Часть финансовых отношений обеспечивает потребности воспроизводства. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства. Основные признаки финансов

Сизова И. Ю.

8.2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

Сизова Ирина Юрьевна, д.э.н., профессор, завкафедрой. Место работы: ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» (г. Орел).

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы финансирования расширенного воспроизводства в условиях перехода к устойчивому развитию. Определены важные факторы, препятствующие эффективному распределению финансовых средств в воспроизводственном процессе. Предложены меры по совершенствованию механизма финансирования расширенного воспроизводства, основанного на экологических инновациях.

Ключевые слова: финансирование, расширенное воспроизводство, устойчивое развитие, экологизация производства.

THE FINANCIAL PROVISION OF THE NEEDS OF THE EXTENDED REPRODUCTION IN CONDITIONS OF TRANSITION TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Sizova Irina Yurievna, D.Sc., Professor, head of Department. Place of work: State University - educational - scientific-production complex (d. Orel).

[email protected]

Annotation: The article considers the problems of financing the expanded reproduction in conditions of transition to sustainable development. Identify important factors that impede the efficient allocation of financial resources in the production process. Proposed measures for improvement of the mechanism of financing of the extended reproduction, based on environmental innovation. Keywords: financing, extended reproduction, sustainable development, ecologization of production.

На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью финансирования расширенного воспроизводственного процесса, обновления основных производственных фондов и технологий для обеспечения экономического роста и одновременным переходом к устойчивому развитию, под которым мы понимаем одновременное удовлетворение потребностей общества в настоящем времени, не создавая угроз способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество проблем, концепция устойчивого развития уже получила широкое признание в экономической науке и прочно воплотилась в международной практике.

Не случайно устойчивое развитие на основе экологизации общественной жизни стали рассматривать как новую философию управления экономикой, производством и обществом по целям, критериям и приоритетам развития эколого-экономических процессов. Дан-

ная концепция, демонстрирующая возможность достижения положительных результатов в экономике, должна выступать в качестве базовой концепции в сфере обеспечения устойчивого экологизированного производства с высокой долей добавленной стоимости, изменяющего формирование структуры и качества ВВП.

Учет экологических требований в производстве крупных российских компаний становится такой же необходимой имиджевой составляющей как и в промышленно развитых странах мира, что позволяет им уверенно конкурировать между собой.

В текущем периоде накоплено много противоречий и сложнейших проблем развития, что ставит перед обществом вопрос о необходимости кардинальной смены факторов экономического роста, трансформации механизма социально-экономического развития на основе перехода к устойчивому развитию, сбережения ресурсного потенциала для будущего развития экономики.

Во многих странах ЕС в рамках национальных планов на экологические проекты в 2008-2009 годах выделены значительные суммы. Например, в Бельгии доля экологических инвестиций в общих средствах, предназначенных для стимулирования экономики, превысила 50%, а во Франции приблизилась к 40%. В 2009 г. в Китае было объявлено, что в ближайшие пять лет в защиту окружающей среды будет инвестировано 454 млрд. долл. по оценке экспертов, по этому показателю Китай скоро обгонит США и Японию.1

Необходимыми условиями расширенного воспроизводства является постоянное обновление основных производственных фондов, воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы и качественный рост производительных сил. Все эти факторы имеют своей целью рост производительности труда и совершенствование технологических процессов. Однако без финансовых ресурсов невозможно осуществить практическую реализацию задач по техническому перевооружению, совершенствованию технологий, экономическому стимулированию повышения производительности труда в расширенном воспроизводстве. Именно на основе совершенной грамотной финансовой политики, в арсенале которой имеется широкий спектр экономических, товарно-денежных, кредитных и финансовых отношений, возможно выстраивать сложную систему современного производства, базирующегося на ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях.

При анализе эффективности использования финансовых инструментов в расширенном воспроизводстве необходимо учитывать, что финансы, в зависимости от их источника, имеют свою определенную специфику. Согласно оценкам специалистов, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.

