Регулирование рынка ценных бумаг в рф. Регулирование рынка ценных бумаг Пути государственного регулирования рынка ценных бумаг

Различают: Государственное регулирование рынка осуществляемое государтвенными органами. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование рынка. В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 9

Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельно c ти и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государтвенными органами.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование базируется на выполнении всех законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающее нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка ценных собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. С одной стороны, государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи части полномочий непосредственно участнику. С другой же стороны, государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно преследует следующие цели:

Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников.

Защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций.

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования
на ценные бумаги на основе спроса и предложения.

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается.

В определенных случаях создание новых рынков, поддержка не-
обходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений.

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,
снижения уровня безработицы и т. п.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.

2. Выделение ценных бумаг, которые прежде всего нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

3. Обеспечение конкуренции между участниками рынка.

4. Обеспечение гласности нормотворчества.

5. Соблюдение принципов преемственности российской системы
регулирования рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка. Механизм регулирования рынка ценных бумаг представлен
на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Механизм регулирования ценных бумаг

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

Идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка).

Концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства рынка, в первую очередь на создание инфраструктуры.

Установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов).

Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций).

Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение его открытости для инвесторов.

Формирование системы защиты инвесторов от потерь (страхование).

Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок
других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

Предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающих часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

В настоящее время преобладающим является косвенное регулирование рынка ценных бумаг, а именно:

Контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора и др.);

Внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

В Российской Федерации правительственные органы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, стремятся повысить роль национальных ценных бумаг на внешних рынках и национальных рынков в международном движении фиктивного капитала. Неразвитость механизма обслуживания процесса мобилизации и перераспределения прибыли корпораций приводит к отставанию в экономическом развитии, к стремлению направить капиталы за границу и оставить там доходы. При этом сдерживается развитие национальных производительных сил и страна проигрывает в конкурентной борьбе.

Государственная деятельность по отношению к бирже не должна быть запретительной. Ее цель — стимулирование и координация, забота об интересах массового держателя ценных бумаг, поощрение торговли ценными бумагами при соблюдении известных правил.

В первые годы существования фондового рынка было необходимо его регулировать. Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

В 1994 г. началась, в 1995-1996 гг. была продолжена реорганизация системы регулирования РЦБ, в рамках которой функции утверждения стандартов и правил, а также в ряде случаев лицензирования и контроля переходят к Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. Исполнение и контроль за исполнением законов в сфере рынка ценных бумаг должны стать функцией прежде всего саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в отдельных случаях заинтересованных министерств и ведомств, региональных комиссий по ценным бумагам.

До принятия Закона «О рынке ценных бумаг» в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциации (союзов) фондовых бирж, регистраторов, депозитариев и т. д.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг являются организаторы РЦБ (биржи) и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственности перед клиентами, правил осуществления торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламенты, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

Основные законодательные акты, регулирующие российский рынок ценных бумаг:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995-1996 гг.).

2. Закон о банках и банковской деятельности (1990 г.).

3. Закон «О центральном банке Российской Федерации» (1995г.).

4. Закон «О приватизации государственных и муниципальных пред-
приятий в РСФСР» (1991 г.).

5. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.).

6. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
(1992г.).

7. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.).

8. Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.).

9. Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.).

10. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг.

