Система национальных счетов (СНС). Система национальных счетов: принципы построения, основные категории Показатели экономической деятельности и методика их расчета

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.


Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

М.А. Медведева

Омский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ

The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.

Система национальных счетов (СНС) - это современная система информации, применяемая более чем в 150 странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне, т. е. это макростатистическая модель рыночной экономики. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана более 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда e органов государственного управления возникла потребность в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Первые национальные счета появились в конце 30-х - первой половине 40-х г. XX в. в странах Запада, т. е. после Великой депрессии 1929-1933 гг. как результат анализа ее причин и последствий и для решения задачи государственного регулирования рыночной экономики. Теория национального счетоводства начала интенсивно развиваться после Второй мировой войны рядом европейских и американских ученых. Разработкой международных стандартов СНС занимались Статистическая комиссия ООН и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1953 г. появился первый стандарт ООН в области национального счетоводства, а в 1968 г. - второй стандарт, более полный, который определял принципы построения счетов не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов.

Последняя версия СНС принята ООН в 1993 г. Она уточняет определения и классификации важнейших макропоказателей, усовершенствует структуру некоторых счетов, методологию определения показателей национального богатства и др.

Госкомстат России начал работу по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики в 1993 г., после принятия Статистической комиссией ООН пересмотренной версии СНС (СНС - 93), окончание которой планируется в 2005 г.

СНС России построена с учетом рекомендаций международных статистических органов, разрабатывающих проблемы СНС: ООН, МВФ, Мирового банка, Евростата. Результаты расчетов показателей СНС РФ проходят экспертизу в МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировом банке.

Методология СНС России отличается по ряду относительно второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов, что связано с переходным характером российской экономики. С развитием рыночных отношений эти различия будут уменьшаться.

СНС может быть представлена как:

1) совокупность счетов, описывающих этапы процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения продукции, доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, увязанные между собой. Таким образом возможно проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования;

2) совокупность хозяйствующих единиц (субъектов), занимающихся производством товаров, рыночных и нерыночных услуг. Они сгруппированы по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной отраслевой классификацией (МОК);

3) совокупность институциональных секторов экономики. Сектор объединяет институциональные единицы, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица - это хозяйствующий субъект, который может от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами;

4) совокупность экономических операций. Операция - это взаимодействие двух и более институциональных единиц по обоюдному соглашению. Учитываются операции по производству и исполь-

© М.А. Медведева, 2003

зованию товаров и услуг (операции с товарами и услугами), операции по распределению и перераспределению доходов (операции с доходами) и операции по приобретению финансовых обязательств (операции с финансовыми инструментами). При этом регистрации подлежат как экономические операции между институциональными единицами - резидентами данной страны, так и между резидентами данной страны и нерезидентами.

Резидентами считаются предприятия, организации, домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:

1) товаров и услуг,

2) производства,

3) образования доходов (первичных),

4) первичного распределения доходов,

5) вторичного распределения доходов,

6) использования располагаемого дохода,

7) операций с капиталом.

Национальные счета нашей экономики являются счетами потоков. Они отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.

Каждый национальный счет представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, каждая из которых построена по аналогии с бухгалтерскими счетами, т. е. имеет две части: ресурсы (правая часть таблицы) и их использование (левая часть таблицы). Левая и правая частит каждого счета уравниваются при помощи балансирующей (сальдовой) статьи. Она рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Балансирующая статья каждого счета представляет собой обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства и увязывает счета в единую систему. Сальдовая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

Все указанные счета СНС являются консолидированными счетами. Они построены для экономики в целом и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, с другой - взаимосвязь различных показателей системы счетов. Таковыми, например, являются «Счет товаров и услуг» (таблица 1) и «Счет производства» (таблица 2).

Таблица 1

Счет товаров и услуг в 2001 г. (в текущих ценах), млн руб.

1. Промежуточное потребление 2. Расходы на конечное потребление 3. Валовое накопление 4. Экспорт товаров и услуг 5. Статистическое расхождение 7 360 146,9 5 897 964,1 1 994 123,6 3 337 918,7 -22 669,1 6. Выпуск в основных ценах 7. Импорт товаров и услуг 8. Налоги на продукты 9. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 2 166 516,3 1 283 777,3 184 562,6

Всего 18 567 484,2 Всего 18 567 484,2

В данном счете выпуск товаров и услуг показан в основных ценах. Основная цена - это цена, получаемая производителем за единицу продукта без налогов на продукты и импорт, но включающая субсидии на продукты и импорт.

Левая и правая части счета товаров и услуг рассчитываются отдельно на основе своих потоков статистической информации, поэтому их суммарные итоги могут различаться. Для достижения баланса по счету эта разница определяется как показатель статистического расхождения. Он характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % валового внутреннего продукта (ВВП).