В настоящее время из-за высокой конкуренции большинство предприятий испытывают потребность в инновациях, в том числе экологических, но эта потребность находится в разрыве со спросом на инновации в силу ряда причин: высоких рисков, административных барьеров, проблем получения долгосрочных

1 Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа http://www. econews.uzZrndex.php

Бизнес в законе

финансовых ресурсов при неразвитости механизмов финансирования инноваций. Это приводит к такому положению, когда спрос на инновации в основном сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора и других высокодоходных отраслях экономики.

Вместе с тем переход к устойчивому развитию экономической системы предусматривает общее и повсеместное конкурентоспособное производство на основе экологически чистых технологий. При этом роль финансов в расширенном воспроизводстве, включающем непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений сводится к трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства за счет собственных средств, заемных или привлеченных источников;

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов, обращенное на изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для модернизации производства в соответствии с переходом к устойчивому развитию;

Финансовое стимулирование эффективного использования всех производственных ресурсов;

Важными элементами в механизме финансирования являются экономические рычаги и стимулы, товарноденежные, финансовые, кредитные отношения и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Особенная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственному финансированию и финансам предприятий. Государственное финансирование осуществляется в виде прямого бюджетного финансирования (субсидий, грантов) или государственного заказа и финансы предприятий, которые также в свою очередь можно разделить на собственные средства предприятия и привлеченные средства (кредиты, предоплаты). Помимо прямого финансирования государство также оказывает косвенное влияние на воспроизводственный процесс через установление системы налоговых льгот и преференций, осуществление социальной политики в отношении регионов, территорий и муниципальных образований, созданием систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров и реализацию государственной стратегии по переходу к устойчивому развитию. За последние пять лет с 2007 по 2011 год финансирование воспроизводственного процесса выглядит следующим образом (Рис. 1). Общий объем финансовых средств по данным «РосБизнесКонсалтинг» за этот период увеличился на 4060,8 млрд. руб. или на 60,5%2.

Государственная финансовая поддержка процесса полного обновления или модернизации оборудования предприятий, экологизации производства, приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориального распределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов при переходе к устойчивому развитию играет важное значение.

2 .[Электронный ресурс].- Режим

доступа:Ьійр://\«\«\«^иоІе.гЬс.ги/тасго/іп<іісаІог/1/168/раде_4.8Ьі ^//"РосБизнесКонсалтинг" Quote.ru

2007 2008 2005 2010 2011

Рисунок 1. Финансирование воспроизводственного процесса за 2007-2011 гг. (млрд. руб.)

Механизм государственного экономического регулирования работает с помощью системы налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне.

Что касается стратегии финансирования, механизмов и инструментов в условиях перехода к устойчивому развитию, то они, как показывает реальное положение в экономике, являются пока еще несовершенными, недостаточно структурно сбалансированными, недостаточно дифференцированными и эффективными с точки зрения объективных потребностей общества. Отсюда следует необходимость совершенствования финансовой системы стимулирования расширенного воспроизводства в соответствии с принципами финансирования экологизации в рыночной экономике.

На данном этапе развития экономики вскрыты существенные факторы, препятствующие устойчивому финансированию расширенного воспроизводства на принципах экологизации в России: низкий спрос российских компаний на экологические инновации; ограничение корпоративной конкуренции в бюджетном финансировании; несоответствие кредитных инструментов российской банковской системы схемам финансирования процессов экологизации; недостаточное по относительным объемам развитие инструментов «юнитизации» (долевого участия граждан в финансировании экологизированных проектов); недостаточное качественное и количественное развитие инструментов «секьюритизации» (выпуска ценных бумаг для финансирования экологических инноваций); неблагоприятный (по сравнению с международным) налоговый режим прямых иностранных инвестиций в основной капитал.

