В чем суть данной шкалы исчисления ндфл. Задание С7 в ЕГЭ по обществознанию. Основные системы налогообложения

За www.ctege.info

дания С7 по обществознанию

1. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например:

− Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;

уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада; 2) возможная причина, допустим:

низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

2. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Пояснение.

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

- примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

- примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

3. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Пояснение.

В ответе должно быть отмечено, что:

1) балет является видом искусства;

2) балету как виду искусства присуще:

Формирование чувства прекрасного;

Создание художественных образов;

Чувственно-эмоциональное отражение реальности.

4. «Это было время, когда мы в Германии занима¬лись вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет - пара ботинок, раз в 50 лет - по одному костюму», - писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод.

Опираясь на знанияwww из курса обществоведения.ctege , назовите.info еще одну черту, присущую этой системе.

Пояснение.

В ответе указывается, что речь идет о командной (административной) экономике. В качестве аргумента приводится указание на осуществление централизованного планирования. Среди других черт командной экономики могут быть названы:

- государственное регулирование цен на товары и услуги

- преобладание государственной собственности.

5. Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.

Пояснение.

В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) названы нормы права:

Данные правоотношения будут регулироваться нормами гражданского права; 2) дан правильный ответ:

- магазин и покупатель берут на себя взаимные обязательства и приобретают права; 3) приведены юридические последствия, например:

со стороны гражданина :

- обязан предоставить справки о заработной плате, свидетельствующие, что он может выплатить стоимость телевизора;

- обязан вносить в срок суммы платежа по кредиту;

со стороны магазина :

- обязан предоставить качественный товар;

- обязан правильно оформить все документы, подтверждающие куплю-продажу;

- обязан правильно оформить документы на кредит;

- обязан заменить купленный телевизор в случае обнаружения заводской неисправности. Могут быть приведены иные имеющие основания обязанности.

6. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Пояснение.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерныеwww игры. ); ctege.info

2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества; 3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;

4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры. Могут быть даны иные подтверждения.

7. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Пояснение.

В ответе указаны глобальные проблемы:

- демографическая;

Экологическая;

- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

8. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Пояснение.

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

9. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программеwww , в инстинктах.ctege , а обретается. вinfo онтогенезе, в процессе

деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

10. В последнее время в России активно обсуждается вопрос, о том что внешний вид должен быть закреплен законодательно. При проведении социологического опроса на вопрос «Внешний вид - это личное дело каждого?» были получены следующие ответы:

А) Да, внешний вид - это личное

дело каждого

Б) Нет, внешний вид должен быть

регламентирован

В) Затрудняюсь ответить

Согласны ли вы с результатами социологического опроса? Является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека? Свой ответ прокомментируйте.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение выпускника по данной проблеме;

2) дан ответ, является www ли законодательное.ctege закрепление внешнего.info вида нарушением прав человека;

3) дан комментарий.

Например, в случае несогласия:

- внешний вид позволяет проявить свою индивидуальность ярче;

- при составлении своего гардероба человек может проявить свое творчество, фантазию;

- социальные роли, которые исполняет человек, могут требовать и разнообразия в его внешнем виде.

Например, в случае согласия:

- это поможет решить проблему привития вкуса к «правильной» одежде;

- внешний вид влияет на внутренний мир человека (регламентация внешнего вида может дисциплинировать человека);

- четко оговоренные правила внешнего вида могут помочь сосредоточиться на решении реальных проблем, не отвлекая на внешние факторы (не случайно многие фирмы вводят единую форму одежды).

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

11. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

- внутренние акционеры (работники, дирекция) - 62% акций,

- внешние акционеры - 21% акций,

- государство - 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Пояснение.

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующий о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

12. Ученые-правоведыwww называют. ееctege «молекулой права.info », живой клеткой, из

которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

Пояснение.

В ответе:

1) должно быть названо понятие - «правовая норма» или «норма права»;

2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:

- общеобязательность;

- формальная определенность;

Нормативность;

- установление и защита государством.

13. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Пояснение.

В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:

- именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

- лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.

14. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивнорегрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введенияwww для общества.ctege.info

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) Дан ответ , например:

прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2) Приведены объяснения , например:

прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;

прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;

прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.

Могут быть приведены иные объяснения.

15. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности. Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.

2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны - природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же социальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.

16. Во многих государствахwww введён.ctege возрастной ценз для.info осуществления

гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;

2) обоснования, например: - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи. Могут быть приведены другие обоснования.

17. В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три возможных способа решения этого вопроса.

Пояснение.

