Может ли налоговая запрашивать все договора. Истребование документов: позиция налоговых органов и взгляд из зала суда. Продление срока предоставления документов по требованию

В Федеральную налоговую службу и территориальные налоговые органы можно обратиться:

  • в письменном виде (почтовой связью, факсимильной связью) по адресу Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов);
  • в электронном виде с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети Интернет (посредством );
  • непосредственно на личном приеме в Федеральной налоговой службе (территориальных налоговых органах);
  • а также в устной форме по специально выделенным номерам телефонов Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов).

Порядок рассмотрения обращений

Работа с обращениями граждан и организаций и запросами о предоставлении информации о деятельности ФНС России в Федеральной налоговой службе и территориальных налоговых органах регламентируется:
- Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В Федеральную налоговую службы можно обратиться по вопросам сферы деятельности Федеральной налоговой службы, установленными «Положением о Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 .

Если вопросы касаются конкретных ситуаций взаимодействия налогоплательщика с территориальными налоговыми органами, рекомендуем обращаться непосредственно в УФНС России (подведомственные ИФНС России).

При обращении в ФНС России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть обращения. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение может быть оставлено без ответа.

Обращения, в которых не указаны предусмотренные законодательством Российской Федерации Фамилия, Имя, Отчество (при наличии), а также почтовый адрес (для направления ответа в бумажном виде) либо адрес электронной почты (для направления ответа в электронном виде) к рассмотрению не принимаются.

В ФНС России не подлежат рассмотрению (не дается ответ по существу поставленных вопросов):
  • обращения, не поддающиеся прочтению;
  • обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих государственную, налоговую или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • обращения, в которых указан неполный или недостоверный почтовый адрес;
  • обращения, в которых для рассмотрения поставленных вопросов требуется наличие заверенных копий документов и (или) личной подписи заявителя;
  • обращения, в которых текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;
  • обращения, не содержащие конкретных заявлений, жалоб, предложений.

При поступлении обращения регистрируются, и, в зависимости от содержания, направляются руководителю (заместителю руководителя), либо направляются руководителям структурных подразделений ФНС России или территориальных налоговых органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Регистрация обращений, отправленных по электронным каналам связи, производится автоматически в день направления обращения. При этом заявителю направляется уведомление о регистрации в электронном виде по адресу электронной почты (e-mail), указанному в бланке обращения. При переадресации обращения в другой налоговый орган также направляется уведомление. Регистрация письменных обращений производится в течение трех дней с даты поступления обращения в налоговый орган.

Поступившие обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения его автор уведомляется письменно (или по электронной почте). При необходимости обращения направляются по принадлежности в соответствующие территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы либо в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Просим Вас с пониманием отнестись к указанным требованиям законодательства, внимательно и четко формулировать суть проблемы. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

Личный прием граждан

Личный прием граждан в Федеральной налоговой службе осуществляется на основе обращений, поступивших в письменной форме, в виде электронного запроса или устного личного обращения.

Личный прием граждан, обратившихся в Федеральную налоговую службу с целью получения устной консультации либо для предварительной записи на прием к руководителю (заместителю руководителя) ФНС России или территориального налогового органа, ведется уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы или территориального налогового органа, ответственным за организацию личного приема граждан, в специально отведенном помещении – Общественной приемной Федеральной налоговой службы или территориального налогового органа.

Порядок обращений в ЦА ФНС России

    По почте. Адрес для направления обращений граждан, направленных в ФНС России в письменном виде: 127381, Москва, ул. Неглинная, 23.

    Привезти письмо лично и сдать его можно по вышеуказанному адресу в экспедицию. Прием документов с 9.00 до 18.00 по рабочим дням (в пятницу до 16.45). При себе лучше иметь копию письма – Вам поставят отметку о его приеме.

    Для прохода в здание вам необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

    Обратиться в приемную ФНС России по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, 23.