Разрешение этих проблем требует совершенствования механизма привлечения финансовых средств в расширенное воспроизводство с учетом экологических требований. Он должен включать в себя поиск и разработку финансово кредитных отношений, к которым можно отнести: использование льготных кредитов, выделяемых под гарантии региональной администрации или федеральных органов власти; беспроцентный кредит, который можно предоставить предприятиям региона, внедряющим безотходные или малоотходные, ресурсосберегающие технологии; налоговые послабления, инвестиции федерального бюджета; штрафные санкции в региональный бюджет, которые могли быть частично переданы в специально учрежденный инвестиционный экологический Фонд для реализации экологоориентированных проектов предприятиями и организациями; ускоренная

Сизова И. Ю.

амортизация; льготы по НДС, которые могли повлиять на снижение загрязнения окружающей среды и продовольствия благодаря содействию указанного Фонда.

Наряду с этим необходимо осуществлять одновременное институциональное развитие и привлечение внебюджетных источников финансирования. Кроме того можно подключить экологическое страхование, предоставление на конкурсной основе более выгодных экологических услуг на развивающемся рынке, предоставление государством гарантий инвесторам, осуществляющим вклады в основной капитал, базовой основой которого является обеспечение экологически безопасного производства.

Стратегию и практические механизмы финансового стимулирования процесса создания нового качественного уровня основных производственных фондов и производительных сил в целом, с учетом перехода к устойчивому развитию, необходимо развивать в следующих направлениях:

Исключить административные ограничения конкуренции в привлечении финансовых средств, осуществить совершенствование рыночного (административного, экономического и налогового) регулирования финансирования расширенного воспроизводства;

Институционально обеспечить развитие диверсифицированных инструментов финансирования (конкурентное возвратное банковское, бюджетное финансирование с использованием механизмов государственных гарантий инвестирования в капитальные вложения);

Активизировать развитие финансовых услуг на рынке экологических услуг.

Концептуально на предприятиях необходимо осуществить такое обновление основных производственных фондов, которое обеспечило бы требования экологизации производства на инновационной основе. Здесь важно применить следующий методологический подход к финансированию мер по обновлению техники и технологий - выделение средств только в направлении экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих бороться не с последствиями, негативно влияющими на окружающую среду и здоровье человека, а с причинами такого воздействия, при этом выводить предприятие на новые рынки и обеспечивать его конкурентоспособность.

Кроме того, возникла необходимость сопоставлять имеющиеся ресурсы (персонал, технологии, производственные фонды, финансы) со стратегическими целями, просчитывать возможность достижения этих целей при располагаемом организационно-экономическом и техническом потенциале, поскольку переход к устойчивому развитию, когда потребности современного периода удовлетворяются, но при этом возможность будущих поколений удовлетворять их потребности не подвергается риску3.

Принимая решения о выборе источников финансирования расширенного производства предприятия традиционно необходимо решать не только такие традиционные задачи как: определение потребности в кратко- и долгосрочном капитале, выявление возможных изменений в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры, обеспечение постоянной платежеспособности и, следовательно, финансовой устойчивости, максимизация прибыли от использования собственных и заемных средств, снижение расходов на финансирование хо-

3 Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. - С.28

зяйственной деятельности, но и такие, которые позволят соотносить каждодневную деятельность с соображениями относительно долгосрочных целей и последствий, ориентировать предприятие не на существующие условия хозяйствования, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Здесь ставится задача предвидения возможных изменений и заблаговременного приспособления к ним.

При этом принятие эффективного финансового решения по обеспечению расширенного воспроизводства при переходе к устойчивому развитию предусматривает системный подход к изучению вопросов распределения денежных средств с учетом фактора времени, набора количественных показателей и моделей инновационного развития, с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты результативности финансовых вложений, что отразится на повышении эффективности экономики и отдельных видов экономической деятельности, а также социально значимых проектов в новом формате расширенного воспроизводства.

Список литературы:

1. Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. econews.uz/index.php (дата обращения28.03.2012).

2. Электронный ресурс.- Режим досту-

па:http://www.quote.rbc.ru/macro/indicator/1/168/page_4.shtml//,Ро сБизнесКонсалтинг" Quote.ru (дата обращения 23.03.2012).

3. Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. -262 с.

