Лицензия на строительно монтажные работы: виды лицензий, как получить. В каких случаях нужно получать лицензию на строительство, и когда лицензия на строительство не нужна

). В настоящее время в Российской Федерации заменена членством в [Саморегулирующаяся организация|Саморегулирующейся организации]. Под термином «строительная лицензия» в широком смысле понимали также лицензии на осуществление изыскательской и проектной деятельности, а также деятельности по выполнению строительно-монтажных работ. С правовой точки зрения строительная лицензия имеет двойной статус: с одной стороны, как любая лицензия, это право (разрешение) аналогичное праву аренды, пользования и т. д. C другой стороны, лицензию необходимо рассматривать как индивидуальный нормативный акт (акт органа государственной власти адресованный конкретному лицу) - определяющий субъекта специальных правоотношений, то есть строительную компанию - лицензиата, а также указывающий на наличие особой (расширенной) правоспособности этого лица, указывающий границы этой правоспособности и устанавливающий связанные с этой правоспособностью особые права, обязанности и ответственность. С экономической стороны строительная лицензия представляет собой инструмент государственного управления экономикой и в частности строительной отраслью.

Цели лицензирования строительства

Лицензирование строительства преследует множество целей:

  • Фискальная - связанная с изъятием части прибыли у экономических субъектов в доход государства.
  • Цензовая - призванная не допустить на рынок лиц, не имеющих достаточных ресурсов.
  • Статистическая - связана с учётом количества и распределения строительных компаний в пределах государства.
  • Защитная - призванная защитить потребителей от низкого качества услуг и возможных техногенных катастроф, а также рынок в целом от недобросовестной конкуренции.
  • Регулятивная, связанная собственно с государственным управлением строительной отраслью в целом, в том числе методом отзыва, приостановления лицензии, включения в её текст специальных условий и т. д.
  • Нормативная - механизм дополнения общих нормативных требований изложенных в ГОСТ , СНИП, СанПИН, Технологических регламентах индивидуальными нормативами для данной компании.
  • Информативная - подтверждение государственным органом специального статуса компании лицензиата.

Строительные лицензии в Российской Федерации в период до их отмены (до 1 января 2010 года)

Под строительной лицензией понималась лицензия выданная соответствующим органом лицензирования (в 2009 году это был орган государственной власти - РОССТРОЙ, а не государственное предприятие - Федеральный Лицензионный Центр как ошибочно принято считать) на право осуществления деятельности по: 1. По инженерным изысканиям 2. По проектированию зданий и сооружений. 3. По строительству зданий и сооружений. Перечисленные выше виды деятельности делились в целях удобства на группы и виды работ в соответствии с классификатором разработанном ещё Госстроем, в этом же классификаторе содержатся и особые условия: типы грунтов, высотность возводимых объектов и т. д. Виды работ условно делились на подвиды: так, проектирование делится на общее проектирование, технологическое проектирование , обследование зданий и сооружений, сметные работы и выполнение функций генерального проектировщика. Выполнение строительных работ было разделено на общестроительные работы, специальные работы, выполнение функций генерального подрядчика и выполнение функций заказчика застройщика.

Срок действия лицензии по закону составлял не менее 5 лет (Обычно он был равен ровно 5 годам). Однако встречаются лицензии выданные территориальными органами лицензирования - лицензионными палатами, выданные на 7, 10 и даже 25 лет. Эти лицензии действуют в полном объёме только если они выданы соответствующим органом лицензирования до момента отзыва у него соответствующих полномочий (в период с 1995 по 2001-2002 г. во многих субъектах федерации лицензирование осуществляли на основании договора территориальные органы лицензирования субъектов - лицензионные палаты). В 2000-2002 годах ГОССТРОЙ провёл кампанию по отзыву соответствующих полномочий у палат и передаче их ФЛЦ. В последние дни перед отзывом полномочий палаты выдавали очень много лицензий с формулировками «на все виды строительной и проектной деятельности» и со сроком действия «Бессрочно». Следует настороженно относится к такого рода лицензиям, так как многие палаты продолжили выдачу документов уже после часа Ч. Кстати, однозначно недействительными являются лицензии выданные союзом архитекторов на право создания творческой архитектурной мастерской и осуществление всех видов проектных работ со сроком действия - бессрочно, просто по тому что у союза архитекторов никогда не было прав на выдачу таких лицензий.