Счет производства предназначен для описания и анализа стадии производства (таблица 2).

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов национальной экономики (включая иностранные и смешенные хозяйствующие субъекты) в отчетном периоде и имеющих как рыночный, так и нерыночный характер. Нерыночные товары и услуги реализуются бесплатно или по ценам, не влияющим

М.А. Медведева

значительно на спрос. По сути, выпуск - это результат производственной деятельности в так называемых границах производства.

Таблица 2

Счет производства в 2001 году (в текущих ценах), млн руб.

Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя

1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7 360 146,9 9 040 821,0 3 . Выпуск в основных ценах 4. Налоги на продукты 5. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 1 283 777,3 184 562,6

Всего 16 400 967,9 Всего 16 400 967,9

В этих границах должно учитываться также скрытое и неформальное производство - это экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или приуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и т. п. Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств: сельскохозяйственная продукция в личных подсобных хозяйствах, челночная торговля, индивидуальное строительство. Госкомстат России рассчитывает показатели скрытой и неформальной экономики на базе косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.

Незаконная деятельность по производству товаров и услуг (производство оружия, наркотиков) также должна включаться в границы производства, но Госкомстатом РФ пока не рассчитывается.

Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде для производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Налоги на продукты - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.

Субсидии на продукты - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

ВВП в текущих рыночных ценах (ценах конечного покупателя) включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт, но не включает субсидии на производство и импорт.

Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в СНС России в разбивке по группам отраслей, производящих товары, рыночные услуги, нерыночные услуги.

К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги.

Рыночными считаются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет Государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Согласно международным рекомендациям Госкомстат РФ должен составлять полный набор национальных счетов не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. В СНС России выделяются следующие секторы национальной экономики:

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) государственные учреждения;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства.

Данные сектора используются для описания процессов экономического воспроизводства внутри страны.

Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется сектор «остальной мир», который объединяет институциональные единицы - нерезиденты страны в части взаимодействия с резидентами национальной экономики. Нерезидентами называют граждан, постоянное место жительства которых находится за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся на данной территории иностранные дипломатические, торговые, прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Методологические аспекты применения системы...

Нефинансовые предприятия различных форм собственности занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг.

Финансовые учреждения - это коммерческие кредитные организации и страховые учреждения, проводящие различного рода финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию.

К государственным учреждениям относятся предприятия и организации в области управления, финансов, обороны, регулирования экономики, а также государственные внебюджетные фонды. Они предоставляют нерыночные услуги индивидуального и коллективного пользования, функционируют в области перераспределения национального дохода и богатства.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся общественные организации культуры, здравоохранения, образования, профсоюзные организации, политические партии.

Домашнее хозяйство - это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий бюджет). Сюда же относятся некорпоративные предприятия - личные подсобные хозяйства, индивидуальная деятельность без образования юридического лица.

Национальные счета для институциональных секторов экономики строятся по тем же принципам, что и счета для экономики в целом. Каждый счет состоит из двух частей: ресурсы и их использование. Итоговые результаты обеих частей совпадают. Один из счетов сектора «Государственные учреждения» в 2000 г. приведен в таблице 3.

Таблица 3

Счет производства (в текущих ценах), млн руб.

Виды услуг Ресурсы Использование

Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость

Нерыночные услуги: 1 070 813,4 565 582,7 505 230,7

образование 182 531,6 65 096,5 117 435,1

культура 23 250,2 13 191,1 10 059,1

здравоохранение 197 962,7 113 377,3 84 585,4

управление (включая оборону) 641 088,3 360 072,2 281 016,1

наука 14 758,5 7 620,8

организации, обслуживающие сель-

ское хозяйство 10 431,9 5 931,4 4 500,5

геология и разведка недр, геодезиче-

ская и гидрометеорологическая

службы 790,2 293,4 496,8

Рыночные услуги: 12 418,1 0,0 12 418,1

операции с недвижимым имуществом 12 418,1 0,0 12 418,1

Производство товаров: 7 339,0 4 286,0 3 053,0

строительство 7 339,0 4 286,0 3 053,0

Всего 1 090 570,5 569 868,7 520 701,8

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это вновь созданная в процессе производства стоимость товаров и услуг, т. е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе товаров и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением. В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет ВВП.

Для каждого сектора экономики должен составляться полный набор счетов, однако пока в статистической системе учета России это положение не соблюдается в полном объеме по объективным причинам.

Учет почти всех экономических операций в СНС России осуществляется в ценах на момент их совершения, т. е. в текущих ценах.