1. Uspenskay S., Arlanzeva D., Umarova Z. World trends in the development

of environmental investment and innovation //the Ecological Bulletin, no.4, 2011.- Mode of access: http://www.

econews.uz/index.php

2. Electronic resource.- Mode of access:

3. http://www.quote.rbc.ru/macro/indica-tor/1/168/page_4.shtml//"RosBusinessConsulting" Quote.ru

4. Sizov V.E., Sizova I.YU. Economic-legal mechanism of environmental management: theory and practice.- Ekaterinburg: URORAN, 2007. -262 p.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья является актуальной в современных условиях изменения типа экономического и социального развития. Автором обосновывается необходимость перехода к устойчивому развитию, выявляются спорные вопросы при осуществлении данного процесса и определяются факторы, препятствующие эффективному финансированию расширенного воспроизводства. Предлагаются меры по совершенствованию механизма привлечения финансовых средств в основной капитал предприятий.

Результаты исследования состояния финансового обеспечения расширенного воспроизводства показали в динамике их увеличение за последние годы на 60 процентов с 2007 по 2011 год, но вместе с тем, остаются проблемы нехватки собственных денежных средств предприятий, направляемых в обновление основных производственных фондов, в новые технологии и экологизацию производства.

Рассматриваемые в статье методологические подходы определения приоритетов финансирования процесса воспроизводства имеют важное теоретическое и практическое значение по принятию оптимальных финансовых решений на предприятиях.

Зав.кафедрой « Финансы, денежное обращение,

кредит и банки»

Государственного университета - УНПК,

д.э.н.,доцент

I Тема.

1. Сущность и предпосылки возникновения финансов. Специфические признаки финансов.

2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

3. Финансовая система страны, сущность, звенья и их взаимосвязь между собой.

4. Функции финансов как проявление их сущности.

Впервые термин «Финансы» возник в торговых городах Италии XIII-XV вв. и изначально Финансы означали доход и платёж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений. Между государством и населением по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Таким образом, данный термин отражал:

1. Денежные отношения между 2-мя субъектами (деньги являются материальной основой возникновения финансов), без денег нет финансов (натур хоз-во).

2. В процессе денежных отношений субъекты обладали разными правами. При этом гос-во обладало особыми полномочиями – взимание налогов.

3. В процессе денежных отношений стал формироваться бюджет как общегосударственый фонд денежных ср-в.

4. Регулярное поступление ср-в в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам и сборам принудительного хар-ра, что достигалось посредством правовой деятельности государства.

Таким образом, первым признаком Финансов явл-ся - наличие денежных отношений (денежный характер).

Почему финансы возникли в XIII-XV веках?

Ряд предпосылок:

1. Первые буржуазные революции в центральной Европе, в результате которых власть монархов была значительно ограничена. Монарх не мог единолично пользоваться казной, возникает понятие государственного бюджета.

2. Бюджет стал носить системный характер, возникли определённые группы доходов и расходов бюджета, т.е. бюджет приобрёл определенную структуру (4 крупных направления расходования гос. средств: армия, управление страной, поддержка экономики, соц. политика).



3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме, тогда как ранее формировались в виде натуральных податей и трудовых повинностей.

Финансы возникают в воспроизводственном процессе.

Воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс производства материальных благ в обществе.

Стадии воспроизводства:

1. Производство – это процесс взаимодействия трудовых и материальных ресурсов, результатом которого является продукция. В результате производства создаётся совокупный общественный продукт.

Совокупный общественный продукт – это выраженная в рыночных ценах стоимость товаров и услуг, произведённых в сфере материального производства (все-все произведённые товары).

2. Распределения – это процесс выделения доли общественного продукта каждому участнику общественного производства (государству –налоги, населению – оплат труда, предприятиям – доля как производителям (амортизация, чистая прибыль)).

3. Обмен – это процесс связи производителя и потребителя (Товар – Деньги – Товар).

4. Потребление – расход полученной доли.