Следует различать Лицензию как право (аналогичное например праву аренды) и лицензию как документ (то есть цветную бумажку) подтверждающий наличие у упомянутого в ней субъекта прав на осуществление определённой деятельности с определёнными условиями и оговорками (т. н. лицензионными требованиями и условиями)этого права.

Существуют определённые требования к бланку лицензии он должен в частности содержать наименования лица получившего лицензию его ИНН адрес гос. регистрации и номер в государственном реестре лицензий (он же номер лицензии содержащий код территориального подразделения росстроя, ИНН получателя лицензии и другую служебную информацию, в бланк так же должны входить сведения о лицензионных условиях и видах работ которые вправе выполнять лицензиат. Следует однако иметь в виду что в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдаётся на строительство зданий и сооружений, а не выполнение функций заказчика при строительстве зданий и сооружений, то есть какая либо дальнейшая классификация законом не предусмотрена, таким образом законность такого деления вызывает большие сомнения. Формально любое лицо получившее лицензию на строительство зданий и сооружений даже с одним подвидом (например отделочные работы), вправе выполнять все виды работ относимые к строительству. Ещё 2 тонких момента в классификации строительной деятельности вызывают трудности у лицензиатов 1. После отмены лицензирования работ по ремонту и технической эксплуатации встаёт вопрос какие виды работ относить к строительству а какие к эксплуатации и ремонту. Ответ все виды работ относятся к новому строительству и требуют получения лицензии за исключением случаев когда предмет труда возможно разобрать и собрать без его конструктивного разрушения. 2. Какие работы требуют получения ещё и лицензий других лицензирующих органов. Все проектные строительные, реставрационные работы на зданиях памятниках (за исключением функций генерального подрядчика) требуют лицензии министерства культуры, все работы связанные со сведениями содержащими государственную тайну требуют лицензии ФСБ, работы по монтажу и пусконаладке систем пожарной сигнализации и противопожарной обработке конструкций, а также установке специальных дверей требуют лицензии МЧС(проектирование может осуществляться по проектной лицензии РОССТРОЯ). Работы которые могут быть отнесены к работам по эксплуатации опасных объектов требуют лицензии ГГТН.