Могут быть даны следующие возможные способы решения вопроса :

1) гражданство сына может быть установлено на основе договорённости родителей

По гражданству матери или отца;

2) гражданство сына может быть установлено по месту рождения;

3) возможно изменение сыном гражданства России на гражданство Франции по достижении совершеннолетия или ситуация установления двойного гражданства.

Могут быть даны иные объяснения.

18. В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите три обоснования необходимости такого суда в демократическом

правовом государстве.

Пояснение. www.ctege.info

Могут быть приведены следующие обоснования :

1) суд присяжных является одним из механизмов защиты прав человека средствами гражданского общества;

2) участие граждан в суде в качестве присяжных позволяет реализовать их право на участие в делах государства;

3) суд присяжных использует для вынесения вердикта демократическую процедуру.

Могут быть приведены другие обоснования.

19. Гражданин Г. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 76-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде. Какое решение может принять суд?

Приведите не менее трех позиций.

Пояснение.

На основании ГК РФ, не могут быть лишены наследства нетрудоспособные родители и несовершеннолетние дети, следовательно, судом может быть принято решение:

1) часть имущества наследодателя должна получить мать;

2) часть имущества наследодателя должен получить несовершеннолетний сын;

3) остальное имущество получает жена, которой наследодатель отписал свое имущество.

20. Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала свое увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд? Приведите не менее трех оснований, по которым администрация может уволить работника по своей инициативе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены позиции, например:

1) Дан ответ, допустим:

– суд признает увольнениеwww женщины незаконным.ctege и обяжет фирму.info восстановить ее в должности и оформить ей, в соответствии с трудовым законодательством, декретный отпуск.

2) Приведены основания увольнения работника по инициативе администрации, например:

с связи с реорганизацией предприятия;

по сокращению штатов;

в случае смены собственника(только руководитель, его заместители и главный бухгалтер);

в случае несоответствия работника занимаемой должности, выявившегося при аттестации;

в случае грубого однократного нарушения трудовой дисциплины (за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.).

Позиции ответа могут быть представлены и в других формулировках.

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции; 2) - примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.; - примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры; 2) - создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой - воспринимается не всеми, а ценителями - для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
- демографическая; - экологическая; - разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества: а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная. 2. Институты, которые стали выполнять. 1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности. 2. Государство, защищает права детей. Армия. 3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества; 2) - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: – социальные нормы; – социальные санкции; 3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом 2. - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
- отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России; - отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу; - отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
- консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии); - консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов; - сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
- возраст (молодёжь); - профессия (депутаты); - величина дохода (средний класс);

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы; 2. От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); - нацеленность на приобретение новых знаний и умений; - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); 2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества); 3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации; 2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей; 3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал; 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию; 3) приобретение участка земли, недвижимости; 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Налоги - это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Прямые

Косвенные

2) налог на прибыль с фирм;

3) на иму­щество;

4) на недвижимость;

5) на даре­ние;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

1) акцизные (от лат. accidere - обрезать) сборы;

3) таможен­ные пошлины.

Основные принципы налогообложения

1) Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организаци­онно-правовой формы.

2) Легитимность - размер налогов и порядок их взимания законо­дательно утверждены государством.

3) Справедливость - равенство налогов на доходы рыночных струк­тур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

4) Определённость и точность налогов - размер налогов, сроки, способ и порядок их на­числения должны быть точно определены и по­нятны налогоплательщикам.

5) Удобство взимания на­логов для налогопла­тельщиков - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.

6) Экономичность (эффективность) - необходимость соблюдения условий, при кото­рых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и органи­зации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подры­вать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.

7) Обязательность - неизбежность осуществления платежа.

8) Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Функции налогов

1) Фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппа­рата, обороны страны и той части непроизвод­ственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, мно­гих учебных заведений, библиотек и т. д.

2) Распределительная - перераспределение доходов между разными со­циальными слоями с целью сглаживания нера­венства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капи­тальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

4) Социально-воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышен­ных налогов.

5) Конкретно-учётная - осуществление учёта доходов граждан, предпри­ятий и организаций.

Налоги в РФ

Согласно ст. 12 НК РФ

Совокупность налогов в Российской Федерации:

Федеральные Региональные Местные

устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

2) Акцизы.

6) Водный налог.

8) Государственные пошлины.

2) Транспортный налог.

3) Налог на игорный бизнес.

1) Земельный налог.

Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ

Наименование налога

Его сущность

Налог на добав­ленную стоимость (НДС)

Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных то­варов (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Налог на прибыль предприятий и организаций

Является прямым налогом, т. е. его сумма цели­ком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница между вы­ручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции (работ, услуг).

Налог на имущество предприятий

Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.

Налоги - это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

По способу платежа налоги делятся на:

Прямые

Косвенные

Обязательные платежи, взимае­мые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц, например:

2) налог на прибыль с фирм;

3) на иму­щество;

4) на недвижимость;

5) на даре­ние;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг, например:

1) акцизные (от лат. accidere - обрезать) сборы;

2) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) таможен­ные пошлины.

Основные системы налогообложения

Налоги в РФ

Согласно ст. 12 НК РФ

1. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Федеральные Региональные Местные

устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ.

устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ.

устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

1) Налог на добавленную стоимость (НДС).

2) Акцизы.

3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.

4) Налог на прибыль организаций.

5) Налог на добычу полезных ископаемых.

6) Водный налог.

7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

8) Государственные пошлины.

9) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 2018 г.).

1) Налог на имущество предприятий.

2) Транспортный налог.

3) Налог на игорный бизнес.

1) Земельный налог.

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

30 июля 2017 года президент РФ В. Путин подписал закон о курортном сборе в ряде российских регионов. С 1 мая 2018 года курортный сбор вводится в четырех регионах страны: в Крыму, в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях. Он вводится законами субъектов РФ, доходы также поступают в региональный бюджет.

Развернуть

ВОПРОСЫ

1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

ВИДЫ НАЛОГОВ

подоходный

косвенные

на добавленную стоимость

на наследство

на имущество

2. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

обязательность уплаты

безвозмездность

пропорциональность доходу

возвратный характер

законодательное установление

приблизительность размера для налогоплательщиков

3. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни общества.

В правильном ответе могут содержаться следующие примеры:

1) применение государством льготного налогообложения фирм содействует развитию научно-технического прогресса и увеличению числа рабочих мест, что способствует развитию экономики;

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства и сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы реализуется социально-экономическая политика государства;

4. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов произошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской (пропорциональной) шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу её введения для общества.

1. Прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2. Объяснения:

1) прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;

2) прогрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;

3) прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы, и т. д.

5. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия пря­мых налогов от косвенных. Выберите и запишите сначала порядковые но­мера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

2002 г.

2012 г.

Яплачу налоги, потому что это обязанность каждого гражданина.

Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность.

Яплачу налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

Я плачу налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия.

Яиспользую любую возможность уклониться от уплаты налогов.

Я не буду платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании.

1) Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Большевики не только втянули Россию в хаос и междоусобицу, но и способствовали положительным преобразованиям во всех сферах жизни. Благодаря советской власти население получило немыслимые в царское время права и возможности.

Прекратили войну

26 октября 1917 года после доклада Ленина большевики приняли «Декрет о мире», в котором предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире» без аннексий и контрибуций. В документе новые власти заявляли об отказе от принципов тайной дипломатии и давали добро на публикацию секретных договоров, заключенных царским и Временным правительствами.
Переговоры о мире начались 22 декабря 1917 года. После трех дней обсуждения страны германского блока согласились на советские инициативы, однако при условии сохранения аннексий и контрибуций. Сепаратный мир, подписанный между советской Россией и Центральными державами 3 марта 1918 года, ознаменовал не только прекращение войны, но и признание Россией поражения.

Брестский договор, по которому Россия теряла значительные территории, вызвал резкую критику как со стороны внутрипартийной оппозиции, так и практически всех политических сил страны. Но в нем были и свои плюсы.
Британский историк Ричард Пайпс заметил, что, прозорливо пойдя на унизительный мир, Ленин выиграл необходимое время и смог заслужить широкое доверие большевиков. Дальнейшие действия советского правительства, по сути, спровоцировали Германию на разрыв Брестского мира, вслед за чем она капитулировала перед западными союзниками.
Брестский мир при всей его противоречивости в итоге свел на нет роль Германии во внешнеполитическом окружении советской державы, но главное, он прекратил изнурительную для народа многолетнюю войну и позволил России сэкономить значительные силы и средства, что в дальнейшем сыграло едва ли не решающую роль в отражении интервенции.

Вернули землю

Для того, чтобы заручиться поддержкой самого многочисленного класса в стране – крестьянства – Ленин вынес на утверждение соратников по партии «Декрет о земле», идея которого была позаимствована у эсеров. Декрет был принят на Втором всероссийском съезде советов 8 ноября 1917 года.
Документ предусматривал переход помещичьих и других земель в распоряжение крестьянских комитетов и уездных Советов впредь до окончательного решения всех земельных вопросов Учредительным собранием. Интересно, что по данным Наркомзема 15% помещичьей земли уже было захвачено крестьянами до октября 1917 года.

