Орган местного самоуправления собрание участников долевой собственности. Рекомендации по проведению общего собрания дольщиков земельных долей. Регистрация прибывших на собрание дольщиков

В конце декабря 2017 года в России был принят закон № 447-ФЗ, вносящий поправки в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменения касаются проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, выделяемый из земель сельскохозяйственного назначения. Закон вступил в силу 30 марта 2018 года, и с этого момента общее собрание проводится по новым правилам. Что же изменилось? В России сегодня повсеместно идёт процесс выделения участков из земельных наделов, принадлежащих в советскую эпоху колхозам, совхозам и тому подобным совместным формам организации коллективной сельскохозяйственной деятельности. Земли выделяют бывшие колхозники, получившие когда-то условную долю, чтобы стать полноправным владельцем и вести работы на этой земле. Выделяют участки и индивидуальные предприниматели, фермеры. Но на несколько порядков больше территории таких земель осваивают агропредприятия, гиганты отрасли, выделяя и скупая обширные участки из земель сельскохозяйственного назначения различных видов разрешенного использования для сельхозпроизводства в региональных и федеральных масштабах. И для того чтобы запустить процесс выделения таких земель и оформления их в собственность, и необходимо провести общее собрание дольщиков. Трудно сказать, что именно вызвало необходимость менять правила проведения общего собрания владельцев условных земельных долей в составе бывших колхозных земель. По мнению некоторых аналитиков, причиной стала потребность в регулировании ставших российскими крымских земель, где долевое владение земельным участком сельскохозяйственного назначения распространено больше, чем в других регионах. Исторически сложившееся совместное использование земли позволяет соблюсти интересы отдельных владельцев долей и одновременно побуждает их использовать земельные участки в соответствии с их назначением. И, поскольку управлять такой землей довольно сложно из-за большого количества собственников, потребовалось внести изменения в регламентацию. По мнению законодателей, документ призван оптимизировать действующий механизм управления такими участками. В частности: - установлены сроки уведомления органом местного самоуправления участников общей долевой собственности о проведении повторного общего собрания; - введены ограничения по включению ряда вопросов в повестку дня общего собрания; - запрещено принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания; - увеличен кворум общего собрания - с 20% до 50% от общего числа участников долевой собственности; - определены правила проведения повторного общего собрания участников общей долевой собственности при признании первоначального общего собрания несостоявшимся; - на орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возлагаются обязанности по размещению протокола общего собрания в сети Интернет. Мы перечислили основные положения нововведений, вступивших в силу с 30 марта 2018 года. Теперь рассмотрим подробнее, как предстоит действовать инициаторам и организаторам общих собраний и в чём отличие от прежнего порядка. Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гласит, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. В этой же статье, в пункте 3, приведён перечень решений, которые могут быть приняты на таком собрании. При этом до изменения закон позволял, во-первых, проводить собрание при участии всего 20 процентов дольщиков от общего их числа, а во-вторых собрание считалось действительным (состоявшимся), если способ указания размера земельной доли допускал сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50% таких долей. Поясним, что второе условие необходимо из-за того, что земельные доли отдельных случаях могли быть выражены по-разному – дробью или в гектарах, и если они выражены разными способами, то их трудно сопоставить. Поэтому собранию сначала приходилось утверждать порядок расчёта для выражения земельных долей каким-то одним способом – чтобы привести их к единому знаменателю. Но законодателей волновал прежде всего первый пункт: проведение собрания при столь ограниченном числе дольщиков (20 процентов) они сочли устаревшей нормой, противоречащей принципам демократии. Поскольку на собрании принимаются решения относительно всех участвующих в долевой собственности, одна пятая часть дольщиков больше не считается правомочной устанавливать какие-то правила для подавляющего большинства. Теперь на собрании должно присутствовать не менее половины от общего числа участников, то есть не менее 50 процентов. В противном случае собрание считается несостоявшимся и не вправе решать вопросы, вынесенные на повестку дня. С одной стороны, это логично. Но на деле выполнить это условие практически нереально. Мало того, что далеко не до всех дойдёт информация о проведении собрания, не все смогут явиться технически, не все заинтересованы в присутствии на данном процессе, так ещё и значительная часть бывших дольщиков попросту выбыла из списка живых. И закон, учитывая это, допускает, что при установленном условии такой кворум собрать не получится, поэтому в статье 14.1 появились новые пункты: п. 5.1 и 5.2. Они предусматривают возможность организовать собрание повторно, если необходимое число участников не явилось. То есть если раньше собрание, признанное