Достаточно сложной является система лицензирования действующая на сегодняшний день: В соответствии с законом лицензирующим органом является РОССТРОЙ (федеральное агентство - орган государственной власти), орган уполномоченный на осуществление функций по надзору и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий на сегодня не определён (в соответствии с законом это должна быть федеральная служба - орган государственной власти) Хотелось бы подчеркнуть что полномочия по лицензированию и надзору в области лицензирования наделены исключительно органы государственной власти однако фактически(по сложившейся административной практике) лицензированием занимается государственное предприятие -Федеральный лицензионный центр. Такое разделение связано с тем что РОССТРОЙ не вправе взимать за выдачу лицензии более чем 1000 и 300 рублей государственной пошлины направляемых в бюджет, однако нуждается в средствах на содержание аппарата связанного выдачей лицензий и ведением реестра строительных лицензий. Федеральный лицензионный центр по заданию РССТРОЯ принимает на себя работы по приему документов от соискателей лицензий, консультированию соискателей, проверке правильности и полноты заявлений на получение лицензий, формированию и хранению лицензионных дел, включению сведений в реестр и ведение реестра. При этом принятие решения о выдаче лицензии приостановлении действия лицензии или отзыве лицензии формально остаётся у РОССТРОЯ. Взаимодействие этих структур выглядит следующим образом: Соискатель лицензии обращается в территориальные органы Федерального Лицензионного Центра (далее ФЛЦ) . ФЛЦ заключает (принуждает соискателя к заключению) договора на оказание услуг по проверке достоверности и правильности оформления документов, из расчёта 2500- 5000 рублей за вид (цены изменяются в зависимости от региона: в депрессивных регионах цены выше т.к соискателей меньше а штат необходимо содержать за счёт поступлений от данной территории) после чего ФЛЦ так же принуждает к заключению ещё нескольких договоров в том числе с экспертной организацией которой поручают проведение фактической проверки организации соискателя мотивирую это нехваткой кадров в ФЛЦ. Кроме договора с экспертной организацией обязательно так же заключение договора с ФЛЦ на оказание дополнительных услуг - обучение специалистов предприятия соискателя. В некоторых регионах так же дополнительно принуждают оплатить услуги аффилированных к ФЛЦ организаций разрабатывающих для предприятия методические указания по внедрению системы контроля качества После уплаты всех выше перечисленных платежей ФЛЦ производит забивку данных в электронные формы и направляет в сжатом виде в ФЛЦ г. Москва. В центральном ФЛЦ эти данные распечатываются и формируются в протокол который списком обычно по 100 штук подписывается в руководителем лицензионной комиссии Росстроя. С этого момента у соискателя возникает право на осуществление деятельности по запрашиваемым видам деятельности. Территориальный орган ФЛЦ после получения подтверждения из Москвы о подписании протокола распечатывает и выдаёт соискателю Уведомление о выдаче лицензии на основании которого соискатель/лицензиат вправе начать осуществление деятельности. При этом следует отметить что любые справки, описи и подтверждения выдаваемые ФЛЦ до момента подписания указанного протокола - права работать не дают. Принципиально столь сложная схема организации получения лицензии связана с двумя моментами. Первый: с государственного органа - РОССТРОЯ РФ снимается какая либо ответственность так как соискатель лицензии «добровольно» обращается ФЛЦ и взаимодействует с ним на "договорных"началах На основании этого договора ФЛЦ навязывает соискателям любые условия (в основном финансовые). Второй: с утверждённой «цены» лицензии в 1000 и 300 рублей определённой в законе стоимость лицензии поднимается в сотни раз: величина затрат предприятия соискателя на лицензию в среднем суммарно составляет 120-200 тысяч рублей.

Для получения лицензии соискатель строительной лицензии должен формально выполнить 3 группы лицензионных условий 1. Оплатить государственную пошлину в размере 1000 и 300 рублей. 2. Иметь соответствующим образом оформленные документы о государственной регистрации своего предприятия (и представить их в виде нотариальных копий) 3.Предоставить информацию о Технической базе, Кадровом составе, Системе контроля и управления качеством.

Замена лицензирования строительства в Российской Федерации на членство в саморегулирующихся организациях

27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 273-ФЗ о прекращении с 1 января 2010 года действия лицензий на осуществление следующих видов деятельности (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения): - инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; - проектирование зданий и сооружений; - строительство зданий и сооружений. В соответствии с Законом с 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен. С 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по (а) инженерным изысканиям, (б) подготовке проектной документации и (в) строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов таких работ установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), будет Свидетельство о допуске к соответствующему виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), соответственно в области (а) инженерных изысканий, (б) архитектурно-строительного проектирования и (в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно закону, все члены СРО обязаны вносить взнос в компенсационный фонд СРО (минимальный размер взноса для строительных организаций - 300 000 рублей). Фонд затем расходуется на выплаты в случае причинения какого-либа вреда в результате ошибок в строительстве.

Какие виды работ нельзя проводить без разрешительных документов, где и как их получить? Эти вопросы интересуют многих предпринимателей, планирующих заняться строительством, а также подрядчиков из бывших советских республик.

