Минфин рф забалансовый 17. Как вести бухучет на забалансовых счетах в бюджетном учреждении. Учет денег, расчетов и расчетных документов

Зачем нужны забалансовые счета 17 и 18 и к каким счетам их открывать? Как вести аналитику на забалансовых счетах в разрезе кодов бюджетной классификации? Узнайте, как зафиксировать данные в справке к балансу.

Почему важны забалансовые счета 17 и 18 и что на них отражать

На счетах 17 и 18 бухгалтер должен отразить дополнительные аналитические данные по операциям с денежными средствами в разрезе кодов бюджетной классификации РФ. Эти сведения необходимы, чтобы раскрыть информацию о деятельности учреждения в отчетности.

  • Важная статья:

Забалансовый счет 17 применяют для учета денег, которые поступили или возвращены:

  • на банковские счета учреждения, в том числе на банковские счета ПБС, предназначенные для зачисления денег главным распорядителем или распорядителем;
  • в кассу учреждения;
  • на лицевой счет учреждения, открытый ему казначейством или финансовым органом.

Выбытие средств фиксируют на счете 17 со знаком «минус».

Не учитывают на счете 17 суммы возврата расходов текущего финансового года и остатков неиспользованных субсидий и грантов прошлых лет в бюджет.

Напомним, что с конца 2016 года на счете 17 показывают суммы возвратов расходов прошлых лет, не связанные с дебиторской задолженностью. Например, если декларацию по налогу на имущество за прошлые годы уточнили и налоговики вернули учреждению излишне уплаченный налог.

Забалансовый счет 18 предназначен для учета денег, которые выбыли или восстановлены:

  • с банковских счетов учреждения;
  • с лицевого счета учреждения, открытого ему органом федерального казначейства или финансовым органом;
  • из кассы учреждения.

Возврат выплат источников финансирования дефицита бюджета (кроме денег) на счете 18 отражают со знаком «минус».

Какие КБК применить

В Инструкции № 162н нет указаний, как применять коды бюджетной классификации при формировании данных на забалансовых счетах. Но, чтобы составить достоверную бюджетную отчетность, на счетах 17 и 18 нужно отразить:

  • коды вида, подвида доходов бюджета, КОСГУ - по доходам;
  • коды раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов и КОСГУ - по расходам;
  • коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета и КОСГУ - по источникам финансирования дефицита бюджета.

Разберем структуру забалансовых счетов (схема).

Схема. Аналитическая структура забалансовых счетов 17 и 18

Средства, которые поступили во временное распоряжение, не считаются доходами учреждения. Поэтому, когда они поступают или выбывают, в счетах 17 и 18 доходные и расходные коды КОСГУ не указывают. Используют коды источников финансирования дефицита:

  • при поступлении отразите увеличение счета 17 по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ;
  • при выбытии - увеличение счета 18 по статье 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ.

Таблица. Счета, к которым открывают забалансовые счета 17 и 18

Номер счета*

Для чего применяют

Для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета операций со средствами по бюджетной деятельности (если проводят такие операции через банк), операций на счетах, открытых в кредитных организациях, со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета средств, перечисленных учреждению на счета либо со счетов в банке, по бюджетной деятельности в текущем периоде, но полученных им в следующем отчетном периоде, а также средств, переведенных с одного счета на другой для конвертации валюты

Для расчетов по аккредитивам по бюджетной деятельности в валюте РФ и иностранной валюте

Для учета средств по бюджетной деятельности в иностранной валюте на счетах в банке

Для учета наличных денег

Для учета расчетов с казначейством или финансовым органом соответствующего бюджета по операциям с наличными деньгами

Для учета денежных расчетов с прочими кредиторами

* К счету 1 304 05 000 учет на счетах 17 и 18 вести не нужно. Так как на счете 304 05 учитывают не денежные средства, а состояние расчетов между финансовым органом, учреждением и контрагентами или бюджетом.

В какие формы отчетности попадают показатели забалансовых счетов

Учитывают забалансовые счета 17 и 18, когда формируют:

  • справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503130);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);
  • отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Справка по форме 0503130

Обороты по счетам 17 и 18 фиксируют в справке к балансу (ф. 0503130) в разрезе кодов классификации доходов, расходов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов - это строки 170-182.