Областью возникновения финансов выступает 2-я стадия воспроизводственного процесса – распределения, т.к. именно на этой стадии возникают денежные отношения.

На сегодняшний момент вопрос о границах финансовых отношений относится к разряду дискуссионных. Существуют 2-е точки зрения по этому вопросу:

1. Финансы возникают и действуют только на стадии распределения.

2. Финансы возникают на стадии распределения и продолжают своё действие на стадии обмена.

Исходным моментом возникновения финансов является процесс первичного распределения стоимости общественного продукта.

Первичное распределение – процесс дробления реализуемой стоимости и выделения в её составе первичных доходов.

Себистоимость продукции

C – стоимость

V – оплата труда

C+V+M M - прибыль

Амортиз. Сырьё,матер., топливо.

Схема формирования доходов субъекта экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

СОП – совокупный общественный продукт.

1 этап – первичное распределение стоимости. На этом этапе не учитываются интересы государства. Следовательно, возникает необходимость распределения через налоги.



В результате такого перераспределения формируются фонды государства (бюджет, внебюджетные фонды).

Внебюджетные фонды:

Пенсионный Фонд России – ПФР.

Фонд Социального Страхования – ФСС.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования – ФФОМС.

Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования – ТФОМС.

Это фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное и социального обеспечение, получение медицинской помощи.

Чистая прибыль – прибыль, которой предприятие может распоряжаться по-своему усмотрению.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта с целью формирования целевых денежных фондов у субъектов экономических отношений.

На основе вышесказанного можно выделить второй признак финансов – распределительный характер финансовых отношений.

Процесс стоимостного распределения общественного продукта характеризуется сложностью, в силу этого он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую только ей присущую роль. В процессе стоимостного распределения финансы взаимодействуют с такими экономическими категориями как деньги, цена, кредит и зарплата.

I Финансы и деньги.

Деньги – это материальная основа возникновения финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется стоимость товара. Благодаря финансам происходит распределение этой стоимости. Главное предназначение финансов состоит в обеспечении предприятий и государства необходимыми финансовыми ресурсами.

II Финансы и цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Благодаря цене стоимость общественного продукта получает денежное выражение, именно благодаря цене можно определить количественно величину финансовых ресурсов предприятий и государства, а также доходов населения.

III Финансы и кредит.

Банковский кредит как экономическая категория – является одной из форм движения ссудного капитала, при этом возникают денежные отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства (государства, предприятий, населения) аккумулируются банковской системой посредством вкладов (депозитов) максимальная ставка 12% годовых. В дальнейшем эти средства предоставляются в виде кредитов, нуждающимся в них субъектам на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности.

Характер функционирования финансов и кредита существенно отличаются, эти отличия проявляются в следующем:

1.Кредит функционирует на возвратной основе (имеет место двустороннее движение стоимости). Финансы всегда выражают одностороннее движение стоимости.

2.Кредитные ресурсы предоставляются заёмщиком на платной основе (процент).

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно.

IV Финансы и зарплата.

Зарплата как экономическая категория выражает денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости общественного продукта путём формирования индивидуальных доходов работника в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Финансы способствуют (помогают) зарплате сформировать фонд оплаты труда, отделяя его от остальных денежных фондов предприятия.

Зарплата может выступать финансовым ресурсом предприятия, происходит это в результате несовпадения сроков начисления зарплаты и её выдачи работникам (зарплата начисляется в конце месяца, а выдаётся в начале следующего месяца, срок устанавливается коллективным договором). До момента выдачи зарплата у предприятия формируется задолженность по зарплате, которое выступает финансовым ресурсом организации (устойчивые пассивы ).

Устойчивые – будут возникать постоянно.

Пассивы – источники, из которых формируются активы.

Бухгалтерский баланс – А=П (актив – всё имущество организации, Пассивы – источники, из которых активы).

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов.

Финансовая система – совокупность денежных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств в рамках конкретной страны (СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТРАНЫ).

Финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений.