Основными показателями СНС являются ВВП и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

ВВП - центральный макроэкономический показатель СНС России, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры экономики, экономических пропорций на макроуровне, для расчёта показателя производительности труда, определения уровня жизни насе-

М.А. Медведева

ления и т. п. Он применяется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

ВВП характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны (включая иностранные и смешанные предприятия) за определенный период (год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от рассчитываемого раньше в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потреблённых при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), т. е. не содержит повторного счёта. Кроме того, он учитывает объёмы продукции не только предприятий материальной сферы, но и сферы услуг.

ВВП отражает конечный результат производственной деятельности институциональных единиц - резидентов и нерезидентов за конкретный период времени и исчисляется в рыночных ценах.

Для сопоставительного и структурного анализа, получения обобщающих показателей социально-экономического развития ВВП рассчитывается в текущих ценах рассматриваемого периода. Для определения показателей динамики по отношению к предыдущему или базисному периоду ВВП рассчитывается, соответственно, в сопоставимых ценах предыдущего периода или в базисных ценах.

ВВП характеризует этапы экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.

В соответствии со стадиями процесса воспроизводства ВВП рассчитывается тремя методами:

1) производственным;

2) распределительным (по источникам доходов);

3) методом использования доходов (по элементам конечного использования).

Производственный метод расчета ВВП - определяется как разность между выпуском товаров и

услуг в целом по стране и промежуточным потреблением в целом либо как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объёмы добавленных стоимостей рассчитываются в основных ценах (не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты).

в основных ценах

в основных ценах-

Для расчёта ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (ЧНП).

ВВП в рыночных ценах =!ВДС в основных ценах + ЧНПИ в текущих ценах-

Производственный метод позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный) не является основным из применяемых Госкомстатом России в рамках расчётов по СНС, так как не все показатели доходов получаются прямым счётом, некоторые (например, валовые смешанные доходы) исчисляются балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Для определения ВВП распределительным методом рассчитывают показатели оплаты труда наёмных работников (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой прибыли и валовых смешанных доходов (ВП/ВСД).

Оплата труда определяется суммой вознаграждений в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наёмным работникам за работу, выполненную в отчётном периоде (необходимо учитывать и скрытую оплату труда).

Налоги на производство и импорт включают налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство (налог на имущество, налог на землю, лицензионные сборы и т. п.).

ЧНПИ - это разность между суммой налогов на производство и импорт и получаемыми субсидиями на производство и импорт.

ВП и ВСД определяются как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом (в рыночных ценах), ОТ и ЧНПИ-

ВВП распределительным методом определяется:

ВВП в рыночных ценах = ОТ+ЧНПИ+ВП/ВСД

Методологические аспекты применения системы...

Данный метод применяется Госкомстатом России для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, т. е. по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг (Э - И).

КП складывается из расходов на КП домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности общества в целом и потребление домашних хозяйств и расходов на КП некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Эта группировка показывает, кто финансирует расходы на КП.

Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретение минус реализация).

Чистый экспорт товаров и услуг определяется во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом по обороту российской торговли со всеми зарубежными странами, включая СНГ.

В связи с недостатком необходимой информации, методологическими трудностями, вызванными переходным характером рыночной экономики, и общей незавершённостью СНС, рассчитывается специальный показатель: статистическое расхождение (СР). Он показывает расхождения между значениями ВВП, исчисленными разными методами.

Таким образом, ВВП методом использования доходов определяется:

ВВП в рыночных ценах = КП+ВН+(Э-И)+СР.

Данный метод расчёта ВВП позволяет отразить структуру использования валового продукта и его роль в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

По данным Госкомстата России, ВВП в рыночных ценах, рассчитанный производственным методом, в 2001 г. составил 9 040 821,0 млн рублей (таблица 4). Из данных, применяемых для этого расчёт, можно определить сумму ВДС всех отраслей экономики как разность валового выпуска и промежуточного потребления. Она составила в 2001 г. 7 941 606,3 млн рублей. Тогда можно определить структуру валового выпуска товаров и услуг в этом году: 51,9 % составляет валовая добавленная стоимость, 48,1 % - материальные затраты на создание данного объёма ВДС (промежуточное потребление).

По сравнению с 1998 г. удельный вес ВДС снизился на 1,6 %, а удельный вес промежуточного потребления вырос на эту же величину.