По забалансовому счету 17 указывают в строках:

  • 171 и 173 - итоговые суммы по доходам, иным поступлениям - источникам финансирования дефицита бюджета;
  • 172 и 173 - итоговые суммы по расходам, в том числе по возвратам расходов прошлых лет, выплатам между учреждением и обособленными подразделениями или между обособленными подразделениями.

По забалансовому счету 18 строки 181 и 182 заполняют в разрезе итоговых сумм по расходам с учетом возвратов текущего года и выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета. Если возвраты расходов текущего года по кассе ПБС больше, чем сами расходы, показатели по строке 181 приводят со знаком «минус».

Покажем на примере, как отразить в справке операции по забалансовым счетам 17 и 18.

Пример:

В течение года бухгалтер казенного учреждения «Альфа» делал в учете такие записи:

Бухгалтерская запись

Сумма

дебет

кредит

По забалансовому счету 17

Возврат аванса, полученного за платные услуги одновременно по забалансовому счету

130 1 205 31 560 130 1 17 130

000 1 210 02 130

5000 -5000

Пересчет налога на имущество за прошлый год. Возврат излишне уплаченного налога на имущество одновременно по забалансовому счету

851 1 401 20 290 000 1 304 05 290 851 1 17 290

851 1 303 12 730 851 1 303 12 730

-10 000 10 000 10 000

По забалансовому счету 18

Возврат аванса за прочие услуги, уплаченного в текущем году в рамках бюджетной деятельности одновременно по забалансовому счету

244 1 304 05 226

244 1 206 26 660 244 1 18 226

3500 -3500

На основании данных забалансового учета бухгалтер подготовил справку (см. образец).

Образец. Фрагмент справки к балансу

Забалансовые счета 17 и 18 в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127)

В разделе 1 доходы бюджета и дебиторскую задолженность прошлых лет в графе 6 формируют по данным забалансового счета 17 со знаком «плюс». А возврат излишне полученных доходов - со знаком «минус».

В разделе 2 указывают коды по расходам, детализированные по группам (подгруппам), КВР, кодам составных частей бюджетной классификации. Коды КОСГУ фиксировать не нужно. Данные берут по счету 18. При этом в графе 7 поступления от возвратов расходов текущего года отражают со знаком «минус». А расходы текущего года - со знаком «плюс».

В разделе 3 данные по счетам 17 и 18 в графах 520 и 620 отражают со знаком «плюс».

Забалансовые счета 17 и 18 отражают поступления и выбытия денежных средств на счетах учреждения. В связи с тем, что в Инструкции № 157н приведено достаточно общее описание, на практике возникает много вопросов по их применению. Главный из них – как отражать уменьшение показателя, по кредиту счета или по дебету со знаком «минус». Рассмотрим его с точки зрения общей методологии бухгалтерского учета.

Что учитывается

Забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения». В соответствии с п. 365 Инструкции № 157н забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета, а также на лицевые счета бюджетного или автономного учреждения - получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом).

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения и по видам поступлений (п. 366 Инструкции № 157н).

Проще говоря, на забалансовом счете 17 должны учитываться поступления на счет учреждения денежных средств в рамках операций по доходам в разрезе кодов КОСГУ (120, 130, 140, 180, 410-440), а также уменьшение этих поступлений вследствие:

  • возврата контрагентам ранее полученных доходов;
  • уплаты налогов, относящихся в уменьшение доходов (налог на прибыль организаций, НДС);
  • перечисления в доход бюджета сумм возвратов дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств (при исполнении бюджетной сметы).

Забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Этот счет является парой к счету 17. Но если тот предназначен для учета доходных поступлений, то на забалансовом счете 18 отражаются выплаты денежных средств (восстановления выплат) с банковских (лицевых) счетов учреждения в результате операций по расходам (п. 367 Инструкции № 157н).

Иными словами, на забалансовом счете 18 фиксируются перечисления денежных средств по кодам групп 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ, а также их возвраты.

Для чего это нужно

Согласно требованиям Инструкции № 33н учреждение в составе форм бухгалтерской отчетности должно представлять Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Эта форма отражает движение денежных средств в разрезе кодов КОСГУ.

В то же время можно заметить, что счета по учету денежных средств 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 201 27 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», 201 34 «Касса» привязки к кодам КОСГУ не имеют.

