обыкновенной истории» Гончарова, действительно была красного цвета: «Вот его сиятельство так каждый день изволит жаловать... такой добрый барин. Я намедни ходил к нему с какой-то тетрадкой от барышни - красненькую пожаловал» (впервые напечатано в 1847 году).

Защищены эти банкноты были весьма хорошо: многоцветная печать в несколько краскооттисков, сложные фоновые сетки, причудливые гильоширные розетки и т.п. Новый дизайн и более совершенные средства защиты потребовались только через полвека.

Баба Катя

1860-е годы отмечены экономическим кризисом, одной из причин которого было поражение России в Крымской войне. На троне в то время - Александр II, а Министерство финансов возглавлял Михаил Христофорович Рейтерн. Власть проводит целый ряд важных реформ: отказывается от промышленного протекционизма, либерализует внешнюю торговлю, отменяет крепостное право.

Принципы денежной политики, установленные Канкриным, размываются: начиная с 1859 года в обращение были введены кредитные деньги, не имевшие твердого курса к золоту. Они выпускались до 1870-х годов для покрытия бюджетного дефицита. Это вызвало обесценение денег и сокращение оборота металлических денег. Также страна активно заимствовала за границей.

Новая экономическая реальность требовала новых денег. Их выпустили в 1866 году. На этих купюрах уже появились портреты. Их наличие существенно усложняло технологию производства, а значит - снижало вероятность подделки. На синей пятирублевке был изображен Дмитрий Донской, на «красненькой» - первый самодержец династии Романовых Михаил Федорович, а «беленькую» сотку украсил портрет Екатерины Второй. С тех пор сторублевка получила новые прозвища: купцы и заводчики ласково именовали ее «катенькой», а воры-медвежатники, выгребавшие сотки из сейфов - «бабкой». Отсюда и вошло в язык слово «бабки» применительно к деньгам. Обычные же обыватели, чиновники, разночинцы, как правило, не держали сторублевой купюры в руках за всю свою жизнь. Кстати, на обороте «катенька» была уже не белой, а разноцветной, радужной.

Не очень понятно, насколько на самом деле были белы «лебеди», которые лесковский странник метал под ноги танцующей цыганки. Кстати, если это были купюры нового образца, то получается, что девушка топтала ногами изображения августейших особ, пускай и не ныне царствующих.

Также выпускалась банкнота достоинством в 50 рублей, которая почему-то называлась «уголком», на которой был изображен Петр Великий. Правда, она вышла только в 1866 году и потом была постепенно изъята из обращения.

В конце царствования Александра III, в 1890 году, была изобретена «орловская печать», которая обеспечивала абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых красками разных цветов. Тогда были выпущены новые кредитные билеты номиналами в 25, 10 и 5 рублей с применением новой технологии. А в 1898 году появилась новая, очередная серия русских денег.

Теперь портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую. Снова появилась пятидесятирублевая купюра, только на ней теперь был изображен Николай I. «Катенька» порозовела, а оборотная сторона купюры стала и вовсе красно-желтой с серой окантовкой. Впрочем, в обиходе ее все равно продолжали называть «беленькой».

Кроме того, была выпущена новая банкнота - номиналом в 500 рублей с портретом Петра Великого. Ее крайне редко можно было встретить в обращении. Вроде как по аналогии с Екатериной, этот билет назывался «петенькой», а в криминальных кругах - «дедушкой».

«Дедушка» имел 46 степеней защиты, оставаясь в течение долгого времени самой защищенной банкнотой в мире. Когда фальшивомонетчикам все же удалось выкрасть бумагу для пятисотрублевок в Экспедиции заготовления государственных бумаг, они обошли только 43 степени защиты.

Последняя модификация денег прошла в 1905 году. Тогда «катеринки» (их еще и так называли) вновь стали белыми с желтоватым оттенком. Вскоре в стране прошла революция, которая свергла монархию. При таком повороте событий появление новых денег было неизбежно.

Свастические деньги

В конце XIX - начале XX века во всей Европе (и в России в том числе) приобретают популярность мистика и оккультизм всякого рода. Основывает свое Теософическое общество Елена Блаватская, получает популярность тибетский врач Петр Бадмаев, а семья последнего русского царя Николая II попадает под влияние Григория Распутина. Вместе с оккультными практиками, пришла и связанная с ними символика.

После свержения монархии в феврале 1917 года власть переходит к Временному правительству, которое сразу же разрешило Государственному банку увеличить эмиссию до 8,5 миллиарда рублей, а к началу октября эмиссия достигла уже 16,5 миллиарда рублей. Печатали старые, царские деньги, в результате чего они резко обесценились. В то же время, Временное правительство наметило и программу по выпуску собственных денег. Однако из запланированных к вводу бумажных купюр в обращение успели войти только государственные кредитные билеты («думки») номиналом в 250 и 1000 рублей и «керенки» номиналом в 20 и 40 рублей.

