Законы регламентирующие деятельности коллекторов на год. Закон о коллекторской деятельности, изменения для коллекторов и должников. Важно! Установлены такие запреты

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", также именуемый "Законом о коллекторской деятельности" (далее – закон) 29 июня 2016 года был одобрен Советом Федерации. Можно предположить, что каких-либо серьезных препятствий для его дальнейшего вступления в силу уже не возникнет (в настоящее время находится на подписи у президента) и уже скоро по нему появятся первые результаты правоприменения.

Вместе с тем, окончательный текст закона оставляет без ответа достаточно много вопросов. Вполне допускаю, что он способен разочаровать обе заинтересованные стороны: и коллекторов, и самих должников, имеющих просроченные обязательства.

Разочарование первое: сроки вступления закона в силу

В соответствии с п. 1 ст. 22 закона, он вступает в силу со дня его официального опубликования. Однако предусмотрены и исключения. Главное из которых касается практически всего текста главы второй закона, в которой как раз и прописаны новые правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности и гарантии обеспечения законных прав и интересов должников. Вступление в силу этих правил законодателями отложено до 1 января 2017 года.

Фактически, с момента публикации закона вступят в силу только нормы, регулирующие порядок внесения в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

В число же норм отложенного действия попали не только новые правила о взаимодействии с должником и возможности его отказа от такого взаимодействия, либо взаимодействии только через посредника. Отложенными до января 2017 года оказались и такие базовые требования, как обязательство кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах действовать при возврате просроченной задолженности добросовестно и разумно; требование об отказе от применения методов, опасных для жизни и здоровья людей.

Вместе с тем, следует заметить, что подобные требования действуют и в настоящее время в соответствии с общими принципами, а также прямыми нормативными указаниями гражданского и уголовного законодательства.

В свою очередь, предусмотренный законодателем столь длительный переходный период не только дает возможность коллекторам не спеша проанализировать новый порядок, но и перестроить методику своей последующей работы с учетом оставшихся в законе лазеек (а их, как станет понятно в дальнейшем, немало!). В результате современные методы "выбивания задолженности" могут претерпеть лишь весьма формальные трансформации.

Можно спрогнозировать, что уже к осени, активность коллекторов и их "псевдоколлег" может значительно возрасти. Стремясь закрыть большинство проблемных долгов до вступления в силу новых правил, у ряда из них наверняка появится соблазн использовать и те приемы, которые в новом законе прямо запрещены.

У депутатов также остается возможность еще до наступления нового года успеть внести в закон поправки, с целью устранения хотя бы наиболее очевидных недоработок, о которых речь пойдет далее.

Разочарование второе: предоставляя дополнительные гарантии защиты прав должников, закон практически не предусматривает действенных методов защиты нарушенных прав и привлечения к ответственности за их нарушение

Отдельная статья, посвященная ответственности, в законе формально присутствует. Однако речь в ней идет только о гражданско-правовой ответственности кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах. На основании ст. 11, содержащейся в главе 2 закона (которая, как мы помним, вступает в силу только с 1 января 2017 года), эти лица "обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам". Все! Больше ни о каких формах ответственности закон не упоминает.

Конечно же, это не означает, что в случае, к примеру, причинения вреда здоровью должника, виновное лицо нельзя будет привлечь к административной или уголовной ответственности. Такая ответственность уже предусмотрена действующим законодательством.

Но и сама статья о гражданско-правовой ответственности кредитора и иных лиц, также лишь воспроизводит общие положения гражданского законодательства о возмещении вреда (например, ).

Следовательно, при применении ст. 11 закона, должник, в отношении которого были совершены неправомерные действия, столкнется с теми же проблемами, с которыми в настоящее время сталкиваются лица, обращающиеся за возмещением убытков и компенсацией морального вреда. Прежде всего, здесь следует помнить, что бремя доказывания факта нанесения морального вреда и размера причиненных убытков, по действующему законодательству, возлагается на самого должника, а собрать соответствующие документальные подтверждения далеко не всегда легко.