Поэтому в дополнение к балансовым счетам были введены забалансовые счета 17, 18. Операции с денежными средствами одновременно отражаются и на балансе, и на забалансе.

Как вести учет

Согласно п. 332 Инструкции № 157н учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Это означает, что увеличение показателя отражается по дебету счета, а уменьшение - по кредиту. Счета не корреспондируют ни между собой, ни с другими счетами.

Ни у кого не вызывает сомнений, что поступления средств по доходным операциям отражаются по дебету забалансового счета 17 (увеличение поступлений), а выбытия по расходным операциям - по дебету забалансового счета 18 (увеличение выбытий).

Но вот с возвратами поступлений и восстановлениями выплат все не так просто. Некоторые эксперты полагают, что их нужно отражать по дебету счетов 17, 18 соответственно со знаком «минус».

Возможно, причиной такого мнения являются положения пп. 365, 367 Инструкции № 157н, которыми установлено, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счетов 17, 18 на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счетам отражается со знаком «минус».

Разъяснения Минфина России также не проливают свет на проблему, поскольку в них фигурируют оба варианта:

  • по дебету счета со знаком «минус» (письмо Минфина России от 26.10.2012 № 02-06-10/4496);
  • по кредиту счета (письмо Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164, письмо Минфина России № 02-14-05/5145, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013).

По нашему мнению, возврат поступлений должен отражаться по кредиту забалансового счета 17, а восстановление выплат - по кредиту забалансового счета 18 как уменьшение соответствующих показателей.

В обоснование этой позиции можно привести целый ряд аргументов.
1. В пунктах 365, 367 Инструкции № 157н применение знака «минус» предусмотрено только для операций по завершению текущего финансового года. О каких-либо других случаях в них не говорится. 2. В бухгалтерском учете знак «минус» применяется лишь в случае необходимости корректировок в сторону уменьшения (к таким корректировкам можно отнести и заключение показателей по счетам 17, 18 в конце года). В других ситуациях он не используется. 3. Поскольку операции на забалансовых счетах 17, 18 отражаются одновременно с операциями на лицевых счетах и служат для расшифровки оборотов по движению денежных средств в разрезе кодов КОСГУ, остатки и обороты по ним должны совпадать. 4. На забалансовых счетах 01, 02, 03, 07 и др. учитываются разного рода активы, находящиеся в учреждении. Их выбытие отражается по кредиту счетов, а не по дебету со знаком «минус». Методология учета операций по всем забалансовым счетам должна быть единой.

В составе баланса ф. 0503130 должны отражаться обороты по операциям со средствами во временном распоряжении, поступления по чекам с лицевого счета и расчет с подотчетными лицами, а именно по чеку оприходование суммы счет 210.03 соответсвенно д.б. увеличение по 17.30 или уменьшение с минусом на 18.30, с подотчетниками ПКО по счету 201.34 д.б увеличение 17,34 или уменьшение с минусом по 18,34, операции по временным средствам 201.11. как должно быть увеличение 17.01. или уменьшение с минусом 18.01. Как можно контролировать, если при составлении справки обороты по балансовым счетам 201 и 210 не совпадают по оборотам на забалансовых счетах 17 и 18

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Получение наличных денег со счета учреждения в кассу отразите проводками:

Дебет Кредит – Поступили деньги в кассу (на основании приходного кассового ордера)

Одновременно по счету 201.34 будет проводка уменьшение
(по соответствующим КОСГУ и КВР), а по счету 210.03 увеличение
(по соответствующим КОСГУ и КВР).

Выдачу денежных средств подотчетному лицу отразите проводками:

Дебет Кредит – выданы деньги подотчетному лицу
Одновременно по счету 201.34 увеличение (соответствующий КОСГУ и КВР).

Что касается средств во временном распоряжении, есть аргументы как за применение забалансовых счетов 17 и 18, так и против. Выбор согласуйте с учредителем.

Если вы остановились на этой позиции и решили использовать забалансовые счета, то операции отражайте так. При поступлении средств – увеличение по забалансовому счету 17 по «Поступление на счета бюджетов». При выбытии этих средств – увеличение по забалансовому счету 18 по

На основании какого нормативного документа в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» при движении между счетами, счетами и кассой применяются КЭК 510 - по дебету и 610 - по кредиту счета 17?