Лицензирование опасных видов деятельности

С начала 90-х годов организации и частные предприниматели, занимающиеся возведением зданий и сооружений, должны были получить лицензию на строительную деятельность. С принятием закона о лицензировании в 2001 году, все работы, связанные с капитальным строительством и ремонтом зданий, были включены в специальный перечень:

  • инженерные изыскания: геологические, геодезические, гидрометеорологические и экологические исследования и другие инженерные работы, а также кадастровые работы;
  • проектирование зданий и сооружений : составление проектной документации для реконструкции, капитального ремонта, строительства и технического переустройства;
  • строительно-монтажные работы: общестроительные, специальные, пуско-наладочные, монтажные, санитарно-технические.


Строительная лицензия- разрешение, которое выдавалось по заявлению заинтересованной организации сроком на 5 лет. Чтобы получить его, необходимо было обратиться в Комитет по строительству и ЖКХ и представить Устав, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям. Обязательно требовалось наличие:
  • в штате 50% работников с высшим и средним профильным образованием, стажем не меньше 3 лет (5 лет для индивидуальных предпринимателей);
  • документации по системе производственного контроля качества работ;
  • помещений, зданий, машин и механизмов, транспорта, контрольно-измерительных приборов и инструментов;
  • документов о повышении квалификации специалистов (за последние 5 лет);

Оформление лицензии на строительные работы занимало до 60 дней. Представленные сведения проверялись с привлечением экспертов, через налоговые органы. После принятия положительного решения компанию или предпринимателя вносили в государственный реестр.

Нужна ли строительная лицензия сейчас для производства работ в России? На территории Казахстана, Белоруссии, Армении до настоящего времени действует соглашение о взаимном признании лицензий, выданных этими государствами. Российская Федерация с 2009 года вышла из участников договора, поскольку перешла на систему саморегулирования строительной отрасли.

Замена лицензий допуском СРО

С 1 января 2010 года прекратилось действие всех ранее выданных строительных лицензий. Новая глава ГК РФ установила запрет на проведение работ, влияющих на безопасность ОКС, без допуска СРО. Утвержденный Правительством расширенный перечень включает порядка 200 видов, более 100 из которых связаны непосредственно со строительством:

  • возведение зданий, строений из дерева, железобетона, кирпича;
  • установка железобетонных конструкций, включая фундаменты, перегородки;
  • внешняя отделка любыми видами материалов: камнем, панелями, штукатуркой;
  • обустройство кровель, вентилируемых фасадов, тепло- и гидроизоляция;
  • разборка строений, демонтаж конструкций, подготовка стройплощадок.

Практически, для всех работ, на которые раньше строительной организации требовалась лицензия, сейчас необходимо оформление специального допуска. Причем генеральные подрядчики должны иметь разрешение на организацию работ, а субподрядчики - непосредственно на те виды, которые выполняют по договору.


Как вступить в СРО и получить допуск

СРО, или саморегулируемая организация - это некоммерческое объединение по профессиональному признаку. Если раньше строительные компании, имеющие лицензию, могли работать самостоятельно, то сейчас стало фактически обязательным условием. Формально - это дело добровольное, но рассчитывать на получение серьезных подрядов может только компания, имеющая допуск.

  • Значительная часть работ в строительстве -это государственные и муниципальные заказы. Для участия в тендере наличие допусков СРО является обязательным условием.
  • Члены саморегулируемой организации получают существенную юридическую поддержку, объединение защищает интересы своих участников во всех инстанциях.
  • Наличие допусков - большое преимущество в конкурентной борьбе на рынке строительных услуг.
  • Производство работ без наличия соответствующего разрешения - нарушение законодательства и влечет штрафные санкции.

Вступить в СРО строителей можно в любом городе, для этого не имеет значения место проведения работ. Подавляющая часть крупных объединений зарегистрирована в Москве и МО, при этом они ведут деятельность по территории всей Российской Федерации. Заявки принимаются в режиме он-лайн, по электронной почте, оформлением документов занимаются квалифицированные специалисты. Они помогают подобрать наиболее выгодный вариант с учетом количества и вида требующихся допусков.