несостоявшимся, давало зелёный свет на дальнейшие шаги процесса, то теперь инициаторам и организаторам предстоит проделать всё то же самое во второй раз. Для повторного проведения общего собрания прописаны несколько другие, более мягкие условия, в частности минимальное число явившихся на него дольщиков составляет уже 30 процентов. Однако повторно проводить собрание, признанное несостоявшимся, разрешено только по истечении двух месяцев с даты его первого проведения. И снова, как и в случае с первичным проведением, организаторы собрания (орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности) должны известить участников общедолевой собственности о проведении общего собрания, разместив соответствующее объявление в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, а на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в интернете (при его наличии). Но если при первичном проведении извещение должно быть опубликовано не позднее чем за 40 дней до даты проведения общего собрания, то при повторном этот срок составляет 30 дней. СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ Согласно пункту 3 статьи 14 Закона, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: 1) дату и время проведения общего собрания; 2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; 3) повестку дня общего собрания; 4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 закона, а именно: 1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка; 4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения; 5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним. О ПОВЕСТКЕ ДНЯ Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания, и не вправе изменять её в ходе проведения собрания: вносить неожиданно те вопросы, которые не указаны в публикации о проведении собрания, но представляют для отдельных лиц особый интерес. Кроме того, не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены пп. 7, 8 и 10 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 101-ФЗ, если решение по ним принято менее трех месяцев назад, а именно: 1) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности; 2) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности; 3) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения. И ещё одно важное нововведение: теперь установлено, что при наличии на повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение и за всю повестку дня голосовать целиком одним решением нельзя. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В день проведения общего собрания следует зарегистрировать всех явившихся участников в рамках указанного в публикации интервала времени. Участники собрания должны иметь при себе: документ, удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий право на земельную долю; в случае присутствия представителя вместо собственника тот должен иметь с собой доверенность, заверенную нотариально. В обязательном порядке на общем собрании должно присутствовать уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления (УДЛ). Изменения в закон расширили его полномочия. Так, участвуя в организации и проведении общего собрания, такое лицо должно будет, в частности, осуществлять проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям указанного Закона. Ему же следует разъяснять участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания. Именно УДЛ является председателем собрания, избрание другого председателя закон не допускает, поэтому отсутствие этого представителя от органа местного самоуправления считается недопустимым (а собрание без него – недействительным). После регистрации необходимо решить вопрос о кворуме: – если доля выражена в виде простой правильной доли, для подсчета кворума следует суммировать доли присутствующих и, если в сумме оказалось более 50% долей, осбрание признаётся правомочным (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов); – если доля выражена иным способом (гектары и т.п.), участников нужно считать «по головам». Пайщиков должно быть не меньше 50 процентов от их общего количества (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов). Если кворум признан состоявшимся, поочерёдно ставятся на голосование все вопросы, указанные в предварительно опубликованной повестке дня. Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ Принятые общим собранием решения оформляются протоколом за подписью председателя собрания (он же – уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления) и секретаря собрания. К протоколу должен прилагаться список присутствующих участников собрания и реквизиты документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Участники собрания должны расписаться напротив своих фамилий. Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых забирает организатор общего собрания, второй должен храниться у УДЛ органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления обязан выдавать копию протокола или выписки из него в течение трёх дней любому заинтересованному лицу. За такой документ обратившемуся в ОМС следует заплатить сумму, покрывающую расходы на изготовление выписки или копии. После проведения собрания в срок до 10 дней орган местного самоуправления размещает протокол собрания на своем сайте (при его наличии) и на информационных щитах, находящихся на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Созвать собрание вправе любой из заинтересованных участников долевой собственности.