В Декрет также вошел «Наказ о земле», составленный еще в августе, согласно которому частная собственность на землю отменялась, а земля объявлялась «всенародным достоянием» и подлежала уравнительному разделу между крестьянами по трудовой потребительской норме.
Декрет постановлял: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования».
По данным Центрального Управления Землеустройства к концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин, что увеличило площадь крестьянских земель с 80 до 99,8%.

Национализировали имущество

Чтобы избежать подрывной деятельности «буржуазных элементов» и выполнить свои обещания перед трудящимися советское государство провело национализацию путем принудительной и полной конфискации принадлежавших крупному капиталу основных средств производства и банков.
С декабря 1917 по февраль 1918 года в России было национализировано большое количество промышленных предприятий, собственники которых занимались саботажем и организацией контрреволюционных заговоров, а также предприятий, принадлежавших эмигрировавшим за границу капиталистам.
В конце 1917 года большевики национализировали банки, уличенные в финансировании контрреволюции, которые нарушали установленный за ними контроль со стороны рабочего класса. 22 апреля 1918 года была национализирована внешняя торговля, а 28 июня пришло время крупных предприятий всех отраслей промышленности.
Ленин в условиях национализации важнейшее значение придавал обучению трудящихся управлением делами общества и производства. «Конфисковать можно с одной «решительностью» без уменья правильно учесть и правильно распределить, обобществить же без такого уменья нельзя», – констатировал вождь пролетариата.

Дали права

2 ноября 1917 года к первым декретам Советской власти был добавлен еще один документ, укреплявший влияние большевиков на национальных окраинах – «Декларация прав народов России». Она провозглашала отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений, а также право наций, входивших в состав Российской империи на «самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
Наличие таких прав, без сомнения угрожавших целостности России, тем не менее позволяло надеяться на успех советской власти в обширных регионах страны, где еще не успел сформироваться пролетариат.
В декларации подписанной Лениным и Сталиным, в частности, говорилось: «Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю - она упразднена, раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемы. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над водами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков».

Обеспечили социальные гарантии

11 ноября 1917 года большевики выполнили то, что давно обещали рабочим – приняли Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно Декрету рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятия, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
Постепенно обеспечивались и другие социальные гарантии: сокращалась рабочая неделя, вводились ежегодные оплачиваемые отпуска, в том числе – декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, а также пенсии по старости и инвалидности, создавались механизмы бесплатной и общедоступной медицинской помощи.
По мере возможности власти решали жилищные проблемы. Из рабочих казарм, зачастую с нарами в несколько этажей, и ночлежек трудящихся переселяли сначала в коммунальные квартиры и общежития с удобствами, затем появилась возможность давать бесплатно пусть небольшие, но отдельные квартиры с недорогими коммунальными услугами.

Провели электрификацию

В 1920 году в разгар Гражданской войны советское правительство по инициативе и под руководством Ленина разработало перспективный план электрификации страны – знаменитый ГОЭЛРО. План предусматривал преобразование не только сферы энергетики, но и всей экономики страны. Стали интенсивно развиваться задействованные в хозяйственной деятельности территории.
В выполнении планов по электрификации страны советское правительство всячески поощряло инициативы частников, которые могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10–15 лет, охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский), где предусматривалось строительство 30 электрических станций общей мощностью 1,75 млн кВт. Этот грандиозный проект во многом заложил основы будущей индустриализации страны.
Посетивший советскую Россию писатель-фантаст Герберт Уэллс писал по поводу ГОЭЛРО: «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишённой источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром».

Ввели всеобщую грамотность

Еще накануне Октябрьской революции Ленин сказал сакраментальную фразу: «Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов на дворян-тунеядцев».
26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности». Документ обязывал все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, учиться грамоте на родном или на русском языке – по желанию.
Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условия обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как писал главный инициатор Декрета Ленин, «нам нужно добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Реализовать подобную программу в условиях Гражданской войны и интервенции было чрезвычайно сложно. Однако советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.
К 1926 году СССР по уровню грамотности занимал только 19 место в мире, уступая, к примеру, Португалии и Турции. Все еще сохранялись значительные перепады между городским и сельским населением. Так, на 1926 год грамотными считались 80,9% горожан и 50,6% сельских жителей. Окончательно массовая безграмотность была преодолена к концу 1930-х годов.