На купюре в 250 рублей был изображен двуглавый орел, лишенный царских атрибутов - короны, скипетра и державы, а сквозь него просматривалось изображение свастики. На тысячной купюре тоже присутствовала свастика. Чем это объясняется? Этот символ использовался в то время довольно широко. Его можно было найти на банкнотах других стран, например, на получивших независимость Финляндии и Эстонии.

Годом позднее в Мюнхене появляется оккультное политическое общество Туле (Thule-Gesellschaft), символом которой также стала свастика. Позднее эта группа изучения германских древностей переродится в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, которая закрепила за этим восточным знаком весьма печальные ассоциации.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны бумажные деньги стали весьма разнообразными. Помимо денег, выпускавшихся Российской Советской республикой были выпущены банкноты Бухарской, Хорезмской советских республиках, Туркестанского края, Дальневосточной республики. Свои деньги и разменные знаки выпускали белогвардейские правительства: администрации Колчака, Деникина, Родзянко, Войска Донского и т.п.

В конце концов, монополия по денежной эмиссии оказалась у Союза советских социалистических республик, образованном 1922 года путем объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство. Позднее в состав коммунистического государства тем или иным способом вошли и другие республики.

Реинкарнация червонца

«Не было бы зодиака - не было бы солнца, если б не было совзнака - не было б червонца», - часто говорили на улицах городов в 1920-х годах.

Совзнаки, или расчетные знаки, выпущенные в 1919 Народным комиссариатом финансов РСФСР, официально деньгами не назывались, поскольку в коммунистическом обществе денег, согласно теории Карла Маркса, быть не должно. Но теория теорией, а на практике это были самые настоящие бумажные деньги. Только номинал их был такой, что царскому режиму и не снилось: пятьсот, тысяча, пять тысяч, десять тысяч рублей. На купюрах впервые появился герб РСФСР. В 1921 году была проведена новая эмиссия, в которой дизайн банкнот был упрощен, а самой крупной стала банкнота в сто тысяч рублей.

В «Республике ШКИД», где действие происходит как раз в 1920-х годах, Сашка и Ленька на Александровской толкучке «за десять лимонов продали первому попавшемуся маклаку Сашкины английские ботинки». Затем они продают за пять миллионов золотой зуб ювелиру и вырученные деньги несут завшколой Викниксору в качестве компенсации за разбитое стекло.

Советские знаки так быстро обесценивались, что деноминацию пришлось проводить в течение двух лет подряд - в 1922-м и сразу же следом в 1923-м. Причем в первый раз убрали четыре нуля, а во второй - целых шесть! Параллельно с 1922 года, в СССР действовала еще одна денежная единица - «червонец», которая именно так и называлась. Поскольку при новой пролетарской власти все должно быть по-новому, поначалу решили отказаться от старорежимного рубля, придумав новое название. Работники Наркомфина предлагали называть советскую валюту и «федералом», и «гривной», и «целковым»… Но поскольку гривнами назывались деньги, выпускавшиеся петлюровцами на Украине, а «целковый» ассоциировался с серебряным рублем, остановились на «червонце». И идеологически название подходило: у власти красных должны быть красные деньги. Правда красной была только купюра в три червонца. Банкноты других номиналов были серыми с портретом Ленина. На них значилось, что один червонец содержит 1 золотник и 78,24 доли чистого золота. Ходили и металлические червонцы, которые, однако, стали ненужными со свертыванием НЭПа и началом индустриализации.

Деньги 1938 года уже снова называются рублями. На них изображены рабочий, солдат, летчик.

После Великой отечественной войны, в 1945 году в СССР проходит денежная реформа. Были отменены хлебные карточки и объявлен обмен наличных денег: за десять старых рублей давали один новый. На купюрах изображался герб СССР, номинал был написан на 16 языках союзных республик (тогда еще была Карело-финская ССР). Располагалась банкнота вертикально.

Следующая денежная реформа и смена дизайна произошла при Хрущеве, в 1961 году, когда Гагарин полетел в космос. Именно тогда в дизайне советских банкнот вернулись к традиционной цветовой гамме русских денег. Один рубль был желто-оливковым, трешка - зеленой, пятерка - синей, а десятка - красной. Еще была фиолетовая банкнота в двадцать пять рублей. И только «белых лебедей» не было.

Этот дизайн в общем и целом сохранился вплоть до 1991 года, когда Советского Союза не стало. Впрочем, на закате СССР еще появились банкноты с профилем Ленина номиналом в 100, 200, 500 и 1000 рублей. В новой России следовать «основным цветам» русских денег уже не было смысла, поскольку номиналы банкнот были весьма далеки от тех, что были приняты в эпоху монархии.