11. Постановления Правительства Российской Федерации.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14162. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 26.47 KB
Общественные отношения регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг.
9234. Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг 65.46 KB
Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг.
7813. Участники рынка ценных бумаг 15.83 KB
Главным государственным органом регулирования и контроля РЦБ в Российской Федерации является Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР ранее ФКЦБ. Доходом брокера является комиссионное вознаграждение. Дилерской деятельностью является совершение сделок куплипродажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг является сбор обработка хранение и предоставление данных о владельцах ЦБ.
18662. Анализ рынка ценных бумаг 14.89 KB
В современности российский рынок ценных бумаг еще формируется и играет важную и значимую роль. Именно фондовый рынок является наиболее эффективным источником привлечения капитала в экономику страны для компаний и предприятий, а для инвесторов предоставляет шанс грамотно распоряжаться своими накоплениями.
7812. Сущность рынка ценных бумаг 19.25 KB
Сущность рынка ценных бумаг. Экономическая и юридическая сущность рынка ценных бумаг.Инфраструктура рынка ценных бумаг.Налогообложение операций с ценными бумагами.
14176. Общая характеристика рынка ценных бумаг 23.65 KB
Понятие и функции рынка ценных бумагах. Внутренняя структура и виды рынка ценных бумаг. Понятие и классификация субъектов рынка ценных бумаг. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
14164. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 30.4 KB
Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг Среди субъектов рынка ценных бумаг особое место занимают профессиональные участники. Как и тогда сегодня легальное определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг дается посредством перечисления видов профессиональной деятельности которыми они могут заниматься.
7806. Методы анализа рынка ценных бумаг 149.21 KB
Методы анализа рынка ценных бумаг. Методология фундаментального анализа Фундаментальный анализ используется для определения реальной стоимости ценных бумаг предприятияэмитента исходя из расчета текущей стоимости активов предприятия с учётом всех видов ожидаемых доходов. Главной задачей фундаментального анализа является выявление наиболее недооценённых акций или иных ЦБ обладающих наивысшим потенциалом роста в перспективе. Таким образом определяется степень недооценки компаний по отношению к отрасли в среднем и формируется...
14144. Иные участники рынка ценных бумаг 25.67 KB
Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
17613. Развитие мирового рынка ценных бумаг 31.82 KB
Определить понятие мирового рынка ценных бумаг, его особенности и виды; выявить исторические этапы формирования и развития мирового рынка ценных бумаг; оценить современное состояние мирового рынка ценных бумаг.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
На протяжении многих столетий рынок как форма экономических отношений развивался и функционировал стихийно. Государственное его регулирование было процессом эпизодическим и носило характер вмешательства с целью изъятия. Однако исторические процессы Октябрьского переворота 1917 года в России, Революции 1918 года в Германии, Великой депрессии 1929 года в США привели к пониманию необходимости линейного (на всем пространстве процесса) участия государства в формировании, развитии и, главное, последующем контроле экономических отношений между всеми их участниками. Как показала практика, наиболее приемлемой формой участия государства в рыночных отношениях является регулирование через создание законов и дальнейший контроль их исполнения, то есть формирование рыночного пространства, в котором дисциплина и свобода - равнозначные по сущности и содержанию понятия.
Регулирование - это форма управления, состоящая в установлении пределов и правил осуществления того или иного вида человеческой деятельности, то есть регулирование есть управление через создание правил. В этом смысле регулирование применительно к рынку ценных бумаг может рассматриваться как форма управления, состоящая в определении границ и создании правил взаимодействия его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Важно понимать, что управление через регулирование как форма воздействия или участия не ставит границ как таковых вообще, а лишь определяет фарватер и задает вектор развития рынка в желаемом направлении. В этом смысле регулирование на рынке ценных бумаг есть упорядочение через определение границ и создание правил для всех его участников в отношении выпуска и обращения ценных бумаг как таковых, а также форм и норм взаимодействия, связанных с ними.
Говоря о регулировании на рынке ценных бумаг, надо понимать, что речь идет о глобальном с точки зрения количества участников, а также интересов различных групп населения. Массовость самого рынка и масштабность процессов, на нем происходящих, сделали последний одним из самых регламентированных со стороны государства. Безусловно, роль государства как в России, так и за рубежом в «определении границ и правил» для рынка ценных бумаг, является доминирующей. Собственно, само понятие «регулирование» в отношении рынка ценных бумаг является, по большей части, понятием государственного его регулирования. Государственное регулирование базируется на сумме некоторых принципов, являющихся как бы базовыми установками, определяющими всю структуру и особенности процесса, в связи с чем уместно говорить о наличии системы государственного регулирования рынка ценных бумаг , призванной обеспечить (как принято считать) следующие условия:
- комплексность методов регулирования (охват всех ее аспектов и логическую взаимосвязь между ними);
- достижение оптимального сочетания государственного регулирова-
ния с общественным саморегулированием рынка ценных бумаг (наилучшего из возможных сочетания государственного и общественного участия в процессе);
- преемственность в регулировании на протяжении длительного времени (последовательность в длительном периоде);
- равенство всех участников рынка как частных собственников перед законом и друг перед другом, недопустимость привилегий как общее безусловное правило;
- учет мирового опыта развития и регулирования фондового рынка (ориентация на передовой опыт развитых стран, прежде всего США).
Государственное регулирование рынка в целом в зависимости от вида инструментов и способов воздействия условно можно поделить, как это показано на рисунке 1, на две относительно самостоятельные части.
Прямое государственное, или административное, регулирование - это способ регулирования рынка, основанный на юридических нормах и праве, включающий следующие виды деятельности:
- нормативно-законодательную;
- регистрационную (ведение реестров юридических объектов юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);
- разрешительную (лицензирование, аттестацию);
- поддержание правопорядка на рынке (контроль и воздействие через исполнительные органы власти).