    Вход в приемную ФНС России осуществляется со стороны ул. Петровские линии (подъезд с вывеской «Бюро пропусков, приемная, экспедиция»).

Недремлющее и всевидящее око налоговой инспекции сопровождает организацию всю ее жизнь. Как подтвердить ту или иную хозяйственную операцию, если инспекторы проявили к ней интерес? Безусловно, в этом помогут правильно оформленные документы.

В рамках налоговых проверок, проверок контрагентов и отдельных сделок ИФНС может запросить у налогоплательщика документы, подтверждающие данные учета. Какие права у нее есть, какие документы может запросить налоговая, за какие периоды, и как быстро нужно отреагировать на запрос? Разбираемся в этой статье.

1. За какой период налоговая может запросить документы

2. Сроки хранения документов — вспомним общие правила

3. Какие документы может запросить налоговая

4. Сроки предоставления документов по требованию налоговой

5. Продление срока предоставления документов по требованию

Теперь более подробно разберем каждый из вопросов.

1. За какой период налоговая может запросить документы

Отвечая на вопрос, за какой период налоговая может запросить документы при проведении налогового контроля, следует учесть, что этот период зависит от вида контрольных мероприятий.

При камеральных проверках ИФНС имеет право запросить документы только за тот период, за который предоставляется декларация . Например, при камеральной проверке Декларации по НДС за 2 квартал 2018 года могут затребовать документы по операциям, отраженным в декларации только за 2 квартал 2018 года.

Необходимо отметить, что при камеральных проверках контролеры могут запросить документы и после окончания камеральной проверки. Это касается случая, когда ИФНС воспользуется правом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

При выездных проверках период проверки устанавливается решением о проверке. Максимальный срок – 3 года, предшествующие году принятия решения о проверке . Если решение о проверке принято в 2018 году, проверяться могут 2015 – 2017 годы. Соответственно, могут запрашиваться документы, относящиеся к этому проверяемому периоду. А вот запросить документы проверяющие могут даже в последний день проверки. Главное, чтобы это было сделано до составления справки о проведенной проверке. Такая позиция Минфина РФ отражена в письме от 05.04.2018 № 03-02-08/21997.

При запросе документов по контрагенту или конкретной сделке по правилам статьи 93.1 НК РФ период, за который могут быть запрошены документы, ограничивается только сроками хранения запрашиваемых документов и зачастую превышает 3 года.

2. Сроки хранения документов — вспомним общие правила

Напомним, что документы по НК РФ должны храниться не менее 4 лет с момента завершения налогового периода, в котором такие документы использовались при налоговом учете и составлении налоговой отчетности. Документы, связанные с убытками и амортизацией следует хранить более длительный период.

Безопасно хранить документы, подтверждающие полученный убыток в течение 10 лет после его получения.

Срок хранения документов по формированию первоначальной стоимости амортизируемого имущества (4 года) должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (Письмо Минфина России от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).

Документы по начислению страховых взносов имеют минимальный срок хранения 6 лет.

Зачастую в качестве первичных документов в налоговом учете принимаются бухгалтерские первичные документы, минимальных срок хранения таких документов согласно Закону «О бухгалтерском учете» составляет 5 лет, а конкретные сроки хранения установлены в Перечне типовых управленческих документах, утвержденных Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

О правилах оформления документов .

3. Какие документы может запросить налоговая

Итак, ИФНС может запросить документы:

  1. По деятельности налогоплательщика.
  2. По деятельности контрагента налогоплательщика.
  3. По конкретной сделке.
  4. Уточненную декларацию (расчет).

Какие документы может запросить налоговая (договора, акты, накладные), в НК РФ прямо не определено. В пункте 1 Статьи 93 говориться о том, что у проверяемого лица могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

Получается, что вид документов определяет сам контролирующий орган при проверке.