1. Собрание дольщиков.

Дольщики уведомляются о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации.

В объявлении в СМИ в обязательном порядке должно быть указано время и место проведения собрания, повестка дня, также необходимо установить время регистрации прибывших дольщиков до проведения (примерное объявление – приложение 1).

2. Регистрация прибывших на собрание дольщиков.

При регистрации участников долевой собственности составляется список, присутствующих на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю который является приложением к протоколу общего собрания участников долевой собственности (примерная форма регистрационного листа - приложение 2) .

При этом если дольщик лично не может присутствовать на собрании, то он в праве уполномочить своего представителя на основании доверенности, заверенной нотариально, выступать от его имени и представлять его интересы на данном собрании.

3. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются:

    условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;

    местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;

    местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;

    местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду;

    местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал;

    местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в доверительное управление.

4. Собрание:

Для проведения собрания необходимо выбрать председателя собрания, который будет непосредственной вести его и секретаря, который ведет протокол собрания (примерная форма – Приложение3).

По каждому вопросу собрания принимается решение путем голосования. Каждый дольщик имеет один голос.

Общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок. Принятое решение оформляется протоколом.

Указанный протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания участников долевой собственности, второй - у лица, по предложению которого проводилось это собрание, третий - в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Приложение 1
Сообщение о проведении общего собрания дольщиков земельных долей "Наименование".

" 2005 год состоится внеочередное собрание дольщиков земельных долей "Наименование" по адресу: Алтайский край, ……………… в актовом зале в 13. 00 часов.

Регистрация в 11.00. часов.

Повестка общего собрания дольщиков земельных долей:

1. Уточнение дольщиков невостребованных земельных долей.

2. Определение места расположения земельного массива невостребованных земельных долей.

3. Определение статуса востребованных земельных долей (аренда, продажа).

4. Разное.

Участнику внеочередного собрания необходимо иметь при себе: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а для представителя дольщика – нотариально заверенную доверенность.

Приложение 2
Регистрационный лист общего собрания дольщиков земельных долей "Наименование"

« » __________2005 год

Приложение 3.

ПРОТОКОЛ

Общего собрания дольщиков земельных долей "Наименование" .

« »_____________2005 год

Общее число дольщиков.

Присутствовали дольщики в количестве (соответствии с регистрационным листом - прилагается).

Председатель собрания ______________________________

Секретарь собрания ________________________________

Повестка дня:

1. _________________________________________.

2. _________________________________________.

3 _________________________________________.

Слушали:

1. По первому вопросу: (наименование вопроса, Ф.И.О. докладчика, краткое содержание доклада).

Постановили:

1. Краткое содержание принятого решения.

«против» -

«воздержались» -

Слушали:

2. По второму вопросу: (наименование вопроса, Ф.И.О. докладчика, краткое содержание доклада).

Постановили:

2. Краткое содержание принятого решения

Слушали:

3. По третьему вопросу (наименование вопроса, Ф.И.О. докладчика, краткое содержание доклада).

Постановили:

3. Краткое содержание принятого решения

«против» -

Подписи дольщиков:

Председатель собрания - __________________________ Ф.И.О.

Секретарь собрания - __________________________ Ф.И.О.

Количество показов: 16013
Дата создания: 21.11.2012 19:56:41
Дата изменения: 21.11.2012 19:56:41

УТВЕРЖДАЮ
Вице-губернатор Ленинградской области -
председатель Ленинградского
областного комитета по управлению
государственным имуществом
А.Ю.Дрозденко
23 августа 2004 года

Раздел 1. Общие положения

Общие положения

1.1. Настоящий примерный порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , Земельным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и областным законом от 31 мая 2004 года N 29-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области" .

1.2. Примерный порядок носит рекомендательный характер и определяет общие принципы организации и проведения общего собрания участников долевой собственности, а также владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности.

Раздел 2. Порядок подготовки и созыва общего собрания участников

Порядок подготовки и созыва общего собрания участников
общей долевой собственности на земельный участок

2.1. Участник (участники) общей долевой собственности на земельный участок вправе инициировать созыв общего собрания участников общей долевой собственности с предложенной ими повесткой дня такого собрания. Повестка дня каждого общего собрания участников общей долевой собственности в обязательном порядке должна включать в себя следующие вопросы:

1) избрание председателя собрания и секретаря собрания;

2) формирование счетной комиссии.

2.2. К компетенции общего собрания участников общей долевой собственности относится решение следующих вопросов:

1) порядок владения земельным участком, находящимся в общей долевой собственности;

2) порядок пользования земельным участком, находящимся в общей долевой собственности;

3) решение вопроса о местоположении части земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

2.3. Участник (участники) общей долевой собственности, инициирующие созыв общего собрания участников общей долевой собственности, обязаны уведомить всех остальных участников общей долевой собственности о предстоящем собрании, не менее чем за один месяц до даты предполагаемого его проведения. Каждый участник общей долевой собственности уведомляется о предстоящем собрании непосредственно под расписку, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо телеграммой, либо путем опубликования сообщения в средствах массовой информации, в котором публикуются официальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка.