Рисунок 1. Система государственного регулирования рынка


Косвенное, или экономическое, регулирование - это регулирование рынка посредством использования экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством определенной политики:
- денежной;
- налогообложения;
- формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов и т. п.;
- управления государственной собственностью, в том числе имеющимися у государства пакетами акций.
Рынок ценных бумаг, как нами было отмечено ранее, есть рынок специфического товара с одной стороны, и чрезвычайно масштабный по количеству участников и средств, в него вовлеченных, - с другой, что естественным образом делает его в смысле регулирования отличным от прочих сегментов.
Такой отличительной чертой являются преимущественно прямые государственные или административные меры регулирования отношений, складывающихся на нем. На практике это объединяется в развитую систему законодательных актов и организаций, призванных осуществлять контроль, регистрацию, лицензирование и административное воздействие на его участников. Однако стоит отметить, что меры регулирования экономического характера, то есть с использованием инструментов самого рынка, безусловно имеют место быть. К таковым в первую очередь имеет смысл отнести изменение ставки рефинансирования, выпуски государственных ценных бумаг, а также приобретение государством крупных пакетов акций предприятий.
Справка: в апогей развития финансового кризиса 2008-2009 гг. для поддержания ликвидности и устойчивости отечественного рынка ценных бумаг были приняты изменения в правила размещения средств Фонда национального благосостояния, позволившие Внешэкономбанку вкладывать часть его средств в российский фондовый рынок. Объем таких вложений составил около 175 млрд рублей. На тот момент такая мера, по мнению ряда средств массовой информации и финансовых аналитиков, казалась спорной. Однако, как показала практика, вмешательство государства посредством скупки активов российских предприятий остановило падение рынка и впоследствии дало возможность стабилизировать его на уровне 550 пунктов по индексу ММВБ. После этого начался рост капитализации рынка по всему его фронту, то есть вмешательство государства оказалось прямым административным, а меры - экономическими, в связи с чем стоит напомнить об условности любой классификации, равно как и приведенной выше в отношении мер и способов регулирования в том числе.
На практике указанные способы (прямой административный и посредством экономических мер) в отношении регулирования рынка ценных бумаг обычно дополняют друг друга.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется следующим образом:
- установлением обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
- государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контролем за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
- лицензированием деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- созданием системы защиты прав владельцев и контролем за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
По сути и содержанию система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя, с одной стороны, положения законодательства и требования иных актов органов исполнительной власти и прочих органов, уполномоченных на то государством, и деятельность учреждений, организаций, призванных осуществлять в соответствии с такого рода актами, постановлениями, инструкциями контроль, лицензирование и регистрацию - с другой. С этой точки зрения структура системы регулирования российского рынка ценных бумаг представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Система государственного регулирования российского рынка ценных бумаг .

Законодательное регулирование российского рынка ценных бумаг

Основными законодательными актами, на основе которых осуществляется регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства, на наш взгляд, можно считать следующие.
Основополагающие (ключевые) законы в отношении регулирования:
-Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995 г.);
-Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);
- Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.).
Законы, имеющие прямое отношение к рынку ценных бумаг:
- Федеральный закон «О переводном и простом векселе» (1997 г.);
- Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998 г.);
- Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (1998 г.);
- Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001 г.);
- Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (2003 г.).
Кроме указанных законов, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР), а также Министерством финансов и Центральным банком Российской Федерации издаются постановления, распоряжения, инструкции, являющиеся сопроводительными регламентирующими актами, имеющими прямое отношение к процессу государственного регулирования на рынке ценных бумаг.

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

принципы и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг;

основные законы, регулирующие рынок ценных бумаг;

виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

процедуру эмиссии ценных бумаг;

значение понятия "квалифицированный инвестор";

уметь

ориентироваться в законодательстве, регулирующем рынок ценных бумаг;

определять виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

выделять отдельные этапы процедуры эмиссии ценных бумаг;

владеть

понятийным аппаратом в области государственного регулирования рынка ценных бумаг;

методикой осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг достаточно сложная экономическая система, функционирование которой затрагивает интересы многочисленных участников. Такие сложные рынки требуют определенного нормативного регулирования, чтобы все их участники действовали по определенным известным всем правилам. Поэтому во всех странах с функционирующим рынком ценных бумаг большое внимание уделяется государственному регулированию деятельности на фондовом рынке.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, осуществляется законодательными и исполнительными органами власти посредством издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участников рынка ценных бумаг, контроль за исполнением ими правовых норм, защиту прав и интересов участников рынка ценных бумаг.