При камеральной проверке НДС предоставление документов в ИФНС чаще всего обусловливается обнаруженными расхождениями с данными контрагентов в декларациях. Также при камеральных проверках деклараций по налогам придется представить документы, подтверждающие право на налоговые льготы, либо документы, обязанность предоставления которых вместе с декларацией прописана в НК РФ (п. 6, 7 статьи 88 НК РФ).

Пример 1

Какие документы может запросить налоговая при получении Декларации НДС с суммой к возмещению?

В этом случае налогоплательщик при сдаче Декларации сразу должен был предоставить вместе с декларацией документы, подтверждающие правомерность вычетов. Если это не было сделано, ИФНС имеет право запросить такие документы. Прежде всего — счета-фактуры и другие документы, подтверждающие вычеты.

При выездной проверке проверяющие могут запросить любые документы, касающиеся проверяемого налога. Это могут быть и первичные документы, и налоговые и бухгалтерские регистры, а также счета, договоры, акты, кассовые и банковские документы и многие другие.

Главное правило при этом – контролирующие органы не имеют право запрашивать документы, не относящие к предмету проверки (конкретному налогу), либо не относящиеся к проверяемому периоду .

В отношении того, имеют ли право проверяющие запросить документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством, четкого ответа нет. Есть судебная практика, в соответствии с которой ИФНС может запрашивать любые документы. Но есть и судебные решения, содержащие противоположную точку зрения.

Пример 2

Правомерны ли действия ИФНС, запросившей в рамках проверки документы статистической отчетности?

Есть судебное решение — Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2012 по делу № А40-29434/11-75-119, согласно которому привлечение к ответственности за непредоставление по требованию ИФНС документов статистической отчетности неправомерно. Обоснование – статистическое отчетность не является документами, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги.

Если при подготовке документов для проверки вы случайно обнаружили, что в документе или учете есть ошибки, то вам в помощь .

4. Сроки предоставления документов по требованию налоговой

Сроки предоставления документов по требованию налоговой четко прописаны в НК РФ. И от того, какие документы может запросить налоговая, сроки не зависят. Так при проведении камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика они следующие (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней для всех налогоплательщиков,
  • 20 дней для консолидированной группы налогоплательщиков,
  • 30 дней для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Напомним, что срок исчисляется со дня, следующего за днем получения требования, и считается в рабочих днях .

При получении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой получения считается дата отправки квитанции о получении требования.

При направлении требования заказным письмом датой его получения считается шестой день с даты отправки, либо дата фактического получения (если она укладывается в 6 дней с даты отправки).

Пример 3

Рассчитаем крайний срок предоставления документов по требованию, отправленному по ТКС и полученному налогоплательщиком 20 сентября 2018 года.

Согласно п. 17 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ налогоплательщик в течение одного рабочего дня с даты получения обязан отправить квитанцию о приеме. Предположим, он сделала это 21 сентября. Тогда последним сроком предоставления документов будет 5 октября 2018 года.

Сроки предоставления документов по требованию налоговой при проведении встречной проверки определяются следующим образом:

  • при запросе документов по контрагенту — 5 дней,
  • по конкретной сделке с 03.09.2018 — 10 дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

5. Продление срока предоставления документов по требованию

Бывают случаи, когда по объективным причинам налогоплательщик не может уложиться в установленный для предоставления документов срок. В таком случае он может попросить об отсрочке. Но сделать это надо очень быстро – не позднее, чем на следующий день после получения требования.

Продление срока предоставления документов по требованию осуществляется путем отправки в ИФНС уведомления по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34), в котором указываются:

  • причины, по которым документы не могут быть отправлены в установленный срок,
  • срок, в который налогоплательщик обязуется представить запрошенные документы.

Причины для отсрочки должны быть уважительными. Это может быть:

  • большой объем запрошенных документов;
  • запрос поступил в период подготовки квартальной (годовой) отчетности;
  • случай, когда место хранение документов – обособленное подразделение;
  • командировка, болезнь, отпуск главбуха или директора.