Более того, в некоторых случаях законодатель исключает для должника и возможность требования компенсации морального вреда. Так, согласно п. 6 ст. 6 закона в случае раскрытия конфиденциальных сведений о должнике, виновное лицо "обязано возместить должнику убытки". Упоминания о возможности компенсации морального вреда применительно к данному нарушению закон не содержит.

Что касается предусмотренной законом возможности исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, то как форма ответственности она допускается в подп. 4 п. 1 ст. 16 за "однократное грубое нарушение требований настоящего Федерального закона, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц".

Каких-либо разъяснений, что следует признавать "грубым нарушением закона", и каким образом информация о таких нарушениях должна поступать уполномоченному органу, ведущему реестр, закон не содержит.

Применительно к случаям неоднократного неисполнения предписаний уполномоченного органа, или иных нарушений требований закона, возможность исключения из реестра законом также допускается, но как следует из буквальной формулировки п. 2 ст. 16, остается правом, а не общеобязательной мерой.

Разочарование третье: стиль изложения закона одинаково труден для восприятия и понимания, как юристов, так и граждан, не имеющих юридического образования

Как известно, одной из основных причин неконтролируемого роста задолженности по кредитам граждан является банальная невнимательность со стороны физического лица при оформлении договора, а также непонимание значения некоторых финансовых и юридических терминов, используемых в его тексте.

Принятый закон также не отличается простотой формулировок, доступных для понимания граждан, не обладающих специальной юридической подготовкой. В качестве примера, здесь можно обратить внимание на изложение п. 13 ст. 8, согласно которому "В случае направления должником заявления кредитору, последний не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству без учета предусмотренных в заявлении ограничения или отказа должника от взаимодействия".

Так вправе или не вправе кредитор привлекать иное лицо? А если вправе, то как он должен сообщить привлеченному лицу о существующих ограничениях в его полномочиях? Согласитесь, чтобы понять, о чем вообще речь, даже юристу придется перечитать представленную норму внимательно не один раз! А ведь еще ее смысл нужно донести до клиента, обратившегося за консультацией. Вместе с тем, разбив сложное предложение на несколько, законодатель сделал бы ее понятней и проще для понимания, не утратив, при этом, и заложенного в нормативный текст смысла.

Также заметим, что достаточно большое количество предусмотренных законом ограничений во взаимодействии коллектора и должника вполне могут быть устранены уже на этапе заключения договора. Причем факт отказа от предоставленных законом прав и гарантий для должника может быть далеко не очевиден.

К примеру, отказ должника от предусмотренного п. 3 ст. 6 закона запрета на передачу кредитором третьим лицам персональных сведений о нем может быть оформлен в форме простого письменного согласия должника на обработку его персональных данных (п. 4 той же статьи). Обязательного включения в текст такого согласия указания, что речь в нем идет не только об обработке данных, но и об их передаче иным лицам, закон не требует.

Допущенные законодателем неточности в логике нормативного описания ряда предусмотренных законом процедур, способны вызвать затруднения и для профессиональных правоприменителей.

К примеру, непосредственное взаимодействие с должником по инициативе кредитора не допускается в случае нахождения должника на излечении в стационарном лечебном учреждении (п. 1 ст. 7 закона). Однако, в соответствии с п. 2 ст. 7 закона в случае непредставления подтверждающих документов, наличие соответствующих оснований "считается неподтвержденным". Процедуру предоставления подобных документов закон более подробно не регламентирует и не предусматривает возможность ее согласования в соглашении сторон. В результате, без однозначного ответа остаются вопросы, кому именно должны быть переданы такие документы: только кредитору или и лицу, действующему от его имени и в его интересах; о надлежащей форме и составе подтверждающих документов; о возможности их передачи через посредника; о моменте, с которого такие документы должны считаться полученными; о допустимости предоставления копий подтверждающих документов взамен оригиналов и т.д.