Группировка позволяет выделить три подсистемы:

1.Финансы предприятий (корпоративные (хозяйствующие субъекты))

2.Финансы государства (публичные финансы)

3. Финансы населения (финансы домашних хозяйств).

Выделение этих подсистем обусловлено2-мя признаками:

1.Различия в функциональном предназначении подсистем.

Для публичных финансов – выполнение своих функций, защита экономически неактивного населения.

Для предприятий – производство продукции с целью получения прибыли.

Для дом. хоз. – удовлетворение материальных и духовных потребностей.

2.Каждая подсистема имеет собственную финансовую базу:

Предприятия – амортизация, чистая прибыль.

Государство – бюджет и внебюджетные фонды.

Население – зарплата.

Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с образованием фондов денежных средств, обеспечивающих процесс воспроизводство в рамках предприятия.

Финансы предприятий составляют основу всей финансовой системы, поскольку они непосредственно участвуют в производственном процессе, формируют совокупный общественный продукт, часть которого посредством налогов перераспределяет в подсистему государственных финансов. Кроме того, финансы предприятий являются источником доходов дом. хоз.

Гос. финансы – это система денежных отношений, связанных с образованием денежных фондов государства, необходимых для осуществления его функций.

Выделение подсистемы финансы дом. хоз. обусловлено тем, что в рыночной экономике рабочая сила принимает товарный характер и поэтому как участник общего производства получает свою долю в производственном продукте в форме зарплаты.

Дом. хоз-во – это экономическая единица, состоящая из одного и более лиц, которое снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для потребления товаров и услуг, удовлетворения материальных потребностей.

Финансы дом. хоз-в – это денежное отношение, складывающееся в процессе формирования и использования семейных бюджетов.

В финансовой системе страны дом. хоз-ва играют очень важную роль:

1.Дом. хоз-ва представляют предприятиям трудовые ресурсы.

2.Формируют спрос; дом. хоз-во – это покупатели товаров и услуг, от которого в конечном итоге зависит финансовое положение предприятия.

3.Дом. хоз-ва сберегают часть совокупного дохода, приобретая финансовые активы (Вклады, ценные бумаги) и в реальные активы (недвижимость, золото).

Любая система представляет собой взаимосвязь входящих в неё элементов. Под системами финансовой системы страны существует тесная взаимосвязь, что обусловлено – СОП – наличием общего источника формирования доходов.





Внутри отдельных подсистем выделяют звенья в зависимости от хар-ра деят-ти субъекта, который оказывает влияние на состав целевых денежных фондов.

Финансовые отношения в сфере финансов предприятий можно сгруппировать по следующим признакам:

1.По методу хозяйствования:

· Финансы коммерческих организаций

· Финансы некоммерческих организаций.

В основу такого деления положена цель деят-ти организации.

Для коммерческой деят-ти – извлечение прибыли.

Для некоммерческой организации – оказание услуг различного рода (соц.) – культура, спорт, образование, здравоохранение.

2.По отраслевому признаку:

· Промышленность

· Торговля

· Транспорт

· Строительство

3.По организационно-правовой форме (гражданский кодекс):

· Хоз. товарищества

· Хоз. общества

· Производственные кооперативы

· Унитарные предприятия

В подсистеме гос. финансов можно выделить следующие звенья:

1.Фед. бюджет

2.Бюджеты субъектов (региональные) – 83 субъекта

3.Местные бюджеты

4.Бюджеты гос. внебюджетных фондов

Сущность финансов как экономической категории проявляется в присущих ей функциях.

Функция показывает, как действует данная эк. Категория.

Выделяют две основные функции финансов:

1.Распределительная

2.Контрольная

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая фин. операция означает распределение стоимости общественного продукта и одновременно контроль за этим распределением.

Через распределительную функцию финансов реализуется общее предназначение финансов, а именно, обеспечение государства и предприятий необходимыми финансовыми ресурсами, которые в процессе их использования приобретают форму денежных фондов.

Распределительный процесс, осуществляющийся с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Это проявляется следующим:

1. Распределительный процесс проходит в 2 этапа (Этап первичного распределения стоимости и перераспределение)

2. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни. Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов материального производства в нематериальное производство.