Последнюю причину не все инспекции признают уважительной.

После указания причины отсрочки рекомендуется привести обоснование. Например, при большом количестве запрошенных документов – расчет времени на поиск и подготовку одного документа. Можно сослаться на небольшой штат бухгалтерии (приложив копию штатного расписания).

Отсрочку лучше просить с запасом . Учтите, что запросив отсрочку на 10 дней, можете получить решение об отсрочке продолжительностью 5 дней. Сроки отсрочки законодательно не установлены, максимальный срок чаще всего составляет 10 дней, но известны случаи, когда налогоплательщикам удавалось получить отсрочку и на 1- 2 месяца.

Получив уведомление, ИФНС примет решение либо о продлении срока, либо об отказе в таком продлении. Такое решение должно быть принято в течение 2-х дней после получения уведомления.

Внимательно относитесь к запросам от налоговой! Нужно не только знать, какие документы может запросить налоговая инспекция и в каких случаях, но и четко соблюдать сроки. Если у вас есть вопросы по теме – задавайте их в комментариях!

В мы разберем, как составить ответ на требование о запросе документов, как заверить документы, и что будет, если требование проигнорировать.

Какие документы может запросить налоговая и когда

Стоит ли бояться?

В этой статье мы подробно расскажем о налоговых документах, которые наиболее часто направляются в адрес юридических лиц и предпринимателей.
Разберем причины, которые приводят к более пристальному вниманию со стороны налоговиков, расскажем о возможных последствиях и выясним стоит ли бояться подобных уведомлений о вызове налогоплательщика и налоговых требований о представлении документов.

Первая причина , по которой на ваш адрес может поступить налоговое требование о представлении документов – это встречная проверка . В требовании будет указано, какие необходимо представить документы (их список будет указан) за определенный период (возможно даже за 3 года), но не все, а по конкретному контрагенту.
Требования налоговой по проверке контрагента означают, что вашего партнера по бизнесу постигло несчастье в виде выездной проверки, а вы, путем представления первичных документов бухгалтерского учета поможете подтвердить (или опровергнуть) законопослушность вашего партнера по бизнесу.
Конечно, предполагается, что данные в бухгалтерских документах ваши и вашего контрагента (соответственно) будут совпадать.

Налоговое требование при встречной проверке. Пример:

Вторая причина – это результаты камеральной налоговой проверки .
Налоговое требование о представлении пояснений может быть направлено в адрес налогоплательщика в соответствие со статьей 88 п.3 Налогового Кодекса Р.Ф.
В таком требовании сообщается о выявленных ошибках или противоречиях в конкретной декларации за определенный период. Наиболее часто это связано с декларацией по налогу на добавленную стоимость.

Пример такого требования:

В течение 5 рабочих дней предлагается исправить ошибки. Сделать это можно путем подачи «уточненки» (корректирующей налоговой декларации).
У подобных требований есть приложение, в котором указан вид ошибки. Существуют следующие виды ошибок:
— запись отсутствует у контрагента
— несоответствие данных между книгой покупок и книгой продаж
— бухгалтерская ошибка
Если вы уверены, что с вашей стороны никаких ошибок допущено не было, необходимо представить пояснения, в котором подробно объяснить причину противоречий в сведениях.
Уведомление о вызове налогоплательщика в соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Р.Ф. выглядит вот так:


В связи с проведением подобным уведомлением может быть вызван налогоплательщик (предприниматель или генеральный директор организации) для дачи пояснений по взаимоотношениям с контрагентами в рамках конкретной декларации по конкретному налогу. (Как правило, это НДС). Прежде, чем явиться пред светлые очи налогового инспектора, советуем самим хорошенько проверить соответствие данных за указанный в уведомлении отчетный период у себя и контрагентов. Если окажется, что вам есть что исправить, сделайте это как можно быстрее, а налоговую инспекцию уведомите письменно об исправлении ошибки.
ВАЖНО! Вероятно, имеют место серьезные разногласия в сведениях, представленных вами и вашими контрагентами. Постарайтесь связаться с контрагентами и сверьте данные.
Также причиной недовольства налоговиков может стать большой налоговый вычет по НДС. В этом случае вы получите примерно такое требование:


Требование о представлении документов направляется в адрес налогоплательщика в соответствие со статьей 93 Налогового Кодекса Р.Ф.
В связи с проведением камеральной проверки (название декларации и период будут указаны в требовании) на основании требования о представлении документов, вас могут обязать представить следующие документы:
— Договоры
— Счета-фактуры
— Товарные накладные
— Путевые листы
— Акты приемки-сдачи работ
— Оборотно-сальдовые ведомости
— Договор на представление юридического адреса
— Сертификаты, лицензии
— Копии приказов о назначении на должность руководителя
— Адреса и телефоны должностных лиц
— Личные контакты и копии паспортов руководства контрагентов
— Сведения о сотрудниках и их контактные данные
— Деловую переписку, связанную с заключением договоров
— Контактные данные лиц, ответственных за полноту и достоверность данных, отраженных в налоговой декларации
И так далее…
В реалии список истребуемых документов может быть намного длиннее.

Например, такой:



О чем может говорить подобное налоговое требование о предоставлении документов?

Вероятнее всего, сотрудники налоговой инспекции сомневаются в достоверности сведений, указанных вами в налоговой отчетности.
ВАЖНО! Очень часто, по итогам подобной камеральной проверки назначается . А это уже совсем другая история…
Существует еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание – это предпроверочный анализ . В рамках проведения такого анализа сотрудники налоговой инспекции также истребуют документы организации, порой даже за 3 года! Этой теме мы посвятили отдельную статью: Ознакомьтесь с ней обязательно!
Как быть и что делать в подобной ситуации — нельзя ответить однозначно. Каждый случай индивидуален.
Именно поэтому, если вы получили подобное требование, мы советуем не принимать поспешных решений, а обратиться за помощью к

Единственное, что мы хотим Вм напомнить: НЕ пускайте все на самотек и НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ НАЛОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ! Ответ на требование налоговой о предоставлении документов ОБЯЗАТЕЛЕН!Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой ОЧЕНЬ серьезная, вплоть до выемки документов сотрудниками полиции из офиса компании или начисления штрафов по среднестатистическим показателям Вашего региона!

В соответствии со ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ возможность истребования документов предполагает два случая: при проведении налоговой проверки и вне рамок проведения налоговой проверки.

Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. В поручении об истребовании документов (информации) по конкретной сделке обязательно должны быть следующие пункты:

Указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку,

Точные данные при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации)

Если же данное условие не соблюдено, т.е. отсутствует указание на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация, то такое требование можно не исполнять, существуют примеры судебной практики, подтверждающие подобный подход (Определение ВАС РФ от 11.06.2010 № ВАС-7438/10, Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2012 № Ф09-8983/11).

Следует отметить, что согласно позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ № 5355/11 от 18.10.2011, налоговый орган не вправе истребовать информацию, относящуюся к контрагенту проверяемого лица, а не к самому проверяемому лицу.

Также налоговый орган не должен под видом истребования информации в рамках ст. 93.1. НК РФ осуществлять проверку собственных обязательств налогоплательщика, например в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.05.2010 № 54-5047/2009С13 рассмотрена ситуация, когда от налогоплательщика затребовали письменные пояснения правильности исчисления налогов в связи с применением УСН и уплаты НДФЛ с учетом материальной выгоды, полученной от беспроцентных займов от контрагента, т.е. вместо истребования документов по конкретной сделке, были затребованы документы первичного учета и пояснения налогоплательщика об исчислении своих собственных налогов, что присуще камеральной налоговой проверке. Суд признал такие действия налогового органа неправомерными, поскольку проведение в отношении налогоплательщика налогового контроля методами, не предусмотренными законодательством о налогах и сборах, нарушает права этого налогоплательщика.