Цена вступления в СРО определяется тремя статьями расходов.

  • Обязательные платежи по закону - это взнос в компенсационный фонд, вступительные и регулярные членские платежи.
  • Затраты на выполнение требований СРО по наличию персонала, производственной техники, механизмов и организационно-технической документации на предприятии.
  • Дополнительные накладные расходы, связанные с консультированием, подготовкой и пересылкой документации, проведением тестирования.

Для строителей размер уплаты начинается с 300 тысяч (при страховании деятельности) до 1 млн. рублей (без страхового полиса). Общая стоимость для малых и средних предприятий - довольно значительная, но крупные СРО предоставляют рассрочку платежей, скидки и льготы при оформлении документов. К выбору подходящего партнерства не стоит относиться формально. Необходимо выбирать надежную организацию, с хорошей репутацией - при исключении СРО из госреестра, все выданные ею допуски утрачивают силу.

Начиная с 2000 года, рынок инженерного проектирования и масштабного строительства в России вышел на принципиально новый уровень, а отечественные механизмы лицензирования оставались прежними. До 2009 года строительная лицензия официально выдавалась организацией РОССТРОЙ и Федеральным лицензионным центром. Это была своего рода монополия, которая постоянно тормозила всю систему получения разрешительной документации, что зачастую становилось причиной срыва запланированных сроков.
Благодаря усовершенствованию законодательной системы, с 1 января 2010 г действие строительных лицензий, регламентирующих базовые виды профильной деятельности, было прекращено. С этого момент доступ к проектированию и строительству, имеют члены так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которым выдаются Свидетельства о допуске к определённым работам.

В настоящий момент в лице саморегулируемых организаций строительные и проектные компании имеют достаточно эффективный механизм получения строительных лицензий, способный облегчить и ускорить процесс начала строительства объектов, что благотворно сказывается на темпах развития отрасли в целом.

СРО вместо строительной лицензии – новые схемы контроля после отмены лицензирования

Лицензирование в области строительства и использования технических средств – это мировая практика, которая, регулируя рыночные отношения, увеличивает поступления в казну и уменьшает риски в этом секторе экономики. Современные строительные технологии требуют обязательного контроля, поэтому официально выданное СРО Свидетельство о допуске к строительству на высоком уровне гарантирует безопасность и качество проводимых работ. С передачей полномочий на выдачу лицензий на строительство членам саморегулирующих организаций на рынке был сформирован принципиально новый механизм контроля и ответственности, позволивший на порядок увеличить безопасность и качество строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Теперь строительная лицензия выдаётся по результатам коллективного обсуждения специального комитета , который объективно анализирует экономический и производственный потенциал соискателей, репутацию и опыт подрядчика, сроки и стоимость проектов. При этом каждая компания, претендующая на получение строительной лицензии, обязана заплатить взнос в специальный компенсационный фонд, из которого будут покрываться любые убытки, нанесенные недобросовестным отношением проектировщиков и строителей к своей работе. Кроме того, активно применяются различные варианты страхования, поэтому современная лицензия на строительство максимально отражает интересы заказчика и подрядчика.

Одновременно СРО занимается защитой прав своих членов, поиском выгодных заказов, переговорами с инвесторами, техническим и финансовым контролем над реализуемыми проектами. Такой формат на сегодняшний день устраивает всех, включая официальные органы, выполняющих в настоящее время при оформлении строительных лицензий чисто бюрократические функции статистики и учёта.

Лицензия на строительство – порядок получения и вступления в саморегулируемые организации

Сегодня для того, чтобы получить разрешение на строительные работы, необходимо стать членом саморегулируемой организации, что предполагает подачу сравнительно небольшого пакета документов в соответствующую компанию. Списки документов, необходимых для вступления в СРО находятся на сайтах соответствующих организаций. Как правило, подаваемые документы в отличие от практики прошлых лет не требуют нотариального удостоверения – достаточно копии, заверенной печатью компании.