Основными целями государственного регулирования являются:

■ формирование необходимой и достаточной нормативной базы, обеспечивающей эффективное функционирование рынка ценных бумаг;

■ обеспечение условий для эффективной деятельности институтов рынка ценных бумаг, разработка определенных правил поведения участников рынка.

■ защита прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

  • 1) совокупность законов и иных правовых актов, действие которых распространяется на отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг;
  • 2) структуру органов государственного управления, к компетенции которых относится регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг.

К основным принципам регулирования относятся:

■ государственное регулирование рынка ценных бумаг – система регулирования рынка определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг;

■ единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;

■ сочетание государственного регулирования и саморегулирования в виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

Реализация данных принципов основывается на системе правовых норм нескольких иерархических уровней.

Основой – высшим уровнем системы правовых норм является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории РФ.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, которое предполагает единство рынка, свободу экономической деятельности и использование единой денежной единицы. Единство рынка заключается, в частности, в свободном перемещении по территории страны финансовых средств, а также в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободное совершение операций с финансовыми средствами и инструментами. Единство экономического пространства также обеспечивается единством законодательного регулирования экономики, которое в сфере регулирования рынка ценных бумаг должно предусматривать общеобязательные правила функционирования рынка, устанавливать требования к участникам рынка и правилам формирования отношений между ними, защищать права и законные интересы участников рынка ценных бумаг. Создание и поддержание единства экономического пространства гарантируется обязанностями федеральных государственных органов власти в силу того, что в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, финансовые экономические службы.

Вторым уровнем правовых норм являются федеральные законы. Федеральные законы содержат общие нормы, определяющие правила и порядок деятельности участников рынка ценных бумаг, без их подробной регламентации. Правовые нормы, посредством которых государство осуществляет регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, содержатся в следующих основных федеральных законах: ГК РФ, Закон "О рынке ценных бумаг"; Закон "Об акционерных обществах"; Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Отдельные нормы, относящиеся к регулированию отношений на рынке ценных бумаг, могут содержаться и в иных законах. Так, Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" регулируется порядок выпуска, размещения и обращения государственных и муниципальных облигаций, Законом "Об ипотечных ценных бумагах" регулируются особенности выпуска ипотечных облигаций и деятельности ипотечных агентов, Федеральным законом от 29.11.2001 "Об инвестиционных фондах" регулируется деятельность акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний.

Третьим по степени значимости уровнем являются указы Президента РФ, которые конкретизируют нормы гражданского права и иных действующих федеральных законов или регулируют отношения, по которым законы еще не приняты или в принятии которых нет необходимости.

Четвертым уровнем правовых норм являются соответствующие акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), посредством которых обеспечивается реализации федеральных законов и указов Президента РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 32 "О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках" определены требования по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Подробная регламентация деятельности участников рынка ценных бумаг содержится в нормативных актах исполнительных органов государственной власти РФ, к компетенции которых отнесены вопросы регулирования рынка ценных бумаг. Такие акты формируют пятый уровень правовых норм. Несмотря на то что нормативные акты данных ведомств находятся в нижней части иерархической структуры правовых актов, их воздействие на регулирование отношений на рынке ценных бумаг значительно, так как именно в них определяются конкретные правомочия участников рынка ценных бумаг, требования к их деятельности, их ответственность перед регуляторами.

Основной субъект государственного регулирования рынка ценных бумаг – Банк России, к которому перешли все функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645, Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков"). Банк России обладает достаточно большими полномочиями в сфере регулирования рынка ценных бумаг, наличие которых наделяет его правом:

  • 1) на разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • 2) разработку проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;
  • 3) разработку рекомендаций по применению законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;
  • 4) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядка государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;
  • 5) разработку и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • 6) установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;
  • 7) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • 8) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Вся система государственного регулирования рынка ценных бумаг направлена на то, чтобы обеспечить полноценную и эффективную деятельность объектов регулирования – эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов. Но степень и формы применяемых мер регулирования различны для каждой из этих групп. Если в отношении первых двух групп применяются меры прямого воздействия через обязательные к исполнению нормы законов и иных правовых актов, то в отношении инвесторов кроме мер прямого воздействия применяются и меры косвенного воздействия: формирование необходимой законодательной базы по инвестиционному процессу, создание необходимых институтов рынка ценных бумаг, эффективного механизма и надежных финансовых инструментов инвестирования, благоприятного режима налогообложения.