Суды признают неправомерными действия налогового органа, направленные на истребование документов, наличие которых не может повлиять на налоговые обязательства какого либо лица, например в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 30.07.2019 № А56-59024/2009 говориться о неправомерности истребования табеля рабочего времени (Т-13) поскольку указанный документ содержит информацию о нахождении работников в командировке, но отсутствуют сведения о месте командировки, следовательно, данный документ не позволяет определить факт выполнения работ на территории третьего лица по договорам подряда, следовательно, не является документом, касающимся деятельность проверяемого лица и не может быть истребован.

Вместе с тем истребование такого документа, как книга продаж, на основании ст. 93.1 НК РФ признано судом правомерным (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11), поскольку, как указал суд, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно содержит сведения о хозяйственных операциях проверяемого контрагента и соответственно касается его деятельности, то же самую логику можно применить при истребовании книги регистрации счетов-фактур и иных документов, в которых может содержаться информация о проверяемом лице.

В заключении можно отметить, что вопрос о том, законно или нет требование налогового органа необходимо решать индивидуально в каждом конкретном случае.

Наверняка вы хоть раз сталкивались с требованием от налоговой инспекции при налоговой проверке предоставить им документы. Но далеко не всегда есть уверенность, что в нем все по закону. В этой статье мы расскажем, когда есть смысл спорить с проверяющими и отказывать им в документах, а когда этого делать не стоит. Пример того, как может выглядеть сам запрос, мы разместили ниже. Цифрами в образце мы отметили, на что обратить внимание. А все подробности - в материале.

Кроме того, в таблице ниже для вашего удобства приведены выводы судей по частым ситуациям, связанным с запросом документов при налоговой проверке.

Выводы судей в разных ситуациях, связанных с исполнением требований о предоставлении документов

Главный вывод судей

Суть ситуации

Обоснование

Реквизиты судебного решения

Ревизоры затребовали документы в ходе проверки самой компании (ст. 93 Налогового кодекса РФ)

Компания вправе отказать налоговикам в копиях документов, если прежде она уже предоставляла их оригиналы

Ревизоры при проверке запросили у компании оригиналы документов. Она их предоставила. Затем поступило второе требование по тем же документам, но уже в копиях. Организация не стала исполнять это поручение. За отказ ее оштрафовали

Судьи поддержали компанию. Ведь документы она не скрывала, а предоставила по первому требованию в установленный срок. Значит, вина организации отсутствует

Требование, выставленное в последний день проверки, можно не исполнять

Налоговики направили в адрес компании требование по почте в день окончания выездной проверки. Одновременно со справкой о ее проведении

Судьи напомнили, что выездная проверка заканчивается в день составления справки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С этого момента компания уже не обязана выполнять требования проверяющих, связанные с этой ревизией

Для подтверждения вычета НДС при ввозе товара налоговики не вправе просить документы о последующей продаже такой продукции

Проверяя обоснованность вычета по НДС, контролеры помимо установленных документов запросили большой объем других бумаг

Чтобы доказать право на вычет НДС, достаточно подтвердить ввоз товара, его оприходование и уплату налога при ввозе. А запрошенные инспекцией документы относятся к последующей перепродаже товаров и никак не влияют на само право вычета

Проверяя уточненные суммы, ревизоры вправе требовать бумаги только по измененным сведениям

Налоговики при проверке уточненной декларации по НДС запросили документы, которые относятся к уже проверенным суммам. Они были подтверждены при камеральной проверке первичной декларации

При проверке уточненки ревизоры вправе попросить только документы, относящиеся к дополнительно заявленной сумме налоговых вычетов

Контролеры запросили документы у компании в отношении ее контрагентов (ст. 93.1 Налогового кодекса РФ)

Если запрос составлен по утвержденной форме, но заполнен неверно, его можно не исполнять