Строительные лицензии в виде специальных допусков выдаются на основании решения комиссии СРО после внесения взносов в компенсационный фонд и выполнения необходимых формальностей. Как показывает практика, такие лицензии на строительство можно получить достаточно быстро, однако при этом стоит учитывать, что со стороны СРО будет вестись определённый контроль над ходом строительно-монтажных работ и сроками сдачи объекта в эксплуатацию.

Сегодня строительная лицензия, благодаря модернизации законодательной базы и расширению полномочий некоммерческих партнёрских объединений (СРО), перестала быть тормозом на пути реализации профильных программ. Одновременно увеличился контроль над разработкой проектов и ходом строительства, появились источники компенсаций за различные недоработки, что соответственно повысило ответственность подрядчиков за свою работу.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО НОРМИРОВАНИЮ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

Министр архитектуры, строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации Б.А. Фурманов
28 января 1992 г. утвердил

ОЧЕРЕДНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В период до 1 января 1993 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которыми начато после 1 января 1989 г. В период до 1 января 1994 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которых начато до 1 января 1989 г. По истечении установленных сроков осуществление строительной деятельности без лицензирования запрещается. Перерегистрация предприятий не влечет за собой изменения срока начала его деятельности, если это не связано со структурными и технологическими изменениями.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

I . ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. Инженерно-геодезические изыскания 2. Инженерно-геологические изыскания 3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания 4. Мелиоративные, лесотехнические и торфотехнические изыскания 5. Инженерно-экологические изыскания 6. Контроль качества работ II . ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 7. Разработка градостроительной документации 8. Архитектурное проектирование 9. Строительное проектирование и конструирование 10. Проектирование инженерных сетей и систем 11. Разработка специальных разделов проектов 12. Технологическое проектирование 13. Экспертиза проектной документации III . ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ 14. Производство строительных материалов 15. Производство стальных и алюминиевых строительных конструкций и изделий 16. Производство конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона 17. Производство спецжелезобетона 18. Производство напорных и безнапорных железобетонных труб 19. Производство товарного бетона и раствора 20. Производство асфальта 21. Производство деревянных строительных конструкций и изделий 22. Производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки 23. Производство вентиляционных, санитарно-технических и электромонтажных изделий и заготовок 24. Контроль качества продукции IV . ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 25. Земляные работы 26. Специальные работы в грунтах 27. Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений 28. Работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудованию 29. Работы по устройству внутренних инженерных систем 30. Работы по защите конструкций и оборудования 31. Работы по отделке конструкций и оборудования 32. Работы по строительству дорог 33. Работы по благоустройству территории 34. Монтаж технологического оборудования 35. Пусконаладочные работы 36. Контроль качества работПРИМЕЧАНИЯ:1. Лицензирование видов строительной деятельности и работ осуществляется в соответствии с Положением о государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593. Лицензирование работ пп. 7, 8 осуществляется в порядке, определяемом Союзом архитекторов Российской Федерации совместно с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. № 1655-1.2. При рассмотрении и выдаче лицензий необходимо указывать виды работ в соответствии с Общесоюзным классификатором работ и услуг в строительстве (Стройиздат, 1987 г.), а также типы зданий и сооружений в соответствии со СНиП и другими нормативными документами, утвержденного перечня по состоянию на 1 января 1991 г.3. Номенклатура объектов, связанных с повышенной опасностью, определяется в установленном порядке перечнями объектов, подконтрольных Госгортехнадзору Российской Федерации и Госатомнадзору Российской Федерации.