Если основанием является Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335, п. 4 и 5 Приложения, то у наших ревизоров возникает вопрос о его актуальности, так как данное письмо относится к отчетности за 2012 год? А если письмо действительно и по текущий момент, то почему не использовали его положения в 2013-2014 годах (в конфигурации "1С;Бухгалтерия государственного учреждения" реализовано не было)?

Есть ли какие-то разъяснения Минфина по этому поводу? Необходимо ли закрепить данный порядок отражения операций в учетной политике, так как в Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н, и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, данный порядок не закреплен?

До 2012 года все государственные и муниципальные учреждения были в статусе сегодняшних казенных - исполнение бюджета по расходам отражалось в момент списания средств с лицевого счета учреждения, исполнение бюджета по доходам отражалось в момент зачисления доходов на лицевой счет учреждения. Как и сейчас казенным учреждениям, «старым» бюджетным учреждениям нельзя было расходовать из кассы поступившую в нее выручку, прежде ее надо было сдать на лицевой счет учреждения, чтобы на нем отразилось поступление доходов, а затем на основании расчетно-платежного документа произвести расходы с лицевого счета. При этом нормативные документы по учету не требовали ведения аналитического учета наличных денежных средств по бюджетной классификации. Однако, чтобы отразить по статьям бюджетной классификации на лицевом счете учреждения поступившие в кассу учреждения доходы или суммы восстановленных расходов, необходимо было организовать аналитический учет по бюджетной классификации по всей цепочке движения денежных средств. С этой целью в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании бухгалтерских записей по счетам 2 201 11, 0 201 21, 0 201 27 формировались вторые записи по счетам 17 и 18 по КБК и КОСГУ назначения платежа, по счету 201 34 формировались вторые записи по служебному забалансовому счету НД " Поступления и выбытия наличных денежных средств"по КБК и КОСГУ назначения платежа.

С вступлением в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились новые типы государственных (муниципальных) учреждений – бюджетные и автономные, с расширенными полномочиями, в частности на них не распространяется запрет на расходование выручки, поступившей в кассу учреждения. Следовательно, исполнение плана ФХД по расходам и доходам стало возможным уже на этапе выбытия средств из кассы (поступления доходов в кассу). В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), далее – Отчет (ф. 0503737), появилась новая графа 7 «Исполнено плановых назначений через кассу учреждения». Правила формирования Отчета (ф. 0503737) (пункты 34-45 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, далее - Инструкция № 33н) существенно отличаются от порядка составления Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), далее – Отчет (ф. 0503127). В порядке составления Отчета (ф. 0503737) появились положения об исключении из граф 5 «Исполнено плановых назначений через лицевые счета», 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» раздела 1 «Доходы учреждения» операций по зачислению на лицевые (банковские) счета учреждений наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов (п. 42 Инструкции № 33н), раздела 2 «Расходы учреждения» - операций по получению с лицевых (банковских) счетов учреждений наличных денег для осуществления выплат по расходам учреждения (п. 43 Инструкции № 33н). Следовательно, когда с лицевого счета списываются денежные средства для получения наличных в кассу, это не считается исполнением плана ФХД по расходам. А когда на лицевой счет зачисляется наличная выручка, это не считается исполнением плана ФХД по доходам. Об этом сказано в пункте 2.3 Письма Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335:

«2.3. Поступления доходов и исполнение обязательств (осуществление расходов, выплат) наличными денежными средствами через кассу учреждения, включая возврат наличных денежных средств, полученных подотчетными лицами, вне зависимости от способа получения средств под отчет, подлежат отражению по соответствующим строкам в графе 7 Отчета ф. 0503737».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н) не содержат бухгалтерских записей по счетам 17 и 18.

В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в первоначальной редакции, далее – Инструкция № 157н, приведено только назначение счетов 17 и 18. Согласно пункту 365 Инструкции № 157н счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета учреждения, на лицевой счет учреждения, получателя бюджетных средств, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств, от приносящей доход деятельности, а также на лицевые счета автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом).

Согласно пункту 367 Инструкции № 157н счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" предназначен для учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, с лицевого счета учреждения, получателя бюджетных средств, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств от приносящей доход деятельности, а также с лицевых счетов автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытых ему органом казначейства (финансовым органом).