Ревизоры оформили требование на утвержденном бланке. Перечень запрашиваемых документов указали не в графе «Наименование документа», а в примечании

Для списка документов есть специальная графа. Если перечень бумаг указан в другой строке, это считается нарушением формы требования. Такие поручения компании вправе не выполнять

Ревизоры должны указывать в требовании, на каких основаниях они запрашивают бумаги

Запросив документы, налоговики не разъяснили, каким образом интересующая их компания связана с проверяемой организацией

Из требования должно быть понятно, как перечисленные в нем документы могут влиять на деятельность какой-то другой компании. И какое имеют к ней отношение

Филиал обязан исполнять требования наравне с головным подразделением

Налоговики направили требование в адрес филиала. Но в срок документы не получили. Компания оправдывалась тем, что в статье 93.1 кодекса не предусмотрена возможность истребовать документы у обособленного подразделения

Судьи пришли к выводу о том, что филиал, как законный представитель самой компании, должен был исполнить требование или хотя бы сообщить об отсутствии запрошенных сведений в установленные сроки

Не стоит игнорировать требование только потому, что оно не по форме и на нем нет подписи начальника ИФНС

Вообще утвержденная форма требования есть в приказе ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 @. Но на деле ревизоры не всегда придерживаются данного шаблона. Они могут выставить вам требование, написанное от руки и не на бланке. Спорить по поводу такого запроса бессмысленно. Только этой причины не хватит, чтобы объявить требование незаконным.

Здесь же скажем про еще одно заблуждение насчет оформления. Вовсе не обязательно, чтобы требование подписал строго начальник инспекции или его заместитель. Кроме них это может сделать и непосредственно тот инспектор, который проводит проверку (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ). (1)

Как узнать, кто именно проверяет вашу компанию? При выездной проверке фамилии инспекторов перечислены в решении о проведении ревизии. А вот с камеральной другая ситуация - перечня проверяющих нигде нет. Хотя тут, как правило, все требования подписывает либо начальник инспекции, либо его заместитель. Поэтому повод для сомнений у вас вряд ли найдется.

Копии бумаг безопаснее предоставить ревизорам именно в тот срок, который обозначен в требовании

Казалось бы, по поводу того, в какой срок исполнить требование, вопросов возникнуть не должно. Таковой ревизоры четко прописывают в форме запроса. (2) На то, чтобы предоставить документы в ходе выездной или камеральной проверки, вашей компании по закону дается 10 рабочих дней со дня вручения (ст. 93 Налогового кодекса РФ). А если у вас запрашивают бумаги в отношении вашего контрагента - тогда пять рабочих дней, как это установлено статьей 93.1 кодекса.

Однако на практике бывает так, что сразу, как только вы получили запрос, налоговая инспекция приостанавливает проверку. К слову, такое может случиться в ходе выездной ревизии, когда истребуют информацию у ваших контрагентов (п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Можно ли не давать документы, пока инспекторы не возобновят ревизию? Лучше так не делать. Мы советуем вам все-таки ориентироваться на срок, обозначенный в требовании.

Чиновники убеждены, что приостановка проверки не дает организации законного повода отсрочить подготовку запрошенных документов. Об этом - письмо Минфина России от 3 июля 2008 г. № 03-02-07/1-246. То есть перерыв в проверке никак не влияет на обязанности самой компании.

Если же, находясь в подобной ситуации, вы уже пропустили сроки требования, а инспекторы выставили штраф, можете попробовать оспорить его через суд. Шанс выиграть есть. Свидетельство тому - постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. по делу № А78-343/2011.

И еще. Когда вы не против исполнить требование, но в срок не успеваете просто потому, что запросили уж слишком большой объем бумаг, направьте инспекторам письмо. В нем распишите причины и период времени, который вам предположительно потребуется (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Это нужно сделать на следующий рабочий день после получения запроса. Ревизоры, конечно, могут и отказать. Но так в случае спора у вас будет чем оправдаться в суде за просрочку.