Попутно заметим, что на основании ст. 9 закона, о факте привлечения кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, кредитор обязан уведомить должника в течение 30 рабочих дней. Такое уведомление может быть направлено, в том числе и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Обращаю внимание, что в законе указаны именно рабочие, а не календарные дни. Причем, нужно еще учесть время, необходимое для доставки корреспонденции. Из всего этого становится очевидным, что какое-либо документальное подтверждение привлечения кредитором иного лица для осуществления с должником взаимодействия, должник может получить по прошествии нескольких месяцев с момента принятия соответствующего решения кредитором.

Не лишены определенных недостатков и нормы главы 3 закона, регламентирующей порядок ведения государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 закона сведения о юридическом лице, вносятся в государственный реестр в течение 20 рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган комплекта документов, включающего, в том числе и выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 30 дней до даты представления документов (подп. 3 п. 2 ст. 12 закона). В случае представления неполного комплекта документов, необходимых для внесения в государственный реестр, во внесении сведений в реестр может быть отказано на основании подп. 2 п. 1 ст. 15 закона. Однако, в той же ст. 12 закона в п. 5 указывается, что "Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе". Так зачем тогда было вообще вносить указание на необходимость включения такой выписки в комплект документов, подлежащих предоставлению в обязательном порядке?

Вызывает сомнения и точность изложения требования о необходимости обязательного предоставления заявителем копий "документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подп. 8 п. 2 ст. 12 закона). Каких-либо дополнительных требований к содержанию такого сайта закон не предусматривает. Получается, что для формального соблюдения требований закона, заявителю достаточно документально подтвердить факт владения любым сайтом в сети "Интернет" вне зависимости от его реального содержания и отражения на нем информации о деятельности заявителя по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности?

Не прослеживается взаимосвязь данного требования и с нормой п. 9 ст. 12 закона, согласно которой "информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Необходимость предоставления, на этапе включения в реестр, документальных данных именно об официальном сайте заявителя норма подп. 8 п. 2 ст. 12 закона не устанавливает.

Увы, всеми перечисленными в настоящей колонке случаями, недостатки вступающего в силу закона не исчерпываются. Возможно, ряд из них вновь избранные депутаты Госдумы еще успеют устранить до 1 января 2017 года – момента когда закон заработает в полном объеме. Без этого решения о доработке, и должников, и самих коллекторов, вполне очевидно, уже ожидает немало сложноразрешимых проблем и нормативных коллизий.

Обновленный закон о коллекторах 2016 подписан президентом Владимиром Путиным. Народная мудрость гласит – долг платежом красен, а если кто-то не хочет или не имеет возможности следовать наставлениям предков, знакомства с представителями коллекторского агентства избежать не удастся.

Покой нам только снится

Напомним, что новый закон о коллекторах 2016 был разработан группой депутатов по главе с Валентиной Матвиенко. Правда, на финишную прямую документ вышел с двумя десятками поправок, так что от «матвиенковской версии» в нем остались лишь малые фрагменты.

Это интересно! Из названия документа убрали фразу «возврат долгов», заменив ее на более корректное - «возврат просроченной задолженности».

Настаивавшие на полном запрете коллекторской деятельности на территории России депутаты потерпели поражение (запрет на взыскание долга коллекторами - новая инициатива правительства) – частные взыскатели долгов в России остаются, вот только правила их работы ужесточаются. В частности, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал подобрать для коллекторов другое название, не применяя старое в отношении процесса взыскания задолженностей.

Приняли закон о коллекторах в 2016 году достаточно быстро еще и потому, что в новостях все чаще стали появляться репортажи о неправомерных действиях «местных вышибал». 21 июня документ был одобрен Госдумой, 29 июня – Советом Федерации, а 3 июля – подписан президентом.

Важные моменты

Одной из поправок стало исключение из списка должников, с которыми могут общаться сотрудники коллекторских агентств, индивидуальных предпринимателей. В законе решено оставить только физических лиц, не имеющих статуса ИП.