3. Благодаря финансам происходит перераспределение ресурсов между отдельными территориями страны.

В силу неоднородности эк. и соц. Развития регионов «доноры», »реципиенты» возникает необходимость выделения из бюджета финансовой помощи «реципиентам» (дотации, субсидии, субвенции).

Благодаря контрольной функции – контролируется распределение стоимости общественного продукта по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению

Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчётности.

По обыкновению речь идет о целевых фондах хозяйствующих субъектов и государства.

Зарубежная научная мысль не рассматривает финансы так широко. В зарубежной литературе финансы обычно делят на:

  • публичные;
  • личные;
  • корпоративные.

Итак, рассматривая финансы в широком смысле, в российской научной среде сформировалось следующее их понимание: Финансы — система отношений в обществе на фоне образования и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями и ролью категории каждого элемента системы.

Категории

Публичные (государственные):

  • бюджет;
  • налоги;
  • кредит;
  • внебюджетные фонды;
  • финансы предприятий;
  • имущественное и личное страхование.

Кредитная система:

  • операции Центробанка РФ и других госбанков;
  • операции коммерческих банков;
  • эмиссия денег;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды, ломбарды;
  • негосударственная страховая система.

Финансы отраслей воспроизводственного процесса:

  • финансы предприятий и организаций (производственной и непроизводственной сферы);
  • финансы прочих субъектов воспроизводственного процесса.

Вторичный финансовый рынок:

  • операции с векселями;
  • операции с акциями;
  • операции с недвижимостью;
  • операции с драгоценными камнями и металлами;
  • биржевые товарные операции.

Международные финансы:

  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • инвестиционные операции;
  • валютные операции.

Функции

Функции финансов понимаются в различных экономических школах по-своему в зависимости от трактовки и концепций им присущих. В российской научной литературе выделяются московская и петербургская концепции. Согласно московской финансы выполняют следующие функции:

  • распределительная (распределение и перераспределение внутреннего валового дохода);
  • контрольная (отслеживание хода распределения на предмет законности);
  • регулирующая (воздействие государства через налоги, госкредиты, финансирование некоторых предприятий, реализацию налоговой политики);
  • стабилизирующая.

Петербургская концепция рассматривает функции в другом ключе:

  • формирование бюджетных доходов;
  • осуществление бюджетных расходов;
  • контроль за исполнением бюджета.

Система финансов России

Система финансов это комплекс различных сфер финансовых отношений, взаимодействующих друг с другом. Российская финансовая система состоит из двух подсистем:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий и организаций.

Для наглядности представим систему финансов РФ графически (рисунок 1)

Финансы всегда подчинены целям и задачам субъектов их организующим. С этой точки зрения интересна трактовка С.Ю.Витте, который был министром финансов до революции 1917 года. Он называл финансы «совокупностью государственного имущества», а науку о финансах — «способами наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовоерегулирование экономических и социальныхпроцессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использова­ния всех видов экономических ресурсов.

1) Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспро­изводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресур­сов. Различаютследующие основные источники финансовыхресурсов:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);

Заемные средства - это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

Привлеченные средства - это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т. п.).

2) Финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов - второе направление воздействия финансов на разви­тие экономики. Регулирование экономики - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для пере­стройки производства в соответствии с изменившимися потреб­ностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.

Саморегулирование;

Государственное регулирование экономики;

Регулирование экономики через финансы самого предприятия.

1) Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов , которое осуществляется через:

2) эффективное вложение финансовых ресурсов;

3) создание поощрительных фондов;

4) использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

3. Сущность и структура финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

Государственные финансы;

Местные финансы;

Финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отноше­ния по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные фи­нансы включают в себя государственный бюджет и государст­венные внебюджетные фонды.

Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты по­селков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты - в городах.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенно­го воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно вы­делить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев, а система, которая представля­ет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономичес­ких связей и отношений.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.