О порядке привлечения специализированных экспертных базовых организаций
при лицензировании строительной деятельности

В связи с обращениями территориальных лицензионных центров и других организаций об ограничении перечня видов деятельности и работ, по которым требуются заключения специализированных экспертных базовых центров, Минстрой России считает необходимым поддержать такие предложения. Основными критериями для привлечения этих организаций при оценке потенциальных возможностей субъектов лицензирования следует считать обеспечение: безопасности жизни и здоровья людей, экологической безопасности и охраны природы; учета особо сложных природно-геолого-климатических условий; наличия соответствующего оборудования, машин, механизмов, а также специальных материалов; высокой эксплуатационной надежности на стадии изысканий, проектирования, производства отдельных видов конструкций, материалов, а также строительства объектов. С учетом этих требований Минстроем России подготовлен публикуемый ниже перечень видов деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров. Этим перечнем и следует руководствоваться в практической деятельности.

Перечень видов строительной деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров для получения лицензий

1. Выполнение инженерных изысканий. 2. Выполнение проектных работ: магистральные инженерные сети;* строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений, возводимых на территориях с особо сложными природными геолого-климатическими условиями; разработка систем энергоснабжения, пожаротушения, противогазовой защиты, пожарно-охранной сигнализации и спецсвязи;* технологическое проектирование; *** подведомственные Госготтехнадзору Российской Федерации** для крупных комплексов промышленного и гражданского назначения 3. Производство строительных материалов, конструкций и изделий: вяжущих, полимерных, кровельных, асбестоцементных изделий, санитарно-технического оборудования; стальных и алюминиевых строительных конструкций;** несущих конструкций из железобетона;** спецжелезобетона; контроль качества. 4. Выполнение строительно-монтажных работ: специальные работы в грунтах (гидромеханизированные, горнопроходческие, подводнотехнические и свайные работы, шахтопроходка и шахтоосушение).** возведение несущих и ограждающих конструкций;** монтаж металлоконструкций специальных сооружений высотой более 100 м; работы по устройству инженерных сетей, монтажу оборудования и установок;** по защите конструкций и оборудования;** по устройству кровель и полов;** по монтажу технологического оборудования;** по пусконаладочным работам; водохозяйственное и мелиоративное строительство групповых систем; транспортное строительство (автодорожное, железнодорожное строительство, строительство крупных мостов, метрополитенов, тоннелей, аэродромов, речных и морских сооружений, производство специальных машин, механизмов, оборудования, а также конструкций, изделий и материалов для транспортного строительства). Перечень работ уточняется с учетом предложений корпорации «Трансстрой» и других организаций; контроль качества работ, включая обследование объектов.Примечание: 1. Перечень работ может быть уточнен отделом лицензирования Минстроя России.2. Выдача лицензий без заключения аккредитованных специализированных экспертных базовых центров по указанным работам не допускается.

О лицензировании строительной деятельности

Госстрой России направил правительствам республик, администрациям краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга, руководителям территориальных лицензионных центров, ФЛЦ письмо от 04.10.93 № АБ-5-387 следующего содержания. В обращениях администраций регионов России, а также крупных проектных и строительных организаций высказывались предложения о необходимости повышения ответственности организаций за выполнение функций генпроектировщика и генподрядчика. Госстрой России поддерживает эти предложения и считает необходимым в «Перечне видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий», утвержденном Минстроем России 28 января 1992 г. выделить «осуществления функций генерального подрядчика» как самостоятельные виды работ, выполняемые на основании лицензий. В развитие этого письма в адрес тех же организаций и дополнительно в адрес Росналогслужбы Госстрой России направил письмо от 02.11.93 № БЕ-19-22/5 следующего содержания. В связи с внесением изменений в «Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий» (письмо Госстроя России от 04.10.93 № АБ-5-387) Госстрой России вносит в утвержденную 28.01.92 «Очередность осуществления лицензирования строительной деятельности на территории Российской Федерации» следующее дополнение: «С 1 июля 1994 г. осуществление организациями и предприятиями функций генерального проектировщика и генерального подрядчика без лицензий на эту деятельность запрещается».