Коллекторы смогут взыскивать задолженность за «коммуналку» только если поставщик услуг (горэлектросеть, водоканал и пр.) решит наделить их такими полномочиями, в противном случае по закону сборщики долгов не смогут предъявить требования по оплате. Впрочем, сегодня новости показывают, что закон о коллекторах 2016 в данной сфере не актуален. С «выбиванием» таких долгов вполне успешно справляются сами коммунальщики. К нерадивым жильцам применяются суровые меры наказания. Сначала их многократно предупреждают, отправляя письма и напоминания, а затем попросту перекрывают доступ ко всем ресурсам: воде, электричеству, канализации, газу.

Важно! Жалобы на коллекторские действия принимает специальная служба по защите прав потребителей финуслуг Центробанка.

К чему готовиться должникам?

Частные фирмы по взысканию долгов появились в России в 2004 году, но на протяжении десяти лет их деятельность никак не регулировалась. Только в 2014 был принят закон «О потребительском кредите», в котором есть раздел, посвященный теме взыскания задолженностей. В частности, он определял, что коллекторы не могли напоминать о долгах ночью, а если коллектор не оставлял должнику координаты для связи, то ему приходилось выплачивать штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Многие права коллекторов по новому закону 2016 остались без изменений, при этом на законодательном уровне сделано всё, чтобы обязать взыскателей задолженностей работать в правовом поле.

Они могут звонить должнику по телефону, встречаться с ним лично, приходить «в гости», а также использовать «другие варианты» коммуникации, но строго соблюдая периодичность напоминаний об имеющейся задолженности и условиях ее ликвидации:

  • встречаться лично – не чаще одного раза в неделю;
  • звонить по телефону – не чаще раза в сутки, при этом максимальное количество звонков в неделю два, в месяц восемь.

Важно! Должник должен дать письменное согласие на любые виды общения с точным указанием способов связи, при этом медицинская справка перестает отныне быть уважительной причиной для отказа от общения.

Запрет на некоторые полномочия коллекторов по закону 2016 остались без изменений, другие стали нововведением. Так, запрещается:

  • беспокоить должника в ночное время: в будни – с 10 вечера до 8 утра, в выходные – с 8 вечера до 9 утра;
  • применять психологическое или физическое давление, а также портить имущество (если коллекторы угрожают - что делать);
  • без письменного согласия должника информировать о долгах его родственников, сослуживцев, а также передавать данные о задолженности гласности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;
  • скрывать контактные данные и личность;
  • взыскивать задолженности с лиц, признанных банкротами и находящихся на стадии судебного слушания о реструктуризации долгов.

Пункт о письменном согласии на информирование третьих лиц, скорее всего, будет включаться в кредитный договор наряду с согласием на обработку персональных данных, поэтому всем, кто берет деньги взаймы, стоит очень внимательно изучать документы перед подписанием, особенно это касается разделов, напечатанных самым мелким шрифтом.

За невыполнение закона для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до миллиона рублей с последующим лишением права осуществлять коллекторскую деятельность на срок до 12 месяцев. Компаниям придется заплатить штраф в большем размере – от 20 000 до двух миллионов.

Новые правила игры

Серьезно ужесточились требования и к самим коллекторским агентствам. Во-первых, в них должны работать граждане без судимостей за преступления против личности, экономические нарушения, а также против государства и общественной безопасности.

Во-вторых, подписанный президентом в начале июня закон о коллекторах 2016 выводит с рынка компании, которые не соответствуют следующим критериям:

  • не имеют чистых активных средств в размере не менее 10 млн.рублей;
  • не заключили договор страхования ответственности за возможное причинение убытков должнику на сумму не менее 10 млн.рублей;
  • не имеют собственного сайта в интернете;
  • не ведут прозрачную деятельность с регулярной отчетностью;
  • деловая репутация руководителя «подмочена», а фирма работает на рынке недавно.

Все остальные коллекторские компании включат в специальный госреестр, данные которого будут находиться в свободном доступе.

И напоследок еще один актуальный вопрос: когда вступит в силу закон о коллекторах 2016? Нововведения заработают с 1 января 2017 года.