2.4. В уведомлении обязательно должны быть указаны дата, время, место (адрес) проведения общего собрания участников общей долевой собственности, время начала и окончания регистрации участников общей долевой собственности, предлагаемая повестка дня, адрес для направления корреспонденции участнику (участникам), инициирующим общее собрание.

Также в уведомлении должно быть указано, где и в какое время можно ознакомиться с информацией и материалами, подлежащими представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию, и ответственное лицо, к которому за данной информацией и материалами можно обратиться.

2.5. Общее собрание участников общей долевой собственности проводится в поселении, где находится земельный участок.

2.6. К информации и материалам, подлежащим представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию, относятся документы, содержащие сведения о повестке дня общего собрания, а также предложения по существу предлагаемых к рассмотрению вопросов.

2.7. Участник (участники), инициирующие созыв общего собрания участников общей долевой собственности, обязаны представить информацию и материалы, подлежащие представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию. Информация и материалы должны представляться ответственным лицом в помещении по адресу, указанному в уведомлении о проведении общего собрания участников общей долевой собственности.

Раздел 3. Порядок проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок

Порядок проведения общего собрания участников
общей долевой собственности на земельный участок

3.1. Проведение общего собрания начинается с регистрации участников общей долевой собственности. Регистрация участников общей долевой собственности, участвующих в общем собрании, должна осуществляться по адресу места проведения общего собрания.

3.2. Право на участие в общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок реализуется участником лично или через своего представителя. Каждый участник общей долевой собственности, пришедший на собрание, должен представить оригинал свидетельства о праве собственности на земельную долю, паспорт (или иной документ, его заменяющий). В случае если участник долевой собственности действует через представителя, последний должен представить паспорт и доверенность, которая должна соответствовать требованиям статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации .

3.3. При условии надлежащего уведомления общее собрание участников общей долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников общей долевой собственности. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих на общем собрании участников общей долевой собственности.

3.4. В случае если участник общей долевой собственности или его представитель не зарегистрируются, их голоса при голосовании не учитываются.

3.5. Общее собрание открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум. В случае если кворума нет, общее собрание считается несостоявшимся.

3.6. Общее собрание участников общей долевой собственности открывает один из участников общей долевой собственности, являющийся инициатором проведения собрания, который ставит на голосование вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания. После избрания председателя собрания и секретаря собрания председатель собрания ведет общее собрание участников общей долевой собственности, а ведение и изготовление протокола возлагается на секретаря собрания.

3.8. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания общей долевой собственности осуществляется бюллетенями для голосования. Бюллетень (бюллетени) для голосования должны быть вручены под роспись каждому участнику общей долевой собственности, пришедшему на общее собрание.

3.9. В бюллетени должны быть указаны:

дата, место, время проведения общего собрания участников общей долевой собственности;

формулировки решений по каждому вопросу, голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан участником общей долевой собственности.

3.10. При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, а также бюллетени, не подписанные участником общей долевой собственности (или его представителем), признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

Раздел 4. Порядок владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности

Порядок владения и пользования земельным участком,
находящимся в долевой собственности

4.1. Владение и пользование земельным участком, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части земельного участка, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников долевой собственности соответствующей компенсации.

4.2. В случае обращения третьих лиц о предоставлении земельного участка во владение и пользование участник долевой собственности вправе, по решению общего собрания участников общей долевой собственности, в первоочередном порядке получить во владение и пользование земельный участок, превышающий размер его доли.

4.3. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по земельному участку, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

4.4. Плоды, продукция и доходы от использования земельного участка, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям.

4.5. Решение о предоставлении земельного участка третьим лицам в аренду, доверительное управление, залог, безвозмездное пользование принимается числом голосов участников долевой собственности, указанным в п.3.3 раздела 3.

4.6. Участники долевой собственности могут делегировать полномочия на заключение соглашений, указанных в п.4.5 раздела 4, участнику долевой собственности, выступившему инициатором поведения собрания, либо третьему лицу.

4.7. Решение об утверждении местоположения части участка, в границах которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, принимается общим собранием участников долевой собственности в порядке, указанном в разделе 3.

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

4.1. Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) осуществляет проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;

2) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

3) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

4) обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона к порядку проведения общего собрания;

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, размещает протокол общего собрания на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не позднее десяти дней после даты проведения общего собрания.

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.