Использование ВВП России в 2001 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

Производство и использование ВВП (в текущих ценах)

Показатели 2001 год

Млрд руб. %

Производство ВВП: 9 040,8 100,0

производство товаров 3 572,7 39,6

производство услуг 4 487,3 49,5

косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -118,4 -1,3

чистые налоги на продукты и импорт 1 099,2 12,2

Использование ВВП: 9 040,8 100,0

расходы на конечное потребление: 5 898,0 65,1

домашних хозяйств 4 495,9 49,6

государственных учреждений, из них: 1 292,6 14,3

на индивидуальные товары и услуги 549,4 6,1

на коллективные услуги 743,2 8,2

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 109,5 1,2

валовое накопление: 1 994,1 22,0

валовое накопление основного капитала 1 609,5 17,7

изменение запасов материальных оборотных средств 384,6 4,3

чистый экспорт товаров и услуг 1 171,4 12,9

Статистическое расхождение -22,7 -

М.А. Медведева

Из данных таблицы 4 видно, что в 2001 г. почти половина произведенных ВВП приходится на сферу услуг (49,5 %), а производство товаров составляет 39,6 %.

В структуре ВВП, рассчитанного по элементам конечного пользования (методом использования доходов), основное место занимают расходы на конечное потребление секторов экономики (65,1 %), при этом почти половина объема ВВП приходится на сектор «домашние хозяйства» (49,6 %). На валовое накопление в целом использовано более одной пятой валового внутреннего продукта (22,0 %), а превышение экспорта товаров и услуг над импортом составило 12,9 % ВВП. Статистическое расхождение составило 22,7 млрд руб. или 0,25 % от ВВП, что считается допустимым уровнем погрешности.

По сравнению с 1998 г. изменилась структура использования ВВП: в 2001 г. снизился удельный вес расходов на конечное потребление на 11,2 %, выросла доля валового накопления на 5,7 % и чистого экспорта товаров и услуг - на 5,0 %.

Таким образом, преобразование экономики России в рыночную, развитие новых форм хозяйствования и многоукладной экономики требуют разработки качественно новых показателей статистики, методов исследования закономерностей развития и особенностей формирования российской рыночной экономики, методов сравнительного анализа макроэкономических показателей страны с показателями зарубежных стран. Решение этих задач обеспечивает внедренная и постоянно совершенствуемая методологически система национальных счетов России. 1

1. Национальные счета России в 1994-2001 годах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002.

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи , которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему.

В структурах СНС выделяются следующие группы счетов , которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

o счет производства товаров и услуг;

o счет образования доходов;

o счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

o счет использования национального располагаемого дохода;

o счет накопления (счет операций с капиталом).

Группа счетов отраслей экономики :

o счет производства по отраслям;

o счет образования доходов по отраслям.

Группа счетов внешнеэкономических связей остальной мир »):

  • счет текущих операций;
  • счет капитальных затрат;
  • финансовый счет.

На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета .

Принципы построения СНС

При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

- Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

- Принцип последовательности , соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство образование доходов распределение доходов использование доходов).

- Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

- Принцип расчетных категорий , где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

- Принцип «Т»-образной формы : все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

Показатели СНС

Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

o валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

o представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

o охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

o конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

o сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

o валовое накопление (накопление основного капитала);

o национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Таблица счетов и балансирующих статей

Счет текущих операций

Балансирующая статья

Счет производства

Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики)

валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)

Счет образования доходов

Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы

Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.)

сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (для нац. эконом.)

валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)

Счет использования доходов

Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

Основные сводные счета Таблица 1.2

Сводный счет

Использование

Счет производства

3. Промежуточное потребление
5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
(5 = 1 + 2 – 3 – 4)

1. Выпуск товаров и услуг
2. Чистые налоги на продукты
4. Субсидии

Счет образования доходов

2. Оплата труда наемных работников
3. Налоги на производство и импорт
в том числе:
налоги на продукты
другие налоги на производство
5.
(5 = 1 – 2 – 3 + 4)

1. ВВП в рыночных ценах
4. Субсидии на производство и импорт

Счет распределения первичных доходов

5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
6. Валовой национальный доход (ВНД) (сальдо первичных доходов)
(6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)

1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
2. Оплата труда наемных работников
3. Чистые налоги на производство и импорт
4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»

Счет вторичного распределения доходов

3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
(4 = 1 + 2 – 3)

1. Валовой национальный доход (ВНД)
2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»

Счет использования валового национального располагаемого дохода

2. Расходы на конечное потребление
в том числе:
домашних хозяйств
государственных учреждений
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
(3 = 1 – 2)

1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

Из табл. 1.2 видно, что национальные счета действительно строятся:

1) в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

2) имеют «Т»-образную форму;

3) каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

4) соблюдается принцип двойной записи;

5) в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

6) осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

Счет товаров и услуг,

Счет производства товаров и услуг,

Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

Субсчет текущих операций,

Субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Таблица 2.2



Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Таблица 2.3


  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).