Закон о коллекторах распространяется сугубо на отношения, связанные с возвратом потребительских и целевых займов. Взыскатели не вправе в безусловном порядке требовать деньги с третьих лиц, заниматься вымогательством, звонить или писать чаще, чем того требует норма права

На 1 августа 2016 года заёмщики несвоевременно вернули банкам России 911,5 млрд. рублей: такую информацию обнародовал регулятор рынка. Держаться в отсутствие денег становится всё труднее, а проблема деятельности по «выбиванию долгов» вновь выходит на передний план. Именно закон о коллекторах 2016 года призван расставить все точки над i, призвав участников рынка к цивилизованным отношениям.

ФЗ N230 от 03 июля 2016 года «О защите прав…» начал действовать в день официального опубликования 3 июля текущего года. Стоит отметить, что процесс его имплементации растянулся на несколько лет, настолько сильно коллекторское лобби в органах власти.

В каких случаях закон не действует?

  1. На кредиторов, лично взыскивающих личную задолженность в сумме менее 50.000 рублей, если они не перепродали её третьим лицам.
  2. На индивидуальных предпринимателей-должников, чьи обязательства возникли в силу осуществления коммерческой деятельности.
  3. На правоотношения, возникшие между физическими лицами и поставщиками энергии и ресурсов (тепло, электричество, газ, вода и прочее), по поводу несвоевременной оплаты потреблённых благ.

На все остальные случаи распространяется текст закона о коллекторской деятельности 2016 года. Им надлежит руководствоваться как банкам, так и частным агентствам, занимающимся взысканием «просрочки».

Просроченная задолженность физических лиц в России к 1 августу 2016 года составляет 8,6% от общего количества выданных займов: такие сведения приводит Центробанк России. Общее количество денежных средств, полученных населением, достигло 10 трлн. 597,1 млрд. рублей. По оценкам аналитиков, каждый пятый заём является проблемным: он либо не будет возвращён целиком, либо процесс погашения задолженности затянется на месяц.

Обязанности коллекторов до начала деятельности:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо;
  2. Стать участником реестра, ведомого государством (на 17 августа 2016 года – отсутствует);
  3. Сообщить должнику о том, что его обязательства перешли к третьему лицу, а в разговоре (письме, сообщении) – сообщить ФИО взыскателя и оператора.
Что может коллектор ? Чего нельзя коллектору?
Встречаться с должником не чаще 1 раза в неделю, звонить ему по телефону в рабочие дни с 08.00 до 22.00 часов, в выходные – с 09.00 до 20.00 часов по местному времени Угрожать должнику расправой, убийством, телесными повреждениями
Отправлять любые сообщения через СМС, e-mail, Viber, телеграмму Повреждать имущество или уничтожать собственность обязанных лиц
Направлять почту по адресу, где живёт или пребывает обязанное лицо Использовать методы психологического давления, которые унижают честь и достоинство
Напоминать о размере долга с детализацией Передавать кому-либо персональные данные должника
Звонить не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц Угрожать судебным разбирательством или уголовным преследованием
Отправлять сообщения не чаще 2 раз в день, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц Использовать для взыскания оружие, пытки, угрозы в отношении родственников обязанного лица

Кроме того, запрещается использование следующих методов:

  1. Наём иностранцев, которые бы угрожали должникам из-за границы;
  2. Привлечение для возврата долгов лиц, которые имеют судимость за преступления против государства, власти, экономики, общественной безопасности, личности;
  3. Принудительное взыскание денег с родственников или людей, которые проживают совместно с должником.

Всё, что могут коллекторы по новому закону – звонить, писать своим подопечным, встречаться с ними лично, напоминая о своих обязательствах. Любые другие методы взаимодействия, будь то угрозы, насильственное проникновение в жилище, публикация фотографий и сведений, порочащих людей, являются противозаконными.