Вы вправе отказать в документах по тем налогам или периодам, которые не входят в рамки налоговой проверки

А какие документы вправе запросить контролеры? Вот, пожалуй, основное правило: истребуемые бумаги должны относиться к проверяемым налогам и периоду проверки. (3)

Допустим, вы подали декларацию по НДС. Если вы воспользовались правом на льготу или заявили налог к возмещению, налоговики в ходе камеральной проверки могут попросить подтверждающие документы. Но только те, что обосновывают ваши действия в проверяемом периоде (п. 6, абз. 2 п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Когда же никаких преимуществ и оснований заявлять вычеты у компании нет, дополнительных документов с вас спросить не могут. Об этом говорит пункт 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

А вот при выездной ревизии запросить у вас могут практически любые документы. Но опять же в рамках проверяемых налогов и исследуемого периода.

Так что если в требовании контролеры перечислили давнишние документы, смело пишите мотивированный границами проверки отказ. К примеру, если у вас идет выездная ревизия по 2010 году, а запрос поступил на бумаги, датированные 2009 годом.

Если в требовании нет конкретного перечня документов, штраф за его неисполнение можно оспорить в суде

Вот еще один повод отказать налоговикам. В требовании не названы реквизиты конкретных документов. (4) А таковые должны обязательно быть. Это подчеркнули чиновники из Минфина России еще в письме от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348. Налоговики же зачастую это условие не выполняют. И пишут в требовании например так: «…предоставить счета-фактуры за 2010 год».

Конечно, когда хочется всячески избежать претензий, лучше исполнить даже неконкретизированное поручение. Но нередко объем документов за год действительно велик и подготовить все в установленный срок невозможно. В таком случае опять же просите об отсрочке. А если вам откажут и оштрафуют, знайте, что судьи будут на вашей стороне. Ведь если нет перечня документов, то и размер штрафа рассчитать невозможно. По закону 200 руб. берут за каждый непредоставленный экземпляр, а тут с числом бумаг как раз неясно. Подобный вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8424-11.

Бумаги можно повторно не предоставлять, если налоговая инспекция получали их от вас прежде

У вас повторно требуют копии документов, которые вы уже раньше предоставляли налоговикам? В большинстве случаев можно такие бумаги не дублировать. Так указано в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Но свой отказ стоит письменно объяснить инспекторам, сославшись на норму закона.

Правда, есть два исключения. Первое - вы предоставили прежде подлинники, которые потом к вам вернулись. И второе - истребованные ранее документы были утрачены при потопе, пожаре или другом чрезвычайном случае. В таких ситуациях кодекс обязывает вас выдать бумаги налоговикам повторно.

Будьте готовы получить требование по юридическому адресу, даже если по нему ваша компания не находится

И напоследок скажем о не менее важном реквизите требования - об адресате. (5) Бывает, что по каким-то причинам компания не находится по юридическому адресу. В этом случае рекомендуем уведомить вашу инспекцию о фактическом месте расположения. Или же контролируйте поступающую на юрадрес почту. В противном случае корреспонденция может до вас не дойти вообще. А вместе с ней и требование налоговиков.

Если вы не предпримете никаких мер и, соответственно, не исполните в установленный срок запрос, инспекторы оштрафуют организацию. Или, хуже того, доначислят налоги, обосновав отсутствием подтверждающих бумаг. С этим будет бесполезно спорить даже в суде (постановление ФАС Поволжского округа от 20 января 2012 г. № А72-881/2011).

Другое дело, когда проверяющие по невнимательности отправили требование не туда, куда надо. А вы, ни о чем не подозревая, вдруг получаете уже итоговое решение со штрафом. Понятное дело, что вашей вины в том, что требование до вас не дошло и вы его не исполнили, здесь нет. Но это скорее всего придется доказывать в суде.

Мария Соколова, эксперт журнала «Главбух»