Продолжая формировать бухгалтерские записи по счетам 17 и 18 по КПС и КЭК назначения платежа для бюджетных и автономных учреждений в том же порядке, как и для казенных учреждений, решалась задача соответствия данных на счетах 17, 18 данным на лицевом счете учреждения в казначействе, как и прежде, можно было сверить данные бухгалтерского учета с Выпиской из лицевого счета учреждения, предоставляемой казначейством. Однако правильно сформировать разделы 1 и 2 Отчета (ф. 0503737) только по данным счетов 17 и 18 в этом случае не представлялось возможным. Для этого в бухгалтерских записях, формируемых документами программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», дополнительно в характеристику движения счета 201 00 по дебету (кредиту) записывался КЭК назначения платежа и уже по этим данным строился Отчет (ф. 0503737). Некоторые данные включались в Отчет (ф. 0503737) (исключались из отчета) по оборотам счета 201 00 в корреспонденции с другими счетами.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в Инструкцию № 157н в части порядка применения счетов 17 и 18. Согласно пункту 365 Инструкции № 157н в новой редакции счет 17 открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также в кассу субъекта учета. Согласно п.367 Инструкции № 157н в новой редакции счет 18 открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также из кассы субъекта учета. То есть счета 17 и 18 должны отражать движение и наличных денежных средств.

В этой связи методологами 1С был пересмотрен подход к формированию бухгалтерских записей по счетам 17 и 18, открываемым ко всем аналитическим счетам счета 201 00, для бюджетных и автономных учреждений с целью формирования по их данным граф 5, 6, 7 разделов 1 и 2 Отчета (ф. 0503737).

Как следует из Инструкции № 33н в редакции приказа Минфина России от 20.03.2015 № 43н, движения средств между лицевыми (банковскими) счетами, счетами и кассой учреждения не являются ни доходами, ни расходами учреждения, следовательно, их нельзя отражать ни по «доходным», ни по «расходным» КОСГУ, чтобы они не включались в разделы 1 и 2 Отчета (ф. 0503737). Именно поэтому номера аналитических счетов счета 201 00 содержат КОСГУ 510 и 610. Логично, что такие же КОСГУ должны формироваться на счетах 17 и 18, открываемых к аналитическим счетам счета 201 00. Это предположение нашло подтверждение в Письме Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335. В Приложении к письму от 26.06.2012 № 02-06-07/2335 приведены соответствующие бухгалтерские записи, которые и взяты за основу методики, реализованной в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Подробно о ней рассказано в статье «Формирование записей по забалансовым счетам 17 и 18 при движении денежных средств между лицевыми (расчетными) счетами, счетами и кассой», размещенной на ИТС-бюджет в разделе методической поддержки «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В статье также приведены факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения и их отражение в учете и отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД" при автозаполнении с применением Правила "Правило 737 (2015)".

Методика, реализованная в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2015 г., вызвала непонимание пользователей и возражения, поскольку данные по счетам 17 и 18 не совпадают, как прежде, с Выпиской из лицевого счета учреждения, предоставляемой казначейством. Понятно, какую реакцию вызвала бы реализация данной методики в 2012 г., ведь еще недавно отчеты ф. 0503127, ф. 0503137 следовало заверять в органах казначейства, поэтому тогда не решились на такой революционный шаг.

Следует отметить, что методика отражения операций по движению денежных средств между счетами (201 00), счетами и кассой, и счетом 210.03, реализованная в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», позволяет формировать Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Начиная с июньского выпуска, в разделе методической поддержки «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ИТС-бюджет публикуется раздел «Примеры заполнения Отчета (ф. 0503737», в котором рассмотрено отражение операций, приведенных в Приложении к письму Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, в учете и отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД", формируемом в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Данные, сформированные в отчете "Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД" правилом «Правило 737 (2015)», идентичны данным, приведенным в письме Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402.

Поскольку действующие нормативные документы не регламентируют порядок формирования бухгалтерских записей по счетам 17 и 18 по отражению движения средств между лицевыми (банковскими) счетами, счетами и кассой, рекомендуем закрепить реализованную в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» методику в Учетной политике учреждения.