Пример 1:

Коллектор Василий занимается взысканием 1 миллиона рублей с инженера Фёдора. Открыв незапертую дверь, он проникает в квартиру обязанного лица без его согласия, где без лишних слов переходит к делу. Сломав лазерную рулетку стоимостью 6000 рублей, Василий хлопнул по затылку сына Фёдора, который сделал ему замечание, а напоследок – продемонстрировал бутылку легковоспламеняющейся жидкости и зажигалку. В его действиях – целый букет нарушений уголовного и административного закона.

Пример 2:

Коллектор Валентина звонит своему подопечному Игорю каждый час: на домашний, сотовый и рабочий телефон, в Viber, пишет в социальные сети. Каждое её сообщение – вежливое и корректное, заканчивается предложением разработать график погашения задолженности. Такое навязчивое общение является противозаконным и может служить основанием для привлечения к ответственности по ст.14.57 КоАП РФ или ч.5 ст.15.26.1 КоАП РФ.

Законодательно прописано, сколько раз в день могут звонить коллекторы по закону в 2016 году, поэтому взыскатель может быть привлечён к административной ответственности. Правда, до конца не понятно, кто должен заниматься ведением процесса – собирать доказательства, составлять протокол – полиция или специальный орган.

Ответственность за нарушение закона

  1. Незаконное использование в названии компании слова «пристав», «судебный пристав» и аналогичных. Ответственность предусмотрена ст.17.8.1 КоАП РФ, штраф на организацию – до полумиллиона рублей.
  2. Незаконная предпринимательская деятельность. Если взыскателем нарушен закон о коллекторах 2016 года, он действует без образования юридического лица, речь идёт о незаконной коммерческой деятельности – ст.14.1 КоАП РФ, штраф до 2 тысяч рублей.
  3. Нарушение законодательства при взыскании задолженности. Возврат денег по потребительским кредитам способами, не оговоренными Законом, преследуется по ст.14.57 КоАП РФ , максимальное наказание – штраф до 100 тысяч рублей. МФО при нарушении Закона могут быть привлечены к ответственности по ч.5 ст.15.26.1 КоАП РФ – штраф до 100 тысяч рублей. Аналогичное касается ломбардов (ч.2 ст.15.26.2 КоАП РФ), потребительских кооперативов (ч.5 ст.15.38 КоАП РФ) такое же взыскание.
  4. Незаконное проникновение в жилище. В случае если коллектор по своей инициативе вошёл в квартиру, на земельный участок, на дачу, он может быть привлечён к уголовной ответственности по ст.139 УК РФ – арест до 3 месяцев.
  5. Угроза убийством, причинением телесных повреждений, подкреплённая убедительными действиями. За подобные нарушения предусмотрена уголовная ответственность по ст.119 УК РФ – до 2 лет лишения свободы.
  6. Принуждение к уплате долга сверх суммы, положенной по договору – вымогательство. Такие действия квалифицируются по ст.163 УК РФ и в лучшем случае караются лишением свободы до 4 лет со штрафом.

Следует отметить, что в уголовном и административном кодексе нет ответственности за принуждение к исполнению обязательства. Таким образом, любые действия «сборщика»

Требования к организации-взыскателю:

  1. Взыскание «просрочки» – основной вид деятельности;
  2. Размер чистых активов – 10 млн. рублей и больше;
  3. Обязательное страхование возможных убытков «клиентам» – не менее 10 млн. рублей;
  4. Наличие собственного веб-сайта на персональном домене;
  5. Отсутствие состояния банкротства.

Резюме

Вопреки радостным возгласам общественности, новый закон о деятельности коллекторов 2016 года на данном этапе – всего лишь красивые слова. Из реальных норм можно отметить лишь необходимость регистрации в качестве юридического лица и страхование ответственности игрока рынка.

Административная ответственность, налагаемая на организации – до 100 тысяч рублей (при том, что сбором доказательств должны заниматься государственные органы), и такое наказание едва ли остановит коллекторов от запрещённых приёмов средств. Резюме: принятые меры – всего лишь шаг на пути к выходу из беззакония: он не остановит взыскателей от противоправных действий.