Выдача лицензий на ведение строительной деятельности была отменена в 2010 году. Тем не менее, выполнение многих видов строительных работ невозможно без специального разрешения. В соответствии с законодательством, чтобы получить право на ведение строительной деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации строителей (СРО). Именно СРО и решает все вопросы допусков к реконструкции, капитальному ремонту и прочим видам работ в строительной сфере.

Регламентирует список работ, для которых нужно членство в СРО приказ № 624 от 30.12.2009 года. Правда при более детальном анализе Градостроительного кодекса РФ, классификатора работ, а также рекомендаций ФГУ «Главгосэкспертизы России», получается выделить некоторые виды работ, проведение которых не требует допуска, а соответственно и членства в СРО.

В каких случаях не требуется допуск СРО

В ст. 51 ГК РФ в п. 1-5 и п. 17 перечислены виды работ, для выполнения которых не требуется получать разрешение на строительство.

Допуск СРО не требуется:

При возведении объектов индивидуального жилищного строительства, предназначенных для проживания одной семьи, являющихся отдельно стоящими и имеющих не более трех этажей;

Для построек в виде блочных жилых домов, с количеством блоков не более десяти. Отдельный блок рассчитан для проживания одной семьи и имеет одну или более стенок, общих с блоком соседнего дома и не имеющих проемов. Обязательным условием является то, что дом должен располагаться на личном участке и иметь выход на территорию общественного пользования. Этажей в таком объекте должно быть не больше трех.

В зданиях производственного назначения, являющихся объектами капитального строительства, у которых общая площадь не превышает 1500 квадратных метров,

Такие постройки должны принадлежать к типу зданий и сооружений, которые не нуждаются в организации санитарно-защитной зоны или аналогичные зоны устанавливаются на территории участка, принадлежащего данному объекту. Исключением является объект капитального строительства, который, исходя из положений статьи 48 части 1 ГК РФ, признается либо особо опасным, либо технически сложным, либо уникальным. Этажей в таком сооружении должно быть не больше двух.
Нужно иметь в виду, что 624 приказ был неоднозначно встречен строительными организациями и индивидуальными предпринимателями.

По этой причине приказом № 294 от 23.07.2010 года были внесены ряд поправок и расширенных объяснений, какие виды работ не нуждаются в допуске:

Почти все виды остекления;

Отделка гипсокартоном;

Штукатурные и облицовочные работы;

Внутренние отделочные работы (все виды);

Земляные работы, полы и стяжки;

Установка заборов, ограждений и ворот;

Малярные работы;

Грунтовые работы;

Работы по благоустройству, а также ремонту и содержанию дорожных покрытий;

Помимо всего этого допуска СРО не требуют:

Изготовление деревянных конструкций для уже готовых фундаментов малоэтажного строительства. Не распространяется данное положение на висячие конструкции, оболочки двоякой кривизны, а также мембранные покрытия;

Работы, производящиеся на внутренних сетях зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам либо уникальным. Это исключение не относится к работам с газовыми сетями;

Кровельные, каменные, фасадные работы зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам или уникальным;

Геодезические работы на строительных площадках вышеуказанных объектов;

Защитные работы на строительных конструкциях, а также трубопроводе и оборудовании, в том числе работы по защитному покрытию лакокрасочными материалами и теплоизоляции трубопровода. Данное положение не распространяется на магистральные и промысловые трубопроводы;

Можно частично выполнять работы по подготовке строительных площадок под здания и сооружения, не относящихся к особо опасным или уникальным объектам.

Строительные работы, для которых допуск СРО необходим

Разрешение на строительство требуется при проведении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, полный перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ в ст. 48.1.
В качестве примера, к подобным объектам относятся: объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, гидротехнические сооружения, морские порты, а также объекты капстроительства, которые имеют высоту или длину пролетов более чем сто метров и пр.