Согласно пункту 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, «при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции». Аналогичное положение содержится в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Забалансовые счета в государственных учреждениях

Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее - з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход - по кредиту, без корреспонденций.

З/с нужны:

  • для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
  • для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
  • для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.

Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.

Как делать проводки по счетам 17 и 18

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее - ДС).

Применение счета 020100000

Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

Наименование счета

Синтетический счет объекта учета

коды счета

синтетический

аналитический

ДС на лицевых счетах учреждения в органе казначейства

ДС учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

ДС учреждения в органе казначейства в пути

ДС учреждения в кредитной организации

ДС учреждения в кредитной организации в пути

ДС учреждения на специальных счетах в кредитной организации

ДС учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации

ДС в кассе учреждения

Денежные документы

Все типовые проводки по счетам приведены в инструкциях к частным планам счетов - приказы Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, от 06.12.2010 № 162н, от 23.12.2010 № 183н.

Применение счета 021003000

Счет 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» используется как промежуточный счет при операциях движения денег с лицевых счетов в кассу и наоборот, а также при использовании работниками учреждения банковских карт. Посмотрим это на примерах проводок.

Одновременно с проводками по счетам 020100000 и 021003000 учреждение должно вести забалансовый учет движений ДС по счетам 17 «Поступления ДС» и 18 «Выбытия ДС». На схеме отражены случаи применения этих з/с.

Рассмотрим примеры применения счетов 17 и 18.

Пример 1

Учреждение получило субсидию на выполнение гос. задания 75 000 руб. Из них 20 000 руб. было выдано подотчетному лицу через кассу для оплаты услуг сторонней организации, 17 000 руб. было переведено на банковскую карту и также потрачено подотчетником на покупку материалов. В бухгалтерском учете сделаны следующие записи.

Название операции

Сумма, руб.

На лицевой счет поступила субсидия

020111510,

з/с 17

020581660

На основании заявки на выдачу наличных с лицевого счета списаны 20 000 руб.

021003560,

з/с 17

020111610,

з/с 18

Наличные по чеку получены в кассу учреждения

020134510,

з/с 17

021003660,

з/с 18

Выданы из кассы наличные подотчетнику на оплату прочих услуг

030226830

020134610,

з/с 18

На основании заявки на выдачу ДС с лицевого счета на счет в кредитной организации списаны 17 000 руб.

021003560,

з/с 17

020111610,

з/с 18

Материалы оплачены банковской картой учреждения

020834560

021003660,

з/с 18

В следующем примере покажем отражение некассовых транзакций.

Пример 2

Учреждение оказывает платные услуги населению. В текущем месяце доход по таким услугам составил 187 000 руб. Выплаченная зарплата работникам составила 113 000 руб. Также учреждение понесло расходы на транспортные услуги, которые были оплачены через подотчетника, в размере 15 000 руб., а также были оплачены прочие работы, выполненные сторонней организацией в прошлом месяце на суму 23 000 руб. В бухучете были сделаны следующие записи.

Название операции

Сумма, руб.

На лицевой счет поступили доходы от коммерческой деятельности

020111510,

з/с 17

020531660

Выплачена зарплата

030211830

020111610,

з/с 18

Перечислены ДС подотчетнику на оплату транспорта

020822560

020111610,

з/с 18

Оплачены прочие работы

030226830

020111610,

з/с 18

Проводки по счетам 17 и 18 являются базой для составления некоторых форм отчетности государственных учреждений. В соответствии с приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н данные этих счетов используются:

  • в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчете о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • справке к балансу (ф. 0503730) о наличии имущества и обязательств на з/с.

А для учреждений, попадающих под действие приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, данные этих счетов используются:

  • в отчете о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127);
  • отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • справке к балансу (ф. 0503130) о наличии имущества и обязательств на з/с.

Отметим также, что в конце финансового года остатки по счетам 17 и 18 обнуляются.

Итоги

Записи по з/с 17 и 18 должны быть сделаны, если в учете имеют место операции, затрагивающие счета учета ДС и счет расчетов с финансовым органом по наличным ДС. К забалансовым проводкам не применяется метод двойной записи, то есть поступления отражаются только по дебету, а выбытия - по кредиту. Забалансовый учет движения ДС помогает контролировать эти активы, а также позволяет вести детальную аналитику, что необходимо для составления некоторых форм отчетности.